Виды внимания в психологии таблица – Внимание — Википедия

8. Внимание, его виды и свойства

Внимание
это
активная направленность сознания на
те или иные предметы и явления при
одновременном отвлечении от всего
остального.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание

вызывается внешними неожиданными
факторами: теми или иными особенно­стями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть сила,
интенсивность, новизна, необычность,
контрастность раздражителя или
подвиж­ность объекта.

Произвольное
внимание —
возникает
вследствие соз­нательно поставленной
цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное
внимание

возникает вслед за про­извольным и
обладает чертами как непроизвольного,
так и произвольного.

Свойства
внимания:

Избирательность
внимания

сосредоточение его на объектах,
представляющих для человека наибольший
интерес.

Устойчивость
внимания

длительность удержания его на одном
предмете или виде деятельности.

Распределение
внимания

одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними или наблюдений
за ними.

Объем
внимания

количество объектов, одновремен­но
охватываемых вниманием с одинаковой
степенью ясно­сти восприятия (средний
объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость
внимания —
способность
внимания переключаться с одного объекта
на другой.

От
особенностей внимания зависят такие
черты лич­ности, как внимательность,
наблюдательность и рассе­янность.

Все
психические познавательные процессы
(ощущения,
восприятие, память, мышление, воображение
и внима­ние) в своей совокупности
представляют психическое яв­ление,
которое называют интеллектом.

Для
оценки уровня интеллекта наибольшей
популярно­стью пользуется «коэффициент
интеллектуальности» (I
О
), который можно измерить с помощью
тестов (Векслер, Бине).

Максимальное
значение I
0
— 200 баллов, минималь­но—О баллов. От
84 до 116 баллов — средний уровень
интеллекта, от 116 до 180 — повышенный
уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые
(дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъность
легкая
степень слабоумия. Дебилы способ­ны
к обучению, овладевают несложными
трудовыми про­цессами, их социальное
приспособление ограничено.

Имбецильность
средняя
степень слабоумия. Речь имбе-цилов
развита слабо, они не обучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь
элементарные акты самообслуживания.

Идиотия

самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти
полностью отсутствует речь и мышление,
они нуждаются в постоянном уходе и
надзоре.

9.
Процесс мышления

Мышление

это психический процесс отражения
ре­альности в ее наиболее существенных
связях и отноше­ниях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
про­цесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и ре­шение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
~
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по- \ нятиями (сравнение,
аналиа, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по­нятиями (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-следующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
раз­личного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключе­ния, способы
доказательств и т.д.

Процессам
мышления людей присущи значительные
индивидуальные различия, которые
проявляются в Каче­ствах ума:
Самостоятельность мышления. Широта и
глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота
и критичность ума.

Мышление
и речь

Человеческое
мышление тесно связано с речью.
И
речь, и мышление протекают на одной и
той же основе — на основе языка, который
можно рассматривать как знако­вую
систему, служащую для фиксации, хранения,
ос­мысления и передачи информации.
Язык служит средст­вом общения между
людьми. Собственно, языки и сфор­мировались
вместе с мышлением из потребности людей
в общении и в процессе общения.

Речь
это
словесный (вербальный ) язык в действии,
процесс практического применения
человеком именно сло­весного языка,
а не какого-нибудь другого (языка жестов,
звуков, красок, программирования)

Виды
речи:

Внутренняя
речь —
это
словесная форма мышления. Результатом
внутренней речи являются мысли. Хотя
при внутренней речи человек и не говорит
вслух, его мысли все равно облекаются
в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка,
свернута, часто целое предложение
сокращается до одного слова.

Внешняя
речь

бывает устной и письменной. Устная
делится на монологическую и диалогическую,
когда в разговоре участвуют два человека
и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства
речи:

Содержательность
речи —
зависит
прежде всего от ценности и объема
содержащейся в ней информации.

Понятность
речи —
зависит
от ее смыслового значе­ния, языковых
особенностей, а также от уровня разви­тия
слушателей.

Выразительность
речи —
определяется
отчетливостью произношения (дикцией),
а также интонацией как со­вокупностью
темпа, тона, ритма и пауз.

10.
К.К.Платонов,
учитывая
соотношение
социального
и биологического в качествах личности,
выделяет четыре группы свойств (черт),
составляющих основные стороны
(подструктуры) личности:

1-я
подструктура личности объединяет
направленность
и
отношения личности
,
проявляющиеся как ее моральные черты.
В нее входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрение,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственных врожденных задатков.
Эта подструктура формируется путем
воспитания. Она может быть названа
социально-обусловленной подструктурой;

  • 2-я
    подструктура личности — опыт
    — объединяет знания, навыки, умения и
    привычки, которые формируются на основе
    личного опыта, но имеют заметное влияние
    и биологически, и даже генетически
    обусловленных свойств личности.

  • 3-я
    индивидуальные
    особенности психических процессов
    ,
    или психических функций, понимаемые
    как формы психического отражения
    (ощущение и восприятие, память, мышление
    и воображение, чувства, воля).

  • 4-я
    биопсихические
    свойства

    личности.
    Активность этой подструктуры, в большей
    степени, определяется основными
    физиологическими свойствами нервной
    системы и включает: темперамент, половые
    и возрастные особенности личности,
    включая ее патологические, т. н.
    органические изменения.

Особенностями
этих четырех подструктур, однако, не
исчерпываются индивидуальные свойства
личности, поскольку на эти подструктуры
накладываются еще две общие подструктуры:
характер
и способности.
Являясь подструктурами наложенными,
выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные
подструктуры, а общие качества личности,
включающие особенности каждой из четырех
основных иерархических подструктур. В
предложенной К.К.Платоновым динамической
функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами
личности на одном иерархическом уровне),
так и субординационный (взаимосвязи
между подструктурами личности,
представленными на разных уровнях)
принципы построения.

Психологическая
защита личности

Психологическая
защита личности
связана
с тем, что в жизни часто человек не в
состоянии взвесить все обстоя­тельства
и выбрать такое поведение, которое могло
бы из­бавить его от неприятных
переживаний. Тогда и срабатыва­ют
механизмы психологической защиты.

Механизмы
психологической защиты стабилизируют
наше состояние, отторгают или изменяют
неблагоприят­ную информацию о себе
и других, служат для преодоле­ния
дискомфорта.

Впервые
защитные механизмы были выявлены 3.
Фрей­дом, а изучены и описаны его
дочерью А. Фрейд.

Основные
механизмы психологической защиты.

Подавление
(репрессия)

вытеснение неприемлемых, потенциально
опасных желаний и мыслей из сознания,
ЧТО
предотвращает
их возможное разрешение. Психиче­ская
энергия
подавленных
желаний не исчезает бесслед­но, а
продолжает существовать в человеке
независимо от его сознания и часто
находит свое болезненное проявле­ние
в виде головных болей, язв, сердечных
заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание

устранение, игнорирование травмирую­щих
восприятий внешней реальности. Это
бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной
объективному наблюдению. При этом,
игнорируя логику, человек не замечает
проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация
построение
приемлемых оснований для оправдания
неприемлемых форм поведения, мыслей и
чувств. Рационализация маскирует,
скрывает истинные мотивы от сознания
самого субъекта во имя внутреннего
комфорта, сохранения чувства собственного
достоинства, самоуважения.

Инверсия
подмена
мыслей, чувств, отвечающих под­линному
травмирующему мотиву, диаметрально
проти­воположным поведением, мыслями,
чувствами. Напри­мер, неразумная,
необъяснимая неприязнь к кому-либо
может подменяться в отношениях с этим
человеком осо­бой предупредительностью,
подчеркнутой вежливостью. И, наоборот,
— симпатия, любовное увлечение могут
демонстрироваться как неприязнь,
нарочитое игнори­рование и даже
бестактность.

Проекция

приписывание другому человеку своих
соб­ственных качеств, мыслей или
чувств, в которых человек не хочет
признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция
(отчуждение) —
обособление
или локали­зация внутри сознания
травмирующих человека факто­ров так,
что связь между определенным событием
и его эмоциональной окраской не отражаются
в сознании. В ре­зультате может
наступать явление двойника, то есть
раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия
возвращение
к более раннему, примитив­ному способу
реагирования на травмирующие события,
чтобы избежать внутренней тревоги,
сохранить чувство са­моуважения.
Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность
(младенчество, детскость) в поведении
и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация
преобразование
энергии сексуальных влечений в социально
приемлемые формы активности: творчество,
социальные контакты и т.п.

Психологическую
защиту нельзя однозначно рассмат­ривать
как полезное или вредное психическое
явление. Позволяя сохранить устойчивость
личности на фоне дес­табилизирующих
переживаний и добиться определенной
адаптации, психологическая защита в то
же время лиша­ет человека возможности
активно воздействовать на си­туацию
и устранить источник переживаний.

studfiles.net

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

psylist.net

31. Виды внимания. Шпаргалка по общей психологии

31. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое в известном вызывает познавательный интерес.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. После-произвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

16.Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Модели внимания.

Внимание
— это направленность и сосредоточенность
сознания на каком-либо реальном или
идеальном объекте, предполагающие
повышение уровня сенсорной, интеллектуальной
или двигательной активности индивида.

Внимание
в жизни и деятельности человека выполняет
много различных функций. Оно активизирует
нужные и тормозит ненужные в данный
момент психологические и физиологические
процессы, способствует организованному
и целенаправленному отбору поступающей
в организм информации в соответствии
с его актуальными потребностями,
обеспечивает избирательную и длительную
сосредоточенность психической активности
на одном и том же объекте или виде
деятельности.

Основные
виды внимания

По
активности

человека в организации внимания различают
три вида внимания:

1.
Произвольное внимание — это сознательно
регулируемое сосредоточение на объекте,
направляемое требованиями деятельности.
При произвольном внимании сосредоточение
происходит не только на том, что
эмоционально приятно, а в большей мере
на том, что должно делать, обязательно
включает волевую регуляцию.

2.
Непроизвольное внимание — не связано с
участием воли, возникает стихийно, без
видимых волевых усилий, как бы
автоматически, независимо от состояния
человека. Непроизвольное внимание
вызывают объективные (интенсивность,
новизна, динамичность, контрастность
объектов) и субъективные (интересы,
склонности) факторы.

3.
Послепроизвольное внимание — возникает
на основе внимания произвольного и
заключается в сосредоточении на объекте
в силу его ценности, значимости или
интереса для личности. Это когда возможен
случай, когда произвольное внимание
сохраняется, а усилий воли для его
сохранения уже не требуется. Это бывает,
если человек увлечен работой. Такое
внимание называется послепроизвольным.

Природное
внимание

дано человеку с самого его рождения, в
виде врожденной способности избирательно
реагировать на те или иные внешние или
внутренние стимулы, несущие в себе
элементы информационной новизны.

Социально
обусловленное внимание

складывается прижизненно в результате
обучения и воспитания, связано с волевой
регуляцией поведения, с избирательным
сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное
внимание

не управляется ничем, кроме того объекта,
на который оно направленно и который
соответствует актуальным интересам и
потребностям человека.

Опосредствованное
внимание

регулируется с помощью специальных
средств, например, жестов, слов,
указательных знаков, предметов.

Чувственное
внимание

по преимуществу связано с эмоциями и
избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное
внимание

связано с сосредоточенностью и
направленностью мысли.

Уровень
распределения внимания зависит от ряда
условий: от характера совмещаемых видов
деятельности (они могут быть однородными
и различными), от их сложности (и в связи
с этим от степени требуемого психического
напряжения), от степени знакомства и
привычности их (от уровня овладения
основными приемами деятельности). Чем
сложнее совмещаемые виды деятельности,
тем труднее распределить внимание. При
совмещении умственной и моторной
деятельности продуктивность умственной
деятельности может снижаться в большей
степени, чем моторной.

Модели
внимания (Д. Бродбент, Э. Трейсман, Д.
Канеман, У. Найссер)

Фильтр
Д. Бродбента

Даже,
если вы сильно увлечены разговором, но
раздается громкий оклик вас, вы немедленно
обратите на него внимание, при этом не
замечая многих других вещей.

Английский
психолог Д. Бродбент сделал попытку
объяснения подобных явлений фильтром,
который обладает определенной пропускной
способностью и устройством распознавания.
Если человек занят одновременно двумя
делами, предположительно фильтр будет
переключаться с одного канала сенсорного
регистра на другой, и все равно пропустит
столько информации, сколько может
пропустить данный канал.

Обычно
приводится пример с бутылкой, если лить
жидкость в бутылку, то ее нельзя лить
слишком быстро и много, она не будет
проходить в узкое горло и потечет по
бутылке. Это теория узкого места (или
бутылочного горлышка). Бродбент смог
объяснить фильтрацию информации, но не
смог объяснить как информация, не
привлекающая внимания, все же
воспринимается.

А.
М. Трейсман

Модель
внимания на основе избирательного
ослабления сигналов

1.
Существует перцептивный фильтр,
расположенный между входными сенсорными
сигналами и вербальным анализом
сообщения.


Фильтр
тщательно просматривает входную
сенсорную информацию и регулирует
«мощность» разных сигналов.

2.После
прохождения фильтра информационные
потоки имеют различные пороги активации,
обеспечивая преиму щество для обработки
одного наиболее важного текущего
сообщения.

3.Существуют
две основные стадии обработки информации.

Стадия
предвнимания:


происходит
быстрое извлечение и обработка информации,
полученной рецепторами, позволяющие
выделить простые и наиболее заметные
признаки объектов;

•обработка
информации производится автоматически,
быстро.

•обработка
информации происходит без сознательных
усилий и сосредоточения.

Стадия
сфокусированного внимания:


обработка
информации производится последовательно,
требует сосредоточения и сознательных
усилий.

Модель
Трейсман предполагает, что “нерелевантные
сообщения” слышатся приглушенно, а не
блокируются полностью.

Д.Канеман

Предложил
концепцию внимания как умственного
усилия – ресурсную модель внимания. Он
исходил из того, что значение имеет не
столько расположение фильтра («узкого
места»), сколько процесс обработки
информации.

При
этом задействуется не ограничительный
канал, а распределитель ресурсов, который
контролирует процесс распределения
возможностей. В оптимальных условиях
человек способен одновременно выполнять
более чем одно задание.

Однако
несколько сложных раздражителей могут
быстро истощить все ресурсы, и на
обработку дополнительных раздражителей
или на обратную связь внимания просто
не хватит.

Итак,
согласно модели Д. Канемана, входящая
информация вызывает определенное
возбуждение. В результате имеющиеся
возможности (ресурсы) приводятся в
соответствие со стимулом в зависимости
от устойчивой или ситуационной
предрасположенности.

У.
Найссер

Доказано,
что после длительной тренировки можно
даже одновременно читать текст и писать
под диктовку слова, достаточно полно
осознавая и тот, и другой материал. Это
демонстрирует большие возможности
автоматической переработки информации
человеком. У. Найссер, обсуждая данную
проблему, отмечает, что она пока далека
от решения: трудности при попытке делать
два дела одновременно могут иметь много
причин.

Ввел
понятие Предвнимание — совокупность
процессов и механизмов предварительного
параллельного анализа всей поступающей
информации, позволяющих привлечь
сфокусированное внимание либо к
выделенным в результате такого анализа,
либо к жизненно значимым объектам и
событиям.

studfiles.net

Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их экспериментальные исследования. Нарушения внимания.

План
ответа

  1. Определение
    внимания.

  2. Виды
    внимания.

  3. Функции
    внимания.

  4. Внимание
    в психологии сознания и современное
    понимание.

  5. Свойства
    и эксперименты.

  6. Нарушения
    внимания.

Ответ:

  1. Определение внимания.

Внимание
– это направленность психики, сознания
на определенный объект, имеющий для
личности устойчивую или ситуативную
значимость. Оно предполагает повышение
функционирования сенсорики, памяти,
интеллекта. Внимание может быть направлено
на процессы, происходящие внутри нас и
на предметы окружающего мира. Внимание
обеспечивает положительную задержку
активности на том или ином предмете.
Установка определяет выбор тех или иных
впечатлений, событий, концентрацию на
них психической энергии. Таким образом,
внимание – специфическая человеческая
психическая деятельность, которая
служит для трансформации тех или иных
установок импульсивного поведения.
Внимание является сквозным психическим
процессом, так как никогда не выступает
отдельно, а только вместе с какой-либо
деятельностью, как ее сторона или
характеристика. Внимание не имеет
особого содержания, оно находится внутри
всех процессов. Сущность внимания
заключается в направленности, которая
определяет селекцию информации,
предполагающую произвольный и
непроизвольный выбор объектов и более
длительную обработку, сохраняющуюся в
сознании. Сущность также заключается
в сосредоточенности субъекта на объекте.

  1. Виды внимания.

Различаются
(Добрынин) три вида внимания:

-1-
непроизвольное внимание как непреднамеренно
возникающая ориентировочная реакция;

-2-
произвольное внимание, связанное с
целенаправленными волевыми усилиями;
и

-3-
постпроизвольное внимание, когда в
результате сдвига мотива на цель
выполнение действия осуществляется
без значительных волевых усилий.

В
непроизвольном

выделяют:

  • вынужденное
    – определяется видовым опытом субъектом
    и обусловлено внешними факторами среды;

  • невольное
    – зависит от индивидуального опыта,
    проявляется в минуты отдыха, может быть
    длительным и устойчивым при сильном
    интересе, привлекают его объекты,
    которые находятся ближе всего, более
    значимы и более бросаются в глаза;

  • привычное
    – обусловлено установками субъекта и
    намерением выполнить ту или иную
    деятельность, внимание к алгоритму
    деятельности (водитель – знаки).

В
произвольном
:

    • волевое
      – проявляет себя в условиях помех,
      когда есть конфликт между хочу и надо;

    • выжидательное
      – проявляется во всех задачах на
      бдительность;

    • собственно
      произвольное – сознательное внимание,
      но протекающее довольно легко, с минимум
      усилий;

    • спонтанное
      – высшая форма развития внимания,
      аналогично послепроизвольному, это
      когда нам трудно начать что-то, но начав
      уже нет необходимости прилагать усилия.

  1. Функции внимания.

(а)
избирательность деятельности – отбор
материала

(б)
направленность деятельности

(в)
активность деятельности

(г)
улучшение качества любой деятельности

(д)
отбор и удержание значимых воздействий

(е)
регуляция и контроль деятельности –
направляем энергию (интеграция,
встраивание, расширение и углубление
знания)

studfiles.net

6.3. Типы внимания.

Различают три типа
внимания:
внимательность, невнимательность,
рассеянность.

Внимательность
определяется соотношением в деятельности
видов внимания. Преобладание произвольного
и послепроизвольного внимания характерно
для волевого целеустремленного человека.
В этом случае недостатки в отдельных
свойствах внимания (медленное переключение,
слабое распределение) компенсируются.

Невнимательность
выражается в неумении сосредоточиться
на предмете, в поверхностности суждений.

Причины
невнимательности:

  1. недостаточное
    развитие произвольного внимания;

  2. недостаточный
    запас знаний;

  3. невнимательность
    как черта личности;

  4. плохое
    самочувствие.

Внимательность
и невнимательность могут у человека
проявляться избирательно. Например:
ребенок может быть невнимательным на
уроке математики и быть внимательным
на уроке истории.

Рассеянность.
Важнейшим признаком внимания является
сосредоточенность сознания. Многие
раздражители отчетливо не воспринимаются.
Это является причиной рассеянности.
Рассеянность бывает двух видов:

  1. Настоящая
    рассеянность

    как неумение сколько-нибудь длительно
    сосредотачивать внимание. Она выражается
    в постоянном отвлечении, «скольжении»
    внимания. Человек может за все хвататься,
    всем увлекаться и ни на чем сосредоточиться.

  2. Мнимая
    (профессорская) рассеянность

    наблюдается как односторонняя
    сосредоточенность сознания, выражающаяся
    в том, что человек не замечает то, что
    с его точки зрения представляется
    незначительным.

6.4. Понятие и виды памяти.

Запоминание,
сохранение и последующее воспроизведение
индивидом его опыта называется памятью
.

Память
есть важнейшая, определяющая характеристика
психической жизни личности. Будучи
важнейшей характеристикой всех
психических процессов, память обеспечивает
единство и целостность человеческой
личности.

В
качестве наиболее общего основания для
выделения различных видов памяти
выступает зависимость ее характеристик
от особенностей деятельности, в которой
осуществляются процессы запоминания
и воспроизведения. При этом отдельные
виды памяти выделяются в соответствии
с тремя основными критериями:

  1. по
    характеру психической активности,
    преобладающей в деятельности, память
    делят на двигательную, эмоциональную,
    образную и словесно-логическую;

  2. по
    характеру целей деятельности — на
    непроизвольную и произвольную;

  3. по
    продолжительности закрепления и
    сохранения материала — на кратковременную,
    долговременную и оперативную.

Двигательная
память — это запоминание, сохранение
и воспроизведение различных движений
и их систем. Огромное значение этого
вида памяти состоит в том, она служит
основой для формирования различных
практических и трудовых навыков. Обычно
признаком хорошей двигательной памяти
является физическая ловкость человека,
его сноровка.

Эмоциональная
память —
память на представления, картины природы
и жизни, звуки, запахи, вкусы. Она бывает
зрительной, слуховой, осязательной,
обонятельной, вкусовой. Существует, так
называемая, эйдетическая память —
результат возбуждения органов чувств
внешними раздражителями. Эйдетические
образы похожи на представление тем, что
возникают в отсутствие предмета, но
характеризуется такой детализированной
наглядностью, которая совершенно
недоступна обычному представлению.

Содержанием
словесно-логической
памяти являются наши мысли. Мысли не
существуют без языка, поэтому память
называется словесно-логической. В
словесно-логической памяти главная
роль принадлежит второй сигнальной
системе. Словесно-логическая память —
специфически человеческая память.
Двигательная, эмоциональная и образная
в своих простейших формах свойственны
и животным.

Запоминание
и воспроизведение,
в котором отсутствует специальная цель
что-то запомнить или припомнить,
называется непроизвольной
памятью. В тех случаях, когда мы ставим
такую цель, говорят о произвольной
памяти.

Непроизвольная
и произвольная память представляют
собой две последовательные ступени
развития памяти. Непроизвольная память
занимает огромное место в нашей жизни,
т.к. на ее основе без специальных
механических намерений (запоминание и
воспроизведение) и усилий формируется
основная и по объему, и по жизненному
значению часть нашего опыта. Однако в
деятельности человека нередко возникает
необходимость руководить своей памятью.
В этих условиях важную роль играет
произвольная память, дающая возможность
преднамеренно заучить или припомнить
то, что необходимо.

Кратковременная
память — это неустойчивые и обратимые
процессы, которые переживаются как
отзвук только что прошедшего события,
и которые очень специфичны, а их роль в
функционировании механизмов накопления
весьма значительна.

Для
долговременной
памяти
характерно длительное сохранение
материала после многократного его
повторения и воспроизведения.

Понятием
«оперативная память» обозначают
мнемические процессы, обслуживающие
непосредственно осуществляемые человеком
актуальные действия, операции. Выполняя
какое-либо сложное действие, мы
осуществляем его по частям, кусками.
Куски материала могут быть различными.
Объем этих кусков, так называемых,
оперативных единиц памяти, существенно
влияет на успешность выполнения той
или иной деятельности.

Такое
понимание оперативной памяти отличает
ее как от долговременной, так и от
кратковременной памяти, хотя и намечает
точки их соприкосновения.

Все
эти виды памяти, независимо от характера,
находятся в тесном взаимодействии между
собой.

    1. Процессы
      памяти.

В
качестве основания выделения процессов
памяти рассматриваютразличные функции,
выполняемые памятью в жизни и деятельности.
К процессам памяти относят запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание
.

      1. Запоминание.

Запоминание
– это процесс памяти, в результате
которого происходит закрепление нового
путем связывания его с приобретенным
ранее.

В
соответствии с целями деятельности, в
которую включены процессы запоминания,
различают два основных вида запоминания:
непроизвольное
и произвольное
.

Непроизвольное
запоминание – это запоминание материала
«само собой» без предварительной цели
что-то запомнить.

Непроизвольное
запоминание имеет следующие закономерности:

  1. Для
    продуктивности непроизвольного
    запоминания важно то место, которое
    занимает данный материал в деятельности
    человека. Если материал входит в
    содержание цели деятельности, он
    запоминается лучше, чем в том случае,
    когда он включен в условия, способы
    достижения этой цели.

  2. Непроизвольно
    запоминается лучше тот материал, который
    вызывает активную умственную работу
    над ним.

  3. Непроизвольно
    запоминается полно и прочно то, что
    имеет для человека важное жизненное
    значение, что вызывает эмоции и интерес.

Произвольное
запоминание – это продукт специальных
мнемических действий, направленных на
процесс запоминания.

Произвольное
запоминание также подчиняется ряду
закономерностей.

  1. Продуктивность
    произвольного запоминания зависит от
    цели,
    которую поставил перед собой человек.
    Важно ставить перед собой цель запомнить
    материал надолго, на всю жизнь.

  2. Важным
    условием произвольного запоминания
    является четкая постановка задачи
    запомнить материал точно, полно и
    последовательно.

  3. Большую
    роль в произвольном запоминании играют
    мотивы,
    побуждающие запомнить.

  4. Центральное
    место среди условий произвольного
    запоминания занимает использование
    рациональных
    приемов запоминания:


Понимание материала. Непонятное или
плохо понятное труднее запоминается.
Чем глубже поняты теории и закономерности,
их связи с конкретными фактами, тем
легче запомнить.


Составление плана запоминания.


Классификация, систематизация материала.


Сравнение как прием логического
запоминания. Важно подчеркивание
различий в объектах. Установление только
общих, а таем более широких связей между
объектами может затруднить их
припоминание(например, как припоминание
фамилии Овсов в повести А.П. Чехова
«Лошадиная фамилия»).


Опора на образные связи.

  1. Эффективность
    произвольного запоминания зависит от
    организации процесса заучивания. Эта
    закономерность проявляется в продуманной
    последовательности заучивания и
    распределение заучиваемого материала
    во времени.


Труднее дифференцировать и удерживать
в памяти сходный материал. Поэтому
следует организовать запоминание так,
чтобы не учить подряд два сходных
предмета.


Заучивание большого по объему материала
необходимо распределять во времени.

      1. Воспроизведение
        и его виды.

Воспроизведение
– процесс памяти, в результате которого
происходит актуализация (вызывание)
закрепленного ранее материала путем
извлечения его из долговременной памяти.

Выделяют
три вида воспроизведения:

  1. узнавание;

  2. собственно
    воспроизведение;

  3. воспоминание.

Узнавание
– это воспроизведение какого-либо
объекта в условиях повторного восприятия.

Узнавание бывает разным по степени
своей определенности, четкости, полноты.
Оно может быть непроизвольным и
произвольным. Когда узнавание полное,
ясное, оно осуществляется как одномоментный
непроизвольный акт. В случае неполного
или недостаточно полного узнавания,
оно приобретает произвольный характер
(специально припоминаются различные
обстоятельства, чтобы уточнить узнавание).

Собственно
воспроизведение – это воспроизведение
без повторного восприятия того объекта,
который воспроизводится.

Собственно воспроизведение также может
быть непроизвольным и произвольным.
Воспроизведение обычно вызывается
содержанием той деятельности, которую
человек выполняет в данный момент, хотя
эта деятельность и не направлена
специально на воспроизведение (это
непроизвольное воспроизведение).

Произвольное
воспроизведение вызывается специальной
задачей припомнить какой-то материал,
которую человек ставит перед собой.
Когда материал закреплен прочно,
воспроизведение происходит легко. Когда
не удается вспомнить то, что необходимо,
приходится делать активные поиски,
преодолевая определенные трудности.
Это припоминание.

Успешность
припоминания зависит:

  1. от
    четкости и точности постановки
    репродуктивной задачи;

  2. от
    приемов припоминания;

  3. от
    степени мотивированности выполнения
    репродуктивной задачи.

Воспоминание
– это воспроизведение образов прошлого,
локализованных во времени и пространстве.

      1. Сохранение
        и забывание.

Сохранение
– процесс памяти, характеризующий
длительной удержание воспринятой
информации в скрытом состоянии.

О
сохранении можно судить только на
основании наблюдений за другими
мнемическими процессами: воспроизведением,
узнаванием. Сохранение материала в
существенной степени зависит от
организации процесса запоминания и
использования мнемических средств, а
также от мер, предупреждающих забывание.

Забывание
– процесс, характеризующийся постепенным
уменьшением возможности припоминания
и воспроизведения заученного материала.

Процесс
забывания может быть более или менее
глубоким. Забывание оказывается тем
более глубоким, чем реже включается
определенный материал в деятельность
человека. Невозможность припомнить
какой-либо материал не означает, что он
полностью забыт. Забывается конкретная
форма материала, в то время как его
содержание сохраняется.

Забывание
– явление целесообразное, так как оно
позволяет освободиться от деталей и
облегчает возможность обобщения.

Забывание
зависит от времени. Забывание особенно
интенсивно происходит сразу после
заучивания, а затем замедляется. Так,
для бессмысленных слогов Э.Эбингаузом
получена следующая закономерность:
через 30 минут после заучивания забывается
до 40% материала, на следующий день в
памяти остается 34%, через три дня — 25%, а
через 30 дней – 21%.

Временное
забывание может быть связано с действием
отрицательной индукции. Так, сильные
посторонние раздражители во время
заучивания могут усилить забывание
материала.

Забывание
может быть связано с влиянием предшествующей
деятельности (проактивное торможение)
и последующей деятельности (ретроактивное
торможение).

Забывание
может быть вызвано запредельным
торможением, которое возникает вследствие
перенапряжения корковых клеток. Этим
объясняется резкое снижение запоминания
в утомленном состоянии.

С
временным забыванием связано явление
реминесценции. Оно проявляется в том,
что отсроченное воспроизведение
оказывается более полным, чем то, которое
осуществляется сразу после запоминания.
Характерно для большого по объему
материала.

    1. Индивидуальные
      особенности памяти

Индивидуальные
особенности в памяти людей проявляются
в особенностях ее процессов, т.е. в том,
как осуществляется запоминание и
воспроизведение у разных людей, и в
особенностях содержания памяти, то есть
в том, что запоминается. Эти двоякие
изменения с разных сторон характеризуют
продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные
различия в процессах памяти выражаются
в скорости,
точности, прочности запоминания и
готовности к воспроизведению
.

Скорость
запоминания определяют числом повторений,
необходимых тому или иному человеку
для запоминания определенного объема
материала. Прочность
выражается в сохранении заданного
материала и в скорости его забывания.
Наконец, готовность
памяти

выражается в том, насколько ясно и быстро
человек может припомнить в нужный момент
то, что ему необходимо. Эти различия в
определенной мере связаны с особенностями
типов высшей нервной деятельности, с
силой и подвижностью процессов возбуждения
и торможения. Особенности высшей нервной
деятельности и связанные с ними
индивидуальные различия в процессах
памяти изменяются под влиянием условий
жизни и воспитания. Поэтому указанные
особенности памяти определяются
условиями ее воспитания и зависят в
первую очередь от того, насколько
сформированы у каждого человека
рациональные способы запоминания. Они
связаны с привычкой к точности и
аккуратности в работе, наличием
ответственного отношения к своим
обязанностям, настойчивостью в их
выполнении и т.д. Готовность памяти,
кроме того, зависит от систематичности
в приобретении и закреплении знаний.

studfiles.net

Внимание — виды, свойства, методы развития

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в  то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает  к  деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами  внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент.  Послепроизвольное внимание является самым  продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана,  каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей.  Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая  речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к  воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

psyh.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о