Платон как психолог | Статья в журнале «Молодой ученый»
Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Cапарова Алина Дмитриевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 13.12.2022 2022-12-13
Статья просмотрена: 80 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 7 (pdf)
Библиографическое описание:Огольцова, Е.
В статье авторы пытаются определить суть идеализма и вклад Платона в психологию, рассмотрев его учения и диалоги.
Ключевые слова: Платон, душа, мир идей и вещей, идея жизни.
Изучение психологических идей Платона и его последователей имеет важное значение для современной науки по следующим причинам:
- Человек в понимании Платона обозначается именно как душа, и поэтому школа Платона впервые обратилась к исследованию реальности душевной жизни: Платон выдвигал различие души и тела.
- Платон первым в истории западноевропейской педагогики пытался создать методику воспитания — как со стороны личностной, так и в социально-государственной.
Особое внимание данной теме уделяет В. Г. Пичугин (кандидат психологических наук), который считает: «Психологическое влияние Платона стало применяться взамен грубой физической силы при разрешении конфликтов как внутри государства, так и между странами, что позволило развивать и совершенствовать дипломатические отношения» [3]. Также о вкладе Платона в психологию А. В. Лубков и А. Ф. Киселёв размышляют: «Можно сказать, что до него человеческое мышление было натуралистичным. Созданный им образ пещеры — это совсем не метафизическая конструкция, как считают многие интерпретаторы идей мыслителя, это метафора глубин человеческой души. Платон совершил подлинный прорыв в осмыслении путей достижения совершенства человеческой личности» [4].
Платон — это прозвище, означающее «широкий» и по одной версии было дано за его красивое телосложение его учителем гимнастики Аристоном. По другой же версии прозвище дал своему любимому ученику Сократ за широту его ума и взглядов. Его настоящим именем было Аристокл.
Получив неплохое образование, Платон не упускал возможности знакомства с интересными современниками. Так он скептически приходит к Сократу, который к этому времени уже популярен и уже с первой встречи был очарован его умом. После Платон решительно меняет свои жизненные планы и решает стать философом, что считалось не хуже жизни политика.
Платон начинает поиск своего стиля. После казни Сократа, Платон, возмущенный приговором народа, пишет «Апологию» Сократа, передав миру его знаменитые диалоги. Наибольшее место психологическим проблемам отводит в сочинениях — диалогах «Филеб», «Пир», «Федр», «Федон», «Государство». Всего Платоном написано 36 произведений, но особых работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В работе «Федр» дано религиозное описание души, в трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части [4].
Как нам уже известно, сам Сократ ничего не записывал. Всё, что мы о нем знаем сегодня — благодаря Платону, например, в диалоге «Теэтет» Платон рассуждает о природе знаний. Математик Теэтет беседует с Сократом и говорит источник истинного знания — это ощущение. Такой подход называется сенсуализмом, что в переводе с латинского означает «чувство», но Платон критикует это направление и считает утверждение Теэтета ложным. Сенсуалистом был также древнегреческий философ Протагор, которому принадлежит знаменитое высказывание «Человек есть мера всех вещей», и если это действительно так, а ощущения людей индивидуальны, значит не существует объективной истины. Всё течет, всё меняется, а человек с помощью ощущений только выхватывает образ вещи в конкретный момент времени.
Платон утверждает, что вещи — тень идей, так как материя искажает идею. В сборнике статей Булгаковой С. Н. «Проблема идеализма» упоминается oтрывок из диалога «Государство», где философ объясняет эту мысль на примере аллегории пещер. Вот как он это описывает: «В большой пещере с самого рождения живут узники, сидя спиной ко входу и не могут повернуться, ведь их руки, ноги и шеи были скреплены цепями. Позади этих людей существовал костер и другие люди, несущие вокруг огня изображения объектов и существ, чьи тени были спроецированы на стену пещеры. Поскольку заключенные оказались в ловушке, заключенные могли видеть только тени изображений, принимая это за реальные вещи. Некоторые из них замечают закономерности, например, что за тенью человека всегда следует тень лошади, остальные же считали их гениями. Всё же эти «гении» никак не приближаются к истине, потому что изучают лишь тени. Однажды один из людей, запертых в этой пещере, освобождается от цепей и выходит во внешний мир. Он никак не мог поверить, что это реальный мир, а то что было в пещере — всего лишь отражение. Сначала солнечный свет и разнообразие цветов и форм удивили его настолько, что он захотел вернуться в пещеру и поделиться с другими узниками всеми чудесами, которые существовали снаружи. Однако люди в пещере не поверили ему и решили, что их обманывают и, чтобы его идеи не привлекли других людей к «опасностям безумия», заключенные убили беглеца» [1].
Этот пример носит скрытый смысл о Сократе, который тоже пытался донести до людей истину, но поплатился за это жизнью. Платон объясняет, что мир вещей дает нам искаженный образ бытия. Прояснить его можно только с помощью философского усилия поэтому задача философа — вывести людей из пещеры к истине [4].
Также Платон приводит 6 доказательств бессмертия души. Главное доказательство звучит так: «Если душа бессмертна, значит душа — это идея. Душа вносит в тело жизнь и покидает его. Так мы определяем живое это тело или мертвое, поэтому душа является идеей жизни. Но идея жизни не может умереть также, как квадрат не может стать круглым. Тело выступает лишь тюрьмой для души, а смерть становится освобождением. Все души созданы богом и до своего воплощения в телах, они лицезреют мир идей. По мнению философа, прежде чем попасть в тела, они пьют из реки забвения, а потому забывают всё, что видели в мире идей. Душа уже знает все идеи, поэтому человеку достаточно их вспомнить и помогает ему в этом метод философствования, придуманный Сократом — майевтика, что в переводе с греческого означает «повивальное искусство» [2].
На основе учения о душе Платон формулирует свою теорию о государстве. По его мнeнию, государство должно состоять из 3 каст: ремесленников и земледельцев с чувствeнной душой, стражей или воинов с яростной душой, и правителей с разумной.
Правителями должны быть философы, так как они способны видеть истинное благо. И только тогда государство может быть справeдливым, а люди в нем счастливыми. Философ считает, что контролироваться должна не только политичeская, но и личная жизнь. Он много уделил и воспитанию, считал, что дети после рождения должны передаваться в воспитательные дома, где их будут, обучать философы. Такой подход позволил бы увидеть в каждом взрослом своего родителя, а в каждом сверстнике брата или сестру [4].На основе вышеописанного, можно сделать вывод, что Платон является фундаментом всей европейской мысли и первым представителем объективного идеализма, а практическая психология, так или иначе, работает в зоне идеализма, то есть с субъективным миром клиента. С объективной точки зрения окружающий нас мир для всех одинаков, но каждый из нас мыслит, радуется и страдает в мире своих представлений.
Литература:
- Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — 3-е изд. — Москва: ТК Велби, 2017. — 608 c. — Текст: непосредственный.
- Чанышев, А. Н. История философии Древнего мира / А. Н. Чанышев. — Москва: Высшая школа, 2018. — 703 c. — Текст: непосредственный.
- Пичугин, Г. В. Формы психологического влияния в античной философии / Г. В. Пичугин. — Текст: непосредственный // Социальная психология. — 2020. — № 3. — С. 69–75.
- Киселёв, А. Ф. Идеалы личности от Античности до наших дней / А. Ф. Киселёв, А. В. Лубков. — Текст: непосредственный // Междисциплинарные исследования. — 2019. — № 2. — С. 73–79.
Основные термины (генерируются автоматически): мир идей, душ, идея, идея жизни, мир вещей, диалог, идея стола, пещера, тело, философ.
Ключевые слова
душа, платон, мир идей и вещей, идея жизниПлатон, душа, мир идей и вещей, идея жизни
Похожие статьи
Миф Платона о
пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале. ..Миф о пещере рассказывает о людях, проживших всю жизнь в заточении в пещере.
Один из заключенных убегает, теперь он может видеть и слышать для себя реальный мир.
Такое заключение можно сделать на основе диалога Сайфер с Тринити, когда Сайфер
достаточно велика, если судить по статье шведского философа Ника Бострома [1]. В своей статье он…
Онтология кино: мимесис и симулякр | Статья в журнале…
Второй мир – царство разума и меры – мир Идей, мир истинного знания.
Только философ, любитель мудрости, может познать Идеи, настолько труден этот удел.
Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, — это подъем души в область умопостигаемого» [17, 324].
Итак, мир идей, по Платону, можно познать через мир вещей.
Влияние
идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического…Библиографическое описание: Бендюков, А. П. Влияние идей Платона и Аристотеля на
Философия искусства в современном мире рассматривается в системе наук как «отрасль
При анализе диалога «Федр» они отметили, что «прекрасное видимого мира выступает в качестве
Соответственно, «через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе» [7, с…
Фридрих Ницше как основатель
философии жизниНицше считал своим духовным отцом А. Шопенгауэра, чтение главного труда которого «Мир как воля и
Ницше не принял главную идею Шопенгауэра — жить с минимумом желаний, чтобы не
Калеки, убогие телом и духом, обиженные жизнью люди. Своими призывами к скромности и
Проповедуя идею торжества жизни, Ницше выступает против возведения любых рамок, её…
Становление новоевропейской трансцендентальной метафизики
Однако утверждение данности врожденных идей извне (Богом) трансформируется в
Традиционно в философии разделяли природу вещей на дух и тело, где природа духа
Объясняя духовный мир идеями, а телесный мир вещественными элементами
Фишер, К. История новой философии: Г. В. Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учения / К. Фишер [Текст].
«Закат Европы» О. Шпенглера и современные теории…
[1, с. 203] Философы-стоики объявили телами даже свойства и отношения вещей, Демокрит
Немецкий философ подчеркивал, что не только внешние архитектурные формы или нормы
Исследуя язык индейцев хопи, он продемонстрировал, что в их картине мира отсутствует
Уорф также продемонстрировал, что повседневная жизнь индейских общин во многом. ..
Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их…
Антихристианские идеи философа проскальзывают уже в его первом трактате «Рождение трагедии», 1872г., которое
И вот что стало с людьми и миром в результате этой трагедии: «Мир отвратителен.
Потому что из нее изъяли музыку. Теперь диалог заменил музыку, а герой заменил хор.
Идея сверхчеловека чаще всего проявляется в современном мире.
Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна
Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа
Ключевые слова: И. Тэн, психология, философия, ощущения, душа, материя.
В основе философских идей И. Тэна лежало течение позитивизма
зависит от нас; она – иллюзия, чистое ничто, метафизический фантом, каким философы наполняют весь мир» [5, с. 92].
«Игра в радость» или как научиться радоваться
жизни! (по роману…Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!». Ключевые слова: игра, радость, Поллианна.
в пользу бедных» на самом деле являются просто способом избавиться от ненужных вещей, по
Хотя она совершается прежде всего в их душах. Потому что «играть в радость» очень трудно.
Но книги Э. Портер вселяют надежду, что мир все-таки можно изменить к лучшему.
Влияние развития техники и технологий на
жизнь людейВозникновение духовных ценностей: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории
Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не
Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это
сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное общение. ..
Похожие статьи
Миф Платона о
пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале…Миф о пещере рассказывает о людях, проживших всю жизнь в заточении в пещере.
Один из заключенных убегает, теперь он может видеть и слышать для себя реальный мир.
Такое заключение можно сделать на основе диалога Сайфер с Тринити, когда Сайфер
достаточно велика, если судить по статье шведского философа Ника Бострома [1]. В своей статье он…
Онтология кино: мимесис и симулякр | Статья в журнале…
Второй мир – царство разума и меры – мир Идей, мир истинного знания.
Только философ, любитель мудрости, может познать Идеи, настолько труден этот удел.
Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, — это подъем души в область умопостигаемого» [17, 324].
Итак, мир идей, по Платону, можно познать через мир вещей.
Влияние
идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического…Библиографическое описание: Бендюков, А. П. Влияние идей Платона и Аристотеля на
Философия искусства в современном мире рассматривается в системе наук как «отрасль
При анализе диалога «Федр» они отметили, что «прекрасное видимого мира выступает в качестве
Соответственно, «через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе» [7, с…
Фридрих Ницше как основатель
философии жизниНицше считал своим духовным отцом А. Шопенгауэра, чтение главного труда которого «Мир как воля и
Ницше не принял главную идею Шопенгауэра — жить с минимумом желаний, чтобы не
Калеки, убогие телом и духом, обиженные жизнью люди. Своими призывами к скромности и
Проповедуя идею торжества жизни, Ницше выступает против возведения любых рамок, её…
Становление новоевропейской трансцендентальной метафизики
Однако утверждение данности врожденных идей извне (Богом) трансформируется в
Традиционно в философии разделяли природу вещей на дух и тело, где природа духа
Объясняя духовный мир идеями, а телесный мир вещественными элементами
Фишер, К. История новой философии: Г. В. Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учения / К. Фишер [Текст].
«Закат Европы» О. Шпенглера и современные теории…
[1, с. 203] Философы-стоики объявили телами даже свойства и отношения вещей, Демокрит
Немецкий философ подчеркивал, что не только внешние архитектурные формы или нормы
Исследуя язык индейцев хопи, он продемонстрировал, что в их картине мира отсутствует
Уорф также продемонстрировал, что повседневная жизнь индейских общин во многом. ..
Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их…
Антихристианские идеи философа проскальзывают уже в его первом трактате «Рождение трагедии», 1872г., которое
И вот что стало с людьми и миром в результате этой трагедии: «Мир отвратителен.
Потому что из нее изъяли музыку. Теперь диалог заменил музыку, а герой заменил хор.
Идея сверхчеловека чаще всего проявляется в современном мире.
Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна
Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа
Ключевые слова: И. Тэн, психология, философия, ощущения, душа, материя.
В основе философских идей И. Тэна лежало течение позитивизма
зависит от нас; она – иллюзия, чистое ничто, метафизический фантом, каким философы наполняют весь мир» [5, с. 92].
«Игра в радость» или как научиться радоваться
жизни! (по роману…Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!». Ключевые слова: игра, радость, Поллианна.
в пользу бедных» на самом деле являются просто способом избавиться от ненужных вещей, по
Хотя она совершается прежде всего в их душах. Потому что «играть в радость» очень трудно.
Но книги Э. Портер вселяют надежду, что мир все-таки можно изменить к лучшему.
Влияние развития техники и технологий на
жизнь людейВозникновение духовных ценностей: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории
Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не
Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это
сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное общение. ..
Демокрит, Сократ, Платон — История психологии (Психология)
Лекция 4 (27.09.10)
Демокрит (470 – 370 до н. э.)
Основатель материалистического подхода, детерминизма, нет беспричинных явлений, все явления происходят благодаря механическому соударению атомов. Случайность – это непознанные события, причин которых мы не знаем.
Все в мире состоит из атомов. Это неизменные, невозникающие, неизменные единицы. Даже боги – скопления огненных атомов. Демокрит больше говорил об огне, как о энергетической составляющей.
Человек тоже состоит из атомов. Самые «превлегированные» атомы образуют его душу. Поскольку душа состоит из атомов, она смертна. Со смертью тела душа рассеивается в пространстве. Душа связана с телом, стареет вместе с ним.
С дыханием человек втягивает в себя частицы своей души, и выдыхает их также. Представитель панпсихизма – все имеет душу. Болезнь – изменение пропорций атомов. В органах чувств атомы ближе расположены к поверхности, чем в других органах (легкие и тяжелые атомы). Мозг позволяет познавать мир. Страсти живут в сердце, чувственные вожделения – в печени.
Говорит о наличии первичных и вторичных качеств. Первичные – объективные – тяжесть, плотность и др. Вторичные – необъективные, например, запах, цвет. Именно вторичные свойства – это продукт соединения атомов. Вкус может быть разный.
Первым дифференцирует ощущения и восприятия, говоря о зрении. С одной стороны, мы ощущаем цвета (ощущение), с другой – целостные образы (восприятие). Первым описал целостность восприятия. Образы отражают структурные свойства соединений атомов.
Выделяет два уровня познания – чувственное (темное, не совсем достоверное) и рациональное (мышление, оно более тонкое, позволяет постичь истину).
Материалист, все состоит из атомов, все имеет причину, процесс познания включает и ощущения, и восприятие, и мышление.
Сократ
Все его труды передавались из уст в уста, книг не осталял.
Благодаря постулатам Сократа запустился механизм философского мышления. Сам процесс взаимодействия с коллегами – режим «вопрос – ответ». Сократ его стимулировал для формирования ясного, четкого сознания. Сама форма «познай самого себя» запускала процесс рефлексии, анализ собственных ценностей, убеждений, установок.
Главная тема Сократа – обращение к своему внутреннему миру. Многие школы в дальнейшем пошли в своем направлении. Например, циники тоже ссылались на Сократа, мотивируя тем, что Сократ ориентировал их на самих себя. Ориентация на себя – единственно верная.
Платон (428г. до н. э. – 348 г.)
Ученик Сократа. Его часто представляют как антагониста для Демокрита. У Платона – идеалистическое учение. Основное – не мир материи, мир вещей, а мир идей. Первична идея, вторична материя. Причина существования вещей – в идее. Идея исходит сверху в мир вещей. Любые вещи имеют идеальный аналог. Идеи познаваемы, а вещи темны и неистинны.
За каждым явлением предметного материального мира стоит идея.
Характеристики идей:
Идея – истинное бытие, сущность, парадигма вещей (а не взгляды и понятия!)
Идея безотносительно к человеку, его мышлению , но при этом они предписаны (заданы) человеку
Идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, выключены из потока качественного изменения.
Идеи безобразны, бестелесны, не выражены в категориях числа, пространства, времени.
Будучи бестелесны, идеи чувственно не воспринимаемы. Они умопостигаемы. Они образуют целостную, иерархически построенную систему, где низшие идеи подчинены высшим, вплоть до идеи единого (это высшая идея, первооснова).
Мир состоит из:
— бытия, или мира идей,
— небытия, это материальный мир, созданный Богом из четырех стихий и
— мира чувственных вещей (это середина между бытием и небытием), в этом мире бытие взаимодействует с небытием.
Окружающий нас мир состоит из тусклых, искаженных образов бессмертных идей. Высшая идея – идея блага – составляет мировую душу. А вторая мировая душа – это идея Зла. Добро и Зло дают начало всему. Человеческая душа – тоже часть мировой души.
Души существуют у звезд, планет, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом. Душа и тело антагонисты. Душа бессмертна, тело смертно. Душа не зависит от тела, после смерти тела она переселяется в другие тела.
Этический постулат Платона: бегство от телесного. Душа должна бежать от тела, уходить от чувственного и телесного и уходить в мир идей.
Как представлен процесс познания у Платона
Познание, осуществляемое органами чувств, неистинное, но оно помогает телу выживать. Истинное познание – это познание идей. Чтобы познать, органы чувств нам не нужны. Нам нужна интуиция. Через нее начинается процесс познания идей. Истину знает душа до рождения человека, но как только она соединяется с телом (человек рождается), душа забывает истину. Заметил, что маленькие дети могут говорить глобальные вещи, поскольку их душа еще несет отпечаток истинных знаний. Взрослея, человек живет уже знаниями, которые получает через тело. Только мудрецы способны познавать истинное знание.
После смерти тела душа выходит из него. Она может встретить новое тело, а может вознестись в мир идей и там существовать, потом опять встретиться с новым телом. Тело – временное прибежище.
Строение души:
1) высшая, разумная часть
2) низшая, благородная часть (эмоции, желания, стремления, мотивы)
3) нижняя, вожделеющая (потребности, влечения, трудно управляемы страсти)
Эти три части души есть у каждого человека, но пропорции разные. В зависимости от того, какая пропорция доминирует, человек занимает определенное положение в обществе. Если доминирует часть 1, то это мудрецы, правители. Часть 2 доминирует у воинов, героев. А люди, занимающиеся низкоквалифицированным трудом и рабы – доминирует часть 3.
Труд «О государстве». Это хороший трактат не только по элементам политики, но и по социальной психологии. Говорил о том, что у греков больше благородной души, у народов Востока – вожделеющей.
Чувственное познание пассивно, мышление активно. Высшая форма познания – интуиция.
Аристотель (384 – 322 г. до н. э.)
Основоположник и психологии (психологических научных идей), и вообще научно-философских представлений о человек и о мире. Его основной труд «О душе». Душа – предмет психологического знания. Объект исследования душевных явлений – организм. Тело и душа находятся в целостном единстве. Само понятие организм предполагает рассмотрение человека в контексте взаимодействия со средой, с миром.
То есть душа и тело – не враждующие полюса, а между ними гармония. Душа – активное начало, тело – субстанция. Душа – сущность, если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение. То есть душа – функция, реализация тела. У души нет самостоятельной субстанции, поэтому как тело не может существовать без души, так и душа не может существовать без тела.
Создает монистическое учение о единстве души и тела. Исходным в его концепции – человек. Душа – ресурс для жизни человека. Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части. Поэтому он говорит не об элементах души, а о функциях души.
Три основных функции души:
1) вегетативная, связанная с дыханием и жизнью. Представлена у растений. Способна ощущать.
2) Чувственно-двигательная или активная функция. Представлена у животных. Способна двигаться и чувствовать.
3) Разумная функция души. Присуща только человеку. Способна мыслить.
Процесс познания
У души есть важная функция – ощущающая. Попытался предложить свою теорию ощущений и восприятий. Основные компоненты восприятия:
— объект, находящийся вне человека
— органы чувств
— промежуточные среды, которые находятся между объектом восприятия и органом чувств, они преобразуют качества объекта
— общее чувствилище – это познающее качество объекта, находится в самом человеке, расположено в ГМ
Особая область психических образов – фантазии. Они представлены в памяти и воображении. Возникают без воздействия объектов.
Ощущения и восприятия – базовые формы познания. Мышление – высшая. А память помогает познанию осуществляться.
Аристотель – автор особого состояния сознания – катарсиса. Это познание с чувственными страстями. Особое состояние, когда человек приходит к решению быстро и неожиданно, и этот процесс сопровождается яркими, позитивными чувствами.
Характер человека формируется в процессе его жизни, в процессе упражнений различного рода. Придает много смысла принципу причинности. Особенно выделяет целевую причину – то, ради чего совершается действие.
Является основоположником логики. Ввел триаду: понятие, суждение, умозаключение. И первая посылка, вторая посылка, умозаключение (этапы логического процесса).
ДВА ЭТАПА АНТИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ:
— собственно основатели школ
— эллинистическая мысль, продолжение развития тех или иных идей. Например, патетики – продолжатели идей Аристотеля. Стоицизм продолжал идеи Гераклита. Эпикурейцы – идеи Демокрита. Платонисты – идеи Платона. Скептицизм, цинизм. На границе – патристики (христианство и античность).
Основные школы
Стоики
Возникла в 4 в. до н. э. Основатели – Зенон, Хризип. Рассматривали космос как состоящий их бесчисленных модификаций огненного воздуха – пневмы. Душа тоже состоит из пневмы. Этический постулат стоиков – человек должен жить согласно логосу (основной закон, судьба). Стоики – детерминисты. Возвеличивали разум. Человек не достигает счастья, поскольку не знает, из чего оно состоит. Аффекты возникают из-за неправильной деятельности ума. Нужно больше думать, нежели чувствовать. Удовольствия и страдания – ложные суждения о настоящем, страх – ложное суждение о будущем.
Занимались внутренней и внешней речью, развивали логику, идеи познания. Аффекты – это болезнь. Только разум способен регулировать поведение. Стоицизм объяснялся тем временем. Стоики призывали всех мужественно смотреть в лицо судьбе, держаться до последнего, стараться приносить благо себе и окружающим.
Эпикур и эпикурейцы
Жил в конце 4 в. до н. э. Опирался на идеи Демокрита, связанными с атомами. Но в противовес идеям Демокрита, говорил, что атомы могут отклоняться от своего жесткого пути. Допускал представление о случайности (это когда атомы отклоняются от своего пути). Когда атом отклоняется от своего привычного пути, формируется новое. Отклонения – путь появления качественных изменений. Живое тело и душа состоят из атомов. Смерть не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, ее нет, когда она есть, нас уже нет.
Эпикурейцы были ориентированы на мораль, размышляли о путях достижения человека. Но если стоики говорили, что нужно держаться разума, ориентироваться не только на себя, но на других (труд, служение), то эпикурейцы говорили, что нужно позаботиться о себе, устраниться от общественных дел. Это позволяет избежать тревог и страхов, и испытать наслаждение.
Гиппократ
Герофил и Гален
Герофил изучал строение организма, включая ГМ. Различия между чувствительными и двигательными нервами.
Гален (2 в. до н. э.) доказал зависимость организма от НС. Первичным в аффективных состояниях являются изменения в организме, психические состояния вторичны
Плотин
Представитель школы Платона. Пошел дальше учителя. Душа абсолютна нематериальна, телесность отвергается. Теория порождения мира – первопричина всего – нус, или ум. Является единым, рождается сам из себя, внутри его идет дифференцировка идей. Идеи рождают душу и затем начинают уже встречаться с миром бытия. Человек живет на границе бытия и небытия, но больше связан с небытием. Душа происходит из мировой души. Вторая ее направленность – на чувственный мир. Третья направленность – на себя. Плотин первым заговорил о самосознании, рефлексии.
Киники или циники
В поисках свободы человек должен освободиться от всего, что ему мешает, стать самодостаточным. Также человек должен освободиться от стыда. Невежество и негативизм – тоже символ независимости. Нельзя стыдиться отправлять свои истинные потребности.
Диоген – яркий представитель. Жил в бочке. Его рацион был скуден, жил подаянием, ходил без одежды. Отказался даже от ложки, ел пригорошней (как маленький ребенок).
Лекция «3. Зарождение современных теорий культуры» также может быть Вам полезна.
Киники отрицали браки. Брак – это зависимость, обществом одобряемая жизнедеятельность. Детей у них было много. У киников было понятие добродетели. Но они должны быть связаны с желанием самого киника, не должно идти против воли. При этом эти дела должны быть действительно добрыми. Мудрость кинийцев – жить «здесь и сейчас», реализовывать свои потребности, в том числе и делать добрые дела.
Приоритет природы, человек – часть природы. Этика – индивидуалистическая. Общество налагает чуждые и враждебные обязанности.
Скептики
Были агностиками. Предлагали тезисы и антитезисы. Скептик никогда не забывает о том, что дедукция – не предполагает нового знания. Дедукция не доказывает собственных утверждений. Невозможно понять, истинны предпосылки или нет. Любому суждению можно противопоставить равное по силе противоположное суждение.
Августин
Находился на границе античности и Средневековья.
Почему методы Сократа так важны
«Ибо философия начинается с удивления». Сократ считал, что это и есть отправная точка мышления — задуматься о предмете мысли. Удивляться — значит изумляться, питать сомнения и любопытствовать. Мы начинаем задаваться вопросом, затем в диалоге мы можем исследовать нашу тему и прояснить наши идеи.
Обучение происходит, когда нам любопытно. Что Вы хотите знать? Что вы хотите лучше понять в своей жизни? Сделав этот первый шаг и просто задумавшись об этом, вы на пути к самопознанию и обретению истины. Вся цель диалогов Сократа состояла в том, чтобы продемонстрировать необходимость думать самостоятельно. Мышление для Сократа определялось как диалог разума с самим собой.
Бюст Сократа
Источник: Le balze, ninfeo 15 socrate
Древнегреческий философ Сократ считается основателем западной философии. В юном возрасте у него развился философский склад ума, и он делал самые раздражающие вещи — ходил и задавал вопросы совершенно незнакомым людям. Он смиренно задавал вопрос, пытался вмешаться, а затем смотрел, можно ли оставить каждого еще более мудрым после того, как он провел дискуссию. Его цель состояла в том, чтобы найти систематическое обоснование, которое оживляет то, как мы говорим об идее. Что делает его таким ценным? Почему так ценится?
Поиски мудрости и истины заключались в активности диалога. Именно в расспросах, поисках и вовлечении можно было узнать свои истинные убеждения и добраться до сути вопроса о проблемах, которые терзали душу. Исследовательская, разговорная позиция позволяет выдвигать подразумеваемые мнения, а затем подвергать сомнению обоснованность этих взглядов.
Недавно во время ужина с подругой она призналась, что ей плохо на работе. Ее босс, казалось, не заботился о своих обязанностях и не относился к ним серьезно. Моей подруге оставалось наверстать упущенное и разобраться с необходимыми ловушками невнимательного начальника. Это поставило ее в шаткое положение и причинило большой дискомфорт.
Я спросил ее, как вы определяете свою должность? Какова ваша обязанность перед этой должностью, и предполагала ли она выполнение работы ее босса? Ну нет, ответила она, но как же я не могу? Это моя обязанность, потому что я считаю, что другим следует предоставлять надлежащую информацию. Проблема заключалась в том, что ее целью было попытаться заставить своего босса выполнить свой долг, а этого не должно было случиться. Это было подразумеваемое убеждение, что выполнение роли ее босса каким-то образом разбудит его, чтобы он исполнил ее сам. Он, скорее всего, не собирался волшебным образом меняться. Если бы она могла помогать другим, но при этом признавала, что это не изменит настроения ее босса, она могла бы продолжать отстаивать свои принципы. Для нее помощь другим была ее самой ценной ролью на работе, и она хотела продолжать это делать.
Диалог с другом или самим собой может сделать убеждения, невысказанные знания и убеждения явными. Они выносятся на поверхность и могут быть исследованы на предмет их ценности и важности. Некоторые принципы могут быть отброшены в сторону, и нам может быть позволено смело продвигать новые идеи, которые служат нам лучше.
Сократ открыл, что при обсуждении и анализе идеи раскрывается сама природа понятия. Но иногда ответ не раскрывался. В диалоге «Лисий» Сократ и двое молодых людей принимают вызов и пытаются ответить, что такое дружба? Они ведут оживленную дискуссию, но никогда не отвечают на вопрос. Но это было вполне приемлемо для Сократа, потому что он заставлял их заниматься чем-то гораздо более важным, он побуждал их думать самостоятельно. Им было предложено исследовать свой внутренний мир и проанализировать свою жизнь, чтобы сделать ее более значимой. Именно таким образом Сократ остается величайшим учителем, которого когда-либо знал мир. Философия может начаться с удивления, пройти через сомнение и не всегда прийти к знанию, но процесс имеет все значение. Путешествие иногда может быть ответом в конце концов.
▷ 14 вкладов Сократа на всю жизнь
Сократ был одним из самых важных философы истории, мастер Платона и существенная фигура в объединение греческой философии. Говорят, что он ходил по площадям Афин, вызывая дискуссии, чтобы увидеть, действительно ли люди знали, что они говоря о. По сути, знаменитая «сократовская ирония» заключалась в расспрашивая людей, а затем разоблачая несоответствие их утверждений.
Его цитата «Я знайте, что я ничего не знаю», — заключает его мысль. Он хотел, чтобы люди размышлять и выходить из невежества, открываясь новым идеям и бросая вызов всем известный факт. Он думал, что все предосудительно, а мудрости нет. заключаются в накоплении знаний, а в пересмотре того, что уже известно построить еще одно более твердое знание.
Он сказал, что «Человек наука больше занимается уничтожением ошибок, чем открытием истины», и применил такие же рассуждения к обществу, поэтому неудивительно, что его Нонконформистская позиция привела к тому, что его приговорили к смертной казни за «нападение на демократия».
1. Высший уровень знания – созерцание. Удивление — это начало мудрость.
Сократ хотел, чтобы мы абсолютно ничего не брали за предоставлено и подвергнуто сомнению все. Этот философ считал самым могущественным Слово во вселенной — «Почему?» Когда мы начинаем сомневаться во всем мы всегда считали само собой разумеющимся, наше восприятие мира меняется, мы движемся на более высокие уровни самопознания.
2. только правда мудрость это зная, что вы ничего не знаете.
Для Сократа мудрость — это не цель, которую нужно достичь, а путь к путешествию. Те, кто не осознают своего невежества, даже не берутся за на этом пути они ограничивают себя и довольствуются тем, что знают. На Наоборот, признание невежества и задавание вопросов — единственный способ расти. и открывать новые горизонты.
3. Иногда ставишь стены вверх не Чтобы сохранить человек , , но до См. Кто заботится о , чтобы сломать их вниз .
Для Сократа дружба была чем-то таким Ценно то, что его нужно было культивировать с терпением. Мы должны выбирать наших друзей мудро и позволить тем, кто действительно стоит, пройти в наш внутренний круг. В на самом деле, он также говорил, что «друзья подобны деньгам, прежде чем они нам понадобятся, мы должны узнать их цену».
4. способ получить хороший репутация быть тем, кем вы хотите выглядеть.
В обществе, где внешний вид становится все более важно и где многие ведут «счастливую» двойную жизнь в социальных сети, которая имеет мало или вообще ничего общего с их реальностью, эта фраза Сократ ценнее, чем когда-либо. Это о том, чтобы стать твоей лучшей версией, быть аутентичным и немного улучшаться каждый день.
5. Секрет перемен заключается в том, чтобы сосредоточить всю свою энергию не на борьбе со старым, а на на построении нового.
Многие люди застревают в страданиях, потому что они не могут смириться со своим прошлым. Однако мы можем измениться только тогда, когда сможем смотреть в будущее. Этой цитатой Сократ призывает нас перестать тратить энергию на вину и взаимные обвинения в вещах, которые мы не можем решить, и учимся сосредотачиваться эту энергию на построение будущего, которого мы хотим.
6. Ложь побеждает в трюках, но правда побеждает в игре.
Рано или поздно ложь раскрывается. Единственный ложь, которую не раскрыли, это то, что не сказано, поэтому всегда лучше придерживаться правды. Помните, что во многих случаях одна ложь приводит к другой, поэтому что создаются сложные ситуации, из которых будет практически невозможно выйти.
7. Хорошо начать — это не мало, но даже не много.
Первый шаг не приведет вас туда, куда вы хотите идти, но это уносит вас от того, где вы находитесь. Нет сомнения, что первый шаг важен, но Сократ предупреждает нас, чтобы мы продолжали идти. Если мы этого не сделаем, мы остаться на полпути, с усталостью пути и разбитыми мечтами о том, что мы не смеем идти.
8. Жизнь без экзамена недостойна того, чтобы ее прожить.
Сократ говорил о важности изучения себя, сохраняя при этом критическое отношение к своим действиям. Философ считал, что нам следует беспокоиться о росте, потому что в конечном счете цель жизни должна состоять в том, чтобы стать лучшим человеком, которым мы можем быть. И мы не можем достичь этого, если мы не будем заниматься самоанализом.
9. Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать.
Эта цитата Сократа очень интересна, потому что обращает внимание на необходимость для каждого человека учиться самостоятельно и достигать его собственные выводы. Это также предупреждает нас о том, что во многих случаях, помогая и делая вид, что делаем добро, мы лишаем людей способности мыслить, решать, идти своим путем и совершать свои ошибки, которые станут основой обучение.
10. Сильные умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, слабые умы обсуждают людей.
В ходе обсуждения мы должны следить за тем, чтобы эмоции под контролем, чтобы обсуждать только идеи. Когда дебаты продолжаются на личном уровне или на ценности других людей, мы полностью утратили способ.
11. Каждое действие имеет свое удовольствие и свою цену.
Все в жизни имеет свою цену. Это иллюзия делать вид, что у тебя есть все, не давая ничего взамен. Чем раньше мы предположим, тем охотнее мы будем оценивать, насколько высока цена некоторых вещей. справедливо или мы готовы заплатить его.
12. Зависть — язва души
Зависть разъедает медленно, мешая страдающему от наслаждения своей жизнью, потому что он слишком погружен в себя, сравнивая себя с жизнь, которую несут другие, вместо того, чтобы чувствовать благодарность за свою собственную. Фактически, зависть это как пить яд в надежде, что другой человек умрет потому что на самом деле ущерб несут только завистники.
13. Если вы не получаете желаемого, вы страдаете; если ты получаешь то, чего не хочешь, ты страдаешь; даже когда вы получаете именно то, что хотите, вы все равно страдаете, потому что не можете удержать это навсегда. Ваш ум — это ваше затруднительное положение. Он хочет быть свободным от изменений. Свободный от боли, свободный от обязательств жизни и смерти. Но изменение — это закон, и никакое притворство не изменит эту реальность.
Мы видим реальность такими, какие мы есть, через наше ожидания, а это означает, что во многих случаях страдание или счастье самопровоцированный. Вот почему Сократ выступал за то, чтобы мы научились познавать себя лучше и принимать изменения как часть естественного течения жизни.
14. Тот, кто не доволен тем, что имеет, не будет доволен тем, что он хотел бы иметь.
Сократ говорил о потребности быть удовлетворенным и счастливы здесь и сейчас, не откладывая счастья на то, что могло бы приходи в будущем.