таблица с краткими характеристиками и примерами
Благодаря умению мыслить люди могут анализировать информацию, делать выводы, проводить аналогии и заниматься познавательной деятельностью. Таким образом, рамки окружающего мира расширяются и не ограничиваются только его материальными аспектами. В этой статье я расскажу, какие виды мышления существуют в психологии, дам им характеристики, используя таблицы, и приведу примеры.
Содержание
Особенности
- Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
- Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
- Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
- Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.
Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.
Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.
Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.
Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики
Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.
Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.
Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:
- Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов. Это яркие и чувственные фрагменты.
- Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.
Наглядно-действенное
Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.
Наглядно-образное
Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.
Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.
Абстрактное (словесно-логическое)
В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.
Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.
Другие психологические классификации видов мышления
Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.
По характеру задач
В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.
Теоретическое
Предполагает изучение законов и правил, которое проводится на базе существующих знаний. Человек производит анализ предмета, выявляя основу, на которой формируются все проявления этого объекта. После этого проводится сопоставление признаков изучаемого элемента и их классификация. В результате такого анализирования информации формируются обобщенные представления о сущности вещей и явлений. На этом базируются физика, математика, психология и философия.
Практическое
В этом формате мышления важно применение теории на практике. На основе теоретических мыслей возникают конкретные способы преображения действительности. Они могут иметь форму проекта или схемы. Характерной чертой является отсутствие достаточного количества времени для проверки предположений, а также наличие риска в случае ошибки.
Здесь нет цели – создать ряд правил и законов. Главной задачей является как можно более скорый переход от мысли к действию.
По степени рефлексии
Аналитический тип основывается на логике. Он протекает поэтапно и растянут во времени. Каждый последующий шаг проистекает из предыдущего. Интуитивный мыслительный процесс, наоборот, проходит быстро, порой даже неосознанно. Это простой импульс без логически выстроенных стадий.
По предмету
Реалистическое формируется на основе адекватной, рациональной оценки окружающего мира. Индивид, прибегающий к такому типу, стремится исходить из существующего положения дел, ограничивая влияние своих ожиданий и желаний на образ мысли. Главное для него – истина, какой бы она ни была. Как правило, людям такого склада ума свойственна повышенная критичность. Им требуется доказательство для каждого утверждения.
Аутистическое мышление формируется на основе внутренних потребностей человека, которые могут и не иметь ничего общего с действительностью. Главная задача – найти иллюзию, которая будет устраивать его в данный момент. Здесь нет места логической критичности: все, что не соответствует желаемому, просто отметается.
Эгоцентрический тип присущ несформированным личностям, например, детям. Для них в центре всего располагается собственное эго. Окружающий мир воспринимается исключительно через призму «Я-образа», а переживания других людей во внимание не берутся.
По степени новизны
Творчество предполагает участие воображения, которое использует все, что однажды было воспринято разумом, и выдает абсолютно новый, уникальный образ и идею. Индивид может посмотреть на ситуацию под разными углами.
Репродуктивное – познание целиком опирается на уже имеющиеся шаблоны, полученные ранее из тех или иных источников. Однако задачу необходимо соотнести с существующими правилами решения, что также требует некоторой самостоятельности. Нацелено на воспроизведение прошлых знаний и их практическое применение.
По степени произвольности
Произвольное рождается благодаря воле и сознанию личности. Оно полностью контролируется разумом. Непроизвольное осуществляется без приложения дополнительных усилий. Оно проявляется в ситуациях, когда действия совершаются неосознанно или под влиянием внешних факторов.
Операции мышления
- Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
- Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
- Синтез – объединение ряда элементов в целое.
- Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
- Обобщение – умение группировать подобные признаки.
Виды мыслительных нарушений
На качество мысли влияют ошибки в восприятии и обработке информации. К таким, например, относятся нарушения внимания, памяти, слуха или зрения – то есть из внешнего мира человек получает данные, несоответствующие действительности. Исходя из них он делает неверные выводы и умозаключения.
Записаться на консультацию
Другой причиной искаженного образа мышления является психоз. Мозг перестает работать в базовом режиме, что приводит к беспорядочным соображениям.
Бессознательное осмысление
Подсознание хранит в себе практически все, что было у индивида в прошлом: опыт, установки, сомнения, чувства, страхи, эмоции. Оно не стремится найти решение, а скорее просто не замечает его. Этой частью психики самостоятельно управлять нельзя. Однако с ее помощью принимаются наиболее верные решения, а вовсе не благодаря логическому анализу. Именно неосознанная составляющая внутреннего «Я» подмечает определенные явления, объекты, фиксирует их и анализирует. Эта информация таится в глубинах разума долгое время, пока не возникает актуальная для нее задача.
Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей
На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.
Мужское
Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.
Женское
Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.
Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.
Позитивное
Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.
Негативное
Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.
Стратегическое
Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.
Идеалистическое
Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.
Иррациональное
Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.
Рациональное
В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.
Аналитическое
Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.
Синтезирующее
Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.
Заключение
То, как мы мыслим, зависит от личностных особенностей и формируется на основе врожденных качеств. Все это влияет и на эффективность мыслительных операций, восприятие мира, и на решение различных проблем. В большинстве случаев мировосприятие можно скорректировать (например, негативное сменить на позитивное).
Вот несколько советов, которые помогут вам научиться думать глубоко, качественно и действенно:
- Читайте больше книг и делайте это осознанно: анализируйте, систематизируйте прочитанное.
- Играйте в развивающие игры, периодически разгадывайте головоломки.
- Изучайте математику.
- Учите иностранные языки.
Попробуйте определить, какое мышление преобладает в психологии вашего сознания, опираясь на его основные виды (по форме и содержанию), кратко и наглядно перечисленные в этой статье. Если вам покажется, что такой способ оценки окружающего пространства недостаточно эффективен и требует некоторой перезагрузки, записывайтесь на мою консультацию. На ней вы научитесь успешно выстраивать коммуникации с действительностью и получать от нее личную пользу.
damienmilay.com
Основные виды мышления :: SYL.ru
Ни для кого не секрет, что именно виды мышления во многих сферах философии и психологии являются основным предметом изучения. Однако ввиду развития этих наук, появилась нужда в классификации подобных терминов. Итак, какие же существуют виды мышления?
Заместители реальности
Подобная классификация является наиболее распространенной. Она характеризует такие понятия, как виды мышления с точки зрения заместителей реальности (использования некоего строительного материала для мышления). В данной классификации представлены сразу три вида. Первое мышление называется предметно-действенным (инструментом замещения является предмет), второе – образным (оперирует отдельными образами), третье – словесно-логическим (его еще называют понятийным, так как в нем используют в качестве заместителей слова и термины).
Виды мышления: предметно-действенное
В филогенезе именно его считают отправным пунктом. Однако предметно-действенное мышление также содержит абсолютно все необходимые признаки, которые позволяют его отнести именно к разновидности мышления. Оно обобщает и отражает скрытые причинно-следственные связи посредством определенных предметов-заменителей. Основные причины его развития: слабое или отсутствующее образное и понятийное мышление, отсутствие знаний о свойствах познаваемого объекта. Особенность предметно действенного типа заключается в том, что без практических действий решить любую задачу нельзя. Именно поэтому считается, что наглядный вид мышления был первым у зарождающейся человеческой цивилизации.
Виды мышления: наглядно-образное
Данный тип появился уже после предметно-действенного. Он позволяет познавать окружающий мир без столь тесной связи с практическими действиями. Однако в образном мышлении, несмотря на его «схватывание» ситуации, отсутствует развернутый анализ и рассуждения. При этом общая характеристика мышления образного будет более практична, чем предметного. Слово не требуется для образной формулировки. Вербальные структуры используются исключительно как средства выражения и интерпретации преобразований. Сам процесс подобного образного мышления протекает очень быстро и свернуто, при этом решение приходит в виде «озарения». Специфично и содержание выводов: оно обычно личностно-смысловое, потому что чувственное отношение больше связано с образами и внутренними индивидуальными переживаниями человека.
Виды мышления: словесно-логическое (понятийное)
Очень часто именно этот тип именуют вершиной развития. Что же в нем такого специфического и уникального? Именно благодаря этому виду человек может сравнивать предметы, явления, ситуации, давать оценку, анализировать явление с разных точек зрения. Именно поэтому развились словесно-логическое мышление и язык в философии, где основная ставка и делается на различные методы познания и анализа. Для понятийного восприятия характерно использование дедукции, движение по вертикали (от общего к частному, и наоборот), использование фактически всех возможных мысленных операций (как логических, так и алогичных).
www.syl.ru
Виды мышления и их характеристика
В психологии различают несколько видов мышления, которые возникают в определенных ситуациях и их характеристика различна. Они зависят от разнообразия механизмов и способов мыслительных задач.
Виды мышления и их характеристика
- Наглядно-действенное. Применяется для решения задач благодаря использованию реалистичного преобразования ситуаций и выполнения конкретных действий. Люди с таким мышлением уже с детства обладают возможностью полноценно анализировать события.
- Наглядно-образное. Это мышление основывается на возможности превращать определенные ситуации в разнообразные образы. В основном, таким видом мышления пользуются люди, которые занимаются искусством.
- Абстрактное или словесно-логическое. Осуществляется за счет акцента на конкретных понятиях, без участия эмпирических данных.
- Теоретическое. Основано на понимании законов и правил. Характеристика этого вида мышления отражается в связи между объектами на уровне закономерностей и тенденций.
- Практическое. Основан этот вид на физическом переходе реальности. Данное мышление проявляется в момент экстремальных ситуаций, и нет возможности и условий для его проверки.
- Аналитическое. Мышление, которое развернуто во времени.
- Интуитивное. Этот вид мышления представлен в сознании.
- Реалистическое. Основывается этот вид на окружающий мир и регулируется конкретными законами логики.
- Аутистическое. Позволяет реализовывать свои желания и намерения.
- Эгоцентрическое. Его основным признаком является отсутствие возможности сравнивать себя с другими.
- Продуктивное. Мышление, которое дает возможность узнать новую информацию и получать знания.
- Репродуктивное. Дает возможность решать задачи, уже известными и популярными способами.
- Творческое. Соединяет в себе особенности психики, которые обеспечиваются продуктивными преобразованиями. Такой вид мышления есть при рождении у каждого человека и его характеристика очень разнообразна.
womanadvice.ru