Непроизвольное внимание — что это такое, чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?
Без внимательности познание нового было бы невозможным, человек бы просто не успевал бы запоминать значимые детали. Способность управлять своей концентрацией есть у всех, но есть и непроизвольное внимание – реакция на внезапно появившийся раздражитель. Эта особенность человеческого восприятия используется в рекламных и обучающих целях.
Непроизвольное внимание — что такое?
Ориентировочный рефлекс, заставляющий нас отвлекаться на громкий звук или яркий цвет, помогает быстро выстроить защитную реакцию. Непроизвольное внимание, психология которого до сих пор изучается, полностью отключить нельзя, даже самый тренированный человек на долю секунды переключится на неожиданное явление. Поэтому непроизвольное внимание с удовольствием эксплуатируют рекламодатели и лекторы, чтобы вызывать интерес у аудитории.
Основная функция непроизвольного внимания
Мгновенное отвлечение на новые обстоятельства происходит автоматически, главное предназначение этой реакции – быстрая и правильная ориентация в меняющихся условиях. Это помогает сразу выделять важные объекты и выстраивать свое поведение самым безопасным способом. Такое отвлечение может различаться по скорости, силе и продолжительности воздействия. На качества непроизвольного внимания влияют следующие моменты:
- нестандартность для конкретной обстановки;
- сила;
- характер;
- внезапность.
Условия возникновения непроизвольного внимания
Механизм сформировался в процессе эволюции, помогая избежать встречу с опасными хищниками или выследить добычу. Дикие звери уже не угрожают человеку, а для обеспечения едой он посещает магазины, но все так же непроизвольное внимание возникает при неожиданном обнаружении раздражителей. Работа этого механизма безусловна, он функционирует независимо от сознания. Быстрее всего реакции образуются при:
- движении – не находящийся в покое объект является ярким сигналом, потому что может нести опасность;
- сильном воздействии – мощный звук или шорох в тишине, внезапно вспыхнувший свет в полумраке также говорят о возможной угрозе;
- новизне явления – любая неизвестность может таить неприятности, поэтому организм незамедлительно реагирует на такое событие.
Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?
Непроизвольное внимание требуется для быстрой коррекции своего поведения в изменчивой среде, а произвольный тип обеспечивает осознанное регулирование своей деятельности. Сейчас его рассматривают, как способ поддерживать стойкую активность в выбранной сфере. Направленное внимание обладает следующими ключевыми особенностями:
- Целенаправленность – действия определяются поставленными задачами.
- Организованность – человек заранее подготавливает к сосредоточению и усилием воли сохраняет ее.
- Устойчивость – явление продолжается длительное время, идеальным будет его соответствие характеру поставленных целей.
Приемы привлечения непроизвольного внимания
Проблема вызова интереса важна для разных видов деятельности, а начинается все с завладения вниманием человека. Поэтому любой специалист, целью которого является обучение, продажи или создание успешного шоу изучает способы привлечения непроизвольного внимания. Грамотное их применение способно сформировать у человека необходимое мнение о событии.
Иллюстрацией могут служить концерты эстрадных исполнителей: чем менее качественный продукт предлагается зрителю, тем больше применяется средств, запускающих непроизвольное внимание – чрезмерно яркие краски, громкие звуки, бесконечное движение. В результате слушатели не могут сосредоточиться на подаваемом материале, запоминая только красочность происходящего. Направление внимания человека в нужное русло используется и в других сферах, применяют для этого следующие приемы.
- Звук. Неожиданное появление такого сопровождения, повышение или понижение тона голоса, изменение громкости музыки.
- Цвет и свет. Яркие оттенки, неожиданное включение света или изменение уровня освещенности.
- Пауза. Может быть перерыв в речи лектора или устранение раздражителя на некоторое время с повторным его появлением.
- Движение. Перемещающиеся объекты, жесты, развевающиеся на ветру волосы или предметы одежды.
- Юмор. Забавные ситуации в рекламе, каламбуры или уместные анекдоты в публичном выступлении.
- Эмоции. Непроизвольное внимание можно привлечь, заставив испытать человека переживания – умиление при виде пушистого котенка, страх от нагнетающей напряжение музыки, восхищение от созерцания красивой природы.
Статьи по теме:
Творческий кризис — причины возникновения и как преодолеть? Творческий кризис застает врасплох и может посетить любого творческого человека. Зная о механизмах возникновения такого спада и способах борьбы с ним, можно быстро вернуться в привычное креативное русло. |
Психология личности — развитие и свойства личности человека Психология личности — тонкая наука. Каждый человек рождается индивидом, а потом уже становится личностью. На это оказывают влияние разные факторы, включая врожденные данные, воспитание, окружение. Важную роль в изменении характера и способностей играет саморазвитие, которое должно стать составляющей жизни всех членов общества. |
Системно-векторная психология — 8 векторов Системно-векторная психология – новое направление. Человек обладает 8 эрогенными зонами или векторами. Мышечный, уретральный, звуковой, зрительный, оральный, кожный, обонятельный, анальный психотипы — разная дорога к счастью. | Что такое совесть и что значит жить по совести? Есть ряд важных понятий, которые должны быть присущи человеку, поэтому следует знать, что такое совесть и для чего она нужна. Существуют разные виды этого внутреннего качества и рекомендации по его развитию в ребенке и у взрослого человека. |
Основные положения определения развития внимания
Библиографическое описание:Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 28.06.2023).
Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.
Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данные момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а ко вторичным — колебания, переключаемость внимания.
Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения его концепции внимания сводятся к следующим:
- Внимание является одним из моментов ориентировочно — исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
- По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым.
- В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата.
- Внимание как отдельный, самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием… Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль». Контроль лишь оценивает действие, а внимание способствует его улучшению.
- Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
- Произвольное внимание есть планомерное внимание, контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу.
- Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
- «С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного, и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий».
Оригинальную психологическую теорию внимания в свое время развивал Т. Рибо. Он считал, что внимание, будь оно слабо или сильно, всегда вызывается аффективным состоянием и связано с ним. Особенно тесную зависимость Т. Рибо усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Много споров в науке было вокруг вопроса о физиологических основах внимания. Физиологическая интерпретация внимания привлекала исследователей на протяжении всего времени его изучения в психологии. Т. Рибо одним из первых пытался представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилением какого-либо воспоминания.
Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представление непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. В онтогенезе происходит развитие внимания. Историю его, как и многих других высших психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания следует искать, с его точки зрения, не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Процесс возрастного развития внимания, по А. Н. Леонтьеву, развивавшего идеи Л. С. Выготского, можно представить себе следующим образом.
Из этой кривой следует, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем развитие его в целом, тем более «натурального» внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно становится внутренне опосредствованным, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место в процессах внимания.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасти, а затем обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка разбитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вырывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают к себе внимание ребенка. С другой стороны — это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступает в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Литература:
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию.-М, 1976.
- Рибо Т. Психология внимания// Там же. — С. 140-142.
- Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Там же. — С. 186.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, произвольное внимание, внимание ребенка, действие, день жизни ребенка, контроль, непроизвольное внимание, опосредствованное внимание, познавательный процесс, процесс.
Оценка уровня психического
познавательного процесса развития…Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет.
На базе непроизвольного внимания у детей равномерно развертывается произвольное внимание.
Развитие
внимания младших школьников в учебной деятельностиПроизвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно
Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.
Педагогические условия развития
произвольного внимания…Ключевые слова: дошкольное образование, внимание дошкольников, произвольное внимание, непроизвольное внимание, распределение, устойчивость, концентрация, переключение.
Ключевые слова: концентрированное
внимание, произвольное…Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда
Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.
Память как
познавательный процесс у младших школьников при. ..Предмет: Психическое познавательное развитие процессов внимания личности детей младшего школьного возраста 10 -11 лет.
Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.
К.Д. Ушинский о нравственном значении
внимания и памяти…внимание, память, ребенок, психическая деятельность, произвольное внимание, нервная система, непроизвольное внимание, необходимое условие, дурная привычка, самый человек.
Психологические особенности развития
познавательных…В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов
Игра как средство развития
внимания детей дошкольного возраставнимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра. Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале…Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.
Играя, развиваем внимание у ребенка. Интернет как ресурс формирования идентичности.
Роль произвольного и непроизвольного внимания в выборе перцептивного доминирования во время бинокулярного соперничества
. 2007;36(2):288-98. дои: 10.1068/p5494.Сара Хэнкок 1 , Тимоти Дж. Эндрюс
принадлежность
- 1 Факультет психологии Йоркского университета, Хеслингтон, Йорк, Великобритания.
- PMID: 17402669
- DOI: 10.1068/p5494
Сара Хэнкок и др. Восприятие. 2007.
. 2007;36(2):288-98. дои: 10.1068/p5494.Авторы
Сара Хэнкок 1 , Тимоти Дж. Эндрюс
принадлежность
- 1 Факультет психологии Йоркского университета, Хеслингтон, Йорк, Великобритания.
- PMID: 17402669
- DOI: 10. 1068/стр.5494
Абстрактный
Когда несовместимые изображения предъявляются к соответствующим областям каждого глаза, восприятие чередуется между двумя монокулярными изображениями (бинокулярное соперничество). В этом исследовании мы исследовали, как непроизвольное (экзогенное) и произвольное (эндогенное) внимание может влиять на перцептивное доминирование того или иного конкурирующего образа во время соперничества контуров. Испытуемые просматривали два стимула с ортогональной решеткой, предъявляемые обоим глазам. Непроизвольное внимание обращалось на один из решетчатых раздражителей с кратким изменением ориентации. Через короткое время решетка с сигналом была удалена из изображения в одном глазу, а решетка без сигнала была удалена из изображения в другом глазу, что привело к бинокулярному соперничеству. Субъекты обычно сообщали о доминировании решетки с сигналами в период соперничества. Мы обнаружили, что влияние сигнала уменьшалось с интервалом между его началом и началом бинокулярного соперничества, что согласуется с эффектом непроизвольного внимания. Наконец, мы продемонстрировали, что произвольное внимание к решетчатому стимулу может также влиять на продолжающиеся изменения перцептивного доминирования, которые сопровождают более длительные периоды бинокулярного соперничества. необслуживаемая решетка. Эта закономерность аналогична увеличению воспринимаемой контрастности посещаемой решетки. Эти результаты предполагают, что конкуренция во время бинокулярного соперничества может быть примером более общего механизма внимания в зрительной системе.
Похожие статьи
- Межглазная передача сигнала стимула при выборе доминирования в начале бинокулярного соперничества.
Кампхуйзен А.П., ван Везел Р.Дж., ван Ээ Р. Кампхуйзен А.П. и соавт. Видение Рез. 2007 г., апрель; 47 (9): 1142-4. doi: 10.1016/j.visres.2007.01.016. Epub 2007 13 марта. Видение Рез. 2007. PMID: 17360017
- Экзогенное внимание и эндогенное внимание влияют на начальное доминирование в бинокулярном соперничестве.
Чонг СК, Блейк Р. Чонг С.К. и соавт. Видение Рез. 2006 г., май; 46 (11): 1794-803. doi: 10.1016/j.visres.2005.10.031. Epub 2005, 20 декабря. Видение Рез. 2006. PMID: 16368126
- Бинокулярное соперничество из невидимых узоров.
Цзоу Дж., Хэ С., Чжан П. Цзоу Дж. и др. Proc Natl Acad Sci U S A. 2016 Jul 26;113(30):8408-13. doi: 10.1073/pnas.1604816113. Epub 2016 27 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2016. PMID: 27354535 Бесплатная статья ЧВК.
- Перцептивное соперничество между видами животных.
Картер О., ван Суиндерен Б., Леопольд Д.А., Коллин С.П., Майер А. Картер О и др. J Комп Нейрол. 1 декабря 2020 г.; 528(17):3123-3133. doi: 10.1002/cne.24939. Epub, 1 июня 2020 г. J Комп Нейрол. 2020. PMID: 32361986 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Бинокулярный блеск — Обзор.
Вендт Г., Фол Ф. Вендт Г. и соавт. Видение Рез. 2022 Май; 194:108008. doi: 10.1016/j.visres.2022.108008. Epub 2022 16 февраля. Видение Рез. 2022. PMID: 35182893 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Субъективный контроль полистабильного иллюзорного кажущегося движения: возможен ли контроль, когда стимул предоставляет бесчисленные возможности движения?
Аллен А. К., Джейкобс М.Т., Давиденко Н. Аллен А.К. и соавт. Дж. Вис. 2022 1 июня; 22(7):5. дои: 10.1167/jov.22.7.5. Дж. Вис. 2022. PMID: 35708685 Бесплатная статья ЧВК.
- Сигналы внимания в соперничестве: выводы из пупиллометрии.
Аквафредда М., Бинда П., Лунги К. Аквафредда М. и др. eNeuro. 2022 3 июня; 9(3):ENEURO.0497-21.2022. doi: 10.1523/ENEURO.0497-21.2022. Онлайн перед печатью. eNeuro. 2022. PMID: 35667847 Бесплатная статья ЧВК.
- Когда восприятие сильнее физики: сходство восприятия, а не законы физики, управляют восприятием взаимодействующих объектов.
Пастухов А., Косманн Л., Carbon CC. Пастухов А и др. Atten Percept Psychophys. 2022 Январь; 84 (1): 124-137. doi: 10.3758/s13414-021-02383-1. Epub 2021 18 октября. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 34664229 Бесплатная статья ЧВК.
- Перцептивные и когнитивные процессы в дополненной реальности — сравнение бинокулярного и монокулярного представлений.
Демпо А., Кимура Т., Шинохара К. Демпо А и др. Atten Percept Psychophys. 2022 фев;84(2):490-508. doi: 10.3758/s13414-021-02346-6. Epub 2021 23 августа. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 34426931 Бесплатная статья ЧВК.
- Смещение баланса глаз с помощью монокулярного внимания при нормальном зрении.
Вонг С.П., Болдуин А.С., Хесс Р.Ф., Маллен К.Т. Вонг С.П. и др. Дж. Вис. 2021 3 мая; 21(5):4. doi: 10.1167/jov.21.5.4. Дж. Вис. 2021. PMID: 33950157 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- G0000003/MRC_/Совет медицинских исследований/Великобритания
Как природа успокаивает: непроизвольное внимание дает вашему мозгу передышку
Настройте свою погоду
Укажите свое местоположение:
Введите город и штат или почтовый индекс
Ann Arbor News file photo
Активный отдых на свежем воздухе, например сплав на байдарках по реке Гурон, полезен двумя способами: упражнения помогут укрепить ваше тело и экспозиция поможет успокоить ваш разум.
Садовод Эдриенн О’Брайен много лет знает о восстановительных силах природы.
«Когда я работаю на улице, это всегда снимает стресс», — сказал О’Брайен, который работает в Ботаническом саду Маттеи Мичиганского университета и Дендрарии Николса. «Если меня что-то беспокоит, я могу обдумать это».
Ученые Мичиганского университета недавно обнаружили, что помимо отдыха, времяпрепровождение на природе также помогает улучшить память и концентрацию внимания.
Улучшение происходит отчасти потому, что внимание к природе непроизвольно, сказал Марк Берман, ведущий автор исследования.
Ann Arbor News file photo
Занятия на свежем воздухе, такие как игра во фрисби в Дендрарии Николса, полезны в двух отношениях: упражнения помогут укрепить ваше тело, а пребывание на свежем воздухе поможет успокоить ваш разум.
Наслаждение природой позволяет отдохнуть произвольному вниманию — виду, который истощает ум, но необходим для таких вещей, как важные деловые встречи. По словам Бермана, вещи, которые непроизвольно привлекают внимание, например, прогулки на природе или просмотр произведений искусства, дают передышку от такого напряжения.
«Вы не услышите, чтобы люди говорили: «Ну, я действительно устал, глядя на эту великолепную картину или глядя на этот прекрасный водопад», — сказал он.
Для исследования, опубликованного в этом месяце, Берман и его коллеги собрали 38 человек и проверили их прямое внимание, попросив их прочитать заданный список чисел в обратном порядке.
Затем ученые отправили участников на двухмильную прогулку либо по городской среде в центре Анн-Арбора, либо по природной среде ботанических садов и Арба. После прогулок тест повторили. Через неделю участники повторили процедуру, но поменялись местами для прогулок.
Марк Берман
Результаты?
Показатели тестов тех, кто совершал прогулки на природе, улучшились на 20 процентов, в то время как результаты городских пешеходов остались неизменными, сказал Берман. Эффект был одинаковым для тех, кто просматривал фотографии природы, а не городские фотографии.
Интересно, что, по словам Бермана, прирост производительности происходил даже зимой, когда прогулки были не такими комфортными.
«Это интересно, потому что вам не обязательно наслаждаться прогулками (на природе), чтобы они были полезны для вас», — сказал он.
Исследование доказывает, что старое средство релаксации — просмотр телевизора — может совсем не расслаблять умственно, потому что требует произвольного внимания, сказал Берман.
«Как и городская среда, телевидение предназначено для того, чтобы привлекать ваше внимание и не отпускать его», — сказал Берман. «Вместо того, чтобы пытаться выжать еще один час на работе, может быть, лучше выйти на улицу».
Люди должны наслаждаться природой, не беспокоясь об ограниченности времени. «Природа не будет очень восстанавливающей, если вы очень спешите на встречу», — сказал Берман.
Успокаивающий эффект природы, если наслаждаться ею должным образом, — это то, что любители природы всегда понимали, — сказал О’Брайен.