Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии (Павел Симонов)
Буду ждать
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Настоящая книга содержит естественно-научный анализ ключевых понятий общей психологии: потребностей, эмоций, воли, поведения, индивидуальных (типологических) различий, сознания и неосознаваемых проявлений высшей нервной деятельности человека. Этот анализ осуществлен с позиций предложенного автором потребностно-информационного подхода и опирается на данные этологии, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии человека. В заключительных главах рассматриваются вопросы художественного творчества, теории и практики воспитания. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — биологов, физиологов, психологов, врачей-психоневрологов, педагогов и искусствоведов.
Описание
Характеристики
Настоящая книга содержит естественно-научный анализ ключевых понятий общей психологии: потребностей, эмоций, воли, поведения, индивидуальных (типологических) различий, сознания и неосознаваемых проявлений высшей нервной деятельности человека. Этот анализ осуществлен с позиций предложенного автором потребностно-информационного подхода и опирается на данные этологии, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии человека. В заключительных главах рассматриваются вопросы художественного творчества, теории и практики воспитания. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — биологов, физиологов, психологов, врачей-психоневрологов, педагогов и искусствоведов.
Ленанд
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусовЕсли он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусовКнига «Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Павел Симонов «Мотивированный мозг.
Психика и высшая нервная деятельность
В течение последних двух столетий развитие психологии было тесно связано с достижениями философской мысли и успехами естественных наук.
Материалистическая интерпретация природы и сути психических явлений была обусловлена появлением учения о природе психики — (И. М. Сеченов, И. П. Павлов).
Отражательная деятельность человека обусловлена рефлекторной деятельностью мозга. Основателем учения о рефлекторной природе психики является российский физиолог и психолог И. М. Сеченов (1829 — 1905). В своих работах он указывал, что источником психических актов как отражения деятельности является внешние раздражители, которые действуют на организм. Эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением, что осуществляется благодаря рефлекторной деятельности мозга.
В своей основной работе «Рефлексы головного мозга«, опубликованной в 1863 году, И. М. Сеченов писал, что
«все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения являются рефлексами», что без внешнего чувственного раздражителя невозможна психическая деятельность.
Учение И. М. Сеченова о рефлекторной природе психики далее развил И. П. Павлов (1849 — 1936) в своем учении о высшей нервной деятельности. Теория рефлекторной деятельности опирается на
- принцип детерминизма, то есть причины любого действия, его эффекта;
- принцип анализа и синтеза, то есть разложение целого на части и создание нового целого из элементов;
- принцип структурности и включения динамики в структуру.
Фундаментом учения о высшей нервной деятельности является понимание единства организма и среды. В организме «все из внешнего мира». Связь организма со средой осуществляет нервная система. Она, как указывает И. П. Павлов, является системой отношений, связей. Поведение определяется теми условиями и средой, в которой живет и действует живое существо.
Исследованиями доказано, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в деятельности всего организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивая потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются сложные временные нервные связи, при помощи которых осуществляется регуляция отношений между организмом и внешней средой, а также регуляция деятельности самого организма.
Эту деятельность больших полушарий головного мозга Павлов и называет высшей нервной деятельностью. Он подчеркивает, что поведение живого организма представляет собой систему реакций или рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды.
Рефлекс — ответ организма на раздражители, осуществляемый с помощью нервной системы. Рефлекторная деятельность — главная форма деятельности нервной системы. Различают две разновидности рефлексов: безусловные, с которыми животное рождается, и условные, приобретаемые после рождения, в процессе жизни.
Безусловные рефлексы выработались, закрепились в процессе длительного периода биологического развития живых существ. Они нужны животному с первых дней жизни для обеспечения его существования. Безусловные рефлексы обеспечивают поиск пищи, избегание вредных влияний и т.п.
Безусловные рефлексы обусловлены безусловными раздражителями, то есть такими раздражителями, которые, действуя на соответствующие рецепторы — вкусовой, тактильный и другие, вызывают соответствующие реакции организма. Безусловные рефлексы не исчезают, и действуют при нормальном состоянии организма постоянно. Сложная система безусловных рефлексов представляет собой ту деятельность, которую называют инстинктивной.
Безусловные рефлексы не могут удовлетворить потребностей высших организмов, живущих в сложных условиях.
Безусловные рефлексы могли бы обеспечить потребности организма только при абсолютном постоянстве внешней среды. Но поскольку внешняя среда все время изменяется, то приспособление к ней при помощи одних только безусловных рефлексов невозможно. Необходимо дополнение их временными связями, которые создаются у животных и человека в процессе жизни.Основной принцип работы больших полушарий, как доказал И. П. Павлов, — создание временных нервных связей, или условных рефлексов. Во время своих исследований он заметил, что при определенных обстоятельствах у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей, например, иногда слюна у собаки начинает выделяться при появлении человека, который ее кормит, хотя в этот момент пищи собаке и не дают.
Рефлексы в таких случаях возникают под влиянием раздражителей, которые получили название условных рефлексов;
- когда на животное одновременно действуют два раздражителя — один безусловный, например, пища, и другой,
- условный, который сам по себе не вызывает рефлекса, например звонок, то в головном мозге возникают два возбуждения — от пищи и от звонка.
Когда они действуют одновременно, между возбужденными нервными центрами создается замыкание, то есть устанавливается нервная связь. В результате этой связи условный раздражитель начинает вызвать рефлекторную реакцию, как и безусловный. Такие рефлексы названы условными рефлексами.
С изменением условий жизни изменяются и рефлексы. Они исчезают, то есть тормозятся, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, и возобновляются, если условный раздражитель снова подкрепить безусловным.
Условно-рефлекторная деятельность человека представляет собой чрезвычайно сложную, разнообразную и утонченную систему связей. Новые нервные связи возникают не только на базе безусловных, но и на основе образованных условных связей, которые приобрели силу и стойкость. Необходимые условия создания условных рефлексов — оптимальная сила раздражителя, активность коры больших полушарий головного мозга и подкрепление условных раздражителей безусловными. В обучении такими подкреплениями являются интерес, любознательность, удивление новизне явлений.
Основные процессы нервной деятельности — возбуждение и торможение.
На кору больших полушарий одновременно действует большое количество разнообразных раздражителей, но реагируем мы далеко не на все раздражители, которые поступают в кору больших полушарий. На значительную часть раздражителей организм не реагирует, поскольку возбуждение, вызванное ими, тормозится.
Торможение происходит одновременно с возбуждением. Благодаря торможению ряда участков коры, возбуждение устремляется в одном направлении и сосредотачивается в определенной точке. При определенных обстоятельствах возбуждение и торможение распространяются, иррадиируют по коре больших полушарий, вызывая возбуждение или торможение других участков коры, или снова сосредотачиваются, концентрируются в пункте своего возникновения.
Благодаря иррадиации возбуждения в сознании возникают разнообразные ассоциации — образы, мысли, чувства, которые или усиливают, или тормозят исполняемую деятельность.
При концентрации возбуждения в одном участке коры другие участки в это время тормозятся. Расширение или сосредоточение возбуждения и торможения осуществляется по закону иррадиации и концентрации нервных процессов.
Возбуждение и торможение взаимодействуют между собой. Возбуждение определенных участков коры больших полушарий вызывает торможение других участков коры головного мозга и, наоборот, торможение в одних пунктах коры вызывает возбуждение в других ее пунктах. Такое явление осуществляется по закону обоюдной индукции возбуждения и торможения.
Различают положительную и негативную индукцию. При положительной индукции торможение в определенном пункте коры вызывает возбуждение в других ее участках. Деятельность организма в таких случаях происходит в направлении этого возбуждения, усиливается внимание к содержанию деятельности. При негативной индукции возбуждение в каком-то пункте коры вызывает торможение в тех ее участках, которые раньше были активными.
Негативная индукция действует при отклонении от основной деятельности и сосредоточена на случайных раздражителях, которые тормозят возбуждение от основного раздражителя, наступает отвлечение внимания от выполняемой деятельности.
Торможение нервных процессов бывает безусловным, или внешним, и условным, или внутренним. Внешнее торможение наступает вследствие действия сильного постороннего раздражителя. Выработанный условный рефлекс, например, выделение слюны на свет электрической лампочки, прекращается, если при этом начнет действовать сильный звук.
Внешнее торможение — проявление действия негативной индукции. Оно проявляется еще и в виде запредельного торможения, которое возникает тогда, когда сила возбуждения превышает возможности реагирования нервной клетки. Сила раздражителя в таких случаях не только не вызывает увеличения силы реакции, а, наоборот, сила реакции уменьшается или совсем тормозится.
Тормозные процессы, возникающие в клетке в результате перенапряжения, оберегают ее от разрушения. Это торможение называют еще защитным торможением.
Внутреннее торможение также обусловливается внешними обстоятельствами. Одно из проявлений условного, или внутреннего, торможения — ослабление временных связей. Оно наступает тогда, когда условный раздражитель (например, свет), на который выработан условный рефлекс, время от времени не подкрепляется безусловным раздражителем (например, пищей). Образованная нервная связь в таком случае тормозится, и рефлекс угасает.
Если условный раздражитель снова подкрепить безусловным, то заторможенная временная нервная связь легко возобновляется и условный раздражитель снова вызывает условный рефлекс. Торможение временных нервных связей приводит к забыванию.
Важным проявлением внутреннего торможения является дифференциальное торможение. Если из условных раздражителей, на которые выработан условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то затем условный рефлекс проявляется на те условные раздражители, которые подкреплялись безусловным. Возбуждение же от других, не подкрепленных раздражителей тормозится, и условный рефлекс на них не проявляется.
Так, если выработан условный рефлекс на звук, а потом он подкрепляется звуком только определенной высоты или интенсивности, то и условный рефлекс далее возникает только на звук той высоты или интенсивности, который подкреплялся. Происходит дифференцирование раздражителей.
Исследованиями установлено, что собака, например, может дифференцировать звуковые раздражители с точностью в 1/8 тона. Дифференциальное торможение способствует уточнению и различению раздражителей оправданных жизнью от неоправданных.
Это ярко проявляется в учебно-воспитательной деятельности. Различение, уточнение и освоение знаний или актов поведения бывает эффективным тогда, когда существенные свойства в них так или иначе подкрепляются, а несущественные — тормозятся.
Народу с замыкательной большие полушария главного мозга осуществляют также атлитако-синтетические функции.
Взаимодействуя с внешним миром, организм отвечает не на все раздражители, поступающие в мозг, а только на те, которые служат удовлетворению его потребностей. Различая раздражители, мозг на одни из них отвечает, а на другие не отвечает. Так осуществляется анализ предметов внешнего мира.
Простейший анализ осуществляют и низшие отделы центральной нервной системы. Высший анализ, который является базовым относительно актов поведения, осуществляется при помощи коры больших полушарий головного мозга. Суть работы коры состоит в анализе и синтезе раздражителей, поступающих в кору.
Аналитическая деятельность осуществляется при помощи специальных механизмов — анализаторов. Они возникли в процессе биологического развития животных вследствие приспособления к условиям жизни, к разнообразным видам энергии внешнего мира, влиявших на организм, — световой, звуковой, химической, механической, тепловой и т.п.
Большие полушария представляют собой грандиозный анализатор как внешнего, так и внутреннего мира организма. Анализаторы осуществляют свою аналитическую деятельность в связи с тормозными процессами в коре больших полушарий. Одни раздражители или комплексы раздражителей среди тех, что попадают в кору больших полушарий, выделяются, то есть вызывают там возбуждение, на них животное реагирует, отвечает. Другие же раздражители тормозятся, и на них животное не отвечает.
Процесс анализа основан, с одной стороны, на анализаторной способности наших рецепторов, периферийных окончаний, а с другой — на торможении, которое развивается в коре больших полушарий головного мозга и отделяет то, что не отвечает действительности, оттого, что ей соответствует. Процесс торможения способствует коррекции аналитической деятельности больших полушарий головного мозга.
Одновременно с анализом большие полушария головного мозга осуществляют и синтетическую деятельность, суть которой состоит в замыкании нервных связей.
Синтетическая деятельность больших полушарий бывает очень сложной. Возникают цепочки и системы временных связей. Те процессы, которые в психологии называются ассоциациями, являются не чем иным, как созданием временных связей, то есть актами синтеза. Мышление, указывал И.П. Павлов, представляет собой не что иное, как ассоциацию — сначала элементарную, а потом цепочки ассоциаций, каждая же первая ассоциация — это момент рождения мысли.
Чтобы успешно ориентироваться в окружении, животное непременно должно анализировать и синтезировать его. Познавательные процессы, мышление — это и есть сложная аналитико-синтетическая деятельность коры. Специфически человеческое мышление возникает на основе аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий на основе языка.
Деятельность больших полушарий головного мозга — это сигнальная деятельность. Большие полушария головного мозга всегда действуют в ответ на разнообразные раздражители, которые сигнализируют о том, что имеет значение для жизни организма. Например, свет или звук могут сигнализировать живому существу о наличии пищи, об опасности и т.п.
Сигналы, вызываемые предметами, их свойства, или явления природы, представляют собой первую сигнальную систему. Она свойственна и животным, и человеку.
Первая сигнальная система — это физиологическое основание ощущений, восприятия, представлений. Сигналы от раздражителей, поступают в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма и создают свои отпечатки в больших полушариях.
Высшая нервная деятельность человека качественно отличается от нервной деятельности животных. В процессе работы, в общественной жизни люди изобрели язык, как способ связи, способ общения между собой.
Языковая функция внесла новый принцип в деятельность больших полушарий. Слово в жизни человека стало своеобразным сигналом. Оно является другой, специфически человеческой сигнальной системой действительности. Каждое слово — название предмета, свойства или действия заменяет собой соответствующий первый сигнал, то есть сигнализирует первые сигналы.
Если наши ощущения и восприятие предметов и явлений окружающего мира являются для нас первыми сигналами действительности, конкретными сигналами, указывает И.П. Павлов, то язык, прежде всего кинестетические раздражители, идущие в кору от языковых органов, — это другие сигналы, сигналы сигналов.
Слово, благодаря жизненному опыту человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, поступающими в большие полушария. Оно их сигнализирует, заменяет и благодаря этому может вызвать все те действия, реакции, которые вызывают конкретные раздражители.
Вторая сигнальная система возникает на основе первой сигнальной системы и без нее существовать не может.
Она действует только вместе с первой сигнальной системой.
Вторая сигнальная система во взаимодействии с первой представляет физиологический механизм высшего, абстрактного мышления человека и его сознания, способом познания самого себя. Физиологическим механизмом системы психологических процессов (восприятие, память, воображение, привычки и т.п.) является взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Участие второй сигнальной системы в этих психологических процессах делает их сознательными.
Большие полушария головного мозга — чрезвычайно сложная динамическая система. В процессе деятельности постоянно возникают новые условные связи. Они объединяются в определенные системы. Системность связей обеспечивает успех деятельности животных и человека.
Процессы, которые происходят в больших полушариях головного мозга, постоянно стремятся к интеграции. Множество раздражителей, которые поступают в большие полушария как извне, так и изнутри организма, сталкиваются, взаимодействуют, систематизируются и создают динамический стереотип.
Динамический стереотип необходим для успешного взаимодействия организма со средой. Повторение одинаковых движений и действий, одинаковых актов поведения, похожих реакций организма обеспечивает ему успех в деятельности, в удовлетворении своих потребностей.
Всем известно, что человек привыкает к определенному способу действий, вырабатывает определенный способ восприятия, запоминания, мышления. Автоматизируя свои действия, он осваивает навыки, которые облегчают осуществление сознательно направленной деятельности. Во всем этом основную роль играют динамические стереотипы.
В процессе деятельности постоянно возникают новые динамические стереотипы. Старые же стереотипы не исчезают, они взаимодействуют с новообразованными, способствуют их созданию или, наоборот, входят в противоречие с ними, в результате чего успешное создание новых стереотипов тормозится.
Выработка и переработка динамического стереотипа нуждается в большой работе нервной системы. Она может продолжаться длительное время и зависит от сложности самой деятельности, а также от индивидуальности и состояния животного или человека.
Выработка и поддержание динамического стереотипа всегда связана с определенными переживаниями.
Нервные процессы, которые отражаются в полушариях головного мозга при установлении и поддержании динамического стереотипа, являются основаниями чувств, они обусловливают их характер и интенсивность. Чувство преодоления трудностей, бодрости и усталости, удовлетворения и стеснительности, радости и отчаяния и т.п. вызываются нарушением старого динамического стереотипа или сложностью установления нового.
Динамический стереотип лучше создается тогда, когда раздражители действуют в определенной системе, в определенной последовательности и в определенном порядке. Поддерживается динамический стереотип соблюдением определенного внешнего порядка, системы и режима деятельности.
Психологические риски Вьетнама для ветеранов США: новый взгляд с новыми данными и методами
. 2006 18 августа; 313 (5789): 979-82. doi: 10.1126/science.1128944.Брюс П. Доренвенд 1 , Дж. Блейк Тернер, Николас А. Терс, Бен Г. Адамс, Карестан С. Коенен, Рэндалл Маршалл
принадлежность
- 1 Психиатрический институт штата Нью-Йорк, Нью-Йорк, NY 10032, США. [email protected]
- PMID: 16917066
- PMCID: PMC1584215
- DOI: 10. 1126/наука.1128944
Брюс П. Доренвенд и соавт. Наука. .
Бесплатная статья ЧВК . 2006 18 августа; 313 (5789): 979-82. doi: 10.1126/science.1128944.Авторы
Брюс П Доренвенд 1 , Дж. Блейк Тернер, Николас А. Терс, Бен Г. Адамс, Карестан С. Коенен, Рэндалл Маршалл
принадлежность
- 1 Психиатрический институт штата Нью-Йорк, Нью-Йорк, NY 10032, США. [email protected]
- PMID: 16917066
- PMCID: PMC1584215
- DOI: 10. 1126/наука.1128944
Абстрактный
В 1988 году Национальное исследование адаптации ветеранов Вьетнама (NVVRS) репрезентативной выборки из 1200 ветеранов показало, что у 30,9% в течение жизни развилось посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и что 15,2% в настоящее время страдают от посттравматического стрессового расстройства. Исследование также обнаружило сильную зависимость «доза-реакция»: по мере увеличения количества ретроспективных сообщений о боевых действиях частота посттравматического стрессового расстройства увеличивалась. Скептики утверждают, что эти результаты завышены из-за предвзятости припоминания и других недостатков. Мы использовали военные записи для создания новой меры воздействия и перекрестной проверки отчетов о воздействии в диагнозах 260 ветеранов NVVRS. Мы обнаружили мало свидетельств фальсификации, еще более сильную зависимость доза-реакция и психологические издержки, которые были ниже, чем предполагалось ранее, но все же существенны. Согласно нашим полностью скорректированным показателям посттравматического стресса, у 18,7% ветеранов в течение жизни развился посттравматический стресс, связанный с войной.0,1% в настоящее время страдают посттравматическим стрессовым расстройством через 11-12 лет после войны; текущее посттравматическое стрессовое расстройство обычно ассоциировалось с умеренными нарушениями.
Цифры
Рис. 1
Самоотчеты о стрессовом воздействии в зоне боевых действий…
Рис. 1
Самоотчеты о стрессовом воздействии в зоне боевых действий хорошо коррелируют с основанными на записях MHM стрессовыми воздействиями в зоне боевых действий…
рисунок 1Самоотчеты о стрессовом воздействии в зоне боевых действий хорошо коррелируют с основанными на записях MHM стрессовыми воздействиями в зоне боевых действий. Высокий процент ветеранов, отнесенных к категории низко подверженных воздействию на основе основанных на записях свидетельств MHM, сами сообщили о низком воздействии. Ветераны, которые сами сообщили о высоком воздействии, составляли подавляющее большинство из категории очень высокого воздействия MHM. Полная выборка n = 1189, за исключением 11 ветеранов с отсутствующими данными о самоотчетах о воздействии в зоне боевых действий. Низкие и умеренные самооценки воздействия были сгруппированы вместе как «Низкие самооценки стресса в зоне боевых действий» [(2), Приложение C].
Рис. 2
Доля ветеранов, которые…
Рис. 2
Процент ветеранов, которые в течение жизни страдали посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с войной…
Рис. 2Процент ветеранов, которые в течение жизни страдали посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с войной (Начало посттравматического стрессового расстройства), и процент тех, кто все еще страдал от посттравматического стрессового расстройства на момент исследования (текущее посттравматическое стрессовое расстройство), увеличиваются с увеличением вероятной тяжести воздействия MHM. к стрессорам в зоне боевых действий. Подвыборка n = 253, исключая четырех ветеранов с довоенным началом, двух отсутствующих сведений о начале и одного отсутствующего веса выборки.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Продолжающиеся споры о психологических рисках Вьетнама для ветеранов США.
Доренвенд Б.П., Тернер Дж.Б., Терс Н.А., Адамс Б.Г., Коэнен К.С., Маршалл Р. Доренвенд Б.П. и соавт. J Травматический стресс. 2007 августа; 20 (4): 449-65. doi: 10.1002/jts.20296. J Травматический стресс. 2007. PMID: 17721952
- Курс посттравматического стрессового расстройства через 40 лет после войны во Вьетнаме: результаты национального лонгитюдного исследования ветеранов Вьетнама.
Мармар К. Р., Шленгер В., Хенн-Хаазе К., Цянь М., Пурчиа Э., Ли М., Корри Н., Уильямс К.С., Хо К.Л., Хореш Д., Карстофт К.И., Шалев А., Кулька Р.А. Мармар Ч.Р. и др. Джама Психиатрия. 2015 сен;72(9):875-81. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2015.0803. Джама Психиатрия. 2015. PMID: 26201054
- Можем ли мы разгадать загадки Национального исследования по адаптации ветеранов Вьетнама?
МакНалли Р.Дж. МакНалли Р.Дж. J Тревожное расстройство. 2007;21(2):192-200. doi: 10.1016/j.janxdis.2006.09.005. Epub 2006 12 октября. J Тревожное расстройство. 2007. PMID: 17045777
- Оценки распространенности посттравматического стрессового расстройства, связанного с боевыми действиями: критический обзор.
Richardson LK, Frueh BC, Acierno R. Ричардсон Л. К. и соавт. Aust NZJ Психиатрия. 2010 янв; 44(1):4-19. дои: 10.3109/00048670903393597. Aust NZJ Психиатрия. 2010. PMID: 20073563 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Влияние посттравматического стрессового расстройства в военных ситуациях.
Соломон З. Соломон З. Дж. Клин Психиатрия. 2001; 62 Приложение 17:11-5. Дж. Клин Психиатрия. 2001. PMID: 11495090 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Использование личного состава для участия в боевых действиях: влияние на психическое здоровье и социальное функционирование.
Бёг М., Филгес Т., Йоргенсен АМК. Бог М. и соавт. Campbell Syst Rev. 1 июня 2018 г.; 14(1):1-127. doi: 10.4073/csr.2018.6. Электронная коллекция 2018. Кэмпбелл Сист Ред. 2018. PMID: 37131363 Бесплатная статья ЧВК.
- Психическое здоровье и старение ветеранов: как Управление здравоохранения ветеранов удовлетворяет потребности стареющих ветеранов.
О’Мэлли К.А., Винсон Л., Плесс Кайзер А., Сагер З., Хинрихс К. О’Мэлли К.А. и соавт. Государственная политика по вопросам старения, отчет 2020; 30 (1): 19-23. doi: 10.1093/ppar/prz027. Epub 2019 27 декабря. Представитель государственной политики по вопросам старения, 2020 г. PMID: 36570679 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
- Когнитивная гибкость при посттравматическом стрессовом расстройстве: устойчивое вмешательство, связанное с измененной модуляцией корковой колебательной активности во время переключения задач.
Попеску М., Попеску Э. А., ДеГраба Т.Дж., Хьюз Д.Д. Попеску М. и соавт. Нейроимидж клин. 2023;37:103297. doi: 10.1016/j.nicl.2022.103297. Epub 2022 19 декабря. Нейроимидж клин. 2023. PMID: 36563647 Бесплатная статья ЧВК.
- Преувеличенная активация миндалевидного тела к неоднозначным выражениям лица является семейным фактором уязвимости для посттравматического стрессового расстройства.
Хинохоса К.А., ВанЭльзаккер М.Б., Хьюз К.С., Оффринга Р., Сангермано Л.М., Сполдинг И.Г., Стейплз-Брэдли Л.К., Уитмен Э.Т., Ласко Н.Б., Раух С.Л., Орр С.П., Питман Р.К., Шин Л.М. Инохоса, Калифорния, и соавт. J Psychiatr Res. 2022 Декабрь; 156: 451-459. doi: 10.1016/j.jpsychires.2022.10.049. Epub 2022 21 октября. J Psychiatr Res. 2022. PMID: 36332360
- Связь стресса, связанного с зоной боевых действий, с изменениями микроструктуры лимбического серого вещества.
Кауфманн Э., Ройчик П., Сиднор В.Дж., Генетт Дж.П., Триподис Ю., Кауфманн Д., Уммингер Л., Зейтц-Холланд Дж., Золлманн Н., Рати Ю., Буикс С., Фортье К.Б., Салат Д., Пастернак О., Хайндс С.Р., Милберг WP, McGlinchey RE, Shenton ME, Koerte IK. Кауфманн Э. и соавт. JAMA Сеть открыта. 2022 сен 1; 5 (9)):e2231891. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2022.31891. JAMA Сеть открыта. 2022. PMID: 36112375 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- K08 MH070627/MH/NIMH NIH HHS/США
- K08 MH070627-01/MH/NIMH NIH HHS/США
- 5T32Mh23043/MH/NIMH NIH HHS/США
- R01-MH059309/MH/NIMH NIH HHS/США
Психология во Вьетнаме — Вопросы психологии Азия
ВЬЕТНАМ — страна Юго-Восточной Азии с площадью 362 000 квадратных километров, что примерно равно площади Германии. Его население составляет около 80 миллионов человек, включая 54 этнические группы. За свою долгую историю Вьетнаму пришлось вести немало национально-освободительных войн, и это дело было завершено в 1975. В 1945 г. Хо Ши Мин провозгласил Вьетнам независимым, хотя для освобождения северной части страны потребовалось до 1954 г. В 1975 году мы освободили южную часть страны и добились национального воссоединения. С 1986 года мы начали обновление, превратив страну из бюрократической и субсидируемой экономики в социалистически ориентированную рыночную экономику для развития нашей экономики, культуры и образования. Мы добились важных успехов, открыв новые перспективы национального восстановления. Образование является важной частью обновления страны, и педагогическая психология стала центральной в практике психологии во Вьетнаме.
Выдающееся положение педагогической психологии в настоящее время, возможно, отражает истоки психологических исследований во Вьетнаме, которые всегда были связаны в первую очередь с детьми и обучением. Позже эта деятельность была распространена на применение психологии в других областях, таких как спорт, армия, безопасность и здравоохранение. Некоторые исследования были ориентированы на антропологическую психологию. Удивительно, но ни одно исследование во Вьетнаме не рассматривало влияние и наследие последней войны на войска или население в целом. Просмотр последних публикаций в психологической литературе США выявил более 1100 статей и глав, посвященных посттравматическому стрессу и другим «ветеранским» вопросам. Тем не менее, несмотря на травмы и страдания местного населения, психологические проблемы во Вьетнаме остаются без внимания. Отчасти это можно объяснить тем, что психология как исследовательская дисциплина была слабо развита в годы войны.
По-настоящему исследования в области экспериментальной психологии начались только в 1963 г. С тех пор мы стали свидетелями ряда исследовательских проектов, имеющих большое практическое значение в таких областях, как оценка основных видов деятельности учащихся начальных классов, активные социальные характеристики и профессиональные тенденции школьников. учащиеся общеобразовательных школ. Тесты Векслера и Равена использовались для исследования развития интеллекта вьетнамских учащихся, а также проводились исследования IQ, EQ и CQ учеников разных возрастных групп. Психологи обращались к способности и энтузиазму школьников к изучению родного языка, к изучению литературы, физики и иностранных языков учащимися начальных классов. Были оценены половые характеристики и половое воспитание, а также демографическое образование учащихся. В области психологии личности были проведены исследования студентов и рабочих с использованием Пересмотренного опросника личности NEO, а также исследования потребностей в учебе в связи с мотивами достижения успеха.
Иностранные влияния
До 1945 г., во времена «французов» во Вьетнаме, психология преподавалась в некоторых средних школах и колледжах, но только по французским учебникам, составленным Фульки. Начиная с 1953 года, в период, когда нам пришлось вести войну сопротивления французским колонизаторам, мы начали преподавать психологию в некоторых вузах по советским учебникам, составленным А. А. Смирнов и др. Студенты, изучающие психологию во Вьетнаме, всегда имели доступ к книгам и статьям ряда зарубежных авторов. Хотя российские психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева, книги Фрейда и Пиаже также получили широкое распространение и влияние. С 1970 авторами всех учебников по психологии являются наши коллеги во Вьетнаме, и мы видели многих в области человеческих ресурсов на службе индустриализации и модернизации, коммуникативной психологии, психологии управления экономикой и других специализированных областях, таких как армия и спорт. .
Конгресс в Ханое, посвященный 100-летию со дня рождения Жана Пиаже, отражающий интерес вьетнамской психологии к образованию
Где преподается и изучается психология?
ВЬЕТНАМСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПСИХО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК |
Вьетнамская ассоциация психолого-педагогических наук была основана в 1990 году и в настоящее время имеет общенациональную организационную систему, включающую 5000 членов. Критерии для членства — наличие степени бакалавра психологии или педагогики, либо ведение работы в психологической практике (в больнице, или в центре для беспризорников, например). Есть секции воспитания, спорта, дошкольного образования. , профессиональное образование, здравоохранение, вооруженные силы, полиция безопасности, экономика и управление бизнесом. Вначале Вьетнамская ассоциация психолого-педагогических наук была членом Всемирной ассоциации психологических наук и развивала отношения с Международной политической психологией .ассоциации, Всемирной федерации психического здоровья, а также российских, французских, китайских, австралийских и американских психологических ассоциаций. Вьетнам является национальной организацией-членом Международного союза психологических наук (см. www.iupsys.org ). |
В 1958 г. в Ханойском педагогическом университете была создана секция педагогической психологии, а в 1965 г. она стала факультетом психологии и педагогики, специализирующимся на подготовке бакалавров (четыре года), магистров (два года) и докторов наук (два года). четыре года). Сейчас у нас четыре факультета психологии: в Университете социальных и гуманитарных наук (филиал Ханойского национального университета), Педагогическом университете Хошимина, Политическом институте Вьетнамской народной армии и Народном университете «Цивилизация». . Кроме того, во всех педагогических вузах, колледжах и школах страны есть секции психологии. Психологические предметы также преподаются в специальных университетах в таких областях, как политика, военное дело, общественная безопасность, управление, право, экономика, торговля, культура, искусство и средства массовой информации.
Пока еще нельзя сказать, что психология приобрела статус популярного университетского предмета во Вьетнаме, хотя у нас есть около 600 студентов бакалавриата на факультетах психологии и около 100 выпускников каждый год. Вьетнам предъявляет особые требования правительства к подготовке профессиональных прикладных психологов.
С момента создания Института психологии в Ханое в 1993 г. (институт гуманитарных исследований при Национальном центре социальных и гуманитарных наук) было проведено много крупных новых исследовательских проектов, касающихся ценностей и их влияния на формирование личности человека; крестьянская психология; этническая психология; и психология молодежи и детей.
В будущее
В настоящее время на дому обучается около 1700 бакалавров, магистров и докторов психологических наук. По всей стране у нас есть 13 доцентов и семь профессоров психологии. Услуги психолога доступны как на национальном, так и на частном уровне. Психология является быстро развивающимся предметом во Вьетнаме, и мы надеемся, что отношения между британской психологией и вьетнамской психологией определятся при первой же возможности и будут успешно развиваться.
Профессор д.т.н. Фам Мин Хак — директор Института исследований человека Национального центра социальных и гуманитарных наук и президент Вьетнамской ассоциации психолого-педагогических наук.