ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. В. Шульговский
ВЫ́СШАЯ НЕ́РВНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД), деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, которая обеспечивает сложные отношения организма с внешним миром. Термин «ВНД» введён И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятиям «психическая деятельность» и «поведение». Деятельность высшего отдела нервной системы представлялась ему в виде двух осн. механизмов: временной связи между явлениями внешнего мира и реакциями на них организма и механизма анализаторов (см. Сенсорные системы). Т. е. все формы психич. активности (в т. ч. мышление и сознание человека) – элементы ВНД. Созданию учения о ВНД предшествовали работы И. М. Сеченова, развившего идеи о рефлекторной природе психич. деятельности («Рефлексы головного мозга», 1863).
В основе ВНД лежат условные и безусловные рефлексы (по И. П. Павлову, первая сигнальная система). Условные рефлексы вырабатываются при участии высших отделов центр. нервной системы (у высших позвоночных животных и человека – преим. корой больших полушарий головного мозга). Безусловные (врождённые) рефлексы формируются подкорковыми структурами промежуточного мозга (таламус и гипоталамус) и ствола мозга (ретикулярная формация). Таламус распределяет нервные импульсы на кору больших полушарий, а гипоталамус является частью лимбической системы, участвующей в формировании мотиваций, направленных, напр., на удовлетворение голода или жажды, выражение агрессии. Гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде осуществляются за счёт образования, торможения и угасания разл. условных рефлексов. Сигнальный характер деятельности головного мозга позволяет организму по отдалённым предвестникам – условным раздражителям – заблаговременно приспосабливаться к изменению внешних условий, избегать неблагоприятных ситуаций. Безусловные рефлексы в ВНД являются основой, на которой вырабатываются все условные рефлексы, и проявлением генетич. памяти (наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений).
Значение условных и безусловных рефлексов в значит. степени определяется эволюционным уровнем развития данного вида животного. У беспозвоночных и низших позвоночных животных врождённые формы ВНД преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных преимущества получают приобретённые формы нервной деятельности – условные рефлексы, становясь доминирующими. Т. о., ВНД сводится в осн. к совокупности разл. условных рефлексов, составляющих первую сигнальную систему, общую для человека и животных. В связи с развитием социальных форм трудовой деятельности у человека развились и усовершенствовались сигналы этой первичной системы в виде слов – произносимых, слышимых, видимых (написанных или жестовых), что привело к появлению второй сигнальной системы.
И. П. Павлов выделял следующие осн. законы, или правила, ВНД: 1) образование условных рефлексов, или замыкание временной связи, происходит благодаря встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых (условных и безусловных) раздражителей; 2) зависимость величины условного рефлекса от физиологич. силы раздражения; 3) развитие внутр. торможения в коре, напр., при отмене подкрепления условного рефлекса; 4) развитие внешнего торможения, напр., при действии непривычного раздражителя; 5) распространение (иррадиация) и концентрирование нервных процессов (возбуждения и торможения) по коре больших полушарий мозга, в силу чего происходит взаимодействие между отдельными её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов; 6) взаимная индукция нервных процессов, обеспечивающая взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. В конечном итоге ВНД обеспечивает тончайший анализ и синтез многообразных раздражителей и наиболее совершенные адаптационные возможности организма.
Существенное значение для ВНД имеет динамическая организация мозговых структур (функциональная система по П. К. Анохину). Их деятельность направлена на обеспечение полезного биологич. результата. Характер специализации и локализации функций в коре больших полушарий играет важную роль в надёжности её деятельности, которая наряду с силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов определяет физиологич. основы типов нервной системы (типов ВНД).
Для проведения исследований ВНД используются как традиц. методы изучения условных рефлексов, так и инструментальные методы. Микроэлектродная техника, напр., позволяет исследовать вне- и внутриклеточные биоэлектрич. потенциалы отд. нейронов в процессе формирования условных рефлексов. В психофизиологии используются методы прижизненного исследования мозга (неинвазивные), в т. ч. рентгеновская, магнитно-резонансная и позитронная томография, усовершенствуются математич. методы исследования электроэнцефалограмм, включая методы картирования, вычисления диполей и др. Значит. успехи достигнуты в исследовании клеточных механизмов ВНД, объектами которых являются изолированные системы мозга млекопитающих, получаемые в виде прижизненных срезов, или относительно простые нервные системы беспозвоночных животных (напр., нейроны моллюсков).
Учение о ВНД положило начало новой эпохе в развитии физиологии. Результаты, полученные в этой области знаний, имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики, науч. организации труда, а также в кибернетике и в др. отраслях практич. деятельности человека.
Книга «Психология личности и высшая нервная деятельность. О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки» Дерябин В
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Книги по искусству
-
Биографии.
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- «Москва» рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
-
Кулинария.
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Дерябин В.
- Издательство:
- Ленанд
- Год издания:
- 2022
- Место издания:
- Москва
- Язык текста:
- русский
- Редактор/составитель:
- Забродин О.
- Тип обложки:
- Твердый переплет
- Формат:
- 60х90 1/16
- Размеры в мм (ДхШхВ):
- 217x147x16
- Вес:
- 290 гр.
- Страниц:
- 202
- Код товара:
- 1120925
- ISBN:
- 978-5-9519-3352-2
- В продаже с:
- 01. 08.2022
Дополнительная информация
Аннотация к книге «Психология личности и высшая нервная деятельность. О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки» Дерябин В.:
Настоящий научный труд представляет собой публикацию научного наследия видного физиолога и психиатра В. С. Дерябина. Монография состоит из трех разделов, носящих авторские названия: «О сознании», «О Я», «О счастье». В разделе «О сознании» проблема сознания рассматривается в двух аспектах: содержание сознания (социальный аспект) и его материальный субстрат (психофизиологический аспект). В разделе «О Я» автор исследует «Я» как субъективное отражение функционального единства на уровне коры головного мозга аффективности, интеллекта и активности. В разделе «О счастье» проводится психофизиологический анализ переживания счастья с позиций психологии, физиологии высшей нервной деятельности и психопатологии, а также подробно рассматривается социальный аспект проблемы. Перечисленные разделы монографии объединяют как содержание, посвященное актуальным проблемам современной психологии, так и общность рассмотрения с позиций диалектического материализма и психофизиологического единства. В монографии намечаются пути разработки таких вопросов, как структура личности, роль чувств и эмоций в мотивации личности, и других с учетом конкретных психофизиологических механизмов.
Читать дальше…
Иллюстрации
Рекомендуем посмотреть
Баксанский О. Е.
Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход). Карманная книга политтехнолога. 2-е издание
838 ₽
1 010 ₽ в магазине
Купить
Берндт
.Гипнотизм. Месмеризм, магнетизм, внушение, явление гипноза, чтение мыслей, «дурной глаз», лечение гипнозом
357 ₽
430 ₽ в магазине
Купить
Кей Э.
Любовь и брак. Ход развития половой нравственности. Эволюция любви. Свобода любви. Выбор любви. Право на материнство. Освобождение от материнства. Материнство общества. Свобода развода. Новый брачный закон
1 054 ₽
1 270 ₽ в магазине
Купить
Франкл В. Э.
Сказать жизни «ДА! «: психолог в концлагере. 9-е издание
515 ₽
620 ₽ в магазине
Купить
Франкл В.
О смысле жизни
465 ₽
560 ₽ в магазине
Купить
Беттельхейм Б.
Просвещенное сердце. Автономность человека в эпоху массовых обществ
789 ₽
950 ₽ в магазине
Купить
Непряхин Н. Ю.
Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению
822 ₽
990 ₽ в магазине
Купить
Кросби Д.
Поведенческое инвестирование
855 ₽
1 030 ₽ в магазине
Купить
Франкл В.
Подсознательный бог. Психотерапия и религия
515 ₽
620 ₽ в магазине
Купить
Колк Б.
Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть
863 ₽
1 040 ₽ в магазине
Купить
Пинкер С.
Рациональность. Что это, почему нам ее не хватает и чем она важна
930 ₽
1 120 ₽ в магазине
Купить
Разговор иначе. Набор обдуманных вопросов для самоанализа
1 469 ₽
1 770 ₽ в магазине
Купить
Диспенза Дж.
Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели
697 ₽
840 ₽ в магазине
Купить
Фромм Э.
Искусство любить
257 ₽
310 ₽ в магазине
Купить
Савельев С. В.
Нищета мозга. 4-е издание
1 137 ₽
1 370 ₽ в магазине
Купить
Савельев С. В.
Атлас мозга человека. 2-е издание
2 888 ₽
3 480 ₽ в магазине
Купить
Бернс Д.
Хорошее настроение: Руководство по борьбе с депрессией и тревожностью. Техники и упражнения
822 ₽
990 ₽ в магазине
Купить
Бёрк П.
Полимат. История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг
772 ₽
930 ₽ в магазине
Купить
Фрейд З.
Введение в психоанализ
232 ₽
280 ₽ в магазине
Купить
Кийосаки Р. Т.
Богатый папа, бедный папа
1 145 ₽
1 380 ₽ в магазине
Купить
Загрузить еще
доктор философии. Степень в области клинической психологии: прием в аспирантуру
Стоимость подачи заявки бесплатна.
Перейти к «Полное приложение включает»
Перейти к «Часто задаваемые вопросы»
Важные даты
- Открыто приложений: 1 сентября
- Крайний срок подачи заявок: 1 декабря
- Дата интервью: Суббота в начале-середине февраля
О программе
vimeo.com/video/248993120″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Студенческий опыт
Факты и статистика программы
Требования
Требуется степень бакалавра или ее эквивалент, полученная в аккредитованном высшем учебном заведении в США, или подтверждение аналогичного обучения в иностранном университете.
Студенты, находящиеся в процессе получения степени бакалавра, имеют право подать заявку. Приветствуется специальность в области психологии или существенная курсовая работа по психологии.
В качестве минимального предварительного условия нам требуются три курса бакалавриата по психологии:
- Базовый курс психологии, такой как ненормальный или введение в психологию,
- Поведенческая статистика,
- И либо экспериментальная, либо обучающая/поведенческая психология.
UT Юго-западная аспирантура не имеет минимального среднего балла, но поступающие студенты имеют:
- Средний балл бакалавриата 3,6
Информационный вебинар: Программа докторантуры по клинической психологии
Как подать заявку?
Приложение онлайн. Допуск предоставляется только на осенний семестр.
Полная заявка будет включать:
- Завершенная и отправленная онлайн-заявка
Все заявки должны подаваться в электронном виде. Доступ к онлайн-приложению предоставляется с 1 сентября каждого года. Дополнительные материалы заявки (например, официальные стенограммы) следует отправить по почте:
UT Юго-Западный медицинский центр 9. 0005 Приемная комиссия
5323 Harry Hines Blvd.
Dallas, TX 75390-9162Каков крайний срок завершения материалов?
Крайний срок для каждого учебного года — 1 декабря. На следующий осенний семестр будут рассматриваться только полные заявки.
ВАЖНО: Заявитель несет полную ответственность за то, чтобы все необходимые материалы были получены в Офисе регистратора к крайнему сроку 1 декабря.
- Неофициальные стенограммы
Нужны ли мне выписки из всех учебных заведений, в которых я учился, или только из учебного заведения, в котором я получил степень бакалавра?
- Вы должны загрузить неофициальную выписку из каждого учреждения, которое вы посещали, в рамках онлайн-заявки.
- Результаты экзамена TOEFL – только для иностранных абитуриентов
Предлагаете ли вы прием/финансирование иностранных студентов?
Да, иностранным студентам рекомендуется подавать заявки. Международные абитуриенты будут рассматриваться вместе с их когортой во время приемного цикла. Позиции в программе очень конкурентоспособны.
Требуется ли балл TOEFL/IELTS для иностранных абитуриентов? Есть ли требования по минимальному баллу?
Да, иностранные абитуриенты должны предоставить результаты TOEFL/IELTS. Результаты TOEFL предпочтительны для иностранных абитуриентов; нет требований к минимальному баллу TOEFL, однако конкурсные баллы TOEFL составляют 100 или выше (iBT). Результаты IELTS принимаются вместо результатов TOEFL; хотя минимального требуемого балла нет, конкурентоспособный кандидат может набрать 7,0 или выше. Абитуриенты, которые учились преимущественно в англоязычном университете в неанглоязычной стране, все равно должны предоставить результаты TOEFL/IELTS.
Какой код школы для отчетности по TOEFL?
Наш институциональный код TOEFL — 6686. Код отдела не требуется.
- Три рекомендательных письма
Прежде чем приступить к подаче заявления, узнайте имена и адреса электронной почты трех ваших рекомендателей.
Сколько рекомендательных писем мы можем отправить?
Кандидаты должны получить три (3) рекомендательных письма. Эти письма будут приниматься ТОЛЬКО от лиц, указанных заявителем в качестве рекомендаций в заявке.
Должны ли мои рекомендательные письма быть получены до 1 декабря?
Рекомендуется получать рекомендательные письма до 1 декабря, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение вашего заявления, но рекомендательные письма, полученные в течение одной недели после крайнего срока, будут рассмотрены. Помните, что вы можете отправлять запросы своим рекомендателям до подачи заявки.
Когда мои рекомендации будут уведомлены о моем запросе?
При заполнении заявки и до подачи заявки вы сможете отправить первоначальный запрос, нажав кнопку рядом с заполненной информацией этого рекомендателя. Для любого рекомендателя, которому вы не отправили запрос до подачи, запрос будет отправлен в течение двух дней после окончательной подачи вашей заявки.
После того, как ваша заявка будет получена и вам будет предоставлен доступ к области самообслуживания студентов в системе подачи заявок, вы сможете повторно отправить запросы на получение писем любым авторам, чьи письма не были получены.
Оценка кандидатов
Приемная комиссия использует следующие критерии при оценке каждого заявления:
- Рекомендации соответствующих преподавателей и/или наставников
- Опыт клинической и/или научно-исследовательской деятельности, который будет способствовать успешному завершению докторской программы
- Академическая успеваемость в бакалавриате, отраженная в среднем балле (GPA)
- Результаты общего теста GRE, полученные за последние пять лет (Не требуется для поступления осенью 2023 года)
- Заявление заявителя об опыте обучения и личной мотивации для карьеры в области клинической психологии
- Личная пригодность для карьеры в области клинической психологии, о чем свидетельствуют способность общаться с другими, теплота, сопереживание и глубокий интерес к психологическим процессам
- Факторы, способствующие разнообразию, такие как социально-экономическое происхождение, раса, этническая принадлежность, двуязычие и жизненный опыт
О чем должно быть мое личное заявление?
Ваше личное заявление дает нам возможность познакомиться с вами как с потенциальным студентом нашей программы. Хорошее заявление рассказывает нам о вашем психологическом путешествии и истории, четко и кратко описывает ваш образовательный, профессиональный и исследовательский опыт, а также показывает нам ваше стремление, мотивацию, страсть и пригодность для карьеры психолога.
Кратко на двух страницах или менее (не более 1200 слов) опишите причины, по которым вы хотите получить степень доктора клинической психологии. Особо обсудите следующее:
- Опишите предыдущий опыт, соответствующую подготовку и личную мотивацию для карьеры в области клинической психологии.
- Опишите опыт клинической и/или научно-исследовательской деятельности, который способствовал бы успешному завершению докторской программы.
- Пожалуйста, поделитесь с нами чем-нибудь о себе, помимо вашего резюме о психологическом опыте.
- Что вы хотите делать со степенью в области клинической психологии?
Собеседование
Приемная комиссия и преподаватели проводят собеседование в течение всего дня для 40-45 лучших абитуриентов. Это кандидаты, которые были отобраны из общего числа кандидатов с использованием вышеуказанных критериев и признаны наиболее подходящими для участия в Программе. День собеседования — это интерактивный процесс с участием студентов и преподавателей, который включает в себя обзор программы, а также индивидуальные собеседования и групповые занятия.
Перевод зачетных единиц
Комитет последипломного образования по клинической психологии не принимает зачетные единицы, полученные до поступления. Однако он будет рассматривать ходатайства уже зачисленных студентов об отказе от определенных обязательных курсов, если есть явные доказательства того, что студент прошел существенный эквивалент такого курса.
Кроме того, студенты с ученой степенью (например, со степенью магистра психологии) могут подать прошение об отказе от определенных курсов; тем не менее, дополнительные курсы будут заменены, или курсы могут быть изменены, чтобы сохранить зачисление студента в качестве студента дневного отделения. Таким образом, время до выпуска не сокращается из-за курсовой работы, пройденной перед поступлением на эту программу.
Финансовая поддержка
Стипендия/помощник в исследованиях
Студенты, изучающие клиническую психологию, получают стипендию, конкурентоспособную на национальном уровне, при наличии средств.
- Стипендия для прохождения практики обычно начинается летом первого года обучения и в настоящее время составляет:
8 625 долларов в год . - Стипендия для стажировки начинается с третьего года и продолжается до завершения стажировки. В настоящее время он установлен на:
17 250 долларов США в год . - Доступны оплачиваемые стажировки преподавателей и научных ассистентов, и они очень конкурентоспособны.
- При наличии свободных мест председатель приемной комиссии может назначить стипендию поступающим студентам. Преимущество ряда этих наград заключается в том, что нерезидент Техаса может претендовать на оплату обучения в штате в течение первых двух семестров программы.
Награда Кармен Миллер Майкл
Студенты также имеют возможность получить награду Кармен Миллер Майкл. Награда в размере 1000 долларов присуждается продвинутому студенту, который демонстрирует выдающиеся лидерские и академические навыки, а также преданность обществу.
Детский медицинский центр, Детское здоровье Стипендия культурного разнообразия
Эта стипендия присуждается поступающим первокурсникам, которые интересуются психиатрическими потребностями детей из групп этнических меньшинств и других малообеспеченных групп населения. Эта стипендия обеспечивает полную практическую стипендию в течение первого года зачисления студента и присуждается на конкурсной основе в процессе приема.
Ссуды и гранты
Информацию о ссудах и другой финансовой помощи можно получить в Отделе финансовой помощи студентам:
UT Юго-Западный медицинский центр
5323 Harry Hines Blvd.
Dallas, TX 75390-9064
Часто задаваемые вопросы
Может ли курсовая работа, выполненная в рамках программы магистратуры, засчитываться для получения докторской степени в UT Southwestern?
Нет, но можно запросить разрешение на замену уже пройденного курса другим курсом, исследованием или стажировкой.
Предлагаете ли вы программу магистратуры?
Докторская программа не предлагает степень магистра на пути к докторской степени.
Сколько времени занимает выполнение программы?
Программа для выпускников в области клинической психологии рассчитана на четыре года обучения и включает комплексную двухлетнюю стажировку на полставки. Средняя продолжительность времени от поступления до выпуска составляет примерно от 4,0 до 4,5 лет.
Могу ли я посещать курсы, не будучи студентом дневного отделения?
Нет. Все докторанты по программе клинической психологии для выпускников должны быть очными.
Contact the Clinical Psychology Program
Adrianna Harris
Education Coordinator
Phone: 214-648-5267
Marisol Lucio
Senior Administrative Assistant
Phone: 214-648-5247
For questions or additional information please свяжитесь с нами по адресу utswclinicalpsychology@utsouthwestern. edu
Даллас Лайф
Вернуться к началу
Факультет психологии | Университет Восточного Иллинойса
Эллисон Дарт:
Повышение квалификации, помощь другим через стажировку
Исследовательские возможности
Узнать больше
93% специалистов старшего курса психологии
оценивались преподавателями как
компетентные в своих навыках критического мышления.
Факультет психологии делает акцент на научном изучении поведенческих, аффективных и когнитивных процессов и их применении к реальным проблемам, вовлекая студентов в интегративный опыт обучения, такой как исследования для студентов и аспирантов, стажировки и расширенные занятия в классе.
Превосходство преподавателей в области преподавания, исследований и обслуживания обеспечивает контекст для совместного обучения, ориентированного на студентов, которое способствует интеграции и разнообразию взглядов. Учебная программа отдела способствует развитию у студентов критического мышления, коммуникативных навыков, исследовательских навыков, количественного мышления и этического поведения в рамках подготовки к ответственному гражданству, карьере, аспирантуре и обучению на протяжении всей жизни.
Запрос дополнительной информации Подать заявку сейчас
Почему стоит выбрать EIU для изучения психологии
- Исследования бакалавриата
- Стажировки бакалавриата
- Студенческие организации
- Учеба за границей
Поверьте нам на слово
«Я бы порекомендовал эту программу всем. Профессора здесь научили меня мыслить нестандартно и ставить вопросы под сомнение.»
Чарли Харрис (2018)
«Одним из лучших решений, которые я принял, была специализация по психологии в Восточном университете. Курсовая работа была сложной, но учебная программа была достаточно гибкой, чтобы я мог выполнить другие требования, необходимые для поступления в аспирантуру. Классы были небольшими, и Я смог взаимодействовать и установить личные отношения с моими профессорами.Участие в программе с отличием предоставило мне много уникальных возможностей, таких как возможность провести собственное исследование и представить его на психологической конференции.Я верю, что навыки, которые у меня есть полученные в Восточном университете, сделают меня конкурентоспособным и успешным студентом, и я продолжу обучение в аспирантуре».
Виктория Мансон (2018)
«Психологический факультет EIU дал мне выдающееся высшее образование, которое, без сомнения, подготовило меня к тому, что ждет впереди, как в аспирантуре, так и в профессиональном мире.»
Мэдисон Фишер (2016)
«Психологический факультет Восточного университета имел решающее значение не только для моего образования, но и для меня как человека, пытающегося разобраться в жизни. На этом этапе моей жизни, когда я претерпеваю множество изменений, преподаватели были невероятно понимающими и всегда готов помочь со всем, в чем я нуждаюсь.