Визуальное восприятие это – 5 психологических исследований по восприятию визуальной информации

Содержание

Зрительное восприятие — Когнитивная способность

Что такое зрительное восприятие?

Способность прочитать текст кажется простым процессом: мы направляем глаза на буквы, видим их и знаем, что они говорят. Но на самом деле это чрезвычайно сложный процесс, основанный на работе серии структур мозга, которые специализирутся на зрительном восприятии, а также на распознавании различных субкомпонентов зрения.

Воспринимать означает интерпретировать информацию об окружающей среде, полученную через органы чувств. Эта интерпретация зависит от наших когнитивных процессов и имеющихся знаний. Зрительное или визуальное восприятие можно определить как способность истолковывать информацию, достигающую глаз через свет видимой области спектра. Результатом интерпретации, которую выполняет наш мозг на основе этой информации, является то, что известно как зрительное восприятие или зрение. Таким образом, визуальное восприятие — это процесс, который начинается в наших глазах:

  • Фоторецепция: световые лучи проходят через зрачки глаз и возбуждают клеточные рецепторы в сетчатке глаза.
  • Передача и базовая обработка: сигналы, которые создают эти клетки, передаются через зрительный нерв в мозг. Сначала сигнал проходит через оптические хиазмы (где информация из правого поля зрения направляется в левое полушарие, а из левого поля зрения — в правое полушарие), затем информация поступает к боковому коленчатому телу и таламусу.
  • Обработка информации и восприятие: далее визуальная информация, полученная через глаза, отправляется к визуальной коре затылочной доли мозга. В этих структурах мозга информация обрабатывается и направляется в остальные части мозга, чтобы мы могли её использовать.

Характеристики, формирующие зрительное восприятие

Для того, чтобы получить представление о том, насколько сложна эта функция, попробуем представить, что делает наш мозг, когда мы видим простой футбольный мяч. Сколько факторов ему предстоит определить? Например:

  • освещение и контрастность: мы видим, что имеется сосредоточение линий, более или менее освещённое и имеющее свой диаметр, который отличает его от других объектов окружающей среды и фона.
  • Размер: это окружность около 70 см. в диаметре.
  • Форма: имеет форму круга.
  • Расположение: находится в трёх метрах от меня, справа. Могу легко до него добраться.
  • Цвет: белый с чёрными пятиугольниками. Кроме того, если вдруг изменится освещение, мы бы знали, что его цвета — это чёрный и белый.
  • Измерения: существует в трёх измерениях, так как это сфера.
  • Движение: в настоящий момент без движения, но можно придать ему движение.
  • Единица: имеется один, и он отличается от окружающей среды.
  • Использование: служит для игры в футбол, предназначен для ударов ногами.
  • Персональные отношения с объектом: похож на тот, который мы используем на тренировках.
  • Имя: футбольный мяч. Этот последний процесс также известен как память на имена.

Если вам кажется, что это много шагов, задумайтесь о том, что наш мозг выполняет этот процесс постоянно и с невероятной быстротой. Кроме того, наш мозг не воспринимает информацию пассивно, а использует имеющиеся знания, чтобы «укомплектовать» информацию о том, что он воспринимает (поэтому мы знаем, что мяч является сферой, даже когда мы видим его плоским на фото). В затылочной доле мозга и прилегающих к ней отделах (височная и теменная доли) есть несколько областей, специализирующихся на каждом из ранее описанных процессов. Для корректного восприятия требуется слаженная работа всех этих отделов.

Когда мы смотрим на свой рабочий стол, наш мозг мгновенно идентифицирует все расположенные на нём объекты, что позволяет нам быстро взаимодействовать с ними. Зная это, легко понять огромное значение этого процесса в нашей повседневной жизни и то, насколько он важен для нормального функционирования в любой жизненной ситуации.

Примеры визуального восприятия

  • Вождение автомобиля — это одна из наиболее сложных повседневных задач, в которой участвует множество когнитивных функций. Визуальное восприятие является одной из основ вождения. Если нарушается один из процессов зрительного восприятия, водитель ставит под угрозу свою жизнь и жизни других людей. Важно быстро определять положение автомобиля относительно дороги и других транспортных средств, скорость, с которой они движутся, и т.д.
  • Когда ребёнок находится на уроке, его острота зрения и восприятие должны быть оптимальными, чтобы не упустить из виду детали объясняемого материала. Нарушения этой способности могут привести к снижению успеваемости ребёнка.
  • В изобразительном искусстве, например в живописи, зрительное восприятие — это всё. Когда мы хотим нарисовать картину и мечтаем сделать её реалистичной и привлекательной, мы должны проверить наше зрительное восприятие и проработать каждую деталь, оттенок цвета, перспективу… Конечно, чтобы оценить произведения искусства, нам также необходимо хорошее зрительное восприятие, недостаточно просто видеть.
  • Визуальное восприятие имеет важное значение для любой деятельности, связанной с мониторингом или надзором. Охранник, который ввиду нарушения восприятия не может корректно оценить происходящее на камерах наблюдения, не сможет надлежащим образом выполнять свою работу.
  • Конечно, в повседневной жизни мы постоянно используем визуальное восприятие. Если мы видим на дороге приближающийся автобус, его изображение становится всё больше в нашем сознании. Тем не менее наш мозг способен интерпретировать изменения, которые не являются реальными. Мы продолжаем видеть автобус обычного размера независимо от того, насколько близко или далеко он от нас находится. Нам также необходимо визуальное восприятие для перемещения в пространстве, чтобы не перепутать лекарства, готовить еду, делать уборку дома и т.д.

Патологии и расстройства, связанные с проблемами в зрительном восприятии

Нарушения визуального восприятия могут сопровождаться различными проблемами и трудностями на разных уровнях.

Полная или частичная потеря зрения в результате повреждения органов восприятия ведет к неспособности восприятия (слепоте). Это может быть вызвано повреждением самого глаза (например, травма глаза), повреждением путей передачи информации от глаз к мозгу (например, глаукома) или повреждением отделов головного мозга, отвечающих за анализ этой информации (например, в результате инсульта или черепно-мозговой травмы).

Однако, восприятие — это не унитарный процесс. Существуют специфичные повреждения, которые могут нарушить каждый из вышеописанных процессов. Расстройства этого типа характеризуются поражением областей мозга, ответственных за те или иные процессы. Эти расстройства известны как визуальная агнозия. Визуальная агнозия определяется как неспособность распознавать известные объекты несмотря на сохранение остроты зрения. Классически агнозия делится на два типа: перцепционная агнозия (пациент может увидеть части объекта, но не способен понять объект в целом) и ассоциативная агнозия (пациент может распознать объект в целом, но не может понять о каком объекте идет речь). Трудно представить, как функционирует восприятие людей с этими расстройствами. Несмотря на то, что они могут видеть, их ощущения близки к тем, что испытывают страдающие слепотой. Кроме того, есть ещё более специфические расстройства, такие как, например, акинетопсия (неспособность видеть движение), дальтонизм (неспособность различать цвета), прозопагнозия (неспособность узнавать знакомые лица), алексия (приобретённая неспособность читать), и т.д.

Помимо этих расстройств, при которых утрачивается навык воспринимать визуальную информацию (или её часть), также возможны нарушения, при которых полученная информация искажается или вовсе не существует. Это может быть случай галлюцинаций при шизофрении или другие синдромы. Кроме того, учёными описан тип зрительных иллюзий у людей, которые потеряли зрение: Синдром Шарля Бонне. В этом случае у человека, потерявшего зрение, после длительного периода, в течение которого его мозг не получает визуальную активность, наблюдается самоактивация мозга, провоцирующая визуальные иллюзии, в которых пациенту видятся геометрические фигуры или люди. Однако, в отличие от галлюцинаций при шизофрении, люди с этим синдромом знают, что вещи, которые они видят, не являются реальными.

Как измерять и оценивать зрительное восприятие?

Зрительное восприятие помогает нам выполнять многие виды повседневной деятельности. Наша способность двигаться и взаимодействовать с окружающей средой, полной препятствий, напрямую зависит от качества зрительного восприятия. Таким образом, оценка восприятия может быть полезной в различных областях жизни: в учёбе (чтобы знать, сможет ли ребёнок видеть школьную доску или читать книги), в области медицины (чтобы знать, что пациент может перепутать лекарства или нуждается в постоянном присмотре), в профессиональных кругах (практически любая работа требует навыков чтения, наблюдения или контроля).

С помощью комплексного нейропсихологического тестирования мы можем эффективно и надёжно оценить различные когнитивные способности, в том числе зрительное восприятие. Тест, который предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки зрительного восприятия, основан на классическом тесте NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп, 1998). Благодаря этому заданию можно получить возможность декодировать элементы, представленные в упражнении, и количество когнитивных ресурсов, которыми располагает пользователь, чтобы понять и выполнить задачу наиболее эффективным образом. Помимо визуального восприятия, тест также измеряет память на имена, время отклика и скорость обработки информации.

  • Тест на Декодирование VIPER-NAM: изображения объектов появляются на экране в течение короткого периода времени и исчезают. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна из них соответствует первой букве названия объекта. Задание — правильно выбрать эту букву. Необходимо выполнить тест как можно быстрее.

Как восстановить или улучшить зрительное восприятие?

Зрительное восприятие, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально.

Восстановление зрительного восприятия основывается на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений и клинических игр, направленных на реабилитацию зрительного восприятия и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если мы регулярно тренируем зрительное восприятие, укрепляются соединения структур мозга, участвующие в восприятии. Поэтому, когда наши глаза посылают информацию в мозг, нейронные соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая наше зрительное восприятие.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы персонализированной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки зрительного восприятия и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает режим персональных когнитивных тренировок с целью укрепления визуального восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, нуждаются в улучшении.

Для улучшения зрительного восприятия крайне важно тренироваться регулярно и правильно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для оценки и реабилитации, позволяющие улучшать когнитивные функции. Для корректной стимуляции необходимо уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («Когнифит») доступна онлайн. Программа содержит разнообразные интерактивные упражнения в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму улучшений когнитивного состояния.

www.cognifit.com

Визуальное восприятие

Определение 1

Визуальное восприятие представляет собой совокупность реализации сенсорных и психических процессов восприятия и построения образа окружающей социально-психологической среды.

Восприятие может интерпретироваться как процесс изменений, которые осуществляются в органах чувств и психике личности в результате воздействия на них отдельных характеристик физического объекта.

Эмпирические характеристики визуального восприятия

По своей сути процесс восприятия имеет двойственную природу: восприятие максимально объективно на уровне первичных сенсорных процессов; в то же время восприятие глубоко субъективно при осуществлении последующей интерпретации полученной информации, когда в обработку включается воображение и память.

Кроме того, восприятие обладает рядом уникальных характеристик, включая свойства константности, предметности, целостности и обобщённости.

Константность как одна из характеристик визуального восприятия

Определение 2

Под категорией константности понимают относительную устойчивость, независимость образа от условий его восприятия. Константность находит свое отражение в том факте, что размер, форма, цвет, величина физического объекта воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от анализируемых объектов, постоянно меняются

Константность восприятия обеспечивается активными действиями перцептивной системы.

Переоценить значение данного качества восприятия сложно: в случае отсутствия данного свойства при малейшем движении, изменениях расстояния до предмета, при каждом повороте головы, изменениях освещения постоянно бы изменялись все основные признаки предмета окружающей социально-природной среды, сама окружающая действительность, что существенно усложнило бы процесс познания объективной реальности, затруднило бы ориентацию личности в окружающем мире.

Предметность как сущностная характеристика визуального восприятия

Определение 3

Категория предметности находит свое отражение в том, что объект воспринимается как обособленное в пространстве, отдельное физическое тело.

Человеческий мозг подразделяет поступающую от перцептивной системы информацию от окружающей действительности на две неравные части: фон, который воспринимается как аморфное, неограниченное, неопределенное поле и предмет – четко очерченное, конкретное, расположенное на первом плане целое.

Четкость выделения отдельного объекта во многом обусловлена контрастностью. В случае отсутствия выраженной контрастности физический объект сливается с фоном, что существенно усложняет процессы его познания.

Выделяют два вида контраста: прямой, при котором предмет темнее фона, и обратный, при котором предмет воспринимается как более яркий, чем фон.

Целостность как эмпирическая характеристика визуального восприятия

Определение 4

Под целостностью визуального восприятия в современной научной литературе понимают характеристику процесса, сущность которой заключается в том, что любой физический объект воспринимается в качестве целого, даже если отдельные составные части этого объекта в текущий момент остаются недоступными наблюдению.

Целостность выступает приобретенной характеристикой перцептивного образа, сформированной в результате предметной деятельности и рефлекторных процессов личности, когда индивидуум на основании накопленного экзистенциального опыта объединяет отдельные характеристики объекта в единое целое.

Независимость восприятия целого от качества его отдельных составляющих проявляется в доминировании целостной структуры над отдельными составляющими.

Таким образом, визуальное восприятие выступает одним из важнейших рецепторно-психических процессов личности, обеспечивающих индивидууму возможности познания окружающей среды, формирования образов объектов реальности в сознании личности.

spravochnick.ru

Визуальное восприятие и память.

Рекламное сообщение должно быть передано потребителю ясно и понятно, будь то буклет, журнал или сайт. Казалось бы, всё просто: посредством дизайна информация доводится до глаз потребителя. На самом же деле, всё сложнее.

 

Визуальное восприятие — это результат сложного взаимодействия визуального раздражителя с комплексом уже имеющихся в мозге знаний, целей и ожиданий. И понимание того, как человек воспринимает визуальные предметы, помогает делать дизайн рекламы эффективным.

 

Эта статья посвящена теории

зрительного восприятия и памяти, и большая часть информации взята из книги «Visual Language for Designers» автора Connie Malamed.

 

Зрительные процессы

Восприятие — это процесс получения, осознания и понимания сенсорных данных. Сначала мы смотрим, затем нам нужно обработать увиденное, чтобы понять, зачем это будет нужно. Нашему мозгу необходимо привести в соответствие то, что увидел глаз, с тем образцами, которые уже есть в нашей памяти, для того, чтоб понять, что делать и как реагировать.

 

Человеческий мозг обрабатывает данные параллельно с визуальным восприятием, различные участки мозга одновременно активируются через сети нейронов, и поэтому реакция мозга очень быстра.

Зрительное восприятие — это улица с двусторонним движением. С одной стороны, мы видим мельчайшие детали окружающей среды и тут же интерпретируем их в общее целое. С другой, мы обращаемся к нашей памяти, т.е. в ту часть мозга, где собраны все паттерны нашего знания мира, и в зависимости от сиюминутных целей интепретируем увиденные данные.

Восприятие информации человеком — это объединение восходящих и нисходящих процессов мозга.

Восходящий процесс обработки визуала

Его стимулируют внешние раздражители, т.е. то, что мы видим.

Глазное дно человека может сфокусироваться только на небольшом участке, поэтому мы видим благодаря ряду прерывистых движений глаза. Мы на мгновение фиксируем взгляд на одном объекте, затем на другом, на третьем и т.д., и именно через эти скачки воспринимаем окружающую среду. Это происходит очень быстро без каких-либо сознательных усилий, поэтому совсем нас не затрудняет.

В первую очередь человеческий глаз замечает движение, затем форму, цвет, контур и контраст.

 

Сначала наш мозг дискретно считывает информацию, затем группирует элементы, а потом структурирует полученное в базовые формы. Этот процесс происходит быстро и помогает нам распознать объекты на сайте или на рекламном баннере. Информация считывается и передаётся в другие разделы мозга и влияет на то, куда затем перемещается наше внимание.

 

Нисходящий процесс обработки визуала

Этот процесс управляется уже имеющимися знаниями и ожиданиями, а также конкретными целями в данный момент. Мозг интерпретирует то, что видит, в соответствии со знакомыми формами и образами и решает, что смотреть дальше.

Человек склонен игнорировать всё, что не имеет смысла или не нужно в данный момент.

 

 

Посмотрите на картинку выше: текст красными буквами выделяется из всей массы букв, ведь наш мозг ищет известные ему шаблоны, распознаёт слова из написанных букв. А теперь посчитайте количество букв «Р». В этот раз при сканировании изображения буквы Р как бы выделяются из написанного, и красный текст теперь теряется, становясь фоновым изображением. Т.е. поставленная задача влияет на наше визуальное восприятие, ведь видим мы больше того, что ищем.

Итак, суть нисходящего процесса восприятия в том, что умом мы видим больше, чем глазами. То, что мы знаем, что ожидаем и что хотим сделать влияет на то, что мы видим.

 

Память

Человек хранит информацию в различных разделах памяти. Сенсорная (краткосрочная) память записывает мимолётные впечатления последних милисекунд. Она позволяет вспомнить что-либо, «записанное» не позднее 1 минуты. Существует гипотеза, что кратковременная память опирается в большей степени на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени — на зрительный.

 

Оперативная память

Оперативная память это рабочее пространство, в котором мы анализируем, синтезируем информацию и управляем ей. Эта память помогает нам понять мир, сравнивая то, что мы видим, с тем, что уже знаем, — объединение нисходящего и восходящего процессов обработки информации.

При поступлении новой информации, наш мозг идентифицирует её с уже хранящейся в памяти. Если совпадения находятся, мозг идентифицирует объекты и образы, дополняя таким образом существующие знания. Если совпадений нет, мозг делает соответственные выводы о новой информации.

Всё это происходит в оперативной памяти очень быстро, новая информация либо дополняет что-то уже известное, либо подвергается последующей обработке, так и оставаясь в оперативной памяти. Именно поэтому нам приходится повторять номер телефона несколько раз, чтобы его запомнить.

 

Оперативная память у разных людей работает с разной эффективностью, на это влияют всевозможные факторы, к примеру, —

возраст — возможности оперативной памяти увеличиваются к зрелому возрасту и уменьшаются к старости;

отвлекающие элементы — чем меньше человек отвлекается, тем быстрее скорость обработки оперативной памяти;

опыт — чем больше знаний находится в памяти, тем чаще мозг будет находить соответствия для новой информации, а значит,  и тем быстрее процессы в оперативной памяти.

 

Есть такое понятие как когнитивная нагрузка. Это требуемое для обработки конкретной информации место в оперативной памяти мозга. И чем сложнее информация, тем больше этого места требует память, замедляя процесс обработки. Именно этим объясняется требование простоты в рекламных сообщениях — чем оно проще, тем быстрее и легче его идентифицирует мозг.

 

Долговременная память

Если обработка информации рабочей памятью пройдена, т. е. соответствия найдены, такая информация передаётся в долговременную память. И когда поступает новая информация, мозг вновь кодирует её — ищет соответствия в долгосрочной памяти.

Получается, чем больше знакомых и понятных человеку ассоциаций содержится в рекламном сообщении, тем вернее, что он запомнит это сообщение. Именно поэтому аналогии и метафоры так хорошо работают, ведь чем больше новая информация будет связана с ранее накомленными знаниями, тем более вероятно сохранение мозгом этой информации. Помните? «Повторение — мать учения». Именно постоянные повторения информации различными способами способствуют тому, что информация будет передана в долговременную память.

Пример: 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить его за счет повторения на протяжении длительного времени.

 

Кроме классификации памяти по времени, есть ещё классификация по организации запоминания:

Эпизодическая память — это память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Причём такое запоминание (к примеру, 17-го дня рождения или последнего конца света) происходит без видимых усилий.

Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Человек не сможет вспомнить, где и когда ему стало известно, что Токио — столица Японии, или от кого он узнал значение слова «пельмень», но тем не менее эти знания составляют часть его памяти. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны.

Процедурная память — память о том, как что-то сделать, и приводит к определённым навыкам для выполнения текущих задач.

 

Глубина процессов

Глубина обработки процессов восприятия влияет на вероятность того, человек вспомнит информацию. Графическая информация, переданная физическими аспетами, не хранится так глубоко, как семантическое обоснование той же графики. Т.е. форма и цвет графики в дизайне не так эффективны, как словесное обоснование этой графики. Придание смысла графике — вот правило рекламного дизайна.

 

Схемы (контекст)

Схемы — это наборы ассоциаций, в соответствии с которыми хранится информация. Это тот контекст, который есть у человека на данном этапе жизни, призма, через которую он воспринимает всё. Т.е человек, который читает лёжа на диване, воспринимает всё иначе, чем едущий в метро. Или слово «смерть» по-разному воспринимается ребёнком и стариком. У каждого свои схемы восприятия. В соответствии с этими схемами мы классифицируем и храним информацию, решая, что эта информация значит для нас.

Новая информация всегда видоизменяет существующую схему, и опять два процесса обработки информации: сначала наши схемы влияют на то, как мы обрабатываем информацию, а затем эта информация видоизменяет наши схемы.

 

Поиск информации начинается с сигнала. Это может бы быть что-то, что мы слышим, или чувство, которое испытываем, или некоторый визуальный стимул. Это сигнал активизирует схему с соответствующими ассоциациями, затем эта схема передает сигнал другим сопряжённым схемам. Если затронута правильная схема, информация считается корректно.

 

Психологические модели (модели мышления)

За осмысление информаци отвечают психологические модели, которые формируются у человека за годы познания мира. К примеру, у нас есть модель того, как работает веб-сайт: это навигационное меню и ссылки, и эта модель помогает нам пользоваться различными сайтами в различных местах. Но это происходит только потому, что все сайты устроены по принципу меню-ссылки. Психологические модели легко передаются от одного объекта к другому, пока эти объекты используют один и тот же шаблон исполнения.

 

И схемы и модели мышления у каждого человека свои, но они схожи у людей, объединённых каким-то общим признаком — читающих один и тот же журнал или посещающих один и тот же бойцовский клуб. Т.е. правильно подобранные объекты, формы, цвета и пр. будут активизировать схемы и психилогические модели целевой аудитории. Если понять особенности мышления, когнитивные особенности аудитории, тогда соответствующие ассоциации в рекламном сообщении сделают его особенно эффективным. Собственно, здесь и берет начало класификация целевой аудитории по характерным признакам.

 

Уровень развития — классифицировать аудиторию по степени продвинутости и сделать дизайн в соответствии с этим.

Отвлекаемость — меньше отвлекающих элементов — больше фокусировка. Не создавайте дизайн, который сбивает с толку.

Визуальная грамотность — поймите, насколько понятны и знакомы будут те или иные символы Вашей аудитории.

Мотивация — предпочтения Вашей аудитории помогут определить, как её мотивировать. Большая мотивация приводит к большему вниманию, и как следствие — к более глубокому пониманию рекламного сообщения.

Культура, традиции — это определённые цвета. Разные цвета интерпретируются по разному в различных культурах.

 

Итак,

прежде, чем браться за дизайн, нужно ответить на вопрос: «Что мы хотим сообщить?» Какая цель дизайна? Только зная цели и задачи рекламного сообщения, можно стратегически разработать дизайн для наиболее подходящего психологического восприятия.

 

Если нужно

— добиться узнаваемости, оповестить — используйте в дизайне принцип доминанты, масштаб и контрастность.

— идентифицировать компанию — внесите ясность. Создайте чистую и ясную графику, которую легко интерпретировать, учитывая схемы и модели мышления аудитории.

 

Эффективное рекламное сообщение — это работа, сделанная в соответствии с особенностями схем и моделей мышления потребителя. И конечно, работая над проектом, не нужно заниматься всей наукой восприятия дизайна, важно лишь понимать её, чтобы использовать в процессе.

 

по материалам статьи отсюда


voolf.ru

Определение визуальное восприятие общее значение и понятие. Что это такое визуальное восприятие

Восприятие (латинского perceptio ) состоит из получения через чувства образов, звуков, впечатлений или внешних ощущений. Это психическая функция, которая позволяет организму собирать, обрабатывать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающей среды.

Важно различать стимул, который принадлежит внешнему миру и генерирует первый эффект в цепочке знаний, и восприятие, которое является психологическим процессом и принадлежит внутреннему миру. Можно сказать, что стимулом является физическая, механическая, термическая, химическая или электромагнитная энергия, которая возбуждает или активирует сенсорный рецептор.

Зрительное восприятие — это внутреннее ощущение видимого знания, возникающее в результате стимула или светового впечатления, регистрируемого глазами . В целом, этот оптико-физический акт действует одинаково у всех людей, поскольку физиологические различия органов зрения почти не влияют на результат восприятия.

Основные различия возникают при интерпретации полученной информации, например, из-за неравенства в культуре, образовании, интеллекте и возрасте. В этом смысле изображения могут быть «прочитаны» или интерпретированы как литературный текст, так что в процессе зрительного восприятия существует возможность научиться углублять смысл чтения.

Гештальт- психологи в начале 20-го века были первыми, кто предложил философскую теорию формы. Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка и Курт Левин, среди прочих, утверждали, что в восприятии целое больше, чем сумма частей .

Восприятие трех измерений

С растущим успехом десятого запуска 3D-развлечений (три измерения ) появились новые технологии, чтобы заставить наш мозг поверить, что объекты и существа, которые мы видим на экране, действительно существуют; для этого используемые камеры имеют две линзы, расположенные на расстоянии, которые наблюдают за миром, как это делают наши глаза. Вопрос в том, как они это делают?

В принципе, необходимо детализировать серию понятий, представляющих те признаки, которые мозг учитывает, чтобы понять, что захватывают глаза:

* суперпозиция : когда объект или индивид ставится перед другим, наш разум немедленно интерп

ru.tax-definition.org

Визуальное восприятие мира

«Творчество начинается с видения. Виденье –

это уже творческий акт, требующий напряжения»

Анри Матисс

Теория эстетического восприятия строится на том, что восприятие в основе своей представляет познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия.

Особый акцент будем делать на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а творческий, активный процесс.

Каждый акт визуального восприятия, по мнению Арнхейма (автора интереснейшей книги «Искусство и визуальное восприятие»), представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существующих черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию всего этого в целостный образ.

В 20 годах теперь уже прошлого ХХ века появилось новое направление в психологии, оно называется гештальтом. Термин гештальт не поддается однозначному переводу на русский язык, он обладает целым рядом значений: целостный, образ, структура, форма. И его можно употреблять без перевода, означая целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих его частей. В своих работах гештальтпсихологи уделяли большое внимание проблемам восприятия. Они выступали прежде всего против ассоциативной теории восприятия, господствовавшей в психологических теориях Х1Х века. Они стремились доказать, что восприятие носит целостный характер и строится на основе создания целостных структур – гештальтов. Вместо абстрактных вопросов о том, как мы видим три измерения, что такое сенсорные элементы, как возможно их объединение, гештальтпсихологи выдвинули реальные и конкретные проблемы: как мы видим вещи такими, какими они являются в действительности, как фигура воспринимается отдельно от фона, что такое поверхность, что такое форма, почему можно ничего не меняя в предмете, «изменить» его вес, размеры и другие параметры.

Попробуем разобраться, как мы видим и, тем самым, помочь себе научиться управлять зрительным восприятием.

Итак – любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение есть в тоже время интуиция, любое наблюдение – также и творчество. А каждый человек видит и слышит только то, что понимает и отвергает то, что не понимает.

Часто считают, что глаз похож на фотокамеру. Однако существуют совершенно не сходные с камерой признаки восприятия. Глаз снабжает мозг информацией, кодирующуюся в нервную активность – цепь электрических импульсов, которая в свою очередь с помощью своего кода и определенной структуры мозговой активности воспроизводит предметы. Это как буквы при чтении, символы не являются рисунками. Никакой внутренней картинки не возникает! Для мозга это структурное возбуждение и есть предмет.

Очень интересна тенденция нашего мозга группировать предметы и простые фигуры и продолжать (дорисовывать) незаконченные линии. Несколько линий – вот что нужно для глаза, остальное доделает мозг в меру своего развития и понимания. (Карикатуры, видение в пламени или в облаках – лица и фигуры, гадание на кофейной гуще и т.д.)

Можно с полной уверенностью сказать, что в процесс зрительного восприятия включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничивается зрением, здесь и осязание и вкусовые, цветовые, обонятельные, слуховые, а возможно даже температурные, болевые и другие чувственные характеристики данного предмета.

Восприятие выходит за пределы непосредственно данных нам ощущений. Восприятие и мышление не существуют независимо друг от друга. Фраза: «Я вижу то, что я понимаю» — указывает на связь, которая действительно существует.

Описывая предметы и вещи, мы постоянно указываем на их соотнесенность с окружающей средой. Ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает приписывание этому «чего-то» определенного места в системе: расположение в пространстве, степени яркости, цвета, величины, размера, расстояния и т.п. Меняя прическу, мы вдруг замечаем, что лицо немного округлилось. Подбирая фасон платья, мечтаем «вытянуть» ноги и шею и «уменьшить» объем талии. Можно сказать с полной уверенностью, что мы видим больше, чем попадает на сетчатку глаза. И это не является действием интеллекта!

Это кажется невероятным, но любая линия нарисованная на бумаге или нанесенная на поверхности предмета (в нашем случае на одежде или на лице), подобна камню брошенному в спокойную воду пруда. Все это нарушение покоя, мобилизация пространства, действие, движение. И зрение воспринимает это движение, это действие.

Здесь вступают в работу перцептивные силы. Являются ли эти силы реальными? В воспринимаемых предметах их естественно нет (конечно, вы не выросли, надев одежду в вертикальную полоску и не расширились от горизонтальной), но их можно рассматривать психологическими двойниками или эквивалентом физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга. Назвать эти силы иллюзиями нет основания, они являются иллюзорными не в большей мере, чем цвета, присущие самим предметам, хотя цвета с физиологической точки зрения это всего лишь реакция нервной системы на свет с определенной длиной волны (но об этом чуть позже).

РАВНОВЕСИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ.

Обсуждая вопрос о влиянии местоположения объекта на его восприятие, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. С точки зрения физики равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга. Данное определение относится и к перцептивным силам. Как и всякое физическое тело, каждая имеющая границы визуальная модель обладает точкой опоры или центром тяжести. Для чего нужно равновесие в создании образа? Несбалансированная композиция, будь то рисунок, расстановка мебели, подбор одежды или цветов и линий макияжа и прически, выглядит случайной, временной. Когда отсутствует спокойствие и ясность, у нас создается впечатление разрушения или неаккуратности. Например, одежда клоуна – красное и голубое, делящее тело пополам – и фигура кажется нелепой, хотя обе половинки туловища и их физический вес равны. Можно с полной уверенностью сказать, что отсутствие равновесия приводит к невозможности восприятия единого целого.

ВЕС. При создании визуальной композиции нельзя забывать и о кажущемся весе. Вес зависит от местоположения детали или предмета. Элемент, расположенный в центре композиции или близко к нему весит меньше, чем другие. Деталь в верхней части кажется тяжелее, чем внизу, а расположенная с правой стороны имеет больший вес, чем с левой. Вес зависит и от размера, естественно, что больший предмет будет и выглядеть тяжелее. Теперь, что касается «веса» цвета, то красный (теплый) цвет тяжелее голубого (холодного), а яркие и светлые цвета тяжелее темных. Например, чтобы взаимно уравновесить черное и белое необходимо площадь черного пространства сделать чуть больше белого. На вес оказывает влияние также форма предмета и направление воспринимаемых объектов. Правильная геометрическая форма всегда выглядит тяжелее, чем неправильная. Например, при сравнении одинаковых по весу и по цвету шара, квадрата и треугольника наиболее тяжелым кажется шар.

НАПРАВЛЕНИЕ. Направление, так же как и вес, влияет на равновесие, т.е. на создание общего впечатления от предмета. Очень важно понять и запомнить, что в вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтали или вертикали на небольшой угол, это направление становится главенствующим. Самым простым и доступным примером этого правила является немного смещенный шов на когда-то модных чулках со швом!

ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ СТОРОНА. Трудная проблема возникает в связи с асимметрией правого и левого. Любой предмет, расположенный справа, выглядит тяжелее левого. Специалисты считают, все, что расположено слева имеет большее значение для наблюдателя, чем то, что расположено в центре или справа. Вспомните, где стоит трибуна оратора, где происходит главное действие на сцене: посередине, а чаще слева. Данное явление связывают с доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором содержатся высшие мозговые центры – речь, чтение и письмо.

ОЧЕРТАНИЕ. В сущности, зрение – это средство практической ориентации в пространстве. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта. (Плохо пропечатанная фотография превратила лицо в несколько серых пятен, но мы его узнаем) Можно сказать, что человеческий взгляд – это, в какой-то степени, проникновение в сущность предмета. А очертание – всего лишь одна из существенных характеристик предмета, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Очертание – это граница массы. Но вот интересный пример, мы не видим скрытую сторону мяча, но твердо знаем, что мяч круглый. То, что нам знакомо, выступает как знание, которое прибавляется к непосредственному наблюдению.

Гештальтпсихологи считают, что любая стимулирующая модель воспринимается наиболее простой, т.е. предмет, который мы видим, состоит из небольшого числа характерных структурных особенностей. И чем дальше от нас находится предмет, тем более простой формы фигуру мы видим. При более пристальном рассматривании мы начинаем видеть и детали.

ПОДОБИЕ. При создании любой композиции необходимо помнить и принцип подобия: чем больше схожи между собой части какой-либо воспринимаемой модели, тем сильнее они будут объединяться в целое. Элементы, связанные подобием формы, цвета, размера и т.д., стремятся быть расположенными в одной плоскости. Подобие создает сильный зрительный эффект, формируя и образовывая зрительные модели. И чем проще модели, получающиеся таким образом, тем сильнее они бросаются в глаза, часто разбивая композицию или создавая новую.

Дальнейшее развитие принципа подобия частей находит свое выражение в закономерности, которая имеет дело с внутренним подобием зрительно воспринимаемого объекта: когда существует выбор между несколькими возможностями продолжения кривых (а человеческое тело, хочу напомнить, состоит только из них), то предпочтение отдается тому, которое наиболее последовательно сохраняет внутреннюю структуру. И еще, всегда интервалы между криволинейными отрезками мысленно заполняются нами и достраиваются до полной окружности. Также доказано, что подобие фигур или цветовых пятен выражается не в строгом повторении предыдущего, а в постепенном изменении формы. И глаз зрителя, вынужденный следовать за этим перцептивным движением, видит новую форму!

Содержание предмета, а в нашем случае это человек, представляет нечто большее, чем просто внешнее очертание. Не случайно говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания.

studfiles.net

Визуальное восприятие и применение принципов гештальта в веб-дизайне

В 1910 психолог Макс Ветгеймер (Max Wertheimer), наблюдавший за вспышками сигнальных огней на железнодорожном переезде, испытал внезапное озарение, впоследствии послужившее основой для разработки концепции гештальта (от немецкого Gestalt — целостная структура, образ, форма) и формулировки принципов визуального восприятия объектов.

Цепочка рассуждений психолога была примерно следующей: на самом деле световой сигнал не перемещается влево-вправо — это просто последовательно включаются и выключаются 2 отдельные лампы. Еще более наклонность человеческого мозга «дорисовывать» наблюдаемый объект до завершенной, «полной» структуры заметна при взгляде на «бегущие огоньки», создаваемые электрическим лампами, по периметру окружающими вывески и козырьки крыш кинотеатров.

Для наблюдателя все выглядит так, будто отдельный огонек перемещается по некоей траектории, периодически меняя направление движения, хотя на деле происходит последовательное включение-выключение отдельных ламп. Это мозг человека объединяет отдельные объекты в некий целостный образ, категориально отличающийся от суммы своих частей — как неподвижные лампочки качественно отличаются от «бегущего огонька», воспринимаемого наблюдателем этой электрической иллюминации.

Далее мы рассмотрим некоторые основные принципы гештальта и их практическое применение в веб-дизайне.

Ключевые идеи, лежащие в основе теории гештальта

«Целое есть нечто иное, нежели сумма его частей», — Курт Коффка (Kurt Koffka, немецко-американский психолог, один из основателей гештальт-психологии).

Приведенная выше цитата есть кратчайшее изложение теории гештальта. В примере с внезапной догадкой Вертгеймера целостная структура (гештальт, воспринимаемый образ) — «бегущий огонек» — в принципе не получается при простом сложении составляющих ее элементов (отдельных электрических ламп).

Другими словами, люди визуально воспринимают группу объектов как нечто целое, прежде чем распознают отдельные объекты, составляющие группу. Мы видим целое как что-то большее, чем сумма его частей, и даже когда детали общей картины являются полностью отдельными объектами, мы при взгляде на них сгруппируем их в законченную пространственно-наглядную форму (еще одно определение гештальта).

Есть 4 ключевые идеи, формирующих принципы гештальта:

Появление/проявление (Emergence) — целое распознается прежде, чем его составляющие.

Появление — это процесс формирования сложного целостного образа из простых визуальных паттернов. При попытке идентифицировать объект мы в первую очередь определяем его контур, его очертания. Затем мы в поисках совпадения сравниваем выделенный контур со паттернами восприятия (знакомыми формами и объектами), уже хранящимися в нашей визуальной памяти. Только после того как контур наблюдаемого целого совпадет с существующим в памяти стереотипом, мы начнем идентифицировать части, составляющие упомянутое целое.

При разработке дизайна целевой страницы имейте ввиду, что посетители сначала будут распознавать элементы лендинга в их самом общем виде. Простой, хорошо выделяемый взглядом объект быстрее вовлечет пользователя в конверсионное действие, чем сложный объект, состоящий из множества мелких деталей и с трудно определяемым контуром.

Воплощение/обобществление (Reification, «конкретизация») — аспект восприятия, в котором объект воспринимается как содержащий больше пространственно-наглядной информации, чем на самом деле присутствует в сенсорном стимуле от наблюдаемого объекта.

Для того чтобы наблюдаемый объект максимально совпал с хранящимися в визуальной памяти стереотипами восприятия, мозг человека генерирует дополнительную информацию, позволяющую заполнить «пробелы», из-за которых происходит несовпадение контура объекта и имеющегося паттерна восприятия. Иначе говоря, мы выбираем почти полное совпадение воспринимаемого образа и «дорисовываем» его до существующего визуального стереотипа.

Обобществление позволяет дизайнеру не завершать контур объекта для того, чтобы пользователь увидел собственно объект. Достаточно оставить столько частей контура, чтобы зритель мог сопоставить его с имеющимися шаблонами восприятия.

Множественная стабильность (Multi-stability, мультистабильность) — свойство, позволяющее переключаться между стабильными альтернативными интерпретациями при неоднозначном опыте восприятия объекта (неоднозначном перцептивном опыте).

Проще говоря, некоторые объекты могут быть интерпретированы сознанием более чем одним способом. На этом свойстве визуального восприятия базируется множество пространственных иллюзий. Ниже приведен пример, с которым вы, скорее всего, уже знакомы: на этой картинке можно увидеть либо два лица в профиль, либо вазу (см. левую иллюстрацию в разделе «Фигура и фон»).

Вы не можете находиться одновременно в двух стабильных состояниях восприятия объекта, видя сразу вазу и лица. Вместо этого вы будете быстро перемещаться вперед-назад между двумя устойчивыми альтернативами смыслового толкования изображения, причем одна из них будет доминирующим вариантом восприятия объекта, и чем дольше вы будете придерживаться этой интерпретации, то тем труднее вам будет увидеть «альтернативную реальность», имеющуюся на той же картинке.

С точки зрения практического применения упомянутого эффекта в дизайне: если вы захотите изменить чье-то восприятие некоего объекта, то не пытайтесь изменить все сразу. Найдите способ предоставить зрителю альтернативную точку зрения, и это автоматически приведет к укреплению новой интерпретации визуального объекта при ослаблении его первоначального восприятия.

Инвариантность (Invariance) — свойство восприятия, позволяющее узнавать объекты независимо от их вращения, перемещения, масштабирования, изменения условий освещения и т. д.

Поскольку мы чаще всего смотрим на объекты внешнего мира с отличающихся визуальных перспектив, то мы выработали способность распознавать эти объекты независимо от точки зрения на них.

Представим себе картину, что вы могли бы узнавать знакомого человека строго при взгляде на него анфас — повернувшись в профиль он представал перед вами абсолютным незнакомцем. Однако мы все еще можем узнавать близких и друзей — несмотря на все возможное разнообразие траекторий наших взглядов на знакомых нам людей. 🙂

Вы можете увидеть воплощение этих идей в приведенных ниже принципах. Основная концепция излагаемого материала сводится к тому, что принципы гештальта описывают механизмы восприятия и ядро визуального языка, с которыми и работают дизайнеры.

Принципы гештальта

Большинство из этих принципов относительно легки для понимания, тем более, что их объединяет общая тема, «красной нитью» проходящая через многие из них:

«При прочих равных условиях связанные между собой элементы при восприятии группируются в единицы высшего порядка», — Стивен Палмер (Stephen Palmer), американский психолог.

Закон содержательности (Law Prägnanz, закон простоты, «хорошая фигура»)

«Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные и сложные изображения как простейшую из возможных форм или комбинацию из простейших форм».

Это — фундаментальный принцип гештальта. Люди предпочитают иметь дело с простыми, понятными и упорядоченными вещами, которые на уровне инстинкта воспринимаются более безопасными, чем объекты сложные и непонятные.

Простые вещи не требуют от человека напряженных умственных усилий и не грозят ему неприятными сюрпризами. Вот почему при восприятии сложных форм мы, как правило, «реорганизуем» их до набора простых компонентов или до простой целой формы.

На иллюстрации выше вы, скорее всего, увидите левое изображение как комбинацию простейших форм — круга, квадрата и треугольника, — как это показано на картинке справа, чем как сложную и неоднозначную для интерпретации целую форму.

В данном случае нам проще увидеть три различных объекта, нежели один сложный. Иногда же проще воспринять один объект, дополнив его с помощью замкнутости.

Замкнутость (Closure, завершение)

«При взгляде на сложно расположенные элементы мы стремимся увидеть в них простую узнаваемую форму».

Как и предыдущий закон содержательности, принцип замкнутость базируется на стремлении человека к упрощению воспринимаемых образов. Но замкнутость является противоположностью содержательности, позволяющей — как на примере выше — упрощать визуальное восприятие через представление одного объекта как комбинации трех.

При завершении мы объединяем части, чтобы увидеть простое целое. Наш мозг дополняет недостающую информацию, чтобы сформировать законченную фигуру.

На левом изображении выше вы увидите белый треугольник, хотя изображение на самом деле состоит из трех черных «Пэкменообразных» форм (Pac-Man-like shapes). На рисунке справа вы в комбинации нескольких случайных фигур увидите панду. Так получается потому, что увидеть треугольник и панду проще, чем пытаться понять, что же означает каждая отдельная часть рисунка.

Замкнутость упрощенно можно рассматривать как «клей», соединяющий элементы воедино, хотя речь здесь идет о более глобальном понятии — о склонности человека искать и находить завершенные структуры.

Ключ к использованию принципа замкнутости — предоставить пользователю достаточно информации, чтобы он мог «дорисовать» в своем восприятии недостающие элементы. Если информации мало, то элементы будут рассматриваться как отдельные объекты, а не части целого; если ее слишком много, то нет никакой необходимости в том, чтобы в процессе восприятия произошло завершение.

Симметрия и порядок (Symmetry and Order)

 «Люди склонны воспринимать объекты как симметричные формы, образованные вокруг условных центров».

Симметрия дает людям ощущение надежности и порядка, которые мы склонны искать в силу извечного человеческого стремления — преобразовывать хаос в порядок. Этот принцип приводит нас к понятию баланса в композиции картины, рисунка или веб-страницы, хотя композиция может и не быть идеально симметричной, чтобы находиться в равновесии.

На иллюстрации выше вы видите три пары открывающих и закрывающих скобок. Принцип близости (The principle of proximity), о котором речь пойдет чуть позже, позволяет нам предположить, что мы должны увидеть что-то еще. Явная незавершенность изображения — кажется, что с обоих сторон не хватает еще по одной скобке — свидетельствует о том, что в восприятии человека симметрия имеет приоритет над близостью.

Так как наши глаза быстро обнаруживают симметрию и порядок, то эти принципы могут быть использованы для эффективного распространения срочной информации.

Фигура и фон (Figure and Ground)

«Элемент воспринимается либо как фигура/объект (элемент в фокусе внимания), либо как фон (поверхность, на которой расположена фигура/объект)».

Принцип «фигура и фон» относится к взаимоотношению «позитивных» (значимых, обладающих контекстом) элементов любой композиции и «негативного» фона (не обладающего контекстом). Восприятие любого изображения начинается с того, что глаз отделяет фигуры (объекты) от фона.

Соотношение «фигура и фон» может быть устойчивым или неустойчивым в зависимости от того, насколько легко определить, что есть фигура, а что — фон. Классический пример неустойчивого соотношения представлен на левом рисунке выше. Вы либо видите вазу, либо два лица в зависимости от того, воспринимаете ли черный цвет как цвет объекта, а белый как цвет фона, или же наоборот.

То, что вы с легкостью перемещаетесь от одного восприятия изображения к другому, наглядно демонстрирует нестабильность взаимоотношения фигуры и фона.

Чем более стабильно соотношение «фигура и фон», тем проще мы можем сфокусировать внимание нашей целевой аудитории именно на том, что мы хотим им показать (кнопка призыва к действию, главный заголовок лендинга и другие конвертирующие элементы).

В увеличении стабильности нам могут помочь два взаимосвязанных принципа восприятия:

  • Площадь — из двух перекрывающихся объектов как фигура (независимо от цвета) воспринимается тот, чья площадь меньше.
  • Выпуклость — не вогнутые, а выпуклые формы обычно воспринимаются как фигуры.

Равномерная связность (Uniform Connectedness)

«Элементы, соединенные визуально, воспринимаются как более тесно связанные, чем элементы, не имеющие такого соединения».

На рисунке ниже линии соединяют две пару элементов, что создает восприятие того, что связанные элементы находятся в некоем отношении.

Из всех принципов оформления объектов как взаимосвязанных равномерная связность — сильнейший. На изображении мы видим 2 квадрата и 2 круга, образующих тесно взаимосвязанные пары «круг-квадрат», потому что они соединены визуально.

Обратите внимание, что линии могут и не касаться соединяемых объектов для того, чтобы последние воспринимались как взаимосвязанные.

Общие области (Common Regions)

«Элементы воспринимаются как часть группы, если они находятся в одной и той же замкнутой области».

Другой способ показать связь между элементами — расположить их особым образом. Все, что находится внутри замкнутой области, воспринимается как связанное между собой. Все, выходящее за ее пределы, рассматривается как набор отдельных объектов.
Круги на иллюстрации ниже одинаковы, однако же мы видим две различные группы, причем объекты в каждой группе воспринимаются как связанные между собой.

Типичный способ показать общую область — нарисовать прямоугольник вокруг элементов, связанных друг с другом. Это способ будет работать и для элементов, размещенных на участках фона, отличающихся по цвету.

Близость (Proximity)

«Объекты, расположенные ближе друг к другу, воспринимаются как взаимосвязанные в отличие от тех, что расположены дальше друг от друга».

Принцип близости подобен принципу общих областей, но использует пространство как упомянутая нами ранее замкнутость.

Если элементы расположены близко друг к другу, то они рассматриваются как часть группы, а не в качестве отдельных элементов. Это особенно верно, когда элементы в группе расположены ближе друг к другу, чем к любым элементам вовне.

Объекты не должны быть схожи по каким-либо признакам (предположим, цвет, размер, форма), чтобы их можно было расположить в пространстве поблизости друг от друга и они воспринимались как взаимосвязанные.

Продолжение (Continuation)

«Элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более тесно связанные, чем элементы, не находящиеся на линии или кривой».

Это инстинкт — придерживаться определенного направления. Стоит вам взглянуть или пойди в выбранном направлении, вы будете совершать это действие, пока не увидите что-то значительное, или же вы не определите, что там нет ничего интересного, на что стоит посмотреть.

Другая интерпретация этого принципа такова: мы будем продолжать наше восприятие форм за их конечными точками. На рисунке выше мы видим пересекающиеся прямую и кривую линии вместо двух отрезков и двух сегментов кривой, встречающихся в одной точке.

Общее предназначение/синхронность (Common Fate/Synchrony)

«Элементы, движущиеся в одном направлении, воспринимаются как более связанные, чем элементы неподвижные или же движущиеся в разных направлениях».

Независимо от того, как далеко друг от друга размещены элементы или от того, насколько они непохожи, если они выглядят как движущиеся или изменяющиеся синхронно, то они будут восприниматься как связанные друг с другом.

Для осуществления принципа общей участи элементы даже не нуждаются в движении. Более важно, что они выглядят как имеющие общее предназначение. Предположим, что 4 человека неподвижно стоят рядом, но двое из них наблюдают за чем-то, синхронно повернув головы вправо. Эти двое и будут рассматриваться как имеющие общее предназначение.

На иллюстрации выше стрелки указывают на общее предназначение элементов. Собственно движение или изменение даже не является необходимыми — сильнее всего на общее предназначение/синхронность указывают стрелки или направления взглядов, только подразумевающие движение как таковое.

Параллелизм (Parallelism)

«Элементы, параллельные друг другу, считаются более взаимосвязанными, чем элементы не параллельные».

Этот принцип похож на вышеописанное общее предназначение. Линии часто применяются как символ указания на какое-либо направление или перемещение куда-то.

Параллельные линии воспринимаются как указание на одно и тоже направление или движение в одинаковом направлении, что интерпретируется при визуальном восприятии как взаимосвязь этих линий.

Следует отметить, что принцип параллелизма применим и для кривых или форм, хотя для последних — с оговорками: на них должны быть расположены несколько параллельных линий.

Сходство (Similarity)

«Элементы, имеющие сходные общие характеристики, воспринимаются как взаимосвязанные — в отличие от элементов, не обладающих данными характеристиками».

Любое количество характеристик объектов может быть сходным: цвет, форма, размер, текстуры и т. д. Когда пользователь видит эти сходные характеристики, он воспринимает элементы как взаимосвязанные в силу их общих характеристик.

На рисунке ниже красные круги рассматриваются как связанные с другими красными кругами из-за сходства цвета. То же утверждение справедливо и для черных кругов. Красные и черные круги воспринимаются как непохожие друг на друга, хотя по форме все они — круги.

Очевидное применение принципа сходства в веб-дизайне — цвет ссылок. Как правило, ссылки в содержимом страницы оформляются одинаково, чаще всего синим цветом и подчеркиванием. Это помогает посетителю, определившему опытным путем что перед ним ссылка, аналогичным способом использовать все слова/фразы, выделенные сходными характеристиками: цветом и подчеркиванием.

Точки фокусировки (Focal Points)

«Точки фокусировки — элементы, способные за счет отличия от других захватывать и удерживать внимание посетителя лендинга/сайта».

Этот принцип предполагает, что внимание посетителя будет сфокусировано на элементе, чем-либо отличающихся от других. На рисунке ниже точка фокусировки выделена формой, цветом и отбрасываемой «тенью» (псевдообъемом).

Принцип точек фокусировки внимания базируется на нашей способности быстро идентифицировать неизвестные объекты как потенциальные источники опасности.

Принципы сходства и точек фокусировки связаны в том смысле, что Focal Point не должна быть похожа ни на один другой элемент посадочной страницы, чтобы привлечь внимание посетителя. На лендингах/сайта в точках фокусировки обычно размещают критически важные для конверсии элементы, например, CTA.

Прошлый опыт (Past Experiences)

«Элементы, как правило, воспринимаются в соответствии с прошлым опытом пользователя».

Прошлый опыт является, пожалуй, самым слабым гештальт-принципом. При сравнении с любым из ранее перечисленных принципов каждый из них будет доминировать над принципом прошлого опыта.

Прошлый опыт является уникальным для каждого человека, так что трудно сделать правдоподобные предположения о том, как будет воспринят новый визуальный элемент произвольно взятым пользователем.

Тем не менее существуют некий универсальный опыт, с определенными оговорками присущий каждому человеку: увидев светофор, мы будем ожидать, что красный свет будет обозначать необходимость остановиться, а зеленый «разрешит» идти. Так работает принцип прошлого опыта.

Многие из наших интерпретаций визуальных стимулов определяются культурными установками, главенствующими в обществе (вспомним о «психологии цветов»). В некоторых странах белый цвет — цвет чистоты и невинности, а черный — зла и смерти. В других регионах мира интерпретации этих двух цветов могут быть кардинально противоположными.

Да и вообще, понятие «общепринятый опыт» само по себе очень условное — не все люди в течение жизни могут пережить сходные события для приобретения похожего прошлого опыта.

Вместо заключения

И для маркетологов, и для веб-дизайнеров важно понимать принципы гештальта, потому что они составляют основу графического отображения оффера, они описывают, как люди воспринимают визуальные объекты, к каковым относится и целевая страница на мониторе пользователя.

В принципах, изложенных выше, разобраться сравнительно легко: для понимания большинства из них достаточно определений и иллюстраций. Гораздо труднее понять, как именно принципы гештальта на практике влияют на готовность посетителя к конверсии и на важнейшие бизнес-метрики.

В дальнейшем мы подробно рассмотрим влияние гештальта на дизайн: мы увидим, как симметрия помогает нам сбалансировать визуальный и текстовый контент лендинга и как совместное применение принципов сходства и точек фокусировки внимания позволяет создать визуальную иерархию на лендинге.

Высоких вам конверсий!

По материалам smashingmagazine.com, image source pool-gestaltprinciples 

08-01-2015

lpgenerator.ru

Визуальное восприятие • ru.knowledgr.com

Визуальное восприятие — способность интерпретировать окружающую окружающую среду, обрабатывая информацию, которая содержится в видимом свете. Получающееся восприятие также известно как зрение, вид или видение (адъективная форма: визуальный, оптический, или глазной). Различные физиологические компоненты, вовлеченные в видение, упомянуты коллективно как визуальная система и являются центром большого исследования в психологии, когнитивистика, нейробиология и молекулярная биология, коллективно называемая наукой видения.

Визуальная система

Визуальная система у животных позволяет людям ассимилировать информацию от своей среды. Акт запусков, когда линза глаза сосредотачивает изображение своей среды на светочувствительную мембрану позади глаза, названного сетчаткой. Сетчатка — фактически часть мозга, который изолирован, чтобы служить преобразователем для преобразования образцов света в нейронные сигналы. Линза глаза сосредотачивает свет на фотовосприимчивых клетках сетчатки, которые обнаруживают фотоны света и отвечают, производя нервные импульсы. Эти сигналы обработаны иерархическим способом различными частями мозга от сетчатки вверх по течению к центральным ганглиям в мозге.

Обратите внимание на то, что вплоть до сих пор большая часть вышеупомянутого параграфа могла относиться к octopi, моллюскам, червям, насекомым и более примитивным вещам; что-либо с более сконцентрированной нервной системой и лучшими глазами, чем говорит медузу. Однако следующее обычно относится к млекопитающим и птицам (в измененной форме): сетчатка у этих более сложных животных посылает волокна (зрительный нерв) к ответвлению geniculate ядро к основной и вторичной зрительной зоне коры головного мозга мозга. Сигналы от сетчатки могут также поехать непосредственно от сетчатки до превосходящего colliculus.

Восприятие объектов и все количество визуальной сцены достигнуты визуальной корой ассоциации. Визуальная кора ассоциации объединяет всю сенсорную информацию, воспринятую полосатой корой, которая содержит тысячи модулей, которые являются частью модульных нейронных сетей. Нейроны в полосатой коре посылают аксоны в extrastriate кору, область в визуальной коре ассоциации, которая окружает полосатую кору.

Исследование

Основная проблема в визуальном восприятии состоит в том, что то, что видят люди, не является просто переводом относящихся к сетчатке глаза стимулов (т.е., изображение на сетчатке). Таким образом люди, заинтересованные восприятием, долго изо всех сил пытались объяснить, что визуальная обработка делает, чтобы создать то, что фактически замечено.

Ранние исследования

Было две крупнейших древнегреческих школы, обеспечивая примитивное объяснение того, как видение выполнено в теле.

Первой была «теория эмиссии», которая утверждала, что видение происходит, когда лучи происходят от глаз и перехвачены визуальными объектами. Если объект был замечен непосредственно, это был ‘средствами лучей’ выход из глаз и снова падение на объект. Преломляемое изображение было, однако, замечено ‘средствами лучей’ также, который вышел из глаз, пересеченных через воздух, и после преломления, упал на видимый объект, который был увиден как результат движения лучей от глаза. Эта теория была защищена учеными как Евклид и Птолемей и их последователи.

Вторая школа защитила так называемый подход ‘допущения’, который рассматривает видение как прибывающий из чего-то входящего в глазного представителя объекта. С его главными распространителями Аристотелем, Галеном и их последователями, у этой теории, кажется, есть некоторый контакт с современными теориями того, каково видение действительно, но это осталось только предположением, испытывающим недостаток в любом экспериментальном фонде.

Обе философских школы положились на принцип, который «как только известен подобным», и таким образом из соображений, что глаз был составлен из некоторого «внутреннего огня», который взаимодействовал с «внешним огнем» видимого света и сделал видение возможным. Платон делает это утверждение в своем диалоге Timaeus, как делает Аристотеля, в его Де Сансю.

Alhazen (965 – 1040) выполнил много расследований и экспериментов на визуальном восприятии, расширил работу Птолемея на бинокулярном зрении и прокомментировал анатомические работы Галена.

Леонардо да Винчи (1452–1519), как полагают, первый, чтобы признать специальные оптические качества глаза. Он написал, что «Функция человеческого глаза… была описана большим количеством авторов определенным способом. Но я нашел, что он абсолютно отличался». Его главное экспериментальное открытие состояло в том, что есть только отличное и ясное видение в углу обзора, оптическая линия, которая заканчивается в ямке. Хотя он не использовал эти слова буквально, он фактически — отец современного различия между foveal и периферийным видением.

Не сознающий вывод

Герману фон Гельмгольцу часто приписывают первое исследование визуального восприятия в современные времена. Гельмгольц исследовал человеческий глаз и пришел к заключению, что это было, оптически, довольно бедно. Низкокачественная информация, собранная через глаз, казалось, ему сделала видение невозможным. Он поэтому пришел к заключению, что видение могло только быть результатом некоторой формы не сознающих выводов: вопрос создания предположений и заключений из неполных данных, основанных на предыдущем опыте.

Вывод требует предшествующего опыта мира.

Примеры известных предположений, основанных на визуальном опыте:

  • свет прибывает из вышеупомянутого
  • объекты обычно не рассматриваются от ниже
  • лица замечены (и признаны), вертикально.
  • более близкие объекты могут загородить обзор более отдаленных объектов, но не наоборот
  • числа (т.е., объекты переднего плана) склонны иметь выпуклые границы

Исследование визуальных иллюзий (случаи, когда процесс вывода идет не так, как надо) привело к большому пониманию, какие предположения визуальная система делает.

Другой тип не сознающей гипотезы вывода (основанный на вероятностях) был недавно восстановлен в так называемых исследованиях Bayesian визуального восприятия. Сторонники этого подхода полагают, что визуальная система выполняет некоторую форму вывода Bayesian, чтобы получить восприятие из сенсорных данных. Модели, основанные на этой идее, использовались, чтобы описать различные визуальные перцепционные функции, такие как восприятие движения, восприятие глубины и контрастное восприятие. «Совершенно эмпирическая теория восприятия» является связанным и более новым подходом, который рационализирует визуальное восприятие, явно не призывая формализм Bayesian.

Теория гештальта

Психологи гештальта, работающие прежде всего в 1930-х и 1940-х, подняли многие вопросы об исследовании, которые изучены учеными видения сегодня.

Законы о Гештальте Организации вели исследование того, как люди чувствуют визуальные компоненты как организованные образцы или wholes вместо многих различных частей. Гештальт — немецкое слово «Gestalt», которое частично переводит к «конфигурации или образцу» наряду с «целой или структурой на стадии становления». Согласно этой теории, есть шесть основных факторов, которые определяют как визуальная система автоматически элементы групп в образцы: Близость, Подобие, Закрытие, Симметрия, Общая Судьба (т.е. общее движение), и Непрерывность.

Анализ движения глаз

В течение 1960-х техническое развитие разрешило непрерывную регистрацию движения глаз во время чтения в картинном просмотре и позже в визуальном решении задач и когда камеры наушников стали доступными, также во время вождения.

Картина к левым шоу, что может произойти в течение первых двух секунд визуального осмотра. В то время как фон не в фокусе, представляя периферийное видение, первое движение глаз идет в ботинки человека (просто, потому что они очень около стартовой фиксации и имеют разумный контраст).

Следующие фиксации спрыгивают лицом к лицу. Они могли бы даже разрешить сравнения между лицами.

Можно прийти к заключению, что лицо символа — очень привлекательный символ поиска в периферийном поле зрения. foveal видение добавляет подробную информацию к периферийному первому впечатлению.

Можно также отметить, что есть три различных типов движений глаз: движения vergence, прерывистые движения и движения преследования. Движения Vergence включают сотрудничество обоих глаз, чтобы допускать изображение, чтобы упасть на ту же самую область обеих сетчаток. Это приводит к единственному сосредоточенному изображению. Прерывистые движения — тип движения глаз, которое используется, чтобы быстро просмотреть особую сцену/изображение. Наконец, движение преследования используется, чтобы следовать за объектами в движении.

Лицо и распознавание объектов

Есть значительные доказательства, что лицо и распознавание объектов достигнуты отличными системами. Например, prosopagnosic пациенты показывают дефициты в лице, но не обработку объекта, в то время как объект агностические пациенты (прежде всего, пациент К.К.) показывают дефициты в обработке объекта с сэкономленной обработкой лица. Поведенчески, было показано, что лица, но не объекты, подвергаются эффектам инверсии, приводя к требованию, что лица «особенные». Далее, столкнитесь и возразите, что обработка принимает на работу отличные нервные системы. Особенно, некоторые утверждали, что очевидная специализация человеческого мозга для обработки лица не отражает истинную специфику области, а скорее более общий процесс дискриминации опытного уровня в пределах данного класса стимула, хотя это последнее требование — предмет существенных дебатов.

Познавательные и вычислительные подходы

Основная проблема с законами о Гештальте (и школа Гештальта обычно) состоит в том, что они описательные не объяснительные. Например, нельзя объяснить, как люди видят непрерывные контуры, просто заявляя, что мозг «предпочитает хорошую непрерывность». Вычислительные модели видения имели больше успеха в объяснении визуальных явлений и в основном заменили теорию Гештальта. Позже, вычислительные модели визуального восприятия были развиты для систем Виртуальной реальности — они ближе к реальной ситуации, поскольку они составляют движение и действия, которые распространены в реальном мире. Относительно влияния Гештальта на исследование визуального восприятия завершает Bruce, Green & Georgeson:

:The физиологическая теория Gestaltists оказался нереален, оставив нас с рядом описательных принципов, но без модели перцепционной обработки. Действительно, некоторые их «законы» перцепционной организации сегодня кажутся неопределенными и несоответствующими. Что предназначается «хорошей» или «простой» формой, например?

В 1970-х Дэвид Марр развил многоуровневую теорию видения, которое проанализировало процесс видения на разных уровнях абстракции. Чтобы сосредоточиться на понимании определенных проблем в видении, он определил три уровня анализа: вычислительные, алгоритмические и implementational уровни. Много ученых видения, включая Томазо Поджо, охватили эти уровни анализа и наняли их, чтобы далее характеризовать видение с вычислительной точки зрения.

Вычислительные адреса уровня, в высоком уровне абстракции, проблемы, которые должна преодолеть визуальная система. Алгоритмический уровень пытается определить стратегию, которая может использоваться, чтобы решить эти проблемы. Наконец, implementational уровень пытается объяснить, как решения этих проблем осознаны в нервной схеме.

Марр предположил, что возможно исследовать видение на любом из этих уровней независимо. Марр описал видение как происхождение двумерного визуального множества (на сетчатке) к трехмерному описанию мира, как произведено. Его стадии видения включают:

  • 2D или основной эскиз сцены, основанной на выделении признаков фундаментальных компонентов сцены, включая края, области, и т.д. Отметьте подобие в понятии к эскизу карандаша, оттянутому быстро художником как впечатление.
  • 2½ эскизов D сцены, где структуры признаны и т.д. Отметьте подобие в понятии к стадии в рисовании, где художник выдвигает на первый план или заштриховывает области сцены, чтобы обеспечить глубину.
  • 3 модели D, где сцена визуализируется в непрерывной, 3-мерной карте.

Трансдукция

Трансдукция — процесс, посредством которого энергия от экологических стимулов преобразована в нервную деятельность для мозга, чтобы понять и обработать. Задняя часть глаза содержит три различных слоя клетки: слой фоторецептора, слой биполярной ячейки и слой клетки нервного узла. Слой фоторецептора в самой глубине и содержит фоторецепторы прута и фоторецепторы конуса. Конусы ответственны за цветное восприятие. Есть три различных конуса: красный, зеленый и синий. Фоторецепторы содержат в пределах них специальный химикат, названный фотопигментом, которые включены в мембрану чешуек; единственный человеческий прут содержит приблизительно 10 миллионов из них. Молекулы фотопигмента состоят из двух частей opsin (белок) и относящийся к сетчатке глаза (липид). Есть 3 определенных фотопигмента (каждый с их собственным цветом), которые отвечают на определенные длины волны света. Когда соответствующая длина волны света поражает фоторецептор, его разделения фотопигмента в два, который посылает сообщение в слой биполярной ячейки, который в свою очередь посылает сообщение в клетки нервного узла, которые тогда посылают информацию через зрительный нерв к мозгу. Если соответствующий фотопигмент не будет в надлежащем фоторецепторе (например, зеленый фотопигмент в красном конусе), то условие, названное цветным дефицитом видения, произойдет.

Процесс противника

Трансдукция включает химические сообщения, посланные от фоторецепторов до биполярных ячеек к клеткам нервного узла. Несколько фоторецепторов могут послать свою информацию в одну клетку нервного узла. Есть два типа клеток нервного узла: красный/зеленый и желтый/синий. Эти клетки нейрона последовательно стреляют — даже когда не стимулируемый. Мозг интерпретирует различные цвета (и с большой информацией, изображением), когда темп увольнения этих нейронов изменяется. Красный свет стимулирует красный конус, который в свою очередь стимулирует красную/зеленую клетку нервного узла. Аналогично, зеленый свет стимулирует зеленый конус, который стимулирует красную/зеленую клетку нервного узла, и синий свет стимулирует синий конус, который стимулирует желтую/синюю клетку нервного узла. Темп увольнения клеток нервного узла увеличен, когда это сообщено одним конусом и уменьшено (запрещенное), когда это сообщено другим конусом. Первые раскрашивают имя, если клетка нервного узла — цвет, который волнует его, и вторым является цвет, который запрещает его. т.е.: красный конус взволновал бы красную/зеленую клетку нервного узла, и зеленый конус запретит красную/зеленую клетку нервного узла. Это — процесс противника. Если бы темп увольнения красной/зеленой клетки нервного узла увеличен, мозг знал бы, что свет был красным, если бы уровень был уменьшен, то мозг знал бы, что цвет света был зеленым.

Искусственное визуальное восприятие

Теории и наблюдения за визуальным восприятием были главным источником вдохновения для компьютерного видения (также названный машинным видением или вычислительным видением). Специальные структуры аппаратных средств и алгоритмы программного обеспечения предоставляют машинам способность интерпретировать изображения, прибывающие из камеры или датчика. Искусственное Визуальное Восприятие долго использовалось в промышленности и теперь входит в области автомобильных и робототехники.

См. также

  • Цветное видение
  • Компьютерное видение
  • Восприятие глубины
  • Ответвление, маскирующее
  • Невооруженный глаз
  • Гештальт-психология
  • Машинное видение
  • Восприятие движения
  • Мультисенсорная интеграция
  • Пространственная частота
  • Визуальная иллюзия
  • Визуальная обработка

Дефициты видения или беспорядки

  • Агнозия Apperceptive
  • Ассоциативная визуальная агнозия
  • Галлюциноген, сохраняющийся беспорядок восприятия
  • Иллюзорный palinopsia
  • Прозопогназия
  • Выздоровление от слепоты
  • Синдром чувствительности Scotopic
  • Визуальная агнозия

Связанные дисциплины

  • Когнитивистики
  • Нейробиология
  • Офтальмология

Внешние ссылки

  • Визуальное восприятие 3 – культурные и факторы окружающей среды
  • Законы о гештальте
  • Резюме Kosslyn и др. ‘s теория видения высокого уровня
  • Организация сетчатки и визуальной системы
  • Справочная информация о aritificial визуальном восприятии

ru.knowledgr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *