Виды тревожности в психологии – , —

Содержание

Тревожность: как это понятие трактуется в психологии

Что же мы знаем о понятии тревоги и чувстве тревожности. Если говорить психологическими терминами, то тревожность – это индивидуальная особенность личности человека, согласно которой он имеет склонность к страху, тревоги и беспокойство без видимых на то оснований. Это состояние характеризуется неприятными предчувствиями и дискомфортом.

Тревожность в психологии: трактовка

Состояние тревоги в психологии относят к категории расстройств невротического характера, иными словами, патологическим состояниям, имеющим психогенное происхождение. Клиническая картина может быть разной, нарушений личности при этом не наблюдается.

Подобное состояние тревожности может быть у людей разных возрастов, тревогу переживают даже дети, однако, по статистике, чаще всего от тревожности страдают женщины от 20 до 30 лет.

Естественно, в тех или иных ситуациях чувство тревоги может появиться у любого человека, однако,

о симптоме тревожности как психологического нарушения можно говорить лишь тогда, когда чувство сложно контролировать и оно становится сильнее. Человек не сможет заниматься своей привычной работой и не может вести прежний образ жизни.

Есть разные виды нарушений, в симптоматику которых входит чувство тревоги, например:

  • фобии;
  • посттравматические расстройства;
  • паника.

А вот тревожность в психологии как самостоятельное расстройство – это генерализованный синдром, который характеризуется обостренным чувством тревоги, постоянными беспокойствами, а также обостряется физическими и психологическими симптомами.

Тревога и причины ее развития

Тревожность – это синдром, который может у разных людей развиваться по разным причинам. У одних чувство тревоги возникает на ровном месте, а вот другие страдают от постоянной тревожности после перенесенной травмы психологического характера.

Ряд специалистов считает, что в какой-то степени играет роль и генетика. Считается, что если в головном мозге присутствуют определенные гены, то они провоцируют химический дисбаланс, это и является фактором возникновения чувства тревоги и психического напряжения.

Если учитывать теорию в психологии о появлении этого расстройства, то чувство тревоги и другие фобии изначально появляются как условно-рефлекторная реакция на тот или иной раздражающий стимул. Эта же реакция в будущем проявляется и без подобного стимула. Эта биологическая теория гласит, что тревожная реакция – это следствие определенных биологически аномалий, в частности, при высоком уровне продуцирования нейромедиаторов, которые выступают проводниками нервных импульсов в области головного мозга. Это повышенное состояние тревоги может стать следствием нерационального питания и малой физической активности.

Все знают, что с целью поддержания нормального психического и физического состояния человеку нужны:

  • правильное питание;
  • микроэлементы и витамины;
  • достаточная физическая активность.

При отсутствии этих факторов проблемы могут появиться у любого, что спровоцирует чувство тревоги. У некоторых людей тревожность неразрывно связана с освоением в новой и незнакомой среде, которая может представлять опасность, или же собственным опытом в жизни, где присутствовали психологические травмы и негативные события. Естественно, большую роль играет и характер человека.

Нередко причиной появления тревоги является соматическое заболевание. Например, это может быть эндокринное нарушение, в частности, климакс у женщин и сбой гормонов на его фоне. А еще внезапно появившееся чувство тревоги может свидетельствовать о приближении инфаркта, падении уровня сахара.

Тревожность — это характерный симптом для многих психических заболеваний, часто этим синдромом сопровождаются:

  • шизофрения;
  • алкоголизм;
  • неврозы и многое другое.

Виды тревожности

В психологии различают разные виды тревожности. Наиболее распространенные – это адаптивные и генерализованные. В адаптированном тревожном состоянии человек испытывает неконтролируемое чувство тревоги, которое при адаптации к той или иной стрессовой ситуации сочетается с другими негативными эмоциями. А вот генерализованное расстройство сохраняется на постоянной основе и имеет свойство направляться на разные объекты.

Существуют разные виды тревожности, наиболее изученные и распространенные из них – это:

  • социальная тревога. В психологии этот синдром характеризуется дискомфортом в людных местах. Из-за этого человек избегает посещения публичных мероприятий, знакомств с другими, работы с людьми;
  • публичная – в рамках этого расстройства тревога особенно проявляется во время массовых мероприятий, например, во время конференций, экзаменов и прочего. В основе этого расстройства лежит неуверенность в том, что человек в состоянии справиться со своей задачей, а также страх о том, что он окажется в нелепой ситуации. Внимание при этом концентрируется не на ключевом задании, а на неприятностях, которые бы могли возникнуть;
  • тревога при необходимости осуществления выбора – тревожность может заключаться в неуверенности в том, правильный ли выбор сделал человек, страхе перед ответственностью и ощущении своей беспомощности;
  • посттравматическая тревожность – это состояние постоянного переживания, которое появляется после перенесенной психологической травмы. Характеризуется беспокойством без причин, ожидаем опасности, проблемами со сном, отсутствием понимания причин своего страха;
  • экзистенциальная тревожность – это осознание человеком того, что он умрет. Он проявляется в виде страха смерти, страхом несоответствия ожиданиям других по отношению к себе и осознанием бессмыслия своей жизни. Наблюдается разделенное чувство тревоги. Синдром сопровождается острыми приступами паники и тревоги в серьезной ситуации;
  • обессивно-компульсивное чувство тревоги – согласно психологии, такое расстройство характеризуется навязчивыми тревожными и иррациональными мыслями. При этом человек осознает свою болезненность, но самостоятельно с навязчивыми мыслями справиться не может;
  • соматогенная тревожность – в этом случае тревожность является симптомом того или иного соматического заболевания.

В некоторых случаях тревога является характерной чертой характера человека, когда психическая напряженность терзает больного независимо от обстоятельств. Также тревога может быть средством избегания конфликтов, а накал эмоций постоянно накапливается и может привести к развитию фобий у человека.

В других случаях тревожность – это своеобразная форма самоконтроля. Такое состояние характерно для тех, кто стремиться к безупречности во всем, отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, переживает о своем здоровье и не приемлет ошибки во всем.

Кроме перечисленных ранее видов тревожности, она имеет и свои формы: закрытую и открытую.

Открытая форма тревожности переживается человеком осознанно, иногда состояние приобретает острое состояние и не может контролироваться. Тревога же выступает как своеобразный регулятор активности. А вот закрытая форма встречается не так часто. Тревога чаще неосознанная и проявляется в том или ином поведении, иногда она характеризуется чрезмерным спокойствием, которое в психологии также называют «неадекватным».

Тревожность: клиническая картина

Как и другие психические расстройства, тревожность распознается на разных уровнях.

Если говорить о физиологических проявлениях, то тревога проявляется следующими симптомами:

  • сердцебиение и дыхание учащается;
  • скачки артериального давления;
  • наблюдается повышение эмоциональной и физической возбудимости человека;
  • слабость;
  • дрожат конечности;
  • снижается порог чувствительности;
  • сухость во рту, сильная жажда;
  • проблемы со сном, трудно засыпать, тревожные или кошмарные сновидения, дневная сонливость;
  • быстрая утомляемость;
  • мышцы болят и постоянно напряжены;
  • боли в желудке неизвестного происхождения;
  • усиливается потоотделение;
  • нарушается аппетит;
  • появляются проблемы со стулом;
  • тошнота;
  • головные боли пульсирующего характера;
  • проблемы с мочеполовой системой;
  • у женщин может нарушиться менструальный цикл.

Что же касается эмоционально-когнитивного уровня, то здесь тревожность проявляется

в постоянном напряжении, страхе и беспокойстве, появляется чувство беспомощности, человек становится раздражительным и нетерпимым, не может на чем-то сосредоточиться. Эти проявления заставляют людей избегать контактов с социумом, они перестают посещать учебу, отказываются ходить на работу.

Состояние лишь усиливается, самооценка у больного тоже ухудшается, ведь он начинается концентрироваться только на своих проблемах и недостатках. С точки зрения психологии это состояние может привести к усугублению проблемы. Постоянное одиночество и самобичевание приводят к краху карьеры и личной жизни человека.

Есть и проявления тревожности на поведенческом уровне. Их распознают по таким признакам:

  • бессмысленное хождение по комнате;
  • раскачивание на стуле;
  • стук по столу руками;
  • теребление разных предметов или волос;
  • человек грызет ногти.

Если имеют место проблемы с нарушением адаптации, то могут проявляться симптомы панического расстройства, например, внезапные приступы страха, сопровождающиеся учащением сердцебиения или одышкой.

В случае с обессивно-компульсивным чувством тревоги человека мучают навязчивые идеи, и он постоянно выполняет одинаковые действия.

Диагностика этого синдрома

Диагностировать тревожность должен врач-психиатр на основании выявления у пациентов симптомов, которые не прекращаются в течение нескольких недель. Тревожное расстройство, как правило, выявить несложно, но сложно выявить тип, поскольку большинство форм имеет одинаковые клинические проявления, которые лишь отличаются по месту и времени появления.

Если специалист подозревает у пациента тревожность, он должен обратить внимание на следующее:

  • присутствие симптомов повышенной тревожности – нарушения сна, фобий или чувства постоянной тревоги;
  • должен знать, сколько это длится;
  • врач обязан удостовериться, что перечисленные симптомы – это не реакция на перенесенный стресс или же патологическое состояние, связанное с поражением внутренних органов.

Диагностика включает в себя несколько этапов. Врач должен провести подробный опрос пациента, оценить его психическое состояние и провести обследование соматического состояния. Так, следует отличать тревожное расстройство от тревоги, характерной при алкогольной зависимости. В этом случае лечение будет другим. Также врач должен исключить наличие заболеваний соматических видов.

Состояние тревоги в большинстве случаев поддается лечению. И вид терапии врач подбирает в зависимости от клинической картины и причины расстройства. Чаще всего больному назначают препараты, которые воздействуют на биологические причины состояния и те, которые регулируют продукцию нейромедиатров. Естественно, очень важна и психотерапия, которая помогает преодолеть состояние на поведенческом уровне.

psiho.guru

1.1 Понятие тревожности. Виды тревоги. Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики

Похожие главы из других работ:

Аффективные свойства личности Интернет–аддиктов в старшем подростковом возрасте

1.2.1.2 Виды тревожности

Выделяют 2 основных вида тревожности: Ситуативная тревожность; Личностная тревожность. Ситуативная тревожность: тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая вызывает беспокойство…

Гендерные различия в проявлениях тревожности у лиц, страдающих хроническим алкоголизмом

2.1 Феномен тревоги и концепция о происхождении тревоги

Каждый современный человек, если только он внимательно относится к своей жизни, знает, как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, что в наше время, тревога охватывает все стороны жизни. Нет человека…

Детские страхи

1. Страх и виды тревожности

Изучение тревожности у дошкольников

1.2 Виды тревожности

Анализ многочисленных определений и толкований феномена тревожности в психологической литературе позволяет определить тревожность как эмоциональное состояние в определенной ситуации; как устойчивое свойство…

Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

1.1 Определение тревожности. Тревога. Предпосылки развития тревоги

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование…

Исследование уровня тревожности студентов

1.1 Проблема тревоги и тревожности в психологической литературе

В современной психологии проблема тревоги и тревожности является одной из наиболее разрабатываемых. Первым акцентировал свое внимание на данной проблеме З. Фрейд. Также изучением тревоги и тревожности занимались многие известные психологи…

Особенности тревожности у женщин с первой и повторными беременностями

1.1 Определение тревоги и тревожности в психологии

Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной…

Особенности тревожности у женщин с первой и повторными беременностями

1.2 Виды и формы тревожности

Выделяются разные виды тревожности устойчивая тревожность в какой-либо сфере — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную — и общая, генерализованная тревожность…

Проблемы проявления школьной тревожности

1.2 Виды и формы тревожности. «Маски тревоги»

подросток тревожность Две наиболее распространенные классификации (DSM — Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям Американской Ассоциации Психиатров (APA)…

Проблемы тревожности и ее преодоления у социально-педагогически запущенных детей младшего школьного возраста

1.2 Виды и уровни развития тревожности

Виды тревожности: Существует несколько подходов классификации видов тревожности, которые были выделены З. Фрейдом, Ч. Спилбергером, А.М. Прихожан, И.В. Имедадзе, Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой. З…

Разработка психологических рекомендаций по профилактике и преодолению высокого уровня тревожности у подростков

1.3 Виды тревожности, особенности её проявленияв подростковом возрасте

В психолого-психиатрической литературе выделяются различные виды нарушений эмоциональной сфере. Однако, такие виды эмоциональных нарушений как тревожность, депрессия…

Семейный контекст тревожных состояний у детей

Глава 1. Понятие «тревоги» и «тревожности». Ее особенности в детском возрасте

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента…

Тревога и тревожные состояния личности

1.2 Виды тревоги

Нормальная и мобилизационная тревога. Возникает эпизодически и способствует мобилизации физических и психических ресурсов человека. Характерна для психически здоровых, сценичных, активно действующих личностей…

Тревожность как личностная черта и факторы ее возникновения

1.3 Типы, виды и уровни тревожности

Проведя анализ сущности и источников тревожности, перейдём к рассмотрению её типов, видов и уровней. Типы тревожности По мнению 3. Фрейда, назначение тревоги состоит в том, чтобы предупреждать индивида о надвигающейся угрозе…

Уровень тревожности и эффективность решения диагностических задач

1.3 Виды тревожности

Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести»…

psy.bobrodobro.ru

Виды тревоги: _esina — LiveJournal

Из моих лекций по кризисной психологии
©Esina Askandarova

Тревога (anxiety) — малодиффиренцированный, неопредмеченный страх, связанный с предчувствием будущего неблагополучия. Сопровождается беспокойством, психомоторным возбуждением и напряженным ожиданием катастрофы. (подробнее о симптомах в предыдущем посте «Вегетативные, телесные и психологические проявления тревоги»)

1. Нормальная тревога выполняет охранительную и мобилизационную функцию. Характерна для психически здоровых людей и бывает трёх типов:

a. Мобилизационная тревога, или тревога как компонент ориентировочной реакции (реакции «Что такое?). Возникает в ситуации неопределенности и направлена на мобилизацию сил для исследования нового, потенциально опасного окружения. Проходит после того, как человек убеждается, что новая ситуация не угрожает его психофизической целостности.
b. Тревога как реакция на стресс. Фаза общего адаптационного синдрома (стресс-синдрома). «Красная кнопка» системы адаптации, которая переводит организм в режим повышенного функционирования: повышает уровень бдительности и усиливает интеллектуальную и психомоторную деятельность. В норме побуждает активно искать выход из ситуации и реализуется в реакциях борьбы или бегства.
c. Витальная тревога — состояние, связанное со страхом невозможности осуществления витальных функций (тревога страх задохнуться в помещении со сниженным уровнем кислорода, правомочные опасения за свою жизнь на фоне длительной голодовки или выраженной жажды т.п.).

Во всех остальных случаях тревога является патологической.

Тревога (anxiety) — малодиффиренцированный, неопредмеченный страх, связанный с предчувствием будущего неблагополучия, сопровождаемое беспокойством и напряженным ожиданием катастрофы.

Патологическая тревога может провоцироваться внешними обстоятельствами, но в большей степени она обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Патологическая тревога непропорциональна реальной угрозе или связана с воображаемой угрозой, не адекватна ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности [3]. Иногда её называют «ложной», в случае, если она является реакцией на ложный стресс.
2. Невротическая тревога — смутное ощущение неблагополучия и надвигающейся опасности в составе невротических расстройств. Тревога сильная, лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности. Входит в состав тревожно–фобического синдрома, агорафобии, обсессивно–компульсивного расстройства, расстройств адапатции и прочих неврозов.
3. Психотическая тревога — сопутствующий психическому расстройству симптом. Психотическая тревога не имеет рационального объяснения и сопровождается психотическим состоянием (расстройствами восприятия и мышления). Входит в состав психотических синдромов (например, тревожно–параноидный при шизофрении или тревожно–депрессивный при маниакально-депрессивном расстройстве).
4. Тревога как симптом посттравматического стрессового расстройства (пограничная тревога). Возникает после чрезвычайно сильного, угрожающего жизни стресса (войны, природные и техногенные катастрофы). Характеризуется высоким, зашкаливающим уровнем и часто приводит к паническому приступу.
5. Физиологическая тревога— тревожно–астеническое состояние, иногда с паническими приступами после операции, интоксикации (высокая температура), родов и т.п. (1).
6. Фармакогенная тревога. Некоторые вещества и лекарственные средства при их длительном приеме или отмене могут вызывать или усиливать соматические и психические симптомы тревоги.
Например: интоксикация кофеином, некоторыми наркотиками и психотропными средствами, синдром отмены при злоупотреблении алкоголем, употребление препаратов щитовидной железы в высоких дозах. Тревога также является побочным эффектом приема антидепрессантов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (флуоксетин, прозак, тразодон) и входит в состав серотонинового синдрома.
7. Экзистенциальная (онтологическая) тревога связана с осознанием возможности и неотвратимости смерти.
8. Тревога как метафизическая интоксикация: побочный эффект веры в непреложность апокалипсических пророчеств и связанного с ней напряженного ожидания и бдения. (2)
9. Соматическая тревога возникает в связи с телесными симптомами, причина которых не выявлена многократными клиническими и параклиническими исследованиями (3). По мнению многих исследователей, это вторичная тревога, возникшая по поводу соматизации первичной тревоги. Она сопровождается страхом заболеть тяжелой, неизлечимой болезнью, страхом смерти и выражается в различных ипохондрических расстройствах, вегето-сосудистой дистонии (правильнее говорить «соматоформной вегетативной дисфункции» сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта, дыхательной и урогенитальной системы, а также хроническом болевом синдроме и других расстройствах).
10. Личностная тревога или тревожность. Стабильная личностная характеристика, черта характера, которой свойственен низкий порог возникновения реакции тревоги. Характерна для акцентуаций и личностных расстройств в виде тревожных, ананкастных и зависимых личностей. К причинам личностной тревожности можно отнести длительное пребывание в тревожной ситуации (особенно в период формирования характера, в детском и подростковом возрасте), повреждения головного мозга (врождённые и приобретенные)
11. Ситуативная тревога: возникает в определенной ситуации и проходит после выхода из неё (например, экзаменационная тревога). Вариант ситуативной тревоги — социальная тревога, которая возникает в присутствии каких-то определенных людей или просто в присутствии других людей. В тяжелых случаях ситуативная тревога становится основным симптомом социофобии и других фобий.

Литература:
1. R.May,1951; W. Terune, 1953; M. Arnold, 1960; J.H.Blum, 1972, Г.М.Шавердян, 1996
2. ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА КАК ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ НАПРЯЖЕННОГО ОЖИДАНИЯ
3. 69. Raffety BD, Smith RE, Ptacek JT. Facilitating and debilitating trait anxiety, situational anxiety, and coping with an anticipated stressor: a process analysis. J Pers Soc Psychol. 1997;72(4):892–906 (цит по Генерализованное тревожное расстройство и симптомы тревоги в общемедицинской практике Е.Г. Старостина

users.livejournal.com

Методическая разработка по теме: Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги

Попова Роза Викторовна, педагог-психолог

Тема: «Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги»

В последнее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Именно тревожность, как отмечают исследователи (А.М.Прихожан, И.А.Мусина и др.) и практические психологи [1], лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. Венгер А.Л. считает, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их специфическое отношение к успеху, неудаче, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. В то же время им трудно  самим оценивать результаты своей деятельности и ждут этой оценки от взрослого [9].

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [14].

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину [14, с.57].

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение [14, с.66].

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [37, с.13].

Различают тревожность как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [30].

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом».

По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [8, c.215].

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [3].

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность [42, c.234]. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [30, c.68 ].

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению [42, c.234].

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [42, c.229].

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

– высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

– высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

– боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

– мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

– для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

– низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [42, c. 415].

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и  компенсации, а также  в  отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

Изучение форм тревожности проводится в процессе индивидуальной и  групповой практической психологической работы с детьми и  подростками.  Известно, что существует две категории тревожности: 1) открытая –  сознательно  переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния  тревоги;  2) скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся  либо  чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения [22].

Внутри этих категорий были  выявлены и подверглись специальному  анализу различные формы тревожности. Выделяются три формы открытой тревожности.

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы   выделились  две  субформы:  

а) снижение  уровня  тревожности и  

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности встречается  преимущественно  в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они  хотели бы избавится.

3. Культивируемая тревожность – в этом случае, в  отличие  от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой  2.б, различия касаются, как отмечалось, лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая  и  ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске  определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через  усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые  силы» с помощью постоянного  проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности  называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность,  зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др.

Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при  скрытых формах тревожности как в виде прямого выражения агрессивных  форм поведения. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах [22].

Итак, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид – личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать негативные переживания у детей, связанные со школой. Проявляется школьная тревожность следующим образом: ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу; родители не могут заставить ребенка делать уроки; ребенок панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу, боится учительницу; ему снятся кошмары, связанные со школой и т.д.

Обратимся к вопросу  возникновения тревоги у детей младшего школьного возраста.

Нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин:

Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Генетические факторы играют важную роль в развитии психофизиологических особенностей нервной системы. Являясь генетически закрепленной «специализацией» стиля поведения в экстремальных ситуациях, темперамент может определять характер переживаний и внутренний конфликт ребенка в ответ на стрессовые факторы психологического порядка, однако одного его действия недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением [16, с.22].

Младший школьник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:

– если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;

– при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;

– семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов – также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития младшего школьника являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, … формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [16, с.82].

Взаимоотношения в семье находятся в эпицентре теоретических и экспериментальных исследований, акцентирующих внимание на влиянии среды как факторе риска возникновения эмоционального неблагополучия у детей. Любое эмоциональное нарушение ребенка считается продуктом и показателем семейной аномалии и рассматривается как нарушение всей семьи. Большинство психологических концепций не оспаривают этого, разница состоит в том, какой аспект этих взаимоотношений рассматривается как решающий. Нарушения же фиксируются преимущественно на уровне личности (невротические расстройства, адаптационные расстройства и т.п.).

Согласно патогенетической концепции В. Н. Мясищева, «…аффективно-волевые нарушения, представляют вторичный продукт взаимоотношений ребенка с окружающими, продукт внутреннего напряжения, возникающего в связи с этим, продукт неправильных установок и отношений» [29, с.66].

Положение В. Н. Мясищева о патогенной роли семейных конфликтов и противоречивости отношений родителей к ребенку подтверждается и конкретизируется рядом отечественных клинико-психологических исследований, направленных на выявление неблагоприятных факторов воспитания, внутрисемейной атмосферы, сопутствующих эмоциональному неблагополучию ребенка.

Так, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев выделяют три основных типа неправильного воспитания, являющегося решающим фактором, который формирует предрасполагающие к возникновению невротических реакций личностные черты детей:

Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткую регламентацию и контроль, либо недостаток контроля на почве попустительства.

Гиперсоциализирующее. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи, возникая на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка.

Эгоцентрическое. Ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодавлеющей ценности для окружающих [10;12; 15].

В работе А. Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий, характеризующийся приписыванием ребенку болезненности, личностной несостоятельности [7, с.112].

Среди причин школьной тревожности называют нижеследующие.

Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.

Ребенок не готов к школе интеллектуально, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего, кроме острой тревоги.

Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стрессогенным фактором. Это может усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов.

Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д. Это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив.

Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и т.д.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и учителей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью.

А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести [37, с.16].

А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных школьников младших класов. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.

Тем не менее, необходимо отметить, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, ее можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Итак, нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин: конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов) и особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Среди причин школьной тревожности называют следующие: ребенок не готов к школьному обучению эмоционально или интеллектуально, по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым, часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д.

Список литературы

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал – 1997. – №2. – С. 34-38.
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. – СПб: Речь, 2001. – 325 с.
  3. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 2-е – изд. – М.: Смысл, 1996. – 373 с.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. – М.: Генезис, 2007. – 190 с.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб: Сфера, 1994. – 159 с.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 129 с.
  7. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.:Изд-во МГУ, 1980. – 315 с.
  8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – Спецлит, 2007. – 464 с.
  9. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
  10. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характерам восприятия времени: дис. … канд. Психол. Наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993. – 213 с.
  11. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  12. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2001. –  №2. – С. 12 -18.
  13. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников / Психическое здоровье детей и подростков. – М., Воронеж. – 2000. – 304 с.

nsportal.ru

Тревожность в психологии – это острое, порой паническое ощущение надвигающейся опасности. Когда человек сталкивается с обычным стрессом, его организм отвечает на реальную угрозу. Тревога же возникает практически на ровном месте, и ее провокаторами становятся самые обыденные вещи.

О таком состоянии иногда говорят: кошки скребутся на душе. Этот «страх ниоткуда», по словам писателя Ж. Легардинье, заставляет маленькие вещи отбрасывать большие тени.

Для индивида, снедаемого беспокойством, выход на работу после выходных или посещение веселой вечеринки могут стать настоящим испытанием. Из-за предчувствия потенциальной беды активизируется состояние «бей или беги». Человек ощущает потребность либо атаковать источник волнения, либо избежать его влияния.

Причины тревожного чувства

Психологии до сих пор не удалось однозначно ответить на вопрос, что же конкретно вызывает ощущение беспокойства. В каждом отдельном случае в роли спускового механизма могут выступать разные внутренние пружины.

Суммировав наработки специалистов в этой области, можно выделить основные факторы, вызывающие тревожность:

1. Генетический фактор

В результате эксперимента, проведенного исследователями Боннского университета, было подтверждено: существует ген, мутация которого провоцирует повышенную тревожность. Беспокойство становится следствием химического дисбаланса в организме.

2. Неправильный образ жизни

Свою лепту в развитие постоянного чувства тревоги могут вносить нерациональное питание и «сибаритский» образ жизни. Чтобы не поддаваться «душевной смуте», нужно поддерживать себя в хорошем физическом тонусе и обеспечивать организм всеми необходимыми витаминами и минералами.

3. Сбой в здоровье

Тревожность зачастую становится сигнализатором соматических болезней человека. Беспокойство может проявляться при эндокринных нарушениях или приближении инфаркта. Тревогой часто дают о себе знать некоторые психические и невротические отклонения:

• шизофрения;

• алкоголизм;

• болезнь Паркинсона;

• синдром Ретта.

Каковы бы ни были причины, вызывающие тревожность, излишнее беспокойство пагубно сказывается на душевном равновесии человека. Поэтому при чрезмерных приступах тревоги рекомендуется получить консультацию квалифицированного специалиста.

Виды тревожности в психологии

Проведя ряд исследований, специалисты создали классификацию явления беспокойства. Американский эксперт в области психометрики Чарльз Спилбергер различает следующие виды данного состояния:

• тревожность ситуативная – это волнение, возникающее у человека перед предстоящими жизненными перипетиями и возможными неприятностями; такое настроение не рассматривается как отклонение от нормы, оно маркирует ответственный подход индивида к решению проблем;

• личностная тревожность – это постоянный мандраж, испытываемый индивидом в различных обстоятельствах, порой совсем не располагающих к страху; любое событие рассматривается как источник опасности.

Тревога постоянная: основные признаки

Американский институт психического здоровья пришел к выводу, что наиболее частой проблемой, связанной с беспокойством, является генерализованное тревожное расстройство. Человек, подверженный ГТР, постоянно ощущает подспудный страх.

Активный участник блогосферы Эрик Рэйвенскрафт, страдающий этим душевным недугом, поделился с читателями основными его симптомами и способами борьбы с перманентным беспокойством.

Выведем основные 3 идеи, к которым пришел на собственном опыте Рэйвенскрафт:

1. Тревожность может быть связана с депрессией

Эрик рассказывает, как однажды его пригласили на Хэллоуин. Ему всегда нравился этот праздник, и он решил, что отлично проведет время. Но ожидания не оправдались: парню так и не удалось расслабиться и хоть с кем-нибудь заговорить. Всю вечеринку он провел в уединении.

Когда Эрик возвращался домой, он ломал голову над тем, что пошло не так. Оказалось, что немалую роль здесь сыграла депрессия. Из-за нее молодой человек избегал новых социальных контактов, сознательно изолируя себя от общества.

2. Нельзя «просто успокоиться»

Человеку, подверженному ГТР, крайне непросто побороть тревогу – это Рэйвенскрафт ощутил на себе. Когда один из «доброжелателей» оставил нелестный комментарий в блоге Эрика, последний долго чувствовал себя раздавленным.

Его товарищ, видя такое настроение друга, дал неосторожный совет: «Успокойся». Это слово буквально «взорвало» Рэйвенскрафта, и он вспылил. Позже он признавал, что сам по себе этот совет совсем не плох, но человеку, находящемуся в постоянном нервном напряжении, он приносит мало пользы.

3. Нужно иметь план борьбы с паническими атаками

Человек испытывает постоянное тревожное состояние. Что делать в этом случае? Рэйвенскрафт отвечает: иметь наготове стратегию противостояния приступам страха.

Блогер рассказывает, что однажды на него накатила непреодолимая тревожность, когда к его товарищу пришли гости. Приступ, сковавший Эрика, был сильнее, чем обычно. Плохо контролируя свои действия, он сломал дверь, что привлекло внимание остальных.

В итоге Рэйвенскрафт пришел к выводу: необходим план на случай тревожный симптомов. И разработал собственную методику борьбы с паническим беспокойством.

Коррекция тревожности: пошаговая инструкция

Необъяснимый страх может настичь человека совершенно неожиданно. Рэйвенскрафт рекомендует следующую четырехходовку для ликвидации острого чувства тревожности:

1. Возьмите тайм-аут

Если в ваших силах прервать ситуацию, вызывающую у вас беспокойство, сделайте это. Например, если вас начала одолевать тревога во время ответственного разговора, попросите визави сделать небольшой «брейк» и продолжить беседу позже. Не длите ссору с близким вам человеком. Если вдруг почувствовали приступ тревожности за рулем – лучше остановиться.

2. Оградите себя от источников раздражения

Разберитесь, что именно провоцирует вашу тревожность. Узнав это, постарайтесь больше не поддаваться воздействию этого фактора. К примеру, если вы испытываете дискомфорт на шумных клубных вечеринках, не появляйтесь на них. Вместо этого, уединитесь в тихом и спокойном месте.

3. Сконцентрируйте внимание на чем-нибудь другом

Выполнить эту рекомендацию будет не так-то просто, потому что тревожность заставляет нас думать только о плохом. Тем не менее, это отличная практика.

Абстрагируйтесь от всех раздражающих факторов, найдите место, где вас никто не побеспокоит. Там у вас будет возможность занять себя более радужными мыслями. Если вам удастся взять таким образом под контроль вашу панику, физический дискомфорт скоро улетучится.

4. Не сдерживайте своих эмоций

В качестве альтернативы лечения тревожности можно попробовать выпустить «джина из бутылки». Попробуйте закричать, поплакать. Когда барометр тревожности зашкаливает, единственное средство – это выплеснуть чувства наружу.

Такая встряска скоро утомит вас, и накал спадет. Однако не рекомендуется применять данный метод, если вы находитесь в публичном месте или испытываете проблемы с дыханием.

Все в ваших руках!

Не стоит искать истоки своих тревог и опасений в окружающих людях. Намного легче свалить свое подавленное душевное состояние на друзей или родственников. Гораздо труднее взять на себя нелегкую миссию побороть приступы беспокойства собственными силами.

Помните: важно не дать тревоге завладеть вашей жизнью. Не стоит игнорировать помощь квалифицированного психолога. Как показывает практика, борьба с тревожностью трудна, но не бесперспективна.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Понятие тревожности в психологии — МегаЛекции

Глава 1.:Понятие и характеристика школьной тревожности

Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, проявляющаяся повышенной склонностью человека к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Охарактеризовать это состояние можно и как переживание дискомфорта, предчувствие некой угрозы. Тревожное расстройство принято относить к группе невротических расстройств, то есть к психогенно обусловленным патологическим состояниям, характеризующимся разнообразной клинической картиной и отсутствием нарушений личности.

Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста, в том числе и у маленьких детей, однако, согласно статистике, чаще всего от тревожного расстройства страдают молодые женщины в возрасте двадцати-тридцати лет. И хотя время от времени, находясь в определенных ситуациях, каждый человек может испытывать тревогу, о тревожном расстройстве будет идти речь, когда это чувство становится слишком сильным и неконтролируемым, что лишает человека возможности вести нормальную жизнь и заниматься привычной деятельностью. Существует целый ряд нарушений, в симптоматику которых входит тревога. Это фобическое, посттравматическое стрессовое или паническое расстройство. Об обычной тревожности, как правило, идет речь, при генерализованном тревожном расстройстве. Чрезмерно острое чувство тревоги заставляет человека беспокоиться практически постоянно, а также испытывать различные психологические и физические симптомы [1]. Причины развития Точные причины, способствующие развитию повышенной тревоги науке неизвестно. У одних людей состояние тревожности появляется без видимых причины, у других — становится следствием пережитой психологической травмы. Считается, что определенную роль здесь может сыграть и генетический фактор. Так, при наличии определенных генов в головном мозге возникает некий химический дисбаланс, что и вызывает состояние психической напряженности и тревоги. Если принять во внимание психологическую теорию о причинах возникновения тревожного расстройства, то чувство тревоги, а также фобии первоначально могут возникать в качестве условно-рефлекторной реакции на какие-либо раздражающие стимулы. В дальнейшем аналогичная реакция начинает возникать и при отсутствии такого стимула. Биологическая теория говорит о том, что тревога является следствием неких биологических аномалий, например, при повышенном уровне продуцирования нейромедиаторов – проводников нервных импульсов в головном мозгу. Также повышенная тревожность может стать следствием недостаточной физической активности и нерационального питания. Известно, что для поддержания физического и психического здоровья необходим правильный режим, витамины и микроэлементы, а также регулярная физическая активность. Их отсутствие негативно влияет на весь человеческий организм и может стать причиной тревожного расстройства.



Виды тревоги. Среди существующих типов тревожного расстройства чаще всего в медицинской практике встречается адаптативное и генерализованное тревожное расстройство. В первом случае человек испытывает неконтролируемую тревогу в сочетании с иными негативными эмоциями при приспосабливании к какой-либо стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чувство тревоги сохраняется перманентно и может направляться на самые различные объекты. Существует несколько видов тревожности, наиболее изученными и чаще всего встречающимися из них являются: Социальная тревожность. Человек испытывает дискомфорт, находясь среди большого скопления людей, например, в школе, на работе и т.д. Вследствие этого люди сознательно пытаются избегать некоторых видов деятельности: не знакомятся с людьми, отказываются от публичных мероприятий; Публичная тревожность. При таком расстройстве чувство тревоги остро проявляется на любых массовых мероприятиях. Это могут быть экзамены, публичные конференции и т.д. В основе этой тревоги лежит неуверенность человека в том, что он сможет справиться с поставленной задачей, страх оказаться в неловкой ситуации. При этом, внимание концентрируется не на основной задаче, а на возможных неприятностях, которые предположительно могли бы [2].

Тревога, появляющаяся при необходимости сделать определенный выбор. Когда нужно принять определенное решение тревога может корениться в неуверенности в правильности выбора, страхе перед ответственностью, а также ощущении собственной беспомощности; Посттравматическая тревожность. Очень часто состояние постоянной тревоги появляется после пережитой психологической травмы. Человек испытывает беспричинное беспокойство, ожидает опасности, просыпается среди ночи с криком, не понимая причин собственных страхов; Экзистенциальная тревога. По сути, это осознание человеком того факта, что когда-то он может умереть. Такая тревога имеет три основных проявления: страх перед смертью, страх осуждения и несоответствия ожиданиям других людей, а также страх того, что жизнь проходит впустую; Разделенное тревожное расстройство.

При данном нарушении человек испытывает острый приступ тревоги и паники, если оказывается вне какого-либо места или отделенным от конкретного человека; Обсессивно-компульсивное расстройство. Иррациональные, навязчивые тревожные мысли можно назвать главным и основным симптомом этого тревожного расстройства, при этом больной всегда осознает болезненность своего состояния, но не может самостоятельно избавиться от своих повторяющихся тревог и идей; Соматогенная тревога. Состояние тревожности, выступающая в качестве симптома какого-либо соматического заболевания. У некоторых людей тревога является чертой характера, когда состояние психической напряженности присутствует всегда вне зависимости от конкретных обстоятельств. В других случаях тревога становится своеобразным средством избегания конфликтных ситуаций. При этом эмоциональное напряжение постепенно накапливается и может привести к возникновению фобий. Для иных людей тревога становится оборотной стороной контроля. Как правило, состояние тревожности характерно для людей, стремящихся к безупречности, обладающих повышенной эмоциональной возбудимостью, нетерпимостью к ошибкам, беспокоящимся о собственном здоровье.

Помимо разнообразных видов тревожности, можно выделить и основные ее формы: открытую и закрытую. Открытую тревогу человек переживает осознанно, при этом такое состояние может быть острым и нерегулируемым либо компенсируемым и контролируемым. Осознаваемую и значимую для конкретной личности тревожность называют «насаждаемой» или «культивируемой». В таком случае тревога выступает в виде своеобразного регулятора активности человека. Скрытое тревожное расстройство встречается намного реже, нежели открытое. Такая тревога является в различной степени неосознаваемой и может проявляться в поведении человека, излишнем внешнем спокойствии и т.д. В психологии такое состояние иногда называют «неадекватным спокойствием». Клиническая картина Тревожность, как и любое иное психическое состояние способно выражаться на различных уровнях человеческой организации.

Так, на физиологическом уровне тревога может вызывать следующие симптомы: учащенное сердцебиение и дыхание; нестабильность артериального давления; повышенная эмоциональная и физическая возбудимость; общая слабость; дрожь в руках или ногах; снижение порога чувствительности; сухость в ротовой полости и постоянная жажда; нарушения сна, проявляющиеся в трудностях с засыпанием, тревожных или даже кошмарных сновидениях, дневной сонливости и т.д.; быстрая утомляемость; напряженность и болезненность мышц; боли в желудке неясной этиологии; усиленная потливость; нарушения аппетита; расстройства стула; тошнота; пульсирующие головные боли; нарушения со стороны мочеполовой системы; нарушения менструального цикла у женщин. На эмоционально-когнитивном уровне тревога проявляется в постоянной психической напряженности, чувстве собственной беспомощности и незащищенности, страхом и беспокойством, снижением концентрации внимания, раздражительностью и нетерпимостью, невозможностью сосредоточиться на конкретной задаче [3]. Эти проявления нередко заставляют людей избегать социальных взаимодействий, искать причины не посещать учебу или работу и т.д. В результате этого состояние тревоги только усиливается, также страдает и самооценка больного. Излишне концентрируясь на собственных недостатках, человек может начать испытывать отвращение к самому себе, избегать любых межличностных взаимоотношений и физических контактов. Одиночество и чувство «второсортности» неизбежно приводят к проблемам в профессиональной деятелньости. Если рассматривать проявления тревоги на поведенческом уровне, то они могут заключаться в нервном, бессмысленном хождении по помещению, качание на стуле, стуке пальцами по столу, тереблении собственной пряди волос или посторонних предметов. Привычка грызть ногти также может являться признаком повышенной тревоги. При тревожных нарушениях адаптации, человек может испытывать признаки панического расстройства: внезапные приступы страха с проявлением соматических симптомов (одышка, учащенное сердцебиение и т.д.).

При обсессивно-компульсивном расстройстве на первый план в клинической картине выходит навязчивые тревожные мысли и идеи, заставляющие человека постоянно повторять одни и те же действия. Диагностика Диагностика тревоги должна проводиться квалифицированным врачом-психиатром на основании имеющихся у пациента симптомов, которые должны наблюдаться на протяжении нескольких недель. Как правило, выявить тревожное расстройство не трудно, однако сложности могут возникнуть при определении конкретного его типа, так как многие формы имеют одинаковые клинические признаки, но отличаются временем и местом возникновения. Прежде всего, подозревая тревожное расстройство, специалист обращает внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, присутствие признаков повышенной тревожности, к коим могут относиться нарушения сна, тревога, фобии и т.д. Во-вторых, учитывается длительность течения имеющейся клинической картины. В-третьих, необходимо убедиться, что все имеющиеся симптомы не представляют собой реакцию на стресс, а также не связаны с патологическими состояниями и поражениями внутренних органов и систем организма. Само диагностическое обследование проходит в несколько этапов и помимо подробного опроса пациента включает в себя оценку его психического состояния, а также соматическое обследование. Тревожное расстройство следует отличать от тревоги, которая часто сопровождает алкогольную зависимость, так как в этом случае требует совершенно иное медицинское вмешательство. На основании результатов проведенного соматического обследования также исключаются заболевания соматической природы. Как правило, тревога – это состояние, поддающееся коррекции. Метод лечения подбирается врачом в зависимости от преобладающей клинической картины и предполагаемых причины расстройства. Сегодня наиболее часто используется медикаментозная терапия с использованием препаратов, воздействующих на биологические причины тревоги и регулирующие продукцию нейромедиатров в головном мозге, а также психотерапия, направленная на поведенческие механизмы появления состояния тревоги.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Основные аспекты проблемы тревожности в психологии

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.

Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической позицией.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. «Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов». Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость своей аргументации. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А. Е. Ольшанниковой и И. В. Пацявичуса на психические состояния, которые имеют «адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности». И. В. Пацявичус определяет функцию состояния тревоги следующим образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предс

psylist.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *