Виды поведения – Виды поведения

Содержание

Основные типы поведения людей

Нормы и типы поведения человека очень важны в современной психологии, поскольку они отражают воздействие человека, определяют его общественное положение. Это противоположное понятие индивидуальному поведению, которое выражается в отношениях между людьми. В психологии выделяют несколько видов социального поведения, каждый из которых требует детального рассмотрения.

Массовое поведение

Этот тип поведения людей представляет собой сложно управляемую социальную активность. В такой ситуации они не организованы и редко стремятся воплотить какие-либо конкретные цели. Еще одно название данного типа – стихийное поведение. Как пример, можно взять панику, моду, религиозные движения и прочее.

Групповое поведение

Здесь подразумевается направленное действие нескольких человек, которые являются частью одной социальной группы. В основном тип поведения людей определяется воздействием определенных процессов, непосредственно связанных с самой группой.

Отличием от других видов является согласованность взаимосвязи между индивидуумами, даже если они в момент выполнения задач не находятся на одной территории.

Полоролевое поведение

Это разделение является отражением поведения людей конкретного пола. Оно зависит от местности, традиций, порядков и прочих определяющих факторов. Выражается в выполнении основных социальных ролей, установленных из-за процессов жизнедеятельности конкретных социальных групп.

Такие типы поведения людей свойственны группам отдельных личностей. Их проявления напрямую связаны с целями социума и функциями, которые выполняют члены общества.

Просоциальное поведение

В основу этого вида поведенческих реакций входит стремление индивидуума помогать и поддерживать других. Иногда это касается каких-то общих задач, а иногда конкретной личности. В случае последнего, этот тип поведения людей принято называть помогающим.

Конкурентное поведение

Эта разновидность поведенческих реакций индивида выражается в том, что он воспринимает людей, как потенциальных или реальных конкурентов. Этот взгляд провоцирует его бороться или соревноваться с ними. Основной сутью такого поведения является победа или получение преимущества. Оно напрямую связано с А типом поведения человека в организации.

Это нетерпеливые, раздражительные, недоверчивые, враждебно настроенные люди. Противоположно ему выступает поведенческая линия В, согласно которой индивид не стремится к конкуренции и доброжелательно относится ко всем окружающим.

Послушное поведение

Это форма социальной взаимосвязи, включающей в себя культуру и цивилизованное взаимодействие между общественными элементами. Его часто сравнивают с правопослушным, противовесом которому является проблемные и девиантные взгляды человека.

Девиантное поведение

Этот тип социального поведения человека выражается в отрицании общественных норм. Причем затрагиваться могут как социальные и моральные, так и этические правила взаимодействия между людьми. Но, важно отметить, что это не значит, что человек нарушает нормы законодательства.

Противоправное поведение

Оно выражается в нарушении установленных социальных норм и действующего законодательства. За это человека могут осудить и приговорить к наказанию в соответствующих учреждениях.

Проблемное поведение

Под этой разновидностью взаимодействия человека с обществом принято понимать любые действия, которые могут стать причиной возникновения у индивида психологических проблем. В большинстве случаев оно выражается в непонятом и неприемлемом поведении, вызывающем дезадаптацию, деструкцию и антисоциальные реакции.

Привязанности и материнское поведение

Поведение типа привязанности проявляется стремлением человека постоянно находиться в обществе. Материнское поведение выражается в отношении матери и ее ребенка, но оно может проявляться и между совершенно разными людьми.

Другие формы социального поведения

Одна из особых форм социального поведения – это стремление к успеху. Оно напрямую влияет не только на результативность деятельности человека, но и на всю его жизнь. В прошлом веке этот тип поведения был ярко выражен в социуме. Избегание неудач также является важным поведенческим проявлением.

Оно выражается в желании человека не быть хуже тех, кто его окружает и всеми силами стремиться достичь их уровня или же даже стать лучше. Некоторые люди стремятся общаться с большим количеством человек, другие, наоборот, избегают социум. Есть проявления стремления к власти, попытки удержать ее и противоположный тип – покорность. Также можно выделить уверенность и мнительность. Первый тип проявляется в вере в свои силы и достижение успехов. Второй выражается в поражении из-за сомнений и страхов.

Заключение

Психологи и социологи очень много внимания уделяют основным типам поведения людей. Их интерес привлекают те разновидности поведенческих реакций, которые способны повлиять не только на положение в обществе и судьбу конкретного человека, но и задать тенденцию развитию целого социума. Извечно рассматривается проявление в человеке добра и зла, насколько он доброжелателен или враждебен, стремится ли он к власти или проявляет беспомощность. Очень актуальны в наше время альтруизм и просоциальное проведение. Если рассматривать интерес к асоциальному поведению, то особое место, по мнению ученых, занимает агрессивность человека.

Многие психологи считают, что агрессивность и враждебность невозможно исключить из поведения социума, поскольку оно является основой инстинкта выживания. В любом случае, у каждого типа поведения есть свои преимущества и недостатки. Таким образом человек может занять свою социальную нишу в обществе и проявить себя как личность. Для достижения успеха многие стараются компилировать несколько поведенческих линий и применять их в конкретных ситуациях. Такая тактика позволяет быстро и эффективно решать сложные и простые проблемы на уровне взаимосвязей между разными типами людей.

Изучение поведенческих характеристик позволяет лучше понять не только определенного человека, но и целые общественные группы. Социум в целом очень гармоничен и в нем есть самые различные элементы, позволяющие этой системе быть цельной и упорядоченной, где во всем есть противовес, например, враждебность и доброжелательность, власть и подчинение и тому подобное.

fb.ru

Виды и формы социального поведения

Понятие социального поведения

Определение 1

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения является отдельный индивид или целая группа.

В социологию данное понятие пришло из психологии. Его содержание несколько отличается от содержания таких философских понятий, как «деятельность» и «действие». Под действием подразумевается целенаправленный и рационально обоснованный поступок, в то время как поведение является реакцией индивида на изменения среды или внутренние изменения.

Если обратиться к социологическому аспекту рассматриваемого понятия, то следует заметить, что поведение индивида обусловлено, в первую очередь, социализацией. Поведенческие различия зависят от качеств, которые были приобретены в ходе этого процесса. Также на социальное поведение индивидов определяется ролевой структурой общества.

С понятием социального поведения связно такое важное понятие, как «социальная норма поведения».

Определение 2

Социальная норма поведения — это такое поведение, в полной мере соответствующее статусным ожиданиям.

Таким образом, общество может с довольно высокой вероятностью предсказывать действия члена этого общества, а сам он имеет возможность соотносить свое поведение с принятыми образцами, правилами, моделями и идеалами.

Р. Линтон назвал социальной ролью поведение, которое соответствует всем статусным ожиданиям. Такая позиция близка к фунционалистскому направлению. Главным фактором, обусловливающим социальное поведение, здесь названа социальная структура. Р. Мертоном было введено понятие «ролевого комплекса», обозначающее совокупность ролевых ожиданий, обусловленных данным статусом. Связанной с ним является категория «ролевого конфликта» – конфликта, вызванного противоречиями между ролями или элементами ролей одного или нескольких индивидов.

Функционалистский подход был подвергнут критике со стороны представителей социального бихевиоризма. По их мнению, в ролевой интерпретации поведения упускаются из виду немаловажные психологические факторы. Бихевиористы считали, что изучение поведенческих процессов необходимо строить на базе современных достижений в области психологии. С их точки зрения, функционалистская парадигма была актуальна во времена Дюркгейма, но впоследствии, когда уровень развития психологии как науки, был незначителен. Впоследствии же, когда она достигла определенных успехов, такой подход себя изжил.

Формы социального поведения

Через социальное поведение его субъекты (индивиды и группы) проявляют свои установки и предпочтения, способности и возможности.

Существуют две основные формы социального поведения:

  • Естественное;
  • Ритуальное.

«Естественное» поведение направлено на достижение индивидуальных целей. Это эгоцентричное, индивидуально-значимое поведение. Оно носит природный характер. В чистом виде естественное поведение не соответствует общественным нормам, поэтому оно базируется на ряде социальных конвенций и уступок.

Что касается второй формы поведения, то следует заметить, что ритуал является неотъемлемой частью социальной жизни. Люди практически не замечают, что живут в поле ритуальных взаимодействий. Благодаря различным ритуалам обеспечивается стабильность и устойчивость социальных структур.

Ритуальный характер поведения имеет для общества серьезное значение, однако в ряде случаев естественное поведение для индивида может оказаться более выгодным. По этой причине, общество старается преобразовать формы естественного поведения в формы ритуального.

Виды социального поведения

Существует также множество других оснований для классификации видов социального поведения. Можно выделить следующие:

  • По субъекту социального поведения: общественное, массовое, классовое, групповое;
  • По системе отношений: производственное поведение, экономическое (потребительское, распределительное и т.д.), социально-политическое (политическая активность, электоральное и др.), правовое поведение (законопослушное, девиантное, делинквентное), нравственное (моральное, аморальное, безнравственное), религиозное;
  • По признаку активности — пассивности личности: пассивное, активное, конформное.
  • По времени осуществления: импульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое.

Под массовым поведением подразумеваются это спонтанные и непродолжительные действия относительно большого количества людей, находящихся в неопределенной ситуации. Можно, в свою очередь, выделить несколько основных форм массового поведения: толпа, паника, бунт, сплетни, массовая истерия.

Замечание 1

Важной проблемой является феномен девиантного (отклоняющегося) поведения. Основанием отклонений являются особенности взаимосвязи индивида и среды, индивидов меду собой.

К основным формам девиантного поведения обычно относят правонарушения (в том числе, преступления), наркоманию, пьянство, проституцию, самоубийство. Если говорить более широко, то оно может проявляться в самых разных действиях и поступках, не соответствующих существующим в данном обществе нормам.

В социологии термин «девиантность» применяется в широком и узком значениях. В широком смысле это любое несоблюдение общественных правил и норм, начиная с мелких, несущественных проступков. В более узком значении девиантностью называются только незначительные нарушения каких-либо правил, не попадающие под уголовные статьи.

Можно выделить несколько разновидностей отклоняющегося поведения:

  • Культурные отклонения, т.е. отклонение некоей социальной группы от норм культуры;
  • Индивидуальные и групповые. Первые присущи отельному человеку, который отвергает определенные общественные нормы. Групповые отклонения становятся в том случае, когда от социальных норм уклоняется;
  • Первичные и вторичные. Первичные являются незначительным нарушением норм совершаются и совершаются, как правило, в первый раз или необдуманно. В случае со вторичными отклонениями нарушения более весомы;
  • Культурно одобряемые отклонения. К отклонениям данного типа можно отнести, к примеру, проявление незаурядных способностей в какой-либо сфере деятельности. Для такого случая существует термин «положительная девиация».

spravochnick.ru

Типы поведения человека в обществе

Человеческое поведение в обществе – это сложное понятие, которое отражает взаимодействие конкретного человека с другими людьми. Это понятие отражает реакцию человека на события, ситуации и поведение других людей. Любой тип человеческого поведения базируется на потребностях человека в общении с социумом, взаимодействии с людьми для того, чтобы достичь своих целей.

Психологи делят поведение человека в обществе на 3 типа: агрессивное, пассивное, и ассертивное. При этом человек может поменять тип поведения, если он захочет измениться. Чаще всего у человека преобладает один тип поведения, который помогает ему проходить через трудности и решать конфликты. Давайте рассмотрим каждый из типов человеческого поведения.

Агрессивное поведение

Агрессивность – это поведение, при котором человек выбирает такие методы для достижения результата, которые нарушают права других людей. Агрессивный человек навязывает свои убеждения и не учитывает интересы остальных. Агрессивное поведение требует больших эмоциональных усилий и энергии.

Такое поведение свойственно людям, которые любят все брать под свой контроль. Отношения с другими людьми построены на негативе. Обычно, люди с агрессивным поведением – это неуверенные и слабые духом личности, целью которых является принижение других людей, чтобы на их фоне стать лучше и увереннее.

Пассивное поведение

Пассивность – это поведение, при котором человек жертвует своими интересами и позволяет остальным нарушать свои права. Пассивный человек не выражает публично свои мысли, эмоции, убеждения. Он постоянно извиняется, оправдывается, говорит тихо и неуверенно. Чужие интересы они ставят выше собственных убеждений.

Чаще всего пассивные люди принимают роль Жертвы и чувствуют себя беспомощными и слабыми. Пассивное поведение, как и агрессивное – это признак неуверенности в себе. Но, в отличие от агрессивного поведения, пассивный человек не берет на себя ответственность за свои действия. Он дает право другим людям принимать за него решения, даже если он точно уверен, что это решение принесет вред.

В основе пассивного поведения лежит страх перед жизненными трудностями, страх принимать решения, страх выделиться из толпы и боязнь ответственности.

Целью пассивного поведение является предотвращение любого конфликта еще на стадии его появления, а также облегчение своей жизни перекладыванием ответственности на других.

Ассертивное поведение

Ассертивность – это выражение своих мыслей и эмоций прямо и уверенно. Ассертивность – это поведение свойственное уверенным в себе людям. Это «золотая» середина между агрессивным и пассивным поведением.

Ассертивный человек способен отстоять свои права и решать жизненные трудности, при этом, не вступая в конфликт. Он знает то, что ему нужно и говорит об этом открыто, он может с легкостью отказать другому человеку, в ситуации, когда это будет необходимо. Ассертивный человек уважает себя и мнение других людей, но в то же время он не зависит от мнения остальных.


Следующая страница: Базовые эмоции по Изарду


Предыдущая страница: Гипноз от проблем


Психология


Избавьтесь от психологических проблем!

Звоните по номеру: +7 (918) 612-79-20

08:00-20:30

Подробнее на странице Психолог Полищук В. И.

redhearth.ru

Виды асоциального поведения

Типология асоциального поведения по Э. Дюркгейму

Понятие асоциального поведения существует на протяжение довольно большого промежутка времени, но немногие исследователи давали ему характеристику и выделяли его типологию. Развернутое определение видам асоциального (девиантного) поведения впервые дал ученый Эмиль Дюркгейм.

Замечание 1

Эмиль Дюркгейм – французский социолог и философ, основатель французской социологической школы. Основные его работы: «Самоубийство», «Воспитание и социология» и «Социология и философия». В своих работах он уделял особое внимание понятию «аномия», которое подразумевал как один из ключевых видов девиации.

Основная причина девиации – аномия, в буквальном смысле «отсутствие регуляции», «безнормность», отсутствие мотиваций у человека для соблюдения социальных норм и правил, стремление их нарушить, ввести свои корректировки. Аномия же является и основным видом асоциального поведения по Э. Дюркгейму, которое до сих пор является очень актуальным.

Определение 1

Аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи или отсутствуют вообще, или становятся неустойчивыми и противоречивыми. В данном случае у человека отсутствуют мотивации для регуляции поведения, отсюда и возникают такие явления, как криминогенность, отклоняющееся поведение (алкоголизм, наркомания, проституция.

Виды асоциального поведения по Р. Мертону

Еще один социолог, предложивший типологизировать асоциальное поведение – Роберт Мертон. В его работах он выделил 5 основных видов асоциального поведения человека: конформность, инновация, ритуализм, ретретизм и бунт.

  1. Конформность – это скорее не вид асоциального поведения, а одна из категорий поведения в целом, которая предполагает соответствие и культурным целям, и таким же средствам. В данном случае за индивидом не наблюдается особых нарушений, его поведение в целом соответствует нормам и правилам.
  2. Инновация – это согласие с целями, но полное отрицание одобряемых средств для их достижения. Отсюда предрасположенность к незаконным способам по осуществлению цели: рэкит, спекуляция, шантаж, торговля запрещенными средствами и препаратами, и противозаконная деятельность в целом. За такую форму асоциального поведения человек или группа лиц получает наказание в соответствие с тяжестью и тем, какое наказание предусмотрено в законодательстве той или иной страны.
  3. Ритуализм – отрицание определенных целей, но полное восприятие тех традиционных и одобряемых обществом средств для их достижения. Чаще всего ритуализм встречается у представителей низшего слоя среднего класса.
  4. Ретретизм – отрицание целей и средств. Ретретизм характерен для бродяг, людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, а также для других, кто отказывается от поиска безопасности, престижа и стабильного существования в обществе. Помимо того, что такие люди или группа лиц опасны для самих себя, они еще и несут определенную опасность для всего оставшегося общества.
  5. Бунт – отчуждение от господствующей цели и стандартов и формирование при этом новых целей и средств для их осуществления. Здесь происходит абсолютное изменение системы норм и ценностей, чаще всего выражается в виде революционных действий, стремление к созданию новых, ранее невиданных норм поведения.

Замечание 2

Помимо конкретных видов асоциального поведения, некоторые исследователи (например, О.С. Осипова) выделяют следующие виды девиантного поведения – созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера асоциального поведения является не форма его реализации, как принято считать (например, наличие атрибута насилия), а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии. Это означает, что есть такие формы асоциального поведения, которые могут оправдываться стремлением человека улучшить окружающую действительность, а есть и те, которые разрушают все устоявшиеся нормы, и при этом не предусматривают создание новых. Общество в таком случае оказывается в некоторой «периферийной» ситуации, что может выражаться в войнах, революциях, переворотах.

В социальной психологии также существует несколько видов асоциального поведения.

  1. Нарушение дисциплины – например, вызов общепринятым нормам своим внешним видом;
  2. Большие преступления и малые правонарушения – поступки, которые караются путем принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К таким преступлениям и правонарушениям относятся следующие: наиболее тяжкие преступления против личности (убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений), беловоротничковая преступность (неуплата налогов, шантаж, вымогательство, взяточничество), организованная преступность, государственные преступления (терроризм, шпионаж, этнические преследования, депортация), преступление без жертвы (проституция, порнография, наркомания, алкоголизм, аборты).

Еще один вид асоциального поведения – психические заболевания. Чтобы избежать непредугаданных поступков со стороны психически нездоровых и нестабильных людей, общество определяет их как девиантных и предпочитает изолировать от всего остального социума в специальные лечебницы (психиатрические клиники, реабилитационные центры).

spravochnick.ru

Виды поведения

Здравствуйте, дорогие читатели и наши постоянные посетители!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, какие существуют основополагающие виды поведения в современной психологии? Осветите основные положения и определения.
 
Для начала необходимо отметить такой факт, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНИЕ.   

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ПОВЕДЕНИЕ – это определенный сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой.

 
Заметим в первую очередь, что два человека, занятые одинаковой деятельностью могут вести себя абсолютно различно. Почему так происходит, понятно – мы все разные. А вот о том, какие бывают виды поведения человека, стоит поговорить подробнее. Дополним, чтобы обозначить поведение человека в обществе, используется термин «социальное поведение», видов которого существует великое множество. Поэтому мы можем выделить следующие  основные разновидности:

  1. Массовое поведение – активность общей массы людей, не ведущая к достижению какой-либо конкретной цели. Например, паника, мода и т.д.
  2. Групповое поведение – согласованные действия людей в рамках какой-либо социальной группы.
  3. Просоциальное поведение – действия, в основе которых лежит желание оказания людям помощи и поддержки.
  4. Асоциальное поведение – действия, идущие вразрез с общепринятыми нормами.

 
Можно сделать вывод, что асоциальным может быть названо любое поведение, которое хоть в какой-то мере нарушает размеренную жизнь общества. А также, поведение каждого человека сугубо индивидуально и персонально, предугадать поступок другого человека в той или иной ситуации невозможно. Рассчитываю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Удачи и успехов в работе и учебе!

ru.solverbook.com

Виды поведения организации

Замечание 1

Термин «организационное поведение» был введен по причине необходимости обозначить разнообразные поведенческие реакции личности (групп личностей) на организационные воздействия (стимул, ролевое и административное требование, предписание и санкции), а также по причине вариативности типов таких реакций.

Классификация организационного поведения

Поведение организации классифицируют по ряду параметров:

  • В зависимости от осознанности человеческого поведения: поведение может быть осознанным и неосознанным.
  • По цели: поведение организации может быть направлено на разрешение групповых, индивидуальных или общеорганизационных целей.
  • В зависимости от субъектов-носителей поведение может быть индивидуальным, групповым, ролевым и организационным.
  • По воздействию на субъекта-носителя организационное поведение может быть реактивным (реакция на определенные санкции лидера, групп или организаций), конформным (повторение поведения лидера или групп), ролевым (как ответ на наличие безличных требований профессиональных и должностных предписаний).
  • По результатам реализации такого типа поведения для отдельных групп: организационное поведение может быть конструктивным (ориентированным на единство или рост эффективности групповой деятельности) и деструктивным (ведущим к дезинтеграции и сокращению эффективности групповой деятельности).
  • В зависимости от формы протекания: поведение бывает кооперированным (ориентированным на долгосрочное сотрудничество) и конфликтным.

Как известно, что во многом гарантия успеха предприятия — это эффективность построения организации и динамика в ее управлении. При этом под «организацией» подразумевается планирование и определение тех функций и действий, которые важны для выполнения определенной работы, а также объединение этих функций и действий в рамках групп, секторов, отделов, подразделений.

По сути, организацию образуют лица, ставящие перед собой общую цель. Работая в команде, они используют набор определенных знаний и технических приемов. Часто под «организацией» подразумевают отдельную фирму — некую производственную единицу, которая представляет собой единое целое.

Изучение организационного поведения с точки зрения социологии

С позиции социально-типического подхода считается, что для какой-либо группы как объекта управления и субъекта организационных отношений характерен набор типичных свойств и черт, обусловленных социальной принадлежностью.

Замечание 2

В теории социального действия поведение организации считается следствием скоординированных и рациональных действий коллектива, в которых каждому индивиду (группе индивидов) приходится учитывать всех участников взаимодействия.

С позиции функционалистского подхода поведение индивидов рассматривается как единая социальная система. Взаимодействующие индивиды (группы) изначально стремятся к укреплению социальной целостности. Каждый процесс осуществляется с целью выживания системы в целом, поддержания интеграции, развития равновесия и сотрудничества.

Изучение организационного поведения с точки зрения конфликтологии

Конфликтный подход предполагает рассмотрение организационного поведения с точки зрения:

  • борьбы противоположных позиций и интересов участников взаимодействия;
  • борьбы за социальные и материальные ресурсы.

При этом конфликты трактуются как нормальные явления, лежащие в основе трансформаций и роста уровня интеграции социальной системы.

С позиции феноменологического подхода, организационное поведение может трактоваться как результат сознательного, периодически корректируемого взаимодействия разных субъектов, преследующих собственные цели, временно объединяющихся в коалиции или конфликтующих между собой.

spravochnick.ru

Виды поведения подростков и советы родителям

Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике. Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.

Агрессия у детей может проявиться в любой возрасте

Причины агрессивного поведения детей

Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

  • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
  • намерение получить желанную вещь;
  • желание всегда и во всем быть главным;
  • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
  • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.
Агрессивное поведение у малышей — желание добиться своего

Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

Воспитание волевого поведения ребенка

Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства — гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.

Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

Детская агрессия наталкивается на обратную реакцию взрослых, в итоге формируется запретный круг, выйти из которого самостоятельно маленькому человеку практически невозможно.

Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.

Возрастные особенности воли у детей разного возраста

Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает  осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.

Виды агрессии у детей

Контроль за собственными действиями, послушание и обязательность просыпаются у детей в возрасте 4-х лет. В этот период нужно активно развивать у своих детей способность к самостоятельности, поощряя каждый правильный шаг на этом пути.

Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?

Что такое тревожность — определение

Основные причины детской тревожности

Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.

Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

  • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
  • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
  • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
  • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
  • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
  • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.
Типы тревожных детей — характеристика

Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.

Способы снижения тревожности на групповых занятиях

В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.

Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

  • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
  • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.
Общение с детьми — развеивает страхи

Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

Разновидности асоциального поведения подростков

В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.

Формы асоциального поведения подростков

Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

Причины нарушений поведения у подростков

Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.

Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих. Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу. Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.

Конфликтная форма поведения — нарушение запретов

В этом возрасте некоторые подростки начинают вести себя асоциально, активно нарушая общепринятые нормы.

Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.

Агрессия у подростков часто принимает уродливые формы

К такой разновидности поведения относятся следующие:

  • периодические побеги из дома, бродяжничество;
  • выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
  • различные суицидальные действия;
  • раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
  • ранние половые контакты и сексуальная девиация;
  • мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.
Поведенческие нарушения у подростков

Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?

Условия возникновения агрессии

Важная психологическая помощь: советы родителям

Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

Проблемы в семье — частая причина агрессивности

Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.

Мотивация для подростков — важный фактор устранения агрессивности

Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.

Основные способы коррекции тревожности

Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.

detki.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о