Виды мышления и их особенности Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления. Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими. Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся. Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную «интеллектуальную экономию» путем «сводки фактов к законам, а законов до теориям». Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения. Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.
Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании. В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак — неспособность поставить себя на позицию других. 3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими. Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности. В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций. жүктеу/скачать 18.13 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |
Мышление: виды, процессы, формирование.
Психология (Реферат1. Общее понятие о мышлении
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями,
которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий
(цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и
такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и
благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное
и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности,
заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и
отношений между ними…
Первая особенность мышления — его опосредованный характер.
То, что человек неможет познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно:
одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда
опирается на данные чувственного опыта и на ранее приобретённые теоретические знания.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего
и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства
этих объектов связаны друг с другом.
Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной
основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы
чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром —
поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.
Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является
деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком
ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей
и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но
оно формируется на основе их.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становитсямыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное.
Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний
из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства
передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические
импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные
знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в
процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и
прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь
(язык) едины.
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей.
Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия,
планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи.
Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития
мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление — функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности.
Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.
2. Мыслительные процессы
Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности,
посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение,
абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических
операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера
информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более
полным.
Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.
Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего,
которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.
3. Суждение и умозаключение
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это
форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.
Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая
связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо
мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется
рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно
приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом
на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о
предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные,
дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез и догадок.
4. Понятие. Усвоение понятий
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.
Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга,высшей ступенью познания мира. Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.
Усвоить понятие — это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
5. Понимание. Решение мыслительных задач
Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления
и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.
Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом
понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь
людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.
Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в
узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.
Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап — осознание
вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет
вообще деятельности мышления.
Второй этап решения мыслительных задач — это анализ условий задачи. Не зная
условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.
Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения
осуществляется посредством различных умственных действий с использованием
логических операций.
Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности
решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную
деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и
исправить их.
Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если
человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.
6. Виды мышления
По содержанию выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты все 3 этих вида, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
…по характеру задач: практическое и теоретическое мышление
7. Индивидуальные различия в мышлении
Устойчивые различия в мыслительной деятельности людей называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только
особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов
Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум —
это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества. Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.
Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.
Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.
8. Формирование мышления у детей
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п.
Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.
Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.
Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово. Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.
Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. – учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.
В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.
Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения. В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием,
легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.
Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.
Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные
доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии.
Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.
Мышление | Введение в психологию | Мозг и когнитивные науки
« Предыдущая | Далее »
Обзор сеанса
Как мы принимаем решения в ситуациях, с которыми сталкиваемся каждый день? На этом занятии мы будем использовать головоломки и текстовые задачи, чтобы выделить некоторые механизмы, которые управляют человеческим мышлением, например. функциональная фиксированность, эвристика и фрейминг. Лекция также кратко затрагивает роль лобных долей мозга в решении проблем и эмоциях. Ключевые слова: мышление, функциональная неподвижность, эвристика, якорение, приспособление, фрейминг, лобные доли, принятие риска, психопатология Изображение предоставлено marttj на Flickr. |
Сессионные действия
Показания
Прочтите следующее перед просмотром видео-лекции.
- [Мешки] Глава 13, «Да, Отец-Сестра» (стр. 116-119)
- Один из следующих учебников :
- [K&R] Продолжить чтение Главы 6, «Язык, мышление и интеллект: что люди делают лучше всего»
- Схема исследования для K&R Глава 6 (PDF)
- [Стангор] Глава 8, «Вспоминание и суждение» и Глава 9, «Разум и язык»
- [K&R] Продолжить чтение Главы 6, «Язык, мышление и интеллект: что люди делают лучше всего»
Видео лекций
Посмотреть полное видео
- Лекция 13: Мышление
Вид по главе
- Мыслительные ловушки: функциональная неподвижность, решение проблем и креативность
- Суждение и принятие решения: эвристика
- Влияние на решения: привязка, корректировка и кадрирование
- Лобные доли и мышление
Видеоресурсы
- Клипы удалены из видео лекции из-за ограничений авторского права:
- Два сегмента, «Математические задачи» и «Квадратные футы?», из Классика откровенной камеры для вводной психологии . DVD/VHS. Candid Camera, Inc. и McGraw Hill. 1993. [Найти в библиотеке через WorldCat]
- Слайды лекций (PDF, 1,3 МБ)
Обсуждение
Некоторое обсуждение этой темы будет представлено в рамках следующего сеанса разведки.
Проверь себя
Короткие вопросы для эссе
- Два подхода к решению проблем включают использование алгоритмов и эвристики. Чем отличаются эти два подхода? Приведите два реальных примера проблем и для каждого объясните, как можно решить их с помощью алгоритма и эвристики. Учитывая различия между алгоритмами и эвристикой, при каких обстоятельствах предпочтительнее использовать тот или иной?
› Пример ответа
Алгоритмы — это «наборы шагов, которые, если их методично выполнять, гарантируют правильное решение проблемы», тогда как эвристика — это «эмпирические стратегии, которые не гарантируют правильного решения проблемы, но предлагают вероятные короткие пути к ней». ” Принципиальное отличие состоит в том, что алгоритм гарантирует решение проблемы, тогда как эвристика иногда может дать сбой.
Например, если вы хотите выяснить, какой ученик в вашем классе самый старший, вы можете пойти и спросить у всех дату их рождения (алгоритм). В качестве альтернативы вы можете посмотреть, кто самый высокий, кто ведет себя наиболее зрело, у кого больше всего седых волос и т. д., поскольку все это, как правило, связано с возрастом (эвристика).
В качестве другого примера, если вы хотите выяснить, сколько мармеладок в банке, вы можете получить точное число, посчитав каждую мармеладку (алгоритм). Однако это долгий и утомительный процесс. Более быстрым способом было бы вычислить объем банки (число пи, умноженное на квадрат диаметра, умноженное на высоту, разделить на 4) и разделить его на объем одного драже (эвристика). Вы можете быть удивлены, увидев, что эвристика может быть более «математической», чем алгоритм, но обратите внимание, что эта эвристика по-прежнему неточна и будет только аппроксимировать решение.
Поскольку алгоритмы точны, они предпочтительнее, когда вам нужно каждый раз получать точно правильный ответ. Эвристики, которые, как правило, быстрее и менее трудоемки, подходят, когда решение может быть просто «достаточно хорошим», когда его нужно достичь быстрее, чем позволяет соответствующий алгоритм, или когда алгоритмическое решение неизвестно.
- Есть много примеров того, как решение проблем может пойти не так. Некоторые из них связаны с логическими ошибками, другие связаны с эвристикой, которая склоняет вас к неправильному выводу. Приведите четыре примера различных логических ошибок или неприятных эвристик и то, как они приводят к неправильным выводам.
› Пример ответа
Подтверждение следствия: «Когда вы предполагаете, что существует конкретная причина, потому что произошел конкретный результат». Например, вы выходите на улицу и замечаете, что тротуар весь мокрый. «Должно быть, шел дождь, — думаете вы, — потому что тротуар мокрый, когда идет дождь». Однако тротуар также может быть мокрым из-за того, что сработали разбрызгиватели, или потому, что кто-то мыл машину и т. д. Одного знания того, что тротуар мокрый, недостаточно, чтобы быть уверенным, что идет дождь.
Предвзятость подтверждения: Предвзятость искать информацию, которая подтверждает правило, а не опровергать его. Это логическая ошибка, которой ученые должны избегать при проверке своих гипотез! Например, давайте представим себе ученого, выдвинувшего гипотезу о том, что «только люди с группой крови O+ могут заразиться североамериканской крапчатой лихорадкой*». Если этот ученый исследует только людей с группой крови O+, чтобы увидеть, есть ли у них лихорадка, он демонстрирует предвзятость подтверждения. Чтобы успешно проверить гипотезу (то есть увидеть доказательства, опровергающие ее), он должен также обследовать людей с другими группами крови, чтобы узнать, не подхватили ли они лихорадку. Если кто-то с группой крови А- заболевает лихорадкой, то его гипотеза ложна; но изучение людей с кровью O+ не может опровергнуть эту гипотезу.
*(болезнь такая же воображаемая, как и остальная часть примера)
Эвристика репрезентативности: Люди склонны «предполагать, что чем больше что-то похоже на прототип, хранящийся в нашей памяти, тем больше вероятность того, что эта вещь будет член категории». Вернемся к нашему примеру с североамериканской крапчатой лихорадкой. Симптомы этой воображаемой болезни включают чувство усталости по утрам, легкое расстройство желудка и головные боли. Однако североамериканская крапчатая лихорадка встречается очень редко, и только 1 из 100 000 человек заразится ею. Несколько пациентов услышали о симптомах этого заболевания в новостях, а затем обратились к своим врачам, настаивая на том, что у них лихорадка, потому что они тоже чувствовали усталость по утрам, а иногда у них были несварение желудка и головные боли. Тем не менее, эти пациенты предвзяты из-за эвристики репрезентативности — только потому, что у них есть описанные симптомы, не обязательно означает, что у них лихорадка. Многие другие вещи гораздо чаще вызывают утреннюю усталость (не выспался?), расстройство желудка (съел слишком много жирной пищи?) и головные боли, чем это расстройство, которое, как вы помните, встречается очень редко.
Эвристика доступности: Люди склонны «рассматривать объекты или события как более вероятные, обычные или частые, если их легче извлечь из памяти». Например, у людей часто есть друзья, которые придерживаются тех же политических взглядов, что и они. Когда вас спросят, сколько людей может поддержать новую политическую инициативу, вы можете подумать обо всех своих друзьях и поддержат ли они эту инициативу. Если большинство из них поддержало бы инициативу, то можно было бы подумать, что и люди в целом, скорее всего, поддержат ее. Однако, поскольку люди, которых вы знаете, являются предвзятой выборкой населения в целом, вы, вероятно, преувеличите поддержку этой инициативы просто потому, что вы не дружите с теми людьми, которые были бы против нее (и, следовательно, не можете легко вспомните, сколько людей это может быть).
Дальнейшее изучение
Эти дополнительные ресурсы предназначены для учащихся, желающих более полно изучить эту тему.
ТИП | СОДЕРЖАНИЕ | КОНТЕКСТ |
---|---|---|
Дополнительное чтение | Сибрук, Джон. «Страдающие души». The New Yorker , 10 ноября 2008 г. | Рассказ о докторе Кенте Киле, упомянутом профессором Габриэли в конце лекции. Доктор Киль изучает психопатию с помощью установленного на грузовике МРТ-сканера, который он привозит в тюрьмы. |
Связанные исследования | Делюд, К. М. « Культура влияет на функцию мозга, исследование показывает ». Новости Массачусетского технологического института , 11 января 2008 г. | Короткая новостная статья об исследовании под руководством профессора Габриэли, в ходе которого было выявлено культурное влияние на быстрые суждения. |
Приложение к учебнику | Учебные материалы для гл. 8 «Язык и мышление: что люди делают лучше всего». В Kosslyn & Rosenberg, Психология в контексте , 3/е (Пирсон, 2007) | Практика тестовых вопросов, карточек и мультимедиа для соответствующего учебника |
« Предыдущая | Далее »
Система 1 и 2 Объяснение SUE
Сила вашего подсознания
Дополнительное открытие Канеманом пропускной способности каждой системы сделало это исследование столь значительным. Это был прорыв в области отсутствия рассуждений при принятии решений людьми. Он показал, как две мыслительные системы приходят к разным результатам, даже если они получают одни и те же входные данные. Прежде всего, однако, он раскрыл силу подсознания; где мы все склонны думать, что мы рациональные люди, которые думают о наших решениях и о том, что мы делаем. Канеман продемонстрировал, что мы (почти) полностью иррациональны. Но это хорошо. Это наш механизм выживания.
35 000 решений в день
В среднем каждый из нас принимает около 35 000 решений каждый день. Они различаются по сложности и важности. Это может быть шаг влево или вправо во время разговора. Или решить подняться по лестнице или на лифте. Но все они бьют вас ежедневно. Если бы вам пришлось сознательно обрабатывать все эти решения, ваш мозг рухнул бы. Основная задача вашей автоматической системы — защитить вашу систему 2, чтобы предотвратить когнитивную перегрузку.
Есть несколько способов, которыми наша автоматическая система облегчает нагрузку на нашу сознательную систему. Во-первых, он заботится о наших более привычных задачах, превращая их в процедуры автопилота, также известные как привычки. Но в первую очередь система 1 быстро просеивает информацию и идеи, даже не замечая этого, расставляя приоритеты по тому, что кажется важным, и отфильтровывая остальное, используя ярлыки. Эти ярлыки также называются эвристиками. Мы объясним их в следующем разделе.
Мы все иррациональные люди
Прежде всего, мы все должны признать, что почти все время остаемся иррациональными людьми. Даже если вы думаете, что это не так. Каким-то образом мы можем принять нашу иррациональность или, по крайней мере, понять ее, когда ее нам объясняют, но мы продолжаем совершать ту же ошибку с другими. Пытаясь повлиять на кого-то, мы склонны забывать, что они тоже иррациональны. Мы часто пытаемся убедить кого-то рациональными аргументами или фактами. Мы любим рассказывать кому-то о преимуществах наших продуктов, услуг или идей.
Решения основаны на коротких путях
Однако решение человека, которого вы пытаетесь убедить, не основано на этой рациональной информации. Он основан на ярлыках системы 1. Работа Канемана показывает, что люди борются со статистикой и не могут обосновать вероятные результаты своих решений. Второй очень важный вывод из его работы заключается в том, что наши решения обусловлены эвристикой и предубеждениями. Мы углубимся в них в следующих двух разделах.
Эвристика: определение и значение
Быстрый путь, который использует наша система 1, — это эвристика. Определение эвристики, которое можно найти в Википедии, звучит так:
Любой подход к решению проблем, обучению или открытию, использующий практический метод, не гарантированно являющийся оптимальным, совершенным, логичным или рациональным. Но вместо этого достаточно для достижения ближайшей цели. Где поиск оптимального решения невозможен или нецелесообразен. Для ускорения процесса поиска удовлетворительного решения можно использовать эвристические методы. Эвристики могут быть умственными сокращениями, которые облегчают когнитивную нагрузку, связанную с принятием решения.
Эвристика — это работа нашего автоматического мозга.
Если мы вернемся к мысли Канемана, эвристика — это просто ярлык, который наш автоматический (система 1) мозг использует для сохранения умственной энергии нашего преднамеренного (система 2) мозга. Это наш механизм выживания в игре. Вы, наверное, уже знакомы с эвристиками. Иногда мы называем их внутренним чувством, догадкой, здравым смыслом или интуицией. Мы используем эвристику для решения проблем, которые не являются рутиной или привычкой. То, как мы «строим» эвристики, заключается в анализе имеющейся информации и сопоставлении этой информации с нашим опытом. Эвристика — это стратегия, основанная на предыдущем опыте решения подобных проблем. Наиболее распространенная эвристика — это пробы и ошибки, когда пытаются решить проблему, основываясь на опыте, а не на теории.
Эвристика доступности
Другим примером является так называемая эвристика доступности. При принятии решения эта эвристика предоставляет нам кратчайший путь в уме, основанный на непосредственных случаях, которые приходят нам на ум. Или, проще говоря, мы ценим информацию, которая быстро приходит на ум, как более важную. Итак, когда нам нужно принять решение, мы автоматически думаем о связанных событиях или ситуациях. В результате мы можем судить об этих событиях как о более частых или более вероятных, чем другие. Поэтому мы больше верим в эту информацию и склонны переоценивать вероятность и вероятность того, что подобные вещи произойдут в будущем.