понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция.
В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.
Что такое самооценка
Самооценка — это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.
Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.
Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.
Виды самооценки личности в психологии
В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.
Адекватная самооценка
При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.
Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.
Неадекватная самооценка
Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.
Смешанная самооценка
В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.
О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.
Уровень самооценки
Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.
Заниженная
Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.
Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:
- частая самокритика;
- регулярно возникающее чувство вины;
- желание угодить другим людям;
- боязнь сделать что-то неправильно.
При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.
Низкая
Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.
Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:
- извинения к месту и не к месту;
- невротическое чувство вины;
- постоянные оправдания своих слов и поступков;
- отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.
При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.
Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.
Нормальная
Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.
Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:
- способность принимать решения и нести за них ответственность;
- спокойное выражение своего мнения;
- стрессоустойчивость;
- адекватное восприятие критики со стороны;
- реалистичность ожиданий.
Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.
Высокая, завышенная
Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.
Характеристики человека с завышенной самооценкой:
- нарциссизм, самолюбование;
- непереносимость любой критики;
- непоколебимая уверенность в своей правоте;
- обвинение в неудачах окружающих;
- отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
- постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
- отсутствие желания и навыков слушать оппонента.
Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.
Функции самооценки
Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.
Функции | Описание |
---|---|
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |
Что влияет на формирование самооценки
Самооценка закладывается у человека с раннего детства.
- Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
- Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».
Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.
Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.
Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.
Способы коррекции самооценки
Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.
Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.
Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».
Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.
Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».
Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.
В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.
psylogik.ru
Виды самооценки
Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное сосуществование с самим собой.
Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе. Для более точной характеристики личности существуют различные виды самооценки, о которых и пойдет речь.
Какие виды самооценки существуют?
- Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.
- Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.
- Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).
- Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.
Всё это – основные виды самооценки в психологии. Поскольку здравое и адекватное отношение к себе закладывается в детстве, стоит внимательно относиться к данному моменту у детей – сформировать адекватную самооценку в раннем возрасте гораздо проще и значит это гораздо больше.
womanadvice.ru
её классификация и виды с примерами
Каждый человек, в определённом возрасте, обычно довольно-таки юном, производит переоценку ценностей, навязанную обществом. Вместе с пересмотром ценностей человек оценивает и свою личность как со стороны других людей, так и со своей. Важную роль в его развитии оказывает общество, так что нужно осторожно подбирать круг общения ребёнка и свой.
Что такое самооценка личности
Самооценка личности в психологии занимает очень значимое место, так как на ней строится множество теорий. У каждого индивида она складывается из многих факторов:
- Мнение личности о себе. Очень важная её часть, это самостоятельное мнение человека
- насчёт себя.
- Оценка своей значимости для общества. Обычно она выражается в том, считает ли человек себя успешным, относительно своего окружения.
- Собственная система ценностей. Индивид рассматривает собственную систему ценностей, и сравнивает её с системой ценностей общества.
- Вклад в дела общества. Индивид рассматривает свою деятельность, как полезную или негативную по отношению к обществу.
Её функции помогают индивиду адаптироваться к разным ситуациям, изменениям, а также комфортно чувствовать себя в обществе. Она независимо от адекватности или неадекватности помогает индивиду строить защиту от внешних нападок, проецировать свой образ на общество в целом и помогает понять, как же себя вести в обществе.
Её формирование
Источники её формирования у индивида, отличаются у каждого человека. Тем не менее из всех них, можно выделить несколько. На тему источников её формирования было написано множество работ известных учёных, и каждый учёный добавляет что-то своё, при этом не меняя основных.
На протяжении столетий, в которых существовала наука психология, источники формирования менялись, и вот такую структуру мы можем увидеть сейчас:
- Сопоставление себя идеального и себя реального.
- Мнение общества об этом индивиде.
- Самостоятельная оценка собственных достижений.
- Сравнение себя с кумиром или индивидом, который олицетворяет совершенство для данной личности.
Таким образом, можно судить о том, что она у индивида, в отличие от системы ценностей, начинает формироваться и видоизменяться с течением времени. Но начинается этот процесс с самого раннего возраста, примерно с 3-ёх лет, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир и своё место в нём.
Первое переосмысливание собственной значимости обычно начинается во время переходного возраста и продолжается в течение всего его срока.
Виды самооценки в психологии
В психологии самооценка делится на множество видов, и каждый из них оценивает какой-либо определённый фактор, от которого он и зависит. Разделить самоанализ в психологии можно на несколько категорий. Самооценка и её виды и какая бывает самооценка:
Адекватная и неадекватная
С адекватной всё ясно — когда человек ставит перед собой реальные цели, не уходит от общества, его самооценку можно принять за адекватную. Неадекватная делится на две подкатегории:
- Завышенная. Её характеристиками являются завышенные стремления, чрезмерная вера в собственные силы, повышенное внимание к себе, высокомерие по отношению к обществу в целом.
- Заниженная. Её показателями являются робость, нерешительность и отсутствие веры в себя.
По уровню
Высокая, средняя и низкая. Такая классификация самоанализа относится лишь к адекватной самооценке, и использует для разделения иные факторы.
- Высокая. Она является отличительной чертой успешных людей, но только в том случае, если своего положения они достигли сами.
- Средняя самооценка. Те личности, которые делают основную полезную работу в обществе. У них также есть порог, за который они не опустятся, и эту планку они никогда не снижают.
- Низкая. Неуверенные и совершенно не пробивные люди обладают низкой самооценкой. Они легко внушаемы и идут на поводу у своих желаний.
По стабильности
По стабильности самооценка делится на стабильную и плавающую. Разумеется, стабильная является эталоном, к которому каждый человек должен стремиться. Плавающая же сильно зависит от обстоятельств.
- Стабильная. Люди, которые удовлетворены своим положением в обществе, и не хотят его терять ни при каких обстоятельствах. Они спокойно перенесут невзгоды и вернут своё место, даже если их скинуть.
- Плавающая. Люди, склонные к сантиментам и чувствам, которые идут им же во вред. Такой человек легко впадает в депрессию.
Создаём идеальную самооценку
Любым родителям хочется, чтобы их ребёнок достиг в жизни каких-либо высот либо тех, на которые сам посмотрит, либо тех, что покажут ему любящие родители. Поэтому важно воспитать в человеке идеальную самооценку. Она должна быть адекватной, высокой и стабильной.
Для этого ребёнку с раннего возраста нужно объяснить, что он не лучше других людей, пока сам не добьётся определённых успехов в жизни. А также стоит внушить ребёнку веру в свои силы, всегда повторять что он сможет сделать то или иное дело. Поддерживать в его собственных начинаниях.
И также следует помнить, что для воспитания ребёнка у вас в семье должно быть взаимное уважение. Ни в коем случае не унижайте своего ребёнка, даже неосознанно. Доверительные отношения с ребёнком станут тем спусковым механизмом, который запустит реакцию построения правильного взгляда на жизнь и идеальную самооценку.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!chebo.biz
Структура, функции и виды самооценки
Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: когнитивный и эмоциональный, отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности. [3, 420 с.] Некоторые исследователи выделяют третий компонент—поведенческий, однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух. [17, 335 с.], [26, 142 с.]
К главным функциям, которые выполняет самооценка, можно отнести регуляторную и защитную:
1) регуляторная — на ее основе происходит решение задач личностного выбора;
2) защитная – обеспечивает относительную стабильность и независимость личности.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. [10, 533 с.]
При исследовании самооценки принято выделять следующие особенности (параметры): уровень, адекватность/неадекватность (завышенная или заниженная самооценка), гибкость и другие. [21, 359 с.] Проводя свои исследования в русле деятельностного подхода, А.В. Захарова выделяет три вида самооценки по ее временной отнесенности к процессу деятельности: прогностическая осуществляет регуляцию активности личности на самом начальном этапе деятельности, корригирующая выполняет функцию контроля за ходом деятельности, ретроспективная используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения ее итогов. Временная отнесенность содержания самооценки определяет ее виды: самооценка функционирует как прогностическая, актуальная и ретроспективная. [15, 11—14 с.]
Адекватность самооценки операционально трактуется как мера соответствия самооценочных данных (по прямым биполярным оценочным шкалам) данным личностного теста-опросника и экспертной оценке. Неадекватная самооценка, соответственно, указывает на расхождение представлений о себе по тем или иным личностным характеристикам с экспертной или тестовой оценкой. Неадекватная самооценка может быть двух видов – заниженная и завышенная. Завышенная/заниженная самооценка трактуется как переоценка/недооценка себя по какой-либо черте или по комплексу черт. Гибкость/устойчивость самооценки понимается как ее подвижность/стабильность под влиянием ситуативных факторов.
Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.
Также самооценка характеризуется по следующим параметрам уровню (величине) — высокая, средняя и низкая; особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка.
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте [20, 343 с.]
Два основных вида самооценки — личностная (то, как человек в целом оценивает себя и свое место среди окружающих) и конкретно-ситуативная самооценка (как человек оценивает себя и свои действия в конкретной ситуации, относительно конкретных личных или рабочих задач). Как правило, если специально не указывают, о какой самооценке идет речь, то идет речь о личностной, а не конкретно-ситуативной самооценке.
В нашей работе мы будем понимать под самооценкой личностную самооценку.
studfiles.net
Консультация на тему: Виды самооценок.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом, при завышенной самооценки дети стараются лидировать во всем, считают себя лучше, чем остальные, хотя не всегда это так. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом, а имеено пассивность в действиях, такие фразы как: « Я не смогу», «Я неспособен», «У меня не получится».
Иногда, завышенную самооценку вызывает у детей низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость.
На самооценку влияют не только окружающие люди, но и характер личности ребенка. Например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости в деле. Обнаруживается также связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Дети с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Дети с адекватной самооценкой имеют обширнее круг интересов, их действия направлены на различные виды деятельности, а также на общение с со сверстниками, стараются познать себя в процессе общения с детьми.
Дети с завышенной самооценкой, проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные дети, имеют часто крайнею самооценку (т.е. либо максимально положительную, либо максимально отрицательную), что характеризуется повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Дети с низкой самооценкой подвержены депрессивным состояниям. Причем у психологов имеется расхожие мнения, одни считают, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Начиная примерно с 8 лет дети, начинают оценивать самостоятельно свою успешность в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако школьная успеваемость и поведение важнее для родителей, затем для детей, а вот три другие — для сверстников.
Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями, значимы лишь для самооценки способностей.
Теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки детей. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
С помощью теста, вы можете проверить самооценку вашего ребенка, приведем пример ниже.
Тест «Смешные человечки»
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве попросите показать, где располагается он, его друзья, родственники. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах.
Если у Вашего ребенка есть наклонности в сторону завышенной или заниженной самооценки, рассмотрим ниже рекомендации, по формированию ее:
Любите вашего ребенка, таким какой он есть, общайтесь с ним искренне, что бы дать ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.
Не сравнивайте своего малыша с кем-то из его сверстников.
Обязательно показывайте ребенку, что вы его понимаете, спрашивайте его мнение в тех или иных ситуациях, советуйтесь с ним.
Хвалите ребенка за конкретные поступки, а не за все подряд. Если ребенок видит, что вы действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он, скорее всего, их повторит.
При разрешении конфликтных ситуаций, помогут ролевые игры, сталкиваясь в жизни с новыми ситуациями, дети чувствуют уже себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.
Помогите ребенку научиться решать проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых.
Что бы поднять самооценку ребенка, можно сравнить его старые работы с новыми, и показать разницу между ними, при этом показать ему его успех.
У детей бывают неудачи в тех или иных делах, скажите ребенку, что даже взрослые ошибаются, и на ошибках учатся.
Стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать самостоятельно, решал задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться собственными достижениями.
Время от времени хвастайтесь успехами в семье, мамы или папы, пусть ребенок понимает, что есть важны не только его успехи, но и других людей.
Меньше критики в сторону детей, пусть он что – то делает не так, за то сам, и ждет от вас похвалы.
nsportal.ru
Виды самооценки | Здоровый образ жизни
Адекватная самооценка является одной из составляющих здорового образа жизни, об этом мы говорили в одной из статей. Давайте теперь посмотрим какая может быть самооценка?
Как ни странно у большинства людей самооценка сильно занижена. Многие недооценивают свои реальные возможности и думают о себе хуже, чем они есть на самом деле.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Что дает адекватная самооценка?
Люди с высокой самооценкой ценят свою индивидуальность, развиваются во всех сферах своей деятельности, радуются достигнутым успехам, поражения же воспринимают как ценный опыт. Такие люди уверенны в себе и своих силах, они без особого труда принимают решения, не боятся перемен. Человек с адекватной самооценкой ставит себе цели в жизни, и уверенно идет к ним.
Высокая самооценка – это качество успешных людей, счастливых людей живущих в гармонии с собой.
Низкая самооценка, откуда она?
При низкой самооценке человек не уверен в себе, он робок, застенчив, стеснителен, боится высказать свое мнение, часто испытывает необоснованное чувство вины. Такой человек легко внушаем, всегда прислушивается мнению со стороны, боится критики. Боится осуждения и неодобрения со стороны окружающих, боится принять «неправильное» решение, поэтому зачастую не принимает никаких решений. Человек считает себя неудачником, не видит и не ценит свои хорошие качества.
Чаще всего низкая самооценка формируется в детстве, благодаря особенностям воспитания, при котором ребенка постоянно упрекали, обвиняли, всячески показывали свою неуверенность в его успехе, преувеличивали недостатки и преуменьшали или полностью игнорировали его достоинства.
Самооценка может снизиться и во взрослой жизни, и произойти это может из-за негативного окружения, различного рода стрессовых ситуаций, личных потерь. Когда человек воспринимает неудачи и поражения не как полученный опыт, а как свои личные отрицательные качества.
На снижение самооценки может повлиять сравнение себя с другими людьми, стремление быть совершенным во всем.
Завышенная самооценка
Если родители всегда восхищаются ребенком, переоценивают его способности, то ребенок может вырасти с завышенной самооценкой, которая может сохраняться на протяжении всей жизни, но может и резко перейти в заниженную самооценку, под влиянием внешних факторов.
Люди с завышенной самооценкой переоценивают свои реальные возможности. Считают, что окружающие их необоснованно недооценивают, из-за этого и относятся к окружающим недружелюбно, высокомерно, надменно, а порой и агрессивно. Такие люди пытаются доказать всем вокруг, что они самые лучшие, а другие – плохие. Считают, что превосходят во всем остальных людей, и требуют постоянного признания своего превосходства.
С такими людьми неприятно иметь дело.
Как начать оценивать себя адекватно мы рассмотрим в следующей статье.
Вы можете оставить комментарий ниже.
kolentionok.ru
Виды самооценки 🚩 Общение
Когда человек находится в согласии с собой и окружающим миром, у него складывается правильная самооценка. Он стремится быть объективным к себе, близким людям и знакомым: понимает, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки, замечает их, но не акцентирует внимания на отрицательных качествах.
Личность принимает себя и окружающих такими как есть и действует на основе имеющихся объективных данных. Такой человек трезво оценивает свои способности и стремится полностью реализовать себя как личность. Он спокойно относится к неудачам, чужому мнению и не ждет помощи от окружающих.
Личность с адекватной самооценкой рассчитывает на себя, активна и с оптимизмом смотрит на жизнь.
Если у человека сложилась заниженная самооценка, он ведет себя робко и неуверенно. Он принял для себя решение, что во многом проигрывает окружающим и не в состоянии что-либо изменить. В итоге сложившегося комплекса неполноценности наблюдается отсутствие высоких целей и достижений.
Человек стремится быть незаметным, легко раним и постоянно обращается за советами. Он зависим от чужого мнения, безынициативный и слабохарактерный.
Чрезмерная неуверенность и самокритика возникает в следствии неправильного воспитания, которое предполагает гиперопеку или властное отношение. В итоге, формируется модель поведения неудачника: в сознании отрицается возможность успеха и происходит поиск виновных в своих испытаниях.
Люди с заниженной самооценкой не способны реализовать свои природные способности.
Люди с завышенной самооценкой идеализируют представление о себе и создают в воображение свой образ безупречного человека. Завышенная самооценка предполагает сравнение человека своих способностей с достижениями других людей. При этом, подмечая чужие промахи и недостатки, они постоянно собирают доказательства своей исключительности.
Такие люди не желают замечать своих ошибок, отсутствия компетентности и неправильного поведения. Они убеждены в своем превосходстве, правоте и ведут себя самоуверенно, а порой вызывающе.
Люди с завышенной самооценкой амбициозны и властны, не приемлют отказов и возражений. Благодаря своей настойчивости и решительности, они часто добиваются более высоких результатов, чем позволяют им их способности.
Завышенная самооценка возникает у людей, которые воспитывались как кумиры семьи: их с детства превозносили над всеми, восторгались любым незначительным достижениям.
Самоуверенные люди стремятся привлечь всех окружающих к реализации своих целей, они считают, что все им что-то должны.
www.kakprosto.ru