3.4. Акмеология . Психология. Основные отрасли
Акмеология (от аkme – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия – от греческого lоgos – учение), наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «акмеология» ввел в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.
Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии – профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии – объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, – с другой.
Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.
Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.
Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В. Кузьминой).
Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.
Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему.
Ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.
Фундаментальная (базовая) акмеология – новая междисциплинарная наука, интегрирующая знания философии, психологии, математики, педагогики и других наук, ведущих к вершинам познания и достижения результата в каждой из них. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии – «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека.
В психологии предметом исследований были виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л. Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву), но никогда не рассматривался конечный результат – продукт труда.
В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.
Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный аспект – на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект – на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект – на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.
Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная акмеология акмеология образования, педагогическая и другие.
Возникновение прикладной акмеологии было обусловлено поиском путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования, как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим.
Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.
В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.
Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.
В настоящий период активно формируются методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разрабатываются практически ориентированные акмеологические технологии, которые призваны встроить акмеологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.
Акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.
Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.
Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.
Технологическая ориентация – это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.).
Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.
В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств можно признать методологические принципы: оперирование философскими категориями и научными понятиями; выделение объектов и разработка предмета и стратегий исследования; анализ феноменологии и синтеза знаний о ней; построение концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирическая верификация; проведение экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных; осуществление их акмеологической интерпретации и создание технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.
Кроме того, философия задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.
Акмеология также тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом в экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда – основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий – деятельности, профессионализма, организации и управления.
Ближайшая к акмеологии, естественно, – психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того, что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п.).
Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека. С этой точки зрения, основной системой психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.
Акмеология.
Акмеология (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — философский раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития.
Критика
Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных» дисциплин, как синергетика, имиджеология, акмеология, соционика, связывая это с общим кризисом высшего образования на постсоветском пространстве и в особенности с изолированностью постсоветской традиции социального знания от мировой науки и результирующей нехваткой взаимной критики концепций в этой области.
Краткая история формирования акмеологии в России
- 1928 г. — Н. А. Рыбников предложил термин «акмеология», как науки «… о развитии зрелых людей».
- середина XX века — Б. Г. Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке.
- 90-е гг. XX века под руководством А. А. Деркача и А. А. Бодалева создана первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
- 1992 г.
- по инициативе д.пс.н. Н. В. Кузьминой, д.пс.н. А. А. Деркача и д.пс.н. А. М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».
- Вышла книга М. Тартаковского «Акмеология».
- 1995 г. — по инициативе д. пс. н. А. М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия, ныне — Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.
Согласно паспорту специальности ВАК, акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук.
Направления акмеологии
- Профессиональная акмеология , в рамках которой выделены следующие направления:
- Педагогическая акмеология;
- Военная акмеология;
- Социальная акмеология;
- Школьная акмеология;
- Медицинская акмеология.
Научные журналы
- Российский научно-практический журнал «Акмеология», издаваемый РАГС.
- Журнал «Акмеология образования», издаваемый Костромским государственным университетом имени Н. А. Некрасова.
Общественная академия
В России в 1995 году была создана общественная Академия акмеологических наук, преобразованная позже в Санкт‑Петербургский институт психологии и акмеологии. Рособрнадзор в 2016 году лишил упомянутый институт госаккредитации «за несоответствие государственным стандартам», в том числе осуществлению учебной программы не в полном объёме. Вуз в то время проходил процедуру присоединения (поглощения) Восточно‑Европейским институтом психоанализа, который также вскоре остался без аккредитации.
Наблюдатели отмечают усиление кризиса акмеологии в России и на постсоветском пространстве (за его пределами она не изучается): вузы закрывают созданные в 1990-е годы кафедры акмеологии и диссертационные советы по ней, сокращают набор новых студентов, слышны требования исключить дисциплину из списка ВАК (пока имеется специальность «19.00.13 Психология развития, акмеология»). А само проявление интереса к этой дисциплине в 1990-е годы некоторые исследователи (например, Философ Артемий Магун) связывают с общим кризисом науки и обучения в высшей школе в постсоветских странах в 1990-е годы.
Сознавая отсутствие значимых достижений и расплывчатость самого направления исследований, в поисках новых точек опоры некоторые акмеологи пытаются устанавливать новые междисциплинарные связи, в том числе с другой отраслью знаний — синергетикой, однако и здесь их ожидало огорчение: применение последней в гуманитарных науках в РАН называют лженаучным.
Наверх
Авторская школа +
Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или… ЧитатьАкмеология +
Акмеология (от др. -греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — философский раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность… ЧитатьАндрагогика +
Андрагогика (гр. ἀνήρ anér — взрослый человек, мужчина; ἄγειν ágein — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений… ЧитатьАртпедагогика +
Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика… ЧитатьБиблиотека +
Библиотека (греч. βιβλίον «книга» + θήκη «хранилище») — учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также… ЧитатьВоспитание +
Воспита́ние — процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни. Воспитание в системе образования… ЧитатьГимназия +
Гимна́зия (нем. Gymnasium — помещение для гимнастических упражнений, спортзал; через лат. gymnasium от др.-греч. γυμνάζω — «обнажаться, раздеваться; упражняться») — государственное учебное заведение,… ЧитатьГрамотность +
Гра́мотность (от лат. grammatica «учение о словесности» ← др.-греч. γραμματική «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном… ЧитатьГуманистическая педагогика +
Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей. Гуманистическая педагогика рассматривает ученика… ЧитатьДетская музыкальная школа +
Детская музыкальная школа — музыкальное учебное заведение, в котором дети школьного возраста в свободное от уроков в общеобразовательных школах время дополнительно… ЧитатьДетская художественная школа +
Детская художественная школа (Художка) — учреждение, дающее дополнительное художественное образование детям школьного возраста начиная с первого класса (на подготовительных классах). Стандартный… ЧитатьДетско-юношеская спортивная школа +
ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — вид образовательного учреждения дополнительного образования детей в СССР, России, стран СНГ, а также некоторых других стран… ЧитатьДетское дошкольное учреждение +
Детское дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное… ЧитатьДидактика +
Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования… ЧитатьДидактическая литература +
Дидакти́ческая литерату́ра (от др. -греч. διδασκειν — поучать) — литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и… ЧитатьДидактические игры +
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием… ЧитатьДошкольное образование в России +
История дошкольного образования в России до 1917 года За последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России… ЧитатьКоллектив +
Коллекти́в (от лат. collectivus — собирательный) — группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи. В более широком… ЧитатьКультура речи +
Культура речи, языковая культура — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а… ЧитатьЛикбез +
Ликбез (ликвидация безграмотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле… ЧитатьЛицей +
Лице́й (через нем. Lyzeum ← лат. lусеum ← др.-греч. Λύκειον) — учебное заведение. 1) Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы,… ЧитатьЛогопедия +
Логопедия (от др.-греч. λόγος, слово и παιδεύω, воспитываю, обучаю) — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и… ЧитатьМетодика +
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика применялась и применяется в обучении,… ЧитатьМетодология +
Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч.… ЧитатьНаучная грамотность +
Научная грамотность — компетентное понимание основных научных понятий и принципов, позволяющее человеку делать выводы, принимать решения и следить за публичным обсуждением… ЧитатьНачальная школа +
Начальная школа, элементарная школа — уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также… ЧитатьНеграмотность +
Неграмотность (безграмотность) — означает культурные, образовательные или психически условные отдельные недостатки в чтении или письме у людей, вплоть до полной их… ЧитатьОбразование +
Образование — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. … ЧитатьОбразовательные технологии +
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения… ЧитатьОбуче́ние +
Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию… ЧитатьОбщее образование +
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время к общему образованию в широком смысле… ЧитатьПайде́йя +
Пайде́йя (др.-греч. παιδεία «воспитание детей» от παιδος «мальчик, подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: определённая модель воспитания; составная… ЧитатьПедагогика +
Педаго́гика (др. -греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «мальчика » → παιδος «подросток» + ἄγω «веду») — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего… ЧитатьПедагогическая психология +
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер,… ЧитатьПедагогическое общение +
Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и… ЧитатьПраво на образование +
Право на образование — одно из прав человека «второго поколения» (социально-экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право… ЧитатьПуризм +
Пуризм (лат. purus, «чистый») — повышенная требовательность к сохранению классической эстетики, изначальной чистоты, строгости стиля, приверженности канонам в языке, искусстве, спорте… ЧитатьРепетиторство +
Репети́тор (от лат. repetitor «тот, кто повторяет») — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так… ЧитатьСамоучка +
Самоу́чка, или автодида́кт (др.-греч. αὐτός — «сам» и др.-греч. διδακτός — «обученный») — человек, самостоятельно получивший образование вне стен какого-либо учебного заведения, без… ЧитатьСистема оценивания знаний +
Систе́ма оце́нивания зна́ний — система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса. В мире существует множество шкал оценивания… ЧитатьСоциализация +
Социализа́ция — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями,… ЧитатьСоциальная адаптация +
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трёх… ЧитатьСпартанское воспитание (Агогэ́) +
Агогэ́ (др.-греч. ἀγωγή — «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь… ЧитатьУченик +
Учени́к, учени́ца (ж.р.) в широком значении: тот, кто чему-то учится. Учеником называют учащегося начального или среднего учебного заведения. Учебные заведения,… ЧитатьУчитель +
Учи́тель, учи́тельница (преподаватель или педагог) — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).… ЧитатьФакультатив +
Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif от лат. facultas «возможность») — необязательный, дополнительный учебный курс (или учебный предмет), изучаемый в… ЧитатьФизиологическая адаптация +
Физиологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспосабливание) — приспосабливание организма к условиям существования. «Жизнь — постоянное приспособление … к условиям существования», — утверждал И. М.… ЧитатьФункциональная неграмотность +
Функциональная неграмотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в… ЧитатьХристианская педагогика +
Христианская педаго́гика (греч. παιδαγογια) — наука о воспитании, обучении и образовании человека с позиций христианства. Задача христианской, не обязательно православной, но… ЧитатьШкола +
Шко́ла (от др. -греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может… ЧитатьЭксперимент +
Экспериме́нт(от лат. experimentum — проба, опыт) — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперименты могут значительно различаться по… ЧитатьЭлективный курс +
Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. В 2002 году была принята Концепция профильного обучения… ЧитатьЭрудиция +
Эруди́ция (лат. eruditio «учёность, просвещенность») — это глубокие и всесторонние познания в какой-либо области или нескольких областях, которые возникли в результате… ЧитатьЭтнопедагогика +
Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Термин… ЧитатьЯ-концепция +
«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая,… Читать
Злоключений в Википедии — Американский консерватор
Злоключения в Википедии — Американский консерваторПолитика Иностранные дела Культура Логин
Пожертвовать Становиться участником Подписаться
Злоключения в Википедии
Анонимные редакторы вики неверно истолковывают консервативную стипендию Франкфуртской школы.
Хотя я иногда получал пользу от информации, полученной из Википедии, чаще всего меня ужасала небрежность и политическая предвзятость статей в моей области. Поэтому я ожидал худшего, когда друг «поздравил» меня, конечно, по иронии судьбы, с тем, что я стал основным источником статьи в Википедии под названием «Заговор Франкфуртской школы».
В этом случае мне пришлось разделить внимание с моим многолетним другом Биллом Линдом, который представлен в Википедии как бывший представитель Фонда Свободного Конгресса и рецензент моей книги Странная смерть европейского марксизма . Почти все, что приписывается нам двоим в статье, непростительно вводит в заблуждение. Никто из нас не утверждал, что существует Франкфуртская школа или культурный марксистский «заговор». На самом деле мы подчеркивали противоположную точку зрения, а именно, что некоторые социальные учения Франкфуртской школы стали настолько широко распространены и глубоко укоренились, что сформировали господствующую постхристианскую идеологию западного мира.
Запись цитирует мою книгу, указывая на то, что Франкфуртская школа реконструировала основные положения марксизма и явно несводима к марксистскому историческому материализму. Далее следует подтверждение Биллом моей позиции:
Верно ли поэтому критическое замечание о Франкфуртской школе, что она является примером «культурного большевизма», который выдвигает марксистско-ленинскую революцию под социологически-фрейдистским ярлыком? В той мере, в какой его практикующие и презирающие его ответят на эту характеристику, она может быть действительно верной… но если марксизм Франкфуртской школы претерпел [эти] изменения, то в нем, возможно, мало что осталось от марксизма. Обращение критических теоретиков к Марксу становится все более ритуальным, и то, что есть в теории марксистских источников, теперь смешивается с явно немарксистскими… Короче говоря, они вышли за рамки марксизма… и заняли воинствующую антибуржуазную позицию, которая действует независимо от марксистских экономических предпосылок. [15]
Для протокола: Билл не разделяет моего мнения о том, что культурный марксизм имеет мало общего с ортодоксальным марксизмом. Он считает, что одно является производным от другого, и после изложения моей позиции в обзоре журнала The American Conservative он умело излагает свою альтернативную интерпретацию. На самом деле это один из немногих случаев, когда мы с рецензентом расходились во мнениях по историческим или политическим вопросам. В отличие от Билла, я не вижу особых свидетельств подлинной марксистской сущности в том, что за неимением лучшего названия было названо «культурным марксизмом». Я утверждал, что в какой бы степени эта идеология ни преобладала, это происходит потому, что она радикально антибуржуазна, но не несет концептуального багажа и плохих прогнозов, присущих реальному марксизму.
Но если оставить это различие в стороне, я не думаю, что предположение, содержащееся в записи о том, что мы вдвоем повлияли на Чаепитие, которое предположительно основано на теории заговора Франкфуртской школы, имеет хотя бы тень истины. Говоря от себя, я был маргинализирован обеими партиями истеблишмента и их пиарщиками в течение последних 30 лет, и на данный момент я сомневаюсь, что Билл имеет с ними больше авторитета, чем я. Еще более раздражает то, что в статье цитируется профессор Беркли. Мартин Джей о том, что те, кто хоть и косвенно отмечает этническое происхождение теоретиков Франкфуртской школы, являются ярыми антисемитами. По словам Джея, хотя Билл и его критики-единомышленники прямо не упоминают о еврействе своих целей, они полагаются на «прозрачный подтекст», так что «тонкие намеки позволяют читателю сделать свой собственный вывод».
Джей, который много писал о Франкфуртской школе, наверняка должен знать, что венгерский еврей-марксист Золтан Тар лихо подчеркивал связь своих предметов с евреями. Тар рассматривает идеи Школы как творческий результат представления ее членов о себе как о маргинализированных евреях в христианском мире. Я понятия не имею, почему замечание очевидного в этом случае превращает человека в фанатика. Я сам выдвинул весьма правдоподобный тезис Тара, обсуждая развитие мировоззрения Франкфуртской школы. Как и Тар, я сделал это как ученый-исследователь, будучи того же этнического происхождения, что и мои подопытные.
Больше всего в этой записи меня бесит то, что меня связывают с должностями, которых я никогда не занимал и против которых в своей книге я открыто выступаю. Это вопиющее, упорное искажение, по-видимому, вытекает из того факта, что в статье я охарактеризован как «консерватор». Неудивительно, что профессор, рецензировавший книгу «Странная смерть европейского марксизма» в Ежеквартальном вестнике политических наук (лето 2006 г.) и которому, по-видимому, сказали, что я «консерватор», описывает мою книгу как антикоммунистическую белиберду.
По правде говоря, я не припомню во всей книге ни одного антикоммунистического пассажа, который относился бы к ортодоксальным марксистам куда более сочувственно, чем к постмарксистским левым. Действительно, я изо всех сил стараюсь подчеркнуть моральный традиционализм французских и итальянских коммунистических лидеров и неоднократно соглашаюсь с критическими замечаниями о культурном марксизме, сделанными традиционными марксистскими теоретиками. Мой рецензент явно увлекся той политической категорией, которую мне кто-то присвоил, как я заметил в письме к 9Редакторы 0013 PSQ , которые никогда не публиковались.
Любопытно, что, несмотря на то, что у нас с Биллом есть чаепитие из рук, ни один из нас не фигурирует на Fox News и не просит писать для основного «консервативного» издания или веб-сайта. Возможно, следующее дополнение к статье в Википедии объяснит, почему это так. Если то, что я прочитал в Википедии, правда, то мы оба уже должны быть в Fox All-Stars.
Пауль Готфрид является автором Лео Штрауса и Консервативное движение в Америке.
Реклама
Об авторе
Пол Готфрид
Пол Готфрид, доктор философии, главный редактор Хроники . Он является почетным профессором гуманитарных наук Раффенспергера в Элизабеттаунском колледже, лауреатом Гуггенхайма и научным сотрудником Мизеса. Пол также является соведущим программы интервью Cotto/Gottfried на Roku. Он пишет уже 9 0013 Хроники с момента своего основания в 1977 году и является автором многочисленных статей, а также 13 книг.
Статьи Пола trending_flat
Комментарии
Станьте членом сегодня, чтобы увеличить свою долю в консервативном движении.
Присоединяйтесь!
Присоединиться здесь
Больше похоже на это
Возвращение короля
Сумантра Майтра 7 мая 2023 г.
Каролус Рекс чувствует тяжесть истории дождливым лондонским днем.
Не для этого ли глина выросла?
Деклан Лири 6 мая 2023 г.
Джордан Нили стал жертвой, но не в том смысле, в каком вас уверяют прогрессивные активисты.
Войны с порно недостаточно
Майкл Уоррен Дэвис 6 мая 2023 г.
Для защиты невиновности ваших детей может потребоваться нечто большее, чем просто закон о проверке возраста — это может потребовать вашей личной жертвы.
Американский институт идей — это некоммерческая беспартийная организация 501(c)(3), базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия.
© 2022 The American Conservative, публикация Американского института идей.
- Рекомендации по рекламе
- политика конфиденциальности
Реклама
Купцова Светлана Васильевна
Младший научный сотрудник, кандидат биологических наук
Нейропсихология, нейрореабилитация, изучение высших психических функций, афазиология, нейровизуализация, нейролингвистика, электрофизиология, психофизиология
Лаборатория общей и клинической нейрофизиологии
E-mail: s. [email protected]
- Scopus ID
- 55344594700
- ОРЦИД ID
- 0000-0001-6184-2824
- Web of Science ResearcherID
- И-1347-2015
- СПИН-код
- 2377-7310
Показывать: в течение года на протяжении 5 лет все
Papers
- Шарова Е.В., Каверина М.Ю., Кулева А.Ю., Болдырева Г.Н., Смирнов А.С., Жаворонкова Л.А., Купцова С.В., Трошина Е.М. ОТВЕТЫ FMRI ВО ВРЕМЯ РЕАЛЬНЫХ И ВООБРАЖАЕМЫХ ДВИЖЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ С И БЕЗ СПОНТАННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2022. Н. 3. С. 37-44. DOI: 10.17513/mjpfi.13364
- Болдырева Г.Н., Ярец М.Ю., Шарова Е.В., Жаворонкова Л.А., Купцова С.В., Челяпина-Постникова М.В., Машеров Е.Л., Куликов М.А., Смирнов А. , Пронин И. Характеристика ответов фМРТ головного мозга на двигательные нагрузки у больных с посттравматическим гемипарезом легкой степени тяжести. Неврология и поведенческая физиология. 2021. Т. 51. Н. 4. С. 450-457. DOI: 10.1007/s11055-021-01091-5
- Жаворонкова Л.А., Максакова О., Шевцова Т., Морареску С., Купцова С.В., Кушнир Ю.М., Иксанова Е.М. Двойные задачи как показатель характеристики когнитивного дефицита у больных, перенесших черепно-мозговую травму. Неврология и поведенческая физиология. 2020. Т. 50. Н. 5. С. 546-551. DOI: 10.1007/s11055-020-00935-ш
- Жаворонкова Л.А., Морареску Л., Болдырева Г.Н., Шарова Е.В., Купцова С.В., Смирнов А., Машеров Е., Максакова О., Пронин И. Чувствительность левого полушария к травме. Журнал поведенческих и мозговых наук. 2019. Т. 9. Н. 6. С. 272-287. DOI: 10.4236/jbbs.2019.96020
- Жаворонкова Л.А., Морареску С.И., Болдырева Г.Н., Шарова Е.В., Купцова С.В., Смирнов А.С., Машеров Е.Л., Пронин И.