Внутренняя и внешняя мотивация — Психологос
Фильм «Дэн Пинк»
При решении простых задач эффективнее внешняя мотивация, для решения сложных, творческих задач — более эффективна мотивация внутренняя.
скачать видео
Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами.
Грозовая туча на горизонте очень мотивирует быстро бежать из леса домой. Пообещали людям премию — они стали шевелиться быстрее. Написали сотрудникам правила, назначили штрафы — сотрудники хочешь-не хочешь стали ориентироваться на правила. Внезапно появившийся из подворотни человек направил на вас пистолет и потребовал у вас кошелек — вы отдадите кошелек без больших колебаний.
Внутренняя мотивация — мотивация, которую человек носит в себе независимо от внешнего окружения.
Внутренне мотивированное поведение — поведение, происходящее в отсутствие какого-либо явного внешнего вознаграждения. Или — когда непонятно, какие внешние побуждения и подкрепления руководят человеком. Как разные психологи объясняют этот феномен, см. Внутренняя мотивация в психологии
Внутренняя мотивация связана не с внешними обстоятельствами, не со стимулами и подкреплениями, а, в первую очередь, с самим содержанием деятельности.
Маленький ребенок все время что-то пробует, все исследует — и, похоже, что это определяется не столько окружающими его стимулами, а идет из него самого.
Взрослый: «Я работаю не за зарплату, я люблю свое дело. Здесь у меня есть все, чтобы быть счастливым, и мое вознаграждение — моя активность сама по себе!»
При этом неверно думать, что внутренняя мотивация рождается только внутри человека и не может быть создана извне: еще как может! Император Японии Хирохито, капитулировав во второй мировой войне, дал своим генералам задание: «Оставьте армию, создайте промышленность Японии!» — и это стало настоящим делом жизни его генералов, а в результате — истоком японского экономического чуда. Маленького Паганини заставляли по 6-8 часов ежедневно играть на скрипке: заставляли, однако в результате родился великий скрипач Николо Паганини.
Сравнительная эффективность
При решении простых задач, где нужно только не отвлекаться, — нужно просто работать и работать — более эффективна внешняя мотивация.
Платите больше денег — будут лучше результаты.
При решении сложных, творческих задач внешняя мотивация не только менее эффективна, но дает прямо противоположный, негативный эффект.
Больше платишь — меньше результаты.
Вознаграждая людей за то, что они сделали бы и без всякого вознаграждения, мы подрываем их внутреннюю мотивацию. отказавшись от вознаграждений и угроз и предоставляя людям возможность находить внутренние мотивы для совершения добрых дел, можно добиться того, что они начнут совершать их по собственной инициативе и будут получать от этого удовольствие.
Спорные вопросы
Если человек захотел в туалет, это его внешняя или внутренняя мотивация? Вроде бы внутренняя, но на самом деле его заставляет туда идти мочевой пузырь. Если человек считает, что его тело — это он, то ДА, это внутренняя мотивация. А если для человек не отождествляет со своим телом, считает себя чем-то не сводимым к телу и учится жить по законам духа (или хотя бы по принятым у людей правилам), а не тем, что диктует ему его тело — тогда давление мочевого пузыря для него внешнее давление. И если он побежал в туалет — его гонит внешняя мотивация!
Женщина заботится о муже — потому что любит (внутренняя мотивация) или потому что без мужа кисло, а другого ей уже не найти? — Тогда вроде это уже внешняя мотивация…
Для развитого человека, для человека в позиции Автора, любая мотивация — хоть внешняя, хоть внутренняя — задает только фон его жизни. Если вы подчиняетесь этому фону, если это не фон, а причина вашего поведения — вы в позиции Жертвы. «Есть мотивация — я действую. Кончилась мотивация — что я могу поделать?». Если же вы используете мотивацию как парус и можете свою мотивацию в нужный момент создавать себе самостоятельно (по принципу «Захоти захотеть!»), вы — Автор своей жизни.
www.psychologos.ru
42. Внутренняя и внешняя мотивация
Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.
Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:
внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;
если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
Рассмотрим наиболее популярную концепцию мотивации, автором которой является Абрахам Маслоу.
А. Маслоу определил мотивацию как внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сгенерировал основные идеи, которые, по его мнению, определяют человеческое поведение.
1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него появляются другие.
2. Удовлетворенные потребности теряют мотивирующую силу.
3. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию.
4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.
Маслоу открыл закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека актуализируется более высокая потребность (Карл Маркс называл это законом возвышающихся потребностей). Поэтому неудовольствию, жалобам может не быть конца. Если не удовлетворяются потребности более низкого уровня, в большинстве случаев человек не может полноценно удовлетворять потребности более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней (ступеней). При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой.
43. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Функции внимания:
активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
определяет точность и детализацию восприятия,
определяет прочность, и избирательность памяти,
определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Основные виды внимания:
природное и социально обусловленное внимание,
непосредственное и опосредствованное внимание,
непроизвольное и произвольное внимание,
чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).
Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,
Чувственное
Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
44. Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
studfiles.net
Внешние и внутренние мотивы деятельности — Мегаобучалка
Мотивация – это делать труд радостным.
(Вернер Зигерт, Лючия Ланг)
Принято считать, что потребности лежат в основе мотивов поведения и деятельности человека, они как причины определяют следствие. В научных работах порой трудно найти различия в определении потребностей и мотивов, по сути, они образуются друг из друга и составляют единое целое. Потребность перерастает в мотив, мотив становится потребностью. Поэтому чаще говорят о потребностно-мотивационной детерминации деятельности. Индивид живет и развивается в коллективном потребностно-мотивационном поле, которое формируется личными и коллективными, сознательными и бессознательными проявлениями. Мотивация детерминирована не только системой потребностей индивида, но и многочисленными ситуационными факторами.
В психологии под мотивами понимают внутренние факторы, которые побуждают человека к деятельности. Отмечается, что в роли мотивов могут выступать потребности, привычки, интересы, влечения, традиции, ценности, нравственные нормы, эмоции, установки, идеалы, стереотипы, события, факты, любые энергоинформационные сигналы из внешнего или внутреннего мира индивида (33, 102).
Любая деятельность имеет направленность, которую можно разделить на три вектора: направленность на цель, направленность на процесс, направленность на цель и процесс в различных соотношениях. В теориях мотивации учитывают и рассматривают в основном три параметра активности поведения и деятельности: инициация – кем, чем, как, когда, что побуждает человека к активности; интенсивность – сила мотиваторов; направление – куда движется мотивированный человек. Исходя из источников, выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию, которые, действуя разрозненно или в совокупности, могут быть постоянными или ситуационными. При внешней мотивации детерминирующие факторы находятся вне эго личности или вне ее поведения. Внутренняя же мотивация – это когда инициирующие факторы проистекают изнутри личности и находятся внутри поведения (137. С. 118). По мнению В.И.Чиркова, как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения, можно говорить о внутренней мотивации или самомотивации. И, соответственно, когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой, тогда говорят о внешней мотивации.
Для обоснования поведения и деятельности мотивированной социальной личности создано множество теорий мотивации: теория компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальной активности и стимуляции, теория личностной потребности, теория самодетерминации, процессуальные и содержательные теории мотивации и другие.
Жизненный путь человека определяется не только сформированной социальной и личностной мотивацией, но и заложенной в генах программой развития. Она может существенно видоизменяться в зависимости от сложившейся внешней мотивации и качеств социальной личности. Подвнешней мотивацией будем понимать энергоинформационные воздействия, которые исходят как из социума во всем его многообразии, так и от самой социальной личности. Внутреннюю мотивацию мы связываем с силами (энергиями и информацией), исходящими от генома и индивидуального сознания (Высшего Я). Внешняя и внутренняя мотивация в совокупности образуют единую систему полимотивации.
Внешняя, или социальная мотивация формируется культурой общества посредством семейного, дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского воспитания, обучения и переобучения, в разнообразных практиках и видах человеческой деятельности, закрепляется в виде программ поведения.Для формирования внешней мотивации необходимы социальные институты и технологии. Психологическую основу социальных технологий мотивации составляют установки, основанные на принципах поощрения и наказания путём создания соответствующих условий. Поощряя или наказывая можно создать любую установку, любой стереотип поведения не только у животных, но и у человека. Правильно организованный стимул (установка) с последующим подкреплением увеличивает вероятность определенной реакции и требуемого поведения. Стимулы могут быть как позитивные – поощрение (пряник), так и негативные – наказание (кнут). Деньги, пища, сексуальные, материальные вознаграждения также относятся к основным позитивным подкреплениям. Боль, страх, голод и их производные составляют базу негативных подкреплений. Создание мотива базируется на том, что человек в чем-то должен испытывать нужду, естественную или сформированную потребность и чтобы их удовлетворить, он готов принять любые формы деятельности. У человека мощным стимулом подкрепления и выработки установки является слово, правильное употребление которого может стать мощнейшим инструментом позитивно-негативного характера. Слово воздействует и на психику другого человека, и на самого говорящего, и на окружающую обстановку.
Базовыми мотивами служат обещанная и актуализированная власть, слава, престиж, известность, популярность, значимость (пряник) или их противоположности: отсутствие власти, славы, престижа, популярности, унижение, забвение, изгнание, отторжение или лишение человека уже завоеванных или обещанных позиций (кнут).
Эмоциональный и ментальный фон (или отсутствие оного) в сочетании со стимулами составляют базу полимотивации во время обучения и научения какой-либо деятельности. Ввод человека в мотивационное поле семьи, группы, организации, партии, школы, системы через принятие им идеи, парадигмы, веры, эгрегора, культуры завершает социализацию индивида. При умелом сочетании моральных, нравственных, психологических, физиологических и физических стимулов (дать-отнять, поощрить-наказать), раскачивая маятник мотивации, можно развернуть поведение человека в любом направлении. Манипулируя раздражителями и стимулами, можно сформировать человека с любыми потребностями и мотивами, любым набором схем поведения. Играя на человеческих слабостях, укрепляя страсти и развивая их, совершенствуя стимулы-мотивы, можно добиться полной власти над социальной личностью, когда она делается слугой внешнего мира или определённой системы. При этом у человека вырабатывается догматический стиль мышления или «туннель объективной реальности» и соответствующее тому поведение, что указывает на замотивированность субъекта.
Любой человек, вступая в общение с другим человеком, инициируя и мотивируя его поступки и действия, равным образом этим мотивирует и самого себя, хотя сам этого может не осознавать. Хорошие слова и пожелания в чей-то адрес (как и дурные) – это также непроизвольная мотивация самого себя.
Совсем нелегко ответить на вопрос, какая потребность или какой мотив ведут нас в данный момент времени, какой из них является истинным или ложным. В психологии отмечают два наиболее важных типа мотивации – мотивы успеха и мотивы боязни неудачи. Под успехом каждый индивид подразумевает прежде всего, собственную выгоду, что может привести как к позитивным, так и негативным конечным результатам. Многие видят в мотивации метод и способ наиболее эффективного руководства поведением и деятельностью человека, что превращает его в инструмент чьей-то воли. Технологии управления человеком и его ресурсами прямо связаны с выработкой механизмов мотивации, где мотив и стимул служат ключом к управлению психикой человека.
Система полипотребностей и полимотивации составляет энергоинформационное поле, которое воздействует и направляет деятельность человека на достижение какой-либо цели в системе ценностей. Цель как таковая может быть осознанной или неосознанной, в последнем случае жизнь протекает механически. Осознание целей, потребностей и мотивов характеризует человека как высокоразвитое существо. Неповторимость индивида означает неповторимость его целей, потребностей и мотивов жизнедеятельности.
megaobuchalka.ru
Что такое внутренняя и внешняя мотивация?
Внутренняя и внешняя мотивация — понятия схожие, но не идентичные. Мотивация в психологии трактуется как неотъемлемая составляющая деятельности. Термин имеет латинское происхождение и переводится как нечто, побуждающее идти вперед. Благодаря внутренней мотивации у человека есть желание воплощать задуманные идеи. Мотивационные факторы помогают достигать поставленных целей. Психология дает возможность понять принципы внешних и внутренних мотиваций. Данные термины также можно встретить в педагогике, социологии. Внутреннюю мотивацию следует отличать от внешней: она, как правило, подкреплена сильным желанием действовать.
Для чего нужна мотивация?
Факторы мотивации являются физиологией человека, они управляют его поведением и подразделяются на определенные виды. Данная физиологическая черта позволяет реализовывать задуманные планы через определенную деятельность. Если у человека есть четко поставленные задачи, значит, он является активным, организованным. Внешняя положительная мотивация заставляет человека трудиться, идти к поставленной цели и при этом проявлять напористость. Если рассматривать внешнюю мотивацию, то она может предопределять положение человека в обществе.
Если у индивида есть мотивы, которые заставляют продвигаться вперед, значит, есть желание что-то менять в жизни, добиваться положительного результата в том или ином деле. Мотив — смысл деятельности, он является одним из видов переживаний личности. Данные переживания вызывают разные эмоции: положительные, отрицательные. Первые возникают тогда, когда человек достигает поставленных целей, вторые — в случае неудач. Формирование внешней мотивации зависит от потребностей и нужд. Типичный пример: если человек голоден, у него появляется цель — купить продукты.
Подробнее о внешней и внутренней мотивации
Данная физиологическая особенность подразделяется на определенные виды. Внутреннюю мотивацию можно назвать ключевой. Если она есть, деятельность не связана с какими-либо внешними обстоятельствами. Побуждение действовать возникает на основании собственных мыслей и эмоций. Внешняя мотивация возникает в том случае, если к действию подталкивают внешние обстоятельства. Если человек не заинтересован в объекте внешней мотивации, он будет действовать, не имея желания (как говорят в народе, через не хочу).
Природа внутренней — удовлетворение моральных потребностей. Если у человека имеются внутренние мотивы к действию, и он достигает определенного результата, данный успех воспринимается как вознаграждение. Индивид концентрирует внимание на том, чтобы как можно скорее прийти к поставленной цели, он старается избежать каких-либо ошибок. Задачи выполняются качественно, но человек не желает перенапрягаться и идти наперекор себе.
Для усиления факторов внутренней мотивации нужно получать удовольствие от продвижения к поставленной цели. Рекомендуется выбирать работу по душе, трудовая деятельность должна приносить моральное удовлетворение. Внутренними мотивами часто движет эмоциональное состояние. Если человека ничто не тревожит в обыденной жизни, он добросовестно с легкостью выполняет свою работу. Особенность внешнего мотива заключается в том, что он имеет цель — получить моральное или материальное вознаграждение. Внешняя мотивация не настолько сильна, как внутренняя.
В данном случае индивид не имеет тяги совершать то или иное действие. Если отсутствует интерес, значит, снижено качество работы. Человек может часто отвлекаться. Желательно, чтобы внешнее и внутреннее гармонировали друг с другом, таким образом, будет проще добиваться успеха.
Внешняя мотивация изменчива, она зависит от условий, в которых проживает индивид, также его жизненных целей. Внутренняя в большей степени зависит от чувств. Благодаря положительной динамике мышления человек быстро находит выход из запутанной ситуации.
Разновидности мотивации
- Есть разные виды мотивации. Устойчивая подкреплена сильными мотивами, она часто зависит от внешних обстоятельств. Человек твердо осознает цель и уверенно к ней продвигается, при этом он не видит преград на своем пути. Индивид может находиться в творческом состоянии.
- Неустойчивая имеет место, если внутренние побуждения отсутствуют, но постоянно появляется подпитка извне.
- Положительная предполагает использование стимулов, влияющих на мироощущение. Например, мама обещает купить ребенку игрушку, если он будет хорошо себя вести.
- Отрицательная порой вызывает тревогу, панику. Она может предполагать штраф в денежном виде за невыполнение определенных обязательств.
Внешняя и внутренняя мотивация персонала нужны для того чтобы в коллективе царило процветание. Внедрением системы занимаются специалисты, имеющие психологическое образование. Чтобы установить систему мотиваций, нужно знать подход к сотруднику, важно учитывать его личные качества. Поставленная цель должна стать побудительной силой. Если у сотрудника есть внешнее стимулирование, он будет качественно выполнять работу. Начальству нужно добиться заинтересованности со стороны подчиненных.
Стимул в коллективе
Материальная мотивация всегда положительная. Сотрудники поощряются премиями, если качественно выполняют свою работу. Этот метод дает хорошие результаты, если применять его по отношению к определенной группе лиц. Нематериальный стимул не предполагает денежное вознаграждение, он может применяться для всех сотрудников. Системы поощрения всегда идут на пользу. Если человек знает, что не зря тратит свое время, значит, он уже настроен положительно. Премии, системы поощрения поднимают самооценку, внушают уверенность в себе. Нематериальное поощрение — это также создание хороших условий труда, лояльное отношение администрации, работа по гибкому графику.
Если мотивационным объектом является продвижение по карьерной лестнице, человек осознает, что трудится не зря. Он имеет определенную цель, которая побуждает работать лучше и добавиться высот. Если положительный стимул постепенно улучшает благосостояние, появляется моральное удовлетворение. Под мотивацией необходимо понимать и баланс между работой и личной жизнью. Некоторые люди тяжело трудятся и у них нет времени на близких и друзей. Если наблюдается сильная тяга к общению, а плотный рабочий график не позволяет выбираться на отдых, у человека нарушается эмоциональный фон. Подавленность и уныние сказываются на работоспособности.
Не следует работать на износ, нужно выделять время для отдыха. Руководство должно понимать, что в жизни каждого сотрудника могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Чтобы персонал хорошо работал, надо находить стимулы. Можно предоставлять 1 оплачиваемый выходной день в месяц или внедрить систему, при которой человек после выполнения определенного плана отправляется домой. Для пожилых можно сократить рабочий день.
Хорошей системой мотивации будет предоставление возможности работы на дому (если предполагает должность). Личностный рост — один из лучших стимулов. Необходимо создать условия, которые помогут сотрудникам совершенствовать знания и продвигаться по карьерной лестнице.
Подробнее о нематериальных стимулах
Нематериальные стимулы имеют много преимуществ. Они мотивируют сотрудника качественно выполнять работу, данные стимулы положительно воздействуют на общий эмоциональный фон. Они не требуют затрат от работодателя, что тоже является плюсом. Нематериальные методы стимулирования можно грамотно комбинировать, даже если отсутствуют материальные.
Рекомендуется поощрять сотрудников за их труд, не обязательно деньгами. Директор может вручать грамоты, дипломы, почетные звания, например, «лучший сотрудник года». За определенное достижение, которое поддержало имидж организации, целесообразно вручить грамоту. Можно пригласить сотрудника на семинар, назначить его лектором, наставником для новичка.
Под мотивациями не следует понимать исключительно денежное вознаграждение. Нематериальными факторами можно поощрять любого сотрудника: от главного бухгалтера до секретаря. Необходимо поддерживать в организации благоприятный психологический климат, таким образом, между сотрудниками не будет конфликтов. Персонал должен чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Каждый сотрудник должен осознавать, что является частью команды, которая трудится во благо себе и организации.
mypsihologiya.ru
Внутренняя и внешняя мотивация 2019
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя и внешняя мотивация — это два типа мотивации. На эти два типа могут влиять два других мотива, а именно положительная и отрицательная мотивация.
Во всех видах мотивации желание, мотив и результат человека являются общими знаменателями.
Как следует из их названий, внутренняя мотивация и внешняя мотивация относятся к происхождению мотивации. В своей внутренней мотивации мотивация существует внутри человека, тогда как «внешняя» относится к внешней или внешней мотивации. В некотором смысле, оба типа применяют теорию поощрения или вознаграждения за разум.
Эти два типа мотивации применимы ко многим отраслям и всем людям. Внутренняя или внешняя мотивация может позволить реагент, интерес фокус, направление, постоянные действия и ожидаемый результат от человека.
Иногда и внутренняя, и внешняя мотивация может существовать независимо или в сочетании друг с другом в любой человеческой деятельности. Они могут также перекрываться в зависимости от обстоятельств.
Внутренняя мотивация — это добровольная мотивация. Это часто вызвано следующими факторами: интерес, наслаждение и удовольствие, личное достижение и удовлетворение, гордость, внутренняя награда, развитые навыки и компетентность, основные убеждения, внутренние потребности и другие внутренние награды. Этот тип мотивации имеет элементы автономии, личных целей и стремления.
Во многих ситуациях внутренняя мотивация гораздо более предпочтительна, потому что она добровольна, не нуждается в силе и создает больше импульса у человека. Кроме того, люди с внутренней мотивацией более кооперативны, менее конкурентоспособны с другими людьми, и они сохраняют свою заинтересованность в предмете в течение длительного периода времени.
Часто внутренняя мотивация формируется, когда удовлетворяются все основные потребности человека. Поскольку внутренняя мотивация индивидуальна, существует множество вариантов.
С точки зрения вознаграждения, неосязаемые награды наступают первыми, в то время как ощутимые награды следуют. В этой ситуации нематериальные вознаграждения важны, чем материальные. Материальные награды рассматриваются как дополнительный стимул, но не основной.
С другой стороны, внешняя мотивация противопо
ru.esdifferent.com
➤ Внутренняя и внешняя мотивация: как применять на практике
В статье расскажем о внутренней и внешней мотивации. Узнайте, как работает каждый вид мотивации. Эксперты расскажут, как знание ведущего мотива поможет управлять сотрудниками.
Из статьи вы узнаете:
★ Мотивация персонала
Тест измерения мотивации достижения от экспертов «Системы Кадры»
Женский вариант
Мужской вариант
Что такое внутренняя и внешняя мотивация
Существует несколько классификаций типов мотивации: материальная-нематериальная, положительная-отрицательная, индивидуальная-групповая.
Внешняя мотивация — не связана с содержанием деятельности, а вызвана какими-то внешними обстоятельствами.
Пример внешней мотивации
Строителям выдадут премию в случае досрочного завершения работ. Строители работают с энтузиазмом не потому, что им нравится сама работа, их привлекает премия. |
Внутренняя мотивация —связана с содержанием деятельности, а не вызвана внешними обстоятельствами.
Пример внутренней мотивации
Столяр-краснодеревщик доводит до совершенства свои изделия. Он увлечен делом не потому, что получит больше денег, ему нравится сам процесс. |
Эксперты в сфере управления персоналом заметили, что при решении несложных задач, когда важнее всего внимательность и способность долго выполнять однотипные действия, эффективнее работает внешняя мотивация. Больше платишь — лучше результат.
При выполнении сложных, креативных заданий внешняя мотивация перестает работать и может дать противоположный, отрицательный эффект. Платишь больше — результат хуже.
Как поддержать в сотрудниках мотивацию к монотонной работе. Об этом расскажут, эксперты журнала «Кадровое дело».
Как работает внешняя мотивация: 4 главных мотива
Мотивы, у которых стимулы лежат вне самой деятельности, называются внешними. Примеры внешних мотивов — деньги, карьера, статус, власть, признание.
Работник выполняет свои трудовые обязанности, чтобы удовлетворить основные потребности. От потребностей зависит характер внешней мотивации и способ управления ею.
У разных сотрудников — разные потребности. Выявить ведущую потребность вам поможет специальный тест «Что вами движет». Он разработан на основе теории мотивации американского психолога Дэвида Макклелланда.
Определив ведущую потребность сотрудника, вы поймете основной внешний мотив, который им движет. Рассмотрим основные виды внешних мотивов и расскажем, как управлять сотрудниками с тем или иным ведущим мотивом.
№1. Мотив власти
Сотрудник, у которого эта потребность ведущая, стремится контролировать работу команды, влиять на других людей. Он всегда готов отстаивать свою точку зрения, не боится конкуренции. Главная цель такого работника — благо компании. Такой специалист грамотно руководит командой и достигает цели, контролируя ее действия.
Как управлять: Сотрудник с ведущей потребностью во власти хочет, чтобы его статус признавали и отмечали, что он эффективный лидер, который помогает компании достигать целей и решать стратегические задачи. На руководящие посты следует отбирать людей с ведущим мотивом власти. У таких сотрудников высокий уровень самоконтроля.
Эксперт журнала «Директор по персоналу» советует — настоящий руководитель всегда соблюдает баланс власти. Узнайте, как это сделать.
№2. Мотив достижения
Сотрудник с этим ведущим мотивом хочет, чтобы ему ставили сложные задачи, стремится приложить максимум усилий для их решения. Такой сотрудник эффективен, если работа дает ему возможность проявлять выдумку, использовать свои знания и приобретать новые. Он не боится рисковать, чтобы достичь цели.
Как управлять: Организуйте конкурсы и соревнования, с наградой для победителя. Сотрудников с мотивом достижения полезно включать в состав проектных групп, решающих особо важные задачи.
Светлана Белодед, руководитель департамента по работе с персоналом компании QBF Мы поощряем отличившихся продавцов так — вручаем им памятную статуэтку или кубок за лучшие продажи. В некоторых компаниях вывешивают стенды с фотографиями сотрудников, которые перевыполнили KPI. В одной рекрутинговой компании каждую успешную сделку знаменуют ударом в колокол. |
Используйте полезную таблицу от экспертов «Системы кадры». Она поможет определить цели, которые можно достичь с помощью конкурсов.
№3. Мотив причастности
Сотрудник с ведущим мотивом причастности стремится быть частью команды, контактировать с людьми, налаживать дружеские отношения. Он работает с отдачей, если задачи, которые стоят перед ним, подразумевают общение.
Как управлять: Главное поощрение для сотрудника с ведущим мотивом причастности — внимание и одобрение коллег и вышестоящего руководства. Если сотрудник трудится в одиночестве, то он не показывает высоких результатов. Сотрудников с мотивом причастности полезно ставить на должности, требующие контакта с большим количеством людей.
Полезные тесты по оценке команды от «Системы Кадров»
Краткий тест оценки потенциала команды
Тест Вудкока. Оценка эффективности команды
Диагностика психолого-педагогической характеристики команды
Тест для диагностики уровня развития малой команды
№4. Мотив материального вознаграждения
Сотрудники с этим движущим мотивом занимаются делом только для того, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания.
Как управлять: поймите, что именно мотивирует разные группы вашего персонала — поощрение или наказание. Давите на этот мотив. Любители поощрений добьются нужных вам результатов ради бонуса или повышения. А работники, которые избегают наказаний буду стараться не заработать штраф и не получить приказ об увольнении.
Как работает внутренняя мотивация
Внутренние мотивы находятся не во внешних обстоятельствах, а внутри самого человека. Примеры внутренних мотивов — самоутверждение, убежденность, личностный рост, любопытство и игра.
Для сотрудников с высокой внутренней мотивацией работа — продолжение жизни, она должна морально удовлетворять их, сотруднику нужно ощущать необходимость и пользу свой работы, видеть результаты труда. Рассмотрим основные виды внутренних мотивов и расскажем, как управлять сотрудниками с тем или иным ведущим мотивом.
№1. Мотив игры
Люди, которых вдохновляет работа, продуктивнее тех, которые от нее устали. В основе этого мотива – любопытство и склонность к экспериментам. Даже взрослые руководители любят играть. Вопрос в том, какие игры вы предлагаете и какой от них результат.
Как управлять: включайте элемент игры в работу.
Пример
В сети автосервисов устроили соревнование для клиент-менеджеров с помощью рейтинга. Интерес к нему быстро иссяк. Тогда HR-директор предложил ввести тотализатор: каждый работник мог поставить символическую сумму на какого-либо менеджера по работе с клиентами. Если менеджер побеждал, то тот, кто на него ставил, получал всю собранную сумму (либо делил с теми, кто поставил на того же менеджера). Идея пошла на ура. Все делали ставки, а еще — тормошили и контролировали «своих» менеджеров: «Хватит курить, иди работай с клиентами! |
Как серьезную задачу превратить в игру и внедрить в работу методы геймификации, рассказывает эксперт журнала «Директор по персоналу». В статье много примеров, кейсов и ценных советов от HR-ов ведущих российский компаний.
№2. Мотив цели
Сотрудник работает продуктивнее, когда результаты деятельности совпадают с его личными убеждениями. При этом рабочий процесс может ему и не нравиться. Главное — работник стремится к такому же результату, что и компания.
Как управлять: грамотно ставьте цели. Они должны быть большими, значимыми, эмоциональными и логичными.
Валентин Тимаков, заместитель генерального директора по персоналу компании IBM (Россия и СНГ)
Ставьте перед сотрудниками значимые цели. Это развивает лучше, чем тренинг!
№3. Мотив потенциала
Для сотрудника с этим ведущим мотивом главное — самосовершенствование, профессиональны рост и реализация своего потенциала.
Как управлять: предложите сотруднику сложную задачу и возможность взять за нее ответственность. Предоставьте ему возможность повысить квалификацию и получить новые навыки. Замечено, что из таких сотрудников получаются хорошие наставники. Лучший способ совершенствовать навыки — обучить им других.
Елена Беликова, директор по персоналу компании RED Мы сформировали программу, по которой специалисты обучают новичков. Наставников выбираем из опытных продавцов, у которых есть все необходимые компетенции. В конце курса новые работники сдают экзамен. Если подопечный выдерживает его хорошо, выплачиваем наставнику премию. Если же уровень новичка значительно вырастает после обучения, повышаем наставника до администратора смены. |
Вывод
Внешняя мотивация не связана с содержанием работы, а обусловлена внешними факторами — материальное поощрение, власть, достижение, причастность. Внутренняя мотивация связана с самим содержанием работы и поддерживается внутренними факторами — реализация потенциала, самоутверждение, любопытство и игра. Сохранение баланса между внутренней и внешней мотивацией — залог эффективной работы персонала.
www.hr-director.ru
факторы положительного и отрицательного мотивирования
Содержание статьи
Мотивация – это важная составляющая любой деятельности индивидуума. С латинского этот термин, встречающийся во многих научных сферах, переводится, как «то, что двигает вперед». Правильная внутренняя и внешняя мотивация позволяет человеку в полной мере реализовать свои природные способности и достичь поставленных целей.
Особенности
В настоящее время изучением глубинной сути мотивации занимаются психологи, социологи и педагоги. Но, несмотря на это единого определения самого понятия до сих пор нет. В психологии мотивация определяется, как физиологический процесс, который управляет поведением человека и обуславливает его реакции в определенной жизненной ситуации. Можно использовать и другие определения для этого понятия, а именно:
- Побуждение человека к определенному действию.
- Способность индивидуума удовлетворять собственные потребности при помощи какой-либо деятельности.
Из этого следует, что если человек мотивирован, то он активен, организован, отличается целенаправленностью и устойчивостью характера. Многие ученые, которые занимаются изучением влияния мотивации на успешность человека в обществе, связывают ее с наличием мотивов.
Мотив можно условно считать смыслом деятельности, но при этом нельзя данное понятие путать с целью или потребностью. Мотив выражается в форме специфических переживаний человека, которые вызывают положительные или отрицательные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью положением дел. К примеру, если голод – это потребность, то целью можно считать еду. Мотивом в данном случае является желание поесть. В реальном мире, для того, чтобы осознать мотивы иногда требуется большое внутреннее напряжение.
Внутренняя и внешняя мотивация
В зависимости от источника побуждения к действию выделяются следующие виды мотивации:
- Внутреннюю или интринсивную. В этом случае нет связей между активной деятельностью человека и какими-либо внешними обстоятельствами. Мотивом к тому или иному действию являются мысли, эмоции и чувства.
- Внешнюю или экстринсивную. Она возникает, когда к определенным действиям человека подталкивают внешние обстоятельства. Если их исключить, то активность может снизиться до нуля.
Внутренняя мотивация всегда связана с удовольствием. В этом случае для человека сам результат уже является вознаграждением. При наличии данного вида мотивации индивид:
- Легко поддерживает высокий уровень концентрации при выполнении поставленной задачи, что исключает риски случайных ошибок.
- Выполняет поставленные задачи максимально четко и качественно, без лишнего изматывающего перенапряжения.
Чтобы повысить внутреннюю мотивацию человек должен убедить себя, что ему нравится выполнять работу, которую ему поручили. Другими словами необходимо превратить работу в хобби. Особенностью интринсивной мотивации является то, что она может в определенной степени зависеть от эмоционального состояния человека. К примеру, человек может получать удовольствие от работы, только тогда, если у него благополучно обстоят дела в личной жизни.
Именно в этом случае удержать человека от неправильных действий должна внешняя мотивация, которая часто связана с материальным или моральным вознаграждением. Данный вид побуждения к действию менее эффективен. Под воздействием внешних побуждающих факторов у человека:
- Могут возникнуть сложности с концентрацией внимания, что приведет к замедленности действий.
- Не возникнет искреннего интереса к задаче, что значительно может снизить качество результата.
Оптимально, когда внутренние и внешние факторы мотивации находятся в равновесии. Именно в таком случае вероятность стать успешным человеком увеличивается в разы. Более изменчивой является внешняя мотивация, что связано изменениями условий окружающего мира. При постоянной внутренней мотивации человеку не свойственно отчаяние, поэтому он всегда находит выходы из самых сложных жизненных ситуаций.
Классификация мотивации по другим факторам
В зависимости от других факторов могут выделяться другие виды мотиваций. Так по своему постоянству они могут классифицироваться на:
- Устойчивые, которые отличаются максимальным подкреплением какого-то внешнего влияния или внутреннего убеждения. В этом случае не требуется создавать дополнительные мотивы, чтобы человек успешно продвигался к цели. Такие мотивации способны творить чудеса, так поддерживают человека в творческом состоянии длительное время.
- Неустойчивые, требующие обязательной внешней подпитки для того, чтобы обеспечить продвижение индивидуума вперед.
Кроме того мотивации классифицируются по своему воздействию:
- Положительная предполагает использование исключительно позитивных стимулов. Например, ребенку родители обещают купить какую-то вещь за то, что он успешно закончит учебный год.
- Отрицательная основывается на понимании того, чего не нужно делать. К примеру, студентам необходимо посещать лекции, чтобы их не отчислили. К данному виду также относятся материальные штрафные санкции за невыполненную работу.
Мотивация персонала
Для успешной работы любого коллектива необходима грамотная внешняя и внутренняя мотивация персонала. Как правило, этим вопросом занимаются опытные кадровики, имеющие психологическое образование. Для установки правильной мотивации всегда требуется индивидуальный подход. Нужно понять, что для конкретного сотрудника является мотивом и побудительной силой к качественному выполнению работ. Безусловно, важно пробудить внутреннюю заинтересованность, но, тем не менее, наиболее эффективной считается внешняя положительная мотивация (ВПМ) персонала.
Внешняя мотивация персонала разделяется на виды с точки зрения получения благ:
- Материальная предполагает получение материального вознаграждения, к примеру, в виде денежных средств. Такой способ считается эффективным только применительно поощрения отдельного сотрудника, небольшого коллектива, работающего по конкретной теме или группы людей, занимающихся работами узкой направленности.
- Нематериальная предусматривает получение персоналом эмоциональной выгоды. Такой способ эффективно работает при применении для всего коллектива. С его помощью можно поднять самооценку сразу всех сотрудников и внушить им уверенность в себе. Это тот случай, когда человек начинает считать рабочий коллектив своей семьей.
Нематериальная мотивация персонала требует профессионального подхода. Ее условно разделяют на:
- Трудовую. Для этого персоналу создаются комфортные условия труда, а также предоставляется возможность работать по гибкому графику и получать отгулы при необходимости.
- Статусную. В этом случае качественная работа должна стать гарантией продвижения по служебной лестнице, что само собой влечет улучшение благосостояния.
Мотивация персонала разделяется по используемым способам. Она бывает:
- Нормативной, когда по отношению к конкретному сотруднику применяются психологические способы воздействия, побуждающие к качественному выполнению поставленных задач. Чаще всего, проводятся убеждающие информативные беседы.
- Принудительной, такой способ предусматривает применение власти, которую имеют руководители. Данный метод мотивации допустим только в том случае, если сотрудник не выполняет надлежащим образом свою работу.
Практические советы
Следует понимать, что для каждого работающего человека основным мотивирующим фактором является грамотный баланс между работой и личной жизнью. При его нарушении наблюдается жизненный дискомфорт, и это в целом отрицательно влияет на человека, а, значит, не позволяет ему качественно выполнять свою работу.
Для того чтобы правильно определять мотивации для персонала, нужно учитывать жизненно-важные потребности сотрудников. Основные из них следующие:
- Поддержание в хорошем состоянии собственного здоровья, что, безусловно, не позволяет сделать работа на износ.
- Наличие свободного времени для того, чтобы уделять внимание своим близким.
- Получение возможности при необходимости решать личные проблемы.
- Понимание руководства при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Для того чтобы мотивировать персонал к качественной работе можно воспользоваться следующими примерами:
- Предоставлять один или два оплачиваемых дополнительных выходных дня в месяц. В этот день человек сможет решить какие-либо личные проблемы, и во время выполнения поставленных задач не будет отвлекаться на них.
- Установить сокращенный рабочий день для определенных категорий сотрудников. К примеру, в этом часто нуждаются ценные специалисты в пожилом возрасте.
- По возможности разрешить удаленную работу сотрудников по объективным причинам.
- Организовать правильный рабочий режим, предусмотрев питание и профилактические перерывы на отдых.
Эффективной мотивацией является поддержка личностного роста сотрудников. Нужно создавать все условия для тех, кто стремиться продвигаться по карьерной лестнице. Для повышения квалификации сотрудников необходимо проводить в рабочее время тренинги, коучинги, семинары.
Сильнейшей мотивацией является признание успехов. Не следует считать доску почета пережитком прошлого. Она является очень действенной нематериальной положительной мотивацией. Кроме этого на общих собраниях руководителям не следует забывать перечислять отличившихся сотрудников. В благополучном успешном коллективе обязательно должны создаваться традиции. Для этого нужно проводить корпоративные мероприятия, но главное, чтобы они не были принудительными. Правилом должно также стать периодическое неформальное обращение руководства с сотрудниками.
Похожие записи
apatii.net