Виды моделирования в психологии: Моделирование — Психологос

Содержание

Моделирование — Психологос

Модели́рование — метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Моделирование необходимо также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом. Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета. Моделирование объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое моделирование. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое моделирование: создаётся функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. Широко применяется моделирование на компьютерах.

Подробнее

Под моделированием понимается процессы как построения, так и изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими гносеологическими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и другими: процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Поэтому естественно задать вопрос: является ли моделирование особым методом научного познания, не является ли оно синонимом процесса теоретического исследования или процесса познавательной деятельности вообще?

Главная особенности моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей — моделей.

Виды моделирования

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:

  • Компьютерное моделирование
  • Математическое моделирование
  • Математико-картографическое моделирование
  • Цифровое моделирование
  • Логическое моделирование
  • Психологическое моделирование
  • Статистическое моделирование
  • Структурное моделирование
  • Физическое моделирование
  • Экономико-математическое моделирование
  • Имитационное моделирование
  • Эволюционное моделирование
  • и т. д.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Процесс моделирования

Процесс моделирования включает три элемента:

  • субъект (исследователь),
  • объект исследования,
  • модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон.

Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.

Литература и ссылки

  • Учебные пособия института математического моделирования РАН
  • Художественное моделирование геометрических форм, статья
  • Нефёдов С. А., Турчин П. В. Опыт моделирования демографически-структурных циклов // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.153-167. ISBN 978-5-484-01009-7.
  • Деловая игра
  • Сообщество свободного математического моделирования

8)Метод моделирования.

Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Метод моделирования в психологии развивается в двух направлениях:

  1. знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности – моделирование психики;

  2. организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы.

Модели бывают техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д.

  1. Экспериментальный метод.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов.

Как я уже писала, в пункте номер 5 их, бывает 3 вида:

  1. естественный эксперимент.

  2. моделирующий эксперимент.

  3. лабораторный эксперимент.

Естественный – в обычных жизненных условиях, экспериментатор не вмешивается в ход событий, фиксируя их такие, какие они есть.

Моделирующий — испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого.

Лабораторный – создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство лучше всего оценивается.

10)Тексты

Тесты – это наиболее используемый стандартизованный метод.

Виды тестов:

  1. опросники – возможность поучения точной и качественной характеристики психологического явления,

  2. задания – возможность сопоставить результаты исследования для решения практических задач,

  3. проективные – четкая процедура сбора, обработки данных и психологической интерпретации полученных результатов.

11)История развития тестового метода.

Френсис Гальтон 1882-1911гг.

1-й тест был создан им в 1884г. Провел испытание над 9337 людьми разных возрастов.

Гальтон ввел в теорию тестирования 3 принципа, используемых и по сей день:

1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

2. Статистическая обработка результатов.

3. Выделение эталонов оценки.

Термин «умственные тесты» ввел Дж. Кеттел 1860-1944гг. Дж.Кеттел считал тест средством для проведения научного эксперимента.

Требования к чистоте проведения Кеттла:

1. одинаковость условий для всех;

2. ограничение времени тестирования;

3. в лаборатории, не должно быть зрителей;

4. оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию;

5. одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать;

6. результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.

В 1905г. Француз Бене создал тест для оценки интеллекта. В начале XXв. Французское правительство поручило ему составить шкалу интеллектуальных способностей школьников для распределения по ступеням обучения.

Позже созданы серии тестов для решения практических задач. Они быстро и широко распространились.

Мюнстерберг создал тесты для профессионального отбора на основе взаимосвязи психических структур, нужных для успешной деятельности, и структур для успешного выполнения тестов на группе лучших рабочих. Затем они использовались при приеме на работу.

В период 1-й мировой войны психологические тесты стали использовать массово.

США готовились к вступлению в войну, но не имели военного потенциала, как прочие воюющие стороны еще до вступления в войну (1917г.) военные власти предложили крупнейшим психологам страны Торндайку, Йерксу и Уиплу применить психологию в военном деле. Американская психологическая ассоциация и университеты развернули работу. Под руководством Йеркса создались 1-е групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе различных родах войск: армейский тест ”альфа” для грамотных и армейский тест “бета” для неграмотных. Альфа-тест похож на вербальные тесты Бине для детей. Бета-текст состоял из невербальных заданий. Были обследованы 1 700 000 солдат и 40 000 офицеров.

В отечественной психологии — Лазурский, Россолимо, Бехтерев и Лесгафт.

Врач – невролог, психолог Россолимо для диагностики индивидуальных психических свойств разработал методику их количественно оценки, дающую целостное представление о личности. Она оценивала 11 психических процессов, разбитых на 5 групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление).

Выполнение заданий по каждому процессу оценивало его “силу” по специальной шкале. Сумма положительных ответов отмечалась на графике. Соединение этих точек давало “психологический профиль” человека.

Сегодня тесты – самый используемый метод, хотя промежуточный между субъективными и объективными методами. Есть много тестовых методик, например: основные на самоотчете испытуемых – тесты-опросники. Испытуемый может сознательно или несознательно повлиять на результат, особого, если знает, как будут интерпретироваться его ответы.

Психологическое моделирование кратко Моделирование и Моделирование систем

Сразу хочу сказать, что здесь никакой воды про психологическое моделирование, и только нужная информация. Для того чтобы лучше понимать что такое психологическое моделирование , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Моделирование и Моделирование систем.

психологическое моделирование (англ. psychological modelling) – метод, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Для создания модели жизненной ситуации часто используются моделирующие устройства. В частности, моделирующие устройства дидактического назначения представлены тренажерами различных типов и аудиовизуальными пособиями (макеты, схемы, карты, теле– и киноустановки). Для научных исследований применяются, кроме того, моделирующие устройства (стимуляторы) для исследования способностей индивидуума, эффективности функционирования систем «человек – машина » и т. п. Назначение этих устройств состоит в имитации определенной трудовой, спортивной и т. п. ситуации, в которую включается испытуемый, и регистрации особенностей поведения испытуемого в данной ситуации.

Моделирование психологическое (греч. psyche – душа, logos – учение, лат. modulus – образец) – особый метод изучения в лабораторных условиях, который используют в различных психологических исследованиях.

Психологическое моделирование заключается в создании специальной психогенной ситуации, которая позволяет изучать поведение человека, обусловленное его психической природой. Приемы моделирования психологического варьируются в зависимости от целей исследования (обучения или обследования), однако можно выделить ряд общих свойств.

Моделирование в психологии — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях;

знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности — моделирование психики;
организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы; последнее принято называть психологическим моделированием.
Моделирование психики — метод исследования психических состоянии, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики. По полноте отражения объекта в модели можно выделить следующие классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описаной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.

Моделирование психики тесно связано с поблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных с психологией областях — бионике, кибернетике, автоматике, вычислительной технике, информатике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.

Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, запоминание, обучаемость, логическое мышление и т.д. Делаются первые попытки построить вещественные — гипотетические и бионические — модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата и др.).

В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями Первое – моделирование психики: это путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений. Второе –психологическое моделирование: это путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп). Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях. Схематично система основных направлений моделирования в психологии представлена ниже на рисунке 12.

Моделирование физиологических и, в первую очередь,нейрофизиологических механизмов – область интересов многих наук. Голос психологов здесь, к сожалению, отнюдь не доминирующий. Достаточно указать, что «ни психология вообще, ни психология мышления в частности, ни философия обычно не называются в числе тех теоретических дисциплин, на которых основываются исследования в области «искусственного интеллекта» за рубежом» [145, с. 7]. Но именно здесь наиболее успешно используется компьютерное моделирование. Материальность этих механизмов накладывает значительные ограничения на субъективизм в выборе моделей и способов их построения. Вещественная представлен-ность и зримые результаты работы этих моделей выступают мощными индикаторами их соответствия прототипу – нервному субстрату психики. Можно сказать, что при моделировании физиологических основ психической деятельности у исследователя есть более четкие ориентиры для конструирования модели и более строгие критерии их оценки, чем при моделировании собственно психических явлений. «Если вопрос о моделировании субъективных явлений в известном смысле проблематичен, то моделирование материальных основ или механизмов этих явлений, наоборот, представляется не только вполне возможным, но и весьма важным делом как для физиологов, так и для психологов»

Моделирование психологических механизмов – стихия психологов. Идеальность (нематериальность) психологических механизмов исключает их физическое воплощение и предоставляет неограниченные возможности своей презентации и интерпретации. Поэтому мы имеем массу вариантов механизма сенсорного отклика (теория обнаружения сигнала, высокопороговая теория, нейроквантовая теория и др.) и еще большее число показателей сенсорной чувствительности (от понятного, но не доказанного сенсорного порога до трудновоспринимаемой РХП – рабочейхарактеристики приемника). Поэтому мы имеем множество теорий эмоций (от организменной теории Джеймса–Ланге до информационной теории П. В. Симонова). Поэтому мы имеем бесконечное число моделей и теорий личности. В психологии вообще считается хорошим тоном множественность мнений по одному вопросу. В разряд ее девиза можно отнести тезис: «сколько ученых, столько и мнений». Однако, безусловно соглашаясь с относительностью научных знаний и их потенциальной заряжен-ностью своим опровержением, все же необходимо признать, что на определенных и достаточно длительных этапах развития научной мысли она нуждается в устойчивых, «благонадежных» данных, играющих роль каркаса актуальных знаний человечества, согласующихся с доминирующей на данный исторический момент научной картиной мира (парадигмой). Чрезмерная множественность мнений в психологической науке отражает, видимо, не столько сложность и вариативность мира в целом и изучаемого предмета в частности, сколько отставание научного синтеза от анализа, теоретического обобщения от эмпирического исследования, систематизации знаний от накопления конкретных фактов.

+Идеальность психологических механизмов кроме свободы мысли и творчества исследователей обусловливает и практическую сложность (если вообще возможность) их эмпирической проверки. Сомнения в принципиальной возможности создания адекватных моделей собственно психологических явлений Е. И. Бойко высказывал еще более 30 лет назад: «Моделирование субъективного образа как такового … строго говоря, очень проблематично, если не невозможно вообще» [40, с. 50]. Тогда возникает вопрос о необходимости таких моделей. Ответ однозначен: несмотря на их дискуссионность, а зачастую и обескураживающие натянутость и надуманность, эти модели в науке необходимы и полезны. Именно они составляют основной багаж психологии, без которого мы бы не имели вообще никакого научного представления о собственном внутреннем мире и не могли бы получать или оказывать квалифицированную психологическую помощь. Ведь исходным моментом успешности применения любой психотерапевтической методики является убежденность использующего ее специалиста в истинности ее концептуальных основ, т. е. заложенной в ней модели человека и модели воздействия на него.

  • психика , структура психики ,
  • модели , модель ,
  • моделирование , моделирование систем ,
  • методы моделирования временных данных , temporal data modeling ,
  • имитационное моделирование ,
  • моделирование , моделирование систем ,
  • Теория подобия
  • Эвристический
  • Научная визуализация
  • Статистическая модель
  • Системны анализ
  • Функциональный анализ
  • Абстрогирование
  • Абстракция

А как ты думаешь, при улучшении психологическое моделирование, будет лучше нам? Надеюсь, что теперь ты понял что такое психологическое моделирование и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Моделирование и Моделирование систем

что это такое и какие бывают его виды в психологии? • Психология говорит

Обучение через наблюдение очень важно для развития людей. Многие навыки, которые мы приобретаем, зависят от наблюдения за поведением других, особенно в детстве.

В этой статье мы опишем, что такое моделирование , Один из терминов, используемых для описания определенных аспектов социального обучения. Мы также объясним процессы, которые позволяют моделировать, и существующие типы моделирования.

    Содержание

    Что такое моделирование?

    Моделирование — это вид обучения, основанный на имитации поведения модели Обычно другого человека. Этот процесс происходит ежедневно и может использоваться в качестве терапевтического метода для облегчения приобретения и изменения поведения.

    Термин «моделирование» имеет значение, аналогичное значению «Имитация», «социальное обучение», «обучение с наблюдением» и «прокси-обучение». Каждая из этих концепций подчеркивает различные характеристики этого типа обучения.

    Таким образом, в то время как «моделирование» подчеркивает тот факт, что существует модель для подражания, «социальное обучение» — это широкое понятие, подчеркивающее роль этого процесса в социализации, а «l«прокси-обучение» означает, что последствия модели поведение усваивается наблюдателем.

    Моделирование имеет разные функции. в основном он используется для приобретения нового поведения , например, ручных навыков, но также может подавлять или снимать запреты поведения; это зависит от ожиданий человека в отношении последствий.

    Мы считаем, что Альберт Бандура является самым выдающимся автором в области моделирования и социального обучения. Хорошо известен эксперимент, проведенный им в 1963 году с Ричардом Уолтерсом, он показывает, что дети подражают или не подражают поведению взрослых в зависимости от того, видят ли они, что их награждают или наказывают.

      задействованные процессы

      Согласно Бандуре, обучение путем моделирования осуществляется через словесное и образное посредничество: когда мы учимся путем подражания, мы делаем это через символические представления наблюдаемого поведения и его последствий.

      Для этого автора есть четыре процесса, с помощью которых поведение приобретается и выполняется. Внимание и удержание необходимы для приобретения целевого поведения, а воспроизведение и мотивация необходимы для выполнения.

      1. Внимание

      Люди учатся новому поведению посредством наблюдения только в том случае, если мы в состоянии это сделать. обратите внимание на поведение модели . Различные типы переменных облегчают или затрудняют процесс ухода.

      Например, нам легче подражать образцам для подражания, которые похожи на нас своими физическими или социальными характеристиками, а также тем, кого мы считаем престижными и кто получает большее вознаграждение.

      Вероятность обучения путем подражания зависит и от самого субъекта; таким образом, беспокойство и сенсорный дефицит, например слепота, мешают уделить внимание модели. С другой стороны, мы склонны подражать другим в большей степени. если ситуация неопределенная и задача средней сложности .

      2. Удержание

      Чтобы иметь возможность имитировать поведение, необходимо уметь представлять его в виде образов или вербально без присутствия модели. Когнитивное изучение поведения модели очень важно для удержания.

      Ваша переменная является еще одной релевантной переменной для поддержания обучения , то есть мы можем связать ее с другим предшествующим обучением . Конечно, физические характеристики человека также влияют; например, людям с деменцией гораздо труднее приобрести поведение.

      3. Воспроизведение

      Воспроизведение – это процесс, посредством которого обучение превращается в поведение. Сначала генерируется схема действия , эквивалентная наблюдаемой; затем инициируется поведение, и результат сравнивается с такой ментальной моделью. Наконец, вносятся коррективы, чтобы приблизить фактическое поведение к идеальному.

      4. Мотивация

      Обучение может происходить без подражания; произойдет ли это в конечном итоге, зависит от функциональной ценности, которую человек придает усвоенному поведению. В этом процессе играет роль ожидание подкрепления.

      Должна быть одна вероятность получения поощрения за вождение ; они могут быть прямыми, а также по доверенности и собственного производства. Следовательно, мотивационные процессы необходимы в подражании.

        Типы моделирования

        Различные типы моделирования классифицируются на основе множества различных переменных, таких как сложность поведения для имитации, способность модели или социальная приемлемость поведения. Давайте посмотрим, что они собой представляют самых важных видов моделирования .

        1. Активный или пассивный

        Мы говорим об активном моделировании, когда наблюдатель имитирует поведение модели после наблюдения за ней. Напротив, при пассивном моделировании поведение приобретается, но не выполняется.

        2. Объективное поведение или промежуточное поведение

        Критерием отличия в этом случае является трудность имитации поведения . Если целевое поведение простое, его можно смоделировать напрямую; однако, чем он сложнее, тем сложнее будет его воспроизвести, поэтому в этих случаях он разбивается на разные, более простые поведения, называемые «посредниками».

        3. Положительное, отрицательное или смешанное

        При положительном моделировании усвоенное поведение считается приемлемым для социальной среды, а при отрицательном приобретается разрушительное поведение . Например, когда ребенок видит, как его отец нападает на его мать. В случае смешанного моделирования мы учимся неадекватному поведению, а затем приемлемому поведению.

        4. Живой, символический или секретный

        В этом случае релевантной переменной является способ представления модели. Если присутствует, это живое моделирование; если это наблюдается косвенно, ком в видеозаписи моделирование символьно ; наконец, мы говорим о тайном моделировании, если учащийся делает это, воображая поведение модели.

        5. Индивидуальное или групповое

        Индивидуальное моделирование происходит, когда присутствует только один наблюдатель, а в группе больше людей, изучающих поведение.

        6. Одиночные или множественные

        Различие аналогично предыдущему случаю, хотя количество моделей различается, а не число наблюдателей. Когда моделирование кратно обобщение обучения больше потому что субъект подвергается различным поведенческим альтернативам.

        7. Модель автомобиля

        иногда манекен такой же, как и наблюдаемый ; в этих случаях мы называем процесс «самомоделирование». Символическое самомоделирование с помощью видеомонтажа оказалось очень полезным для лечения избирательного мутизма.

        8.

        Совместное и несовместное

        Мы говорим о совместном моделировании, когда наблюдатель взаимодействует с моделью , которая также может управлять подкреплением; это могло бы произойти, например, в случае с терапевтами или логопедами. С другой стороны, при моделировании без участия субъект не связан с моделью, а знает только последствия своего поведения.

        9. Контроль или адаптация

        Критерием, который отличает эти два типа моделирования, является степень компетентности модели. В моделировании предметной области имитируемый человек с самого начала имеет возможность правильно, без ошибок выполнять целевое поведение.

        С другой стороны, копинг-модели приобретают навыки , необходимые для осуществления поведения, аналогичного процессу, который будет происходить у наблюдателя. Этот тип моделирования считается более эффективным, чем предметная область, потому что он более значим для наблюдателя.

          Кто хорошо реагирует на моделирование поведения?

          Помните, когда вы были ребенком и видели что-то или кого-то, кого вы считали удивительным, и, возможно, пытались подражать им? Или, возможно, во взрослом возрасте вы наблюдали и восхищались тем, как кто-то взаимодействует с миром, и черпали в нем вдохновение. Мы, люди, учимся, наблюдая за другими. Все это примеры типов моделирования поведения.

          Мы иногда забываем заботиться о своем эмоциональном здоровье

          Терапия здесь для вашего психического благополучия

          Человек может служить образцом (сознательно или нет), у которого другие могут учиться поведению и пытаться подражать. Моделирование поведения может иметь место во многих сферах жизни и во всех возрастных группах. Моделирование также может быть методом, используемым в терапии, чтобы помочь людям научиться вести более здоровый образ жизни и избегать непродуктивного или вредного поведения.

          Что такое моделирование в поведенческой терапии?

          Моделирование поведения, или, проще говоря, моделирование — это метод, который некоторые терапевты используют, чтобы помочь своим клиентам решить множество проблем. Идея состоит в том, что обучение новому поведению может происходить путем наблюдения и имитации того, кто делает это поведение (модель). Хотя слышать о решениях и обсуждать их может быть полезно, наблюдение за реально используемыми методами может быть еще одним эффективным способом научиться новому поведению.

          Поведение можно смоделировать, чтобы показать кому-то, как что-то делать, как , а не что-то делать, и как изменить свое поведение, чтобы наилучшим образом удовлетворить свои потребности. Когда люди наблюдают за выполняемым действием или поведением, они могут очень эффективно учиться и иметь возможность подражать этому поведению и использовать его при необходимости. Примером этого в повседневной жизни может быть ребенок, наблюдающий, как взрослый поворачивает дверную ручку, и благодаря этому учится открывать дверь самостоятельно. В терапии примером может быть терапевт, участвующий в позитивном разговоре с самим собой, чтобы помочь своему клиенту научиться делать это для себя.

          Моделирование в терапии может быть наиболее эффективным, когда оно используется в индивидуальной ситуации или с помощью видеотелетерапии, чтобы можно было уделить особое внимание деталям моделирования. Этот метод также можно использовать, наблюдая за поведением по телевизору или на смарт-устройстве в прямом эфире или предварительно записанном. В некоторых случаях моделирование может быть даже более эффективным, если модель говорит об их мыслительных процессах, когда они участвуют в поведении. Например, если модель показывает, как глубоко дышать, чтобы уменьшить стресс или тревогу, она может рассказывать о процессе, объясняя, как поднимается его грудная клетка, как он вдыхает через нос и т. д.

          Что такое поведенческая терапия?

          Моделирование используется в поведенческой терапии, но что такое поведенческая терапия? Поведенческая терапия — это тип терапии, который помогает людям справиться с психическими расстройствами или найти более здоровое поведение. Основная идея заключается в том, что поведение можно изменить. В поведенческой терапии клиенты работают с терапевтом, чтобы выявить и изменить нездоровое поведение на здоровое.

          Когнитивно-поведенческая терапия — это очень распространенный тип поведенческой терапии. В когнитивно-поведенческой терапии люди работают с терапевтом, чтобы изменить свои модели мышления, чтобы развить более здоровые мысли и поведение. Было показано, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна в решении ряда проблем психического здоровья, таких как депрессия, тревога, злоупотребление алкоголем и наркотиками, проблемы в отношениях и расстройство пищевого поведения.

          Четыре этапа моделирования

          Психолог Альберт Бандура описал концепцию обучения через наблюдение, в котором используется моделирование. Он предположил, что люди могут учиться через наблюдение. Он сказал, что люди все еще могут учиться у моделирования, даже если они не обязательно подражают модели.

          Бандура также предположил, что для того, чтобы люди могли эффективно учиться моделированию, должны присутствовать четыре условия:

          1. Внимание: Чтобы человек мог учиться у модели, он должен внимательно следить за тем, что делает модель. Например, люди могут узнать больше, если они бдительны, отдохнули и не отвлекаются. Бандура также сказал, что они могли бы узнать больше от людей, которых они считают похожими на них или которые, по их мнению, престижны или вознаграждены за их поведение (например, то, как человек может восхищаться знаменитостью).
          2. Удержание: Чтобы человек научился моделировать или имитировать поведение, ему необходимо запомнить (сохранить) то, что он наблюдал.
          3. Воспроизведение: Чтобы поведение имело место точно, человек должен быть в состоянии воспроизвести его. Однако в некоторых случаях это может быть невозможно. Например, человек невысокого роста или не умеющий в настоящее время прыгать очень высоко, скорее всего, не сможет имитировать баскетболиста, выполняющего слэм-данк, но он все же может попытаться, увидев такое поведение или узнав, что переходит к слэм-данку через наблюдение.
          4. Мотивация: Теория Бандуры утверждает, что для эффективного обучения человеку, наблюдающему за моделью, может понадобиться причина (мотивация) для обучения. Например, они могут учиться лучше всего, если у них есть особый стимул изучить поведение или если они заметили, что модель каким-то образом вознаграждается за это поведение.

          Моделирование также может уменьшить поведение. Например, если наблюдатель видит, что модель испытывает негативные последствия из-за своего поведения, у него может быть меньше мотивации подражать поведению.

          Кому может быть полезно моделирование?

          Многие люди могут извлечь пользу из моделирования поведения. Подобно тому, как маленькие дети, которые растут и учатся, могут копировать поведение своих родителей, братьев и сестер, люди могут изучать стратегии поддержания своего психического здоровья посредством моделирования.

          • Дети и подростки: Моделируя поведение, дети и подростки могут научиться реагировать на ситуации. Эти усвоенные модели поведения могут быть эффективно использованы в социальных ситуациях. Например, если молодые люди учатся налаживать отношения в школе или как реагировать на давление сверстников, заставляющее их делать что-то, чего они не хотят, они могут наблюдать, как другие (модели) справляются с взаимодействием здоровым образом. Затем, если они сами находятся в ситуации, похожей на смоделированную, они могут чувствовать себя более уверенно, потому что они будут чувствовать себя подготовленными, зная пример того, что делать или чего не делать.

          Мы иногда забываем заботиться о своем эмоциональном здоровье

          Терапия здесь для вашего психического благополучия

          • Родители: Наблюдение за тем, как другие люди успешно и правильно воспитывают детей, может быть эффективным способом научиться здоровым родительским навыкам. Родители также играют важную роль в качестве моделей для своих детей. Дети наблюдают за поведением своих родителей и учатся у них. Моделирование здорового поведения может помочь вашему ребенку научиться справляться с обычными жизненными ситуациями, такими как стресс, сильные чувства и столкновение со страхами. Родители могут моделировать позитивное эмоциональное поведение, говоря о своих чувствах и демонстрируя их здоровым образом, используя продуктивные навыки решения проблем и находя время для расслабления и снятия стресса.
          • Пары: Парам может быть полезно моделирование. Во время консультирования они могут наблюдать, как другие пары (например, на видео) участвуют в здоровом общении. Например, они могут наблюдать, как другая пара ссорится, а затем продуктивно разрешает спор. Тогда пара может иметь позитивные, эффективные инструменты и модели поведения для улучшения общения в своих отношениях.
          • Люди, живущие с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ: Люди, выздоравливающие от злоупотребления психоактивными веществами, могут научиться здоровым навыкам преодоления трудностей, наблюдая за моделями поведения. Они могут узнать, наблюдая за тем, как человек, выздоравливающий от употребления психоактивных веществ, эффективно использует здоровые навыки выживания, чтобы инициировать и/или поддерживать свою трезвость. Они также могут наблюдать за поведением, связанным со злоупотреблением психоактивными веществами, что может служить образцом поведения, которого следует избегать.
          • Люди, живущие с тревожными расстройствами : Чтобы успокоить тревожные чувства, человек с тревогой может использовать эффективные средства, такие как прогрессивная мышечная релаксация и глубокое дыхание. Наблюдение за тем, как кто-то правильно моделирует эти инструменты, может помочь человеку освоить навыки.
          • Люди, живущие с фобиями: Человеку, страдающему фобией, может быть полезно наблюдать за тем, как кто-то сталкивается со своим страхом. Например, если они боятся высоты, им может быть полезно наблюдать за тем, как кто-то другой спокойно справляется с высотой. Это может быть постепенный, осторожный процесс, чтобы человек, наблюдающий за происходящим, не чувствовал такого беспокойства, что он не может учиться. Например, они могут наблюдать, как человек поднимается немного выше, пока не достигнет «вершины». Это может помочь с десенсибилизацией фобии.
          • Люди, у которых проблемы с управлением гневом: Наблюдая за здоровыми моделями управления гневом, люди могут научиться лучше справляться с сильными чувствами, когда они злятся. Навыки управления гневом, которые можно наблюдать и моделировать, включают спокойное, неконфронтационное выражение чувств, взятие тайм-аута при обострении стрессовых или вызывающих гнев ситуаций и использование решений для решения проблем, которые могут спровоцировать гнев.
          • Люди, страдающие другими психическими расстройствами, могут получить пользу от моделирования: Моделирование может помочь людям, страдающим психическими расстройствами, понять, что они не одиноки и что другие тоже живут и справляются с проблемами психического здоровья. Благодаря моделированию люди могут видеть, как другие справляются с их симптомами, и учиться у них.

          Многие люди могут извлечь пользу из моделирования поведения. Они могут учиться, наблюдая за тем, как люди моделируют поведение, а затем практиковать здоровое поведение в ролевых играх. Это может быть похоже на изучение чего-то более тщательно — или просто другим способом — увидев это лично, а не прочитав или услышав об этом. Моделирование может быть для людей одним из способов научиться вести себя более позитивно или здоровее.

          Как получить помощь по моделированию поведения?

          Если вы чувствуете, что вам или кому-то из ваших знакомых может помочь моделирование поведения, возможно, вам будет полезно поговорить с психотерапевтом. Они могут дать полезную информацию о том, может ли это быть частью эффективного плана лечения для вас. Терапевт может помочь вам укрепить ваши мысли, поведение и чувства, чтобы вы могли жить здоровой и полноценной жизнью.

          В BetterHelp вы можете связаться с лицензированным специалистом в области психического здоровья, который подходит вам и вашим потребностям. BetterHelp может предоставить вам безопасное, защищенное и приватное виртуальное пространство для терапии. Вы можете связаться со своим терапевтом через чат, видеосессии или по телефону, не выходя из собственного дома или из любого места, где вы чувствуете себя комфортно и есть хороший интернет-сервис. Терапия может исцелять и может помочь вам найти способы внести позитивные изменения в свою жизнь.

          Моделирование: что это такое и какие его виды бывают в психологии?

          Обучение через наблюдение очень важно для развития человека. Большая часть навыков, которые мы приобретаем, зависит от наблюдения за поведением других, особенно в детстве.

          В этой статье мы опишем, что такое моделирование , один из терминов, используемых для описания определенных аспектов социального обучения. Мы также объясним процессы, которые позволяют выполнять моделирование, и какие типы моделирования доступны.

          Что такое моделирование?

          Моделирование — это тип обучения, основанный на имитации поведения модели , обычно другого человека. Этот процесс происходит ежедневно и может использоваться в качестве терапевтического метода для облегчения приобретения и изменения поведения.

          Термин «моделирование» имеет то же значение, что и «имитация», «социальное обучение», «обучение с наблюдением» и «заместительное обучение». Каждая из этих концепций подчеркивает различные характеристики этого типа обучения.

          Таким образом, в то время как «моделирование» подчеркивает тот факт, что существует модель для подражания, «социальное обучение» — это широкое понятие, подчеркивающее роль этого процесса в социализации, а «замещающее обучение» означает, что последствия поведения модели узнаются наблюдателем.

          Моделирование имеет разные функции. В основном он служит для приобретения новых моделей поведения , например навыков ручного труда, но он также может подавлять или растормаживать поведение; это зависит от ожиданий человека относительно последствий.

          Альберт Бандура считается самым выдающимся автором в области моделирования и социального обучения. Хорошо известен эксперимент, проведенный им в 1963 году вместе с Ричардом Уолтерсом, который показал, что дети подражали или не подражали поведению взрослых в зависимости от того, замечали ли они, что их поощряют или наказывают.

          Задействованные процессы

          Согласно Бандуре, обучение путем моделирования происходит посредством вербального и воображаемого опосредования: когда мы учимся путем подражания, мы делаем это через символические представления наблюдаемого поведения и их последствий.

          Для этого автора есть четыре процесса, которые позволяют получить и выполнить поведение. Внимание и удержание необходимы для приобретения целевого поведения, а воспроизведение и мотивация необходимы для выполнения.

          1. Внимание

          Люди учатся новому поведению путем наблюдения только в том случае, если они способны обращать внимание на поведение модели . Различные типы переменных облегчают или препятствуют процессу внимания.

          Например, нам легче подражать моделям, которые похожи на нас своими физическими или социальными характеристиками, а также тем, кого мы считаем престижными, и тем, кто получает большее вознаграждение.

          Вероятность обучения путем подражания также зависит от самого субъекта; таким образом, беспокойство и сенсорный дефицит, например слепота, мешают уделить внимание модели. С другой стороны, мы склонны подражать другим людям в большей степени , если ситуация неопределенна и задача имеет среднюю сложность .

          2.

          Удержание

          Чтобы иметь возможность имитировать поведение, необходимо уметь представлять его в виде образов или вербально без присутствия модели. Когнитивный обзор поведения модели очень важен для удержания.

          Другой важной переменной для поддержания обучения является его значение, то есть то, что мы можем связать его с другим предыдущим обучением . Конечно, физические характеристики человека также имеют влияние; Например, людям с деменцией гораздо труднее приобрести поведение.

          3. Воспроизведение

          Воспроизведение – это процесс, посредством которого обучение трансформируется в поведение. Сначала генерируется схема производительности, эквивалентная наблюдаемой; затем инициируется поведение и результат сравнивается с такой ментальной схемой. Наконец, вносятся коррективы, чтобы приблизить реальное поведение к идеальному.

          4. Мотивация

          Обучение может происходить без подражания; происходит ли подражание, в конечном итоге зависит от функциональной ценности, которую человек приписывает приобретенному поведению. Этот процесс предполагает ожидание подкрепления.

          Должна существовать вероятность получения стимулов для поведения ; они могут быть прямыми, а также замещающими и самопроизвольными. Поэтому мотивационные процессы являются ключевыми в подражании.

          Типы моделирования

          Различные типы моделирования классифицируются в соответствии со многими различными переменными, такими как сложность имитируемого поведения, способности модели или социальная приемлемость поведения. Давайте посмотрим, какие наиболее важные виды моделирования .

          1. Активы или пассивы

          Мы говорим об активном моделировании, когда человек, который наблюдает, имитирует поведение модели после наблюдения за ней. Напротив, при пассивном моделировании поведение приобретается, но не выполняется.

          2. Объективного поведения или промежуточных поведений

          Критерием различия в этом случае является сложность имитируемого поведения . Если целевое поведение простое, его можно смоделировать напрямую; однако, чем оно сложнее, тем труднее будет его воспроизвести, поэтому в этих случаях оно делится на различные более простые модели поведения, которые называются «посредниками».

          3. Положительное, отрицательное или смешанное

          При положительном моделировании усвоенное поведение воспринимается социальной средой как адекватное, а при отрицательном приобретается разрушительное поведение . Например, когда ребенок видит, как его отец нападает на его мать. В случае смешанного моделирования усваивается неадекватное поведение, а затем приемлемое.

          4. Живая, символическая или скрытая

          В этом случае релевантной переменной является способ представления модели. Если он присутствует, то это живое моделирование; если это наблюдается косвенно, как в видеозаписи моделирование символическое ; наконец, мы говорим о скрытом моделировании, если человек, изучающий его, делает это, воображая поведение модели.

          5. Индивидуальное или групповое

          Индивидуальное моделирование происходит, когда присутствует только один наблюдатель, а в группе больше людей, изучающих поведение.

          6. Одиночные или множественные

          Различие аналогично предыдущему случаю, хотя меняется количество моделей, а не количество наблюдателей. Когда моделирование кратно обобщение обучения больше, потому что субъект подвергается различным поведенческим альтернативам.

          7. Моделирование или самомоделирование

          Иногда человек, который моделирует, является тем же человеком, который наблюдает; в таких случаях мы называем этот процесс «автомоделированием». Было показано, что символическое самомоделирование с использованием видеомонтажа очень полезно для лечения селективного мутизма.

          8. Участие и не участие

          Мы говорим о совместном моделировании, когда наблюдатель взаимодействует с моделью , которая также может управлять подкреплением; это может произойти, например, в случае с терапевтами или логопедами. С другой стороны, при моделировании без участия субъект не связан с моделью, а только знает последствия своего поведения.

          9. Мастерство или совладание

          Критерием, отличающим эти два типа моделирования, является степень компетентности модели. В моделировании предметной области имитируемый человек с самого начала имеет возможность правильно, без ошибок выполнять целевое поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *