Влияние экономической сферы на социальную сферу – Раскройте в трёх примерах воздействие экономике на социальную сферу

Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 338.2

ВОЗДЕЙСТВИЕ СФЕРЫ УСЛУГ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ И КАЧЕСТВО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А. А. Волкова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье показана роль сервисной экономики, которая объединяет в единый комплекс такие сферы, как сфера материального производства, обращения и услуг. В связи с ярко выраженной индивидуализацией, которая предусматривает интересы клиента как центр внимания, сервисная экономика является социально-ориентированной и влияет на качество экономического роста.

Ключевые слова: менеджмент, сервисная экономика, социальная сфера, сфера услуг.

IMPACT OF THE SERVICES SECTOR ON THE SOCIAL SPHERE AND QUALITY OF

ECONOMIC GROWTH

A. A. Volkova

St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21

The role of service economy which unites in a uniform complex such spheres as the sphere of production of goods, the address and services is shown in article. Due to the pronounced individualization which provides interests of the client as the center of attention, the service economy is socially oriented and influences quality of economic growth.

Keywords: management, service economy, social sphere, services sector.

Услуга, как вид деятельности, неразрывно связана с процессом оказания данной услуги, или обслуживанием. В качестве объекта обслуживания выступают физические и юридические лица — население и предприятия. Но чаще всего сферу услуг по определению ограничивают обслуживанием населения.

Сервисная экономика объединяет в единый комплекс такие сферы, как сфера материального производства, обращения и услуг. В связи с ярко выраженной индивидуализацией, которая предусматривает интересы клиента как центр внимания, сервисная экономика является социально-ориентированной. Этому также способствует нравственный компонент услуг; более того, в структуре услуг центральными являются услуги социального характера [5, с. 12].

При оценке качества разных услуг могут быть использованы следующие показатели качества:

1. Назначение. Данный показатель дает оценку свойствам услуги, которые определяют ее значимость и основные для данной услуги функции. В зависимости от назначения выделяют следующие функциональные и социальные показатели качества услуги.

Социальные показатели качества служат для определения уровня соответствия услуги общественным потребностям, которые определяют целесообразность ее представления и потребления.

Функциональные показатели качества служат для определения уровня соответствия услуги целевому назначению, ее способности удовлетворять определенные потребности: материальные, духовные и другие.

2. Этическая составляющая. Данный показатель определяет свойства услуги, которые проявляются в ходе непосредственного общения потребителя услуги и исполнителя.

Услуги можно разделить на следующие подгруппы, такие как сектор социально-культурных услуг, который охватывает такие области, как образование, культура, здравоохранение; сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг; комплекс материально-бытовых услуг, который охватывает такие области, как жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, система рекреационных услуг.

Волкова Альбина Алексеевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента таможенного и страхового сервиса, СПбГЭУ, тел.: +7 (911) 9717359, e-mail: [email protected]

Основные направления развития

сферы услуг

Основной особенностью реформирования сферы услуг является связь ее с сущностными свойствами ее агрегированного продукта, а именно совокупного человеческого капитала

К общественным благам относятся такие характеристики совокупного человеческого капитала, как здоровье нации, уровень образования и культуры, в связи с этим они не могут производиться в частном секторе экономики. В частности, к общественным благам относят и услуги, которые производятся в социальной сфере, например, начальное и среднее образование, ряд медицинских услуг. Большая часть общественных благ в общем объеме сферы услуг является важным фактором и обусловливает большую роль государственного регулирования в сфере развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг [7].

Совершенствование и реформирование сферы услуг является основой структуризации экономики и обеспечения взаимодействия субъектов социально-экономической политики, а потому этот процесс должен стать одним из основных ориентиров при стратегическом определении направлений общественного и государственного развития. Особенное значение имеет совершенствование и повышение эффективности государственного регулирования, особенно применительно к решению проблем сферы услуг. Приоритетным является обеспечение конкурентоспособности услуг, практическое решение данной задачи требует системных реформ, которые должны быть направлены на эффективное сочетание разных форм и укладов хозяйствования и разных экономических интересов [19].

Необходимо отметить, что нужно качественное реформирование государственного регулирования и поддержки интеграционного развития разных отраслей сферы услуг. В сфере функций государства нужно усилить взаимодействие не только государства и экономики, но и субъектов и институтов хозяйствования [5, с.12].

Состояние сферы услуг в современной России определяется многими факторами. Данные факторы определяются разнообразием и историчностью. Сейчас существует также ряд обстоятельств, определенных спецификой командной экономики.

В частности, услуги представляют собой привлекательный бизнес для предпринимателей. В данной сфере происходят активные инновационные процессы, которые могут принести предпринимателям более высокие прибыли, чем в торговле [19].

В то же время в России достаточно

неоднозначные процессы происходят в экономическом развитии. Помимо отрицательных сторон данных процессов можно отметить и появление положительных сторон. Например, реальное осознание значения сферы услуг, ее важности как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества, для дальнейшего развития материального производства [18].

В сфере услуг, как и в других областях экономики, ликвидирован монополизм государственной собственности и проведена так называемая малая приватизация. В связи с этим в сфере услуг началось формирование отношений частной собственности путем создания новых предприятий. Сейчас в России формируется структура собственности, которая свойственна странам с развитой рыночной экономикой. В сфере услуг ведущую роль начали играть мелкие и средние предприятия, будучи более гибкими по определению, что позволяет им быть ближе к потребителям и наиболее полно учитывать их запросы.

В сфере услуг появился и современный спектр услуг, такие услуги, как туристские, консультационные, юридические, информационные, страховые, рекламные, автосервис. Конкурентная среда сформировалась по многим видам платных услуг. Также у потребителей появился реальный выбор услуг, в том числе и платных.

Развитие сектора социально-

культурных услуг и его влияние на

уровень жизни населения

Одной из особенностей сервисной экономики в современных условиях можно назвать усиливающуюся индивидуализацию социальных потребностей населения. В частности, в структуре сервисной экономики повышается доля персонифицированных услуг, начинается переход к долговременным отношениям между потребителем и производителем. Одной из закономерностей сервисной экономики является опережающее развитие сферы социальных услуг.

Развитие сферы услуг также определяется влиянием процесса глобализации. В связи с этим влиянием усиливается экономическое взаимодействие стран и усиливается международная конкуренция, которая требует поиска возможностей повышения эффективности функционирования экономики, в том числе, и в сфере оказания социальных услуг [14].

Глобализация по-разному воздействует на развитие сферы социальных услуг. В частности, положительный эффект глобализации определяется развитием глобальной информационной сети, глобального рынка образовательных услуг. Под влиянием процесса глоба-

Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста

лизации также появляется тенденция стандартизации в развитии сферы социальных услуг.[15].

В настоящее время человеческий фактор становится главным фактором экономического роста, что характеризуется возрастанием инвестиций в человеческий капитал как со стороны самого человека, так и со стороны общества. Сфера социальных услуг в сервисной экономике дает возможность воспроизводства человеческого капитала, данный процесс воспроизводства в современных условиях определяется появлением мотивации нового типа, который определяет деятельность человека как субъекта производства[ 16].

Если в традиционном экономическом обществе мотивы и стимулы для большинства людей определяются их материальными потребностями, то в настоящее время ситуация быстро меняется под воздействием трех основных факторов [11].

В первую очередь рост благосостояния обуславливает стремление к совершенствованию собственной личности. Во-вторых, развитие новых производственных форм, которые требуют усвоения все большего количества информации, стимулирует потребность в непрерывном повышении образовательного уровня и накоплении новых знаний. Третий фактор заключается в том, что владение информацией и способность создания новых знаний превращаются в такой же важный источник социального признания, каким была собственность на материальные богатства в условиях индустриального общества.

Итак, сфера социальных услуг в процессе развития превращается в сферу инвестиций в человеческий капитал. При этом социальные услуги рассматриваются с точки зрения процесса их производства, потребления и накопления человеческого капитала.

Современное развитие сферы услуг характеризуется двумя основными процессами: возрастание роли принципа дополнительности и усиление разнообразия и специализации сервисной деятельности [10].

Тенденция возрастания роли принципа дополнительности более всего проявляется в усложнении многофункциональной зависимости услуг друг от друга. В частности, услуги гостиниц должны теперь включать комплекс таких дополнительных услуг, как услуги питания в кафе и ресторане, рекреационные и культурные услуги, торговые и бытовые услуги, не ограничиваясь только предоставлением номера. Также жилищно-коммунальные услуги должны сопровождаться дополнительными коммунальными услугами и ремонтно-техническим сервисом. Торговые услуги также сопровождаются рекламными и рекреационными услугами. Та-

ким образом, данная функциональная взаимосвязь и взаимозависимость услуг создает сложности с функциональной классификацией сервисной деятельности [3].

Все услуги можно разделить на такие группы, как услуги, ориентированные на производство; услуги, ориентированные на общество; услуги, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера [9].

Услуги в сфере поддержания здоровья человека имеют достаточно много проблем на данном этапе. Рассматривая особенности развития и реформирования сферы здравоохранения, необходимо отметить, что эффективное развитие сферы здравоохранения является сложным многоэтапным процессом, который ориентирован на получение определенных целевых результатов с количественными оценками этих результатов, которые могут меняться в определенных границах колебаний. Чем меньше амплитуда данных колебаний, тем эффективнее будет осуществляться менеджмент процесса оказания услуг здравоохранения в РФ [8].

Сфера образовательных услуг также предполагает серьезное реформирование, причем важность данной сферы трудно переоценить в настоящее время. Изменение социально-экономического устройства российского общества, определяют новые подходы к образованию и его субъектам. В новых социально-экономических условиях возникла необходимость в модернизации системы образования. Инновационное управление образованием на федеральном уровне, является движущей силой развития системы образования [12].

Российская система образования в короткие сроки прошла большой путь реформирования, в том числе согласование с международной системой образования. В ней наблюдается ряд изменений, обеспечивающих повышение качества оказания услуг, а именно:

— была проведена реформа по введению государственного стандарта нового поколения в сфере оказания образовательных услуг;

— в данной сфере отказались от государственной монополии в области образования;

произошел постепенный переход к системе платного образования [8].

Изменение структуры экономики образования, изменение условий деятельности образовательных учреждений вызвали повышение спроса на образовательные услуги и изменили требования к их структуре и содержанию. Таким образом, услуги в сфере образования прямо влияют на развитие общества.

Услуги сферы культуры также способствуют созданию, сохранению и развитию нравственных, духовных и общественных ценностей, которые раскрывают новые перспективы развития экономики. Сфера культуры имеют

особые характеристики: в ряде секторов реали-зовывается прямое государственное регулирование и поддержка, в других секторах существуют рыночные отношения, также необходимо развитие общественных и некоммерческих организаций [4].

Чтобы в обществе получили развитие благоприятные экономические и социальные тенденции, необходимо создание условий для его гармоничного развития, удовлетворения потребностей граждан в культурных услугах, максимально полной реализации творческого потенциала, обеспечения сохранности и рационального использования исторического наследия. Влияние услуг в сфере культуры на развитие нравственного потенциала личности и общества нельзя переоценить [6, с 34].

Особенность сферы культуры состоит в том, что в связи с рядом объективных факторов незначительное место в ней занимает частный сектор, а таким образом, область функционирования рыночного механизма и принципа платности ограничена. Услуги в сфере культуры является смешанными благами, которые обладают двойственной природой и направлены на удовлетворение разных эстетических и духовных потребностей населения. Помимо свойств делимости, уникальности, конкурентности и перегружаемости, данные услуги имеют значительный внешний эффект, который проявляется посредством познания жизненного пути всего человечества, выбором между категориями нравственности и безнравственности, гармонией и дисгармонией [1].

Таким образом, услуга, как вид деятельности, неразрывно связана с процессом оказания услуги, или обслуживанием с направленностью услуг на физические и юридические лица — население и предприятия.

Сервисная экономика в настоящее время объединяет в единый комплекс такие сферы, как сфера материального производства, обращения и услуг.

Услуги можно разделить на такие подгруппы, как сектор социально-культурных услуг; сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг; комплекс материально-бытовых услуг.

Развитие сферы услуг необходимо для создания условий для его гармоничного развития, удовлетворения потребностей в культурных услугах, максимально полной реализации творческого потенциала, обеспечения сохранности и рационального использования исторического наследия.

Услуги в сфере образования связаны в своем развитии с изменением структуры экономики образования и условий деятельности образовательных учреждений. Услуги в сфере поддержания здоровья человека имеют доста-

точно много проблем на данном этапе.

Необходимость данного направления развития сферы услуг связано с тем, что изменение состояния здоровья человека, которое происходит с его согласия и при его непосредственном, активном участии, выражается либо в явном улучшении его здоровья, либо в получении дополнительных видов услуг, снижающих риски влияния окружающей среды, обеспечивающих гармоничное развитие и самореализацию личности в обществе

Литература

1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — № 41 (258). — 2011, С. 99-105.

2. Вовк В.М., Калашникова С.В. Современные тенденции развития маркетинга услуг // Современные научные исследования и инновации. — Февраль 2013. — № 2 [Электронный ресурс]. URL: http ://web. snauka.ru/issues/2013/02/21095.

3. Волкова А.А. Особенности управления развития предприятий обслуживания населения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2011. № 6. с. 41-45.

4. Волкова А.А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4. с. 11-16.

5. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения Российской Федерации: автореферат дис. … доктора экон. наук. — СПб, 2010. — 39 с.

6. Дорошенко М. Е. Интеллектуальные услуги в России. — М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 111 с.

7. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики // Вестник ДГТУ, 2010. Т.10. №6(49

8. Ефимов К. С. Стратегия развития медицинских учреждений на рубеже 21-го века // Менеджмент в России и за рубежом, 2006, № 1.

9. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. — Академия Естествознания, 2011. — Электронный доступ: http://www.rae.ru/monographs/112.

10. Каточков В.М. Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста // Креативная экономика. — 2013. — № 5 (77). — с. 95-101.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. — Электронный доступ: http ://www. ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

12. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект: Мир, 2010. — с. 3—5.

13. Мирошниченко Н. В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и их типологизация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 2 (26). С. 2428.

14. Морозов Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. В.А. Алек-сунина. М., 2011. — с. 97—101.

15. Плотников В.А., Горелова Т. Н., Кошкина И.С. Механизм государственно-рыночного регулирования предпринимательства в сфере услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 1. с. 33-39.

16. Плотников В.А., Жигунов В.П. Институты и их влияние на экономический рост // Известия Юго-

Западного государственного университета. 2014. № 5(56). с. 170-178.

17. Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети, с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — № 30. — 2012. — С. 184-186.

18. Соловьева Л. В. Сфера услуг и ее влияние на качество жизни населения: теоретико-методологические основы, методический инструментарий оценки и концепция развития: дисс.. д. экон. наук. Белгород, 2008. 403 с.

19. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — № 41 (258). — 2011. — С. 95-98

УДК 338.48.640.4

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ

УСЛУГ

Е.В.Печерица1, Д.С.Чернов2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье рассматриваются вопросы продвижения гостиничных услуг с помощью социальных сетей. Производится сравнение количества пользователей в России и мире по возрастным группам и их гендерной принадлежности. Произведена систематизация и выработаны правила работы для работников гостиничного бизнеса в различных социальных сетях.

Ключевые слова: социальные сети, автопостинг, продвижение, гостиница, отель

SOCIAL NETWORKS AS A WAY TO PROMOTE HOTEL SERVICES

E.V. Pechetitsa, D.S. Chernov

St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21

The paper deals with the promotion of hotel services with the help of social networks. Compares the number of users in Russia and abroad by age groups and gender. Produced systematize and develop rules of work for the employees of the hotel business in various social networks.

Keywords: social networks, avtoposting, promotion, travelers hotel

Twitter, «Одноклассники», «Вконтакте», Facebook и др.- это социальные сети, которыми сейчас пользуются практически все независимо от возраста, образования и социального статуса. Люди используют их в первую очередь для общения [1].

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский сайт, контент которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информацию об отдельном человеке, по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети [2].

1Печерица Елена Владимировна — кандидат социологических наук, доцент кафедры Рекреация и туризм, тел.:+79626847734, e-mail: [email protected];

2Чернов Д.С. — магистрант 2 курса, СПбГЭУ.

Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2016 гг. Проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма»

cyberleninka.ru

Раскройте взаимосвязь экономики и других сфер жизни общества. Определите функции и задачи современной экономики.

Экономическая сфера — базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

— производство;

— распределение;

— обмен;

— потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономика играет важную роль в жизни общества (производство, промышленность, развитие). Связь с другими сферами заключается в том, что, например, бюджет (экономика) идет на социальные нужны (образование, медицина, армия, спонсирование в общем), строятся театры, музеи (культура).

Сферы общества Пример взаимосвязи
Экономическая и политическая     1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей. 2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. 3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. 4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. 5.Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения.  
Экономическая и социальная Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан – пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину.  
Экономическая и культурная/научная/ духовная 1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия (новые технические средства) способствуют преобразованию производительных сил общества. 2.Финансирование меценатом деятельности музея.  
Экономическая, политическая, социальная, духовная В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.  

«Экономика» (от греч. oikos — дом, домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) буквально — знание о ведении дома, хозяйства,в современном языке имеет несколько значений:

Экономика как хозяйство — система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Экономика как наука — это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

ФУНКЦИИ экономики:

1. Познавательная функция – разрешает на теоретическом уровне разъяснить, как работает хозяйство, каковы предпосылки, суть, результаты финансовых действий и явлений (как банки печатают средства, в чем состоит сущность стагнации экономики, как спрос и предложение оказывают влияние на расценки).

2. Методологическая функция – разрешает считать экономику как базу для становления нескольких иных финансовых дисциплин (менеджмент, статистика, маркетинг). При помощи методологической функции экономики исследуются финансовые процессы определенных способов в серьезной закономерной последовательности.

3. Фактическая (прагматическая/рекомендательная) функциясчитается основой для принятия действующих решений по производству, размену и пользованию продуктов и услуг, позволяющая создать действующие меры по стабилизации экономики, привести в соотношение финансовые и общественные реформы в сообществе. Тесно связана с финансовой политикой.

4. Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, пророчество) функция экономики содержится в формировании научных основ моделирования, возможностей финансового становления.

 

ЗАДАЧИ экономики

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага, товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека.

Процесс преобразования объектов природы в предметы потребления:

Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определённые основные виды выбора.

Среди них наиболее важны следующие:

1. Какие товары производить.Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы, есть следствие редкости ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Необходимость каждого из этих выборов продиктована ограниченностью ресурсов.

2. Как их следует производить (Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства: ручная и автоматическая сборка автомобиля; атомная или теплоэлектростанция). Все зависит от наличия средств производства и его эффективности.

3. Кто и какую работу должен выполнять.Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда – специальность, квалификация и т.д.

4. Для кого предназначены результаты этой работы. Распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. Согласно концепции равенства, все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой.

Билет № 3


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Как влияет экономика на социальную сферу( назвать + и -)

Ну-с, погнали!
ЭКОНОМИКА (от греч. oikonomike, букв. — искусство ведения домашнего хозяйства),
1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции.
2) Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.
3) Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).

Социальная сфера, социум, социология — (от лат. societas — общество и logos — слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.
Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об обществе в сер. 19 в. пытался О. Конт (ввел и сам термин). В 19 — нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. Концепции крупнейших социологов (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. С 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. — св. 40 отраслей).
Теперь вопрос — как можно разделить экономику и социальную сферу, если одно — это следствие другого, и наоборот. Какие могут плюсы и минусы влияния? Стабильная, сильная экономическая позиция порождает бурное развитие социального, высокоразвитого общества с практически снивелированными социальными положениями граждан. И наоборот — катастрофа в экономике- и общество начинает жить по звериным законам, пглощая более слабых и наименее защищенных своих членов…

otvet.mail.ru

воздействие финансов на экономику и социальную сферу



Воздействие экономики на социальную сферу примеры

В разделе Образование на вопрос Раскройте в трёх примерах воздействие экономике на социальную сферу заданный автором DISKO лучший ответ это Это задание типа С6, задание на конкретизацию. Надо не просто привести примеры, но и дать к ним конкретизирующую часть: то есть, перейти от общего к конкретному через частное. Как правило, сначала пишется конкретизирующая часть, а в скобках — пример (или наоборот, значения не имеет, главное, чтобы в каждой части задания присутствовали оба этих элемента) .
Это по форме задания. Теперь по содержанию.
1) Влияние экономических процессов на социальную стратификацию общества (в результате промышленного переворота произошло образование новых классов общества: класса буржуазии и класса наемных рабочих) .
2) Влияние цикличности развития экономики на уровень жизни населения (мировой экономический кризис 1929 — 1931 гг. привел к росту безработицы, а, следовательно, к ухудшению уровня жизни большей части населения) .
3) Влияние экономической политики государства на социальную защищенность населения (политика государства в области налогообложения приводит к перераспределению доходов и увеличению трансфертных платежей в пользу малообеспеченных слоев населения).
Источник: эксперт ЕГЭ (проверяю часть С по обществознанию)

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Раскройте в трёх примерах воздействие экономике на социальную сферу

Ответ от Алёнка[гуру]
Пример 1 : чем развитее экономика, а имеено рыночная, тем более совершенным является система финансирования социальной сферы, а именно: в бюджете хватает денежек на большую песию, зарплату врачам и учителям, которые и являются социальной сферой
Пример 2: в развитой экономике более отрегулирован механизм отчисления денег на соц. потребности (детки сироты, инвалиды)
Пример 3: уровень инфляции будет влиять на уровень занятости и наоборот


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

22oa.ru

Воздействие финансов на экономику и социальную сферу

Взаимосвязь экономики и финансов

Экономическая система любой страны представляет собой сложный народнохозяйственный комплекс, который способен эффективно развиваться в том случае, если его компоненты и подразделения (виды производств, отрасли, территории и т. д.) подчиняются потребностям общества и, при этом, органично взаимодействуют друг с другом. Повышение степени согласованности различных компонентов экономической системы достигается посредством ее государственного регулирования.

Замечание 1

Финансовое воздействие на происходящие в экономике процессы производится посредством покрытия систематически возникающих затрат финансовыми ресурсами, которые аккумулируются хозяйствующими субъектами, а также государством. Первичное формирование финансовых ресурсов происходит во всех, без исключения, подразделениях и секторах общественного производства. После этого, через различные целевые денежные фонды происходит их распределение, а также целенаправленное использование. Таким образом, финансовые ресурсы – это важнейший источник простого и расширенного воспроизводства, а также роста уровня благосостояния населения.

Структура и объем финансовых ресурсов в национальной экономике органично связаны с уровнем развития производительных сил. Так, чем более эффективное и масштабное национальное производство, тем, при прочих равных условиях, больше будут размеры используемых и мобилизуемых финансовых ресурсов. В то же время, финансовые ресурсы, инвестируемые в производство, создают предпосылки для совершенствования и роста последнего.

Основные методы финансового воздействия на развитие экономики

Финансовое воздействие на развитие экономической системы осуществляется следующими методами:

  • самофинансирование
  • кредитование
  • государственное финансирование.

Самофинансирование основывается на использовании хозяйствующими субъектами собственных финансовых ресурсов. Когда собственных средств недостаточно, то фирма может сократить издержки или привлечь кредитные ресурсы.

Кредитование – представляет собой способ финансового воздействия на производство, при котором издержки хозяйствующего субъекта покрываются за счет заемных средств (ссуд), предоставляемых на принципах платности, срочности, возвратности.

Государственное финансирование – способ финансового воздействия, осуществляемый за счет бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов, которые формируются на различных уровнях государственного управления.

Воздействие финансов на социальную сферу

Замечание 2

Социальная сфера имеет очень важное значение и охватывает наиболее важные стороны человеческой жизни. Основными финансовыми инструментами, при помощи которых оказывается воздействие на повышение жизненного уровня населения, выступают сами доходы граждан, социальное обеспечение (социальная помощь и социальное страхование), а также общественные фонды потребления.

Одним из ключевых направлений расходования средств общественных фондов потребления можно назвать финансовое обеспечение социально-бытовой инфраструктуры, которая собой представляет комплекс отраслей непроизводственной и производственной сферы, обслуживающих основную массу населения (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, ЖКХ и т. д.).

Социальное страхование представляет собой механизм социальной защиты, предполагающий формирование специальных денежных фонда из страховых взносов населения.

Социальная помощь – это система мер социальной защиты малоимущей части населения, которая осуществляется за счет средств государственного бюджета.

spravochnick.ru

Социальная и экономическая сфера — МегаЛекции

Кафедра «Автоматизированных систем управления»

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Управление в социально-экономических системах»

На тему: «Применение методов и моделей системного анализа и теории управления к задачам управления в социальной и экономической сферах»

 

Выполнил:

Студент 5 курса

группы МИВТ-16-1-2

Зенин Кирилл Андреевич

 

 

Москва

Содержание

 

Введение. 3

Основная часть. 6

Глава I 6

1. Социальная и экономическая сфера. 6

2. Методы и модели системного анализа. 9

3. Методы и модели теории принятия решений. 13

Глава II 16

1. Краткие сведения о компании «SimpLAN». 16

2. Анализ экономической подсистемы организации. 17

3. Построение математической модели и применение симплекс-метода ТПР для анализа модели. 18

4. Применения метода экспертных оценок на основе ранговой системы оценки с последующей нормализацией, ранжировкой и применением метода медиан рангов для анализа модели экономической подсистемы. 29

5. Анализ социальной подсистемы организации, построение ее модели, улучшение и анализ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

 

 

 

Введение

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. Связь экономических факторов с социологическими часто упускается из вида в процессе принятия решений. Именно связь этих двух составляющих в целом отражает состояние предприятия в целом.

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.



Переходной этап к рыночным отношениям в экономике России характеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей части работников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свелась практически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедность мотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.

 

Сказанное относится не только к работникам, но и к специалистам и управленцам, в частности управленцам среднего звена.

Часть работников, сохранивших нравственные основы трудового сознания, богатую трудовую мотивацию, составляют меньшинство и зачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касается работодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическим опросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдают предпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управления падением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного метода воздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился на сегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточно эффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства и значительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнести пропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы, коллективный подряд и другие известные приемы.

В данной работе предлагается рассмотреть применимость методики системного анализа и теории принятия решений в социальной и экономической сфере предприятия и проследить в его рамках влияние изменений в одной сфере на другую.

Целью данной курсовой работы заключается повышение эффективности работы организации за счет управленческого воздействия на ее социальную и экономическую сферу.

Объектом исследования является социально-экономическая система «SimpLAN».

Предметом исследования является модель организации, включающая социальную и экономическую составляющие.

 

Задачи:

1. Рассмотреть роль и связь социальной и экономической сфер.

3. Произвести обзор моделей и методов СА и ТПР.

4. Произвести анализ предприятия со стороны социальной и экономической сфер и построить его модель.

5. Применить методы ТПР для улучшения производительности предприятия.

Научная новизна работы заключается в исследовании возможности и значимости применения моделей и методов системного анализа и теории принятия решений для повышения показателей экономической и социальной сферы небольшой организации.

Практическая значимость работы заключается в повышении эффективности работы небольшой организации и ее работников.

Основная часть

Глава I

Социальная и экономическая сфера

По мнению Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Она образуется множеством частных по отношению к ней систем большей сложности.

Социальная сфера не образует отдельной подсистемы и не может рассматриваться на равных с экономической, политической и тому подобными сферами, чтобы понять ее природу, определим понятие «социальное отношение» (как главную характеристику социальной сферы). Социальные отношения понимаются в научной литературе в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле они означают отношения между любыми общностями (например, коллективами предприятий, населением разных регионов и прочее), в узком — отношения между классами, социальными слоями и группами, занимающими в обществе разное положение. По мнению М.Н. Руткевича, социальные отношения — это «отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда « присутствуют» в экономических, равно как и в политических и других общественных отношениях (хотя и не исчерпывают их).

Какова же связь понимаемой таким образом социальной области с экономической сферой?

Прежде всего, положение, занимаемое разными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений. Более того, сами группы, о которых идет речь в экономической социологии, — это совокупности индивидов, характеризующихся сходным положением в экономической сфере, то есть находятся внутри структурных подразделений общественной экономики. Они как бы несут на себе ее черты в соответствии с известным афоризмом К. Маркса о сущности общественного человека как совокупности социальных отношений. В этом «отпечатывании» экономических отношений на функционирующих внутри них группах проявляется прямое воздействие экономического на социальное.

Вместе с тем социальная область — это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие экономики, которые реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Под социальными процессами понимают изменения социальных объектов во времени, закономерности, возникающие при смене их состояний.[1]

Итак, взаимоотношения между экономической и социальной областью — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально — экономические процессы.

Тесную связь социальной и экономической сферы можно наблюдать на примере небольшой системы, составляющей совокупность этих сфер — предприятия. Любое предприятие можно рассматривать как социально-экономическую систему, имеющую внутреннюю структуру, функционирующую в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Социальной системой предприятие является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется людьми, обладающими определенными личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования экономических ресурсов и реализации продукции обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта.

Рассматривая предприятие как систему, необходимо выделить в ней объект и субъект воздействия. Объектом воздействия в системе предприятия выступает совокупность материальных условий, производственных, организационных процессов, отношений между работниками при выполнении предприятием своих функций. Субъектом является аппарат управления, который посредством различных форм и методов воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности, как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.

Таким образом, можно выделить задачи управления в социальной подсистеме предприятия:

· улучшение социальных условий сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· повышение квалификации работников путем обеспечения их соотствующими курсами и мотивацией к данному процессу.

· предотвращение возникновения спорных ситуаций и конфликтов в рамках рабочего коллектива.

Рассмотрим также задачи управления и в экономической подсистеме предприятия:

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

· обеспечение автоматизации производства

· постоянный поиск и освоение новых рынков.

· определение конкретных целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;

· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи одной области прекрасно дополняют задачи другой области, в общем счете приводя к повышению эффективности работы предприятия. Однако не так просто сразу решить и те и другие задачи. Проблема состоит в том, что решение задач экономической сферы может усугубить решение задач социальной сферы и наоборот. [2]


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Воздействие финансов на экономику и социальную сферу

Введение

Актуальность темы реферата состоит в том, что осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.

На основе теоретических положений сущности финансов дается представление о финансовой системе, управлении финансами, раскрывается механизм их влияния на социально-экономические процессы, особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования, государственных и муниципальных финансов. Такой подход позволяет показать особенности организации финансовых отношений в России на микро- и макроуровнях, а также современные тенденции развития финансов. Изучение этих вопросов играет важную роль в подготовке специалистов, которые, обладая достаточными теоретическими и практическими знаниями, должны быть готовы активно их использовать в профессиональной деятельности в финансовых, налоговых, казначейских органах, органах государственного финансового контроля.

Цель – выявить качественное и количественное воздействие финансов на экономику и социальную сферу. Данная цель реализуется путём решения следующих задач:

1) Сущность финансов и их функции.

2) Финансовый механизм, его роль в финансовой политике.

3) Влияние финансов и их роль в экономике и социальной сфере.

I Сущность финансов и их функции

Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов по ним; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации — все это принято называть финансовыми операциями. Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.

Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет выделить первый признак финансовых операций — их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность ценежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги — это всеобщий эквивалент.

Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.

Распределение — это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: организаций, государства, а так же домохозяйств. У экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами. Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление.

Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач .

История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально в XIII—XV вв. он обозначал денежный платеж. Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием. В России на рубеже XIX-XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов.

Тесно связана с распределительной контрольная функция. По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля — это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что финансы — это совокупность экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (ФДС). Сущность финансов проявляется в их функциях. Признано, что финансы выполняют две главные функции: распределительную и контрольную. Сущность распределительной функции состоит в том, что финансы участвуют в распределении и перераспределении национального дохода. Национальный доход создается в сфере материального Контрольная функция заключается в своевременном и действенном контроле за образованием фондов денежных средств, за их правильным распределением со всех точек зрения, за целевым и эффективным использованием. К числу прочих функций финансов можно отнести обеспечивающую функцию, которая состоит в своевременном и в полном объеме обеспечении финансовыми ресурсами всех направлений деятельности государства.

II. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов; каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *