Война и дети аргументы: Дети в годы войны аргументы егэ. Конкурсное сочинение на тему «дети и война»

Содержание

Дети в годы войны аргументы егэ. Конкурсное сочинение на тему «дети и война»

Аргументы на тему «Война» из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов «Судьба человека»)

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак «Книжный вор»)

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель — девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности.

Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой «Война и мир», Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.

Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев «Сашка»)

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В.

Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки — девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев «Солнце мертвых»)

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман «Авель»)

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев «Убиты под Москвой»)

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами.

Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В школах часто задают написать собственные мысли о разных событиях. «Дети и война» — сочинение-рассуждение, которое поможет в полной мере выразить переживания и эмоции. На сегодняшний день мальчики и девочки разных возрастов хорошо разбираются в разных темах. Поэтому они смогут написать собственными силами повествование на тему «Дети и война» (сочинение-рассуждение), заданное в школе. Можно взять во внимание некоторые варианты, чтобы полноценно дать ребенку рекомендации.

«Дети и война»: сочинение-рассуждение для школьников младших классов

Даже тем, кто учится в начальных классах, нередко задают написать текст о чем-либо собственными словами. «Дети и война», сочинение-рассуждение по литературе, может выглядеть следующим образом.

Дети не должны видеть войну. Это ужасное событие, которое забирает жизни и надежды у людей.

Мальчики и девочки, которые увидели собственными глазами взрывы, стрельбу, никогда уже не будут жить спокойно. Поэтому взрослым нужно задуматься, как уберечь детей от таких плохих воспоминаний.

Война — это голод, порванные ботинки и пропахшие порохом дома. Пусть война никогда не повторится, и мы будет знать о ней только из рассказов.

По рассказам бабушки я могу написать о том, как жили дети во время войны. Одно я понял точно: детства у них не было. С малых лет мальчикам и девочкам приходилось переживать сильные эмоциональные потрясения. А еще дети были вынуждены работать на огородах, помогать военным, чтобы хоть как-то выжить.

Страшное, наполненное звуками взрывов и запахом пороха изречение «дети войны». Да, они не были на фронте, но им не приходилось играть в куклы и машинки — они были вынуждены бороться за выживание.

Моя бабушка говорит, что военные в то время всегда старались то шоколадкой угостить, то грушу подсунуть маленьким обитателям населения. Они надеялись, что хоть как-то сгладят их юные души, которые вынуждены не наслаждаться детством, а терпеть на себе все беды, связанные с военными действиями.

Я не хочу видеть войну и очень надеюсь, что люди научатся договариваться без стрельбы и сырых окопов.

Тема «Дети и война» — сочинение-рассуждение, которое подойдет для учащихся разных классов. Человек свои мысли, волнения и переживания по этому поводу может описывать в любом возрасте.

«Дети и война», сочинение-рассуждение: аргументы и мысли

Для того чтобы полноценно написать рассказ, стоит пользоваться аргументами, о которых говорится в книгах и учебниках. Некоторые из них такие:

  • В период военных действий дети были очень рады даже кусочку хлеба.
  • Мальчики и девочки работали наравне с взрослыми.
  • Дети того времени рано становились самостоятельными.
  • В те времена мало кто был нормально одет. В основном донашивали то, что уже мало и порвано.
  • Сыновья и дочери помогали родителям работать на огороде, чтобы хоть как-то прокормить себя.

Этих аргументов множество, каждый может сделать акцент на тех, которые впечатляют более всего.

Дети не должны этого видеть

Ученики на тему «Дети и война» сочинение-рассуждение по литературе могут написать с открытым сердцем и без фальши.

Во время войны не было ничего из того, что сейчас есть у нас. Люди Поэтому мы должны быть благодарны жизнью за то, что у нас все хорошо и спокойно, что мы можем ходить в школу, иметь детские игрушки, красиво одеваться и вкусно кушать.

Не хочу видеть войны. Ни один человек в этом мире не заслуживает этого страшного, наполненного потерей близких и пустотой события.

Такие сочинения помогут выразить эмоции и переживания. Пусть же они остаются только на листе, никогда не приходя в реальность.

Сочинение по тексту:


Детство в военные годы. Почему дети так рано повзрослели во время войны?

Дети и война. Какой взрослый, попав на войну, нашел бы в себе силы перенести все тяготы войны? А то были дети… Именно с детьми война обошлась особенно жестоко: маленькие еще не повидавшие жизни ребятишки лишились всех радостей детства, война возложила на них тяжкий груз ответственности и обязанностей, и им приходилось вести хозяйство по дому и заниматься тяжелой работой самими без чьей-либо помощи.

Автор текста Э. Шим, вспоминая каким было его детство, во время которого была Великая Отечественная война, пишет: » До каменных мозолей я копался на огороде, рубил дрова, носил с реки воду. А летом почти всякий день шёл в лес — по ягоды, по грибы. И шёл не весело, не для прогулки, а словно на работу, потому что знал: если воротишься пустой, так и есть будет нечего.»

Действительно, в годы войны детям пришлось особенно тяжело. Подтверждением моих слов является произведение В. Катаева «Сын полка». Юному мальчику В. Солнцеву досталась очень тяжелая судьба: он потерял всех своих близких, чуть ли не умер он тифа и чесотки, когда был брошен жандармами и пробыл два года в бегах, его нашли разведчики батареи капитана Енакиева, он был спасен. С тех пор Ваня Солнцев делил все тяготы военных будней с солдатами, и даже после всего того, что пережил мальчик, он смог найти в себе силы воевать наравне со взрослыми солдатами.

Не менее трагичной является судьба маленьких детдомовцев из произведения А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Детский дом эвакуируют на Кавказ, подальше от войны и голода. Детей ожидают такие испытания, которые, наверно, не смог бы перенести даже взрослый. Все дети живут одной мечтой — поесть. Но это еще не самое страшное, что приготовила им судьба. На детский дом нападают чеченцы и убивают одного из братьев-близнецов — Сашку. Все это видит его брат Колька, и когда он увозит тело своего брата подальше от «этого проклятого Кавказа», то Сашка для него еще живой, Колька не может смириться с тем, что его брат умер. После всех произведений о войне, прочитанных мною, я хочу задать лишь один вопрос: «Почему и за что война так жестоко обходится с этими невинными детьми?

Количество слов: 352

Текст Э. Шима:

(1) Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников, увезли из осаждённого Ленинграда в лесную северную область. (2)Год я прожил в детском доме, а потом приехала мама и забрала меня. (3) Жилось нам тогда трудно.

(4) Мама приехала больная, на службу ходила через силу. (5)А надо было как-то держаться и жить. (6)До каменных мозолей я копался на огороде, рубил дрова, носил с реки воду. (7)А летом почти всякий день шёл в лес — по ягоды, по грибы. (8)И шёл не весело, не для прогулки, а словно на работу, потому что знал: если воротишься пустой, так и есть будет нечего. (9)Порою мать по неделям не бывала дома. (10)Она служила в райисполкоме, а оттуда всех служащих часто рассылали по колхозам — проводить посевные и уборочные кампании. (11)Я оставался хозяйничать в одиночку. (12)Я сам топил печь, варил еду, прибирался в нашей избе. (13)Но обычно мать возвращалась под вечер. (14)Обойдя несколько деревень, она уставала так, что сразу не могла подняться на крыльцо, присаживалась на ступеньки и отдыхала, свесив на грудь голову в пыльном, выгоревшем платке. (15)Однажды она вернулась особенно поздно. (16)Из простывшей печи я вынул еду, выставил на стол. (17)Сварены были пустые щи из крапивы. (18)Не сняв платка, мать опустилась на лавку и, сгорбленная, сжавшаяся, стала жадно есть прямо из чугунка.
(19)Я не мог на неё глядеть. (20)В горле стало душно и горячо. (21)Я знал, отчего так голодна мать. (22)В деревнях, у людей, которым в тяжкое это время тоже не хватало еды, она не решалась взять даже куска хлеба, хоть и звалась грозным именем уполномоченной исполкома. (23)В сенях у меня лежали картофельные лепешки, припасённые на завтра. » (24)Я кинулся за ними, чтобы отдать их матери. (25)Снял с полки глиняную миску, заглянул. (26)Лепёшек было немного — штук пять. (27)Но они пахли, сильно пахли маслом и пригоревшей мукой, и от этого запаха у меня закружилась голова. (28)Я ведь тоже был голоден. (29)И я был мальчишкой — одиннадцать лет. (30)Наверное, я не отдал бы лепешки, если бы смог их тогда съесть. (31)Но я не смог: сердце разрывалось на части, и в горле комом стояли слёзы… (32)А вскоре я пошёл на охоту. (33)Знакомый старик позволил мне взять его винтовку и набил несколько патронов. (34)Охотничий шалаш был поставлен на озимом поле неподалёку от берёзового леса. (35)Солнце взошло, и лучи ударили по макушкам берёз и разбились в медные горячие брызги. (36)Потом эти брызги стали спускаться, они осыпали нижние ветви, стволы, кустарник. (37)Лёгкий дымок пробежал по траве, и сразу же она зажглась белым стрельчатым огнём — это засверкала роса. (38)Сказочный, переменчивый свет преобразил всё вокруг. (39)Березняк словно горел и не мог сгореть в неподвижном пламени. (40)Крошечные радуги вставали и опадали в траве. (41)Тогда-то и появились тетерева. (42)Нет. (43)Это были не тетерева… (44)Жар-птицы, такие, как снились в детстве, вдруг опустились на землю. (45) Они словно купались в этом пламени, и быстрые огоньки вспыхивали и гасли на их витых, отливавших синевой перьях. (46)Но я не досмотрел сказку. (47)Я вспомнил, зачем я пришёл сюда. (48)И тотчас накатила грязная, тяжёлая тень. (49)Чудес не было. (50)Передо мной — мокрое овсяное поле и на нём мясистые петухи, сшибающиеся друг с другом. (51)Их надо убить. (52)Чем больше, тем лучше. (53)Сказка моя от меня ушла, а ведь только в сказках опускает охотник ружьё, когда слышит голос медведицы: «Пожалей моих малых детушек. ..»

Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя А. П. Гайдара.

Раскрывая проблему переживания детьми военных событий, посильного участия в войне, автор знакомит нас с «хлопчиком лет пятнадцати» из прифронтовой полосы, который попросил у рассказчика два патрона «на память». После расспросов герой узнаёт, что мальчик хочет принять участие в борьбе с врагом.

Отцы, дяди и старшие братья в партизанах, а он тоже мог бы сражаться, ведь он ловок, смел, знает все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Тронутый словами юного комсомольца, рассказчик отдаёт ему всю обойму от своей винтовки. По мнению автора, подростки острее, чем взрослые, переживают события Великой Отечественной войны. Он отмечает в детях «огромную жажду дела, работы и даже подвига». Писатель уважает в детях их стремление не сидеть сложа руки, а помогать своей стране в тяжёлый период.

Приведу литературный аргумент. В повести В. П. Катаева «Сын полка» мы узнаём о судьбе мальчика Вани Солнцева, которого нашли в окопчике спящим разведчики и приютили его на время у себя. Мальчик хотел участвовать в разведке, сбежал от ефрейтора Биденко, который вёз его в грузовике в детский дом. Мальчик убедил взрослых, и ему разрешили пойти в разведку. Под видом пастушка ребёнок собрал ценные сведения.

В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» вчерашние школьники создали подпольную организацию для борьбы с оккупантами. Юные краснодонцы оказывали активное сопротивление врагам. Подпольщики слушали по ночам сводки Совинформбюро, расклеивали листовки, повесили над комендатурой красный флаг в день Великой Октябрьской социалистической революции, сожгли биржу труда со списками жителей, подлежащих отправке на работу в Германию. Юноши и девушки были арестованы, их подвергли жестоким пыткам, но они вели себя стойко и мужественно. Они отдали свою жизнь в борьбе с фашизмом. Пятеро из них: Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова. Любовь Шевцова – увековечены в памятнике, стоящем в центре Краснодона, неподалёку от школы, где учились юные герои.

Мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны с фашистами сражались не только взрослые, но и дети как на фронте, так и в тылу у врага.

Обновлено: 2018-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Что такое война? По моему мнению, война – это самое страшное событие, которое может произойти с человечеством. Она унесла миллионы жизней. Война не пощадила ни взрослых, ни детей. В ней принимали участие не только отцы, дяди, но и подростки, которые хотели приблизить свою страну к победе над фашизмом. Именно об этом думает Аркадий Петрович Гайдар и ставит проблему роли детей на войне.

Он выпрашивает у солдата патроны, чтобы помочь в уничтожении врага. Смелый мальчик, видя, как старшие братья, дяди уходят в партизаны, не хочет сидеть сложа руки. Солдат доверяет ему обойму от своей винтовки. Он уверен, что эти пули полетят в нужную сторону. Об этом говорится в предложениях 22-26.

Дети очень остро переживали события Великой Отечественной войны. Они помогали в глубоком тылу, в прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. Где бы дети ни оказались, у них была огромная жажда дела, подвига.

Через эти примеры мы можем увидеть, что во время войны детям пришлось рано повзрослеть и встать наряду со взрослыми на защиту Отчизны. Настолько жестокой и беспощадной была эта война.

Таким образом, можно сказать, что роль детей во время Великой Отечественной войны была огромной. Подростки своими подвигами приблизили страну к великой победе. Мы должны помнить их и постараться, чтобы был мир во всём мире.

Обновлено: 2019-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту А.П. Гайдара: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам (Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне)

Аргументы к сочинению ЕГЭ на тему «Война» по русскому языку

Война — это вооруженный конфликт между двумя и более политическими образованиями, который происходит на фоне различных претензий или в целях навязывания своей воли оппоненту. Именно такую сухую формулировку выдает Википедия.

Однако война — это более страшное явление, чем просто вооруженный конфликт.

Это разрушенные семьи.

Это умирающие от голода дети.

Это разрушение мира и доброты.

Это страдания и боль.

Это смерть. Много смертей.

Война сметает все общечеловеческие ценности, заставляя людей показать свою равнодушную и жестокую сущность. Когда над головой свистят пули и человека делают мишенью, важно только одно — выжить. И ради этого кто-то предает свою семью, друзей и Родину, а кто-то защищает их до конца, жертвуя собой. Люди, прошедшие через войну, никогда не обретут прежнего Я.

Человек устроен так, что тема войны будет актуальна во все времена. И эта тема очень привлекает писателей и поэтов, которые написали об этом тысячи произведений. Сегодня разберем проблему войны в произведениях нижеперечисленных литераторов и приведем подборку аргументов для сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В знаменитой эпопее Льва Николаевича война разбивается на две категории: как фон для повествования и как один из главных персонажей, который раскрывает образы других. Примеры аргументов к сочинению ЕГЭ по роману «Война и мир»

  1. Ложный и истинный патриотизм. Практического каждого персонажа затронул дух патриотизма, однако проявлялось это по-разному. Андрей Болконский, Денис Давыдов, Николай Ростов отчаянно сражались в бою, стремясь разгромить врага и защитить народ. Они были готовы отдать свои жизни, в чем и проявляется истинный патриотизм. Антипод этому — патриотизм ложный, ярко выраженный в образе Анны Павловны Шер и людей в ее окружении. Идет война, а они продолжают вести светскую жизнь. Их противостояние врагу заключалось только в осуждающих разговорах, отказе от французского языка и французских блюд.
  2. Готовность человека смириться с войной. Как только началась Отечественная война, князь Болконский стремится в зону боевых действий. Он желает совершить подвиг, почувствовать себя причастным к происходящим событиям и обрести славу воина. В противовес этому предстает Пьер Безухов, который не понимает, почему люди начали массово убивать друг друга. Он не участвует в боях, но помогает солдатам в меру своих сил. Суровая действительность до него доходит только после Бородинского боя. Но даже попав в плен, Пьер не смог проникнуться военным духом.
  3. Роль человека в истории. Наполеон чувствовал упоение и наслаждение от собственной власти. Думал только о своем величии и был равнодушен к солдатам (например, когда погибли бойцы при переправе через Неман). Из-за эгоизма Наполеон был обречен на поражение. Кутузов же был великим полководцем, так как понимал желание народа. Его интересы совпадали с интересами масс – защитить Родину от врага. Именно поэтому он побеждал в боях.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В романе описываются события Первой мировой (с 1914 по 1917 г.) и Гражданской войн (с 1917 по 1922 г.).Примеры аргументов к сочинению ЕГЭ:

  1. Око за око. Ярко показано, что насилие может порождать только насилие. Молодой казак Митька Коршунов, которого война сделала жестоким человеком, спокойно убивает семью Кошевых и даже наслаждается этим. Мишка Кошевой, который не смог защитить родных, в ответ лишает жизни деда Гришака.
  2. Достоинство на войне. Гражданская война славилась беспощадностью: все убивали всех. Григорию Мелехову удалось сохранить человечность. Он не участвовал в грабежах и разбоях побежденных, не насиловал женщин и очень жалел, что взял в руки оружие и убивал людей. Осознав это, он спасает от верной смерти своего врага Степана Астахова, который стрелял ему в спину. Мелехову удалось понять, что война является бессмысленным братоубийством.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»

Сборник, куда вошли 8 рассказов, посвященных теме Гражданской войны.Аргументы для сочинения:

  1. Люди меняются, если есть ради кого. Центральным героем в рассказе «Шибалково семя» является Яков Шибалко, человек-боец, который всегда находится в гуще сражения. Он ежедневно наблюдает за убийствами и зверствами солдат и не видит ничего плохого в этом, ведь страна целиком охвачена войной. Убивать противников стало для него делом обыденным. Будучи одиноким человеком, Яков меняется, когда у него рождается сын. Сослуживцы посоветовали ему убить младенца, ударив «головой об колесо», а тот не смог. Неожиданно Шибалко предстает перед читателями в совершенно ином свете – оказывает он еще способен сострадать и чувствовать. Ему не безразлична судьба сына и Яков становится любящим отцом.
  2. Бессмысленность и жестокость Гражданской войны. По мнению Шолохова, данный вид войны самый опасный из всех, так как против друг другу воюют люди, которые говорят на одном языке. Противостояние красного казачества против белого привело к страшным преступлениям. Только из-за того, что их взгляды отличаются, вырезали целые деревни, брат «шел» против брата, а отцы убивали собственных детей. Люди уподоблялись кровожадным животным, думая, что, убив другого, они становятся ближе к победе. Но в братоубийственной войне проиграли обе стороны. Гражданская война стала трагедией в истории русского народа.

«Сказание о Борисе и Глебе»

Памятник древнерусской литературы, который описывает убийства Глеба и Бориса, сыновей князя Владимира Красно Солнышко. Аргументы:

  1. Жажда власти. После смерти князя Владимира Святополк, третий по старшинству среди братьев, решает захватить власть. Для этого он подсылает убийц к Борису и Глебу, первым претендентам на престол. Те отказываются развязывать войну против брата, чтобы не ухудшить ситуацию на Руси, и оба погибают.
  2. Война приводит к бессмысленным жертвам. Против Святополка поднимает войско Ярослав, желая отомстить за убийства братьев. После жестокой битвы Ярославу удалось победить противника, после чего в стране междоусобицы прекратились и снова наступил мир. Власть, которую так отчаянно желал Святополк, ускользнула и все убийства оказались бессмысленными. От Святополка отрекается бог, он умирает в муках, на его могиле стоит смрад. Борис и Глеб, отказавшиеся поднять оружие, были возведены в лик святых. Таким образов автор показывает, что война — это всегда плохо.

Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»

Повесть рассказывает о чувствах и состоянии людей, которые невольно оказались вовлечены в военные действия. Аргументы для сочинения ЕГЭ:

  1. У войны не женское лицо. Пять юных девушек, которые даже не успели познать жизнь, были вынуждены взять в руки оружие. Несмотря на возраст, девушки показали мужество и отвагу, выступая против диверсантов. Произведение показывает противоестественность их смерти. Женька — красивая и смелая девчонка, которой гулять бы и гулять, но она умирает в попытке спасти Риту. Однако Рита получает смертельное ранение в живот и, чтобы не стать обузой, убивает себя. У нее остается сын. Романтичная Галя — сирота, погибает со словом «мама» на устах. Лиза, которая мечтала о любви, утонула в болоте. Соню, образованную и утонченную девушку, убили, когда она вернулась за кисетом старшины.
  2. А зори здесь тихие… Зори символизирует начало нового дня. У пятерых героинь жизнь тоже только начиналась, однако они принесли себя в жертву. Зори тихие от того, что погибло огромное количество людей, защищая эту тишину ради детей и внуков.

В.П. Катаев «Сын полка»

Повесть рассказывает, как сказывается на детях война. Аргументы ЕГЭ:

  1. Раннее взросление детей на войне. Мальчик Ваня Солнцев остается без семьи. Одинокого ребенка в лесу находят разведчики и отправляют в детдом. Но он сбегает и приходит обратно в батарею. Ваня мечтает стать полезным человеком и спасти Родину. Он идет в разведку и даже успешно справляется с заданиями, которые ему поручают. Ване пришлось быстро повзрослеть: он рано узнал, что такое смерть и война.
  2. Защита Родины — общее дело. Валентин Катаев делает упор на то, что в военное время нет разделения на старых и молодых, женщин и мужчин. Важна помощь каждого человека, важно единство народа — только так можно победить врага. Здесь все друг за друга. Ваня Солнцев не думает о загубленном детстве, ему важно спасти страну. Что говорит о его жертвенности. Капитан Енакиев видит это и спасает мальчику жизнь, отправив его перед последним боем в штаб. Мужчина думал над тем, что мальчик имеет право на детство и жизнь.

М.

А. Шолохов «Судьба человека»

Рассказ о человеке, которому пришлось пройти не через одну войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

  1. Проблема семьи. Во время гражданской войны Андрей Соколов теряет мать и сестру. Великая Отечественная унесла жизни его жены, двоих дочерей и сына. Судьба Андрея — это один пример из тысячи подобных, которые свидетельствуют о том, какой разрушительный эффект оказывает война. Соколов сталкивается с сироткой, мальчиком Ванюшей, который растет беспризорником. Он усыновляет его и обретает новый смысл жизни. Рассказ отражает судьбу людей, которым удалось пережить ужасные послевоенные годы и обрести надежду на счастье.
  2. Достоинство русского солдата. Соколов 2 года провел в плену. Однажды в комендантской ему предложили выпить за победу Германии и фюрера, однако главный герой отказался, несмотря на угрозу смерти. Такой поступок вызвал уважение даже у коменданта, который славился садистским характером. Победила сила человеческого духа и Соколова оставили в живых.

В.В. Быков «Сотников»

Василь Владимирович — белорусский писатель, который прошел через Великую Отечественную войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

Нравственный выбор. Сотников и Рыбак служат в одном полку. Их посылают в деревню, где они сталкиваются с фашистами. Рыбак не бросает раненого товарища в трудную минуту. Ситуация меняется после ареста. Перед бойцами стал выбор: спасти свои жизни и стать полицаем или же умереть во имя Отчизны.

Сотников понимает, что не сможет предать своих товарищей по оружию и отказывается сотрудничать. Рыбак, который отчаянно хочет жить, решает схитрить. Он планировал вступить в сговор с врагом и при первой же возможности сбежать. Однако он попадает в ловушку, с чего и начинается его нравственное падение. Его заставляют казнить Сотникова. Закидывая петлю на шею друга, Рыбак понимает, что это «одна петля на двоих». Быков показал, что в кризисной ситуации выявляется вся сущность человека. Самое главное — поступать по совести.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Поэма о Василии Теркине. Это идеализированный образ человека на войне. Аргументы:

  1. Патриотизм. В образе главного героя Твардовский представил весь русский народ в целом, который смог объединиться и победить врага. Василий идет на фронт не только потому, что это его обязанность, но и осознанное желание. То есть он чувствует искреннее желание помочь Родине и народу. Он должен защитить родные земли от фашистского захватчика, даже если придется пожертвовать собственной жизнью.
  2. Мужество и героизм. Все намерение защитить Родину Василий подтверждает конкретными действиями. Он бесстрашно взрывает самолет врага и переплывает ледяную реку, чтобы доставить указания на другой берег. В своих поступках никакого подвига и героизма Теркин не видит и думает, что любой бы на его месте поступил так. В поэме не описываются ужасающие картины войны, а передается посыл, как должен поступать человек, чтобы спасти свою страну.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

В повести затрагивается проблема дезертирства. Примеры аргументов:

  1. Предательство. Война поставила Андрея Гуськова перед сложным выбором. Между защитой страны и спасением своей жизни он выбирает второе. Пока в его деревне женщины, старики и дети надрываются на полях, главный герой вынужден ото всех скрываться. Гуськовым движет страх. Он не хочет умирать и думает только о собственном спасении. Во всем герой винит только войну. Распутин откровенно описывает внутренний мир человека, который осознанно пошел на дезертирство.
  2. Последствия предательства. В преступление Гуськов втягивает свою жену Настену. Ей приходится скрывать от всех, что ее муж вернулся и теперь прячется. Женщина беременна, а вся деревня считает, что она гуляет, пока Андрей воюет. Женщина не выдерживает давления и совершает суицид. Война закончилась, а Гуськов будет жить и помнить о предательстве Родины и о том, что он подтолкнул на страшный шаг своего любимого человека. Это последствия его выбора.

Э.М. Ремарк «Три товарища»

Роман описывает события послевоенного времени, когда люди пытаются оправиться от страшных событий и жить дальше. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

  1. Проблема «Потерянного поколения». Наступил долгожданный мир. Три товарища, Готтфрид, Отто и Роберт, смогли выжить и вернуться домой. Однако чувство безысходности и боли, которое появилось с началом войны никуда не делось. Перед глазами все также стояли ужасающие и жестокие события, свидетелями и участниками которых им довелось стать. У них нет настоящего, будущее потеряно, есть только военное прошлое – именно поэтому их окрестили потерянным поколением. Свое спасение три товарища видят в дружбе и выпивке.
  2. Равнодушие к жизни. Люди привыкли, что на войне их жизни могут в любой момент оборваться. Чтобы с этим справиться, они стали равнодушными ко всему. Равнодушие сохранилось и в мирное время. После увиденного к прежней жизни практически невозможно вернуться. Война глубоко проникает в сознание и меняет мировоззрение. Роберт делает попытку жить — он начинает отношения с Патрицией, но счастье влюбленных длится недолго. Жизнь Патриции уносит туберкулез и в этот момент Роберт чувствует только одно — равнодушие.

М. Зусак «Книжный вор»

Действие разворачивается в нацистской Германии. Примеры аргументов для сочинения ЕГЭ:

  1. Добро и зло. Гитлер начинает войну в Европе. В немецких городах людей учат доносить друг на друга. Все евреи, инакомыслящие и люди, отказавшиеся вступать в партию, подвергались гонениям. Их отправляли в концлагеря или расстреливали. Царствует нацизм – настоящее воплощение зла. В противовес ему поставляется семья Хуберман, где воспитывается маленькая Лизель. Ее отец отказался быть партийным и тайком помогает евреям. Опасность для семейства стала еще более выраженной, когда они согласились помочь еврею Максу и спрятали его у себя в подвале.
  2. Смерть. Повествование ведется от лица Смерти, унесшая в те года немало жизней. Мир и спокойствие, которого так не хватало наяву, Лизель черпала из книг. Своими книгами она щедро делилась и с Максом. Когда они перечитали все, что можно, Лизель решает брать тайком книги из библиотеки. В те времена они были на вес золота, так как власть распорядилась сжигать все книги. Зусак показывает, что в мире, где властвует насилие, даже маленькие добрые поступки, могут спасти чью-то жизнь от смерти.

Война не щадит никого. Кого-то убивает, а тех, кого оставляет в живых, уничтожает страданиями, постоянно напоминая о душевных ранах. Война разрушает нравственные ценности, учит жестокости и насилию. Однако даже здесь есть место добру, любви и состраданию – именно это в конечном счете приводит к миру. В своих произведениях писатели рассказывают о губительном начале войны и призывают людей избегать их.

Почему детей-солдат используют на войне?


Использование детей-солдат на войне остается актуальной проблемой, несмотря на непрекращающиеся международные усилия по прекращению этой практики. ООН определяет ребенка-солдата как любого человека моложе 18 лет, завербованного или используемого вооруженными силами или группой в любом качестве. Международный уголовный суд также квалифицирует вербовку или использование детей в возрасте до 15 лет как военное преступление. Тем не менее, военные группы продолжают вербовать детей, потому что они дешевы и ими можно манипулировать.

Многих детей принуждают вступать в военные группы в раннем возрасте. Детями-солдатами также легче манипулировать и заставить их вступить в конфликт. Вербовщики обычно нацеливаются на детей из неспокойных районов или зон конфликтов, которые, вероятно, привыкли к насилию и имеют меньше возможностей для получения образования или работы.

Другие дети добровольно присоединяются к военным группам, чтобы спастись от бедности, получить защиту или соединиться с кем-то, напоминающим семью. Военные организации рассматриваются как безопасная и надежная группа товарищей, далеких от их трудной жизни.

Дети-солдаты играют несколько ролей в боевиках. Во многих случаях дети непосредственно участвуют в конфликте, но их также можно использовать для других опасных вспомогательных ролей. Многие из них — носильщики, которые несут тяжелые грузы боеприпасов или раненых солдат, а другие — наблюдатели или повара. Девочек часто заставляют быть секс-рабынями.

Участие в вооруженных конфликтах имеет серьезные последствия для физического и эмоционального развития детей. Многие подвергаются жестокому обращению и становятся свидетелями крайнего насилия или смерти. Хуже того, они вынуждены совершать ужасные поступки, что приводит к психологическому стрессу на всю жизнь. Дети-солдаты также подвергаются более высокому риску сексуального насилия со стороны взрослых или других детей. Эти дети страдают от депрессии, беспокойства, бессонницы и многих других проблем со здоровьем.

Несмотря на то, что проблема детей-солдат остается серьезной, во всем мире предпринимаются шаги по сокращению этой практики. В 2014 году ЮНИСЕФ создал кампанию под названием «Дети, а не солдаты», направленную на глобальное предотвращение использования детей-солдат. Кампания сосредоточена на семи странах: Афганистане, Чаде, Демократической Республике Конго, Мьянме, Сомали, Судане и Йемене. Тысячи солдат были освобождены и возвращены к гражданской жизни благодаря кампании.

Национальные кампании также помогли странам добиться значительных успехов в сокращении использования детей-солдат. Страны осуществили программы разоружения, демобилизации и реинтеграции, чтобы внести изменения. Прекращение такой укоренившейся практики и реабилитация детей, выросших в условиях конфликта, является сложной задачей. Однако эти программы представляют собой активную попытку остановить вербовку и использование детей-солдат.

Линдси Харрис

Фото: Flickr

Разговор с детьми о войне: советы для родителей

Шелдона Бермана, Сэма Динера, Ларри Дирингера и Линды Лантьери молодые люди о сложных проблемах в мире.


1. Сколько передач в СМИ о трагедиях или военных действиях полезно смотреть детям?
Зависит от возраста и зрелости детей. Родители могут решить, что некоторые шоу и темы неуместны. Однако, если дети собираются смотреть передачи о войне, мы рекомендуем родителям или опекунам смотреть вместе с ними. После этого совместный разговор о реакции на репортаж и чувствах по поводу события в целом может помочь детям осмыслить то, что они слышат и видят. Существует множество исследований, в которых говорится, что просмотр телевизионных репортажей о жестоких или трагических событиях коррелирует с повышенными шансами на посттравматическую симптоматику в будущем, поэтому важно ограничить количество телевизионных репортажей, которые смотрят дети, независимо от возраста. Особенно важно ограничить воздействие графических изображений насилия на детей младшего возраста.

2. Как определить, готов ли ребенок говорить о сложных событиях?
Большинство детей в возрасте от четырех до пяти лет и старше хотели бы поговорить со взрослыми, которым они доверяют. В СМИ ежедневно обсуждаются непростые темы, и вполне вероятно, что дети о них знают. Однако также вполне вероятно, что у них есть некоторое замешательство в отношении фактов и масштабов опасности, с которой они лично сталкиваются. Младшие дети часто комбинируют факты и связывают их со своим собственным опытом удивительным образом, что может усилить их чувство страха, полагая, например, что «у самолетов есть бомбы по телевизору, поэтому у самолетов над моим домом тоже есть бомбы». У них часто есть ошибочная информация, вопросы и некоторые сильные чувства. Часто дети не решаются поделиться своими вопросами и страхами со взрослыми. По этой причине мы рекомендуем, чтобы взрослые создавали пространство для детей, чтобы они могли поделиться своими проблемами.

3. Как открыть тему с детьми?
Ключевое слово здесь — слушать. Большинство экспертов сходятся во мнении, что лучше не начинать разговор с детьми, читая им лекцию — даже неформальную, вводную — о конкретной трагедии, о которой говорят в новостях. Не обременяйте детей информацией, к которой они могут быть не готовы. Наилучший подход состоит в том, чтобы внимательно слушать спонтанные вопросы и комментарии детей, а затем отвечать на них уместным и поддерживающим образом. Пусть заботы детей, по их собственным словам, определяют направление и глубину обсуждения. Если они не поднимают тему, вы можете начать разговор, задав вопрос. Вы можете спросить детей помладше, например: «Вы слышали что-нибудь о стране под названием Ирак?»

4. Не будет ли это еще больше пугать детей, если мы будем говорить об этом?
Нет, если вы будете слушать детей и деликатно реагировать на то, что вы слышите. Какими бы пугающими ни были некоторые чувства, гораздо страшнее думать, что никто не хочет о них говорить. Если мы своим молчанием сообщаем, что эта или любая другая тема слишком страшна или огорчает, чтобы говорить о ней, то дети, которые зависят от нас, могут испытать дополнительный страх, что мы не в состоянии позаботиться о них. Маленьким детям особенно необходимо чувствовать себя в безопасности, зная, что взрослые в их жизни могут справиться с трудными темами и глубокими чувствами и готовы помочь им сделать то же самое.

5. Что делать, если дети никогда не поднимают эту тему? Должен ли я просто ждать или я могу что-то сделать?
Некоторые дети могут не поднимать тему, потому что они действительно не заинтересованы; другие могут никогда не поднимать эту тему, даже если она у них на уме; некоторые боятся расстроить своих родителей или учителей, поднимая эту тему; в то время как другие слишком подавлены своими чувствами, чтобы начать дискуссию. Будучи взрослыми, мы можем, по крайней мере, попытаться оценить, что чувствуют дети, чтобы решить, уместна ли дискуссия.

Дети, которые обеспокоены, но им трудно говорить о том, что их беспокоит, могут нуждаться в особом внимании. Может быть полезно, если мы сами мягко начнем разговор. Вы можете задать вступительные вопросы, например: «Как вы относитесь к тому, что происходит в мире?» Позже вы, возможно, захотите спросить: «О чем вы или ваши друзья думаете и говорите о ситуации в мире?» Независимо от того, что они ответят, мы должны внимательно и внимательно слушать то, что говорят наши дети.

6. Так пассивно просто слушать. Уместно ли говорить детям о своих чувствах?
Есть несколько подводных камней, когда вы открыто делитесь своими чувствами о насилии с детьми. Серьезным является то, что мы можем обременять их своими взрослыми заботами, вызывая у них новые вопросы и опасения, вместо того, чтобы помогать им справляться с вопросами и страхами, которые у них уже есть. Иногда дети чувствуют, что им нужно заботиться о нас и наших чувствах. Другая причина заключается в том, что мы можем отсечь выражение того, что у них на уме и в их сердцах, поскольку мы увязаем в выражении того, что у нас, и, таким образом, не услышим, что дети хотят нам сказать. Мы могли бы просто говорить над их головами, отвечать на вопросы, которые не были заданы, предоставлять бесполезную информацию, удовлетворять нашу потребность «дать» детям что-то, а не удовлетворять их потребность быть услышанными и понятыми. Мы не хотели бы передавать сообщение о том, что то, что они говорят, не важно.

Это, однако, не означает, что мы должны быть пассивными — умение слушать — это очень активный процесс. После того, как мы внимательно выслушаем, нам может быть уместно отреагировать таким образом, чтобы убедиться, что взрослые в своей жизни заботятся и стараются способствовать безопасности, защищенности и миру. Мы также можем захотеть сказать, что разделяем одни и те же чувства, и напомнить детям, что мы будем вместе в эти трудные времена.


Вернуться к началу


7. Как мне наиболее эффективно и полезно слушать детей?
Слушая детей, покажите, что вы заинтересованы и внимательны. Постарайтесь понять, что они говорят, с их точки зрения. Не судите о том, что они говорят, как бы глупо и нелогично это ни звучало для вас поначалу. Если вы чего-то не понимаете, попросите объяснить. Покажите свое уважение к ним и их идеям.

Как известно родителям, учителям и опекунам, дети не всегда могут выразить то, что они имеют в виду или что они чувствуют, и то, что они говорят, не всегда означает для них то же, что и для взрослых. Иногда требуется небольшое осторожное исследование, чтобы выяснить, что скрывается за первоначальными словами, которые они произносят. Такие комментарии, как: «Это интересно, не могли бы вы рассказать мне об этом поподробнее?» или «Что вы имеете в виду под…?» или «Как долго вы чувствуете…?» являются примерами способов получить больше информации от детей, не оценивая то, что они говорят, как правильное или неправильное.

Если им кажется, что они изо всех сил пытаются что-то прояснить, может быть особенно полезным и обнадеживающим, если вы поможете им обобщить и сфокусировать их проблемы. Например, можно сказать: «Вы говорите, что боитесь, что иракское правительство может напасть на нас?» Или: «Значит, вы беспокоитесь о детях, живущих в городах, которых бомбят?» Или: «Вы слышали, что Саддам Хусейн творил ужасные вещи с иракским народом, и хотите знать, правда ли это?» Уточняющие вопросы и утверждения помогают детям разобраться в своих идеях и чувствах и показать им, что их услышали и уважают, не мешая их мыслительному процессу.

Умение слушать также предполагает очень внимательное отношение к тому, что дети могут не говорить. Обращайте внимание на их невербальные сообщения — выражение лица, ерзание, жесты, позу, тон голоса и т. д. — которые указывают на наличие сильных эмоций.

Детей успокаивает, когда взрослые признают, что с их чувствами все в порядке. Такой комментарий, как «Ты выглядишь грустным, когда мы говорим об этом. Мне тоже грустно», говорит ребенку, что чувства не только нормальны и понятны, но и что у тебя тоже есть подобные чувства, и ты все еще можешь с ними справиться.

8. Что делать, если дети не хотят говорить об этих проблемах?
Если вы задаете хорошие вводные вопросы, а ребенок явно не заинтересован в обсуждении определенных вопросов, не настаивайте. Опять же, для нас важно передать детям наше уважение к тому, что они чувствуют. Это распространяется на уважение их права не говорить о том, о чем они не готовы говорить. Есть дети, которых эти вещи просто не волнуют, и нет причин принуждать их к этому осознанию. Другим детям легче поделиться тем, что они чувствуют, не только в разговоре, но и в другой среде, например, в игре или рисовании.

Некоторые дети не хотят говорить о случаях насилия, потому что их переполняют чувства страха и замешательства, или потому что они не уверены, что взрослые смогут услышать их опасения и отреагировать на них осмысленным образом. Подростки могут более неохотно говорить, если они видят, что их родители и/или учителя имеют другое мнение. Они могут думать, что взрослые в их жизни попытаются навязать им свои убеждения. Эти молодые люди должны знать, что двери для общения открыты, когда они готовы. Один из способов дать им понять это может быть, например, сказать что-то вроде: «Вы и ваши друзья говорите о том, что происходит в Ираке? Мне было бы очень интересно узнать, что вы думаете. Дайте мне знать, если вы хотите поговорить. »

Следите за сигналами, которые маленькие дети подают через игру, рисование и письмо, спонтанную беседу и другие способы, которыми они могут сообщить о своих заботах. Маленькие дети часто используют свою игру вместо слов, чтобы понять, что они слышат, и наблюдение за ними во время игры может дать нам важные подсказки об их мыслях и чувствах. Обращайте внимание на другие признаки стресса, особенно у маленьких детей, такие как: раздражительность, нарушения сна, проблемы с разлукой и регресс последних достижений в развитии. Точно так же, если вы наблюдаете, как дети рисуют одну сцену насилия за другой, подслушиваете разговоры, в которых они кажутся неестественно озабоченными насилием и безнадежностью, или если ваши дети каким-то образом кажутся озабоченными изображениями разрушения, вам следует сообщить им, что вы заметили это, и вам интересно, могут ли они рассказать вам об этом больше. Используйте свое собственное суждение и внимательно слушайте, что они говорят.

Как только вы действительно выслушаете то, что у ребенка на уме и в его сердце, вы будете в гораздо лучшем положении, чтобы ответить ему.

9. Как мне справиться с различными эмоциями, которые дети могут испытывать по поводу этих вопросов?
Вполне естественно и полезно иметь широкий спектр эмоций по поводу любого конкретного конфликта. Некоторым детям будет грустно, тревожно и даже страшно за безопасность своей семьи; другие будут сбиты с толку тем, как понять события; и другие будут иметь небольшую реакцию. Некоторые ответят волнением и предвкушением, в то время как другие будут испытывать смешанные эмоции, например, страх, печаль и беспокойство. Некоторые ответят гневом на действия иракского и/или американского правительства до или во время войны.

Глубокие чувства не являются чем-то необычным для детей, пытающихся смириться со смертью и страданиями, а также с причинами, по которым люди прибегают к насилию. Наша роль как взрослых — помочь им исследовать эти чувства.

Чувства детей, как правило, связаны с проблемами развития, которые наиболее актуальны для них. Для детей младшего школьного возраста это обычно вопросы разлуки и безопасности. Для детей старшего возраста начальной и средней школы это будут вопросы справедливости и заботы о других. Для подростков это часто будет связано с этическими дилеммами, возникающими в связи с ситуацией.

Если вы внимательно выслушаете и поймете, в чем могут заключаться некоторые основные проблемы, ваши ответы будут более продуктивными. В некоторых областях, таких как забота о личной безопасности, мы можем обеспечить уверенность, составив с детьми конкретные планы относительно того, что нам нужно будет делать в случае чрезвычайной ситуации. В других случаях наша роль должна быть ролью слушателя. Слушание само по себе может успокаивать детей.

Некоторые ученики могут быть взволнованы сообщениями о военных победах или расстроены сообщениями о поражениях. Осторожность в отношении эйпохории или уныния на ранних стадиях сражений или войн оправдана, как подтвердит беглый взгляд на историю неожиданных неудач в войне. Также важно помочь учащимся подвергнуть сомнению упрощенное мышление «выигрыш-проигрыш» (см. вопрос № 25), потому что реальность часто бывает сложнее. Студенты постарше, возможно, захотят прочитать вторую инаугурационную речь президента Линкольна, например, когда он пытался, даже на пороге победы, перевязать раны войны.

Других учеников могут заинтересовать технические возможности военной техники. Полезно продвигать исследования научных и инженерных принципов, а также усложнять мышление учащихся, поощряя их к пониманию человеческих последствий насилия для всех сторон.

Завершение разговора о чувствах иногда бывает трудным. Вместо того, чтобы подводить итоги или ложно успокаивать детей, лучше просто поблагодарить их за то, что они так глубоко поделились, и подтвердить, как сильно вы и они заботитесь о других и окружающем мире. Вы можете сказать, что именно эта забота придает вам больше надежды и придает сил.

Чтобы быть рядом с нашими детьми, также может быть полезно найти способы поговорить с другими взрослыми в нашей жизни и получить поддержку от них. Учителя в некоторых школах после 11 сентября 2001 года, например, сформировали дискуссионные группы школьного персонала, чтобы слушать и поддерживать друг друга.

У студентов также будет широкий спектр мнений о войне. Пожалуйста, ознакомьтесь с разделом 3 этого руководства (вопросы 20 и выше) для предложений по содействию конструктивному диалогу.


Вернуться к началу


10. После того, как я выслушаю жалобы детей, что мне делать? Полезно ли давать им факты?
Лучше не вмешиваться и не рассказывать детям все, что мы думаем или знаем о конкретной ситуации, даже после того, как мы услышали, что у них на уме. Тем не менее, мы можем дать ряд полезных ответов. Каким бы ни был наш ответ, важно, чтобы мы вселяли уверенность в детей, о которых мы заботимся.

Во-первых, мы можем отреагировать на обнаруженную ими очевидную дезинформацию и помочь им отличить фантазию от реальности. Когда мы выслушаем, что они думают и чувствуют, мы можем мягко исправить их дезинформацию, сделав утверждения о фактах. Например, в ответ на распространенное среди молодых студентов мнение о том, что 11 сентября 2001 г. много раз в разных местах падали высокие здания, мы могли сообщить им: «Даже если вы видели, как Всемирный торговый центр падал много раз, они снова и снова показывают по телевидению кадры того, как те же два здания рушатся, это случилось однажды в тот день в Нью-Йорке».

Мы также можем ответить на прямые вопросы детей простым и понятным языком. Ребенок, который спрашивает: «Что такое умные бомбы?» или «Что такое террорист?» заслуживает фактического ответа. Если вы думаете, что в вопросе есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд, — скрытая путаница или невыраженная тревога, — задайте открытый вопрос, чтобы определить, что может происходить с ними, а затем внимательно выслушайте. Держите свои ответы краткими и простыми. Дайте детям возможность ответить на каждое ваше замечание, прежде чем говорить больше. Следуйте примеру детей и не давайте больше информации, чем просят. Отклонение от собственной темы — это ловушка, в которую взрослые легко могут попасть, отвечая на вопросы ребенка.

Ответы на некоторые вопросы, которые задают дети, не всегда ясны и однозначны. Некоторые намного глубже. Когда дети задают такие вопросы, как «Почему у нас война?» или «Что будет, когда война закончится?» мы можем объяснить, что одни люди думают об этом так, а другие иначе. Мы можем спросить: «Что вы думаете?» Детям важно услышать, что существуют разные мнения и разные взгляды на конфликт.

Наконец, мы можем дать нашим детям возможность продолжать исследовать свои вопросы и учиться на этом конфликте. Дети часто используют игру для дальнейшего изучения и понимания того, что они слышат в отношении ситуации насилия. Например, военные игры — обычное явление, особенно среди мальчиков. Некоторые школы решают, что военные игры неуместны на школьной территории. Если в вашей школе запрещены спектакли о войне, важно найти другие возможности, где дети знают, что это нормально — обдумывать то, что они слышат, при поддержке взрослых, например, с помощью рисунков и дискуссий. Если дети участвуют в военной игре, мы можем использовать ее как возможность узнать, о чем они думают, и обсудить, что эта игра значит для них. Некоторые дети зацикливаются на повторении одних и тех же агрессивных действий снова и снова. Чтобы игра удовлетворяла потребности детей, она должна развиваться и усложняться. Предоставление открытого реквизита, такого как пластилин, спасательное оборудование и игрушечные медицинские принадлежности, может помочь молодым людям совершить этот переход.

Для детей старшего возраста и подростков такие конфликты, как война в Ираке и события 11 сентября 2001 г. и после, поднимают важные вопросы о корнях насилия, способах наилучшего разрешения конфликтов и способах повышения безопасности. У подростков, обеспокоенных своим потенциальным участием в войне, возникает вопрос об их собственных возможностях и выборе. Это важные вопросы, которые молодые люди должны обсуждать и обдумывать со взрослыми, которым они доверяют.

В то же время молодые люди могут обрести надежду, узнав о разрешении конфликтов и развивая конкретные навыки ненасильственного разрешения конфликтов в своей жизни. Для них это возможность исследовать альтернативные способы разрешения конфликтов и способы, благодаря которым, даже когда конфликт становится насильственным, люди продолжают работать над его разрешением. Кроме того, им было бы полезно подумать о том, как они могут предпринять конструктивные действия, способствующие миру и безопасности в их школах и районах.

11. У меня твердое мнение о том, что происходит. Полезно ли делиться своими убеждениями с детьми?
Поскольку мнение взрослых в жизни ребенка имеет большое значение (особенно для детей младшего возраста), мы рекомендуем вам сосредоточиться на том, что ребенок думает и чувствует. Высказывание мнения, особенно на ранних стадиях обсуждения, может блокировать открытое общение, не позволяя детям, которые могут придерживаться разных мнений, открыто делиться ими и обсуждать их из-за боязни неодобрения. Это также может переключить внимание ребенка на мысль о том, что ему, возможно, нужно позаботиться о ваших чувствах, а не исследовать свои собственные. Поскольку большинство детей старшего возраста в любом случае знают мнение своих родителей, возможно, более важно помочь детям критически осмыслить многие точки зрения и прийти к собственным выводам.

Однако важно донести до детей важность того, чтобы выслушать другие точки зрения и уважать людей, которые их придерживаются. Помогая детям понять, например, что проблема насилия является сложной, мы даем им почувствовать, что их мнения могут внести вклад в наше понимание проблемы. Мы рекомендуем вам подчеркнуть важность того, чтобы они изучали различные точки зрения, а также свою собственную, и чтобы они научились ценить то, что может предложить каждая из них.

Различие во мнениях может быть очень полезным, и этому могут научиться как взрослые, так и дети. Однако часто эти разногласия перерастают в непродуктивные споры, когда и взрослый, и ребенок укореняются в своих позициях. Конструктивный диалог начинается с тщательного слушания и искренних усилий, чтобы понять, что говорит другой человек, и убеждения, лежащие в основе его точки зрения. Важно избегать заявлений, которые категорически отвергают мнение подростка, например: «Когда ты вырастешь, ты поймешь». или: «Вы не знаете, о чем говорите». Вместо этого перефразируйте то, что сказал ребенок, чтобы убедиться, что вы его поняли. Внимательно выслушайте точку зрения ребенка и задайте вопросы, чтобы помочь ему или ей прояснить ее. Вместо того, чтобы сразу же возражать против утверждений, с которыми вы не согласны, вы можете задавать вопросы, которые помогут вам лучше понять точку зрения ребенка.

Существуют уважительные способы несогласия, которые вы можете смоделировать, заявив о своем несогласии в форме: «Я воспринимаю вещи по-другому. Я думаю, что…» вместо того, чтобы говорить ребенку, что он или она не прав. Цель, в конце концов, не в том, чтобы диктовать детям свое мнение, а в том, чтобы помочь им включиться в критическое мышление и принять собственные аргументированные решения по спорным вопросам. Наконец, помогите своему ребенку понять, что мнение человека может измениться, и что решение, принятое сегодня, может измениться завтра с добавлением новых идей и информации.

12. Как я могу разговаривать с детьми, если я чувствую, что мое понимание фактов и проблем недостаточно?
К счастью, нам не нужно быть экспертами или знать все факты о чем-либо, чтобы слушать детей. Вопросы очень маленьких детей редко требуют сложных технических ответов. Когда дети старшего возраста спрашивают информацию, которой у нас нет, можно сказать что-то вроде: «Это интересный вопрос, и я не знаю ответа. Как мы можем выяснить это вместе?» Процесс выяснения того, где можно получить информацию, и выполнение шагов для ее получения может стать мощным успокаивающим опытом для детей, особенно когда с ними участвует взрослый, которому доверяют. В небольшой, но важной форме этот опыт может продемонстрировать молодым людям, что существуют упорядоченные способы решения проблем и что мир не выходит за рамки нашего понимания. Если вопросы ребенка не подходят для такого исследовательского процесса, одинаково эффективно сказать что-то вроде: «Я не знаю ответа на этот вопрос, и я не уверен, что кто-то знает. Однако я знаю, что многие вдумчивые люди во всем мире усердно работают над тем, чтобы разобраться в этом вопросе».

13. Как я могу успокоить и успокоить детей, если я, честно говоря, сам не чувствую надежды?
С одной стороны, взрослым вполне уместно признать, что они тоже обеспокоены состоянием мира. С другой стороны, мы не должны навязывать детям свои чувства. Если вы действительно считаете, что ваши собственные заботы могут быть непреодолимыми для детей в вашей жизни, вы можете обратиться за помощью к взрослой системе поддержки. Это может быть группа других взрослых со схожими чувствами, которым нужно поделиться и обсудить свои проблемы и вопросы. Если группа поддержки не подходит, вы можете найти компетентного и заботливого человека, с которым можно поговорить и разобраться в своих чувствах. Тогда становится легче предложить реальную помощь детям.

14. Что я могу сказать одновременно утешительного и обнадеживающего?
Просто слушая детей, вы вселяете в них уверенность. Благодаря вашей способности спокойно слушать даже те опасения, которые могут показаться нереальными, вы сообщаете им, что их страхи не слишком пугают, чтобы с ними можно было справиться. Пытаясь понять детей, вы сообщаете им, что их чувства не являются ни ненормальными, ни глупыми, и вы даете уверенность в том, что они не одиноки в своих проблемах.

Вы также можете помочь детям найти способ выйти из положения беспомощности. Вы можете честно сказать им, что их опасения вполне здравы, потому что беспокойство людей — это первый шаг к тому, чтобы сделать мир безопаснее. Самым эффективным противоядием от беспокойства, страха или бессилия является действие. Вовлеките их в разговор о том, как их школа работает над тем, чтобы сделать ее более мирным местом, и узнайте, как они могут активно участвовать в усилиях по созданию мирного сообщества в своей школе, доме и районе. Вы также можете привлечь их к написанию писем членам Конгресса, местной газете или правительствам по всему миру, чтобы выразить свои чувства и взгляды на войну.


О компании «Педагоги за социальную ответственность»

«Педагоги за социальную ответственность» (ESR) — это национальная некоммерческая организация, основанная в 1982 году. Наша миссия — сделать обучение социальной ответственности основной практикой в ​​образовании, чтобы у молодых людей сформировались убеждения и навыки для формирования безопасного, устойчивого, демократического и справедливого мира.

ESR является национальным лидером в области образовательной реформы. Наша работа охватывает области социального и эмоционального обучения, воспитания характера, разрешения конфликтов, обучения многообразию, гражданской активности, профилактических программ, развития молодежи и улучшения средней школы. Мы предлагаем комплексные программы, развитие персонала, консультации и ресурсы для взрослых, которые обучают детей и молодежь от дошкольного до старшего школьного возраста, в том числе в школах K-12, центрах раннего детства и внешкольных программах. Мы также публикуем высококачественные ресурсы для всех, кто участвует в жизни молодых людей, в том числе отмеченную наградами серию «Приключения в миротворчестве» и бестселлер «Образовательная серия по разрешению конфликтов». Вы можете узнать больше о наших отмеченных наградами ресурсах и программах, посетив нас по адресу http://www.esrnational.org или связавшись с нами по телефону 1-800-370-2515.

Для получения дополнительной информации о семинарах и ресурсах, посвященных разрешению конфликтов, социальному и эмоциональному обучению, развитию характера, миролюбивым школам и оценке разнообразия, позвоните в ESR по телефону 1-800-370-2515 или напишите нам по адресу educators@esrnational. орг.

Кредиты

Это руководство, опубликованное организацией Educators for Social Responsibility и написанное Шелдоном Берманом, Сэмом Динером, Ларри Дирингером и Линдой Лантьери, было адаптировано из книги «Разговоры о войне в Персидском заливе» (1991) Сьюзан Джонс и Шелдон Берман. Мы благодарим за помощь в подготовке этой версии руководства: Нэнси Карлссон-Пейдж, Шерри Гаммейдж, Дайан Левин, Кэрол Либер, Джеффа Перкинса, Дженнифер Селфридж и остальных сотрудников организации «Педагоги по социальной ответственности», 23 Garden. Улица, Кембридж, Массачусетс 02138, (617) 492-1764.

Copyright 2003, Педагоги за социальную ответственность. Все права защищены. Запросы относительно разрешения на перепечатку всего руководства или его части следует направлять по адресу: Permissions Editor, Educators for Social Responsibility, 23 Garden St., Cambridge, MA 02138. Пожалуйста, присылайте комментарии об этом руководстве или запросы о правах на перепечатку по электронной почте, по адресу: educators@esrnational.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *