Виды речи в психологии – — —

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ. Психология: Шпаргалка

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).

Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя (звучащая, осознаваемая), внутренняя.

При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха.

Письменная речь основана на изображении символов на материальных носителях.

В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.

Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми.

Внутренняя речь – особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психологическими процессами, которые совершаются в голове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая.

Психологические функции речи: коммуникационная; интеллектуальная; регуляционная; психодинамическая; психотерапевтическая.

Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.

Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.

Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей – в этом выражается ее регуляционная функция.

Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.

С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Виды речи(психология)

Виды  и функции речи.

Речь выполняет  определенные функции:

Рис. 3.  Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно  множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Рис. 4. Формы  речи

Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):

* устную  (диалогическую и монологическую) и

* письменную.

Рис. 5. Виды речи

Устная  речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный  контакт говорящих, их воздействие  друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений  говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речьэто речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

— последовательность  и доказательность, которые 

обеспечивают  связность мысли;

— грамматически  правильное оформление;

— выразительность  голосовых средств.

Монологическая  речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень  речевого развития говорящего.

Выделяются  три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная  речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения  устной речью у ребенка-дошкольника  происходят неосознанная обработка  языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя  речь (речь “про себя”) — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее  проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя  речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой  один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в 

возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать  во внутренней речи.

С помощью  внутренней речи осуществляется процесс  превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

Внутренняя  речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все  эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего  выступает как способ запоминания  и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс  одностороннего, а диалог — двустороннего  обмена информацией.

Речь имеет  свои свойства:

Содержательность  речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Понятность  речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Рис. 6.  Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с  лингвистической точек зрения. В  развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

stud24.ru

Виды речи

В психологии различают речь внешнюю и внутреннюю, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Внешняя речь

Внешняя речь бывает письменной и устной, а также официальной, эмоциональной, просторечной и информативной. Речь бывает бодрящей, энергетически заряжающей или расслабляющей, с глубоким смыслом или окрашенной яркими эмоциями, а может быть сдержанной и достойной. Сама речь бывает различного качества: от бормотания до чистого и логичного повествования.

Устная речь выражается голосом, звуками, она предназначается для прямого общения с людьми и для выражения собственных мыслей и чувств.

Устная речь во время беседы обычно не бывает полностью развернутой. Когда собеседники разговаривают, то многое они могут не выражать в разговоре, при этом все учитывают сказанное раньше или то, что происходит вокруг них. Вместо завершенных предложений произносятся обычно отдельные слова, заменяющие целые фразы. Например, когда люди ждут поезд, достаточно сказать: «идет!» и все сразу поймут о чем идет речь.

Устная речь проявлена двумя формами:

  • Монолог, длительное высказывание своих мыслей и чувств одним человеком, без участия собеседников. Монологической речи свойственна последовательность изложения и законченность высказываний.

  • Диалог, подразумевает разговор двух или более собеседников. Диалогическая речь является стихийной и подверженной влиянию настроения собеседников. Обычно она связана с важностью отзываться на реплики или вопросы участников.

Важной характерной чертой устной речи является её неподготовленность, она формируется в процессе общения. Однако неподготовленность бывает разная. Это может быть разговор на незнакомую заранее тему, в виде импровизации. Либо это может быть заранее обдуманная и известная тема, как например в докладе или публичном выступлении. При этом нужно различать читаемую речь от выученной наизусть.

Другой характер имеет письменная речь. Она по структуре бывает развернутой и правильно выстроенной синтаксически. Речь направлена не к собеседникам, а к читателям. Понятной излагаемая мысль становится только при условии соблюдения лексических и грамматических правил. Немалое значение имеет структура построения письменной речи, присутствие четкого плана, продуманных оборотов речи.

Внутренняя речь

Обращена внутрь себя и связана с мышлением человека. Участвует в мыслительных процессах, которые направлены на решение определенной проблемы. Для нее характерно беззвучие, только иногда проявляются зачаточные речевые движения. С ее помощью происходит обработка чувств из внешнего мира, осознание и понимание полученной информации. Она является основным инструментом мыслительной деятельности и осознанности человека.

При отсутствии речевой выраженности и письменного изложения, внутренняя речь соответствует всем лексическим и грамматическим правилам. Здесь сложные мыслеформы заменяются простыми словами. Таким образом, внутренняя речь допустима как преобразование внешней речи. Без предварительного словесного выражения мыслей с использованием внешней речи она не может быть выражена и с помощью внутренней речи.

Внутренняя речь формируется из внешней речи, служит ее психологической модификацией, при которой главное значение имеет не ее «бессловесность», а крайняя ситуативность и исходящая из этого словесная фрагментарность.

Замечание 1

Совершенно понятна также взаимосвязь внешней и внутренней речи. Потому что, перед тем как выразить свою мысль нам нужно предварительно ее зафиксировать внутренней речью, продумывая мысленный план или основные моменты своих высказываний. Еще ярче это проявляется при письменном изложении, ведь перед написанием фраз мы сначала их мысленно произносим, а затем выбираем наиболее созвучные и подходящие.

spravochnick.ru

Виды и функции речи. — Учебный курс «Общая психология». Шпаргалки

Сознание человека формируется в процессе общения с людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется посредством речи. (С.Л. Рубинштейн)

Речь – это процесс материализации мысли. (Леонтьев)

Речь – Это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения = посредством языка; речь – это язык в действии. Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения действительности, или форма существования мышления. (С.Л. Рубинштейн)

   Важно отличать речь от языка. Язык – это система условных символов, культурно сформированный опыт. Функция — закрепление за каждым словом определённого значения.  

     Речь же это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

    Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова.  Речь несёт в себе определённый смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл выражается в личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики. 

Психологические теории формирования речи:

1. Теория научения – подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. 

2. Теория специфических задатков Н.Хомского  —  в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов.

3. Когнитивная теория Ж.Пиаже – развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Функции речи:

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством, но и способом общения, носителем сознания,  памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

1. Речь как средство общения (коммуникативная функция)  — передача знаний, отношений чувств. Можно выделить 3 стороны (Рубинштейн):

— информационная – представляется в виде передачи знаний и тесно связана с  функциями обозначения и обобщения.

— Выразительная – связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения.

— Волеизъявление – направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего.

2. Речь как инструмент мышления — 

Мышление не= речи. Л.С.Выготский: Слово характеризует предмет или явление, обозначаемое им, и выступает как акт мышления. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно – образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства – речевое мышление.

3. Сигнификативная функция – для того, чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и пр. Отличает речь человека от коммуникации животных.

4. Номинативная функция – называние предмета, явления, состояния и пр.

 

Виды речи: 2 формы речи:   внешняя и внутренняя.

1.  Внешняя –процесс материализации мыслей. Включает:

   А) Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов с одной стороны, и восприятия их людьми на слух с другой.

— Диалогическая речь – вид речи, который заключается в попеременном обмене знаковой информацией двух или более субъектов. Возникает при непосредственном обмене репликами.

— Монологическая речь —  речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

Обе могут быть активной или пассивной. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме.

    Б) Письменная речь –  графически оформленная, организованная на основе буквенных изображений форма внешней речи.

Письменная и устная — разные функции. Устная — разговорная речь в ситуации беседы, рождается из непосредственного переживания. Письменная речь – как деловая, научная, более безразлична, направлена преимущественно на передачу более отвлечённого содержания.

 2. Внутренняя речь – «Речь минус звук» (Рубинштейн). Речь про себя и для себя, речь лишённая речевого оформления. Внутренняя речь обслуживает процесс мышления конкретного человека. В отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращённостью. Во внутренней речи смысл преобладает над значением.

 

Переход внешней речи во внутреннюю может наблюдаться у ребёнка в 3 года, когда он  начинает рассуждать и планировать свои действия  вслух (внешняя речь носит функцию внутренней речи)  — Эгоцентрическая речь. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи. Эгоц.речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Л.С.Выготский — она исчезает при развитии абстракции мысли от звуковой стороны речи.  Других взглядов придерживался Ж.Пиаже  – это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю, Ж.Пиаже признал правильность позиции. Л.С.Выготского.

С.Л.Рубинштейн говорил о том, что внутренняя речь, как и внешняя, социальна

students-library.com

Виды речи и их характеристика

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразных особенностей. Согласно этому выделяют различные виды речи (Рис 256). Кроме указанных видов, речи бывает деловым и бытовым, литерату урним и сленговым, родным и иностранным тощ тощо.

. Рис 256. Виды речи

Прежде всего различают речи внутреннем и внешнем

. Внутренняя речь — это внутренний беззвучный процесс, который недоступен для восприятия другими людьми и не может быть средством общения

Доказательством того, что у человека имеется внутренняя речь является тот факт, что существуют специальные приборы, которые регистрируют микро-движения речевого аппарата на момент молчания. Внутренняя речь довольно своеобразное: сокращен эн, свернуто, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Трудности, которые переживает человек, иногда пытаясь объяснить другому понятную ему самому мнению, часто объясняются трудностями переход в от сокращенного внутренней речи, понятного себе, к развернутому внешнего вещания, понятного друим.

. Внешнее речи — речь, основным признаком которого является доступность для восприятия (на слух, зрение) другими людьми, необходимым для общения

зависимости от того, что человек использует в общении, звуки речи или»язык тела», речь бывает невербальным и звуковым. Несмотря на то, что невербальное речи (речь жестов) часто достаточно др. нформативним, все же оно остается как бы аккомпанементом к основному тексту звукового вещанияго мовлення.

Учитывая, что именно использует человек, звуки речи или письменные знаки различают устная и письменная речь

Исторически письменная речь возникло позже устное

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на слова. Письменное и устное вещание находятся друг с другом в довольно сложных взаимоотношениях. Они тесно взаимосвязаны между собой. Одна ак их единство включает и очень существенные различия. Современное письменная речь выражается в знаках — буквах, обозначающих звуки родного языка. Тем не менее письменная речь не просто переводом устно го речи на письменные знакзнаки.

Письменное и устное вещание выполняют обычно разные функции. Как правило, устная речь функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменное — как речь деловая, научная, более без личностное. Пи исьмове речи направлено преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная речь большей степени порождается непосредственным переживанием. Отсюда целый ряд различий в построении п исьмового и устной речи и в средствах, которые каждое из них применяетсявує.

. Истории хорошо известны великие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, чтения выступлений которых не производит на читателей впечатление через потере речью значительной части своей чаривливос в

Разговорное устная речь — ситуативное. Иногда достаточно полуслова для того, чтобы понять своего собеседника. Письменное же речи требует систематического, логически связанного изложения. В письменной речи и все должно быть понятно исключительно из его собственного смыслового содержания, с его контекста. Письменная речь -я — контекстное речи

Письменная речь требует особой продуманности, плановости, осознанности. В условиях устного общения собеседник определенной степени помогает регулировать речи. Непосредственный контакт с собеседник ком в разговоре быстро обнаруживает непонимание. В письменной речи непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно опреде чить построение своей речи так, чтобы оно было понятным читательтача.

Устная речь может приобретать вид диалогического или монологического

. Существуют различные виды как письменного, так и устной речи. Устная речь может быть и разговорным (речью-беседой), и ораторским выступлением (докладом)

. Письмо по своему характером и стилем также будет отличаться от научного трактата т.д.

. Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят по очереди

В повседневной деятельности диалогическая речь, как правило, не планируется. Оно выдвигает меньше требований к построению связного развернутого высказывания, чем монологическое или письменное

. Монологическая речь — это такое вещание, при котором говорит одно, а остальные слушают и воспринимают ее

Примером монологической речи является доклад, лекция, сообщение, выступление и др.. Монологическая речь является организованным видом речи

Все виды речи взаимосвязаны между собой и мышлением человека и требуют развития у детей

Первичное овладения родным языком осуществляется в процессе общения ребенка со взрослым. Только таким путем достигается истинное понимание сущности речи. Ребенок нормально овладевает речью — учит ется говорить — пользуясь речью в процессе общения. Каждая личность должна стремиться к развитию всех видов речи, поскольку их характеристики свидетельствуют о глубине и качество ума человекини.

uchebnikirus.com

Виды речи | Мир Психологии

ВИДЫ РЕЧИ

Виды речи (англ. kinds of speech) — принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их компонентов. Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи. Ей противопоставляется (тоже внешняя) речь письменная, исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов (графем).

Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную, импрессивную речь. Продуктивная речь — это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь — слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. восприятие речи (слушание, чтение), ее понимание — активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.

В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. — автономную речь и эгоцентрическую речь маленьких детей. Кроме того, выделяют виды речи в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т.е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т.ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи — это мимико-жестовая речь глухих, дактильная речь и чтение с губ.

Речь, выполняя функции средства к.-л. специального общения, приобретает специфическую внутреннюю структуру; соответственно этому м. б. выделены многие В. р.: поэтическая, магическая и др. (И.А. Зимняя)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *