Виды наблюдение в психологии: 3 Наблюдение,его виды и характеристика

Виды, способы и формы наблюдения в психологии

Содержание

  1. О наблюдении в целом
  2. Три значения
  3. Особенности метода
  4. Виды наблюдения
  5. Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
  6. Систематические и полные исследования
  7. Выборочный эксперимент и констатация фактов
  8. Стандарты. Открытые и закрытые исследования
  9. Включенное, прямое, спровоцированное
  10. Предмет наблюдения
  11. Перемещения людей.
  12. Средства наблюдения и этический кодекс

О наблюдении в целом

Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.

Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.

Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.

Три значения

Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:

Наблюдение как метод.

Как деятельность.

Как методику.

Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений.

Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.

Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.

С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.

Особенности метода

Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.

Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:

Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.

Эмоциональная составляющая эксперимента.

Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.

В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении.

Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.

Виды наблюдения

Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:

Объективное наблюдение и самонаблюдение.

Полевое и лабораторное исследование.

Индивидуальный и коллективный эксперимент.

Случайное и преднамеренное изучение.

Систематическое и несистематическое наблюдение.

Полное и неполное исследование.

Сплошной и выборочный эксперимент.

Констатирующее и оценивающее изучение.

Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.

Исследования открытого и закрытого характера.

Включенный и невключенный эксперимент.

Прямое и косвенное исследование.

Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.

Объективное, лабораторное и полевое исследование

Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.

Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.

Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных.

Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.

Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.

Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение

Индивидуальное исследование – это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым.

Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.

Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.

Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать.

Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные.

Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.

Систематические и полные исследования

В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.

Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:

Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.

Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.

С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.

Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.

При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.

Выборочный эксперимент и констатация фактов

Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.

Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной – выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный – неполный» – количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.

Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии – сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.

Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению.

Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия.

Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.

Стандарты. Открытые и закрытые исследования

Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту.

В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.

При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем.

Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.

Включенное, прямое, спровоцированное

При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри.

Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.

Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.

Предмет наблюдения

В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:

Вербальное поведение – учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.

Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.

Перемещения людей.

Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации.

Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.

Правила проведения наблюдений

При проведении исследования важно выполнять такие требования:

Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.

Никоим образом не влиять на естественный ход событий.

Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).

Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.

Средства наблюдения и этический кодекс

Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.

В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто.

Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:

Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.

Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.

Минимизировать вторжение в личную жизнь.

Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.

В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.

Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!

Источник

Файл: Т. В. Корнилова Экспериментальная психология.doc — Страницы №№56-60

Влияние на результат наблюдения может оказать личное отношение наблюдателя к наблюдаемому субъекту: симпатия, антипатия. Большую роль играют опытность наблюдателя, его предварительные знания о наблюдаемом человеке и контексте ситуации.

Основные пути контроля субъективности наблюдателей – усиление целенаправленности и систематизации наблюдения, поиск адекватных наблюдаемому процессу или явлению «единиц» описания и систем интерпретации данных наблюдения.

Оценка самой возможности психологического наблюдения зависит от того, как связываются результаты и использованные средства наблюдения, с одной стороны, и понятийная система знаний о наблюдаемой реальности – с другой. В психологии существует множество категориальных по своему уровню понятий, которые следовало бы относить не к самой психологической реальности, а к обобщенным схемам ее понимания.

Так, представим в качестве исследуемой реальности предметную деятельность человека, которая опосредствована механизмами психической регуляции и психического отражения и в свою очередь определяет становление психической реальности.

Адекватным для ее изучения методом наблюдения следовало бы признать такое построение исследования, при котором наблюдатель мог бы и зрительно, и понятийно охватить активность другого субъекта как «деятельность» во всей полноте ее структуры, динамики и форм развития. Однако метода для наблюдения такого предмета изучения, как «деятельность», не существует. Деятельность – это категория такой степени общности, которая представлена в системе психологических знаний в качестве «надэмпирического» конструкта, призванного структурировать понятия меньшей степени общности. Без разработки теорий так называемого среднего уровня перейти к оценке наблюдаемости тех или иных аспектов становления деятельностного опосредствования психической реальности, видимо, не представляется возможным.

Таким образом, поскольку предметом наблюдения в конечном счете оказывается субъективная реальность, а само наблюдение осуществляется наблюдателем-субъектом, психические состояния которого столь же реальны, как у наблюдаемого субъекта, специфика психологического наблюдения может быть кратко охарактеризована как удвоение субъективности. Внешнее наблюдение в психологии нельзя представить как очищенное от субъективного плана. Это не означает невозможности оценки на его основе истинности тех или иных утверждений о психологической реальности. Объективным наблюдение является в рамках признания двух основных принципов: онтологического статуса изучаемой психологической реальности и возможности познания этой реальности. Применительно к системе методов скорее следует говорить об адекватности использования метода наблюдения, в какой-то степени перекликающейся с оценкой его валидности.


Если отказаться от «познавательной» формы постулата непосредственности в психологии, то приближение к соответствию используемого метода предмету изучения необходимо связывать, во-первых, с усилением его целенаправленности и контроля за способами сбора данных. Это означает, что квалификация и квантификация фиксируемых данных должны отвечать исследовательским целям; наблюдатель должен четко рефлексировать, как используемые им приемы сказываются на эмпирических результатах и как они связаны с теоретическим пониманием им предметной ситуации. В современных учебниках по методу наблюдения различают предметную ситуацию и ситуацию сбора данных. Последняя не просто отражает первую или соответствует ей, а задает способы кодирования в системах описания изучаемой эмпирической реальности. Во-вторых, исследователь должен рефлексировать элементы теоретической опосредствованности результатов наблюдения. Теория обеспечивает эвристичность наблюдения. Она направляет выделение и фиксацию тех аспектов эмпирической реальности, которые представляют (репрезентируют) понимание предметной ситуации.

Теория представлена также в регулятивных правилах сбора данных (в обосновании «техник», или методик, наблюдения). Она определяет исходный пункт выбора «единиц» или категориальных систем наблюдения. При достаточном отличии «атеоретичных» подходов к выбору единиц, называемых иногда описательным наблюдением, и теоретически обоснованных, или объяснительных, подходов общим остается то, что в конструкцию описательных понятий психолог включает умозрительную модель предметной ситуации. Собственно, этим и отличается профессиональное наблюдение от житейского, исследовательский метод от непосредственного запечатления.

Выбор возможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения как самостоятельного научного метода. Это проблемы выбора «единиц» наблюдения, связи организации наблюдения с теорией и этапом исследования, проблемы учета «позиции» исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы и отчета о наблюдаемом событии.

Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя.

Целенаправленное наблюдение по особенностям организации может быть сплошным и выборочным в зависимости от того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего исследователя процесса, все объекты или только некоторые.


Наблюдение в зависимости от уровня «единиц». Кроме описания психологической реальности в репертуарах единиц или в категориях, подразумевается еще один аспект членения целостного процесса наблюдения на отдельные «единицы» – не от использования речи или кодов наблюдателя, а от особенностей самих наблюдаемых событий, например в аспекте их неповторимости, скоротечности.

Подходы к выделению «единиц» наблюдения учитывают, с одной стороны, необходимость максимально интерсубъективного (т.е. не зависящего от индивидуальных особенностей и позиции наблюдателя) характера отчета о данных, с другой – уникальность и лишь относительную воспроизводимость психических явлений, имеющих процессуальный характер. С особенностью объектов наблюдения в психологии связываются и особенности фиксации отчетов данных: 1) фиксируется по существу то, что уже прошло в момент фиксации отчета; 2) повторений часто не существует, в связи с этим для изучения множества областей психической регуляции поведения определяется путь составления наборов событий.

Выбор «единиц» или категории в зависимости от исследовательских целей позволяет осуществлять наблюдение с разной степенью его стандартизации и формализации. В психологической науке отсутствует универсальный понятийный язык, поэтому исследователь должен лавировать между Сциллой и Харибдой «уникальное описание – соглашение». Осознание уровней кодирования данных в определенных «единицах

» и категориях позволяет учитывать степень вмешательства теории в процесс организации наблюдения и отчета наблюдателя.

Систематическим обычно называют любое наблюдение (как в «единицах», так и в категориях), если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий. Систематичность нельзя смешивать с принципами хронологической организации наблюдения. Систематичность наблюдения – очень емкое понятие, оно включает в себя соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта, которые необходимо описывать; язык описания данных наблюдения, способ их фиксации и порядок наблюдения. Степень систематичности является самостоятельным критерием подразделения видов наблюдения (систематическое и несистематическое), однако она определенным образом связана с выработкой теоретической интерпретации наблюдаемых явлений. Максимально систематическим оказывается категориальное наблюдение, поскольку

система категорий, в отличие от других кодов описания объектов, должна удовлетворять требованиям полноты охвата отображаемой реальности в определенном аспекте.

Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическими, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения «объекта» и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).


Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя. Можно выделить внешнее наблюдение – наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта», и включенное наблюдение. Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. При включенном наблюдении исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение «со стороны», может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы). Оно имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя.

Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со стороны». Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.

Виды наблюдения в зависимости от его организации. В зависимости от ситуации выделяют наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях. Его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.

Лабораторное наблюдение позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека (или животного) в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения часто приближаются к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А. Ф. Лазурским.

Хронологическая организация наблюдения. Выделяют лонгитюдное («продолженное»), периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно несколько лет. Оно предполагает постоянный контакт исследователя и «объекта» изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.


Периодическое наблюдение – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.

Наблюдение и виды отчета наблюдателя. Организация отчета наблюдателя входит наряду с целью и созданием ситуации в план, или схему, наблюдения. В зависимости от избранного способа описания данных можно выделить стандартизованное и нестандартизованное наблюдение. При нестандартизованном наблюдении наблюдатель регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать.

Нестандартизованное наблюдение позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще неизвестны и для которых не выработан репертуар «единиц» описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.

Стандартизованное наблюдение отличается тем, что наблюдателю в более или менее четкой форме предписаны выделяемые категории наблюдения и те «единицы», которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.п. Такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.

Перечисленные классификации видов наблюдения не противоречат одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.

Методики наблюдения могут использоваться как способы регистрации или фиксации данных при различных по структуре методах исследования: например, в психологическом эксперименте и при решении задач психодиагностики. Так, можно проводить психологический эксперимент, создавая для испытуемого отличающиеся условия выполнения экспериментальных заданий и квалифицируя определенным образом тип его действий. Это будет применение наблюдения как методики сбора эмпирических данных, но при условии возможности перехода от качественных описаний к переменным, предполагающим возможность оценки наблюдаемых показателей в тех или иных шкалах.


Не так просто, как вы думали (ADK) – Методология исследований в образовании

Введение: Наблюдение как метод исследования

Что приходит на ум, когда вы думаете о «наблюдении»? Возможно, вы представляете себе, как сидите и смотрите на других без перерыва? Или что вы участвуете и все еще наблюдаете и делаете заметки? Что такого в наблюдении, что делает метод эффективным? Каковы сильные и слабые стороны методов исследования? Как наблюдение эффективно используется в исследованиях? и каковы этические соображения, когда речь идет о наблюдении? Эти общие темы и вопросы будут рассмотрены в данной статье.

Словарь Merriam-Webster определяет наблюдение как «действие или процесс внимательного наблюдения за чем-либо или кем-либо с целью получения информации». Слова «внимательно» и «информация» важны в этом определении, поскольку эти слова отражают суть наблюдения и его связь с исследованием. «Как этнографический метод исследования наблюдение, по-видимому, не имеет определенного начала. В то время как некоторые исследователи обнаружили признаки его использования в древние времена, другие указывали на конец девятнадцатого и начало двадцатого веков» (Baker, 2006, 171). Наблюдение использовалось как метод сбора данных в области исследования, и Огюст Конт, более известный как отец социологии, назвал наблюдение одним из «четырех основных методов исследования» (Baker, 2006, 171). Это также сложный процесс, поскольку он требует, чтобы исследователь играл более одной роли и использовал все свои чувства для эффективного сбора данных. В то же время исследователь должен помнить, что он/она наблюдает, и оставаться достаточно отстраненным от субъектов, чтобы иметь возможность наблюдать и собирать данные, соответствующие исследовательскому вопросу и целям. Как объясняет Сайкс, наблюдение можно использовать для сбора данных путем наблюдения за событиями или поведением в естественной среде (Sykes, R. E., 19).77). Более того, наблюдение уникально тем, что его можно использовать как в качестве метода исследования, так и в качестве метода сбора данных (Powell & Connaway, 2004).

Обзор: типы наблюдений

Наблюдения могут быть структурированными, полуструктурированными или неструктурированными. Исследователи часто используют контрольный список для проведения структурированных наблюдений, поскольку они заинтересованы в изучении конкретных тем или изучении конкретных вопросов. С другой стороны, неструктурированные наблюдения не следуют контрольному списку; они записывают все данные (O’Leary, 2014).

Наблюдения можно разделить на прямые и косвенные наблюдения. Прямое наблюдение часто определяется как наблюдение за событиями или поведением по мере их возникновения без изменения среды, в которой происходят события. Это можно объяснить на примере наблюдения за учителем, выполняющим план занятий на день. Косвенное наблюдение — это наблюдение за результатами взаимодействия или поведения. Косвенное наблюдение можно объяснить получением отзывов от учащихся о том, как учитель выполнял свою работу в классе (Seale C, 2004).

Еще один способ, которым исследователи используют инструмент наблюдения, заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на включенном наблюдении и разделить его на открытое и скрытое. Открытое наблюдение требует от исследователя открытости в отношении своих намерений и требует, чтобы исследователь информировал участников, чтобы убедиться, что они осведомлены о том, что происходит. Важнейшее преимущество открытого наблюдения заключается в том, что оно позволяет исследователю наладить взаимопонимание с участниками, потому что исследователь с самого начала открыт и честен в отношении намерений своего исследования. Однако предполагаемая слабость этого метода заключается в том, что он может позволить участникам изменить свое поведение в соответствии с целями исследователя, поскольку они знают, что ищет исследователь. Открытое наблюдение очевидно, когда наблюдаемый субъект знает о присутствии наблюдателя, в то время как скрытое наблюдение лучше всего иллюстрируется, когда наблюдаемый не знает или не знает о присутствии наблюдателя. Скрытая форма наблюдения предпочтительна в области наблюдательных исследований, поскольку она сохраняет естественное поведение наблюдаемого, что обеспечивает минимальную предвзятость в наблюдаемом поведении. Напротив, открытым наблюдениям отдавалось предпочтение во избежание этических дилемм в исследованиях (Savage J, 2000). Ограничение наблюдения за прикрытием заключается в том, что предвзятость исследования может повлиять на результаты исследования.

Ключевые соображения при использовании наблюдения в качестве метода исследования

Согласно О’Лири (2014), исследователи должны тщательно планировать свои наблюдения и учитывать следующие моменты, прежде чем использовать его в качестве метода исследования.

  • Тип исследования с наблюдением: включает прямое, косвенное, скрытое, открытое/откровенное, наблюдение с участием и без участия. Интересно отметить, что О’Лири (2014) использует разные термины для описания некоторых аспектов наблюдений. Например, другие авторы обычно использовали термин «открытый» для описания наблюдений, раскрывающих личность исследователя. Однако О’Лири (2014) использует термин «откровенный» для описания той же концепции.
  • Исследователи должны подумать о нашем населении и людях, за которыми мы будем наблюдать. В исследовательской терминологии последняя именуется нашей выборкой.
  • Осведомленность об окружающей среде в обсервационном исследовании. Это, в частности, включает культурный фон.
  • Контрольный список для изучения конкретных тем, которые хорошо подходят для их исследовательского вопроса. Это делается, когда исследователь планирует провести структурированное наблюдение.
  • Хронология
  • Этические соображения
  • Планирование непредвиденных обстоятельств: у исследователя всегда должен быть план на случай непредвиденных обстоятельств, если его первоначальный план не сработает во время наблюдательного исследования.

Сравнение/сопоставление наблюдения различными учеными:

Существует несколько преимуществ и недостатков наблюдения как метода сбора данных (Cohen L, Manion L et al, 2000).

К преимуществам относятся сбор данных на месте деятельности, сбор данных не зависит от желания участника участвовать и снижение предвзятости, такой как предвзятость припоминания, поскольку информация собирается исследователем из первых рук.

Недостатками являются повышенная вероятность «эффекта Хоторна», что означает, что наблюдаемый осознает присутствие наблюдателя и действует лучше, чем в ситуации без наблюдения, возможность смещения наблюдения, когда наблюдатель наблюдает только за интересующими действиями и, наконец, что он только позволяет наблюдателю наблюдать за определенным событием или поведением, не понимая причин, стоящих за этим поведением или событиями.

Как предполагает Линда Бейкер, «наблюдательные исследования отличаются от других методов тем, что они требуют от исследователя более специализированной подготовки в отношении того, как наблюдать, что и как регистрировать данные, как войти в поле и выйти из него, и как оставаться отстраненным и в то же время вовлеченным» (Baker 2006, 187). Это явно вызов методу наблюдения. Исследователи должны обладать высокой квалификацией для выполнения точных и этичных методов наблюдения.

Этические соображения:

С техникой наблюдения связано множество факторов, связанных с этикой и этическими соображениями. Проблемы конфиденциальности часто рассматриваются как этическое препятствие, которое необходимо преодолеть исследователю и участникам. Это зависание может часто происходить при подаче заявки на одобрение Совета по этике поведенческих исследований (BREB или Institutional Review Boards (IRB). Согласно Spradley (1980, стр. 21-25), он рекомендует исследователям следовать Американской антропологической ассоциации с точки зрения 6 шагов

  1. Участники исследования на первом месте
  2. Их права, интересы и чувства должны охраняться исследователем
  3. Участники имеют право знать цели исследователя
  4. Конфиденциальность участников должна быть защищена
  5. Нельзя каким-либо образом эксплуатировать участника или причинять ему вред
  6. Отчеты должны быть доступны не только спонсорам, но и участникам и широкой публике.

Заключение:

Несмотря на то, что на первый взгляд наблюдение может показаться простым методом, оно может быть довольно строгим и трудоемким. Этот метод исследования требует от исследователя осторожности в отношении того, что собирается в ходе наблюдения. Наблюдение в исследовании относится не только к вопросам, которые ищет исследователь, но также связано с обстановкой и контекстом, в котором проводится исследование. Эта гибкость делает наблюдение эффективным методом, а также источником сбора данных. Во многих диссертациях в рамках качественных исследований четко отмечается, насколько полезным было наблюдение с точки зрения помощи в их изучении и даже в постановке вопросов исследования. И последнее, но не менее важное: эффективное наблюдение требует прочного взаимопонимания с изучаемыми участниками, чтобы иметь возможность ознакомиться с нормами и практиками сообщества.

Ссылки:

Бейкер, Л. (2006). Наблюдение: Комплексный метод исследования. Тенденции библиотеки, 55 (1), 171-189. doi:10.1353/lib.2006.0045

Коэн, Л., Мэнион, Л., и Моррисон, К. (2000). Методы исследования в образовании. Лондон: Рутледж Фалмер.

Сэвидж, Дж. (2000). Совместное наблюдение: стоять на месте других? Качественные исследования здоровья, 10(3), 324-339.

Сил, К. (2004). Качественная исследовательская практика. Лондон: SAGE.

Spradley, JP (1980). Включенное наблюдение. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Сайкс, Р. Э. (1977). Методы сбора и обработки данных при систематических полевых наблюдениях. Методы и инструменты исследования поведения, 9(5), 407-417.

 

Методы наблюдения — А. П. Грейсон

Методы исследования в психологии

Этот пост был опубликован в Psychology Review

Все науки основаны на наблюдении в самом широком смысле этого слова. В этом смысле «наблюдение» — это не то же самое, что «наблюдение за вещами». Оно относится к любым средствам сбора данных об окружающем нас мире, в том числе с помощью специального оборудования, которое позволяет нам «наблюдать» самые дальние уголки Вселенной или «наблюдать» за поведением нейронов в человеческом мозгу.

Все исследования в области психологии по определению основаны на наблюдении. Мы наблюдаем за ответами, которые наши участники дают на наши анкеты, ответы респондентов на наши полуструктурированные интервью и действия участников в наших экспериментах (зависимая переменная часто измеряется путем наблюдения). Но когда мы говорим о «методах наблюдения», мы на самом деле имеем в виду набор методов, которые в буквальном смысле основаны на наблюдении (и прослушивании) того, что происходит, и на записи информации об этих вещах.

Вообще говоря, и исключительно в целях объяснения, может быть полезно разделить мир методов наблюдения на два лагеря: неструктурированные и структурированные.

Неструктурированное наблюдение

Когда мы говорим о неструктурированных методах наблюдения, мы обычно имеем в виду методы исследования, которые включают наблюдение за социальной средой, институтом, организацией, «кейсом» и т. п. с целью написания подробного описания. счет наблюдаемой вещи. Включенное наблюдение — это одна из специфических традиций исследования, которая склонна опираться на неструктурированные наблюдения. При включенном наблюдении исследователи стремятся стать членами социальной группы в определенной обстановке, чтобы наблюдать за этой группой целостно, «изнутри».

Например, в известном исследовании Розенхана (1973) исследователей помещали в психиатрические больницы в качестве пациентов, чтобы они могли тайно наблюдать за тем, что происходит в качестве сотрудников учреждения, которое они намеревались изучать. Такие методы обычно связаны со сбором и анализом качественных данных. Они, как правило, приводят к увлекательным и проницательным рассказам об изучаемом предмете, хотя проблема заключается в том, что такие методы не поддаются легкому воспроизведению.

Совместное наблюдение, как правило, сложно с этической точки зрения. По самой своей природе это делается «скрытно», так что люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. Скрытое наблюдение может быть оправдано только при определенных обстоятельствах и чаще связано с журналистикой под прикрытием, чем с академической психологией, потому что польза от наблюдения должна явно перевешивать этические издержки.

Скрытые и явные наблюдения  

Скрытое наблюдение имеет место, когда люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. При явном наблюдении, напротив, не предпринимается особых усилий, чтобы скрыть процесс наблюдения. Многие из классических включенных наблюдений, таких как наблюдения Розенхана, являются скрытыми. Однако как участвующие, так и неучаствующие наблюдения могут быть открытыми или скрытыми.

Одним из наглядных примеров пользы наблюдения за участниками является расследование Panorama 2016 года о пренебрежении и жестоком обращении в доме престарелых в Корнуолле. Из-за того, как люди «реагируют» на то, что за ними наблюдают, трудно понять, как такое наблюдение можно было бы эффективно осуществить каким-либо другим способом. Без особых оснований наблюдение за теми, кто не знает, что за ними наблюдают, должно ограничиваться ситуациями, в которых люди находятся «на людях», и подвергаться повседневным наблюдениям других (см. кодекс поведения и этические принципы Британского психологического общества). , 2009 г.).

Структурированное наблюдение

Методы структурированного наблюдения, напротив, используют более «редуктивный» (то есть упрощенный) подход к сбору данных. Структурированные методы основаны на графиках наблюдений — контрольных списках, — которые определяют, что следует (и, что особенно важно, что не следует) фиксировать. Структурированные наблюдения обычно включают сбор количественных данных, которые говорят нам о частоте, продолжительности и/или последовательности наблюдаемых явлений.

Например, Бейкман и Браунли (1980) наблюдал последовательность различных видов игр («без занятий», «одинокая», «вместе», «параллельная», «групповая»), в которых участвовали 3-летние дети. Они смогли сделать вывод, что параллельная игра (дети, играющие рядом друг с другом) действует как «мост» к групповой игре (дети, играющие друг с другом).

Методы структурированного наблюдения придают большое значение важности повторения. В частности, большие усилия в любом структурированном наблюдательном исследовании направлены на то, чтобы продемонстрировать, что независимые наблюдатели могут использовать один и тот же график наблюдения, наблюдать за одними и теми же последовательностями поведения и получать одни и те же результаты. Это известно как процесс установления «надежности между наблюдателями».

Процесс и результат

Одной из отличительных особенностей методов наблюдения является то, что они хорошо подходят для того, чтобы помочь нам понять «процесс», в отличие от многих психологических исследований, которые имеют тенденцию сосредотачиваться на «результате». Возьмем, к примеру, коммуникативные вмешательства для решения проблем, с которыми сталкиваются дети в спектре аутизма, дети с синдромом Дауна и дети с задержкой развития. Исследования результатов показывают, насколько эффективным может быть (или не быть) вмешательство. Но исследования систематического наблюдения, такие как Brown and Woods (2016), могут показать как работает вмешательство, и предоставьте более подробную информацию о том, какие аспекты процесса связаны с результатами. Например, Браун и Вудс смогли показать, что родители с большей вероятностью использовали коммуникативные стратегии, которым они научились сразу после определенных видов коуч-сессии, и что использование детьми полученных навыков было связано с определенными типами родительских взаимодействий. . Таким образом, изучение процесса вмешательства похоже на определение его «активных ингредиентов» (Браун и Вудс, 2016, стр. 121).

Эффекты наблюдателя

Один ключевой вопрос, который следует задать в отношении всех видов наблюдения, звучит так: «Какое влияние оказывает наблюдение на объект наблюдения?» физический мир, где квантовая физика говорит нам, что чем больше мы уверены в том, где что-то находится, тем меньше мы уверены в его скорости, и наоборот. Однако этот эффект наблюдателя относительно легко понять с точки зрения человека. Люди «реагируют» (поэтому эффект называется «реактивностью») на то, что за ними наблюдают, и ведут себя соответственно. Как только вы наводите камеру на кого-то, чтобы сделать снимок, они меняют свое поведение и делают свое «картиночное лицо». Простое наблюдение за ними меняет момент, поэтому наши фотографии представляют собой не запись нашей жизни, а серию постановочных изображений. Таким образом, когда мы наблюдаем за людьми, мы можем регистрировать данные об их поведении, когда за ними наблюдают, а не данные об их поведении в повседневной жизни. И это могут быть две довольно разные вещи.

И еще есть проблема предвзятости наблюдателя. Невозможно уйти от проблемы, что мы склонны видеть то, что хотим видеть, и слышать то, что хотим слышать. В наших наблюдениях мы сосредотачиваемся на вещах, которые наиболее важны или наиболее интересны для нас, и мы с большей вероятностью зафиксируем их и даже исказим запись. Просто попросите фанатов противоположных футбольных команд описать один и тот же матч, и вы увидите проблему.

Ссылки

Бейкман Р. и Браунли Дж. Р. (1980) Стратегическое использование параллельной игры: последовательный анализ. Развитие ребенка, Том. 51, № 3, стр. 873-878.

Би-би-си Панорама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *