Виктор из аверона: Виктор из Аверона | это… Что такое Виктор из Аверона?

Маугли из Аверона. 100 великих загадок истории Франции

Маугли из Аверона

Это произошло в 1797 г., когда крестьяне удаленного района в департаменте Тарн (Южная Франция) впервые заметили странное существо, прятавшееся в густых зарослях за деревней.

Крестьяне боялись голого и растрепанного «дикого человека» и, несмотря на многочисленные встречи, долго не могли установить с ним близкий контакт.

В апреле 1797 г. этого мальчика, которому, как оказалось, было около девяти лет, заметили играющим вблизи небольшой деревушки Ла-Басин. Местные жители поймали его и поместили в сарай, но ребенок сбежал оттуда и долго скрывался в лесу.

Аверон – глухой уголок Южной Франции

Прошло около пятнадцати месяцев, прежде чем его опять заметили. В июле 1798 г. трое охотников с большим трудом поймали дикаря и заперли в доме в близлежащей деревне. Хозяева проявили полную безалаберность, и через неделю Виктор опять сбежал, выпрыгнув в окно.

На этот раз одинокий голый ребенок пережил в лесу чрезвычайно холодную зиму, что свидетельствует о его необыкновенной приспособленности к неблагоприятным условиям.

Он, видимо, вновь приобрел выносливость доисторического человека и способность выживать без соответствующей одежды в экстремальных климатических условиях.

Ему, вероятно, нравилась эта местность, поскольку 9 января 1800 года он вновь появился вблизи Ла-Басин и был немедленно задержан группой крестьян. Мальчик был по-прежнему голый, со спутанными волосами, покрыт шрамами и болячками и чрезвычайно напуганный.

На следующий день его поместили в больницу и там впервые тщательно осмотрели. Первым обследовал Виктора, так назвали ребенка, естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер. Позднее Бонатер написал подробный отчет, опубликованный в Париже, под названием «Исторические заметки о дикаре из Аверона». Этот отчет вызвал интерес медиков и естествоиспытателей.

Виктор, вероятно, был самым необычным из всех детей-волков, подвергшихся длительному изучению. Как и многие другие такие дети, он раздражался без видимых причин, засыпал с наступлением сумерек и просыпался с рассветом и был не в состоянии понять, что видит в зеркале свое отражение.

Но Виктор любил смотреть на свое отражение в спокойной воде пруда; долгие ночные часы он зачарованно глядел на луну; его не интересовали другие дети или их игры, и он не раз разжигал костер из деревянных игрушек.

Звуки, которые издавал найденыш, напоминали хрюканье. Возможно, самой противоестественной его особенностью было то, что он никогда не улыбался и лишь странно кривил рот. Виктор совсем не мог сосредоточиться. Его постоянно мучили судороги. Кожа мальчика была до такой степени нечувствительна к боли, что он мог вытаскивать руками из огня горящие поленья. Обоняние было тоже особенным: он не чувствовал некоторых запахов, даже если вещество подносили к самому его носу. Вызывал удивление его слух: в проводимых экспериментах мальчик не проявлял ни малейшего волнения или испуга, когда вблизи него стреляли из пушки, но оборачивался на очень слабые звуки, например на шум шагов идущего позади человека. И что особенно удивительно: он не мог отличить музыку и человеческий голос от других звуков.

Виктор, как и его собратья по несчастью, не любил спать на кровати и вообще спокойно переносил любой дискомфорт. Но мальчик, способный переносить тяготы дикой жизни, оказался совсем не приспособлен к жизни цивилизованной: даже обезьяна быстрее перенимала многие человеческие привычки, чем этот ребенок-волк. Особенно поражала исследователей его невосприимчивость к сильному холоду – мальчик зимовал в лесу голым. Из пищи предпочитал ягоды и каштаны, питая отвращение к более мудреной еде.

Ребенок постоянно рвался на волю, но теперь стражи были начеку и все его попытки кончались неудачами.

Вскоре мальчика перевезли в Париж, где его обследовал доктор Пинель, известный в то время психолог. Он категорически заявил, что Виктор – просто дебил, и этим объясняются все отклонения в его развитии.

Но Виктору неожиданно повезло. Молодой доктор Жан Марк Итар, которому было всего лишь 25 лет, когда он впервые познакомился с Виктором, в 1800 г. был назначен на должность главного врача в Императорский институт глухонемых в Париже. Итар обследовал мальчика и не согласился с великим Пинелем. Он провел шесть с лишним лет в упорной и терпеливой борьбе, пытаясь вернуть Виктора, бедного дикаря из Аверона, обратно в человеческое состояние. Его усилия первопроходца, понимание нужд своего пациента и глубокое знание вопроса были вознаграждены: состояние Виктора значительно улучшилось, хотя он и не стал членом человеческого общества в привычном понимании.

Итар опроверг заслуженного психолога Пинеля: Виктор не был врожденным идиотом, он был ребенком, лишенным возможности нормально развиваться, и хотя Итар не смог стереть из его сознания годы, проведенные среди зверей, он все же обогатил его жизнь, вернув человеческое дитя к людям.

Виктор был классическим примером настоящего мальчика-волка, он так и не научился говорить, несмотря на все героические усилия доктора Итара.

По-видимому, его самым большим интеллектуальным достижением за все это время были минуты вдохновения, когда он сделал карандашницу из старого вертела. Но он очень полюбил разнообразную домашнюю работу, особенно охотно рубил дрова. Он мог заниматься этим часами, никогда не уставая и не скрывая явного удовольствия.

Шесть лет доктор Итар работал с Виктором, а его наблюдения, опубликованные позднее, свидетельствуют о замечательной одаренности этого человека в избранной им области.

P.S. История с Виктором – не единственная в череде Маугли, имевших место во Франции. Случай с Мимми, в отличие от истории Виктора, практически не известен широкой общественности.

Впервые ее увидели сентябрьским вечером 1731 г.: девочка вышла близ деревни Сонжи из леса, вооруженная дубинкой, в поисках воды. Ей было лет 9—10, ее ноги были босыми, лицо черным от грязи, одежда в лохмотьях, а на голове красовалась выдолбленная тыква. После нескольких безуспешных попыток поймать ее (девочка прикончила сторожевую собаку одним ударом своей дубины) дикарку приманили едой и лаской. На кухне в замке виконта, куда ее привели, девочка жадно набросилась на сырых птиц, приготовленных для жарки, а затем буквально разорвала на куски предложенного ей неосвежеванного кролика.

По-французски она не понимала ни слова, а пальцы девочки были необычно длинными и крупными: возможно, она перелетала с дерева на дерево, как белка. При ней обнаружили маленький ножик с незнакомыми буквами.

Девочку окрестили в 1732-м и дали имя Мари-Анжелик Мимми ле Блан. За 10 лет она научилась говорить по-французски и рассказала, что ее похитили лет в семь (вероятно, родилась она в племени индейцев) и увезли в другую страну на большом корабле, а затем продали в рабство. Корабль, на котором ее везли потом, утонул, но Мимми вместе с одной девочкой-негритянкой спаслись и в конце концов оказались во Франции. Скитаясь в лесах, она научилась охотиться и имитировать голоса птиц…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Феномен Маугли

Феномен Маугли Между тем, подводя некий итог свидетельств о диком человеке, мы можем спросить себя сами: а не является феномен появления снежного человека продуктом селекционной работы древних жрецов? И в самом деле, мы с вами хорошо знаем, просвещенные на этот счет

Арабский Маугли

Арабский Маугли Хаттаб (Хабиб Абдул Рахман). Настоящее имя — Самер бен Салех бен Абдалла. Известен под кличками Эмир, Аббас (Черный араб) и Однорукий Ахмед. Позывные — «Салех», «Тадж», «Мансур». Родился в 1963 году (по другим данным, в 1965-м или 1966-м) в Иордании, гражданства

Маугли: человек между лесом и волком

Маугли: человек между лесом и волком Были времена, были и судьбы. Сейчас, когда люди расселились по всей планете и только в помине слышатся «глухие места», «медвежьи углы», «дремучие леса», уж не поверишь, что в иное время можно было – особливо крошке-ребенку! – шагнуть за

Как в «Книге джунглей»: от настоящих маугли до пиара

Истории о девушках-кенгуру и мальчиках-волках, выросших под присмотром диких животных, давно волнуют умы как простых обывателей, так и учёных. Подобных случаев известны десятки, и каждый из них вновь и вновь поднимает вопросы: что отличает человека от других животных и можно ли вырастить полноценного человека из ребёнка, несколько лет жившего в компании зверей. Достоверность историй при этом также часто оказывается под вопросом. АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ вспоминает о самых нашумевших историях «детей-маугли».

Ромул и Рем — легендарные основатели Рима, вскормленные волчицей. Скульптура. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Девушка-кенгуру из Юклы (Австралия, 70-е гг. ХХ века)

В 70-х годах ХХ века городок Юкла на западном побережье Австралии попал на первые полосы газет. Дело в том, что охотники рассказали журналистам о полуголой девушке, которая бегает по окрестностям со стаей кенгуру. Слухи распространялись быстро, и любопытные туристы стали толпами стекаться в Юклу, чтобы найти девушку-кенгуру. Наконец одному из фотографов удалось запечатлеть ее на пленку.

 

Газеты с упоением смаковали историю. Но оказалось, что удивительная девушка — выдумка четырех подвыпивших друзей, которым захотелось привлечь внимание к городишку, где и живут-то всего 50 человек.

 

Участница мистификации специально одевалась в шкуру кенгуру, а когда приезжали автобусы с туристами, друзья подавали ей знак. И тогда светловолосая Дэнис в своём костюме перебегала дорогу. Надо сказать, никто в этой истории не пострадал, и ни один кенгуру не умер. Создатели мифа о девушке-кенгуру сыграли на том, что люди быстро увлекаются шокирующими и сенсационными историями. 

Виктор из Аверона (Франция, рубеж ХVIII — XIX веков)

Виктор из Аверона.
Обложка книги, изданной в 1801 году во Франции.
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Но среди всех историй об одичавших детях все же есть немало относительно достоверных, подтвержденных документами и свидетельствами современников. Так, в конце XVIII века на глаза охотникам в окрестностях французского леса Сан-Серни-сюр-Ранс попадался никому не известный мальчик. Восемь раз люди пытались поймать его — но каждая попытка оканчивалась неудачей. А холодной зимой 1800 года одичавший ребёнок сам вышел к местным крестьянам. По словам местных жителей, на вид ему было лет 12-13. 

Ребенок отказывался говорить, а тело его покрывали многочисленные шрамы и ссадины. Происхождение мальчика долгое время оставалось предметом множества слухов. По одной из версий, Виктор (так назвали мальчика) был незаконнорожденным сыном одного французского нотариуса. Отец отказался от ребёнка, потому что тот был немым. 

Затем за изучение повадок Виктора взялся настоятель местного монастыря, а по совместительству исследователь живой природы Пьер Жозеф Боннатерре. Аббат решил поставить простой опыт:  раздел и вывел ребёнка на снежную улицу. Мальчик начал бегать и резвиться на снегу, чем окончательно убедил всех вокруг в том, что совершенно свободно и привычно чувствует себя в условиях холода (особенно если его движения не стесняет одежда). Позже Пьер Бонаттере  посвятил Виктору научный труд под названием «Исторические заметки о дикаре из Аверона», в котором и рассказал о своих опытах и заключениях. 

В те времена уже активно велись споры о том, что отличает человека от животного. В качестве одного из наиболее значимых факторов называли способность к речи. Так что Виктор привлёк внимание многих исследователей. Ученые мужи надеялись найти ответ на вечный вопрос: «что значит быть человеком?» с помощью дикого мальчика. 

В числе тех, кого привлекла история Виктора, был талантливый психолог, доктор Жан Марк Гаспар Итар. Французский врач и один из главных воспитателей «Аверонского дикаря» задался целью доказать, что правильный подход к ребенку и регулярные занятия помогут ему продвинуться в развитии и приобрести необходимые навыки общения. 

Увы, работа с ребёнком не принесла ожидаемых результатов. Разочарование Итара росло по мере того, как он снова и снова не получал отклика от мальчика. В итоге профессор сдался и прекратил свои опыты, а Виктор провел остаток своей жизни в клинике в Париже.

Амала и Камала (Индия, 1920 год)

Шамдео — индийский мальчик, воспитанный волками, 1972 г. Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
Источник: http://www.bbc.com/

К началу ХХ века сообщения о детях, которых воспитывали животные, начали появляться уже по всему свету. Наиболее известная история такого рода произошла на севере Индии. В 1920 году один миссионер, путешествуя по бенгальским джунглям, обнаружил в лесу двух маленьких девочек, которые, как утверждается, жили в стае волков. 

Решив «спасти» девочек, охотники убили их приёмную мать, волчицу. Амалу и Камалу (так назвали детей) нашли спящими в волчьем логове. Детей устроили в приюте для сирот, надеясь, что хорошее воспитание поможет вернуть их в общество. Увы, младшая сестра, Амала, не выжила. Вторая, Камала, постепенно отказывалась от «волчьих» привычек, но очень медленно. 

Воспитатель вел журнал, в котором для себя отмечал повадки ребёнка, выращенного волками: «Она не говорила, ходила на четвереньках, ела сырое мясо и скреблась в дверь, чтобы её выпустили на улицу». Прошло несколько лет, пока людям удалось воспитать в Камале хотя бы несложные человеческие привычки.

Научное сообщество узнало об этой истории в конце 20-х годов, после того, как она попала в Британские СМИ. К тому времени девочка уже умерла от холеры. Многие десятилетия ученые спорили о том, насколько правдива история о девочках-волках. Проблема, главным образом, заключалась в неспособности Камалы говорить, а значит, и рассказать о своей жизни в волчьей стае.

Джон Себунья (Уганда, 1991 год)

Джон Себунья (Уганда, 1991 год). Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
Источник: http://www.bbc.com/

Один из наиболее интригующих случаев не так давно произошел в Кампале, столице Уганды. Жители пригородов Кампалы каждый день проделывают долгий и опасный путь по пыльным дорогам к месту работы в городе. Стоит один раз неправильно свернуть, — и ты попадаешь в густые джунгли.

В двух часах пути на юг от Кампалы, на краю африканских девственных лесов, расположена деревня Бомбой. Именно здесь в 1991 году произошла примечательная история. По дороге домой местная жительница заметила стаю зелёных мартышек, а с ними какое-то «тёмное существо». С удивлением поняв, что это маленький мальчик, женщина забрала ребёнка домой.

Новость о странном мальчике быстро облетела окрестности. Жители деревни приходили посмотреть на необычного ребенка. Одного пальца на ноге не было — видимо, его откусила обезьяна. Дети вспоминали, что когда мальчик впервые появился в деревне, он вёл себя как дикий зверёк и мог запросто расцарапать других ребят.

Малыш не любил находиться в доме, отказывался от одежды и приготовленной пищи, не хотел или не мог говорить. Тем не менее, мальчик, казалось, мог общаться с мартышками и даже двигался, как обезьяна. Жители деревни решили, что мальчик провел в лесу долгое время. Маленького дикаря прозвали Тарзаном, по имени знаменитого героя из произведений Эдгара Берроуза.

Местные власти установили, что удивительный ребенок – это четырехлетний Джон Себунья, который годом ранее пропал в соседней деревне. По мнению местных жителей,  именно обезьяны помогли выжить беспомощному ребенку, попавшему в джунгли. Как выяснилось позже, Джон стал свидетелем страшной трагедии: на глазах ребенка его отец убил свою жену и мать мальчика. Дальнейшая судьба мужчины неизвестна. После того, как ребенка нашли,  супружеская пара, которая держала свой собственный приют для детей, приняла решение его усыновить. Сегодня Джон уже прекрасно говорит. Пишут, что он живет самостоятельно, но с теплотой вспоминает о приемных родителях, мечтает жениться и завести много детей.

Оксана Малая (Украина, 1991 год)

Оксана Малая (Украина, 1991 год). Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
Источник: http://www.bbc.com/

Героиня множества документальных фильмов о диких детях, Оксана в первую очередь известна всему миру как девушка-собака. Из-за того, что девочкой не занимались, из многодетной семьи в Херсонской области Украинской ССР её забрали в детский дом. Там она большую часть времени проводила с местными бродячими собаками – полагают, что отсюда и взялись её собачьи повадки. Развитие у ребенка социальных, эмоциональных, умственных навыков, а также языковых способностей серьезно затормозилось.

Когда девочке было около семи лет, её поведение привлекло внимание специалистов.

Оксана почти не говорила, ела и вела себя в точности как собака. После длительного курса лечения в Одесском доме-интернате для детей с дефектами развития она научилась свободно и правильно говорить. Однако врачи единогласно утверждали, что окончательное восстановление и адаптация к жизни в обществе для неё почти невозможны. 

Сейчас Оксана – абсолютно нормальный человек. С 2001 года она работает в Барабойском доме-интернате, там же живёт и помогает на ферме, где следит и ухаживает за животными. Во время интервью одному из национальных каналов она призналась, что мечтает когда-нибудь найти свою биологическую мать.

***

Тема одичавших детей уже давно получила развитие в литературе, кинематографе и даже в художественной фотографии. Так, прототипом главного героя знаменитого фильма Франсуа Трюффо «Дикий ребенок» как раз и стал Виктор из Аверона. А фотограф Джулия Фуллертон-Баттен в своем проекте «Феральные дети» (от латинского ferus – «дикий») рассказала истории 15 детей, волей случая изолированных от людей в раннем возрасте.

На первый взгляд, снимки выполнены в сказочной стилистике, но на самом деле за ними стоят реальные события, произошедшие с брошенными детьми, вынужденными жить в дикой природе. 

За всю человеческую историю зарегистрировано более сотни подобных случаев, когда дети росли в одиночестве или среди животных, совсем вдали от социума. Как видим, такие случаи зарегистрированы не только в устной форме – «дети-маугли» становились объектом пристального наблюдения. Истории «феральных детей» свидетельствуют, что людьми нас делает не какая-то изначально заложенная  внутренняя программа поведения, а нормальное воспитание в социуме. Впрочем, достоверность большинства историй по-прежнему вызывает вопросы.
 

Евгения Шмакова




Мы в Telegram:
подпишитесь!

Мы в Вконтакте:
добавляйтесь!

Наш канал
на YouTube

Мы в Дзен:
добавляйтесь!

Как помочь
проекту

Виктор Аверонский.

История дикого ребенка
В конце восемнадцатого века был пойман ребенок одиннадцати или двенадцати лет, которого несколько лет назад видели совершенно голым в лесах Кане во Франции, ищущим желуди и коренья, чтобы поесть . Мальчику дали имя Виктор, и его часто называют Диким мальчиком из Авейрона.

Узнав о поимке, государственный министр с научными интересами, полагая, что это событие прольет некоторый свет на науку о разуме, приказал доставить ребенка в Париж. В Париже мальчик стал девятидневным чудом. Люди всех сословий толпились, чтобы увидеть его, тем более что это была возможность увидеть на практике романтические теории знаменитого Жан-Жака Руссо. Руссо, страстный критик общества своего времени, видел возможность реформирования общества через воспитание детей. В его Эмиль, он постулирует естественное развитие ребенка, которое должно быть защищено от влияния общества, чтобы ребенок мог расти таким, каким его задумала Природа. В сущности, Руссо считал, что существует естественное развитие, на которое мы можем положиться и которое неизбежно произойдет, если мы сможем сдерживать «неестественные» влияния общества. Так что с Виктором парижане имели возможность увидеть ребенка, выросшего в соответствии с идеалами Руссо…

То, что они увидели, было деградировавшим человеком, человеком только по форме; грязное, покрытое шрамами, невнятное существо, которое трусило и хрюкало, как полевые звери, с явным удовольствием поедало самые грязные отбросы, было, по-видимому, неспособно обращать внимание даже на элементарные восприятия, такие как жара или холод, и проводило время, апатично раскачиваясь назад и вперед, как животные в зоопарке. «Человек-животное», единственной заботой которого было поесть, поспать и избежать нежелательного внимания зевак.

Экспертное мнение, как обычно, было несколько ироничным по отношению к народным настроениям и ожиданиям. Великий французский просветитель и психолог Филипп Пинель осмотрел мальчика, заявив, что его дикость — фальшивка, а он — неизлечимый идиот. Он не смог объяснить, как умственно отсталый человек мог постоять за себя в дикой природе в течение какого-то времени.

Виктора назначили к доктору Итарду, который описывает поведение мальчика и свои собственные попытки научить его делать то, что делают обычные люди, в том числе говорить и читать. Наставник Виктора говорит нам, что его чувства были необычайно апатичны. Его ноздри были наполнены нюхательным табаком, не заставляя его чихать. Он поднял картошку из кипятка. Выстрел из пистолета рядом с ним почти не вызвал никакой реакции, хотя звуки раскалывания грецкого ореха заставили его обернуться.

Итар пытался научить Виктора говорить и читать. По прошествии пяти лет Виктор мог определить некоторые письменные слова и фразы, относящиеся к объектам и действиям, и даже некоторые слова, относящиеся к простым отношениям, таким как большое и маленькое, и он мог использовать карточки со словами, чтобы указать на некоторые из своих желаний. Однако говорить он так и не научился.

В литературе есть много других историй о диких детях, в том числе история о мальчике, который жил в Сирии, который ел траву и умел прыгать, как антилопа, а также о девочке, которая жила в лесах Индонезии. в течение шести лет после того, как она упала в реку. Она ходила как обезьяна, а зубы у нее были острые, как бритва.

.



.

Учебные пособия и сводки по литературе

Благодарим за изучение этого краткого изложения сюжета «Дикий мальчик из Аверона» Харлана Лейна. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.

«Дикий мальчик из Аверона» (1976), книга по истории американского психолога Харлана Лейна, рассказывает историю Виктора из Аверона, «дикого ребенка», которого в 1800 году привезли в Париж для изучения новаторским французским ученым. Жан-Марк Гаспар Итар. В течение многих лет Виктор жил с Итаром, который безуспешно пытался научить его пользоваться языком. Методы, разработанные Итаром во время работы с Виктором, оказались полезными в более поздней работе ученого с глухими, немыми и умственно отсталыми детьми, и сегодня Итар считается основоположником специального образования. Помимо повествовательного изложения этой истории, Лейн предлагает специализированный анализ открытий Итарда и его наследия в собственной академической дисциплине Лейна.

В 18:00 голый мальчик — судя по его внешности, около 12 лет — бродит по лесистой местности недалеко от южно-французского города Аверон. Его схватывают и доставляют к местному священнику, который обнаруживает, что мальчик не стыдится своей наготы или телесных функций, не может говорить и хочет только есть, спать или бежать. Священник, заключив, что мальчик больше животное, чем человек, передает его на попечение натуралиста в соседнем городе Иттидес. Натуралист обучает мальчика так же, как он дрессирует своих собак, используя поводок, чтобы сдерживать его, и взламывая его дом, чтобы он выполнял свои функции в саду.

Натуралист издает книгу о мальчике, привлекая внимание широкой научной общественности, и мальчика доверяют знаменитому Рош-Амбруазу Сикару, директору парижского Института глухонемых. Сикард находит мальчика совершенно безразличным. Он собирает команду ведущих экспертов во главе с новаторским психиатром Филиппом Пине, которая объявляет мальчика «идиотом», то есть отставанием в развитии.

Судьба «идиота» — помещение в приют, но мальчика спасает 25-летний ученый Жан-Марк Итар, который не согласен с выводом Пине и просит изучить мальчика для себя.

Итар привозит мальчика к себе. Назвав его Виктором, Итар начинает шестилетнюю попытку увидеть, чему мальчик способен научиться. Полагая, что способность к эмпатии и языку являются отличительными чертами человека, Итар предполагает, что Виктора можно научить и тому, и другому. Ему помогает добросердечная мадам Генн, вдова, которая становится более или менее приемной матерью Виктора.

Через шесть месяцев Итар делает свой первый доклад Обществу наблюдателей за человеком. Он приводит доказательства значительного улучшения поведения и очевидных интеллектуальных способностей Виктора. Он не представляет ни одного отчета в течение пяти лет, а когда делает, то признает, что прогресс практически застопорился. Хотя он научился распознавать некоторые базовые слова и продемонстрировал чуткое поведение, Виктор не научился говорить. Появляются серьезные препятствия, мешающие дальнейшему продвижению.

Итар утверждает в своем отчете, что его работа с Виктором устанавливает «психологическую истину» о том, что способность учиться путем подражания исчезает после определенного возраста — гипотеза, которая сегодня пользуется популярностью. Итар также отмечает, что половое созревание Виктора проявляется «почти взрывом». Способ этого взрыва ставит «большие сомнения в происхождении некоторых сердечных аффектов, которые мы считаем вполне естественными». Итар сообщает, что у Виктора практически не было автоматического понимания своих половых органов или их отношения к «другому полу». Другими словами, случай Виктора, по-видимому, предполагает, что сексуальному поведению учатся, а не инстинктивно.

Виктор умирает двадцать лет спустя, все еще находясь под опекой государства. Тем временем Итар делает новаторскую научную и медицинскую карьеру. Он разрабатывает методы обучения глухих, немых и умственно отсталых и делает фундаментальные открытия в отоларингологии. В своей работе с глухими и немыми детьми он кристаллизует мысль, впервые пришедшую к нему во время работы с Виктором, о том, что эмоциональное развитие идет рука об руку с умственным развитием: «Как ложно мнение некоторых моралистов, полагавших, что между разумом и чувствами нет ничего общего».

Лейн предлагает профессиональную критику подхода Итарда. Он предполагает, что Итар, вероятно, ошибся в своем решении изолировать Виктора от других детей его возраста в «ошибочной попытке тотальной педагогики». Лейн также утверждает, что Виктора следовало обучить языку жестов, в котором Виктор был явно лучше, чем в разговорной речи: выбор Итарда продолжать преподавать речь был основан на продолжавшихся тогда дебатах о ценности языка жестов. Лейн также критикует отчет Пинеля, в котором Виктора назвали «идиотом»: «В аргументе Пинеля так много недостатков, что трудно понять, почему он имеет такой большой вес». Лейн заключает, что анализ дела Виктора Итаром был по существу правильным. Виктор был, наверное, нормальным. Его выживание в дикой природе и его первоначальный прогресс с Итардом исключают нарушения развития. Вместо этого, как утверждал Итар, случай Виктора свидетельствует о том, что существует критический период, в течение которого необходимо изучать разговорный язык: к 12 годам уже слишком поздно учить нормального человека говорить.

Однако Лейн предполагает, что сам Итар мог изменить свое мнение о Викторе. Сообщая о своей работе с глухонемыми, Итар предостерегает своих коллег-педагогов работать только с теми, чья способность к обучению доказана: «Однажды серьезно ошибившись в этом вопросе, я принимаю это к сведению». Лейн предполагает, что Итар имеет здесь в виду Виктора, подразумевая, что Итар пришел к выводу, что Виктор на самом деле не поддается обучению.

Хотя Итар, возможно, пришел к выводу, что его работа с Виктором потерпела неудачу, она, несомненно, заложила основу для блестящей карьеры и долговременного наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *