Вклад Сократа в становление и развитие античной философии — Студопедия
Поделись
О жизни и взглядах Сократа (469-399 г. до н. э.) известно немало, но так как сам Сократ ничего не писал, мы судим о нём по книгам его учеников, и, прежде всего Платона и Ксенофонта. В отличие от конкретных наук, истины которые всё равно были бы открыты не тем, так другим учёным, в философских рассуждениях огромное значение имеет личность философа, его характер и мироощущение. Поэтому мы уделим особое внимание личности Сократа, которого К. Марке назвал «олицетворением философии».
Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что «Сократ обладал больше всех на свете воздержанием в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычной к умеренности в потреблениях, что при совершенно ничтожных средствах совершенно легко имел всё в достаточном для него количестве». [4] Он говорил, что «лёгкое времяпрепровождение и удовольствия, получаемые сразу, без труда, ни телу не могут дать крепости, ни душе не доставляют никого ценного знания; напротив, занятия, соединенные с упорным трудом, ведут к достижению нравственного совершенства».[5]
Современники отличали силу воздействия Сократа на окружающих. Один из собеседников вспоминал, что он цепенел от речей Сократа. Слушателям казалось, что нельзя жить так, как они жили. Порой Сократ иронизировал над людскими пороками, и это служило источником обиды.
Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относительна, т. е. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчёркивал всеобщность истин философии. Софисты были правы, утверждая, что боги различны у разных народов, но нравственные ценности, полагал Сократ, должны быть одинаковы у всех людей.
Прежние религиозные верования и нравственные нормы софисты подвергали анализу и критике, но Сократ пошёл дальше их. Его позиция была конструктивной, поскольку он заложил основы новой нравственности, базирующийся на мудрости и вырабатывающие общезначимые ценности.
С Сократа начинается этический этап развития греческой философии и философии вообще.Диоген Лаэртский имел право собрать, что Сократ «ввёл этику», потому что он выдвинул формальные основания для создания новой науки и разработал её метод. Науки существуют постольку, поскольку их истины справедливы для всех. Если бы для одного 2*2 было равно 4, для другого – 5, для третьего – 6, не было бы науки математики. То же самое и в сфере морали. И здесь надо узнать, сколько будет 2*2, и, узнав, все люди будут вести себя, как считал Сократ, в соответствии с этим.
Представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности, и есть главная заслуг Сократа. Сегодня об этом говорят многие, но ещё 2500 лет тому назад философ задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармоничной? И ответил: чтобы глубинные духовные ценности одинаковы для всех.
Довести до сознания индивида, дремлющие в нём знания, призван был сократовский метод майовтики(«повивального искусства»). Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путем последовательных рациональных шагов мысли человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, а можно самостоятельно открыть для себя.
Основным в учении Сократа было то, что к благу, даваемому общезначимым знанием, каждый приходит, что называется, своим умом. Никакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо, и в этом Сократ согласился с Конфуцием. Человек сам должен понять, что надо поступать, именно так, но ему нужно помочь «родить плод добродетели». Отвечая на обвинения, Сократ, говорил, что никогда никого ничему не учил, а только не препятствовал другим задавать ему вопросы и задавал вопросы сам. Это и составляло суть метода диалогаи приведения к истине, которую исповедовал Сократ. Для становления философии нужно именно рациональное обсуждение как способ достижения истины. В этом проявился древнегреческий дух и гений Сократа. Метод Сократа хорош тем, что человек не принуждается к истине, а приходит к ней свободно.
Философия – это свобода мысли, а не закабаление ее. Ученик Сократа – Платон использовал его метод как форму своих произведений, и даже в первом произведении Платона, написанном не в форме диалога, — «Апология Сократа» — диалог между Сократом и его обвинителем Мелетом все же присутствует.
Для того чтобы, дремлющие в душе человека знание проявилось, надо, чтобы он совершил над собой усилие познать то, что заложено в нем. Сократ обратил человека к самому себе, призвал его к самопознанию.
Все основные направления учения Сократа связаны между собой, выявляя своеобразную структуру его духа. Утверждение «Познай самого себя» происходило из утверждения, что «добродетель есть знание», и, стало быть, нравственное совершенство личности невозможно без познания своих способностей и сил. Особый интерес с точки зрения этики представляет взгляд Сократа на сопротивление злу. Лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее, хотя и то, и другое плохо, считает Сократ. В пользу добродетельной жизни Сократ приводит помимо этических космогонический (без справедливости не было бы Космоса как «порядка») и теологический (посмертная судьба зависит от того, как человек жил на Земле) аргументы. Многие мотивы сократовского диалога «Горгий» — необходимость ограничения потребностей и др. – будут повторяться, затем на протяжении всей истории философии найдя свою кульминацию в спорах о ницшеанстве с его представлением о воле к власти как движущей причине человеческих устремлений.
Диалог «Горгий» относится к начальному периоду творчества Платона, когда он, как считается, наиболее точно передавал мысли Сократа. В этом диалоге объясняются и суд над Сократом, и его почти добровольная смерть. Сократ поступил так, как считал нужным в соответствии со своими взглядами. У Сократа было много учеников, которые образовали школы: киников, киренаиков, мегарцев и т. д. Подобно древнеиндийскому мифу о сотворении людей из тела Пуруши, можно сказать, что из Сократа вышла вся античная философия: из его разума – академики и перипатетики, из его чувств – киники и киренаики, из его иронии – скептики, из его смерти – стоики. Ученики Сократа получили название
Домашнее задание: приготовить рефераты на тему: «Этическое учение Сократа».
Контрольные вопросы:
1. Почему философия зародилась именно в Древней Греции?
2.Что можно сказать о Сократе как личности?
3. В чём ценность метода майовтики?
4. Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и добродетели?
5.По каким причинам Сократ предпочёл смерть бегству из тюрьмы?
6.Каково значение Сократа для возникновения философии?
Психологические идеи древней Греции
Время расцвета античной культуры ознаменовало существенный скачок в развитии знаний о психике человека. В результате философских поисков древнегреческих мыслителей был создан фундамент, необходимый для дальнейшего развития психологического знания.
Фалес (624-547 гг. до н.э.) полагал, что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Фалес наделял душой все предметы, считая, что душа — это особое состояние воды. Фалес предполагал, что главной характеристикой души является её способность придавать движение телу. Милетский мудрец считал, что душевные способности обусловлены состоянием организма (здоровое тело обладает большими душевными возможностями).
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) преодолел влияние идей своего учителя Фалеса и пришёл к выводу о том, что первоосновой мироздания является апейрон — особое состояние материи, не имеющее качественной определённости. По мнению Анаксимандра, душа является одним из состояний апейрона. Им были высказаны идеи эволюционного развития живых существ: из влаги под влиянием солнечного света появились растения, из растений животные, а человек произошёл от рыб.
Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э.), первоосновой всех вещей считал огонь. Гераклит ввёл в научный обиход понятие атома — мельчайшей, невидимой глазом частицы. Душу он представлял как материальную субстанцию, состоящую из подвижных атомов огня, которые предают активность инертному телу. Гераклит считал, что во сне ослабевает связь с внешним миром, а в момент смерти эта связь рвётся. По мнению Гераклита, человек и все окружающие его предметы подвержены изменению. Главной задачей человека является познание самого себя, своей «психеи» (души), что позволяет человеку постигнуть «Логос» (закон), дарующий ходу вещей гармонию.
Важный вклад в развитие психологического знания в античной Греции внесли известные врачи Эмпедокл и Гиппократ.
Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.) разработал оригинальное учение о «четырёх корнях», в рамках которого он развил идею о том, что первоосновой бытия являются четыре стихии природы: огонь, вода, воздух и земля, сочетание которых формирует мироздание. Немаловажную роль в процессе формирования мира играют, по мнению Эмпедокла, так называемые мирообразующие силы: Любовь и Вражда. Эмпе-докл считал, что важную для психической жизни роль играет кровь, которая выступает в качестве носителя душевных функций. Центральным органом, ответственным за циркуляцию крови, является сердце. Особенности крови (температура, густота) связаны со спецификой деятельности человека (например, у мудреца наиболее продуктивно кровью снабжается мозг, у оратора — язык).
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) пришёл к выводу о том, что причиной болезни и здоровья человека является пропорция, в которой смешаны в организме различные «соки»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Вышеупомянутая пропорция получила название темперамента. Названия темпераментов прочно вошли в употребление и используются по настоящее время: сангвинический тип темперамента — преобладает кровь, флегматический тип темперамента — преобладает слизь, холерический — преобладает жёлтая желчь, меланхолический — чёрная желчь. Гиппократом была высказана идея о существовании связи между состоянием здоровья человека и спецификой политической системы. Гиппократ вошёл в историю психологической науки как разработчик одной из первых научных типологий.
Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) получил прекрасное образование, много путешествовал и считался первым энциклопедическим умом среди греков. Демокрит считал, что целью жизни человека является спокойное расположение духа и гармония с природой. Демокрит считал, что основой мироздания являются не стихии, а микроскопические образования — атомы. Из атомов состоят предметы, тела и души, причём души состоят из круглых, наиболее подвижных атомов, которые придают активность инертному телу. Высказав идею о том, что после смерти тела атомы души рассеиваются в воздухе, Демокрит сделал вывод, что смертно не только тело, но и душа. В организме человека атомы души локализуются в области головы, печени и сердца. Движение атомов души в области головы обусловливает протекание познавательных процессов. Движение атомов души в области сердца обеспечивает соответствующий эмоциональный фон, а перемещение атомов души в область печени детерминирует потребности человека. Демокрит, разработав теорию познания, предположил, что познавательный процесс состоит из двух компонентов — ощущения и мышления. Процесс познания окружающего мира организован следующим образом: атомы души, локализующиеся в органах чувств, соприкасаются с микроскопическими копиями (эйдолами) всех окружающих предметов — происходит ощущение, а с помощью мышления человек способен понять сущность вещей. Демокрит полагал, что все поступки человека причинно обусловлены.
Своего наивысшего расцвета древнегреческая философия достигла в учениях Сократа, Платона и Аристотеля, идеи которых оказали огромное влияние на развития психологического знания.
Сократ (469-399 гг. до н.э.), древнегреческий философ, об учении которого известно из трудов Платона и сочинений Аристофана, так как Сократ не записывал свои рассуждения. По мнению великого афинянина, любое знание относительно («Я знаю, что я ничего не знаю»). Сократ стремился осмыслить истинное предназначение философии, каковым, по его мнению, является самопознание как путь к постижению истинного блага и счастья.
По мнению Сократа, у человека есть три основные добродетели, главной из которых является умеренность — способность обуздывать страсти. Только обуздав свои страсти, человек способен подняться над природой. Две другие добродетели — это храбрость и справедливость. Под храбростью Сократ понимал знания, необходимые для преодоления опасностей, а под справедливостью — знания, с помощью которых человек научается соблюдать законы. Сократ считал, что люди, не умеющие управлять собой, не способны управлять другими людьми.
Сократ был мастером устного общения, в ходе которого он стремился помочь своим собеседникам найти «самих себя» посредством метода «сократической» беседы. При беседе с очередным своим оппонентом Сократ подбирал вопросы, с помощью которых стремился обнажить скрытое под покровами сознания. Сначала собеседнику задавались вопросы, с помощью которых Сократ вызывал у оппонента сомнения в истинности его суждений, а затем, демонстрируя очевидность вскрытых противоречий, Сократ помогал собеседнику найти новое знание. Сократ первым начал рассматривать душу как источник нравственности, под которой подразумевал благо, совершаемое человеком.
Судьба Сократа трагична. В преклонном возрасте он был обвинён в «развращении умов» и «проповеди новых божеств» и приговорён к смерти. Будучи убеждённым в том, что выбранная цель определяет поведение человека, Сократ мужественно принял свою смерть, выпив чашу с ядом.
Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий философ. Став учеником Сократа, он всю жизнь посвятил развитию идей учителя. Платон — автор более 30 философских произведений, среди которых: трактат «Государство», диалоги «Федон», «Парменон», «Лазет», «Лисий» и др.
Платон высказал идею о том, что подлинным бытием является мир идей, а не материальный мир. Материальный мир — это небытие, проходящее и смертное. Материальный мир сотворен Богом из четырёх стихий: огня, земли, воздуха и воды. Существует также и мир чувственных вещей, который является результатом проникновения бытия в небытие. Тело человека смертно, а душа, являясь бессмертной, пребывает в нём временно. Для доказательства бессмертия души Платон использовал следующие аргументы: во-первых, трансформация живого в неживое и обратно возможно только при наличии душ, которые вселяются в рождающееся тело, то есть душа вечно существует до рождения и после смерти; во-вторых, знания человека есть результат припоминания душой того, что она знала в своих предыдущих рождениях, а если душа существует до рождения, значит, она должна существовать и после смерти; в-третьих, вне тела душа пребывает в божественном мире идей, то есть душа богоподобна и подчиняет себе всё телесное, а будучи божественной, душа вечна и бессмертна; в-четвертых, в любое тело душа привносит жизнь, а привносящее жизнь не приемлет смерти.
Платон, разрабатывая проблему души, обратил внимание на конфликтную сущность функционирования человека, о чём красноречиво свидетельствует миф Платона о вознице, который управляет колесницей, запряжённой двумя конями: чёрным, символизирующим вожделеющую часть души, непокорным и нуждающимся в постоянном контроле, и белым, символизирующим страстную часть души, благородным и послушным. Сам возница символизирует разумную часть души, он управляет колесницей, ищет правильный путь. Разумная часть души локализуется в голове, страстная — в груди, а вожделеющая — в брюшной полости.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был сыном придворного македонского врача. Воспитывал Александра Великого (Македонского). Несмотря на тот факт, что Аристотель прошёл школу Платона, он сумел преодолеть взгляды Платона на природу души. Впервые в античности Аристотелем была проведена граница между неодушевлёнными и одушевлёнными телами. По мнению Аристотеля, душа — это способ организации живого тела. Для определения сущности души Аристотель использовал термин «энтелехия», под которым подразумевал функциональный аспект существования тела. Аристотель выделял три уровня развития души: растительный (вегетативный), животный (чувственный) и человеческий (разумный). Третий уровень развития души присущ только человеку, что позволяет человеку размышлять. Веществом — носителем души по Аристотелю является пневма, которая вырабатывается в крови, а центральным органом души является сердце. Разрабатывая проблему души, Аристотель пришёл к выводу, что отделить душу от тела нельзя. Тем самым он отверг получившую в то время признание идею о жизни души до рождения и после смерти.
Разрабатывая проблему темперамента, Аристотель высказал идею о том, что активность человека детерминирована свойствами крови: сангвиники — носители лёгкой крови, холерики — носители тёплой крови, флегматики — жидкой, а меланхолики являются носителями тяжёлой крови.
Аристотель полагал, что наиболее важным ощущением у человека является осязание, которое необходимо для жизни, остальные ощущения необходимы человеку для удовольствия. Познание окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств, центральным из которых является «общее чувствилище», обеспечивающее синтез ощущений. Давая толкование сущности процесса памяти, Аристотель предположил, что воспоминание — это результат связей между настоящим и прошлым (фактически речь идет об ассоциации). Познание по Аристотелю — это развивающийся процесс, в котором он выделял четыре этапа: 1) ощущение, 2) представление, 3) опыт и 4) наука.
Аристотелем была детально разработана проблема аффектов, под которыми он подразумевал состояние человека, вызванное страданием вследствие какого-либо воздействия. К аффектам он относил влечения, страх и гнев, полагая, что именно аффекты обуславливают особенности поведения человека.
Научная система стоицизма (IV век до н.э. — 529 г. н.э.) возникла и успешно развивалась под влиянием наследия Аристотеля, просуществовав до 529 года н.э., когда император Юстиниан наложил запрет на функционирование философских школ. Основоположником школы стоиков был Зенон (336-264 гг. до н. э.). Наиболее известные представители системы стоицизма — Клеанф, Хризипп, Персей, Аристон, Диоген.
Стоики постулировали идею «пневмы» («творческого огня») как активной мирообразующей силы. В мире всё возникает в результате столкновения активного и пассивного начал. Активность пневмы реализуется на четырёх уровнях Космоса:
- уровень неживой природы — активность пневмы минимальна;
- растительный уровень — пневма более активна, что позволяет обеспечить рост растений;
- животный уровень — активность пневмы существенно возрастает, что обусловливает проявление чувственности и побуждений;
- человеческий уровень — максимальное проявление пневмы, воплощающееся в человеческой душе.
Стоиками выделялось восемь способностей души, среди которых:
- способность к размножению;
- способность речи;
- способность видеть;
- способность слышать;
- способность ощущать вкус;
- способность осязать;
- способность обонять;
- гегемоникон — ведущая способность души, связанная с переработкой впечатлений и производством понятий.
Механизмом, с помощью которого гегемониконом производятся общие понятия, является механизм ассоциации.
Стоики активно разрабатывали учение об аффектах, полагая, что аффекты противостоят человеческому разуму, принося ему лишь вред («порчу разума»). Ими выделялось четыре основных вида аффектов: 1) печаль; 2) страх; 3) вожделение и 4) удовольствие. По мнению стоиков, человек является рабом своих аффектов (страстей), а смыслом жизни каждого человека должна стать победа над своими страстями.
Сократ | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.
- Метод Сократа
- Сократовские вопросы в терапии
Сократ ([греч. Σωκράτης, неизменно англизированный как sɔkɹətiːz, Sǒcratēs ; 470 г. .
Говорят, что он афинянин, но описан как приговоренный к смерти афинским судом, который признал его виновным в нечестии и развращении афинской молодежи своими учениями. Те, кто дает отчет, говорят, что он решил умереть, выпив болиголов, хотя ему была предоставлена возможность отправиться в изгнание, поскольку он считал, что изгнание еще больше опозорит соглашение, которое он добровольно заключил, чтобы соблюдать законы Афин, и что он не лучше преподавания в других городах.
Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Испытание и смерть
- 3 Философия
- 3.1 Метод Сократа
- 3.2 Философские убеждения
- 3.2.1 Знания
- 3.2.2 Достоинство
- 3. 2.3 Политика
- 3.2.4 Мистицизм
- 4 драматурга-сатирика
- 5 Источники прозы
- 5.1 Диалоги Сократа
- 6 См. также
- 7 Дополнительная литература и внешние ссылки
- 8 Сноски
Жизнь
Большая часть того, что сейчас известно о Сократе, получена из информации, которая повторяется из различных современных источников: диалоги, написанные Платоном, одним из учеников Сократа; произведения Ксенофонта], одного из его современников; и сочинения Аристофана и Аристотеля. Все, что Сократ написал сам, не сохранилось. Кроме того, рассказ Аристофана о Сократе на самом деле является сатирической атакой на философов и не претендует на то, чтобы быть фактическим описанием событий из жизни Сократа. Еще одна сложность связана с древнегреческой традицией ученых, приписывающих свои идеи, теории и иногда даже личные качества своим наставникам, традиции, которой, по-видимому, следовал Платон. Габриэле Джаннантони в своем монументальном 1991 работа Socratis et Socraticorum Reliquiae , попытки собрать все обрывки свидетельств о Сократе, включая материалы, приписываемые Эсхину Сократику, Антисфену и ряду других, предположительно знавших его.
Согласно свидетельствам древности, отцом Сократа был скульптор Софрониск, а матерью Фенарет — повивальная бабка. Сократ женился на Ксантиппе, которая родила ему троих сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена, которые были совсем молоды на момент его смерти. Традиционно считается, что Ксантиппа была вспыльчивой ругательницей, в основном из-за ее характеристики Ксенофонтом.
Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Согласно « Симпозиуму » Ксенофонта , Сократ сказал, что посвящает себя только тому, что он считает самым важным искусством или занятием: обсуждению философии. Хотя он унаследовал деньги после смерти отца, маловероятно, что их хватило бы, чтобы удержать его надолго. Ксенофонт и Аристофан соответственно изображают Сократа как принимающего плату за преподавание и руководство софистической школой с Херефонтом, в то время как в 9 Платона0029 Симпозиум Сократ явно отрицает получение оплаты за обучение. Возможно, Сократ полагался на щедрость богатых и влиятельных друзей, таких как Критон.
Такие персонажи, как Алкивиад — имя одного из друзей Сократа — в диалогах указывают на то, что Сократ служил в афинской армии во время Пелопоннесской войны. Платон Симпозиум указывает, что он также был награжден за храбрость. Говорят, что в одном случае Сократ остался на поле битвы, чтобы защитить Алкивиада, вероятно, спасая ему жизнь; Затем он добивался признания Алкивиада, а не принимал свое собственное. Также утверждается, что он проявлял большую выносливость во время этих военных кампаний, например, зимой ходил без обуви или пальто.
Испытание и смерть
Файл:Socratesdeath.jpgСмерть Сократа Жак-Луи Давид (1787).
Сократ жил во время перехода от расцвета Афинской империи к ее упадку после поражения от Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, три видных общественных деятеля побудили афинский общественный суд судить Сократа за нечестие и развращение афинской молодежи. Это было время в культуре, когда греки думали, что боги и богини связаны с защитой определенных городов. Афины, например, названы в честь богини-покровительницы Афины. Поражение Афин в Пелопоннесской войне было истолковано как осуждение Афины города за неблагочестие. Последнее, в чем нуждались Афины, так это в еще большем наказании от Афины за одного человека, подстрекающего своих граждан задавать вопросы ей или другим богам. В Извинение]] , Сократ настаивает на том, что это ложное обвинение.
Согласно версии его защитной речи, представленной в Апологии Платона , жизнь Сократа как «овода» Афин началась, когда его друг Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил отрицательно. Сократ, истолковав это как загадку, отправился на поиски людей, которые были бы мудрее его. Он расспросил афинян об их знаниях о добре, красоте и добродетели. Обнаружив, что они ничего не знают, но полагая, что сами знают много, Сократ пришел к заключению, что он мудр только в той мере, в какой он0029 знал, что ничего не знает. Превосходящий интеллект Сократа заставил выдающихся афинян, которых он публично допрашивал, выглядеть глупо, что настроило их против него и привело к обвинениям в правонарушениях.
Тем не менее, он был признан виновным по предъявленным обвинениям и приговорен к смертной казни, выпив чашку болиголова. Сократ отклонил просьбы своих учеников попытаться сбежать из тюрьмы, выпил болиголов и умер в компании своих друзей. Согласно Федону , Сократ умер спокойно, стойко перенося приговор. Римский философ Сенека пытался подражать смерти Сократа от болиголова, когда император Нерон заставил его совершить самоубийство.
Согласно Ксенофонту и Платону, у Сократа была возможность бежать, так как его последователи смогли подкупить тюремных охранников. После побега Сократу пришлось бы бежать из Афин. На картине «Смерть Сократа» под смертным ложем находится плитка, которую многие считают аварийным люком. Как становится ясно из диалога Критон , Сократ отказался бежать даже для того, чтобы избежать приведения в исполнение своего смертного приговора. Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях его гражданами и осужденным его присяжными. Поступить иначе означало бы, что он разорвал свой «контракт» с государством и тем самым нанес ему ущерб, что противоречило сократовскому принципу.
Философия
Портрет Сократа, римский мрамор, Лувр
Платонизм | ||||||||||||||||||||
Платонический идеализм | ||||||||||||||||||||
Платонический реализм | ||||||||||||||||||||
Средний платонизм | ||||||||||||||||||||
Неоплатонизм | ||||||||||||||||||||
Статьи о неоплатонизме | ||||||||||||||||||||
Платоническая эпистемология | ||||||||||||||||||||
Метод Сократа | ||||||||||||||||||||
Сократический диалог | ||||||||||||||||||||
Теория форм | ||||||||||||||||||||
Платоновское учение о воспоминании | ||||||||||||||||||||
Физические лица | ||||||||||||||||||||
Платон | ||||||||||||||||||||
Сократ | ||||||||||||||||||||
Обсуждения произведений Платона | ||||||||||||||||||||
Диалоги Платона | ||||||||||||||||||||
Платоновская метафора солнца | ||||||||||||||||||||
Аналогия разделенной линии | ||||||||||||||||||||
Аллегория пещеры Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать См. основную статью: Метод Сократа Метод или метод elenchos , который он в основном применял для изучения ключевых моральных понятий, таких как Добро и Справедливость. Впервые он был описан Платоном в 9 в.0029 Сократовские диалоги . По этой причине Сократа обычно не считают отцом ни политической философии, ни этики, ни моральной философии. В этом методе задается ряд вопросов, чтобы помочь человеку или группе определить их лежащие в основе убеждения и степень их знаний. Метод Сократа — это отрицательный метод исключения гипотез, в котором лучшие гипотезы находятся путем последовательного выявления и устранения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан, чтобы заставить человека проверить свои собственные убеждения и обоснованность таких убеждений. На самом деле, Сократ однажды сказал: «Я знаю, что вы мне не поверите, но высшая форма человеческого совершенства — это задавать вопросы себе и другим». [ необходима ссылка ]Философские убежденияДетализация философских убеждений Сократа – дело непростое; поскольку он сам ничего не писал, мы должны полагаться на (иногда) противоречивые сообщения Ксенофонта и Платона. Продолжаются споры (см. Также проблему Сократа ) относительно того, во что именно верил Сократ, в отличие от Платона, и мало конкретных доказательств при разграничении этих двух. Некоторые утверждают, что у Сократа не было определенного набора верований, и он стремился только исследовать; длинные теории, которые он дает в Республика считаются мыслями Платона. Другие утверждают, что у него действительно были свои теории и убеждения, но существует много споров по поводу того, какими они могли быть, из-за сложности отделения Сократа от Платона и сложности интерпретации даже драматических произведений о Сократе. Следовательно, отличить философские взгляды Сократа от взглядов Платона и Ксенофонта нелегко, и следует помнить, что то, что приписывается Сократу, может более точно отражать конкретные интересы этих писателей. Судя по диалогам, у Сократа было всего два учителя: Продик, грамматик, и Диотима, жрица из Мантинеи, которая научила его эросу , или любви. Его знание других современных мыслителей, таких как Парменид и Анаксагор, видно из ряда диалогов, и исторические источники часто включают их обоих как учителей Сократа. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был анаксагроянин Архелай, но его идеи были такими, какими их описал Платон; Эрик А. Хэвлок, с другой стороны, считал связь Сократа с анаксагорейцами свидетельством философского отделения Платона от Сократа. Самого Аполлона можно считать одним из его учителей, как утверждает Сократ (в платоновской Апология ), что его привычка к постоянным разговорам была послушанием Богу. Подробнее о божественном знаке см. ниже. ЗнаниеКажется, Сократ часто говорил, что его мудрость ограничивается осознанием собственного невежества. Сократ, возможно, полагал, что проступок был следствием невежества, что те, кто поступил неправильно, не знали лучшего. Единственное, о знании которого Сократ постоянно заявлял, было «искусство любви», которое он связывал с понятием «любви к мудрости», то есть с философией. На самом деле он никогда не претендовал на то, чтобы быть мудрым, только для того, чтобы понять путь, по которому должен идти любящий мудрость. Спорный вопрос, верил ли Сократ, что люди (в отличие от богов, таких как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он проводил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, Платона Симпозиум (Речь Диотимы) и Республика (Аллегория Пещеры) описывают метод восхождения к мудрости. В платоновском « Теэтете » (150а) Сократ сравнивает себя с настоящим сватом (προμνηστικός), в отличие от сводника (προᾰγωγός). Это различие отражено в « Симпозиуме » Ксенофонта (3.20), где Сократ шутит о своей уверенности в том, что сможет разбогатеть, если решит заняться искусством сводничества. Со своей стороны, как собеседник-философ, он ведет своего собеседника к более ясному пониманию мудрости, хотя утверждает, что сам не является учителем («Апология»). Его роль, утверждает он, правильнее понимать как аналогию акушерка (μαῖα). Сократ объясняет, что он сам лишен теорий, но знает, как породить чужие теории и определить, достойны ли они или просто «ветряные яйца». Возможно, важно то, что он указывает, что акушерки бесплодны из-за возраста, а женщины, которые никогда не рожали, не могут стать акушерками; по-настоящему бесплодная женщина не имела бы опыта или знаний о рождении и была бы не в состоянии отделить достойных младенцев от тех, которых следует оставить на склоне холма, чтобы их выставили напоказ. Чтобы судить об этом, акушерка должна иметь опыт и знание того, о чем она судит. ДобродетельСократ считал, что лучший образ жизни для людей — сосредоточиться на саморазвитии, а не на погоне за материальными благами. (Гросс 2). Он всегда предлагал другим попытаться больше сосредоточиться на дружбе и чувстве истинной общности, поскольку Сократ считал, что это лучший способ для людей расти вместе как народ. Его действия соответствовали этому: в конце концов, Сократ принял свой смертный приговор, когда большинство думало, что он просто покинет Афины, поскольку он чувствовал, что не может убежать или пойти против воли своей общины; как и выше, его репутация за доблесть на поле боя была безупречной. Идея о том, что люди обладают определенными добродетелями, составляла общую нить в учениях Сократа. Эти добродетели представляли собой наиболее важные качества, которыми должен обладать человек, главными из которых были философские или интеллектуальные добродетели. Сократ подчеркивал, что «добродетель была самым ценным из всех владений; идеальная жизнь была проведена в поисках Добра. Истина лежит под сенью существования, и что задача философа — показать остальным, как мало они знают на самом деле». .» (Соломон 44) В конечном счете добродетель относится к форме Добра; по-настоящему быть хорошим, а не просто действовать с «правильным мнением»; нужно познать неизменное Добро в себе самом. В Республике он описывает «разделительную линию», континуум от невежества к знанию с Добром поверх всего этого; только в верхней части этой строки мы находим истинное добро и знание такового. ПолитикаЧасто утверждают, что Сократ считал, что «идеалы принадлежат миру, который может понять только мудрый человек», что делало философа единственным человеком, способным управлять другими. Согласно рассказу Платона, Сократ никоим образом не скрывал своих конкретных взглядов на правительство. Он открыто возражал против демократии, царившей в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия: Сократ возражал против любой формы правления, которая не соответствовала его идеалу совершенной республики во главе с философами (Соломон 49).), а афинское правительство было далеко от этого. В последние годы жизни Сократа Афины постоянно менялись из-за политических потрясений. В конце концов демократия была свергнута хунтой, известной как Тридцать тиранов, во главе с родственником Платона Критием, учеником Сократа. Тираны правили около года, прежде чем афинская демократия была восстановлена, после чего она объявила амнистию за все недавние события. Четыре года спустя он заставил замолчать голос Сократа. Этот аргумент часто отвергают, и этот вопрос является одним из самых больших философских споров при попытке определить, во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто утверждает, что Сократ на самом деле не верил в идею царей-философов, является постоянный отказ Сократа заниматься политикой или участвовать в правительстве любого рода; он часто заявлял, что не может заниматься другими делами или указывать людям, как жить, когда сам еще не понимает. Философ только это, любовник мудрости, а на самом деле не мудрый. Принятие Сократом его смертного приговора после его осуждения Буле (Древняя Греция) (Сенат) также может поддержать эту точку зрения. Часто утверждают, что многие антидемократические наклонности исходят от Платона, который так и не смог преодолеть отвращение к тому, что сделали с его учителем. В любом случае ясно, что Сократ считал правление Тридцати тиранов не менее нежелательным, чем демократия; Когда его призвали к ним для помощи в аресте афинянина, Сократ отказался и чудом избежал смерти до того, как тираны были свергнуты. Однако он выполнил свои обязанность служить притащение когда суд над группой генералов руководил катастрофической морской кампанией; даже тогда он сохранял бескомпромиссную позицию, будучи одним из тех, кто отказался действовать в порядке, не поддерживаемом законами, несмотря на сильное давление. [1] Судя по его действиям, он считал правление Тридцати Тиранов менее законным, чем правление демократического сената, приговорившего его к смерти. Он умер в компании своих друзей и учеников. МистицизмЧитая диалоги Платона, Сократ часто проявляет мистическую сторону, обсуждая реинкарнацию и мистические религии; однако обычно это приписывают Платону. Тем не менее, это нельзя сбрасывать со счетов, поскольку мы не можем быть уверены в различиях между Платоном и Сократом; кроме того, кажется, что в работах Ксенофонта есть некоторые следствия. В кульминации философского пути, как обсуждалось в платоновских симпозиумах и Республика , человек приходит к Морю Красоты или к созерцанию формы Добра в опыте, похожем на мистическое откровение; только тогда можно стать мудрым. (В Симпозиуме Сократ приписывает свою речь о философском пути своему учителю, жрице Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн). В Meno он ссылается на Элевсинские мистерии, говоря Мено, что он лучше поймет ответы Сократа, если только сможет остаться на посвящения на следующей неделе. Возможно, самым интересным аспектом этого является то, что Сократ полагался на то, что греки называли его «демоническим знаком», голос, который Сократ слышал только тогда, когда Сократ собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федре нам говорят, что Сократ считал это формой «божественного безумия», своего рода безумием, которое является даром богов и дает нам поэзию, мистицизм, любовь и даже саму философию. В свою очередь, знак часто принимают за то, что мы бы назвали «интуицией»; однако характеристика Сократом этого явления как «демонического» предполагает, что его происхождение божественно, таинственно и не зависит от его собственных мыслей. Драматурги-сатирикиОн заметно высмеивался в комедии Аристофана «Облака» , поставленной, когда Сократу было за сорок; он сказал на суде (в версии Платона), что на смех театра было труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Сократ также высмеивается в пьесе Аристофана 9.0029 The Birds за его грязность, связанную с причудой Laconizing; также в пьесах Каллиаса, Евполиса и Телеклида. Во всех них Сократа и софистов критиковали за «моральные опасности, присущие современной мысли и литературе». Прозаические источникиПлатон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа; однако Ксенофонт и Платон были непосредственными учениками Сократа и, по-видимому, идеализируют его; однако они написали единственные дошедшие до нас непрерывные описания Сократа. Аристотель часто, но мимоходом упоминает Сократа в своих трудах. Диалоги Сократа
Диалоги Сократа представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофонтом в форме дискуссий между Сократом или другими людьми его времени. как обсуждение между последователями Сократа его концепций. Платоновский Федон является примером этой последней категории. Хотя его Извинение представляет собой монолог Сократа, он обычно группируется с диалогами. Апология утверждает, что это запись реальной речи, которую Сократ произнес в свою защиту на суде. В афинской системе присяжных извинения состоят из трех частей: речи, за которой следует контроценка, а затем несколько заключительных слов. «Извинение» — это транслитерация, а не перевод греческого apologia , что означает «защита»; в этом смысле оно не является апологетическим согласно нашему современному использованию этого термина. Платон обычно не вкладывает свои идеи в уста конкретного говорящего; он позволяет идеям появляться с помощью сократовского метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов Сократ в той или иной мере применяет этот метод, но нигде так полно, как в 9-м диалоге.0029 Евтифрон . В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят через несколько итераций уточнения ответа на вопрос Сократа: «… Что такое благочестивое и что такое нечестивое?» В диалогах Платона обучение предстает как процесс запоминания. Душа до своего воплощения в теле находилась в царстве Идей. Там он видел вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледными тенями или копиями, которые мы видим на Земле. С помощью процесса вопрошания душу можно заставить вспомнить идеи в их чистой форме, тем самым принося мудрость. Специально для сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле принадлежали Сократу, а какие из них могли быть новыми дополнениями или разработками Платона — это известно как сократовское проблема. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, тогда как более поздние произведения, в том числе Федон , считаются, возможно, продуктами разработок Платона. См. также
Дополнительная литература и внешние ссылки
Брюэлл, Кристофер (1994), «О политической философии Платона». Обзор политики 56: 261-82. Энтони Готтлиб назвал его мучеником и святым философии (Monk & Raphael, 2000).
Сноски
ast:Sócrates бн: সক্রেটিস ба:Сократ бс: Сократ бг:Сократ ca: Сократ cs: Сократес да: Сократ де: Сократ et: Сократ эл:Σωκράτης es: Сократ Эо: Сократо eu: Сократ fa:سقراط фр: Сократ ga:Сокрайтеас ko:소크라테스 час:Сократ ку: Сократ ID:Сократ иа: Сократ это:Сократес он: סוקרטס ка: სოკრატე sw: Сократ ла: Сократ lt: Сократас hu: Сократеш мк:Сократ мс: Сократ nl: Сократ нет: Сократ nn: Сократ пс: سقراط nds: Сократ pt: Сократ Ро: Сократ ru:Сократ простой:Сократ ск: Сократ sl:Сократ ср:Сократ ш: Сократ fi: Сократ sv: Сократ та: சாக்கிரட்டீஸ் th:โสกราตีส vi: Сократ Великобритания:Сократ ва: Сократ zh:苏格拉底
Сократ | Психология Вики | Фэндом Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные | Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.
Сократ ([греч. Σωκράτης, неизменно англизированный как sɔkɹətiːz, Sǒcratēs ; 470 г. . Говорят, что он афинянин, он описан как приговоренный к смерти афинским судом, который признал его виновным в нечестии и развращении афинской молодежи своими учениями. Те, кто дает отчет, говорят, что он решил умереть, выпив болиголов, хотя ему была предоставлена возможность отправиться в изгнание, поскольку он считал, что изгнание еще больше опозорит соглашение, которое он добровольно заключил, чтобы соблюдать законы Афин, и что он не лучше преподавания в других городах. Содержимое
ЖизньБольшая часть того, что сейчас известно о Сократе, получена из информации, которая повторяется из различных современных источников: диалоги, написанные Платоном, одним из учеников Сократа; произведения Ксенофонта], одного из его современников; и сочинения Аристофана и Аристотеля. Все, что Сократ написал сам, не сохранилось. Кроме того, рассказ Аристофана о Сократе на самом деле является сатирической атакой на философов и не претендует на то, чтобы быть фактическим описанием событий из жизни Сократа. Еще одна сложность связана с древнегреческой традицией ученых, приписывающих свои идеи, теории и иногда даже личные качества своим наставникам, традиции, которой, по-видимому, следовал Платон. Габриэле Джаннантони в своем монументальном 1991 работа Socratis et Socraticorum Reliquiae , попытки собрать все обрывки свидетельств о Сократе, включая материалы, приписываемые Эсхину Сократику, Антисфену и ряду других, предположительно знавших его. Согласно свидетельствам древности, отцом Сократа был скульптор Софрониск, а матерью Фенарет — повивальная бабка. Сократ женился на Ксантиппе, которая родила ему троих сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена, которые были совсем молоды на момент его смерти. Традиционно считается, что Ксантиппа была вспыльчивой ругательницей, в основном из-за ее характеристики Ксенофонтом. Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Согласно « Симпозиуму » Ксенофонта , Сократ сказал, что посвящает себя только тому, что он считает самым важным искусством или занятием: обсуждению философии. Хотя он унаследовал деньги после смерти отца, маловероятно, что их хватило бы, чтобы удержать его надолго. Ксенофонт и Аристофан соответственно изображают Сократа как принимающего плату за преподавание и руководство софистической школой с Херефонтом, в то время как в 9 Платона0029 Симпозиум Сократ явно отрицает получение оплаты за обучение. Возможно, Сократ полагался на щедрость богатых и влиятельных друзей, таких как Критон. Такие персонажи, как Алкивиад — имя одного из друзей Сократа — в диалогах указывают на то, что Сократ служил в афинской армии во время Пелопоннесской войны. Платон Симпозиум указывает, что он также был награжден за храбрость. Говорят, что в одном случае Сократ остался на поле битвы, чтобы защитить Алкивиада, вероятно, спасая ему жизнь; Затем он добивался признания Алкивиада, а не принимал свое собственное. Также утверждается, что он проявлял большую выносливость во время этих военных кампаний, например, зимой ходил без обуви или пальто. Испытание и смертьФайл:Socratesdeath.jpgСмерть Сократа Жак-Луи Давид (1787). Сократ жил во время перехода от расцвета Афинской империи к ее упадку после поражения от Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, три видных общественных деятеля побудили афинский общественный суд судить Сократа за нечестие и развращение афинской молодежи. Это было время в культуре, когда греки думали, что боги и богини связаны с защитой определенных городов. Афины, например, названы в честь богини-покровительницы Афины. Поражение Афин в Пелопоннесской войне было истолковано как осуждение Афины города за неблагочестие. Последнее, в чем нуждались Афины, так это в еще большем наказании от Афины за одного человека, подстрекающего своих граждан задавать вопросы ей или другим богам. В Извинение]] , Сократ настаивает на том, что это ложное обвинение. Согласно версии его защитной речи, представленной в Апологии Платона , жизнь Сократа как «овода» Афин началась, когда его друг Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил отрицательно. Сократ, истолковав это как загадку, отправился на поиски людей, которые были бы мудрее его. Он расспросил афинян об их знаниях о добре, красоте и добродетели. Обнаружив, что они ничего не знают, но полагая, что сами знают много, Сократ пришел к заключению, что он мудр только в той мере, в какой он0029 знал, что ничего не знает. Превосходящий интеллект Сократа заставил выдающихся афинян, которых он публично допрашивал, выглядеть глупо, что настроило их против него и привело к обвинениям в правонарушениях. Тем не менее, он был признан виновным по предъявленным обвинениям и приговорен к смертной казни, выпив чашку болиголова. Сократ отклонил просьбы своих учеников попытаться сбежать из тюрьмы, выпил болиголов и умер в компании своих друзей. Согласно Федону , Сократ умер спокойно, стойко перенося приговор. Римский философ Сенека пытался подражать смерти Сократа от болиголова, когда император Нерон заставил его совершить самоубийство. Согласно Ксенофонту и Платону, у Сократа была возможность бежать, так как его последователи смогли подкупить тюремных охранников. После побега Сократу пришлось бы бежать из Афин. На картине «Смерть Сократа» под смертным ложем находится плитка, которую многие считают аварийным люком. Как становится ясно из диалога Критон , Сократ отказался бежать даже для того, чтобы избежать приведения в исполнение своего смертного приговора. Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях его гражданами и осужденным его присяжными. Поступить иначе означало бы, что он разорвал свой «контракт» с государством и тем самым нанес ему ущерб, что противоречило сократовскому принципу. ФилософияПортрет Сократа, римский мрамор, Лувр
|