Виды мышления в логике – характеристика и классификация мыслительных процессов, виды нарушения и рождение мысли, роль и функции

Содержание

Что такое логика и зачем она нужна? – 9psy.ru

Логика – это наука, изучающая методы и способы правильного мышления и понимания реального мира. Она представляет собой закономерные, последовательные мыслительные процессы, с помощью которых можно увидеть и определить причинно-следственную связь, возникающую между предметами и явлениями.

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.

Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Содержание статьи

Какие виды логического мышления бывают?

Мышление – процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.

Выделяют следующие основные виды логического мышления:

  1. Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях. Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.
  2. Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления. Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением. Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).
  3. Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом. Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.

Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.

Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.

Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.

Логические мыслительные операции

Логические мыслительные операции состоят из:

  • сравнения,
  • абстракции,
  • обобщения,
  • конкретизации,
  • анализа,
  • синтеза.

Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана.

Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов. Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека. Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.

Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.

Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.

Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.

Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и  присоединяя необходимое.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках  или философии применяют строгую и формализованную логику.  В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне. Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже. Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Можно ли научиться логическому мышлению?

Ученые выделяют несколько аспектов, способствующих овладеть основными понятиями логики:

  • Теоретическое обучение – знания, которые предоставляются в учебных заведениях. К ним относятся основные понятия, законы и правила логики.
  • Практическое обучение – ранее полученные знания, которые необходимо применять в реальной жизни. Вместе с тем современное обучение предполагает прохождение  специальных тестов и решение задач, способных выявить уровень интеллектуального развития человека, но, не применяя логику в возникающих жизненных ситуациях.

Логическое мышление должно строиться последовательно, на основе доводов и событий, которые помогают делать правильные выводы и принимать важные решения. У человека с хорошо развитым логическим мышлением не возникает проблем в решении серьезных вопросов, которые требуют быстрой реакции и аналитической деятельности.

Необходимо развивать эту способность еще в детском возрасте, но благодаря длительным тренировкам взрослые тоже могут овладеть навыками логического мышления.

В современной психологии существует большое количество упражнений, способных развить в человеке наблюдательность, мышление, интеллектуальные способности. Одним из действенных упражнений является «Логичность».

Основная идея упражнения – правильное определение взаимосвязи между суждениями и логичен ли составленный вывод. Например: «Все кошки умеют мяукать. Васька – кот, значит, он умеет мяукать» – данное утверждение логично. «Вишня красная. Помидор тоже красный, значит он – фрукт». В этом умозаключении допущена явная ошибка. Каждое упражнение позволяет выстраивать для себя логическую цепочку, которая позволит принять единственное верное решение.

9psy.ru

Учебное пособие для юридических вузов

§ 1. Мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д. Восприятие представляет собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ орудия преступле­ния, места совершения преступления, конкретного человека и т.д. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет по­знать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Мышление — это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Изучается то, что невозможно познать при помощи органов чувств. Кроме этого, только опосредованно могут быть познаны все те события, которые совершаются или совершались в наше отсутствие. Например, знание о том, что обнаруженные на месте кражи следы ног и отпечатки пальцев принадлежат подозреваемому, что у него на квартире была найдена часть похищенного, дают основание предположить, что это он совершил хищение. А это — знание о событии, которое следователем непосредственно не наблюдалось. При этом опосредованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных.

Важно иметь в виду, что в реальном познавательном процессе чувственное познание и мышление находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только восприятиям и представлениям, но в определенной степени и ощущениям, составляет предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. Важное место в познании занимает также интуиция, понимаемая как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Мышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании нашего мышления нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира. Даже самые фантастические образы, если их разложить на составляющие элементы, сконструированы на основании того, что есть в действительности. Вспомним, к примеру, образы Терминатора, робота-полицейского, виртуального полицейского, Киборга и т. п.

Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержа­ние, порядок и связь наших мыслей. То есть важнейшей стороной действительности является необходимость, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и, будучи отраженной в мышлении, выступает в качестве логической необходимости. Вот почему мышление логично от природы и в своих рассуждениях человек, как правило, непроизвольно, стихийно следует законам природы.

Однако мышление, являясь производным от бытия, обладает относительной самостоятельностью. Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Так, например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т.п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта, способностью мысли воспроизводить в своем строении объективную структуру действительности. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания и начинает формулировать знания, которые искаженно отражают объект познания или совсем с ним уже не связаны. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Причем это может произойти не только непроизвольно, случайно, но и преднамеренно. Например, тогда, когда подследственный, скрывая что-то, искажает реальное положе­ние дел не только чувственно, но и хитро, логически. Это одно из отрица­тельных проявлений самостоятельности мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объ­ектом логики как науки является мышление.

Мы сделали первый шаг в выяснении того, что изучает логика. Глав­ной особенностью ее объекта является то, что он идеален. Что это означает? И чем идеальное отличается от материального? Удачное, на наш взгляд, по­яснение различия между материальным и идеальным дал русский философ А.Ф. Лосев. Он пояснял, что действительную палку можно строгать, ломать и даже совсем сжечь. Но идею палки нельзя ни строгать, ни ломать, ни жечь. Воздухом можно дышать и хлеб можно есть, но идеей воздуха нельзя дышать и идею хлеба нельзя есть.

Иначе говоря, материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального этого ничего нет. Дан­ное обстоятельство необходимо иметь в виду, рассматривая мышление как объект изучения логики.

Но мышление — сложный, многосторонний процесс. И логику в нем ин­тересует отнюдь не все. Происхождение и сущность мышления, его отноше­ние к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология ин­тересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга — материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны на­следования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельнос­ти. Языкознание интересует сущность слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека. Ученые-киберне­тики изучают технические возможности моделирования мозга и человечес­кого мышления.

Кроме того, человеку присущи различные типы мышления, которые представлены на схеме.

Основное различие между теоретическим и практическим видами мыш­ления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкрет­ных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познавае­мой действительности.

Какую же сторону мышления изучает логика, в чем состоит ее предмет? Рассмотрим это более подробно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Логическое мышление — это… Что такое Логическое мышление?

Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Сущность логики

Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п.

Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями, некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение.

Реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач важным оказывается, как правило, всё: и последовательность, и интуиция, и эмоции, и образное видение мира, и многое другое.

Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.

Значение слова

Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений»[1]. В частности этим словом могут называться следующие вещи:

  • процесс мышления — если говорится о логичном и нелогичном мышлении, имеется в виду его логичность, понимаемая как свойство памяти помнить и использовать один и тот же язык.
  • В электронике — электронные логические схемы
  • В аспектонике и соционике — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов «белая логика» (информация об измеримых отношениях объектов) и «чёрная логика» (информация об измеримом движении объектов).

Используются выражения:

  • логика событий — имеется в виду некоторая виртуальная модель реальных событий, созданная в языке описания, достаточном для прогнозирования будущего с достаточной точностью.
  • логика характера — имеется в виду некоторая виртуальная модель характера личности, позволяющая более или менее точно прогнозировать события-поступки в будущем.

Пример: «Быть может, он безумец, — говорит один из героев рассказа английского писателя Г. К. Честертона, — но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика. Именно это и сводит человека с ума». Здесь «логика» означает, что наблюдатель имеет в своей памяти достаточно точное описание характера — «безумия», позволяющее ему зафиксировать в используемом языке причинно-следственные связи черт характера и поведения субъекта — «безумца», а также и вообще любых других людей, страдающих «безумием».

  • Есть выражения «женская логика», «мужская логика».

Неформальная, формальная, символическая и диалектическая логика

Неформальная логика (термин принят прежде всего в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из главных задач её является исследование логических ошибок. См. Логическая семантика, философская логика, теория аргументации, логический анализ языка.

Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики.

Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой.

Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.

Диалектическая логика — особый метод философского спекулятивного рассуждения и наука о таком методе, которая, как предполагается, даёт знание о способе рассуждения, расширяющем возможности формально-логического вывода. Здесь понятие логики употребляется как в собственном логическом, так и в метафорическом смысле. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляет анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики. Собственно Гегель, от которого идёт эта традиция, называл логику мышлением мышления и рассматривал как основу деятельности людей вообще и в частности, философии. Поэтому он предлагал единую логику, состоящую из трёх логических форм: абстрактной (рассудочной), диалектической (отрицательно-разумной) и спекулятивной (положительно-разумной, которая постигает единство определений в их противоположности, утверждение, содержащееся в их разрешении и в их взаимном переходе). В традиции диалектической логики формальная логика трактуется как низшая разновидность логики.

Отношение к другим наукам

Исторически логика изучалась как часть философии. Сейчас символическая логика также изучается как часть математики, информатики.

Металогика

Основная статья: Металогика

Метатеоретические проблемы логики

  • Непротиворечивость формализованных теорий
  • Полнота формализованных теорий
  • Разрешимость формализованных теорий
  • Независимость аксиом формализованных теорий
  • Определимость
  • Сравнительный анализ логических теорий

Концепции логики

Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики

Проблемы аксиоматизации теории множеств

  • Логические парадоксы
  • Семантические парадоксы

История логики

Основная статья: История логики

Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.. Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):

  • Древнекитайская логика:
  • Индийская логика
  • Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)
    • Античная и раннесредневековая логика: диалектика
    • Средневековая логика
      • Арабская и еврейская средневековая логика
      • Восточнохристианская (византийская, грузинская, армянская) средневековая логика
      • Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика
    • Логика европейского Возрождения; диалектика
    • Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика
  • Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

Логика в своём развитии прошла три порога:

  • порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)
  • введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)
  • научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

Логика в Древнем Китае

Логика в Китае появилась в период появления большого количества школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы («Учитель Мо», «Мудрец Мо») был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции. В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трёх правил», «трёх фа»).

Одно из ответвлений моизма, логики (мин цзя, школа имён), приступило к исследованию собственно формальной логики (её представители подошли к открытию категорического силлогизма).

К сожалению, позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов.

Индийская логика

Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.

Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («среднего пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.

у Дигнаги и его последователя Дхармакрити буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.

Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, он и опирался на работы своих предшественников X века.

Европейская и ближневосточная логика

В истории европейской логики можно выделить этапы: аристотелевский, или традиционный — период доминирования формальной логики — продолжался сотни лет, в течение которых логика развивалась очень медленно; схоластический этап развития, пик которого приходится на XIV век; нововременной этап.

Логика античности

Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

Логика в Средневековье

По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870—950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.

Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.

Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля.

В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

Современная логика

Как охарактеризовал её известный русский логик П. С. Порецкий, она представляет собой современную теорию правильного рассуждения, «логику по предмету и математику по методу» и не является логическим исследованием исключительно математических доказательств.

В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.

В середине ХХ века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

В 80-х годах ХХ века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

80-ые годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения и разработка учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

Основные понятия науки логики

Традиционная логика

Основная статья: Традиционная логика

Дедуктивное и индуктивное рассуждение в традиционной логике

Силлогистика

Классическая математическая логика

Аппарат математической логики

Пропозициональная логика

Логика предикатов

Исчисления и логические методы

Логическая семантика

Основная статья: Логическая семантика

  • Алгебраические семантики
  • Теоретико-множественные семантики
  • Реляционные семантики возможных миров
  • Проблема содержательности семантик логических систем
  • Категорная семантика
  • Теория семантических категорий

Законы логики

Теория моделей

Теория доказательств

Теории логического вывода

  • Теории логического вывода (теория логического вывода)
  • Теории следования (теория следования)
  • Теории импликаций (теория импликаций)
  • Материальная импликация

Неклассические логики

Основная статья: Неклассические логики

Логики с неклассическим пониманием следования

  • Релевантная логика
  • Паранепротиворечивая логика
  • Немонотонные логики
    • Динамическая логика

Логики, отменяющие закон исключённого третьего

Логики, меняющие таблицы истинности

Основная статья: Многозначные логики

Логики, расширяющие состав высказывания

Модальная логика

  • Модальность
  • Алетические модальности (алетическая модальность, алетическая модальная логика, алетические модальные логики)
  • Деонтические модальности (деонтическая модальность, деонтическая модальная логика, деонтические модальные логики)
  • Эпистемологические модальности (эпистемологическая модальность, эпистемологическая модальная логика, эпистемологические модальные логики)
  • Временные модальности (временная модальность, временные модальные логики, временная модальная логика)
  • Строгая импликация
  • Материальная импликация

Недедуктивные логические теории

Другие неклассические логики

  • Категориальная логика
  • Комбинаторная логика — это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.
  • Кондициональная логика (условная логика). Её предмет — истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.

Приложения логики

Прикладные проблемы логики и логической семантики

  • Приложения логики в методологии науки
  • Приложения логики в философии
  • Приложения логики в теологии
  • Приложения логики в психологии
  • Приложения логики в правовых науках
  • Приложения логики в лингвистике
  • Приложения логики в других дисциплинах

Приложения логики в анализе познавательных процедур

Логический анализ форм и приёмов познания

Приложения логики в методологии науки

Приложения логики в философии

Основная статья: Философская логика

Приложения логики в психологии

Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с творчеством, которое опирается на интуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.

Приложения логики в лингвистике

Приложения логики в компьютерных науках

Источники

  1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — 2001—2002.

Литература

  • Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1976. — 720 с.
  • Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с — ISBN 5-7749-0317-6
  • Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 296 с — ISBN 5-16-000496-3
  • Ивин А. А. Логика: Учебное пособие. — Изд. 2-е. — М.: Знание, 1998. — (На портале «Философия в России»; на сайте Славы Янко)
  • Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, ВЛАДОС, 1997. — 384 с — ISBN 5-691-00099-3.
  • Горский Д. П. — Логика: Учебное пособие для педагогических училищ. — Изд. 3-е. — М.: Учпедгиз, 1961. — 160 с.
  • Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1994.

Литература по истории логики

  • Бажанов В. А. История логики в России и СССР. — М.: Канон+, 2007. — 336 с — ISBN 5-88373-032-9
  • Маковельский А. О. История логики. — М., 1967. — 504 с.
  • Попов П. С. История логики нового времени. — М., Издательство МГУ, 1960.
  • Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. — М., 1967.
  • Scholtz H. Geschichte der Logik, 1931. (Concise History of Logic. — New York, 1961).
Литература по китайской логике
  • Спирин B. C. О «третьих» и «пятых» понятиях в логике древнего Китая // Дальний Восток. Сборник статей по филологии, истории, философии. — М., 1961.
  • Кроль Ю. Л. Спор как явление культуры древнего Китая. — // Народы Азии и Африки. — 1987. — № 2.
  • Крушинский А. А. Имена и реалии в древнекитайской логике и методологии (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. — М., 1987.
  • Крушинский А. А. Древнекитайская логика: формальная реконструкция одной характерной системы вывода.// 22-я Научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. — М.,1991. — С. 26-35.
  • Пань Шимо (КНР). Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки. — 1991. — № 12.
  • Чжоу Юньчжи. Основные вехи развития древнекитайской логики мин бянь, ее главные особенности и реальные достижения // Рационалистическая традиция и современность. Китай. 1993. №. — С. 152—178.
  • Крушинский А. А. Логика «И цзина». Дедукция в древнем Китае. — М., 1999.
  • Кварталова Н. П. Логические идеи трактата «Гунсунь Лун-цзы» // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. I. — М., 2003. — С. 167—172.
  • Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М. Л. Титаренко. — М. 2004. — С. 550—557

См. также

Ссылки

Логика
Формальная

Логические операции с понятиями


Изменение содержания понятия: отрицание • ограничение • обобщение • деление
Изменение объёма понятия: сложение • умножение • вычитание

Типы: Многозначная логика
Математическая
(теоретическая, символическая)

Логические связки (операции) над высказываниями


Высказывание — построение над множеством {B, , , , 0, 1}
В — непустое множество, над элементами которого определены три операции: конъюнкция ( или &,бинарная) • дизъюнкция (,бинарная) • отрицание (,унарная)

2 константы: 01
Прочееимпликация ()

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Логическое мышление – ключ к успеху!

К сожалению, логическое мышление не является для нас врожденным даром природы. Его необходимо развивать и тренировать. «Зачем?» — спросите вы. В нашем обществе традиционно существует разделение на технарей и гуманитариев. При этом одним прощаются безграмотность, а вторым – отсутствие умения считать. Мне кажется, это неправильным. Наш мозг должен развиваться гармонично. Сегодня мы поучимся логически мыслить.

Максим Поташев про логику!

Определение

Под логическим мышлением понимается один из видов мыслительной активности, в ходе которой применяются логические конструкции, для которой характерны следующие свойства: аргументированность, разумность. Цель логической деятельности – получить вывод, который обоснованно вытекает из присутствующих предпосылок.

Виды

Данный тип мышления разделяется на несколько форм (от простой к более сложным):

  • Образно-логическое – это по сути воображение, которое начинает развиваться у детей с полутора лет. Для решения задач оно использует образы, а также визуальную картинку ситуации.
  • Абстрактно-логическое – это вид мыслительной активности, использующий абстрактные категории (то, что нельзя обнаружить с помощью органов чувств).
  • Словесно-логическое – это один из мыслительных процессов, который отвечает за применение средств языка. Особенно пригодится для публичных выступлений, ведения споров, создания письменных текстов. Основными формами словесно-логического мышления являются: понятие (высказывание), суждение (выделение из понятия характерных признаков), умозаключение (обобщение нескольких суждений с целью сделать новый вывод).

Как видите, здесь есть как технический компонент, так и гуманитарный.

Не знаю ни одного здорового человека, чей интеллект нельзя было бы развить. Знаю только ленивых. Так вот, специально для ленивых, чтобы придать мотивации к изменениям. Попробуйте пройти IQ-тест – один из классических тестов на логику. Невозможно сказать, насколько точным будет результат прохождения интернет-теста, но будет отличной разминкой для головы. Кстати, вы знали, что данный тест на интеллект создали в США специально, чтобы назвать формальную причину не брать на работу иммигрантов: «Мол, вы слишком глупы для нашей компании…»?

Как все начинается…

Я уже упоминал о том, что развитие логического мышления начинается с раннего возраста. Важно, чтобы обучение ребенка было непринужденным, наглядным, соответствовало возрасту. Малыш с хорошей логикой должен уметь самостоятельно рассуждать, доказывать свое мнение, разделять основные признаки от несущественных, сравнивать предметы, классифицировать их, определять причину, следствие. Все эти качества закрепляются в игровых упражнениях: головоломках, дидактических играх, лабиринтах, логических загадках.

Мышление у детей дошкольного возраста будет развиваться быстрее, если для каждой учебной игры создавать элемент проблемности. Такие ситуации мотивируют ребят, пробуждают в них неподдельный интерес. Например, устройте для ребенка квест. Его организация может быть очень простой, но полученный результат, а, главное, горящие глаза маленького человечка стоят того, чтобы придумать креативные задания (заодно свою логику разомнете).

Пища для взрослого ума

Узнать, как развить логически мыслить – просто. А вот действительно серьезно заняться этим… Придется запастись терпением, временем. Самое важное – помнить, что заниматься своей логикой нужно постоянно. А помочь смогут следующие, вошедшие в привычку занятия:

  1. Логические игры хорошо прокачивают голову, тренируют память, концентрацию внимания. Сегодня огромное разнообразие интеллектуальных забав: начиная от старинных шахмат, заканчивая покером, а также компьютерными развивающими играми.
  2. Изучение математики и других точных наук отлично приводит в порядок работу мозга, структурирует образ мыслей, развивает огромный спектр умственных способностей.
  3. Чтение хороших книг расширяет горизонты мировоззрения, улучшает умение говорить, писать, способствует становлению как личности.
  4. Обучение. Неважно, чему. Учитесь тому, что нравится, получайте новый опыт. Помните, развиваться – вот что ценно.
  5. Изучение новых иностранных языков делает наш мозг гибче, ускоряет процессы переработки информации, тренирует память.
  6. Познание нового. Не теряйте присущей всем детям любознательности. Читайте научно-популярную литературу, смотрите познавательные фильмы, узнавайте об изобретениях и технических новинках. Ведь нас окружает столько всего интересного и удивительного.

Как видите, учение да труд все перетрут. Любой человек, приложив должные усилия, способен добиться изучения чего угодно!

Зачем?

Мы используем мышление практически для любой области жизнедеятельности, начиная от профессиональной, заканчивая бытовой. Мы высоко ценим интеллектуально развитых людей. Но часто пытаемся мыслить не логически, а интуитивно, опираясь на здравый смысл, который в этом безумном мире нередко подводит.

Именно поэтому необходимо постоянно работать над собственным умением мыслить.

Развлекательно и полезно

Стоит начать с чего-то простого. Например, с разгадывания ребусов, упражнений с картинками, где нужно найти определенное количество различий. Потом можно перейти к загадкам на внимание, задачкам с поиском логических ошибок. В интернете сейчас можно найти много заданий на развитие логического мышления.

Вот для иллюстрации одна из моих любимых:

Мужчина ночью никак не мог уснуть… Потом взял телефон, набрал чей-то номер, выслушал несколько длинных гудков, повесил трубку, после чего сладко заснул. Вопрос: «Почему он до этого не мог заснуть? Кому был сделан этот таинственный звонок?».

Или такая:

Допустим, у человека есть способность не спать и не есть семь суток. Но после – он умирает. Что нужно сделать человеку к исходу седьмых суток, чтобы не умереть, — сначала поспать или поесть?

Наверняка веселее развиваться вместе с друзьями. Предложите своим близким сыграть в данетку – занимательную игру, которая набрала сейчас огромную популярность. Суть развлечения: ведущий озвучивает загадку на логику, а игроки задают вопросы. Ведущий имеет право отвечать только одним из трех слов: «Да» — если вопрос попал в условие, «Нет» — если вопрос не соответствует условию, «Не имеет значения» — если в условии об этом не идет речь. Именно по этим небольшим подсказкам нужно определить ответ.

Способность стройно мыслить, делать правильные выводы – часть жизни любого успешного человека. Развивайтесь и будьте умны: поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

P.S. Если вы разгадали задачки, можно свериться с ответами. В первой ситуации человек не мог заснуть, потому что сосед за стенкой очень громко храпел. Телефонный звонок разбудил его, храп прекратился.

Решение для второй: человек не может одновременно есть и спать. Так что он что-то сделал перед другим.  Ответ зависит от того, что он сделал первым.

Качественно сделанное видео на нашу тему, а значит обязательно к просмотру.

С уважением, Александр Фадеев!

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

fadeev.su

Виды мышления. Логические операции процесса мышления — Мегаобучалка

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.



Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое — направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

megaobuchalka.ru

Логическое мышление

Большая часть современного населения и не подозревает, насколько хрупким, можно даже сказать, деликатным, является, не так уж и давно приобретенное, логическое мышление. Ведь только начиная с середины прошлого века, ученые антропологи сумели определить значимые различия между «первобытным» мышлением и разумом современного человека.

К примеру, суть «первобытного мышления» заключается в том, что оно не способно выстраивать причинно-следственные связи и сопоставлять свои выводы с имеющимся опытом.

У человека выделяют различные типы мышления:

  1. Практическое и теоретическое.
  2. Творческое и нетворческое.
  3. Интуитивное и логическое мышление.
  4. Аутистическое и реалистическое.
  5. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
  6. Образно-логическое мышление.

В зависимости от психических процессов, мышление тоже различают как:

  1. Наглядно-действенное (мышление, манипулирующее предметным окружением).
  2. Конкретно-предметное (задача решается при помощи существующего объекта),
  3. Абстрактно-логическое мышление (у животных этот тип отсутствует. Он формируется у человека с 7 лет).

Самым высшим видом мышления по уровню развития является логическое и словесно-логическое мышление — тип мышления, который осуществляется с помощью логических операций с понятиями. Оно формируется на протяжении длительного возрастного периода (с 7 до 20 лет) в процессе усваивания различных понятий и логических операций в ходе опыта, обучения. Этот типа мышления совершенствуется на протяжении всей жизни.

Особенности словесно-логического мышления:

  1. Это мышление имеет дело с понятиями о явлениях и предметах, а не с самими явлениями или их образами.
  2. Оно протекает в умственном плане.
  3. Для него не обязательно опора на воспринимаемую ситуацию.
  4. Оно осуществляется по конкретным законам, строго следуя которым, возникают истинные выводы или правильные решения обсуждаемой проблемы, задачи.

Перейдем к более детальному описанию того, что представляет собой логическое мышление.

Логическое (аналитическое) мышление – это тип мыслительного процесса, во время которого используются готовые понятия и логические инструкции.>

Как правило, основывается на трех признаках:

  1. Временный (длительность протекания процесса).
  2. Структурный (разделение на этапы).
  3. Уровень протекания (неосознанность или, наоборот, осознанность принятого решения).

То есть логическое мышление имеет четко выраженную структуру, этапы, конкретно представлено в человеческом сознании, а также оно развернуто во времени. Все эти особенности составляют основную часть логического мышления.

В психологии различаются также и основные формы мышления:

  1. Понятие (отражение в человеческом сознании общих и детальных свойств определенного предмета/явления).
  2. Суждения (основная форма мышления человека, в результате процесса которой утверждаются связи между явлениями или предметами действительности или между их признаками и свойствами).
  3. Умозаключение (вывод из одного/нескольких суждений нового суждения).

Кстати, Шерлок Холмс обладал очень развитой способностью к логическому мышлению. Он использовал дедуктивный метод мышления, который является одним из видов умозаключения (рассуждение осуществляется от общих факторов одному единственному выводу).

Развитие и тренировка логического мышления

Независимо от того, что нас еще с детского садика обучают мыслить в рамках определенной программы и самое малейшее отклонение от ее выполнения считалось неправильным, недопустимым, логическое мышление можно и нужно развивать и тренировать даже во взрослой жизни.

Итак, не стоит сильно рассуждать о том, как улучшить и повысить логическое мышление, необходимо просто решать даже самые простые задачи, логические игры:

  • Шарады, ребусы, головоломки.
  • Шахматы, маджонг, японские кроссворды.
  • Компьютерные игры (электронные настольные игры, квесты).

Чем сложнее ваше задание и чем меньше срок его решения, тем быстрее будет развиваться ваше логическое мышление.

 

womanadvice.ru

ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко =lybs.ru= =lybs.ru=


 В философской и психологической литературе дается классификация мышления по типам, видам, средствами на определенных основаниях. Так, к типам мышления относят конкретное и абстрактное, интуитивное и дискурсивное, наглядно-образное и концептуальное (понятийное, системное).

Конкретное мышление — это мыслительный процесс отражения и оперирование простыми, конкретными понятиями, которые определяют предметы и явления объективного мира в их непосредственной данности человеку.

Абстрактное мышление — это мыслительный процесс восхождения от конкретного к абстрактному, то есть, познавая конкретный предмет или явление, субъект познания абстрагируется (лат. аЬзігакііо — мысленное отвлечение от несущественного в предмете и выделяет существенное, которое фиксируется средствами языка в форме понятий (абстракций). Главная особенность абстрактного мышление — это оперирование абстрактными понятиями и на их основании создание новых абстракций с помощью логических методов анализа, синтеза, обобщения и т.д.

Дискурсивное (лат. сіівсигзиз — рассуждение) — это рассудочное, обоснованное предварительным знанием мышления. Понятие «дискурсивное мышление» еще имеет значение как «логическое», «обоснованное», «доказательное», то есть мышления, которое доказывает определенные положения с точки зрения их истинности, убедительности.

Недискурсивне мышление — это интуиция и представление. Термин «интуиция» (лат. іпіиШо — пристально, внимательно смотреть) имеет очень много значений. В современной литературе его употребляют в таких значениях:

— мгновенное постижение сущности вещей, мгновенное понимание чего-то, мгновенный умозаключение;

— предсказания оптимального варианта в поиска, предчувствие проблемы;

— упоминание, внезапная догадка;

— способность быстро рассмотреть суть вопроса;

— способность к синтезу знания;

— общий взгляд или обобщенное восприятие;

— инсайт, или открытие;

— подсознательный разум, который дает истину, минуя логические рассуждения и доказательства.

Итак, интуиция — это такой мыслительный процесс, который мгновенно охватывает истину (суть проблемы, вопросы, задает направление поиска и др.) без строгого логического доказательства и приводит к новому знанию. В этом смысле интуиция (интуитивное мышление) противопоставляется дискурсивному (абстрактно-логическому) мышлению, которая «достигает» истины более длинным путем на основании доказательства и опровержения.

На уровне двух универсальных типов отражения действительности в мозгу человека — чувственного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления — выделяют чувственную и интеллектуальную интуицию.

Представление — это интеллектуальная способность воспроизводить образы прошлого, также создавать образы будущего в определенной понятийной форме. В зависимости от функциональной роли, представления делятся на творческие и нетворческие. Например, способность представить себе образы прошлого (вспоминать прошлое) является не созидательной, а репродуктивной воображением, однако создание образов будущего, безусловно, проявлением творческого воображения.

Виды мышления — практическое (эмпирическое) и теоретическое, профессиональное (как единство практического и теоретического мышления). их разновидностями являются обыденное и научное, философское и художественное, инженерное и технологическое, и т.д.

В истории философии разделение мышления человека на практическое и теоретическое впервые было осуществлено философами античности (Платон, Аристотель), в Новое время Кант, Гегель и другие философы определяли особенности практического и теоретического мышления, их функции.

Практическое мышление формируется и развивается в процессе непосредственной жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с конкретными действиями, которые совершает человек в таких видах деятельности как игра, обучение, профессиональная работа, общественная работа и выполняет функцию обоснования деятельности. Психологи называют практическое мышление «мышление в действии».

Практическое мышление направлено на решение практических задач и проблем; на решение проблемных ситуаций, которые возникают перед человеком или социальной группой; интеллектуальную подготовку к физическому преобразованию действительности — постановка цели, составление плана действий, поиск средств, необходимых для достижения цели.

Термин «практическое мышление» также используют в значении как целесообразным, обусловлено лишь целью и действиями людей. Для характеристики практического мышления можно воспользоваться принципом средневекового философа В .Оккама — «Не умножать сущность без необходимости».

Киевский логик А.Т.Ішмуратов при анализе практических усмотрению, опредмечують практическую мнению, называет следующие особенности — рассудительность, рациональность, целесообразность, логичность.

Благоразумие означает, что человек обсуждает сама с собой или с кем-то другим способы выполнения деятельности, ее результаты и возможные последствия, то есть осмысливает по сути деятельность, которую она осуществляет.

Рациональность означает оценку деятельности человеком, который практически реализует определенный план, программу, схему, нормы поведения и т.д. Рационально мыслящий человек всегда соотносит свою практическую деятельность с идеальными планами, схемами, нормами и дает оценку в определенном контексте и ситуации.

Целесообразность означает действие, которое оценивается как средство для достижения цели. Синонимом термина «целесообразность» является термин «полезность» («Полезно заниматься спортом», «Целесообразно чаще бывать на свежем воздухе»).

Логичность означает, насколько логично обусловлена (обоснованная) та или иная деятельность, поведение, выводится она с необходимостью из предыдущей; импульсивная она, логически обоснованная предыдущим планом, программой.1

В практических розсудах (высказываниях и умозаключениях) главным является осознание и доказательство о необходимости или желательности, или нужность осуществления определенных действий. Желательность, необходимость, необходимость, целесообразность являются исходными положениями (принципами, постулатами), на основании которых в сфере практического мышления логически обосновывается осуществления планов и программ (намерений).

Теоретическое мышление — это сфера «умозрения» (по Аристотелю), сфера «чистого» разума, который строит теоретические системы знания, не обращаясь непосредственно к чувственному опыту; это сфера всеобщих абстракций (понятий). Всеобщим Аристотель называл «то, что есть всегда и везде».

В процессе реального мышления современного человека практическое и теоретическое мышление взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Практическое мышление осуществляется в процессе непосредственного, чувственно-конкретного взаимодействия человека с окружающим его миром. Оно:

а) наполняет теоретическое мышление новым содержанием, дает исходный материал для теоретического анализа и синтеза, для формирования и развития нового знания в науке, философии;

б) конкретизирует теоретические знания путем разработки особых понятий и методов для его практического использования, то есть осуществляет процесс «восхождения» от абстрактного к конкретному, от всеобщего к единичному.

Теоретическое мышление формирует системы знания (теории), которые используются на практике и, таким образом, дают возможность более глубоко «овладеть» предметами и явлениями объективного мира, понять их сущность.

Исторически, в результате влияния теоретического мышления на практическое, путем использования теоретического знания на практике, практическая деятельность людей становится все более рациональной, системной, обусловленной теоретическим разумом.

Синтезом практической деятельности и мышления является опыт.

Термин «опыт» (етреігіа) в современном философском словаре определяется следующим образом: «Опыт — совокупность знаний и навыков, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия людей с внешним миром; форма усвоения человеком рациональных достижений прошлой деятельности».1

Опыт может быть объективным (опыт или знания, накопленные людьми (человечеством) в процессе своего исторического развития, то есть исторический опыт народов, наций, других социальных общностей и субъективный (опыт или знания, которые приобрела отдельный человек в процессе своей личной жизнедеятельности). Субъективный опыт делится на внешний (опыт работы, общения, взаимоотношений между людьми) и внутренний (опыт сознания).

Системное мышление. Современный человек мыслит все более системно. Системное мышление — это процесс оперирования системными понятиями, которые отражают взаимосвязь объектов (предметов мысли между собой. Основные системные понятия: «система», «элемент», «структура», «организация», «целостность», «часть», «взаимосвязь». Объективной основой возникновения и развития системного мышления является факт существования материальных (физических) объектов, которые выступают перед пізнаючим субъектом как определенные целостности и, вместо этого, эти разнообразные объекты взаимосвязаны между собой и взаимовлияют на развитие этих объектов. Рассмотрим значение основных системных понятий.

«Система» — это любая совокупность элементов материальной и идеальной природы, которые взаимосвязаны между собой необходимым образом (Л.фон Берталанфи). Система — целостная совокупность взаимосвязанных объектов.1

«Элемент» — это колотая отдельная часть (единица) определенной целостной совокупности.

Структура — это внутренняя взаимосвязь между элементами по типу координации и субординации, что создает систему как упорядоченную целостность.

Организация (лат. ог^апіго — упорядоченность, построение) — внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частиц целого, обусловленных их структурой; способ существования системы (целостности) с определенной структурой, которая дает возможность выполнять данной системе свои функции.

«Целостность» («целое») — это синоним термина «система».

«Часть» — это синоним термина «элемент».

Особенности систем (целостных совокупностей):

а) устойчивые связи между элементами (частями целого;

б) наличие разнообразных связей и отношений между элементами внутри системы;

в) упорядоченность и иерархичность отношений между элементами;

г) способность системы к саморазвитию, в результате чего система тае все более сложной структурой и организацией и начинает выполнять новые функции.

В литературе по системным исследованиям подается классификация систем.

В логике все системы делятся на эмпирические (материальные) и абстрактные (теоретические), то есть выделяют систему эмпирических объектов и систему абстрактных объектов.

Рациональное мышление (лат. гаііо — разум) — это такое мышление, которое познает предметы и явления объективного мира в их взаимосвязи в логических формах понятий, высказываний, умозаключений. Его противоположностью является иррациональное мышление, т.е. мышление, которое не имеет адекватной логической формы изображения, или то, чего нельзя в данный исторический момент отразить в логических терминах. В более широком смысле термин «иррациональное» означает «бессознательное», «неосмысленное», «неразумное», «то, что не постигнуто разумом, логикой».

Рациональное и абстрактное мышление также рассматривают в значении «логическое мышление». Логическое мышление — это мышление, которое строго подчиняется определенным законам, их изучает наука логика. На основании законов логики формулируются правила логического мышления.

Противоположностью логического мышления будет алогичное мышление, то есть такое, которое противоречит законам логики, или мышление не по правилам.

Творческое мышление выражает такие разновидности умственной деятельности человека, как продуктивное, конструктивное, изобретательное, прогнозуюче мышления. Особенности творческого мышления изучает теория (наука), которая получила название «эвристика».

Термин «эвристика» (гр. Неигізко — открыл, нашел) в наше время используется в нескольких значениях.

1. «Эвристика как интеллектуальный процесс, направленный на решение определенных задач и проблем, постановки вопросов, выработки новой стратегии деятельности, выдвижения новых идей и гипотез. В этом смысле эвристика есть наука, которая изучает закономерности и методик процессов поиска и нахождения решения той или иной задачи»1.

2. В более узком смысле под термином «эвристика» понимают любой принцип или механизм, который способствует сокращению поиска решения задачи. В этом значении термин «эвристика» совпадает с интеллектуальным процессом анализа вариантов (отбрасывание тех вариантов, которые являются неперспективными и выделения перспективных). Приемы, которые лежат в основе неприятия неперспективных вариантов, называют эвристиками.

3. Эвристика как логика мыслительной деятельности, направленной на от
крытии нового, на изобретение. Например, «логика научного открытия»,
«логика изобретательской деятельности». В этом смысле «эвристика
есть совокупность логических приемов не только по решению задач,
но и средств теоретического исследования и поиска истины»2.

Термины «творчество», «творческое мышление» используются в следующих значениях:

а) в широком смысле — как активность субъекта практики
и познания, направленная на внешний мир (объект) с целью
его присвоения или изменения;

б) в узком смысле — как способность человека (субъекта практики

и познания) создавать что-то новое в процессе своей деятельности.

Термин «новое» используется в значении «то, чего еще не было».

В современной литературе различают сущностно (качественно) новое и новое в

времени; объективно и субъективно новое3. Сущностно (качественно) новое означает,что создаются предметы (артефакты), которые возникают впервые и не имеют аналога в прошлом. В науке и философии существенная (качественная) новизна может быть тогда, когда новый результат исследования меняет понимание сущности вещи (системы) или дает возможность иначе объяснять предметы и явления. В этом смысле существенно новым в науке и философии могут быть программы исследований, экспериментов, определенные концептуальные системы знаний (системы понятий), или теории, открытие законов и др. Новое во времени означает, что предметы, которые создаются людьми, уже имеют или имели аналоги в прошлом. В таком значении обычно вспоминают пословицу: «Новое это хорошо забытое старое».

Объективно новое — это что-то социальное, обще значимое, то есть то, что имеет общечеловеческую ценность; субъективно новое — это знание, открытое человеком для себя, но уже известно суспільтву.

В творческом мышлении диалектически взаимосвязаны логическое и интуитивное (логика и интуиция), дискурсивное и недискурсивне. Французский математик А.Пуанкаре писал: «Логика и интуиция играют каждая свою необходимую роль. Обе они неизбежны. Логика является орудием доказательства, интуиция является орудием изобретательности»1.

Каждый человек может быть носителем различных типов и видов мышления, характеристика которых была дана выше.

Книга: ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко

СОДЕРЖАНИЕ


На предыдущую

lybs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *