Викарное научение — определение термина
Термин и определение
введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления
Еще термины по предмету «Психология»
Тактика «Кнута и пряника»
тактика, используемая при расследовании преступлений, при которой один следователь, представляющийся подозреваемому общительным и приятным человеком, неожиданно заменяется другим, грубым и безжалостным
Мотив социальный
любой приобретенный мотив поведения человека в обществе
Одиозный
неприятный, нежелательный, вызывающий отрицат. отношение; напр. , одиозная личность
Похожие
- Научение
- Научения
- Удовльствие викарное
- Итеративное научение
- Законы научения
- Научение имплицитное
- Научение интенциональное
- Научение латентное
- Научение оперантное
- Научение подпороговое
- Научение условнорефлекторное
- Научение через наблюдение
- Научение эксплицитное
- Учение (научение)
- Викарные перспективные действия
- Пробы и ошибки викарные
- Научение с одной попытки (научение с единственной попытки)
- Научения полного метод (научения завершенного метод)
- Научения социального теория
- Неспособность к научению функциональная
Смотреть больше терминов
Научные статьи на тему «Викарное научение»
Дети приобретают определенный жизненный опыт, в первую очередь, через викарное научение (прямое подражание. ..
Чуть позже начинает подключаться вербальное научение в виде словесных инструкций….
происходит при использовании самых простых и эффективных средств, которые даны человеку с рождения (викарный
Статья от экспертов
Научный журнал
Creative Commons
Она представляет собой важное условие научения, приобретения знаний, развития умений и навыков….
Второй тип памяти отражает способность к научению и приобретению жизненного опыта….
воспроизводить только то, что непосредственно приобретается методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного…
научения.
Статья от экспертов
Несмотря на многочисленный выбор в современном мире игровой компьютерной продукции с обширной жанровой классификацией, подавляющая часть ее содержит такие элементы деструктивного содержания, как: сцены насилия и жестокости, латентную рекламу, пропаганду наркотиков, ненормативную лексику, расовую и религиозную дискриминацию и т. д. Подобная трансляция эмоционально-негативной информации может формировать посредством викарного научения или агрессивного прайминга, имеющих краткосрочный или пролонг…
Научный журнал
Creative Commons
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- 📝 Напиши термин
- ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек
Возможность создать свои термины в разработке
Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️
Виды научения
12. 07.2012
Существуют три вида научения, которые различаются по степени участия в них организма как целого.
1. Выработка реактивного поведения. В этом случае организм пассивно реагирует на внешние факторы.
К этому виду научения относятся:
- привыкание (габитуация) — снижение восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю. Организм как бы научается игнорировать стимул. Результатом привыкания является, например, то что повторяющийся раздражитель перестает вызывать ориентировочную реакцию.
- сенсибилизация — повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу. Сенсибилизация участвует в возникновении так называемых «неврозов ожидания» — состояний, когда ожидание повтора раздражителя делает невозможной никакую другую деятельность.
- импринтинг (запечатление) — установление связи между признаками объекта и поведенческим актом. Процесс нмпринтинга совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом) и без внешнего подкрепления.
- условный рефлекс — рефлекс (опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель), образующийся при сближении во времени первоначального индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс (наследственно закрепленную стереотипную форму реагирования на биологически значимое воздействие).
2. Выработка оперантного поведения (оперантное научение).
Если в случае реактивного поведения животный организм пассивен, то в случае оперантного (от лат. operalio — действие) — он активно взаимодействует со средой. В случае выработки оперантного поведения сперва имеет место некое действие или движение (направленное или случайное), а закрепление его будет зависеть от последствий этого действия для организма.
К оперантному научению можно отнести следующие разновидности:
а) научение путем проб и ошибок. Индивидуум, столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией, пытается разрешить ее различными способами. При этом большая часть действий носит случайный, хаотический характер и является неэффективной. Если проблема оказывается в конце концов разрешена, то в случае повторения ситуации количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер.
Чем больше количество проб, тем меньше становится число ошибок.
Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта: если действие приводит к желательному результату (решению проблемы), вероятность его повторения возрастает; если к нежелательному — снижается.
б) формирование реакций.
Общая закономерность этой разновидности научения та же, что и для предыдущей. Отличие же заключается в том, что подкрепляется не результат поведения в целом, а каждая отдельная реакция, ведущая к нужной форме поведения. Поэтому соответствующий способ обучения носит название «формирование поведения путем последовательных приближений».
в) научение путем наблюдения. Эта форма научения может осуществляться в двух формах:
- путем подражания модели;
- путем викарного научения.
Подражание — это вид научения, при котором субъект воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Следствием ранней формы научения является, в частности, перенятие ребенком от своих родителей эмоциональных реакций на некоторые ситуации или объекты.
Викарное научение (от лат. vicarius — заменяющий, замещающий) — усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения.
Викарное научение облегчается, если «модель» является «доступной», т. е. моделью является реальный знакомый или известный человек и если осуществляемое им поведение представляется возможным повторить.
3. Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т. е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование.
Ключевые слова: Научение
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Теория социального научения по Дж. Роттеру Мельник С.Н., Психология личности |
Научение у животных Карпов А.В., Общая психология |
Оперантное обусловливание Соловьева С.Л., Психотерапия |
Когнитивное научение в психотерапии Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Научение в поведенческой психотерапии Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности … |
Теория социального научения Дж. Роттера Абдурахманов Р.А., История психологии |
Механизмы научения … |
Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.Большой психологический словарь.Оглавление(3-е изд., 2002 г.) Предисловие.Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия. И кроме того, перефразируя Нодье, наш современник имеет повод сказать: «Мы живем в эпоху психологических словарей». В том, что хорошие психологические словари нужны и полезны многим и многим, вряд ли можно сомневаться. Они нужны и самим психологам (преподавателям, исследователям, практикам), и студентам, и широкому кругу специалистов из других областей человекознания, и далеко за его пределами. К тому же эти словари, смеем утверждать, отвечают непрофессиональным интересам читающей и думающей публики, для которой психологическое знание стало источником и средством удовлетворения познавательных потребностей, духовного развития, душевного равновесия. Судя по быстроте, с какой исчезают психологические словари с прилавков, они относятся к предметам, хотя и не первой необходимости, но повышенного спроса. Потребность в словаре велика еще и потому, что в нашем Отечестве первый и последний фундаментальный университетский учебник психологии был издан более 60 лет тому назад. Конечно, «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейна не утратили своей актуальности и сегодня, но все же время — вещь неумолимая. Тот же Ш. Нодье, утверждал, что «нет ничего легче, чем критиковать словарь». В общем, век словаря недолог. Старение словарей — процесс естественный и вполне позитивный. Старые словари постепенно вытесняются новыми — как правило, более полными, удобными и отражающими изменения в терминологии и содержании научного знания. Сравним новый словарь с двумя предыдущими изданиями «Психологического словаря» (1983 и 1996), из которых новый, т. е. «Большой психологический словарь», можно сказать, вырос. По общему количеству статей первые два издания отличаются друг от друга незначительно: 1051 в 1-м и 1069 во 2-м. Почти такое же соотношение соблюдается и по числу страниц. Но при более глубоком сравнении можно установить, что два издания различались весьма существенно. Дело в том, что из 1-го издания во 2-е не вошло почти 250 статей, около 100 статей были заново переписаны, и появилось 260 новых. В ходе этой рокировки были не только приобретения, но и жертвы. Например, в «отставку» ушли многие статьи по социальной психологии (76 статей). Произошло это не по злому умыслу составителей и редакторов словаря. По всей видимости, уважаемые социальные психологи не захотели видеть свои статьи в прежнем, даже отредактированном, виде, а стимулы для написания новых статей оказались неэффективными. Новый словарь существенно отличается от двух предыдущих. Прежде всего, возросло общее количество статей (теперь их более 1600), объем словаря вырос вдвое, словарь стал тяжелее и дороже. Компенсированы тематические потери 2-го издания, причем следует подчеркнуть, что сделано это не за счет 1-го издания — все добавления представляют собой оригинальные тексты. При всем при этом мы отлично осознаем, что словарь еще далеко не полный. Кроме того, радикальным изменениям подверглась структура статей словаря, благодаря чему можно говорить о совершенно новой его концепции. Во-первых, мы решили преодолеть традицию обезличенных текстов и попытались там, где это было возможно и целесообразно, указать авторов статей. Разумеется, нет необходимости подписывать мелкие статьи, которые раскрывают значение давно вошедших в научный язык вспомогательных терминов. Однако к нашему глубокому сожалению, в ряде случаев остались без подписи статьи крупные, проблемные, отражающие авторский труд по анализу, обзору и понятному изложению научного знания. Речь идет о части статей, которые мы сохранили из 1-го издания, но установить авторство которых не удалось (увы, «иных уж нет, а те далече»). Во-вторых, многие из читателей, имеющих дело с психологической литературой на английском языке и, что еще вероятнее, читающих переводную литературу, а тем более переводчики положительно оценят то, что для большинства терминов указаны английские эквиваленты, а нередко даны и прямые рекомендации о том, как переводить на русский язык тот или иной иностранный термин. Эта информация будет также полезна студентам-психологам в процессе изучения ими английской психологической лексики. Мы надеемся, что таким образом наш словарь поможет очистить язык отечественной науки от массы ненужных неологизмов, придуманных переводчиками, которые не имеют необходимого знания психологии и ее языка. В-третьих, заново разработана и тщательно выверена система перекрестных ссылок между статьями. Это дает возможность читателю получить при желании огромную дополнительную информацию по каждому вопросу, а также найти в словаре значительно больше понятий и терминов, чем существует самих статей. В-четвертых, возможно, для многих покажется необычным и оригинальным то, что некоторые статьи имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами. На самом деле, эта вполне корректная и уважительная по отношению к авторам первоначальных статей форма совершенствования их содержания, в сущности, восстанавливает традицию фундаментальных словарей типа Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. Наконец, немаловажное преобразование следует отметить в идеологическом раскрепощении тематики и смыслового содержания статей, отражающем ситуацию в современной отечественной и мировой психологии. Лучше всего эту особенность иллюстрирует следующая тенденция. В издании «Психологического словаря» 1983 г. объем статьи «Рефлекс» вдвое превышала объем статьи «Психика», в издании 1996 г. это соотношение изменено в пользу «Психики», в новом словаре появились такие статьи, как «Душа» и «Дух». Создание словаря любой живой науки — задача в высшей степени неблагодарная. Полученный результат всегда уязвим для критики. С точки зрения работающего исследователя, какие-то термины уже утратили первоначальный смысл, какие-то не имеют прямого отношения к психологии, какие-то значимые для читателя термины странным образом выпали из поля зрения составителей, наконец, каким-то терминам дана неадекватная, а то и ложная интерпретация. Авторы, редакторы и издатели, конечно, примут подобную критику и претензии. Надеемся, что некоторым оправданием может служить наше желание скорее удовлетворить давно назревшую потребность в Большом психологическом словаре. При этом мы исходили из мудрого правила: «Лучшее — враг хорошего». Конечно, можно было бы пойти по «большому кругу» и начать создавать словарь заново. Но это надолго задержало бы его выход в свет. Поэтому мы пошли по пути дальнейшей переработки и дополнения достаточно хорошего словаря, в адрес которого не высказывалось суровых оценок. Немного об истории 1-го издания. Психологический словарь впервые был издан в 1983 г. Инициатива его создания принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову1 (1894-1980), который в 1960-е гг. организовал небольшую группу энтузиастов во главе с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893-1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним продолжалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых Б. М. Теплов, П. А. Шеварев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др. , не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 1960-1970-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной. Второе издание (1996) и нынешнее были существенно дополнены и переработаны как здравствующими авторами первого издания, так и новыми. При редактировании сняты считавшиеся когда-то незыблемыми, но оказавшиеся вполне ситуативными идеологические штампы, чрезмерное восхваление советской науки, которое и тогда уже выглядело довольно комичным, тем более что реальные достижения отечественной науки в нем не нуждались. А такие достижения действительно имелись, и было их не так уж мало. Во всяком случае за годы так называемой перестройки принципиально нового и сравнимого по значимости с результатами, полученными в научных школах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, В. А. Вагнера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, Г. С. Костюка, С. В. Кравкова, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинской, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, Г. И. Челпанова, Г. Г. Шпета, Д. Г. Элькина, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, практически нет. Этим наследием опасно пренебрегать. Ветви без корней чахнут. Память дана, чтобы помнить, в том числе и о том, в какое время жили и творили названные ученые. Они создали свою эпоху в развитии отечественной психологии, которая продолжается, правда, не в коллективном сознании психологии, а в индивидуальном. Может быть, это и неплохо. Стадный инстинкт в науке губителен. Вопреки представлениям А. Н. Леонтьева, психология развивается не в ствол, а в куст. Возникли многие новые точки приложения ее усилий, академическая психология ушла в тень, наступила «методологическая передышка», исчезли «концептоманы» и «психодигматики», теоретические изыски оказались не в чести. Прошла пора, когда «каждый сам себе Выготский», как заметила как-то Б. В. Зейгарник. И вместе со всем этим появилось новое разнообразие, которое делает психологию более устойчивой, чем прежде. Отметим также, что при создании «Большого психологического словаря», особенно при составлении его словника и редактировании дефиниций, мы опирались и на другие словари, энциклопедии, не говоря уже о многих научных работах. В этом плане справедливо будет отметить тот факт, что одним из двух авторов первого отечественного психологического словаря был ученый, который не нуждается в особом представлении — Л. С. Выготский. «Психологический словарь» Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского (М., 1931), хоть и мал по объему, но содержит на удивление много терминов, которых мы не найдем в последующих отечественных словарях, во всяком случае, советского времени. В их числе: «амок», «антропология», «антропометрия», «бастард», «биопсихология», «буриданов осел», «вменение», «возвышенное», «вчувствование», «гашиш», «генеалогия», «геопсихические явления», «глоссолалия», «закон психологической запруды», «золотое сечение», «идеография», «инцест», «кастрация», «культ», «люстрация», «магия», «манизм», «мантика», «метапсихология», «моногамия», «оккультизм», «оргазм», «полиандрия», «полигамия», «сага», «садизм», «содомия», «спиритизм», «стигматы», «табу», «талисман», «татуировка», «телепатия», «тотемизм», «фаллический культ», «фольклор», «эротический», «этнология». Приведенный список, как и весь словник данного словаря, высвечивает круг интересов его авторов и зону ближайшего развития их работы в психологии. Очевидно, в этом словаре отразился междисциплинарный кругозор культурно-исторической психологии, развитие которой оборвалось так же преждевременно, как и жизни обоих авторов словаря. В предисловии к своему словарю Л. С. Выготский дал весьма точную и честную оценку психологической терминологии своего времени, которая, несмотря на титанические усилия и ухищрения нескольких поколений психологов, актуальна и сегодня: «Язык нашей науки ближе к житейско-практической, приблизительной, чем к математически точной, терминированной речи», «…двусмысленность, смутность в употреблении психологической терминологии дают себя еще знать как наследие житейского языка» (1931, с. 7). Более подробно свои методологические взгляды о научной терминологии и состоянии психологического языка Л. С. Выготский изложил в работе «Исторический смысл психологического кризиса» (Собр. соч., т. 1). Признаемся, что мы не устояли перед соблазном включить несколько статей из этого словаря, с высокой вероятностью написанных самим Л. С. Выготским, в наш словарь. Во многом это сделано чисто символически, поскольку прямо или косвенно, но в огромной степени новый словарь восходит к идеям и работам этого замечательного отечественного психолога. Из зарубежных словарей, которые были полезны в нашей работе, следует отметить Dictionary of Behavioral Science. Compiled and edited by Benjamin B. Wolman (L., N. Y., Stuttgart, Macmillan et al., 1973) и особенно словарь Артура Ребера (Reber A. S. The Pinguin Dictionary of Psychology. Pinguin Books, 1995). Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко Каталог: olderfiles Скачать 6,32 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Теория заместительного обучения и как использовать ее в электронном обучении
При приеме на работу новых сотрудников, переобучении старых новым методам или внедрении новых политик использование теории косвенного обучения при создании презентаций, уроков и других обучающих инструментов для электронного обучения приведет к большее удержание и понимание учениками. Давайте углубимся в то, почему это так.
Что такое заместительная теория обучения?
Теория заместительного обучения утверждает, что человек может успешно учиться к наблюдая действие другого человека, понимая причину успеха или неудачи этого человека, а затем воображая, что они следуют правильному курсу действий, без необходимости выполнять действие самостоятельно. Удобный способ запомнить это — аббревиатура OUI (особенно если вы говорите по-французски). Другое определение заместительного обучения : обучение через наблюдение и умственное усилие.
Разница между альтернативным обучением и обучением с наблюдением
Важно понимать, что теория замещающего обучения имеет еще две части помимо «наблюдательной» части процесса (U и I в OUI). Теория заместительного обучения в значительной степени опирается на способность учащегося визуализировать себя, выполняющего действие, и знать , почему действие, которое они воображают, является правильным курсом действий. Хотя есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что простое наблюдение за тем, как другой человек выполняет какое-либо действие, может научить наблюдателя, показатели успеха резко возрастают, когда в процесс вовлекается и разум.
Исследования, проведенные социологами, такими как Альберт Бандура, и студентами, изучающими теорию социального обучения, показали, что учащемуся легче внедрить OUI, если человек, за которым он наблюдает, похож на него по возрасту, полу, внешности или акценту. Имейте это в виду, если вы планируете реализовать теорию заместительного обучения; механик хочет учиться у кого-то, кто выглядит как механик, а не у того, кто выглядит так, будто работает на Уолл-стрит.
Примеры заместительного обучения в реальном мире
Вы, вероятно, знаете, насколько эффективна теория замещающего обучения, если вы когда-нибудь пытались научить группу людей настольной игре, в которую они никогда не играли. Самый эффективный способ быстро обучить всю группу (чтобы сократить время, затрачиваемое на игру, а не на обучение) — это продемонстрировать, как работает игра, пока другие смотрят. Пока они смотрят, вы предлагаете им представить свои собственные стратегии игры, как они хотят держать карты или игровые фишки, как они будут чувствовать себя, перемещая жетон и делая успешный ход. Вы могли бы продемонстрировать стратегию для определенной карты или фигуры, возможно, ввести ответный ход, а затем завершить свой ход.
Этот «тренировочный раунд» перед началом настоящей игры работает очень хорошо благодаря теории косвенного обучения: игроки получают столько же от наблюдения и использования своего ума, сколько и от игры вслепую и обучения на ходу.
В корпоративной среде теория косвенного обучения выглядит следующим образом: вместо того, чтобы тратить десять минут на обучение каждого человека в классе работе с новой машиной, вы можете обучать одного человека на глазах у других, полагаясь на их метакогнитивные способности. возможность OUI, даже если их руки бездействуют. Имейте в виду, что для того, чтобы быть максимально эффективным в этой ситуации, инструктор должен вовлечь других студентов, попросив их завершить процесс OUI, представляя, что они делают это действие, и объясняя, почему оно было успешным.
Как использовать теорию альтернативного обучения в электронном обучении
Теория альтернативного обучения процветает в среде электронного обучения, поскольку она расширяет возможности существующих инструментов, обычно используемых при цифровом обучении. Например: демонстрационные видеоролики, вместо того чтобы полагаться только на «наблюдательную» часть OUI, могут быть изменены, чтобы включать мыслительные упражнения и примеры, в которых зритель мысленно переносит себя в ситуацию, которую он наблюдает. После этого проведите короткую сессию вопросов и ответов (вживую или в симуляции), где учащийся объяснит, какой, по его мнению, мыслительный процесс привел к успеху, и вы начнете видеть, в чем заключаются преимущества.
Электронное обучение также выигрывает от теории замещающего обучения, поскольку успешный курс электронного обучения в значительной степени зависит от преподавателя. Вот как использовать OUI и теорию заместительного обучения в вашем собственном курсе электронного обучения.
В этом примере представьте, что вы используете обучающее видео, чтобы научить сотрудника пользоваться новой машиной в автомобильном магазине. Чтобы помочь учащемуся достичь успешного OUI, на экране присутствует рассказчик, который выглядит как человек, который знает, как работает такая машина. Возможно, у них на руках жир, а на лице пятно грязи. Это явно кто-то, кто здесь работает; и они знают, о чем говорят.
Этот рассказчик кладет руки на машину и описывает свои ощущения от нее. Шар из холодной стали на конце рычага, глянцевая текстура кнопки запуска; удовлетворительный щелчок, когда рычаг правильно вставлен на место. Сосредоточение внимания на тактильных деталях помогает повысить шансы учащегося на успешный OUI. Они могут наблюдать и слышать (в конце концов, это видео), но добавление элементов других органов чувств может значительно улучшить способность ученика представить себя в той же ситуации.
Итак: видео показывает рассказчика, как он правильно настраивает машину и заставляет ее выполнять свою функцию, описывая все время, каково это, чтобы все было правильно, вибрация ручки, когда шестерни установлены правильно, запах свежесрезанного металла в воздухе. Все эти элементы помогают воображению зрителя, позволяя ему более успешно работать с OUI.
Увидев, как машина настраивается и успешно используется, рассказчик отступает и передает бразды правления новому персонажу. Этот новый персонаж — «стажер», и он также может выглядеть как человек, работающий в автомобильном магазине, но менее заслуживающий доверия. Возможно, они ведут себя дерзко или нервничают, или носят одежду, которую обычный автомобильный профессионал не носил бы.
Затем ученик увидит, как стажер делает неправильный выбор, что приводит к неприятному скрежету вместо приятного щелчка рычага или к запаху горящего пластика вместо запаха свежескошенного металла. Здесь важно показать, что учащийся совершает ошибки, потому что это также помогает учащемуся наблюдать за своим циклом OUI. Учащийся получает возможность мысленно поправить стажера, наблюдая за тем, как тот совершает ошибку, создавая полный OUI.
В конце видео дайте ученику возможность объяснить, что он сделал не так. Это укрепляет правильный выбор и помогает закрепить обучение в сознании студента.
Когда теория косвенного обучения является неправильным выбором?
Ученики, которые борются со своим воображением, а также те, у кого низкая уверенность в себе, как правило, менее успешны в замещающем обучении. Если по какой-либо причине ваш ученик не может представить себе, что он преуспевает в выполнении задания, или он не может понять обоснование показанного выбора, он не сможет завершить цикл OUI и получит меньше пользы. Не нет выгода; наблюдательное обучение все еще имеет место; это просто менее эффективно, чем полный OUI.
5 способов использовать альтернативное обучение в вашем бизнесе
Источник изображения: Getty Images
Замещающее обучение — это органичный способ научить ваших сотрудников новым и улучшенным навыкам. Узнайте, как вы можете улучшить свой малый бизнес и удержать сотрудников, используя эту стратегию.
Большую часть своей жизни я был случайным путешественником, поэтому я никогда не задумывался о том, как дополнительная информация об этом занятии может повлиять на мой опыт.
Однако, когда я решил принять участие в соревновании под названием Smokies 900, которое включает в себя прогулку по всем тропам в Национальном парке Грейт-Смоки-Маунтинс (примерно 900 миль), я обнаружил, что просматриваю онлайн-форумы для любителей пеших прогулок, следя за местными туристами в социальных сетях. средства массовой информации, а также беседы с людьми, которых я встретил в походных группах, об их собственном опыте решения этой задачи. Благодаря этому косвенному обучению я начал улучшать свои приключения на свежем воздухе и преодолевать более высокие ежедневные пробеги.
Истории, советы по тропам, фотографии и другой контент, который я почерпнул от друзей-путешественников, заставили меня сменить обувь на непромокаемые кроссовки, которые легче стекают во время походов с пересечением нескольких рек.
Я также добавлял электролиты в свою бутылку с водой, чтобы придать бодрости при ходьбе в жаркие и влажные дни. Я наметил маршруты для похода, основываясь на толпе, пробках, погоде, сезонах полевых цветов и различных других лакомых кусочках, которые я узнал от других, знакомых с парком.
Замещающее обучение является важным инструментом как в личной, так и в профессиональной жизни. Благодаря тому, что я учился у других путешественников в Смоки-Маунтин, у меня было снаряжение и упорство для более чем 15 водных переходов по тропе Игл-Крик. Источник изображения: Автор
Замещающее обучение — это стратегия, которую мы начинаем практиковать с момента рождения и обращаемся к нашим опекунам за подсказками, как путешествовать по дивному новому миру. Мы продолжаем использовать его в нашей личной и профессиональной жизни. Эта естественная склонность также является подходом, который малые предприятия могут использовать для повышения производительности и удовлетворенности персонала.
Обзор: Что такое заместительное обучение?
Заместительное обучение — это процесс, в котором люди учатся из косвенных источников, например, слушая или видя, что что-то происходит, сопереживая рассказу другого человека или читая о том, как другая компания справилась с задачей. Это отличается от практического обучения, когда люди получают прямые инструкции по конкретной теме.
Вспомогательное наблюдение позволяет нам обрабатывать окружающую среду таким образом, что учит нас, как реагировать на подобные события. Мы видим или слышим, как другой человек справляется с ситуацией, и помним об этом, когда сталкиваемся с тем же сценарием.
Однако это косвенное обусловливание немного отличается от обучения через наблюдение. Основное различие между вспомогательным обусловливанием и обучением с наблюдением заключается в том, что обучение с наблюдением требует визуального обучения, которое фокусируется на четкой цели, работая в живой или записанной ситуации.
С другой стороны, заместительное обучение может использовать множество различных чувств и стилей обучения и сосредоточено на получении опыта из опыта других людей.
Примеры замещающего обучения
Вполне вероятно, что вы сталкиваетесь с замещающим обучением в своей повседневной жизни, даже не осознавая этого. Общие примеры заместительного обучения встречаются как в профессиональной, так и в личной среде.
1. Чтение рассказа о чьем-то опыте
Чтение воспоминаний — это форма замещающего обучения. Читая чью-то историю жизни, вы можете извлечь уроки о том, как они преодолевали различные трудности, чтобы достичь того, что они имеют сегодня. Усвоив часть полученной ими мудрости, вы научитесь справляться с подобными ситуациями, если они возникнут в вашей собственной жизни.
Если смотреть с точки зрения бизнеса, вы можете прочитать, как компании решали проблемы с удержанием персонала или снижали уровень дефектов своей продукции. Чтение историй о том, как работают другие компании, поможет вам понять, как вы можете управлять своим бизнесом.
2. Наблюдение за тем, как коллега взаимодействует с новым покупателем
Допустим, это ваш первый день в торговом зале местного книжного магазина. Подходит покупатель и спрашивает вашего коллегу, есть ли у вас в наличии определенная книга. Вы наблюдаете, как ваш коллега ищет книгу в базе данных вашего магазина. Когда она узнает, что в вашем магазине в настоящее время нет в наличии этой книги, вы слушаете, как она объясняет покупателю, как она может заказать ее, сколько времени займет доставка и как она ценит клиентов, поддерживающих независимые книжные магазины.
Слушая и наблюдая за своим коллегой, вы косвенно учитесь, как взаимодействовать с будущими покупателями и размещать заказы на книги, которых сейчас нет в наличии.
3. Просмотр видео на актуальную тему
Сегодня в Интернете полно обучающих видеороликов практически по всем известным темам. Люди с определенными навыками могут создавать короткие учебные пособия, демонстрирующие, как они выполняют различные задачи, и делиться своими советами и рекомендациями по эффективному и результативному выполнению этих задач.
Просмотр этих видеороликов является примером косвенного обучения, поскольку вы наблюдаете за чужим опытом выполнения задачи, которая вам менее знакома. Возможно, вы недавно увлеклись повальным увлечением колбасной доской, и теперь, благодаря различным влиятельным лицам в Интернете, вы научились идеально отображать выбранные закуски на вкусной доске из оливкового дерева. Это заместительное обучение в лучшем виде.
4. Посещение собрания совета директоров
Присутствие на собраниях совета директоров или других презентациях компании, выходящих за рамки ваших обычных повседневных обязанностей, — это еще один способ получить опыт замещающего обучения.
Это может быть особенно полезно для стажеров, которые присоединяются к организациям, чтобы узнать как можно больше о возможностях карьерного роста в этой области. Хотя в настоящее время они могут быть не на том руководящем уровне при поиске работы, они могут многое узнать о том, как работают компании и как выглядят роли сотрудников высшего звена, посещая и наблюдая за этими мероприятиями.
5. Разговор с клиентом об его опыте
Замещающее обучение происходит не только внутри организаций. Есть также примеры косвенного обучения из внешних источников, которые имеют отношение к вашей компании. Используя предыдущий сценарий независимого книжного магазина, предположим, что тот же покупатель возвращается позже, чтобы забрать заказанную книгу.
Вы спрашиваете их, каков их опыт в этом процессе, и они рассказывают вам, как они были сбиты с толку, когда книга действительно появилась, и заходили пару раз, потому что им так и не позвонили по этому поводу.
В этом сценарии, слушая клиента, вы узнаете, каково это быть на его стороне в сделке, что может помочь вам лучше понять, как вы можете улучшить ситуацию с точки зрения бизнеса.
Как внедрить альтернативное обучение в свой бизнес
Хотя может показаться, что замещающее обучение происходит само собой, существует множество способов, с помощью которых малые предприятия могут создать рабочую среду, активную в том, что касается замещающего обучения. Выполняя определенные шаги, вы можете обеспечить, чтобы ваши сотрудники находили время и пространство для обучения друг друга.
1. Предлагайте возможности для скрытия различных ролей
Организации из разных секторов должны знать о пресловутой разрозненности. Сотрудникам легко попасть в определенную роль и упустить из виду, как их работа вписывается в общую картину. Ваш бизнес может продвигать культуру альтернативного обучения, предлагая сотрудникам всех уровней возможность занимать различные должности в вашей компании.
Старшие сотрудники могут узнать, как работают сотрудники начального уровня и какие у них есть идеи по улучшению процессов. Сотрудники отдела кадров могут следить за персоналом проекта, чтобы в режиме реального времени больше узнать о культуре компании.
2. Разработка системы управления знаниями
Создание базы данных в вашей организации для взаимного обучения — это простой способ сделать замещающее обучение центром вашей деятельности. По мере того, как сотрудники узнают о новых процессах, публикуют работы, которые сообщают о целях вашего бизнеса, или проводят презентации с советами по повышению производительности, сохраняйте эти материалы в системе управления знаниями, чтобы будущие сотрудники могли продолжать пользоваться ими.
Это действует как собственная внутренняя библиотека вашего бизнеса с очень важными ресурсами, из которых каждый может учиться.
Управление знаниями — это процесс сбора того, что ваши сотрудники узнают о культуре, процессах, продуктах и производительности вашей компании, и обеспечения доступности этой информации для всей вашей команды. Источник изображения: Author
3. Создание профессиональных сообществ
Отличный способ поощрения вовлеченности сотрудников и реализации дополнительных возможностей обучения в вашей организации — это создание профессиональных сообществ.
Сообщества практиков — это группы сотрудников, которые разделяют схожий интерес к определенной теме или навыку и периодически собираются, чтобы узнать друг у друга о том, как углубить свои знания в этой области. Это возможность пообщаться как коллеги и узнать что-то новое.
Допустим, вы управляете небольшой консалтинговой фирмой. Около дюжины сотрудников проявляют большой интерес к дизайну и коммуникационным стратегиям. Они образуют сообщество практиков, чтобы узнавать друг у друга о последних передовых методах создания инфографики, о том, как использовать различные типы программного обеспечения для дизайна, о методах создания модулей обучения для взрослых и о других связанных навыках. Благодаря этому замещающему обучению они смогут предоставлять более точные отчеты вашим клиентам.
4. Создать программу наставничества
Обучение и развитие осуществляются в различных формах. Новые сотрудники обычно проходят ускоренный курс обучения своим ролям в новых компаниях и имеют справочники для сотрудников, на которые они могут ссылаться. Они также многому учатся, выполняя практические задания, почувствовав свой рабочий процесс. Тем не менее, косвенное моделирование — это способ лучше персонализировать знакомство с вашей компанией и стимулировать продолжение обучения после того, как эта фаза ориентации прошла.
Создание программы наставничества в вашей организации вплетает замещающее обучение в текущие отношения сотрудников. Когда у новых сотрудников возникают вопросы, у них есть кто-то, к кому они могут обратиться за советом. На опыте этого наставника они могут научиться тому, как интегрироваться в культуру вашей компании, искать возможности работы, в которые они будут вносить свой лучший вклад, и углублять свои знания в этой области.
5. Подкрепляйте подменное обучение через признание
Чтобы ваши усилия подменного обучения процветали и стали естественной постоянной частью культуры вашего бизнеса, важно подкреплять эти события по мере их возникновения.
Примером косвенного подкрепления может быть случай, когда новый сотрудник вызвался провести презентацию по обмену навыками во время обеда, потому что он увидел, как его коллегу похвалили за ее ценную презентацию в предыдущем месяце, и хотел внести свой вклад в эту культуру обучения.
Обязательно отмечайте усилия ваших сотрудников, когда они делятся своими знаниями и навыками, чтобы укрепить культуру на рабочем месте, основанную на замещающем обучении.
Используйте замещающее обучение для улучшения операций и повышения удовлетворенности сотрудников вашего малого бизнеса
Замещающее обучение помогает всем добиться успеха. Он может выявить те части вашей деятельности, которые нуждаются в улучшении, повысить уровень удержания сотрудников за счет повышения удовлетворенности работой и поощрить любопытство сотрудников, что приводит к инновациям.
Будь то в офисе или в путешествии, альтернативное обучение повышает опыт других, чтобы создать успешные результаты для аналогичных будущих сценариев.
Подобранные экспертами кредитные карты для бизнеса с богатыми вознаграждениями и привилегиями
Кэшбэк, вознаграждения за поездки, начальное финансирование под 0% годовых: все это может стать отличными привилегиями кредитных карт для владельцев бизнеса. Но как найти подходящую кредитную карту для бизнеса? Сегодня на рынке множество предложений, и просеивание их, чтобы найти подходящее, может стать большой проблемой. Итак, мы проделали тяжелую работу за вас.
Начните работу с одной из наших лучших кредитных карт 2022 года сегодня .
Замещающее обучение и примеры
| Важность заместительного обучения | Как происходит заместительное обучение | Примеры | Заместительное обучение в воспитании детей |
Что такое замещающее обучение
Замещающее обучение — это обучение посредством наблюдения за опытом другого человека без непосредственного выполнения изученного поведения 1 .
Люди способны учиться новому поведению на собственном опыте или наблюдая за поведением и последствиями других.
Непосредственный опыт — более рудиментарная форма метода обучения, в основном основанная на наградах и наказаниях, следующих за действием.
Однако большую часть знаний мы получаем, не испытывая их напрямую.
Младенцы учатся прощаться или посылать воздушные поцелуи, подражая своим родителям. Малыши изучают язык, слушая разговоры. Затем они перенимают более сложное поведение и убеждения, такие как социальный этикет или гендерные ожидания, потому что «это то, что люди обычно делают».
Этот опыт обучения называется замещающим обучением, также известным как наблюдательное обучение и имитационное обучение.
При заместительном обучении учащийся внимательно наблюдает за поведением модели, запоминает наблюдаемые действия, а затем имитирует их 2 .
Важность заместительного обучения
Обучение без непосредственного опыта позволяет людям приобретать знания без необходимости выстраивать поведение путем утомительных проб и ошибок. Это также позволяет нам избегать опасности, не испытывая ее непосредственно.
Подростку не обязательно попадать в аварию, чтобы знать об опасности вождения в нетрезвом виде; новостного репортажа достаточно, чтобы понять суть дела.
Замещающее обучение передает верования, традиции, этикет и нормы сообщества. Дети растут с пониманием того, что правильно и что неправильно, и что приемлемо в культурном отношении.
Например, дети знают, что не могут выходить на улицу без одежды.
Использование этого типа обучения может помочь формальному обучению без присутствия ситуаций социального обучения.
Как происходит замещающее обучение
Приобретение и изменение человеческого поведения во многом зависит от замещающего обучения.
Несмотря на наличие простых ярлыков, таких как имитация, копирование и сопоставление, Теория социального обучения предполагает, что это сложный процесс, включающий несколько подпроцессов 3 :
Внимание
Первый шаг – обратить внимание.
Люди не обязательно усваивают все модели поведения, которые видят. Простое знакомство с моделью не гарантирует, что человек обратит на нее пристальное внимание, выберет наиболее важные характеристики из множества ее атрибутов и точно воспримет эти аспекты.
Если человек не может распознать основные черты поведения модели, он не сможет многому научиться из косвенного наблюдения.
В этом подпроцессе важна идентификация 4 .
Люди с большей вероятностью будут обращать внимание и подражать поведению кого-то, с кем они могут себя идентифицировать и общаться.
Мы видим силу взаимного обучения и в нашей повседневной жизни. Подростки чаще подражают своим сверстникам, чем историческим образцам для подражания, о которых они читали в школе.
Удержание
Заметив это, человек должен уметь помнить. Чтобы воспроизвести действия модели, у них должна присутствовать символическая форма поведения.
Люди, которые мысленно репетируют или фактически выполняют смоделированное поведение, с большей вероятностью сохранят информацию 5 .
Моторное воспроизведение
После концентрации внимания и сохранения моделей поведения человек должен координировать различные действия в правильной последовательности, чтобы выполнять их физически и вносить коррективы на основе прямой обратной связи.
Подкрепление и мотивация
Наконец, чтобы активировать обучение, у человека должно быть стремление повторить поведение.
Мотивация к повторению модели поведения зависит от сходства модели, восприятия наблюдателем своей способности выполнять ее, а также связанных с ней вознаграждений и наказаний 6 .
Например, в 1961 году Бандура провел знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
Детям показывали видеоролики, на которых взрослые агрессивно ведут себя по отношению к куклам. В одной группе взрослых впоследствии наказывали, а в другой — награждали. Группа, наблюдавшая поощрение агрессии, позже вела себя более агрессивно по отношению к куклам, чем группа, наблюдавшая наказание за агрессию. Несмотря на то, что детей не поощряли и не наказывали напрямую, поведение детей подкреплялось опосредованно 7,8 .
Таким образом, наблюдательное обучение может быть подкреплено косвенным подкреплением.
Примеры замещающего обучения
Вот несколько примеров замещающего обучения из нашей повседневной жизни.
Видеоуроки и обучение
Вы можете научиться всем видам повседневных задач, от выпечки торта до восстановления террасы на заднем дворе, из демонстрационных видеороликов на таких платформах, как YouTube, TikTok и Udemy.
Видеозаписи предоставляют учащимся прямые инструкции о том, как выполнять эти практические задания.
Люди, у которых есть визуальный стиль обучения или которые выросли, просматривая видеоконтент вместо чтения книг, могут извлечь наибольшую пользу из этих типов обучения 9 .
Наставничество
Программа наставничества «Старшие братья» «Старшие сестры» — это отличный способ замещающего обучения.
Программа объединяет более опытного пожилого человека с более молодым участником, чтобы младший мог учиться на опыте старшего.
Это дает младшим ученикам уникальную возможность учиться на опыте пожилых людей по темам, которые не преподаются в традиционных классах. Более того, они могут учиться на ошибках пожилых людей, не совершая их самим.
Дети наблюдают за родителями
Наблюдая за своими родителями, дети учатся с самого рождения. Они наблюдают за действиями, реакциями и последствиями своих родителей, чтобы учиться у них.
Замещающее обучение воспитанию детей
Родители, без сомнения, являются первым образцом для подражания для своих детей. С момента рождения ребенок постоянно учится и наблюдает за своими родителями.
Замещающее обучение служит напоминанием родителям о том, что среда обучения их ребенка выходит за рамки школы.
Будьте образцом для подражания для своего ребенка
Для родителей важно подавать хороший пример своим детям и помогать формировать их поведение, отношение, ценности и эмоциональное развитие.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал книги, читайте книги всей семьей.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был добрым и вежливым с другими, следите за тем, как вы разговариваете с ним и другими людьми.
Построение хороших отношений между родителями и детьми
Поскольку заместительное обучение включает в себя несколько когнитивных процессов, простое предоставление модели, даже заметной, не приведет к автоматическому формированию усвоенного поведения у детей.
Ваш ребенок должен быть внимательным и мотивированным, чтобы учиться тому, чему вы хотите его научить.
Построение хороших детско-родительских отношений с ними — лучший способ мотивировать их, поскольку родство — мощный мотиватор 10 .
Ваш ребенок с большей готовностью воспримет положительное поведение, когда почувствует связь с вами.
Помните о влиянии сверстников
Подростки часто чувствуют себя ближе к своим сверстникам, чем к родителям 11 . Ассоциация с группой сверстников является одним из факторов, которые могут повлиять на их многочисленные результаты 12 .
Участие в девиантных группах сверстников также является фактором риска правонарушений среди подростков, согласно исследованиям.
Поэтому внимательно следите за кругом общения вашего ребенка, но не навязчиво. Если вас беспокоит их влияние, поговорите с ними. Если у вас с ними близкие отношения, вам будет легче заставить их слушать вас.
Ссылки
1.
Робертс Д. Викариозное обучение: обзор литературы. Обучение медсестер на практике . Опубликовано в Интернете в январе 2010 г .: 13–16. doi:10.1016/j.nepr.2009.01.017
2.
Майерс К.Г. Совместное замещающее обучение: к реляционной теории замещающего обучения в организациях. АМР . Опубликовано в Интернете в октябре 2018 г .: 610–634. doi: 10.5465/amr.2016.0202
3.
Джоя Д.А., Манц CC. Связь познания и поведения: интерпретация заместительного обучения при обработке сценариев. АМР . Опубликовано в Интернете, июль 1985 г .: 527–539. doi:10.5465/amr.1985.4278987
4.
Бандура А., Бланшар Э.Б., Риттер Б. Относительная эффективность методов десенсибилизации и моделирования для стимулирования поведенческих, аффективных и установочных изменений. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1969: 173-199. дои: 10.1037/h0028276
5.
Кэрролл В.Р., Бандура А. Роль синхронизации визуального мониторинга и моторной репетиции в обучении паттернам действий под наблюдением. Журнал моторного поведения . Опубликовано в Интернете в сентябре 1985 г .: 269–281. дои: 10.1080/00222895.1985.10735349
6.
Фокс Дж., Бейленсон Дж.Н. Виртуальное самомоделирование: влияние косвенного подкрепления и идентификации на поведение при выполнении упражнений. Медиапсихология . Опубликовано в Интернете 26 февраля 2009 г.: 1-25. дои: 10.1080/15213260802669474
7.
Бандура А. Влияние условий подкрепления моделей на приобретение подражательных ответов. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете, июнь 1965 г .: 589–595. дои: 10.1037/h0022070
8.
Фрайлинг М.Дж., Джонстон С., Хейс Л.Дж. Понимание наблюдательного обучения: межповеденческий подход.