Вклад павлов в психологию – .. .. —

Содержание

Академик Павлов о психологии: kris_golovastik — LiveJournal

Академик Павлов о психологии

Психология не наука, а только надежда на науку.
Джеймс

Великий ученный И.П. Павлов Нобелевский лауреат, физиолог, преобразователь и неутомимый деятель, занимался не только кровообращением, пищеварением и условными рефлексами, его интересовала наука в целом во всех ее проявлениях.
Так как он был ярый спорщик и отстаиватель материалистической концепции в науке, его не могли не заинтересовать новые веяния его столетия, и он на них естественно откликался. В частности, у него было свое мнение по поводу психологии и психологов. Прошелся он по ним, прямо скажем, конкретно.

Претензии ученого к психологам заключались в следующем:

1. Отсутствие в большинстве случаев экспериментальных проверок, использование умозрительных (взятых из воздуха) теорий как объясняющих те или иные явления.

Цитата:

«Физиологу невольно думается, что психолог, так недавно обособившийся от философа, еще не совсем отрешился от пристрастия к философскому приему дедукции, от чисто логической работы, не проверяющей каждый шаг мысли согласием с действительностью».

2. Отход психологов от естествознания — науке о природных явлениях, т.е. от природы человека, его физиологии.

Цитаты:

«Я не отрицаю психологии как познания внутреннего мира человека. … здесь и сейчас я только отстаиваю и утверждаю абсолютные непререкаемые права естественнонаучной мысли всюду и до сих пор, где и покуда она может проявлять свою мощь. А кто знает, где кончается эта возможность!»

«Между тем, мне ясно, что многие психологи ревниво, так сказать, оберегают поведение животного и человека от таких чисто физиологических объяснений, постоянно их игнорируя и не пробуя прилагать их сколько-нибудь объективно».

«Я против некоторых психологов опять имею сердце. Я их отрицал, потом немного примирился, но теперь факты восстанавливают меня против них. У них, по-видимому, имеется желание, чтобы их предмет оставался неразъясненным, вот какая странность! Их привлекает таинственное. От того, что можно объяснить со стороны физиологии, они отворачиваются».

«Еще Сократ говорил: «Познай самого себя», а тут ученый человек, невролог, говорит: «Не смей познавать»».

3. Субъективизм (отсебятина). Психологи приписывают явлениям свои личные интерпретации. Впутывают в научное мышление свое миросозерцание.

Цитаты:

«..Не постоянное ли горе жизни состоит в том, что люди большей частью не понимают друг друга, не могут войти один в состояние другого!»

В лаборатории Павлова даже был объявлен штраф за употребление таких психологических выражений как: собака «догадалась», «захотела», «пожелала».

«… потому что психологическое рассуждение – есть адетерминистическое рассуждение, т.е. я признаю явление, происходящее ни оттуда, ни отсюда. Я говорю: собака подумала, собака желает – и удовлетворяюсь. И это есть фикция. А причины для явления так и нет. Стало быть, и удовлетворение при психологическом толковании тоже только фиктивное, без основания. Наше объективное объяснение есть истинно-научное, т.е. всегда обращающееся к причине, всегда ищущее причину».

«… это большая задача, к которой я себя готовлю, перебрать все психологические понятия и показать в сопоставлении с нашим объективным материалом, до какой степени они фантастичны и носят грубый эмпирический характер, который представляет непреодолимую помеху при анализе тонких явлений высшей нервной деятельности».

4. Невнимание к фактам, а лишь игра словами. Теоретизирование («игрушечные сочинения и фантазии»).

Цитаты:

«Насчет психологов: все-таки они специалисты слов, с фактами же они совершенно не считаются».

«В науке никаких авторитетов нет кроме факта, а факт должен быть понятен до точки».

«… нет, несомненно, это особенная порода людей это особенная область, где мысль настоящая не имеет ход, а постоянно закапывается черт знает во что».

5. Вера в сверхъестественное.

Цитаты:

«… они никак не могут примириться, что эту душу можно взять в руки, взять в лабораторию, на собаках разъяснить законы ее деятельности».

«… все это обречено на гибель как слепое отрицание действительности»

«Меньше этики, больше антропологии, меньше интересоваться тем, что должно бы быть, и больше тем, что есть».

«… все это муки анимиста, который должен встать на научную точку зрения, дух времени подталкивает, а ресурсов для этого нет…».

Психология сегодня

Критика Павлова это «решительное нет» всему ненаучному, непроверенному. И «категорическое да» обоснованным, научным методам в помощи человеку.
Он не отрицал ни психологии, ни психологов, но лишь обращал внимание: откуда растут корни, и предупреждал об опасности отойти от истоков психики, а ОНА нравится это или нет, находится в головном мозге человека и имеет свои закономерности. Которые невозможно не учитывать!

Павлов был возмущен и встревожен. Все эти опасения прозвучали сто лет назад и, видимо, не зря.
Что мы имеем сейчас? Сотни психологических направлений-школ (а дитя без глаза), повальное увлечение абстрактными иррациональными псевдонаучными концепциями, рекомендации и техники неучитывающие физиологию, типологию конкретного человека.
Если уж браться за лечение человека, так прежде досконально изучив его. Что это такое есть человек? Почему он реагирует так, а не иначе? Какой у него тип нервной системы? Кому что рекомендовать? Что такое нервные процессы, что такое психика, в конце концов, где она хоть находится?
Легко увидеть, что основные запросы к психологам обусловлены невротическими и депрессивными состояниями. Также огромное количество проблем обусловлено особенностями трудного характера. И без знания-понимания основ сущности их страдания – помочь просто невозможно.
Думаю, нам есть к чему поучиться у нашего гения. Прислушаться к его словам через века идущие к нам и призадуматься, прежде чем приступать к терапии такого сложного существа как человек. Чтобы лечить-помогать, надо знать.

Цитата:

«Я вижу и преклоняюсь перед усилиями мысли в работе старых и новейших психологов, но мне вместе с тем представляется, — и едва ли это можно оспаривать, — что работа эта совершается страшно не экономично, и я проникнут убеждением, что чистая физиология головного мозга животных чрезвычайно облегчит, больше того – оплодотворит непомерную, богатырскую работу тех, кто посвящает себя науке о субъективных состояниях человека».

Павлов и Фрейд

Павлов о Фрейде: «Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы – человеческой психики.

Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света… А Фрейд может только с большим или меньшим блеском и интуицией гадать о внутренних состояниях человека. Он может, пожалуй, сам стать основателем новой религии…».

А между тем, вклад самого Павлова в психологию и психиатрию огромен:

— экспериментально доказал физиологическую основу психики на примере условных рефлексов
— заложил фундамент всей последующей поведенческой психотерапии, условно-рефлекторной терапии (научение различным навыкам поведения, лечение тревог и навязчивостей, зависимостей через положительное или отрицательное подкрепление)
— акцентировал внимание на важности, как свободы, так и дисциплины в воспитании ребенка, аргументировал в своих статьях разумное их соотношение (возбуждение и торможение)
— разработал учение о темпераментах (выделение сильной и слабой нервной системы человека, а также ее подвижности и уравновешенности, таким образом, подвел научную базу к работе Гиппократа о холериках, меланхоликах, флегматиках, сангвиниках)

— к учению о темпераментах добавляет разделение людей на мыслительный, художественный и средний типы
— разрабатывает микстуру на основе брома и кофеина, которая обладает успокаивающим действием. Делает открытие о важности дозировки микстуры для разных типов нервной системы человека («микстура Павлова»)
— сонная терапия («терапия сном»), основана на учении И. П. Павлова об охранительной и целебной роли торможения. Лечение сном приводит к нормализации деятельности ЦНС и тем самым создает благоприятные условия для лечения различных заболеваний
— анализ физиологических процессов, лежащих в основе гипнотического внушения
— выдвинул понятие о второй сигнальной системе в головном мозге человека как о системе речевых сигналов, показав, таким образом, возможность воздействия словом на человека в лечебных оздоровительных целях (так как вторая сигнальная система (речь) коренным образом связана с первой сигнальной системой (ощущения) можно посредством одной воздействовать на другую)
— учение об экспериментальных неврозах (срывах) в результате перенапряжения НС (опытным путем показал как неврозы могут появляться в здоровом организме (путем перенапряжения раздражительного или тормозного процесса, или их сталкивания) и как можно их погасить снова до нормы (путем продолжительного отдыха, устранения отрицательных раздражителей)
— на основе учения об условных рефлексах, его последователям удалось доказать влияние коры головного мозга на работу внутренних органов и их заболевание, психосоматика (кортико-висцеральная теория)
— ввел понятие «рефлекс цели», призывал поощрять увлечения, страсть к коллекционированию людей (предложил понятие «маркотерапия»)
— через законы торможения и возбуждения объяснил физиологическую основу некоторых психических заболеваний (охранительное торможение, патологическое растормаживание-возбуждение)

И многое, многое другое….

И в заключении:

И.П. Павлов: «И поныне вполне справедлива пословица: чужая душа – потемки». Наши же объективные исследования сложно-нервных явлений у высших животных дают основательную надежду, что основные законы, лежащие под этой страшной сложностью, в виде которой нам представляется внутренний мир человека, будут найдены физиологами и не в отдаленном будущем».

Здесь отражается один из фундаментальных призывов академика – это призыв к примирению («браку») физиологии с психологией.

Желаю нам всем в этом удачи!

Литература:

И. П. Павлов
«Рефлекс свободы»

Уэллс Г.

«Павлов и Фрейд»

kris-golovastik.livejournal.com

Вклад И.П. Павлова в психологию

Вклад И.П. Павлова в психологию

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра общей психологии

Эссе по психологии

Вклад И.П. Павлова в психологию

Работа выполнена студенткой 1 курса

Филологического факультета группы 2402

Артюшиной Татьяной Юрьевной

Рязань 2014

Иван Павлов родился в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника, а отец, Петр Дмитриевич, был настоятелем одного из храмов Рязани. Дети в семье Павловых воспитывались церковными людьми, которые заботились об их всестороннем развитии. Мне очень запомнились последние слова автобиографии ученого: «А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». Но, мне кажется, что в детстве ученого можно отдельно выделить период, когда он, находясь в больном состоянии, гостил у своего крестного — игумена Троицкого монастыря. Крестный мальчика был добрым, умным и весьма образованным человеком. Он много читал, был требователен к себе и к окружающим. Я думаю, что эти человеческие качества оказали сильное влияние на тогда еще маленького Ивана.

Однако, особый трепет у Павлова, по воспоминаниям его младшей сестры, вызывал отец, который был для него первым учителем. Отец сумел привить ему любовь к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. На протяжении жизни ученый не раз публично вспоминал совет отца: каждую книгу необходимо перечитывать по два раза. Павлов всегда следовал этому совету и, по его мнению, он оказался очень полезным в научной деятельности. Таким образом, в семье Павлову были заложены именно те задатки, которые в последствие помогли ему с упорством заниматься наукой и добиваться в ней успехов.

Роль открытий Ивана Павлова в области психологии бесспорно велика. В своей научной деятельности он постепенно от физиологии пищеварения перешел к физиологии высшей нервной деятельности. И поскольку Павлов был убежденным экспериментатором, то он отказался от метода субъективной психологии и встал на путь объективного изучения психических явлений. Свою нобелевскую речь <#»justify»>Психология того времени была проникнута идеалистическими концепциями, она отрывали психическое от физиологического. Это вызывало у Ивана Петровича резко отрицательное отношение. «Сейчас, я не могу себе представить: как было бы можно систему беспространственных понятий современной психологии наложить на материальную конструкцию мозга», — говорил Иван Петрович в одном из своих докладов.

Следуя своему материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. И в этом познании, по глубочайшему убеждению Ивана Петровича, важнейшая роль должна принадлежать физиологии.

Так, например, к экспериментальному анализу деятельности больших полушарий головного мозга Павлов подошел с помощью созданного им метода условных рефлексов. Для изучения деятельности больших полушарий головного мозга он избрал слюнную железу, ее деятельность поддавалась строгому количественному учету. В условном рефлексе ученый увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному приспособлению. Позже именно благодаря методу условных рефлексов было установлено, что в основе деятельности больших полушарий головного мозга лежат процессы возбуждения и торможения. А исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Благодаря методу условных рефлексов в патофизиологии была создана новая глава — учение об экспериментальных неврозах, которые трактовались как грубая модель функционального заболевания нервной системы. павлов психика рефлекс мозг

Павлов открывает вторую сигнальную систему — речь. Особенность второй сигнальной системы Павлов видел в том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.

Опираясь на понятие условного рефлекса, Иван Петрович дал объяснение сложнейшим процессам, протекающим в мозговой коре и составляющим материальную основу психики. В одном из своих первых докладов, посвященных условным рефлексам, Павлов говорил о том, что все ресурсы человека, все, чем располагала человеческая мысль на протяжении многих столетий, — искусство, литература, философия, исторические науки, религия, — все это было использовано, чтобы осветить сущность того, что представляет собой сознание. Павлов впервые использовал строго объективные методы естественно-научного изучения явлений, этот могущественный ресурс, который приобрело человечество для решения вопроса о том, как развивается психическая жизнь и какова природа тех процессов, которые протекают в мозгу.

Мы видим, что его научные открытия в области психологии довольно обширны, благодаря ему эта наука получила огромный скачок вперед, буквально открыв новую эру. И, на мой взгляд, успех его научной деятельности можно объяснить нестандартным, по тем временам, подходом к изучению человеческой психики: соединению психического и физиологического.

А теория процесса обусловливания даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств. Труды Павлова помогли наиболее обширно изучить механизмы человеческого поведения и научиться управлять ими.


diplomba.ru

Вклад И.П. Павлова в психологию

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра общей психологии

Эссе по психологии

Вклад И.П. Павлова в психологию

Работа выполнена студенткой 1 курса

Факультета русской филологии и национальной культуры группы 2702

Веселовой Викторией Сергеевной

Научный руководитель – доцент

Кафедры общей психологии ИППСР РГУ

Назарова Юлия Валентиновна

Рязань, 2017


       Иван Петрович Павлов – великий русский учёный-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года  «за работу по физиологии пищеварения» (также является первым русским нобелевским лауреатом).

       Родился Иван Петрович 26 сентября 1849 года в Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были священнослужителями в Русской православной церкви. Отец – Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать – Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826-1890). В семье было десять детей, но в живых осталось только шестеро. У Ивана Петровича было четыре брата – Дмитрий, Пётр, Николай и Сергей, и сестра Лидия.

       Иван Петрович Павлов вспоминал о своём детстве с чувством нежной любви и глубокой благодарности. В их дом на одной из узких рязанских улочек нередко заходили люди — то договориться насчет крестин, то позвать Петра Дмитриевича, отца Ивана, причастить умирающего. А то просто за советом.

Иван был первенцем в семье Павловых. Детские годы, даже весьма ранние, оставили в его душе неизгладимый след. Позднее Павлов вспоминал: «Я как будто помню мой первый визит в тот дом, где прошло затем все моё детство до юношества включительно. Странность заключается в том, что этот визит сделал я на руках няни, то есть, был, вероятно, годовалым или около того ребенком. За то, что я начал себя помнить очень рано, говорит и другой факт. Когда мимо этого дома проносили на кладбище одного из моих дядей по матери, меня опять на руках вынесли проститься с ним, и это воспоминание у меня тоже остаётся очень живым.»

       Любимым местом отдыха в доме Павловых была гостиная. Варвара Ивановна занималась рукоделием, а дети садились вместе с отцом за круглый стол. Здесь он им читал, причём всегда по два раза, чтобы они могли лучше понять и запомнить информацию. Этому правилу Иван Петрович Павлов следовал всю свою жизнь. Пётр Дмитриевич старался закрыть книгу на самом интересном месте, чтобы дети с нетерпением ждали продолжения чтения на следующий день. Также за этим столом играли в шашки и шахматы.

       Дети старались во всём всегда помогать матери: приносили воду, кололи дрова и растапливали печь. Пётр Дмитриевич и Варвара Ивановна с самых ранних лет приучали детей к труду, поэтому они никогда не ленились и добивались успехов в разных сферах деятельности.

       По воспоминаниям Лидии, младшей сестры, именно отец, который был для Ивана Петровича первым учителем, вызывал у него особый трепет. Он сумел привить ему любовь к порядку, точности и аккуратности во всём. Павлов всегда следовал его советам и наставлениям и, по его мнению, они оказались очень полезными в научной деятельности. В обширной отцовской библиотеке Иван Петрович нашел книгу Г.Г. Леви «Физиология обыденной жизни» с красочными иллюстрациями, которые поразили его воображение.

       В детстве учёного можно отдельно выделить период, когда он, находясь в больном состоянии, гостил у своего крёстного – игумена Троицкого монастыря. Крёстный мальчика был добрым, умным и весьма образованным человеком. Он много читал, был требователен к себе и окружающим.  Эти человеческие качества оказали сильное влияние на тогда еще маленького Ивана.

ru.essays.club

Вклад И.П. Павлова в психологию

метки: Жизнь, Психический, Психология, Павлов, Человек, Метод, Физиология, Наука

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра общей психологии

Эссе по психологии

Вклад И.П. Павлова в психологию

Работа выполнена студенткой 1 курса

Филологического факультета группы 2402

Артюшиной Татьяной Юрьевной

Рязань 2014

Иван Павлов родился в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника, а отец, Петр Дмитриевич, был настоятелем одного из храмов Рязани. Дети в семье Павловых воспитывались церковными людьми, которые заботились об их всестороннем развитии. Мне очень запомнились последние слова автобиографии ученого: «А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». Но, мне кажется, что в детстве ученого можно отдельно выделить период, когда он, находясь в больном состоянии, гостил у своего крестного — игумена Троицкого монастыря. Крестный мальчика был добрым, умным и весьма образованным человеком. Он много читал, был требователен к себе и к окружающим. Я думаю, что эти человеческие качества оказали сильное влияние на тогда еще маленького Ивана.

Однако, особый трепет у Павлова, по воспоминаниям его младшей сестры, вызывал отец, который был для него первым учителем. Отец сумел привить ему любовь к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. На протяжении жизни ученый не раз публично вспоминал совет отца: каждую книгу необходимо перечитывать по два раза. Павлов всегда следовал этому совету и, по его мнению, он оказался очень полезным в научной деятельности. Таким образом, в семье Павлову были заложены именно те задатки, которые в последствие помогли ему с упорством заниматься наукой и добиваться в ней успехов.

Роль открытий Ивана Павлова в области психологии бесспорно велика. В своей научной деятельности он постепенно от физиологии пищеварения перешел к физиологии высшей нервной деятельности. И поскольку Павлов был убежденным экспериментатором, то он отказался от метода субъективной психологии и встал на путь объективного изучения психических явлений. Свою нобелевскую речь он заключил такими словами: «В сущности нас интересует в жизни только одно — наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был и сейчас еще окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека, искусство, религия, литература, философия, исторические науки — все это объединилось, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в распоряжении человека есть еще один могучий ресурс — естествознание с его строго объективными методами»

14 стр., 6952 слов

Оценка жизни и деятельности Наполеона Бонапарта в отечественной историографии

… историографов, исследовавших жизнь и деятельность французского императора. Цель работы — охарактеризовать оценку жизни и деятельности Наполеона Бонапарта … Прогресс». — 1969. — с. 105 ; Шибутани Т. Социальная психология. Сокращённый перевод с английского В. Б. Ольшанского. — М.: … paternitй est interdite» [запрещено искать настоящего отца незаконного ребенка]. После двадцатилетнего бродяжничества и …

Психология того времени была проникнута идеалистическими концепциями, она отрывали психическое от физиологического. Это вызывало у Ивана Петровича резко отрицательное отношение. «Сейчас, я не могу себе представить: как было бы можно систему беспространственных понятий современной психологии наложить на материальную конструкцию мозга», — говорил Иван Петрович в одном из своих докладов.

Следуя своему материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. И в этом познании, по глубочайшему убеждению Ивана Петровича, важнейшая роль должна принадлежать физиологии.

Так, например, к экспериментальному анализу деятельности больших полушарий головного мозга Павлов подошел с помощью созданного им метода условных рефлексов. Для изучения деятельности больших полушарий головного мозга он избрал слюнную железу, ее деятельность поддавалась строгому количественному учету. В условном рефлексе ученый увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному приспособлению. Позже именно благодаря методу условных рефлексов было установлено, что в основе деятельности больших полушарий головного мозга лежат процессы возбуждения и торможения. А исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Благодаря методу условных рефлексов в патофизиологии была создана новая глава — учение об экспериментальных неврозах, которые трактовались как грубая модель функционального заболевания нервной системы. павлов психика рефлекс мозг

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

… . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Павлов открывает вторую сигнальную систему — речь. Особенность второй сигнальной системы Павлов видел в том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.

Опираясь на понятие условного рефлекса, Иван Петрович дал объяснение сложнейшим процессам, протекающим в мозговой коре и составляющим материальную основу психики. В одном из своих первых докладов, посвященных условным рефлексам, Павлов говорил о том, что все ресурсы человека, все, чем располагала человеческая мысль на протяжении многих столетий, — искусство, литература, философия, исторические науки, религия, — все это было использовано, чтобы осветить сущность того, что представляет собой сознание. Павлов впервые использовал строго объективные методы естественно-научного изучения явлений, этот могущественный ресурс, который приобрело человечество для решения вопроса о том, как развивается психическая жизнь и какова природа тех процессов, которые протекают в мозгу.

Мы видим, что его научные открытия в области психологии довольно обширны, благодаря ему эта наука получила огромный скачок вперед, буквально открыв новую эру. И, на мой взгляд, успех его научной деятельности можно объяснить нестандартным, по тем временам, подходом к изучению человеческой психики: соединению психического и физиологического.

16 стр., 7687 слов

Организм и психика. Мозг и психика

… мозга, температура тела, обмен веществ и т. п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика … из имеющихся знаний по физиологии организма и мозга, полученных к началу второй трети XX в. Сформировав … теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни …

А теория процесса обусловливания даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств. Труды Павлова помогли наиболее обширно изучить механизмы человеческого поведения и научиться управлять ими.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии.

Иван Петрович Павлов (26.09.1849 — 27.02.1936) выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основоположник наикрупнейшей русской физиологической школы; преобразователь способов исследования функций организма на базе разработанных им способов хирургической физиологии, позволивших вести долгие хронические опыты на фактически здоровом животном.

За большие награды перед мировой наукой и до этого всего в области исследований устройств пищеварения в 1904 г. И.П.Павлов удостоен Нобелевской премии.

конкретно в эту серию работ входят известные всему миру «Павловские фистулы», «Павловский изолированный желудочек» и остальные разработки. В 1907 г. И.П.Павлов избирается реальным членом русской академии наук, а в 1925 году организует Институт физиологии, бессменным директором которого он оставался до 1936 г.

Научное творчество И.П.Павлова оказало большущее влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к исследованию высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к исследованию высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал главные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такового принципиального явления как торможение нервных действий, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.Е. Сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых действий нервной системы дозволили И.П.Павлову внести значимый вклад в разработку таковой значимой трудности как механизмы сна, его отдельные фазы, предпосылки нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности действий возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре главных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические базы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе огромных полушарий головного мозга. Эти исследования дозволили И.П.Павлову сконструировать важнейшую отличительную изюминка в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не лишь первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы — базы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

В 1925 г. Академик И.П.Павлов организовал и возглавил Физиологический институт академии наук. Основная задачка Института состояла в исследовании физиологии огромных полушарий головного мозга по способу условных рефлексов. Экспериментальные исследования на собаках и человекообразных мортышках и патофизиологический анализ нервных заболеваний в клиниках дозволили И.П.Павлову в эти годы сконструировать новейшие принципиальные закономерности работы коры головного мозга — принцип структурности, принципы взаимодействия действий возбуждения и торможения в нервной системе, главные типы нервной системы и зависимость условнорефлекторной деятельности от врожденных особенностей нервной системы, создать первую в истории науки, патофизиологически обоснованную, нейродинамическую концепцию неврозов. Эти результаты дали массивный импульс углубленным исследованиям структурных и физико-химических основ физиологии головного мозга животных и человека, исследованиям роли наследственных факторов в формировании типологических особенностей нервной системы.

Научное наследие И.П.Павлова в значимой мере определило вид физиологии ХХ века и направление её развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.

students-library.com

Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович

14 (26) сентября 1849 — 27 февраля 1936

Русский учёный, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; первый русский нобелевский лауреат — премия в области медицины и физиологии в1904 году.

В 1925 году известный психолог Александр Романович Лурия писал: «Работы И. П. Павлова в области изучения условных рефлексов… — создают некоторый общий методологический фундамент эпохи…»

11 июня 2000 года в ходе торжественной церемонии объявления итогов I Национального конкурса «Золотая Психея» — «Профессиональные итоги столетия» своими размышлениями о выдающемся вкладе Ивана Петровича Павлова в мировую психологию поделился Борис Дмитриевич Карвасарский:

«Я был немало смущен, когда мне полчаса тому назад предложили сказать несколько слов об Иване Петровиче Павлове. Потом я успокоился, потому что вспомнил, что в 1952 году моя первая студенческая работа называлась «Иван Петрович Павлов и теоретический материализм». Это была студенческая работа на двух страницах курсанта Военно-медицинской академии. Она представляет собой интересный историко-научный документ, потому что на этих двух страницах фамилия Ивана Петровича Павлова упоминается 12 раз, а фамилия Иосифа Виссарионовича Сталина – 10 раз. Я думаю, что никто не будет этим удивлен. Эта статья отражала время, она же отражает очень сложные отношения ученых разных поколений к Ивану Петровичу Павлову. Несомненно выдающийся ученый, имя которого никогда не должно быть забыто. Он был чрезмерно идеологизирован его учениками и, по сути, предан забвению в период «оттепели» в 60-70 годы, потому что с Павловым начали связывать то, чего он не делал, связывать гонения  и тенденции к уничтожению психологии как науки. Я был свидетелем забвения Ивана Петровича Павлова и потом возвращение к нему мне казалось очень справедливым».
Источник: видеозапись торжественной церемонии в Санкт-Петербурге в Российской национальной билиотеке в рамках III Выставки достижений практической психологии.

На торжественной церемонии объявления итогов Национального конкурса в 2000 году главный приз конкурса – статуэтка «Золотая Психея» —  была вручена Шуваеву Вячеславу Тимофеевичу, вице-президенту Фонда им. И.П. Павлова.

Позднее в 2007 году Евгений Александрович Климов в своей статье о нелинейности процесса профессионального становления напишет:

«Иван Петрович Павлов (1849—1936) — физиолог, лауреат Нобелевской премии, создатель науки о высшей нервной деятельности — окончил  Рязанское  духовное  училище  и  мог  бы  продолжить  обучение  в  духовной семинарии (согласитесь, это «профиль», рассчитанный на работу священнослужителя в будущем). Но И.П. Павлов заинтересовался естествознанием,  отказался  от  духовной  карьеры,  подготовил  себя  к  поступлению  в  Санкт-Петербургский  университет.  Поступил  на  естественно-математический факультет. А на третьем курсе окончательно решил посвятить себя физиологии. Да и занимаясь впоследствии физиологией, он вначале был сосредоточен на процессах пищеварения. А когда удивился тому,  что  пищеварительные  соки  выделяются  у  собаки  в  ответ  на  несъедобные раздражители (например, на шаги служителя, приносящего пищу),  двинул  свою  мысль  в  направлении  разработки  процессов  того, что сейчас называют высшей нервной деятельностью.
Здесь нелинейностью характеризуется становление не только юнца, но и сложившегося успешного профессионала. Так что же это — проявление «неверности», «непостоянства»? «Непорядок»? Нет, это проявление творческого отношения к делу. Разве России было бы лучше, если бы Иван Петрович Павлов стал священником, сообразно «профилю» своего образования в юности?»

Источник: Е. А.  Климов. О нелинейности процесса профессионального становления // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. №3. Стр. 104

Психологическая газета. — № 7-8 / 58 — 59. — Июль-август 2000. — Стр. 14-15

psy.su

Вклад И.П. Павлова в психологию

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра общей психологии

Эссе по психологии

Вклад И.П. Павлова в психологию

Работа выполнена студенткой 1 курса

Филологического факультета группы 2402

Артюшиной Татьяной Юрьевной

Рязань 2014

Иван Павлов родился в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника, а отец, Петр Дмитриевич, был настоятелем одного из храмов Рязани. Дети в семье Павловых воспитывались церковными людьми, которые заботились об их всестороннем развитии. Мне очень запомнились последние слова автобиографии ученого: «А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». Но, мне кажется, что в детстве ученого можно отдельно выделить период, когда он, находясь в больном состоянии, гостил у своего крестного — игумена Троицкого монастыря. Крестный мальчика был добрым, умным и весьма образованным человеком. Он много читал, был требователен к себе и к окружающим. Я думаю, что эти человеческие качества оказали сильное влияние на тогда еще маленького Ивана.

Однако, особый трепет у Павлова, по воспоминаниям его младшей сестры, вызывал отец, который был для него первым учителем. Отец сумел привить ему любовь к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. На протяжении жизни ученый не раз публично вспоминал совет отца: каждую книгу необходимо перечитывать по два раза. Павлов всегда следовал этому совету и, по его мнению, он оказался очень полезным в научной деятельности. Таким образом, в семье Павлову были заложены именно те задатки, которые в последствие помогли ему с упорством заниматься наукой и добиваться в ней успехов.

Роль открытий Ивана Павлова в области психологии бесспорно велика. В своей научной деятельности он постепенно от физиологии пищеварения перешел к физиологии высшей нервной деятельности. И поскольку Павлов был убежденным экспериментатором, то он отказался от метода субъективной психологии и встал на путь объективного изучения психических явлений. Свою нобелевскую речь <#»justify»>Психология того времени была проникнута идеалистическими концепциями, она отрывали психическое от физиологического. Это вызывало у Ивана Петровича резко отрицательное отношение. «Сейчас, я не могу себе представить: как было бы можно систему беспространственных понятий современной психологии наложить на материальную конструкцию мозга», — говорил Иван Петрович в одном из своих докладов.

Следуя своему материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. И в этом познании, по глубочайшему убеждению Ивана Петровича, важнейшая роль должна принадлежать физиологии.

Так, например, к экспериментальному анализу деятельности больших полушарий головного мозга Павлов подошел с помощью созданного им метода условных рефлексов. Для изучения деятельности больших полушарий головного мозга он избрал слюнную железу, ее деятельность поддавалась строгому количественному учету. В условном рефлексе ученый увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному приспособлению. Позже именно благодаря методу условных рефлексов было установлено, что в основе деятельности больших полушарий головного мозга лежат процессы возбуждения и торможения. А исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Благодаря методу условных рефлексов в патофизиологии была создана новая глава — учение об экспериментальных неврозах, которые трактовались как грубая модель функционального заболевания нервной системы. павлов психика рефлекс мозг

Павлов открывает вторую сигнальную систему — речь. Особенность второй сигнальной системы Павлов видел в том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.

Опираясь на понятие условного рефлекса, Иван Петрович дал объяснение сложнейшим процессам, протекающим в мозговой коре и составляющим материальную основу психики. В одном из своих первых докладов, посвященных условным рефлексам, Павлов говорил о том, что все ресурсы человека, все, чем располагала человеческая мысль на протяжении многих столетий, — искусство, литература, философия, исторические науки, религия, — все это было использовано, чтобы осветить сущность того, что представляет собой сознание. Павлов впервые использовал строго объективные методы естественно-научного изучения явлений, этот могущественный ресурс, который приобрело человечество для решения вопроса о том, как развивается психическая жизнь и какова природа тех процессов, которые протекают в мозгу.

Мы видим, что его научные открытия в области психологии довольно обширны, благодаря ему эта наука получила огромный скачок вперед, буквально открыв новую эру. И, на мой взгляд, успех его научной деятельности можно объяснить нестандартным, по тем временам, подходом к изучению человеческой психики: соединению психического и физиологического.

А теория процесса обусловливания даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств. Труды Павлова помогли наиболее обширно изучить механизмы человеческого поведения и научиться управлять ими.


Теги: Вклад И.П. Павлова в психологию  Эссе  Психология

dodiplom.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о