Включенное наблюдение
Включенное наблюдение вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.
Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.
Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим.
- элементы деятельности;
- категории действий;
- объект или лицо, выступающее центром внимания группы;
- индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.
За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа оказала влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.
Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек.
В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски.
«В одном из своих исследований бандитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами» — говорить на их языке».
Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному нарушению закона и было связано с риском для жизни.
Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравственная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действовать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон. Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступлении, тем более опасном для жизни окружающих людей. Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и милосердия.
Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яблонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их расположение крайне трудно. Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступление, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в преступление» здесь не помогут. Поведение самого ученого в экстраординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.
Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, чтобы они были крайне осторожными. Провал обеспечен, если преступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиентов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности. Проводя включенное наблюдение (и рискуя жизнью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры.
Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями выживания. Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, классическое участвующее наблюдение с длительным процессом завоевания доверия, совместным повседневным времяпрепровождением. Его интересовали также биографии информантов. Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали возникновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.
Одну из первых в России попыток использовать метод включенного наблюдения при изучении народного читателя предпринял в начале XX в. С. А. Рапопорт (публиковался под псевдонимом С. Анский), который, следуя традиции народнического движения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.
Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строительном кооперативе, «славящемся» своими махинациями. Но не рядовым исполнителем, а главным «снабженцем». Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, каналы расхищения материалов, способы присвоения незаработанных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении исследования приходилось прятать свои записи, тщательно маскироваться и контролировать каждый шаг. Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.
Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зависимости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым.
К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг. Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репортажей о непростых отношениях ГАИ и шоферской братии, о трудных дорогах водителей-«дальнобойщиков», о необычных заботах продавца киоска. Журналист, перевоплотившийся в автоинспектора, прибегнул для сбора материала к одному из методов активного репортерского поиска. После публикации А. Гудимова вышла книга Аллы Трубниковой о ее приключениях в женском монастыре, куда она проникла под видом смиренной послушницы. Можно также назвать блестящие репортажи М. Кольцова «В норе у зверя», цикл очерков Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика», построенный на включенном наблюдении журналиста, принявшего облик полярника, благодаря которому ему удалось изнутри познать бытовые трудности полярной зимовки.
А в западной журналистике прославился Гюнтер Вальраф, который под вымышленным именем работал в издательском концерне Шпрингера, на себе испытав все превратности судьбы гастарбайтера. Особая убедительность репортажей со сменой имиджа автора кроется в необычности приемов самого сбора информации, а также в результатах дерзкого поиска. В итоге — уникальные детали и подробности, «потаенная» до поры до времени информация, «теневые» отношения официальных авторитетов, хитроумные способы уклонения от законов и грозных инструкций — весь этот «улов» новой информации вмиг возвысил общественную значимость прессы, подчеркнул ее естественную склонность к независимости в отношениях с властями.
Смена профессии в карьере журналиста, равно как и в деятельности социолога, пользующегося методом включенного наблюдения, требует известного артистизма и театрального перевоплощения. Необходимо так изменить свой имидж, т.е. комплекс видимых другими примет, идентифицируемых именно с этим человеком, чтобы быть неузнанным. При этом менять приходится не только индивидуальные, но и общепрофессиональные черты. Исследователь принимает новый облик — от костюма до нового стиля поведения. Иной имидж включает его в систему неведомых ранее отношений, обогащает уникальной, порой сенсационной, информацией. Сменить здесь имидж равносильно добровольному уходу со сцены, — если, конечно, не следовать примеру мыслителей древнего Востока, советовавших популярному писателю сменить литературное имя и под псевдонимом, в амплуа новичка, возвратиться на литературный Олимп.
Феномен попрошайничества методом участвующего наблюдения в 2000-е гг. изучала М. Кудрявцева, которая в течение нескольких месяцев вживалась в роль нищенки и просила подаяние; Прибегнуть к качественным методам ее вынудили проблемы доступа к полю, т.е. необходимость налаживания доверительных отношений между исследователем и информантами в течение длительного времени. В подобных условиях традиционное анкетирование и статистический анализ данных не подходят.
Включенное наблюдение может происходить в ординарных условиях, например, на стройке или заводе, и в неординарных условиях. Специалисту в области социальных наук нередко доводится иметь дело с наркоманами, владельцами оружия, членами уличных шаек, бандитских формирований, «преступных синдикатов», с уголовниками и профессиональными ворами. Проводя включенное наблюдение в криминальной субкультуре, ученый часто рискует жизнью. К рискованным мероприятиям можно отнести также участие социолога в забастовочном процессе. Профессиональный социолог в рядах забастовщиков — явление необычное для зарубежной, а тем более отечественной социологии.
Армянский социолог А. Погосян провел включенное наблюдение в ходе забастовки, происходившей в июле 1988 г. в Ереване. Его интересовали социальная динамика явления, характер и типы поведения людей, мотивы и ценности их поступков. Па вполне понятным причинам анкетный опрос в такой ситуации провести невозможно. Коллега оказался в двойственном положении: исполнитель профессиональной роли и участник забастовочного движения. Тактика научного метода требовала от него нейтральной оценки явлений, а цели забастовки — активного участия в них. На собственном опыте социолог «забастовщик» убедился, что противоречивость ролей исследованию никак не мешала. Отношение забастовщиков к представителям интеллигенции в их рядах было терпимым и даже дружеским. Г. Погосяну удалось выявить не только уровни забастовочного движения, детали его организации, логику поведения людей, принимающих участие в открытых формах демократического протеста, но также сложную, нелинейную мотивационную структуру поступков.
Включенное наблюдение требует от социолога непосредственного взаимодействия с интересующими людьми, принятия исследователем определенной социальной роли. Все информанты знали об официальном статусе исследовательницы (студентка, а затем аспирантка). Элементом участвующего наблюдения являлось так называемое «стимулирующее» поведение, когда ученый занимает активную позицию и провоцирует ответные реакции у своих информантов. Помимо участвующего наблюдения М. Кудрявцева применяла также скрытое наблюдение, когда информанты не знали о присутствии наблюдающего за ними социолога. Документально работа фиксировалась в дневнике наблюдений на основании полевых заметок. Вначале исследования она пробовала брать интервью и записывать их на пленку, но очень скоро отказалась от этого, поскольку диктофон отпугивал информантов. В дальнейшем М. Кудрявцева старалась запомнить ключевые слова, основные моменты беседы и восстанавливала диалог уже дома на страницах дневника. Информантами выступали профессиональные нищие, т.е. люди, здоровые по природе, но притворяющиеся инвалидами с целью заработать на жизнь, а иногда и обогатиться таким способом. В результате проведенного исследования удалось выявить и описать несколько социальных типов нищих и моделей попрошайничества: «пенсионер(ка)», «церковные нищие», «мать-одиночка», «очень больная старая женщина или юродивая». М. Кудрявцева пришла к выводу о том, что современные нищие, разыгрывающие уличные спектакли, умеют прекрасно манипулировать производимым впечатлением, что выступает несомненным признаком актерского профессионализма. Манипуляцией является сам выход нищего на улицу, «на сцену». Его презентация направлена на то, чтобы соответствовать представлениям о нужде, обездоленности, несчастье. Если собственных ресурсов недостаточно, то нищий прибегает к дополнительным манипулятивным техникам (наклеивание бороды, использование грязной одежды, заворачивание в одеяло полена вместо ребенка и т.п.).
Научно спланированное включенное наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. Но предпосылкой для такого анализа вполне могут служить данные неконтролируемого наблюдения. Примером такого двухэтапного социологического исследования может служить наблюдение В.Б. Ольшанского, тогда сотрудника Института философии АН СССР, проведенное в 1970-е гг. Первым шагом служило включенное наблюдение. Он поступил на завод им. Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев в бригаде слесарей-сборщиков. За это время он достаточно сблизился с рабочими, стал в их среде что называется «своим парнем».
Создав нужный плацдарм, В. Ольшанский приступил ко второму этапу, построив программу формализованного обследования, которая включала интервью, опросы и групповые дискуссии. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные «можно» и «нельзя». При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социолога ми в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».
Преимущество включенного наблюдения состоит в том, что оно дает социологу самые яркие и непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации. Отсюда же вытекает и его недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.
Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста.
Включенное наблюдение в психологии, журналистике и социологии
Включенное наблюдение выступает одним из методов сбора информации. Он имеет свою классификацию, которая обусловлена сбором материала, формой проведения, длительностью и регулярностью исследования, а также некоторыми другими параметрами, которые мы раскроем в статье.
Включенное наблюдение — это способ получения информации, который применяется в разных науках, связанных с исследованием человеческого поведения: в журналистике, психологии и социологии.
Так, в психологии этот метод используется чаще всего в педагогической, социальной и возрастной областях.
В социологии и журналистике наблюдение также является способом получения информации об интересующих объектах или ситуации.
Во всех направлениях он может быть комбинирован с экспериментом, когда исследователь создает специфичные условия для группы людей и наблюдает за событиями и реакциями. Теперь приступим к классификации метода наблюдения.
Диспансерное наблюдение. Организация диспансерного…
Диспансеризация, или диспансерное наблюдение, представляет собой метод контроля состояния здоровья…
Включенное наблюдение: открытое и скрытое
- Открытое наблюдение характеризуется тем, что исследователь, попадая в группу людей, поведение которых его интересует, не скрывает цели своего присутствия. Так, психолог, оказавшись среди детей, предлагает им поиграть в игру, являясь при этом ведущим. Во время процесса он наблюдает за участниками и делает выводы. Или, например, журналист, оказавшись в толпе митингующих, не будет скрывать того, что ему необходимо сделать репортаж, однако, он также примет участие в мероприятии.
- Скрытое наблюдение чаще всего применяется при исследовании конфликтной ситуации, где исследователь играет одну из ролей: это может быть провокатор, который будоражит чувства и вызывает эмоции у людей для их яркого проявления, или же миротворц, цель которого сгладить острые углы и подтолкнуть людей к примирению.
Включенное наблюдение: прямое и косвенное
Этот метод получения информации может быть прямым, если исследователь контактирует с участниками события. Косвенное наблюдение предполагает, что психолог, журналист или социолог исследуют явление с помощью других социальных фактов. Последний вид наблюдения противоречит включенному только в том случае, если исследователь использует удаленный способ получения информации, который не подразумевает контакта с участниками. Если же коммуникация налажена, то наблюдение может быть косвенным.
Включенное наблюдение: стандартизированное и неструктурированное
- Наличие плана проведения исследования или его отсутствие определяет тип наблюдения. Так, если психолог или журналист отметили для себя план действий, тогда наблюдение считается стандартизированным.
- Спонтанное наблюдение, у которого нет строгого плана проведения, относится к неструктурированному.
Включенное наблюдение: систематическое и несистематическое
- Систематическое проводится с некоторой периодичностью. Обычно его используют во время больших исследований, которые нуждаются в информации, проверенной временем: например, определение влияния новой методики на развитие личности. Особенно часто систематическое наблюдение используют психологи в работе с детьми, где они отмечают, насколько ребенок изменился, каковы тенденции его развития.
- Несистематическое наблюдение подразумевает то, что исследователь его проводит лишь один раз.
Метод включенного наблюдения: лабораторное и полевое
- Лабораторное наблюдение – это сбор информации в специфичных условиях, подготовленных искусственным путем перед началом исследования. В этом случае психолог создает специальную атмосферу, подготавливает материалы, с которыми будет работать группа, а журналист при лабораторной форме проведения приглашает участников в студию и (например) проводит интервью.
- При полевой форме исследование проводится в естественных условиях, которые были сформированы объективными обстоятельствами.
Что такое включенное наблюдение? | Определение и примеры
Опубликован в 10 марта 2023 г. к Теган Джордж.
Наблюдение за участниками — это метод исследования, при котором исследователь погружается в определенную социальную среду или группу, наблюдая за поведением, взаимодействием и действиями участников. Это может быть ценным методом для любого исследовательского проекта, который стремится понять опыт отдельных лиц или групп в определенном социальном контексте.
В включенном наблюдении исследователя называют участником-наблюдателем , что означает, что он участвует в деятельности группы, наблюдая при этом за поведением и взаимодействиями группы. Существует гибкость в уровне участия, от неучастия (самое слабое) до полного участия (самое сильное, но самое интенсивное). Цель здесь состоит в том, чтобы получить глубокое понимание культуры, убеждений и практики группы от « взгляд изнутри.
Пример: Включенное наблюдение. Вы заинтересованы в изучении поведения и социальных взаимодействий представителей определенной субкультуры в вашей школе (скейтбордистов).Вы погружаетесь в эту субкультуру, проводя время в скейтпарках, посещая мероприятия по скейтбордингу и общаясь со скейтбордистами. Возможно, вы даже сами научитесь кататься на скейтборде, чтобы лучше понять опыт участников вашего исследования.
Во время наблюдения вы делаете заметки о поведении, языке, нормах и ценностях, с которыми сталкиваетесь, а также проводите неформальные неструктурированные интервью с отдельными скейтбордистами, чтобы лучше понять их мысли и жизненный опыт.
Затем вы можете использовать свои данные для разработки теорий или идей о субкультуре скейтбордистов и ее роли, будь то в вашей школе или в обществе в целом.
Обычно используемый в таких областях, как антропология, социология и другие социальные науки, этот метод часто используется для сбора обширных и подробных данных о социальных группах или явлениях посредством этнографии или других качественных исследований.
Содержание
- Когда использовать включенное наблюдение
- Примеры включенного наблюдения
- Как анализировать данные включенного наблюдения
- Преимущества и недостатки включенного наблюдения
- Другие типы систематической ошибки исследования
- Часто задаваемые вопросы
Когда использовать включенное наблюдение
Включенное наблюдение — это разновидность обсервационного исследования. Как и большинство обсервационных исследований, они в первую очередь носят качественный характер и используются для проведения как объяснительных, так и поисковых исследований. Включенное наблюдение также часто используется в сочетании с другими типами исследований, такими как интервью и опросы.
Этот тип исследования особенно хорошо подходит для изучения социальных явлений, которые трудно наблюдать или измерять другими методами. Как отмечает исследователь, они обычно делают подробные записи о своих наблюдениях и взаимодействиях с группой. Затем они анализируются для выявления закономерностей и тем с использованием тематического анализа или аналогичного метода.
Включенное наблюдение может подойти для вашего исследования, если:
- Вы изучаете субкультуры или группы с уникальными практиками или верованиями. Совместное наблюдение способствует глубокому и глубокому пониманию убеждений, ценностей и обычаев интересующей вас группы или субкультуры с точки зрения инсайдера. Это может быть особенно полезно при изучении маргинализированных групп или групп, сопротивляющихся наблюдению.
- Вы изучаете сложные социальные взаимодействия . Включенное наблюдение может быть мощным инструментом для изучения сложных социальных взаимодействий, происходящих внутри определенной группы или сообщества. Погружаясь в группу и наблюдая за этими взаимодействиями из первых рук, вы можете получить гораздо более тонкое понимание того, как эти взаимодействия протекают.
- Вы изучаете поведение или практику, о которых может быть трудно сообщить самостоятельно . В некоторых случаях участники могут не хотеть или не иметь возможности точно сообщать о своем поведении или действиях. Совместное наблюдение позволяет исследователям напрямую наблюдать за этим поведением, что позволяет повысить точность на этапе сбора данных.
Примеры включенного наблюдения
Совместное наблюдение является распространенным методом исследования в социальных науках, результаты которого часто публикуются в отчетах об исследованиях, используемых для информирования политиков или других заинтересованных сторон.
Пример: наблюдение участника сельской общины. Вы изучаете социальную динамику небольшой сельской общины, расположенной недалеко от того места, где вы выросли. Чтобы получить более глубокое представление о сообществе и его жителях, вы решаете провести включенное наблюдение. Вы арендуете дом в сообществе и начинаете участвовать в общественных мероприятиях, таких как церковные службы, городские собрания и общественные собрания. Вы также занимаетесь повседневными делами, такими как покупки на местном рынке, посещение школьных спектаклей и сольных концертов, а также появление в городе.В течение нескольких месяцев вы наблюдаете и делаете заметки о социальных взаимодействиях, обычаях и верованиях членов сообщества, проводя неформальные интервью с отдельными жителями, чтобы лучше понять их опыт и точки зрения. Благодаря своим наблюдениям вы получите глубокое понимание культуры сообщества, включая его ценности, традиции и социальную иерархию.
Затем вы используете собранные данные для разработки теорий и идей о сообществе и его роли в обществе.
Совместные наблюдения также часто используются в социологии для изучения социальных групп и связанных с ними явлений, таких как формирование групп, стратификация или разрешение конфликтов.
Пример: наблюдение за участниками. Вас интересуют социальные взаимодействия и поведение клубной футбольной команды в вашем университете. Вы решаете использовать включенное наблюдение, чтобы получить инсайдерскую точку зрения на социальную динамику группы. Вы проводите несколько недель, посещая занятия, тренировки, обеденные перерывы и внеклассные мероприятия с командой, наблюдая за их взаимодействием и делая заметки об их поведении.Благодаря этому включенному наблюдению вы вскоре увидите, что группа сильно стратифицирована, при этом некоторые люди занимают позиции социальной власти, а другие маргинализированы или даже в значительной степени исключены. Вы также наблюдаете модели конформизма внутри группы наряду со сложной межличностной динамикой.
Вы используете эти данные для разработки теорий и идей о социальной динамике коллегиальных команд, в том числе о том, как социальные иерархии и давление конформизма формируют их поведение.
Предотвращение плагиата. Запустите бесплатную проверку.
Попробуй бесплатноКак анализировать данные включенного наблюдения
Анализ данных при включенном наблюдении обычно включает пошаговый процесс погружения, категоризации и интерпретации.
- Завершив свои наблюдения, вы несколько раз перечитываете свои полевые заметки или стенограммы на этапе погружения . Это поможет вам обдумать то, что вы изучили, и хорошо сочетается с очисткой данных, чтобы убедиться, что все ясно и правильно, прежде чем продолжить.
- Затем вы создаете категорий или тем для организации данных. Это помогает выявить закономерности, модели поведения и взаимодействия, имеющие отношение к вашему исследовательскому вопросу или целям исследования. В свою очередь, эти категории помогают вам сформировать систему кодирования, которая помечает или «маркирует» аспекты данных, на которых вы хотите сосредоточиться. Это может быть определенное поведение, эмоции или социальные взаимодействия — все, что поможет вам определить связи между различными элементами ваших данных.
- Затем ваши данные можно проанализировать с помощью ряда качественных методов исследования, таких как тематический анализ, обоснованная теория или анализ дискурса с использованием созданных вами кодированных категорий. Это поможет вам интерпретировать данные и разработать дальнейшие теории. Вы также можете использовать триангуляцию, сравнивая данные из нескольких источников или методов, чтобы повысить надежность и достоверность ваших выводов.
- Наконец, всегда полезно искать отзывы о ваших выводах от других исследователей в вашей области исследований, а также от членов группы, которую вы изучали. Это помогает обеспечить точность и надежность вашего анализа и может смягчить некоторые потенциальные погрешности исследования.
Преимущества и недостатки включенных наблюдений
Совместное наблюдение отлично подходит для некоторых исследовательских проектов, но вместе с его преимуществами есть и недостатки.
Преимущества включенных наблюдений
- Включенные наблюдения позволяют вам генерировать богатых и детализированных качественных данных , что особенно полезно, когда вы пытаетесь развить глубокое понимание определенного социального контекста или опыта. Погружаясь в группу, вы можете получить непревзойденный инсайдерский взгляд на убеждения, ценности и обычаи группы.
- Включенное наблюдение — это гибкий метод исследования , который можно адаптировать к различным исследовательским вопросам и контекстам. Такие показатели, как уровень участия в группе, продолжительность периода наблюдения и типы собираемых данных, могут быть скорректированы в зависимости от целей исследования и графика времени.
- Включенное наблюдение часто используется в сочетании с другими методами исследования, такими как интервью или опросы, для получения более полной картины изучаемого явления. Эта триангуляция может помочь повысить надежность и достоверность результатов исследования, поскольку включенные наблюдения не особенно эффективны как отдельный метод.
Недостатки включенных наблюдений
- Как и во многих обсервационных исследованиях, включенное наблюдение связано с высоким риском для многих исследовательские предубеждения , особенно на стороне исследователя. Поскольку включенное наблюдение предполагает, что исследователь погружается в изучаемую группу, существует риск того, что его собственные предубеждения могут повлиять на собираемые им данные, что приведет к предвзятости наблюдателя. Точно так же присутствие исследователя в изучаемой группе потенциально может влиять на поведение участников. Это может привести к неточным или необъективным данным, если участники изменят свое поведение в ответ на присутствие исследователя, что приведет к эффекту Хоторна или предвзятости социальной желательности.
- Совместное наблюдение может быть очень дорогим, трудоемким и сложным для выполнения. Им часто требуется длительный период времени, чтобы завоевать доверие и собрать достаточно данных, причем данные обычно собираются интенсивно, лично. Для завершения некоторых включенных наблюдений требуются поколения, что может затруднить проведение исследований в условиях ограниченного времени или ресурсов.
- Включенное наблюдение может вызвать этические проблемы , требующие взвешенного этического рассмотрения со стороны исследователя в отношении информированного согласия, неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности. Исследователь должен позаботиться о защите конфиденциальности и автономии участников, а также о том, чтобы исследование не подвергало их неоправданному риску.
Другие типы систематической ошибки исследования
Часто задаваемые вопросы
- Как вы обеспечиваете этичность исследовательской практики при включенном наблюдении?
Этические соображения в включенное наблюдение включает:
- Получение информированного согласия всех участников
- Защита их частной жизни и конфиденциальности
- Обеспечение того, чтобы исследование не подвергало их неоправданному риску, и
- Уважение их автономии и свободы действий в качестве участников
Исследователи также должны учитывать потенциальное воздействие своих исследований на изучаемое сообщество и предпринимать шаги для сведения к минимуму любых негативных последствий.
- Какова роль исследователя в включенном наблюдении?
В включенном наблюдении исследователь играет активную роль в изучаемом социальном явлении, группе или социальном контексте. Они могут вливаться в сообщество, посещать мероприятия или мероприятия или даже брать на себя определенные роли в группе, полностью присоединяясь к сообществу в ходе исследования. Тем не менее, исследователь также сохраняет здесь роль наблюдателя, делая заметки о поведении и взаимодействиях участников, чтобы делать выводы и направлять дальнейшие исследования.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Джордж, Т. (2023, 10 марта). Что такое наблюдение за участниками? | Определение и примеры. Скриббр. Проверено 12 апреля 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/participant-observation/
Процитировать эту статью
Полезна ли эта статья?
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…
Теган — американка, проживающая в Амстердаме, со степенью магистра политических наук и управления образованием. Хотя в душе она определенно является политологом, ее опыт работы в университетах привел к стремлению сделать темы социальных наук более доступными и интересными для студентов.
Наблюдение и наблюдение за участниками | American University Online
Наблюдение и наблюдение за участниками являются очень важными инструментами сбора данных, которые оценщики используют на протяжении всего проектного цикла. Оценщики используют наблюдение и наблюдение за участниками для сбора данных о входных, выходных и конечных результатах проекта. Что касается мониторинга и оценки, наблюдение обычно относится к тому, когда оценщик наблюдает деятельность проекта в действии. Наблюдение позволяет оценщику увидеть, что происходит в проекте. Напротив, наблюдение за участниками относится к тому, когда оценщик наблюдает за участниками, разговаривая с заинтересованными сторонами и участвуя в деятельности проекта. Как участник, оценщик получает более глубокое понимание проектной деятельности и восприятия заинтересованных сторон.
Merrian (2009) предлагает рассматривать наше наблюдение и исследования с включенным наблюдением в континууме, изображающем роль между наблюдателем и наблюдаемым. Автор очерчивает деление континуума:
- Полный наблюдатель
- Наблюдатель как участник
- Участник как наблюдатель
- Партнер по сотрудничеству (исследовательская роль не скрыта)
- Полный участник (исследовательская роль скрыта)
между полным наблюдателем и полным участником. Обычно оценщики хотят играть роль партнера по сотрудничеству, где они могут получить эмическую перспективу, которая может быть полезна для планирования, мониторинга и оценки проекта.
Полное наблюдениеКогда мы используем полное наблюдение, мы наблюдаем за населением проекта, не взаимодействуя с заинтересованными сторонами, а только наблюдая за их поведением. На самом деле мы делаем это все время, когда посещаем проекты. Иногда, когда мы посещаем какой-либо проект, мы делаем о нем наблюдения и включаем эти наблюдения в наши выводы, не думая об этом как об исследовании или сборе данных.
Ключевым моментом здесь является то, что оценщик остается отделенным от населения проекта, не взаимодействует с ним и не задает вопросов. Оценщик просто наблюдает и делает некоторые предварительные выводы в качестве полного наблюдателя.
Наблюдение может быть очень полезным как часть плана МиО, который включает в себя несколько различных методов на этапах планирования, реализации и оценки проекта. Мы часто используем наблюдение, когда планируем , чтобы наблюдать за необходимостью. Это может быть важной частью оценки потребностей, особенно если у нас есть план наблюдения. Мы также используем наблюдение, чтобы наблюдать или наблюдать за процессом реализации , чтобы увидеть, кто участвует, а кто нет. Мы часто используем наблюдение, чтобы сравнить то, что люди делают, с тем, что они говорят, и добавить глубины нашим оценка .
Включенное наблюдение: сбор эмической точки зренияСогласно Бернарду (2011), включенное наблюдение дает нам уникальное понимание исследовательского или проектного сообщества, поскольку вы получаете интуитивное представление о культуре, участвуя в нем. Шенсул и ЛеКомпт (2013) говорят нам, что включенное наблюдение дает нам интуитивное и интеллектуальное понимание того, как общество организовано и расставлено по приоритетам, и как люди относятся друг к другу. Для оценщиков это включает в себя то, что приемлемо с культурной точки зрения, какие проекты могут работать, как работает проект во время его реализации и каково влияние проекта.
Когда мы занимаемся включенным наблюдением, мы надеемся, что нас примут как инсайдера или попадут за кулисы, где вы станете настоящим участником. Бернар говорит нам, что включенное наблюдение предполагает достаточное сближение с людьми, чтобы они чувствовали себя комфортно, рассказывая нам о своей жизни, тем самым противодействуя эффекту наблюдателя, который мы получаем при наблюдении и включенном наблюдении, и позволяя нам достичь эмического понимания.
Оценщики используют включенное наблюдение при планировании, реализации, мониторинге и оценке проектов. Мы также используем включенное наблюдение, чтобы помочь в разработке нашего последующего исследования, включая вопросы для интервью. В этап планирования , мы используем включенное наблюдение для оценки потребностей сообщества и подходящих способов разработки наших проектов развития. На этапе реализации мы используем включенное наблюдение, чтобы улучшить текущую деятельность, такую как учебный семинар, по мере того, как мы ее контролируем. Мы могли бы спросить, вовлечены ли участники, а если нет, то почему, и что мы можем с этим поделать. Очень важно, что мы используем включенное наблюдение, чтобы повысить достоверность наших усилий по мониторингу. Совместное наблюдение помогает нам увидеть и понять, что делают люди, и мы можем сравнить это с тем, что они говорят. Это помогает нам увидеть, делают ли люди что-то отличное от того, о чем они говорят. Точно так же мы используем включенное наблюдение, чтобы добавить глубины нашим оценок , так как это позволяет нам наблюдать и понимать изменения в поведении или установках. Например, мы видим и понимаем, как участники используют свои новые навыки. Как и выше, это также повышает достоверность наших усилий по оценке, если мы можем сравнивать то, что люди говорят, с тем, что они делают.
Наблюдения и полевые заметкиМы должны заранее обдумать, что мы будем наблюдать при использовании этих методов. Мой совет при использовании наблюдения и включенного наблюдения: наблюдайте за всем, что имеет отношение к проекту. Известный участник-наблюдатель Спрэдли (1980) отмечает, что мы должны учитывать то, что люди делают (культурное поведение), что люди знают (культурные знания) и что люди производят и используют (культурные артефакты). Согласно Спредли, мы должны просмотреть:
- Объекты,
- Действия,
- Действия,
- События,
- Время,
- Актеры,
- Чувства24 и
- Чувства24.
Когда вы участвуете в наблюдении и включенном наблюдении, вы обычно делаете заметки, которые становятся вашими необработанными данными. Обычно я делаю несколько заметок, когда занимаюсь включенным наблюдением. Я также соберу прямые цитаты, если сочту, что они пригодятся позже. Когда я покидаю сеттинг, я немедленно обобщаю или обрисовываю в общих чертах свои наблюдения, рисуя схему сеттинга и движений членов сообщества, чтобы придать глубину своим наблюдениям. Обычно это включает словесные описания обстановки, людей и действий, как Спредли, выше.
После участия в наблюдении и включённом наблюдении и записи своих заметок я обычно отступаю на день или два, чтобы обдумать свои мысли. Затем я возвращаюсь к своим заметкам и добавляю анализ или области, в которых мне нужно провести дополнительные исследования. Если я напечатал свои заметки, я добавляю свой комментарий или анализ в виде пузырей комментариев. Если у меня есть рукописные заметки, я пишу свои мысли на полях.
Заключительные мыслиПоскольку мы занимаемся наблюдением и включенным наблюдением, нам необходимо принимать во внимание возможные эффекты наблюдателя, необходимость сопротивляться сбору данных, которые не имеют отношения к нашему проекту, этические проблемы и потенциальную микрополитику.
Кроме того, мы должны учитывать, что наши наблюдения и возникающие у нас вопросы будут зависеть от нашего собственного мыслительного процесса и предубеждений. Обнаружение наших собственных предубеждений — один из важных шагов в сборе достоверных и надежных данных наблюдения, включенного наблюдения и других качественных методов. Даже если мы попытаемся подойти к проблеме без чрезмерной предвзятости, мы должны понимать, что наш собственный опыт, который мы привносим в наши наблюдения, влияет на то, что мы видим, и на наши интерпретации этого. Это может привести к тому, что мы будем несовершенными интерпретаторами другой или даже нашей собственной культуры.
Ссылки
H. Russell Bernard, Research Methods in Anthropology , 5th ed., Maryland: Alta Mira, 2011. 2009.
Жан Шенсуль и Маргарет ЛеКомпт. Основные этнографические методы , 2-е изд., Мэриленд: Альта Мира, 2013.
Джеймс Спрэдли. Участник наблюдения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1980.