Самооценка и ее роль в формировании личности
Библиографическое описание:Лесникова, А. А. Самооценка и ее роль в формировании личности / А. А. Лесникова, С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 5 (46). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2499/ (дата обращения: 09.02.2023).
В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня самооценки.
Ключевые слова : самооценка, личность, Я-концепция личности.
К сожалению, большинство людей из-за своих комплексов, неуверенности и заниженной самооценки не могут найти свое место в жизни. Из-за такого отношения к себе окружающие люди не воспринимают их всерьез и не прислушиваются к их мнению. Людей с заниженной самооценкой перестают замечать.
Во все времена люди стремились стать успешными и счастливыми. Особенно актуально это в современном обществе. Но для роста по карьерной лестнице, семейного благополучия, любви и счастья каждому человеку необходимо иметь правильную самооценку.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и своего места среди других людей. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формируется тогда, когда субъект выявляет мнение о самом себе и своих поступках у людей, контактирующих с ним в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результатом этих контактов является заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия.
Он зачастую теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, общаться с людьми. Высокий уровень самооценки ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Низкий уровень самооценки ведет к неуверенности, робости и, как следствие, к неуверенности в процессе принятия решения. [2]Среди причин низкого уровня самооценки можно назвать следующие:
– живем в негативном обществе, постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми. На каждом шагу вам указывают, что вы идете не той дорогой. Те, кто не выдерживают этого напряжения, выбирают путь проще — слиться с массами и оставить свои цели. Таких людей очень много, общество просто крадет их мечты;
– способности человека внешний облик и интеллект неоднократно высмеивались или подвергались сомнению родителями и учителями, друзьями;
– придание значительной важности какому-либо событию, в котором вы потерпели поражение;
– сравнение себя с другими людьми. Нельзя сравнивать себя с другими людьми, потому что все люди разные. Каждый человек является уникальным и имеет свой список ценностей;
– установка для себя настолько высоких приоритетов, что их нереально добиться.
«Я» — концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Формирование, развитие и изменение «Я» — концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (например, школа, семья, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает огромное влияние на формирование «Я» — концепции. Наибольшее влияние на формирование «Я» — концепции в процессе социализации оказывает семья. С возрастом более весомым в развитии «Я» — концепции становится значение опыта социального взаимодействия в неформальных группах и школе. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте [1]
В самом общем виде в психологии выделяют две формы «Я» — концепции — реальную и идеальную. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция является реалистичной. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же «Я» — концепция (идеальное «Я») отражает представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная «Я» — концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной «Я» — концепцией приводит к различным последствиям: как негативным, так и позитивным. С одной стороны, расхождение между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я» — концепции становится источником самосовершенствования личности и стремления ее к развитию. По сути, на представлении о том, что реальная и идеальная «Я» — концепции в большинстве случаев в различной степени закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Мы решили выявить уровень самооценки моих одноклассников, а также установить взаимосвязь успеваемости с уровнем самооценки. Для исследования была выбрана методика С. В. Ковалева (тест — опросник «Определение уровня самооценки»). Данная методика, предназначена для определения уровня самооценки личности. Она представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение, используя предложенные варианты ответов. Всего было опрошено 28 человек.
По результатам исследования было выявлено, что у 46 % учащихся моего класса заниженная самооценка, у 36 % — средний уровень самооценки, 18 % респондентов имеют высокий уровень самооценки. Если сравнивать уровень самооценки учащихся по половому признаку, то было установлено, что у учащихся мужского пола уровень самооценки в целом немного выше, чем у их сверстниц женского пола. Из этого можно сделать вывод, что девушки моего класса испытывают большую неуверенность в своих силах, чем юноши того же возраста. Было установлено, что самооценка и успеваемость в школе связаны между собой. Тот, кто успевает в учебе, как правило, имеет высокую самооценку.
Для того, чтобы помочь учащимся с низкой самооценкой повысить ее уровень, мы составили комплекс специальных упражнений и познакомили с ним тех ребят, у которых по результатам анкетирования был выявлен низкий уровень самооценки. Вот некоторые из них:
– упражнение «Зеркало». Смотрите почаще на себя в зеркало. И когда смотрите, говорите себе позитивные слова, что вам в себе нравится. Например: «ты успешный человек», «я люблю тебя», «я верю в тебя», «ты всегда принимаешь правильные решения», «ты пришел в этот мир, чтобы иметь успех» и т. д. Старайтесь всегда замечать в себе именно положительные черты. Полюбите себя таким, каким вы являетесь. Если вам не нравится по каким-либо причинам ваша внешность, начните замечать в ней только прекрасное.Боритесь со своими комплексами. В конце концов, не может же быть такого, что у вас только одни недостатки! Чаще говорите себе комплименты. Делайте себе подарки. Не забывайте себя хвалить за каждое дело.
И со временем ваш образ обязательно изменится [1];– упражнение «Дневник побед». Возьмите чистую тетрадь и озаглавьте ее «Дневник успеха». Записывайте в нее все, что в течение дня удалось спланировать и сделать хорошо, все свои победы. Все плохое забываем и опускаем. Хорошо, если вы будете делать в вашем дневнике не менее пяти записей в день. Это могут быть даже маленькие дела. Вначале вам может быть трудно. Правило простое: когда сомневаетесь, всегда принимайте положительный ответ. Пусть лучше у вас будет избыток, чем недостаток уверенности в себе. Произойдет формирование самооценки в пользу ее повышения [1];
– упражнение «Быть в гармонии со своими мыслями». Только после того, как вы поймете, что у каждого человека, в том числе и у вас, есть свой внутренний мир, вы начнете с ним ладить. Ваш внутренний мир конечно же отличается от внутреннего мира других людей. А все потому, что каждый человек является индивидуальностью. Вы должны четко осознавать, что вы личность, которая заслуживает уважения и внимания окружающих.
Образ «я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку повысить уровень его самооценки непросто, но возможно. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в качестве руководства при работе со школьниками для повышения уровня их самооценки.
Литература:
- Барлас Т. В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я». — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 160 с.
- Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.- М.: Педагогика,2001. — 232 с.
- Помванова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 2000. — 184 с.
- Психология подростка. Учебник./ Под ред. члена корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 480 с.
- Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT, 2001. — 976 с
Родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности ребенка», 2 класс
Родительское собрание
«Роль самооценки в формировании личности ребенка»
Цель:
· Обсудить свои реальные возможности, которые будут способствовать формированию личности, умеющей жить достойно во благо себе и окружающим его людям.
· Поговорить о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности.
· Выявить последствия заниженной и завышенной самооценки.
Что такое самооценка?
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию.
Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
В семье круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Если родители любят, уважают, ценят успехи ребёнка, четко определены авторитеты, распределена ответственность, то у него, естественно, формируется адекватная самооценка,. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат семей, в которых росли дети с адекватной самооценкой. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет. Он выявил ряд специфических особенностей поведения родителей, которое способствует формирования позитивной самооценки.
· Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
· Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
· Я предоставил ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.
· Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
· Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
· Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.
· Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.
· Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
· Я учу ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.
· Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
· Я поощряю в ребенке независимость.
С приходом в школу, самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. , желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и менее категоричными.
Дети с завышенной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других, но часто переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После не успеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. От них часто можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать», либо не расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. В сдедствии этого у них формируются высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность
Заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берегут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
Тест «ЛЕСЕНКА»
Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет.
Если ребенок ставит себя на 7-ю – 9-ю,ступеньки , то у него заниженная самооценка.
Если на 4-ю, 5-ю (адекватная).
А если стоит на 1-й, 2-й, то самооценка завышена.
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Таким образом, формирование позитивной самооценки младшего школьника возможно при следующих педагогических условиях:
· создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других,
· создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения,
· обучение речевому этикету,
· формирование взаимоотношений с окружающими.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
3. Поощряйте в ребенку инициативу.
4. Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Возьмите на заметку следующее.
1.Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок — грустное зрелище на уроке.
2.Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
4.Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.
5.Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
6.Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.
7.Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.
факторов, влияющих на развитие самооценки
MentalHelp самостоятельно исследует, тестирует и анализирует продукты и услуги, которые могут быть полезны нашим читателям. Если указано «Medically Reviewed by», медицинские работники проверяют статьи на предмет медицинской точности. Если вы покупаете что-то по нашим ссылкам или взаимодействуете с поставщиком, мы можем получать комиссию.
Как и многие аспекты детского развития, самооценка является продуктом взаимодействия двух взаимодействующих сил, часто описываемых как природа и воспитание. Биологические сильные и слабые стороны детей (природа) влияют на их развивающуюся самооценку, но также влияет и их взаимодействие с семьей и социальной средой (воспитание).
Родители практически не контролируют влияние природы на развитие детской самооценки. Во-первых, базовый темперамент детей (биологически детерминированный первоначальный стиль личности, которым они обладают с рождения) влияет на то, как они будут переживать ту или иную ситуацию. Например, юноши, рожденные с покладистым темпераментом, склонны принимать все спокойно, не слишком эмоционально реагировать на стрессовые обстоятельства и, как правило, проявляют больше терпения в сложных ситуациях по сравнению со сверстниками, рожденными с более эмоционально изменчивым темпераментом. Для получения дополнительной информации о темпераменте см. Статью о младенческом развитии.
Кроме того, трудный и стрессовый опыт в раннем возрасте, включая детские болезни, постоянные госпитализации, переезды, изменения в семье, смерть в семье и жестокое обращение, могут ограничивать или подавлять развитие детей и влиять на эволюцию их убеждений и описаний самих себя. Ранние отношения и взаимодействие детей с опекунами, сверстниками и учителями также оказывают большое влияние на то, как дети видят себя и как они справляются со сложными ситуациями.
Невероятно стрессовые, трудноконтролируемые переживания, которые «приходят с территорией» жизни, безусловно, формируют и влияют на развивающуюся самооценку детей, но не определяют ее полностью. Самооценка — это во многом социальный процесс, поскольку то, как люди начинают видеть себя, сильно зависит от того, как другие видят их и относятся к ним. Хотя самооценка относится к самоосуждению, на это суждение легко влияет то, как к детям относятся другие, и имеют ли они положительный опыт самих себя при взаимодействии с другими. Таким образом, родители играют жизненно важную роль в оказании помощи детям в развитии положительной самооценки, поскольку родители — это «другие», с которыми дети взаимодействуют чаще всего. В мире нет людей более важных для маленьких детей, чем их родители. Родители оказывают это влияние на самооценку детей, обращая внимание на то, как они общаются, выражают любовь и внимание, поощряют детей принимать вызовы, воспитывают независимость и поощряют социализацию. Мы подробно рассмотрим каждую из этих тем в следующих разделах этого документа.
Приложение Myndfulness
Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше
Загрузить сейчас бесплатно
Узнать больше >
Найдена надежная взаимная связь на протяжении всей жизни. уважение, или высокая самооценка влияет на качество ваших дружеских отношений?
Оба, согласно метаанализу более чем двух десятилетий исследований, опубликованному Американской психологической ассоциацией.
«Впервые у нас есть систематический ответ на ключевой вопрос в области исследования самооценки: влияют ли и в какой степени социальные отношения человека на его или ее развитие самооценки, и наоборот, и в какой степени какой возраст», — сказала автор исследования Мишель А. Харрис, доктор философии Техасского университета в Остине. «Ответ на то, какие возрастные группы находятся на протяжении всей жизни».
Исследование было опубликовано в Journal of Personality and Social Psychology .
Харрис и ее соавтор Ульрих Орт, доктор философии, из Бернского университета, проанализировали 52 исследования с участием более 47 000 участников (54% женщин), изучающих либо влияние самооценки на социальные отношения с течением времени, либо обратное. эффект. Все исследования, опубликованные в период с 1992 по 2016 год, включали несколько стран (например, 30 образцов из США, четыре из Швейцарии, три из Германии, по два из Австралии, Бельгии, Канады, Финляндии, Греции, России и Швеции). Участники были 60% белыми, 2% латиноамериканцами/латиноамериканцами, 12% представителями других национальностей и 19% смешанных национальностей. Образцы варьировались от раннего детства до позднего взросления.
Авторы обнаружили, что позитивные социальные отношения, социальная поддержка и социальное признание помогают формировать развитие самооценки у людей в возрасте от 4 до 76 лет. Авторы также обнаружили значительный эффект в обратном направлении. По словам Харриса, в то время как более ранние исследования дали противоречивые результаты, метаанализ поддерживает классические и современные теории влияния самооценки на социальные связи и влияния социальных связей на самооценку. Результаты были такими же после учета пола и этнической принадлежности.
«Взаимная связь между самооценкой и социальными отношениями подразумевает, что эффекты положительной обратной связи накапливаются с течением времени и могут быть существенными по мере того, как люди идут по жизни», — считает Харрис.
Авторы обсуждают идею о том, что позитивные отношения с родителями могут воспитывать у детей чувство собственного достоинства, что приводит к более позитивным отношениям со сверстниками в подростковом возрасте, что может еще больше укреплять чувство собственного достоинства у подрастающих взрослых и так далее до поздней взрослой жизни. Тем не менее, эта область все еще нуждается в интегрированной теории, которая могла бы объяснить, имеют ли отношения такой кумулятивный эффект на протяжении всей жизни или становятся ли определенные отношения особенно важными в определенном возрасте.
Когда самооценка или качество социальных отношений низкие, Харрис отметил, что это может негативно повлиять на другой фактор и запустить нисходящую спираль, что делает клинические вмешательства особенно важными для компенсации этого потенциально неблагоприятного развития.
«Тот факт, что эффект существенно не различался между исследованиями с разными характеристиками выборки, укрепляет уверенность в надежности наших результатов», — сказал Харрис.