Выпускная квалификационная работа
Скачать 12,3 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 71
Связанные:bibliofond 563121
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Изучение развития произвольного внимания у старших дошкольников средствами занимательного математического материала СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала 1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 1.2 Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности . Глава 2. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала 2.1 Организация эмпирического исследования 2.2 Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала .3 Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ эффективности формирующего воздействия проведенного исследования Заключение Библиографический список Приложения ВВЕДЕНИЕ дошкольник внимание психический математический Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать — далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.В отечественной психологии проблема внимания рассматривалась с разных теоретических позиций. Фундаментальное значение имеют работы Л. С. Выготского, рассматривающего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д. Н. Узнадзе, изучающего внимание с позиций психологии установки. В русле деятельностного подхода данное направление представлено такими известными отечественными психологами как Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Ф. Н. Гоноболин, Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов. На современном этапе развития психологической науки большое внимание уделяется изучению возрастной динамики развития внимания. Данной проблеме посвящены исследования И. Л. Баскаковой, Н. Н. Лила, В. Й. Чяпас. Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств развития произвольного внимания. Одним из них выступает занимательный математический материал. Проблеме занимательности посвящены труды по психологии и педагогике (Ю. К. Бабанский, К. А. Лыгалова, Д. И. Трайтак, И. Д. Синельникова, Н. И. Гамбург и др.). Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Актуальным представляется организация и проведение научного исследования, направленного на изучение деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника по средствам занимательного математического материала. Скачать 12,3 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 71
База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2023
обратиться к администрации
Внимание. Физиологические механизмы. Виды и качества внимания
21.05.2011Общая характеристика. Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях, включающая в себя регулирование и контроль психических процессов и являющаяся их неотъемлемой частью, характеризующей динамику их протеканий. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Узнадзе).
Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный и невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора.
Сосредоточенность — концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится.
Физиологические механизмы внимания. Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый момент времени в коре имеется очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для возбуждения.
Установлено, что внимание возможно, только в ситуации бодрствования. В мозгу обнаружены особые «нейроны внимания». Скопление нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга, получивших название ретикулярной формации, тормозит один импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга.
Напряженное внимание сопровождается соответствующей мимикой и движениями, задержкой дыхания.
Виды внимания. По направленности и сосредоточенности психической деятельности внимание бывает:
1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя (сильного, контрастного пли значимого и вызывающего эмоциональный отклик).
2. Произвольное внимание — деятельность; осознанно направленная на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.
3. Послепроизвольное внимание
Качества внимания. Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания.
Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями:
а) объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
б) распределение внимания — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
в) устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте:
г) переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
Источник: шпаргалки
Материалы по теме |
---|
Внимание и память Халтагарова О.Д., Основы психологии. Часть 1 |
Творчество и внимание Ушаков Д. В., Психология интеллекта и одаренности |
Виды внимания Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Внимание и его нарушения Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Внимание: сферы, типы, свойства Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Функции внимания Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Расстройства внимания Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
Внимание и пол Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
30 забавных игр на внимание для детей: упражнения для улучшения внимания, концентрации и памяти!
- Поделиться
- Твит
Игры на внимание для детей. В этом посте мы рассмотрим концепцию внимания и различные виды внимания. Мы также поделимся 30 веселыми играми и занятиями для детей .
Что такое внимание?
Внимание — это способность сосредотачиваться на определенной информации в окружающей среде, игнорируя другую информацию. У нас не безграничные возможности внимания, поэтому мы концентрируем свое внимание на одних предметах и отключаемся от других.
Навыки внимания необходимы, чтобы реагировать на требования в нашей среде. Мы постоянно обращаем внимание на информацию, блокируем нерелевантные стимулы и переключаем внимание. И эти процессы внимания связаны с другими когнитивными процессами (восприятие, память или поведение, и это лишь некоторые из них). а также понимание и обработка больших объемов информации.
Типы внимания
Есть много типов внимания.
Я приведу некоторые из них и несколько примеров, чтобы проиллюстрировать, как эти типы внимания могут проявляться у вашего ребенка:
Избирательное внимание
Избирательное внимание относится к механизмам, которые позволяют нам обрабатывать только некоторые аспекты информации, с которой мы сталкиваемся. . Это требует сосредоточения внимания на некоторых аспектах окружающей среды и блокировки других раздражителей.
Пример избирательного внимания: ваш ребенок слушает объяснение учителя, блокируя фоновое вмешательство некоторых детей, болтающих в паре рядов позади.
Распределенное внимание
Распределенное внимание (Ограниченное внимание) — это процесс, который позволяет нам обращать внимание и реагировать на многочисленные требования окружающей среды.
Пример разделения внимания: Ваш ребенок слушает учителя, рисуя в тетради.
Переменное внимание
Переменное внимание включает в себя переключение внимания между задачами, требующими различной когнитивной обработки, сосредоточение внимания на одной задаче или стимулах и переключение на следующую.
Пример чередующегося внимания: Ваш ребенок играет в пятнашки со своими друзьями и слышит лай собаки, проверяет, нет ли опасности, и продолжает играть.
Устойчивое внимание
Устойчивое внимание — это процесс, который позволяет нам удерживать фокус внимания на релевантных стимулах и сохранять бдительность в течение продолжительных периодов времени. Другими словами, это способность сосредотачиваться на деятельности или событии в течение длительного периода времени.
Продолжительность концентрации внимания вашего ребенка измеряет его способность уделять внимание задаче или стимулу в течение определенного периода времени.
Пример устойчивого внимания: Ваш ребенок рисует в течение двадцати минут.
Открытое и скрытое внимание
Открытое внимание определяется как согласование сенсорных рецепторов и фокусировки внимания. Другими словами, физически направляя глаза/слушание в фокус нашего внимания
Пример явного внимания: ваш ребенок смотрит на вас, пока вы с ним разговариваете
Скрытое внимание относится к диссоциации сенсорных рецепторов и концентрации внимания.
Пример скрытого внимания: Ваш ребенок притворяется, что изучает учебник, слушая веселый разговор, происходящий между его братьями и сестрами (в центре внимания находится разговор, а глаза и ориентация — книга)
Внимание и сенсорная модальность
Если принять во внимание сенсорную модальность, то можно также говорить о зрительном внимании, слуховом внимании или, чаще всего, о кроссмодальном внимании, когда мы распределяем внимание одновременно по нескольким органам чувств.
Проблемы с вниманием и СДВГ
Проблемы с вниманием являются неотъемлемой частью диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Дети с СДВГ могут испытывать трудности с вниманием, концентрацией внимания, концентрацией и/или торможением отвлекающих факторов.
(Раскрытие информации: мы являемся участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления нам средств для получения вознаграждения за размещение ссылок на Amazon.com и аффилированные сайты. Как партнер Amazon, я зарабатывайте на соответствующих покупках. В этом сообщении могут быть и другие партнерские ссылки. Вы также можете ознакомиться с нашей политикой раскрытия информации и отказа от ответственности здесь)
30 забавных игр на внимание для детей
Игра — отличный способ для детей развивать когнитивные навыки, поэтому давайте углубимся в этот раздел и рассмотрим веселые игры, которые помогут нашим детям тренировать внимание.
Игры на развитие памяти / Игры на сопоставление
1. Игра на развитие памяти своими руками
Игра в игру, помогающую развивать память ребенка, — это увлекательный способ развить эту часть мозга. По мере роста этой части мозга им будет легче сосредоточиться на других задачах.
«Что на подносе?» Поместите 10 предметов на поднос и дайте детям посмотреть только 1 минуту. Затем уберите лоток и попросите их записать столько предметов с лотка, сколько они смогут вспомнить.
«Что пропало?» Затем вы убираете лоток и берете 1-2 предмета. Дайте детям понаблюдать еще одну минуту, после чего они смогут сказать, чего не хватает на подносе.
2. Игры на совпадение (Зрительная и рабочая память)
Игры на совпадение — это весело. Дети могут играть индивидуально или с друзьями и семьей. Есть много забавных тем, таких как:
- Классические персонажи Диснея
- Мир Юрского периода
- Дети по всему миру (соответствующие лица)
3. Сопоставление звуков
Как насчет того, чтобы развивать у детей навыки сопоставления и аудирования, используя слуховое внимание?
- Саундтреки к животным
- Звук Лото
4. Сопоставление слов
Как насчет того, чтобы выучить слова с листа в веселой игре в бинго? (Вместо того, чтобы называть номера, вы называете слова)
Это отличная игра для маленьких детей и учащихся с ограниченными возможностями.
5. Игра на слуховую память
Детям постарше может понравиться веселая игра в бинго (свет и звук)
6. Бинго
И моей последней игрой на соответствие для старших детей будет классическая игра в бинго.
Настольные игры
Настольные игры — это не только развлечение, но и прекрасный обучающий ресурс.
Большинство из них являются инструментом для тренировки и развития важных навыков и способностей, таких как: мелкая моторика, зрительно-моторная координация, работа по очереди, навыки ожидания, социальные навыки и способность концентрировать внимание.
Вот лишь несколько примеров настольных игр, которые мы можем использовать для тренировки навыков внимания:
7. Шахматы
Шахматы — одна из самых известных игр на планете, и не зря. Эта игра — идеальное послеобеденное времяпрепровождение, помогающее поощрять стратегическую игру, а также расширять продолжительность концентрации внимания человека.
Есть даже исследование, которое показывает, что игра в шахматы помогает улучшить концентрацию внимания (всего после шести месяцев практики!)
8. Боевые корабли
Линкор . Эта настольная игра устроена таким образом, что игроки могут стратегически топить чужие корабли, угадывая координаты.
9. Эрудит
Эрудит – это веселое времяпрепровождение, которое действительно может бросить мозгу тяжелую работу. Как только ваш ребенок научится писать слова по буквам, эта игра превратится в увлекательное занятие (есть более простые версии для детей помладше).
10. Boggle
Boggle — любимец всей семьи! Эта игра идеально подходит для вечерней прогулки в парке или семейной игры. Она настолько увлекательна, что всем захочется играть часами.
Эта игра похожа на Scrabble, и обе они являются отличным вариантом для тренировки навыков внимания, а также для изучения словарного запаса и улучшения правописания.
11. Power Grid
Power Grid — малоизвестная настольная игра, в которой вашей семье предстоит построить функционирующую электрическую сеть для вашего города. С таким количеством аспектов, которые нужно учитывать, эта игра заставит мозги вашей семьи работать над общей целью часами.
Видеоигры в жанре экшн
Экранное время может быть полезным, если оно используется в качестве инструмента для развития внимания у маленьких детей. Всего один час видеоигры может повысить производительность при избирательной зрительной деятельности ( источник ).
Вот несколько способов использования экрана телевизора, чтобы помочь вашим детям удерживать внимание.
12. Классическая игровая консоль Nintendo — это взрыв из прошлого, который готов развить у детей новое поколение концентрации внимания, как это сделала консоль Nintendo для детей в начале 9.0 с. Даже лучше? Эта консоль поставляется с 30 играми, прославившими оригинальную Nintendo, так что приготовьтесь к часам веселья!
Другой вариант — подарить ребенку Nintendo Switch , который похож на Gameboy. Это портативное игровое устройство идеально подходит для детей, которые хотят весело провести день. Даже лучше? Это отличный инструмент для развития внимания детей.
13. Стратегия Компьютерные игры, такие как Starcraft II , требуют наличия мозга для планирования, разработки стратегии и управления ограниченными ресурсами и логистикой.
14. Sim City — это отличная игра-симулятор, в которой игроку нужно построить город с ограниченными ресурсами и последствиями для решений.
15. Little Big Planet — игра-головоломка, в которой игрок управляет Сэкбоем на различных уровнях и может создавать свои собственные уровни для других игроков.
16. Для всех любителей спорта в вашей семье такая игра, как Fifa , может помочь им развить навыки стратегии, играя в свою любимую игру.
17. Одной из популярных видеоигр среди детей является Minecraft . Он используется для обучения детей всему: от науки до программирования и планирования целых миров.
Фокусные игры / Занятия на внимание
Простая игра — это гораздо больше, чем послеобеденное времяпрепровождение. На самом деле, это один из лучших инструментов, помогающих мозгу вашего ребенка расти и развивать навыки, которые помогут ему во взрослой жизни.
18. Карточные игры
Классические карточные игры, такие как «Безумная восьмерка», «Старая дева» или даже «Пасьянс» («Терпение»), отлично подходят для развития у детей стратегии и развития концентрации внимания. Даже лучше? Все, что вам нужно, это колода карт!
19. Красный свет, зеленый свет
Красный свет, зеленый свет — это увлекательный способ заставить детей сжигать энергию и сосредоточиться на задаче остановки и старта.
Когда ваш ребенок слышит слова «Зеленый свет», он может двигаться вперед, но когда он слышит «Красный свет», он должен замереть.
Смешайте это, создав свои собственные правила, такие как карусель (вращение по кругу) или реверс!
20. Саймон Сэйс
Если вам нужно убить много времени, отличная игра Саймон Сэйс. Эта классическая игра выполняется путем повторения действия только тогда, когда ответственное лицо заранее произносит фразу «Саймон говорит». Выполните действие без фразы, и вы выбываете.
21. Найди отличия
Эта книга о том, как найти отличия, предназначена для учащихся 1-5 классов и представляет собой увлекательный способ научить мозг концентрировать внимание.
22. Tangram
Вы когда-нибудь играли с Tangram? Эта простая и легкая в использовании игра — интересный способ улучшить навыки концентрации внимания ребенка. С выбранным количеством фигур используйте книгу, чтобы решать головоломки и создавать новые фигуры.
23. Классическая головоломка
Пусть ваш ребенок поработает один или со всей семьей, чтобы собрать классическую работу мозга.
Некоторые темы головоломок, которые вы можете приобрести на Amazon:
- Лего
- Луна
- Динозавры
Чем бы ни увлекался ваш ребенок, для него найдется головоломка!
24. 3D-головоломки
Головоломки Guaishu — это маленькие головоломки, которые кажутся простыми, но это далеко не так. Каждое устройство — это вызов, и для его решения задействуется весь мозг.
Еще один вариант, который мы любим дома, — это кристаллические головоломки.
25. Заморозка
Одна простая игра, которую любят почти все, — это игра «Заморозка». Все, что вам нужно, это место для танцев и музыкальный проигрыватель (мы играем в танце!). Все танцуют, когда играет музыка. Как только он останавливается, все на танцполе замирают. Как только вы двигаетесь, вы выходите!
26. Поиск слов
Игры для мозга — отличный способ потренировать внимание, пока ваш ребенок улучшает правописание, словарный запас и скорость чтения!
Несколько примеров: 4-8 лет и 8-10 лет.
27. Книга игр на внимание
Я добавил эту книгу в свой список игр на внимание, потому что она предлагает более сотни игр:
- Игры на внимание: 101 веселая, простая игра, которая помогает детям научиться концентрироваться
Автор, Барбара Шер, детский эрготерапевт, составила 101 упражнение на внимание, чтобы помочь детям всех возрастов лучше концентрироваться и концентрировать внимание.
Совет: хотя книга предназначена для детей всех возрастов, в ней есть больше заданий для детей младшего возраста.
Игры на слушание
Внимание — ключевой компонент процесса слушания, поэтому игры и занятия на слух — отличный способ тренировать внимание.
Вот лишь несколько примеров:
28. Музыкальные статуи
Танцуйте под музыку и замирайте, когда музыка останавливается
29. Следуйте за историей
Начать рассказ. Каждые несколько предложений выбирается новый ребенок, который продолжает с того места, где его оставил предыдущий.
30. Строка слов
Играли ли вы в эту игру в детстве?
«Я пошел в супермаркет и купил…», пока вы ходите по кругу, каждый ребенок повторяет предыдущие предметы и добавляет новый.
Читать по теме : 18 Игры на слушание и занятия для детей
Есть много других игр на внимание, но приведенные выше игры на концентрацию — отличное начало!
Приятной игры!
Другие ресурсы по управлению вниманием и фокусировкой
- 30 эффективных стратегий контроля импульсов
- Кресла для СДВГ, помогающие улучшить концентрацию
- Как научить детей ждать (15 идей!)
- Действия по контролю импульсов
- 10 сильных сторон СДВГ (включая гиперфокус)
- Тайм-менеджмент для детей
Множественный выбор – Введение в психологию.
Учебное пособиеГлава 5. Ощущение и восприятие
- Ощущение относится к ________ так же, как восприятие к ________.
а. зрение, обоняние
b. в сознании, без сознания
c. осознание, интерпретация
d. вкус, зрение - Зрительная аккомодация включает изменение какой структуры?
а. объектив
б. роговица
в. сетчатка
д. ямка - Если объект А перекрывает объект Б, мы воспринимаем объект А как более близкий. Какой индикатор глубины мы используем?
а. относительный размер
б. линейная перспектива
с. близость
д. интерпозиция - ________ — это способность ощущать положение и движение частей нашего тела.
а. проприоакция
b. проприоцепция
c. проприоликция
d. проприопредсказание - Исследователь, интересующийся взаимосвязью между физическими стимулами и нашим психологическим опытом, будет изучать:
a. экстрасенсорное восприятие
b. проприоцепция
c. слуховой реализм
d. психофизика - Когда человек входит в темную комнату, его зрачки ________ позволяют большему количеству света проникать в глаза.
а. сузить
б. кривая
в. расширяться
d. а или с - Волна ________ по тону так же, как волна ________ по громкости.
а. длина, частота
б. вершина, корыто
в. давление, отличительность
d. частота, амплитуда - При восприятии глубины аккомодация для какой деятельности была бы наиболее полезной?
а. играть в гольф
б. заправка нити в иглу
c. вождение автомобиля
d. запуск воздушного змея - Как называется видимая часть уха?
а. ушная раковина
б. воронка
в. большеберцовая кость
d. улитка - Зрительный нерв передает информацию:
a. сетчатка, затем кора
b. сетчатка, затем таламус
c. таламус, затем кора
d. роговица затем сетчатка - Где найти вкусовые рецепторы?
а. на языке
б. на стенках рта
c. в задней части глотки
d. все вышеперечисленное - Повреждение ________ может привести к нейросенсорной тугоухости.
а. барабанная перепонка
б. ушная раковина
гр. стремя
d. реснички - Какие 4 основных ощущения может обнаружить наша кожа?
а. вибрация, тепло, покалывание, боль
b. боль, трение, холод, тепло
c. боль, давление, горячее, холодное
d. зуд, щекотка, трение, боль - Какое из перечисленных ниже чувств НЕ является одним из шести?
а. проприоцепция
b. трансдукция
c. обоняние
d. вкус - Что из следующего является принципом гештальта?
а. интенсивность
б. плотность
гр. близость
д. частота - При определении цвета оттенок зависит от волны ________, а яркость зависит от ________
a. высота, длина
б. длина, высота
гр. интенсивность, консистенция
d. консистенция, интенсивность - Что является стимулом для зрения?
а. электромагнитная энергия
b. электровизуальная энергия
c. электростатическая энергия
d. электрошоковая энергия - Люди с большей вероятностью заметят увеличение цены на шоколадный батончик на 50 центов, чем на 50 центов на iPad. Это иллюстрирует:
а. абсолютный порог
b. Закон Вебера
c. обнаружение сигнала
d. противник обрабатывает - Какой еще термин используется для определения порога разности?
а. абсолютный порог
b. разностная адаптация
c. просто заметная разница
d. сенсорная дифференциация - Согласно тексту, сколько существует различных вкусовых ощущений?
а. 2
б. 4
г. 6
д. 8 - Движение волосковых клеток в ________ вызывает нервные импульсы, которые посылаются в мозг.
а. ушная раковина
б. улитка
c. молоточек
d. сетчатка - Что из перечисленного НЕ является частью вестибулярной системы?
а. горизонтальный канал
б. передний канал
c. мешок
d. инвиктикула - Повреждение вашей обонятельной мембраны, скорее всего, ухудшит вашу способность:
a. см.
б. услышать
c. запах
d. чувствовать боль - Что из нижеперечисленного НЕ является набором цветов оппонента согласно теории процесса оппонента?
а. красный/синий
б. красный/зеленый
c. желтый/синий
d. белый/черный - Ваша способность сосредоточиться на телешоу, игнорируя шум вашего партнера, ворчащего по поводу ужина, иллюстрирует:
a. синестезия
б. избирательное внимание
c. сенсорное внимание
d. сенсорная адаптация - Тот факт, что вы можете заметить отвратительный запах, когда вы впервые входите в комнату, но перестать замечать его, если вы останетесь в комнате на некоторое время, иллюстрирует:
a. синестезия
б. избирательное внимание
с. сенсорное внимание
d. сенсорная адаптация - ________ ________ теория утверждает, что боль определяется работой двух типов нервных волокон в спинном мозге.