Роль философии в жизни общества. Функции философии и ее структура.
Философия, её предмет и значение в современном обществе.
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей,
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.
Через систему категорий и содержание философии в делом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.
Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний — практического, познавательного, ценностного. уолько на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание.
Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой — в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР — это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалекгико-материалистической философии. Этот момент — историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее при. обретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
Философия как наука
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки — само слово «философия» означает «наука».
Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт — можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия — это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.
Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия — единственная из наук объясняет, что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т. д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают — в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
Становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире, и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и принципы, составляющие сущность процессов, явлений и самого мира как системы, целостности.
Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия — это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.
Философские законы — диалектические законы единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, законы отрицания отрицания, причинно — следственной связи, единства сущности и явления, необходимости и случайности, содержания и формы.
Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и выступающие основоположением любого знания. Философия опирается напринципы универсальной связи, единства и развития. В процессе развития философии как учения о мире сложилась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /учение о человеке и обществе/. Следует хорошо уяснить органическую связь, единство всех элементов этой структуры, дать обоснование этому единству. Философия возникла и развивалась в соответствии с потребностями общественно-экономического и духовного развития общества, в силу чего она всегда играла существенную роль в его жизни.
Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, прогностическая, идеологическая, праксиологическая.
Философия- теоретическая основа мировоззрения. Исторические типы мировоззрений (мифологическая, религиозная и философская)
Роль философии в жизни человека и общества
Тема: Роль философии в жизни человека и общества
Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Попытаемся дать ответ на этот вопрос. Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания. В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм. Одним из ее главных достижений является цивилизованный подход к анализу процессов в обществе и изменение принципа мировоззрения, согласно которому понимание мира происходит с включением в него человека.
В философии всегда рассматривалась проблема человека в окружающем мире, в современной философии она также играет ведущую роль. В ней рассматриваются даже такие проблемы, как виза в Италию.
Современное общество сегодня уходит от социализма и капитализма, но необходимо сохранить все позитивное, что было создано человеком в прошлом.
Со временем человек все больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды. Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек является сознательным соучастником в мировой эволюции. Именно повышение этих качеств человека может действовать на социальный строй как ортопедический матрас на позвоночник, укрепляя его и предотвращая развитие нежелательных болезней.
Современное человечество, перейдя на новый уровень развития, может значительно увеличить шансы выхода из состояния глобального кризиса. Все опасности реализации этой цели зависят в основном от самого человека, вернее от его невысокого уровня сознания, что обусловлено недопониманием причин и механизмов действия природных, социальных и антропологических явлений, как взаимодействия элементов единого мира.
Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества. В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые в будущем, безусловно, отразятся на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Их можно сравнить с приобретением матрасов оптом, чтобы положить их в те места, где чаще всего падают люди. Современные философы смогли проникнуть в глубины человеческого сознания, научились определять его процессы, смогли убедиться в больших возможностях человеческой психики. Определив человека, как сознательно-деятельный фактор всего сущего, возможно, им удастся предотвратить многие кризисы и катастрофы, которые могут произойти из-за человеческого фактора. Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад (например, в Китае целая религия, основанная на размышлениях великого философа Конфуция), все-таки нельзя недооценивать ее роль влияния на формирование каждого человека и социума. А самым поразительным в этой науке является то, что даже виза в германию является в большинстве случаев актуальной и в настоящее время.
- Место философии в системе культуры.
Культура — совокупность
проявлений жизни, творчества и достижений
народа или группы народов. В философии
под культурой понимается сфера
информационного обеспечения
2. Функции Философии
Все функции философии
можно разделить на две группы: мировозренческие
и методологические. В свою очередь
в мировоззренческих функциях можно выделить
следующие:
— социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действи-тельности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;
— культурно-воспитательная
функция. Знание философии, в том числе
требований к познанию, способствует формированию
у человека качеств культурной личности:
ориентации на истину, правду, доброту.
Философия способна оградить человека
от поверхностных и узких рамок обыденного
типа мышления; она динамизирует теоретические
и эмпирические понятия частных наук с
целью максимально адекватного отражения
противоречий, изменяющейся сущности
явлений;
-гносеология — учение о познании;
-социальная философия — учение об обществе;
— этика — учение о морали;
-эстетика — учение о прекрасном;
-логика — учение о законах мышления;
-философская антропология — учение о человеке;
-аксиология — учение о природе ценностей;
— методология — учение о методе;
— история философии — учение о развитии философских знаний.
Кроме того, можно выделить
прикладные аспекты философского знания:
— философия науки — раздел философии, включающий
исследования структуры научного знания,
средств и методов научного познания,
способов обоснования и развития знания;
— философия техники — раздел
философии, связанный с
— философия истории — раздел
философии, связанный с интерпретацией
исторического процесса и исторического
познания;
— философия политики — раздел
философии, исследующий общие
вопросы политической сферы
— философия права — раздел
философии, включающий общие
— философия культуры — раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;
— философия религии — это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.
Координирующая функция
философии состоит в
Интегрирующая функция связана
с объединяющей ролью философского
знания по отношению к какому-либо
множеству элементов, составляющих
систему или способных
Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.
Литература
Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.
Брутян Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.
Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов н/Д, 1995.
Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
Келигов М. Ю. Философы о философии. Ростов н/Д, 1995.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
Рассел Б. Мудрость
Запада: исторические исследования
западной философии в связи
с общественными и
Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.
Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М., 1972.
Философия и мировоззрение. М., 1990.
Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. изд. Т. 20.
Роль философии в нашей жизни
Наше чувство времени и способность общаться через него с помощью языка означают, что наша перспектива существования отсутствует в непосредственности других видов. В то время как некоторые животные демонстрируют чувство причины и следствия, некоторую степень планирования и даже некоторые уровни абстрактного мышления, именно это чувство и понимание нашего места во временной дуге, возможно, создало для людей необходимость понимать не только динамику нашего существования, но и контекст.
Понимание нашего контекста, нашего места в этом контексте как личностей и как обществ было неотъемлемой частью нашего интеллектуального дискурса на протяжении тысячелетий, формируя основу практически каждого аспекта нашей культуры.
Чтобы лучше понять роль философии в нашей жизни, я поговорил с Джулсом Эвансом, директором Центра истории эмоций Лондонского университета королевы Марии.
В: Зачем нам философия?
[Жюль Эванс] Наша способность заниматься философией — это одна из вещей, которая отличает нас от других животных — в некотором смысле это то, что делает нас разумными, « мудрыми обезьянами ».
Другие животные определенно задаются вопросом, почему они делают что-то определенным образом, и пытаются найти стратегии, которые более разумны для достижения целей (, например, разработка инструментов ), и хотя вы могли бы сказать, что это « философствование », только люди кажутся развить эту способность задавать вопросы более высокого порядка… спрашиваешь с какой целью мы это делаем? ’ – ‘ зачем мы вообще это делаем? ’
Философия присутствует во всем. У всех нас есть философия, которая формирует основу нашей мотивации и того, что мы делаем в течение дня. У каждого своя философия жизни; у каждого учреждения есть философия. У Дональда Трампа есть философия, у Walmart будет своя философия, у журнала Playboy будет своя философия, у вашего ближайшего соседа будет своя философия… но для большинства из нас эти философии не изучены, более или менее автоматически и инстинктивно.
Философия как названная деятельность , появилась в человеческой истории совсем недавно, и является ли попытка исследовать эти инстинктивные и автоматические мотивации и сказать: « это определенно мудро?» ’, ‘ это связно? ’.
Мы можем датировать происхождение этого типа философии Сократом 2500 лет назад, что является совсем недавним в истории homo sapiens. Это был период, когда люди изменились с ‘ , мы делаем это, потому что так всегда делалось, так боги велели нам делать вещи, так делали ваши старейшины, поэтому так оно и есть. и вы будете наказаны богами, если вы не сделаете это таким образом ’, к активному сознательному рациональному образу мышления: ‘ Почему?’, ‘Почему вот так? ’, ‘ Это точно лучший способ? », и это радикальный момент в истории человечества… Сократ продержался недолго, когда начал задавать подобные вопросы и был приговорен к смертной казни.
В: Может ли философия помочь нам понять наши общественные институты?
[Жюль Эванс] Если вы копнете достаточно глубоко в историю любого государственного учреждения, вы обнаружите какой-то философский идеал или ответ на определенную культурную проблему- причина для учреждения и для чего оно было создано. Аристотель называет это телос , или его конец.
Со временем эта цель тонет в привычках и в бюрократии — дела идут на автомате десятилетиями или веками, и люди легко могут забыть, в чем был смысл этого учреждения. Полезно попытаться выяснить, для чего были созданы институты с философской точки зрения, чтобы понять, делают ли они по-прежнему то, для чего были предназначены.
Я искал университеты, и вопрос о том, для чего нужен университет, на самом деле не так часто задают. Сейчас мы живем в эпоху массового высшего образования, когда около 40% населения учатся в университетах. Это может стоить людям огромных денег, и все же не всегда есть четкое понимание ни в головах студентов, ни в головах вузов, что они, собственно, здесь пытаются сделать, для чего нужен университет?
Исходя из моего интереса к древней философии, мне нравится идея, что университет может быть местом, где люди могут процветать и думать о том, как заботиться о своей душе и как ставить цели в жизни. Как найти полезную жизненную философию. В контексте высшего образования люди могут подумать, что « звучит очень странно, новая бессвязная идея », но если вы оглянетесь назад на историю высшего образования и историю университетов, уходящую на 2400 лет назад, Академия Платона или университет Наланды в Индии, который был еще раньше – общепризнано, что одна из ролей университетов – помогать людям процветать и развивать их характер. Только в последние несколько десятилетий эта идея пришла в упадок и стала маргинализованной.
В: Какова роль древней философии в нашем благополучии?
[Жюль Эванс] Я впервые заинтересовался древнегреческой философией, когда мне было 20 лет, когда я проходил когнитивно-поведенческую терапию ( CBT ), которая очень помогла мне, когда у меня были некоторые эмоциональные проблемы.
Я пошел взять интервью у людей, которые изобрели КПТ, двух психологов по имени Альберт Эллис и Аарон Бек, и обнаружил, что их вдохновением для этой терапии, которая теперь помогает миллионам людей, была древнегреческая философия, и особенно идеи стоической философии, Сократ и эпикурейцы.
Древние греки считали философию лекарством для души. Сократ сказал: « Я учу своих учеников заботиться о своих душах », откуда и произошло слово «психотерапия». Цицерон сказал: «Есть врачебное искусство для души, и имя ему — философия ». Большинство идей современной когнитивной терапии исходят непосредственно из древнегреческой философии, и она дает нам три простых идеи, которые я могу вам описать.
Во-первых, наши эмоции связаны с нашими убеждениями и мнениями. Эпиктет говорил, что причиной страданий людей являются не события, а их мнение о событиях. Эта мудрость очень полезна, потому что дает вам возможность контролировать свои эмоции. Когда вы осознаете, что ваши эмоции связаны с вашими убеждениями, вашими мнениями и вашими интерпретациями, тогда вы сможете начать исследовать свои убеждения и свои интерпретации, используя то, что в когнитивной терапии называется методом Сократа . Просто задайте себе вопросы: « почему я так резко на это реагирую? », « что происходит? ’, ‘ какое убеждение или мнение лежит в основе этой сильной эмоциональной реакции? » и « это точно правда?» » может изменить ваши убеждения, мнения или отношение, а это изменит ваши эмоции.
Во-вторых, стоицизм отмечает, что вы не можете контролировать то, что с вами происходит, вы можете контролировать только то, как вы на это реагируете. Таким образом, сосредоточение внимания на том, что находится под вашим контролем, и принятие на время того, что находится вне вашего контроля, является действительно полезной терапевтической идеей.
В-третьих, привычка. У греческих философов была идея, что философия должна быть ежедневной практикой. Это не может быть просто французская экзистенциалистская идея милой беседы раз в неделю в кафе. Это должно быть своего рода ежедневной практикой. С практикой ваша философия становится автоматической привычкой, она укореняется. Мы не просто критические, рефлексивные агенты, большую часть времени мы на автопилоте. Вы должны ежедневно практиковать свои принципы, чтобы они укоренились в том, что они называют автоматическим, разговором с самим собой и действиями. Они ( в CBT ) есть множество отличных техник для превращения вашей философии в автоматические принципы, подобные привычкам, например, простое повторение маленьких, почти звуковых фрагментов. Греческая философия полна этих маленьких звуковых фрагментов, которые вы повторяете снова и снова, пока они не станут частью вашего автоматического разговора с самим собой. Это также включает в себя выход и практику в реальных жизненных ситуациях. Как говорит Эпиктет, нехорошо, если ты просто занимаешься философией в классе, ты как бы терпишь крушение, когда выходишь на улицу.
Древняя философия за 2400 лет почти не претерпела изменений в качестве своего рода терапевтического инструментария и имеет определенную эстетику, которая заставляет вас чувствовать себя частью давней традиции, а не просто терапии, изобретенной 10 лет назад.
Вы являетесь частью трехтысячелетней традиции мудрости, которую вы знаете, тысячи, тысячи и тысячи людей читали ту же книгу, что и вы, и находили ее целебной в очень темные времена. Так что это вдохновляет чувствовать себя частью этой долгой великой традиции мудрости.
В: Какова роль экстатических и экстремальных переживаний в нашей жизни?
[Жюль Эванс] Как люди, мы часто сталкиваемся с переживаниями, которые по своей природе приводят нас в состояние, которое трудно описать словами.
Люди иногда говорят о том, что это религиозный опыт ( именно так описал их Уильям Джеймс ), но это не совсем верно, потому что они не всегда происходят в религиозном контексте и не всегда включают встречи с богами.
Абрахам Маслоу назвал их пиковыми переживаниями, что тоже не совсем работает, потому что иногда эти переживания случаются с людьми не тогда, когда они полностью рассортированы, а на самом деле наоборот, когда они представляют собой настоящий беспорядок. Так что иногда они больше похожи на опыт.
Я использую слово экстаз, которое люди думают, что означает быть очень, очень счастливым, но на древнегреческом языке это означает экстатический, что означает стоять снаружи. Это момент, когда вы выходите за рамки своего обычного самоощущения и чувствуете связь с чем-то великим и новым; это может быть бог, это может быть природа, это может быть какое-то более глубокое состояние ума, это могут быть другие люди.
Мы, люди, можем застрять в петле самоанализа и негативных мыслей о себе и о мире. Мы застреваем в этих размышлениях, и я думаю, что есть два способа выбраться.
Один через рациональную философию. Исследуя эти убеждения и говоря: «, это определенно правда?» ’ и как бы распарывает этот кокон.
Другой — через экстатические переживания, которые каким-то образом сдвигают ваше сознание посредством своего рода шока. И ты просто вырываешься из этой петли.
Оба они важны, и оба исцеляют.
Экстази дает вам возможность вырваться наружу, когда вы застряли в негативном ядовитом настроении. Это дает вам возможность выйти из него, и это может быть чрезвычайно исцеляющим, это может быть чрезвычайно соединяющим, потому что вы внезапно чувствуете глубокую связь с другими людьми, с которыми вы делитесь этим экстатическим опытом.
На протяжении всей истории экстатические ритуалы и церемонии были важными способами сближения людей, особенно в городах, где иначе они могли бы чувствовать себя отчужденными. Вы вместе идете на какой-то фестиваль или ритуал в церковь и чувствуете связь на субрациональном, эмоциональном уровне.
Экстатические переживания также важны для вдохновения. Люди находят смысл, чувство связи со вселенной, чувство связи с чем-то за пределами смерти.
Люди, художники и ученые иногда использовали своего рода экстатические техники для своей музы или вдохновения.
В нашей культуре, особенно в последние 300-500 лет в западной культуре, люди стали гораздо более амбивалентными (, если не враждебными ) к экстатическому опыту.
Идея потери контроля считается опасной, постыдной и невежественной… идея подключения к некоему духовному измерению стала считаться невежественной и постыдной. Наша культура во многом ориентирована на индивидуальную автономию, а экстази (, в некотором роде ) противоположны этому — речь идет об отказе от контроля.
В нашей культуре произошел сдвиг в сторону маргинализации экстатических переживаний, превращения их в патологии . Психиатрия, в частности, склонна очень враждебно относиться к экстатическим переживаниям и интерпретировать их как расстройства или болезни. Это называется такие вещи, как истерия, психоз, энтузиазм ( , что было чем-то плохим в просветлении, означало несчастный случай ).
60-е годы что-то изменили в западной культуре, произошел своего рода взрыв экстатических практик – таких вещей, как психоделика, рок-н-ролл, восточные практики.
Сегодня, я думаю, мы пытаемся интегрировать эти виды экстатических переживаний после того шока 1960-х годов, когда, я думаю, мы поняли, что часто эти новые экстатические практики также были опасны. Мы знаем, что многим людям, присоединившимся к коммунам, промыли мозги в ядовитых культах. Мы знаем, что люди наносят себе вред психотропными препаратами. Мы знаем, что некоторые экстатические движения носят жестокий и ядовитый характер, например, футбольное хулиганство, исламский экстремизм или крайне правые. Итак, я думаю, где мы находимся как культура, и то, о чем я спрашивал в своей книге, это вопрос не Должны ли люди иметь выходы для экстази? , потому что я думаю, что люди всегда так делают. Вопрос в том, достаточно ли в нашей культуре выхода для здорового экстаза? Для здоровой трансцендентности, которая полезна для отдельных людей и для их культуры. Есть ли у нас места, куда люди могут пойти ради здоровых экстатических переживаний, а не ядовитых переживаний? Частью этого является дестигматизация экстатического и трансцендентного и признание того, что это фундаментальное человеческое стремление, а не что-то отсталое, регрессивное или постыдное.
В: Что значит иметь хорошую жизнь ?
[Жюль Эванс] Я из традиции, называемой этикой добродетели в философии, которая заключается в том, что философия может помочь людям процветать и что в некотором смысле цель человеческой жизни — процветание. Индивидуальное процветание, процветание общества, а также процветание природы. Я пытаюсь построить его как большую церковь для людей, которые верят, что в этом процветании участвует Бог или какая-то высшая сила, и людей, которые этого не делают. Британская культура сейчас очень светская, но я пытаюсь разработать модель хорошей жизни, которая является местом встречи как теистов, так и атеистов и агностиков.
Для меня, как для человека, который запутался довольно рано в своей жизни, философия определенно помогла мне выбраться из ямы. Это определенно помогло мне, когда я действительно заблудился в болотах и топях жизни. Я думаю, что я все еще ищу сейчас.
Я думаю, полезно иногда напоминать себе, что мы не уверены, почему мы здесь, и мы не уверены в природе человека или природе реальности. Неловко напоминать себе об этом. Люди, как правило, хотят чувствовать себя уверенными, знать, кто мы и почему мы здесь. И я думаю, что философия помогает нам задаваться вопросом и напоминает нам о том, чего мы не знаем. Речь идет не только о том, чтобы помочь вам быть счастливыми, но и о чем-то немного неприятном, напоминая нам о том, чего мы не знаем.
Полагаю, я больше похож на платоника или мистика в том смысле, что я думаю, что мы являемся частью чего-то гораздо большего, чего мы едва понимаем. Я думаю, что в человеческой жизни есть точка, которая не просто изобретена людьми, а больше похожа на своего рода космическую точку — возможно, для развития сознания и мудрости.
Иногда нам может казаться, что мы очень опоздали в истории человечества, но мы все еще только в начале пути. Существует ошибка конца истории , когда вы можете принять этот вид светского гуманизма как конечную точку человеческой истории. Мы находимся в самых первых главах долгого пути, и мы будем постоянно удивляться в этом путешествии. Мы должны постоянно напоминать себе о том, чего мы не знаем, потому что по пути мы будем очень удивлены.
Просмотреть биографию интервьюируемого
Джулс — политический директор Центра истории эмоций и соредактор блога History of Emotions. Он регулярно пишет в своем блоге о политике и философии благополучия.
Его исследовательские интересы охватывают терапевтические практики из древних философий и традиций мудрости, то, как люди и организации используют их сегодня, и как они формируют идеи общественной политики о благополучии, устойчивости, процветании и превосходстве.
В его первой книге « Философия жизни и других опасных ситуаций » он исследовал, как люди заново открывают для себя древнегреческую и римскую философию и как греческая философия (особенно стоицизм) вдохновила когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Это была книга года по версии Times.
Джулс говорил о философии в программах Newsnight на BBC 2, Culture Show, на BBC Radio 3 и 4, RTE-1 и ABC Australia; и я мыслитель нового поколения BBC. Наряду с этим он писал для таких изданий, как Financial Times, The Times, The Guardian, Spectator и WIRED.
Он выступал на таких мероприятиях, как Месяц философии в Амстердаме, фестиваль Хей-он-Уай, Фестиваль искусств в Голуэе, Факультет общественного здравоохранения, Локатор, Воскресная ассамблея, Британский музей и ЮАР. Мое выступление на TEDX о практической философии набрало более 120 000 просмотров.
Джулс также помогает управлять Лондонским философским клубом, который является крупнейшим философским клубом в мире и насчитывает 6000 членов.
Влияние философии – и философия воздействия
Роберт Фродеман и Эвелин Бристер
Где философия в общественной жизни? Можем ли мы указать, чем мир в 2020 году отличается от того, каким он был в 2010 или 1990 году благодаря философским исследованиям?
В первый день занятий профессора философии говорят своим студентам, что философия обещает сделать нас лучшими гражданами и улучшить наше понимание науки, политики и искусства. Или, говоря словами руководства для студентов Американской философской ассоциации, философия развивает способность видеть мир с точки зрения других людей и других культур; это повышает способность воспринимать отношения между различными областями исследования; и это углубляет ощущение смысла и разнообразия человеческого опыта.
Мы согласны. Но об актуальности философии для формирования общества следует сказать больше. Люди хотят знать, что философия и гуманитарные науки ценны не только для студентов колледжей, посещающих один или два курса, но также и то, насколько массивные результаты профессиональных исследований актуальны для общества в целом.
Именно здесь философия (и гуманитарные науки в целом) потерпела неудачу: философы не исследуют специфику релевантности философии. Конечно, есть куча работ (например, «9» Марты Нуссбаум).0003 Не для прибыли , Фарида Закарии в защиту гуманитарного образования , Майкла Рота «За пределами университета» ), которые обеспечивают общую защиту гуманитарных наук. Но когда задается вопрос: «Насколько именно гуманитарные исследования актуальны для общества?», любой ответ рассматривается либо как политический вызов, сопряженный с защитой невежества, либо как нечто самоочевидное.
Мы думаем, что задавать этот вопрос и отвечать на него не является ни неуважением, ни тривиальной задачей.
В нынешнем виде профессора ведут занятия и пишут книги и статьи, веря, что их идеи в конце концов проникнут в культуру в целом. В знак уважения к Рейгану назовите это модель просачивания вниз. Весь процесс в корне случаен. Гуманитарные исследования редко получают активный толчок, чтобы представить их широкой аудитории.
Конечно, гуманитарии занимаются работой, имеющей прямое отношение к обществу: они выявляют несоответствия в научной практике и открывают упущенные возможности для социальной справедливости. Чего не хватает, так это последующей деятельности — практических усилий, направленных на то, чтобы ваше исследование попало в руки тех, кто мог бы проверить идеи в полевых условиях. Это не вопрос индивидуальной некомпетентности. Проблема носит институциональный характер: комитеты по найму, издательства и философские журналы не требуют плана действий как части работы гуманистов. Демонстрация актуальности не является частью повседневного рабочего процесса.
Как выяснилось, научное сообщество обсуждает природу релевантности своих исследований уже более 20 лет. Как и следовало ожидать, их язык несколько отличается: термином искусства было «воздействие». Но решаемые проблемы схожи. Они также добились определенного прогресса в понимании того, как лучше связать исследования с текущими потребностями общества.
Как могло случиться, что науки разработали философию воздействия до того, как это сделали философы? В 1997, в ответ на GPRA, Закон о деятельности и результатах правительства 1993 года, Национальный научный фонд США изменил свои критерии рассмотрения заявок на гранты. Требовалось, чтобы заявки оценивались с точки зрения их «более широкого воздействия», а также их «интеллектуальных достоинств». (И это был не только американский феномен. Научные агентства в Великобритании, ЕС и Бразилии (среди прочих) ввели требования, согласно которым ученые должны были описать ожидаемое влияние своих исследований на общество.) год усилий, чтобы понять, что означает более широкое воздействие, как можно оценить попытки его достижения и как это воздействие может быть усилено.
Заставить ученых объяснить, как их исследования улучшат общество, означало решительный разрыв с прошлым. Раньше науки вели себя так же, как до сих пор ведет себя философия: у наук была своя версия модели просачивания. Каноническое изложение этой точки зрения было сделано Ванневаром Бушем, главой Управления научных исследований и разработок США во время Второй мировой войны. В книге «Наука, бесконечная граница » (1945) Буш описал мир, в котором наука функционирует лучше всего и в конечном итоге становится наиболее актуальной, когда ученые остаются одни, чтобы преследовать свое собственное любопытство. По иронии судьбы, социальной значимости лучше всего служило, если вообще не думать о релевантности.
Изменить это отношение было нелегко. В случае с NSF в первые годы научное сообщество просто игнорировало новый критерий. Когда в 2001 году NSF подтолкнул проблему, отказавшись рассматривать предложения, которые не касались более широких последствий, ученые протестовали против ее реализации, заявив, что идея бессвязна и что в любом случае социальные последствия не входят в их обязанности. Однако постепенно закрепилась идея более широких воздействий. Сегодня, примерно двадцать лет спустя, более широкое воздействие знаменует собой решительную (на самом деле, философскую) перемену в научной культуре: теперь научное сообщество признает, что социальная ответственность является неотъемлемой частью их работы.
Не то, чтобы концептуальная работа была завершена. Дебаты о «повестке дня воздействия» продолжаются; на самом деле, это было в новостях недавно. В рамках инициатив, выдвинутых новым правительством Бориса Джонсона, в конце января Управление исследований и инноваций Соединенного Королевства объявило об удалении раздела «Пути воздействия» из заявок на получение грантов. Это изменение было описано с точки зрения сокращения бюрократизма. Некоторые восприняли это как отступление от внимания к воздействиям. Но вместо того, чтобы отметить провал программы воздействия, это признак того, что воздействие или социальная значимость были настолько интегрированы в систему производства знаний, что отдельный раздел стал ненужным. Другими словами, разговор зашел дальше.
Все эти вопросы являются открытым приглашением для философов и гуманитариев принять участие в дебатах. Когда они это сделают (а небольшое их число делает это в течение некоторого времени), они обнаружат, что перед ними стоят две задачи: помочь научному сообществу и научно-политическому сообществу разобраться в сложностях понимания воздействия и разработать философию воздействия для исследований по гуманитарным наукам.