Воля психология: Воля. Физиологические основы воли, развитие волевых качеств — Logoprofy.ru

📖 Психология воли. Ильин Е. П. Читать онлайн

Евгений Ильин

Правообладателям

Скачать:›fb2›rtf


Второе, переработанное и дополненное, издание учебного пособия (предыдущее вышло в 2000 г.) посвящено одному из важнейших разделов общей психологии — теории и методологии изучения волевых процессов. В книге с авторской позиции проанализированы традиционные и новейшие научно-философские, психологические и физиологические представления о явлениях волевой сферы человека (в частности, о «силе воли»), прослежены закономерности ее развития в онтогенезе, а также ее проявления в различных видах поведения и деятельности, рассмотрены вопросы патологии воли.

В систематизированном виде в пособии представлены малоизвестные психодиагностические методики изучения воли, которые могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы.

Издание адресовано психологам, психофизиологам, педагогам, а также студентам вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.


  • Е. П. Ильин. Психология воли
  • Предисловие ко второму изданию
  • Предисловие к первому изданию
  • Введение
  • Глава 1. Теории воли
  • 1.1. Воля как волюнтаризм
  • 1.2. Воля как свободный выбор
  • 1.3. Воля как произвольная мотивация
  • 1.4. Воля как долженствование
  • 1.5. Воля как особая форма психической регуляции
  • 1.6. Воля как контроль за действием
  • 1.7. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей
  • 1.8. Слабости противоборствующих по вопросу о природе воли направлений
  • Глава 2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека
  • 2.1. Является ли воля реальным психологическим явлением?
  • 2.2. Воля как синоним произвольности
  • 2. 3. Воля – это волевая регуляция или произвольное управление?
  • 2.4. Структура произвольного акта
  • 2.5. Произвольные и волевые действия
  • Глава 3. Психофизиологические механизмы произвольного управления поведением и деятельностью
  • 3.1. Условно-рефлекторные теории произвольного управления
  • 3.2. Функциональные системы и произвольное управление действиями и деятельностью
  • 3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления
  • 3.4. Связь произвольного управления с речевыми сигналами
  • 3.5. Представление как компонент произвольного управления
  • 3.6. Морфофункциональные структуры произвольного управления
  • Глава 4. Самоинициация произвольных действий
  • 4.1. Представления о непроизвольной инициации произвольных действий
  • 4.2. Представления о сознательной инициации волевых действий
  • Глава 5. Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления
  • 5. 1. Развитие идеи о самоконтроле
  • 5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе самоконтроля действий
  • 5.3. Произвольное внимание как инструмент самоконтроля
  • 5.4. Самоконтроль и автоматизация действий
  • 5.5. Самоконтроль поведения
  • Глава 6. Волевая регуляция и волевое усилие (самомобилизация)
  • 6.1. Что такое «волевой человек»
  • 6.2. Волевая регуляция и сила воли
  • 6.3. О моральной оценке проявления силы воли
  • 6.4. Волевые состояния
  • 6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции
  • 6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции
  • 6.7. Природа волевого усилия
  • 6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия
  • 6.9. Характеристики и виды волевого усилия
  • Глава 7. Волевые качества личности
  • 7.1. Что такое волевые качества личности
  • 7.2. Состав волевых качеств
  • 7. 3. Структура и общие характеристики волевых качеств
  • 7.4. От чего зависит уровень проявления волевых качеств
  • 7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах
  • 7.6. Классификации волевых качеств
  • Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств
  • 8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью
  • 8.2. Волевые качества, характеризующие самообладание
  • Глава 9. Возрастные и половые особенности произвольной активности
  • 9.1. О происхождении произвольных реакций в онтогенезе
  • 9.2. Возрастные особенности произвольного управления
  • 9.3. Возрастные изменения волевых качеств
  • Глава 10. Безвольное поведение
  • 10.1. Различные проявления безволия
  • 10.2. Лень
  • 10.3. Выученная беспомощность
  • Глава 11. Патология воли
  • 11.1. Нарушения произвольного управления психическими процессами
  • 11. 2. Нарушение целесообразности действий
  • 11.3. Расстройства произвольных двигательных действий
  • 11.4. Моторные нарушения речи
  • 11.5. Нарушение силы волевых побуждений
  • 11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития
  • Глава 12. Развитие силы воли
  • 12.1. Стратегия и тактика развития силы воли
  • 12.2. Формирование морального компонента силы воли
  • 12.3. Развитие волевых качеств
  • Глава 13. Методы изучения волевых качеств
  • 13.1. Что пытаются измерить
  • 13.2. Трудности в изучении волевых качеств
  • 13.3. Методы изучения волевых качеств
  • Вместо заключения
  • Научный словарь терминов
  • Бытовой словарь терминов, характеризующих волевую сферу личности
  • Фразеологический тематический словарь
  • Список литературы
  • Приложение. Методики изучения волевых качеств
  • 1.  Методики для оценки и самооценки волевых качеств
  • 2. Экспериментальные и неэкспериментальные методики изучения смелости
  • 3. Экспериментальное изучение упорства
  • 4. Экспериментальные методики изучения терпеливости
  • 5. Изучение произвольного самоконтроля
  • 6. Экспериментальное изучение выдержки
  • 7. Методики изучения решительности
  • 8. Нейродинамическая диагностика волевых качеств
  • 9. Методики выявления лености
  • 10. Самооценка организованности

Читайте еще:

Как манипулировать мужчинами и добиваться всего, чего хочетсяБаратова Наталья

Глава 7. Полюби меня заботливую

Все-таки слово «скандальная» не совсем уместно. Но как назвать женщину не просто гневливую, но активно его выплескивающую, портящую себе и окружающим жизнь? Женщина, устраивающая скандал. Сердитая? Злая? Гневливая? Именно о таком характере, нет, скорее о проявлении темперамента мы будем говорить. ..

Смысл тревогиМэй Ролло

Часть первая. Попытки понять тревогу

С другой стороны, тревога — это знак того, что в жизни личности или в ее отношениях с другими людьми что-то не в порядке. Тревогу можно рассматривать как идущий изнутри зов о разрешении проблемы. У каждого есть свои проблемные области. Иногда они возникают в результате непонимания между…

Дневник хулиганкиЦипоркина Инесса

Уголок Дурова — семейный портрет в интерьере

Поведение дочери моей бабуле казалось крайне легкомысленным: Аня легкомысленно вышла замуж за Леву, легкомысленно с ним ужилась, легкомысленно не пилила мужа, за то, что он не зарабатывает денег; так же, не менее легкомысленно, она закончила институт, нашла себе работу и родила очаровательную…

Законы выдающихся людейКалугин Роман

6.

УСКОРЕНИЕ УСПЕХА

Вам не случалось признаваться себе в том, что вам хотелось сделать нечто – только не хватало смелости? Часто люди даже не находят смелости, чтобы выразить свою благодарность другому, оправдывая это себе тем, что он или она могут усомниться в их искренности и бескорыстии. Зачем сковывать себя…

Психология общения и межличностных отношенийИльин Евгений

РАЗДЕЛ I. Психология общения

Руководители, обладающие разными уровнями общительности, используют различные методы, способы и приемы общения, которые обусловливают и разные способы взаимодействия между руководителями и исполнителями. В свою очередь, разные способы взаимодействия влияют на эффективность руководства.

Основы общей психологииРубинштейн Сергей

Глава VIII. Память.

Анализ конкретных условий, при которых «непроизвольное» запоминание, т.

е. по существу запоминание, включённое в какую-нибудь деятельность, не ставящую запоминание себе целью, оказывается особенно эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно…

Супермозг. Тренинг памяти, внимания и речиФьюсел Боб

Глава VII

Люди часто удивляются тому, что помнят человека в лицо, но не могут припомнить его имени. Фактически тут нет ничего удивительного, если рассмотреть большое количество ситуаций, в которых люди сталкиваются с этой проблемой. Когда вы встречаетесь со знакомым человеком, узнаете его, но не можете…

Школа стервы — 2. Карьера — я ее сделала!Шацкая Евгения

Это сладкое слово Карьера

Так или иначе, любой работодатель рано или поздно сталкивается с проблемой поиска новых сотрудников, поскольку старые либо работают плохо из-за низкой квалификации (то есть не могут работать хорошо), либо просто не хотят хорошо работать, мотивируя «нехотение» низким уровнем зарплаты или слишком.

..

Психология вниманияДормашев Юрий

Гипотезу составных (тире) ресурсов системы переработки информации выдвинули и обосновали израильские ученые Давид Навон и Даниил Гофер (Мамоп

ция). Поэтому данная структура будет работать, обслуживая то одну то другую деятельность поочередно. Согласно модели Д. Бродбента механизм селективного внимания или фильтр может быстро переключаться с одного канала входной информации на другой (см. гл. 2, с. 60-61). Число ошибок снижается…

Услышать Голос ТвойМорис Кэтрин

Глава 29

Позже, в том же месяце мы решили показать Анн-Мари доктору Перри. Мы уже решили, что доктор Коэн будет профессионалом, который будет регулярно фиксировать её прогресс через определённые промежутки времени, и мы записались к нему на приём в июле, так что наш визит к доктору Перри был немного…

Последний ребенок в лесуЛоув Ричард

Часть II. Почему молодым (да и всем нам) так нужна природа

Среди специалистов, занимающихся проблемами здоровья, есть такие, кто прямо говорит о необходимости срочных, научно обоснованных действий. Так, например, Говард Фрумкин из Имори вносит предложение о том, чтобы специалисты в области здравоохранения расширили определение здоровой окружающей среды…

Принципы современной психической самозащитыДанченко Владимир

Глава 21. Защита в предгаллюцинаторных ситуациях.

«Беспредметный страх» — это естественная реакция живого организма на сенсорно непрогнозируемую ситуацию (СНС), то есть ситуацию, в которой отсутствует объективная возможность прогнозировать течение событий и применять имеющиеся на подхвате стереотипы двигательных реакций. При…

ВОЛЯ | Энциклопедия Кругосвет

ВОЛЯ в психологии означает ту сторону или функцию психики, которая связана с внутренним усилием или сознательным выбором в пользу поставленной цели, сопряженным с преодолением внутренних препятствий. Этот выбор проводится в жизнь с помощью последовательности действий, характеризующихся такими признаками, как активность, сознательность, опора на прошлый опыт и целенаправленность, т.е. признаками, отличающими произвольную деятельность от действий непроизвольных.

В процессе развития психологии понятие воли подвергалось значительным изменениям. Уже у античных атомистов (Демокрит, Эпикур) обсуждается проблема воли, которая связывается с закономерностями движения атомов. У Аристотеля можно обнаружить трактовку воли как «действия по разумному стремлению», представляющего высшую ступень произвольных действий. Декарт полагал, что обладание душой делает человека уникальным живым существом, ибо душа доминирует над животными инстинктами, используя волю в качестве посредника. Позже, когда была признана теория биологической эволюции (Дарвин, Спенсер  и др.), психика человека, наряду с органическими структурами и физиологическими функциями, стала рассматриваться как результат и вместе с тем фактор постепенного эволюционного процесса, а воля – как функция человеческой психики, а не особая независимая сущность. Детерминизм, присущий принципу эволюции, приводит к трудному вопросу о свободе выбора в человеческом поведении. На какой стадии эволюции впервые появляется свобода? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет.

Вместе с тем эволюционисты приводят существенные доводы в пользу тезиса о филогенетическом происхождении воли. С приобретением в ходе эволюции дополнительных морфофизиологических структур организм становится более сложным, его подвижность возрастает и среда становится более разнообразной. Поэтому на определенном этапе эволюции рефлекторные и инстинктивные механизмы оказываются недостаточными для приспособления организма к среде и появляется такое новообразование, как сознательная деятельность, служащая направляющим посредником между стимулами и реакциями. Причем воля – лишь одно из проявлений сознательной деятельности (и ее важнейший компонент), в качестве других выступают память, мышление и чувства. С этой точки зрения можно различать произвольное поведение, ориентированное на цель, и непроизвольное поведение, возникающее случайно и не имеющее определенной цели.

Определить границы между произвольным и непроизвольным поведением весьма сложно. В экспериментальной психологии использовались два метода для исследования этой проблемы: а) испытуемые обучались осуществлять волевой контроль над малоиспользуемыми группами мышц, причем проводился детальный анализ как субъективных ретроспективных отчетов, так и объективной информации о деятельности испытуемых; б) изучались особенности психики индивидов, осуществлявших волевую регуляцию частоты сердцебиения и изменения размеров зрачка, обычно не поддающихся произвольному контролю. В качестве характеристик произвольного поведения были предложены такие факторы, как образы восприятия, имеющие источник непосредственно в движениях, ощущения, связанные с усилиями, эмоции, понимание результата, которого можно достичь с помощью движений, и безóбразное мышление.

Современные психологи придерживаются мнения, что произвольное и непроизвольное поведение можно дифференцировать, только принимая во внимание природу стимулов, которые их порождают и контролируют. Имеется также сильная тенденция отказаться от использования терминов «воля» и «волевое усилие» в качестве мотивационных факторов человеческого поведения. Ряд психологов считает более плодотворным не разделять поведение человека на произвольное и непроизвольное, а рассматривать действия выше уровня простых рефлексов как часть комплексной системы прижизненно приобретаемых навыков. Поэтому исследования, направленные на понимание процесса формирования навыков, обусловливания и анализа стимулов, контролирующих приобретенные формы поведения, являются весьма перспективными.
 

Учитывать волю человека при изучении психологии

Учитывать волю человека при изучении психологии

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:

Психическое здоровье

  • Уоррен Мэнселл 1 и
  • Тимоти А. Кэри 2  

Природа том 513 , страница 172 (2014)Процитировать эту статью

  • 2593 доступа

  • 3 Альтметрика

  • Сведения о показателях

Предметы

  • Психология

Для достижения улучшений психологических методов лечения, за которые выступает Эмили Холмс и ее коллеги ( Nature 511 , 287–289; 2014), исследователям необходимо концептуально связать исследования конкретных психических расстройств с фундаментальными процессами, общими для различных расстройств.

Психологи часто манипулируют средой участников исследования (независимая переменная), чтобы изменить реакцию или поведение человека (зависимая переменная). Например, они могут сравнить влияние угрожающих или нейтральных изображений на физиологическое возбуждение или память субъекта. Этот подход подходит для статистического анализа групповых данных, но упускает из виду важный момент, заключающийся в том, что люди уже контролируют свое окружение, изменяя свои реакции. Примером может служить тревожный человек, который активно ищет безопасности, избегая зрительного контакта.

Методологии исследований должны учитывать тот факт, что такие механизмы отрицательной обратной связи осуществляют контроль на всех уровнях, включая физиологический, психологический и социальный (см. T. A. Carey Lancet 382 , 1403–1404; 2013).

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Манчестерский университет, Великобритания

    Warren Mansell

  2. Центр удаленного здравоохранения, Алис-Спрингс, Австралия

    Timothy A. Carey

Авторы

  1. Warren Mansell

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  2. Timothy A. Carey

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Автор, ответственный за корреспонденцию

Уоррен Мэнселл.

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Скачать PDF

Свободная воля против детерминизма — Мир психологии

  1. Когнитивная психология

Исследование дебатов о свободе воли и детерминизме, включая взгляд на компатибилизм.


Эта страница доступна для пользователей. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Маслоу А.Х. (1943). Теория мотивации человека. Обзор психологии . 50 (4). 370-396.
  2. Скиннер, Б. Ф. (1959). «Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии . 38 (2). 168-172.
  3. Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической активности коры головного мозга. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/.
  4. Кастерс, Р. и Аартс, Х. (2005). Положительный аффект как неявный мотиватор: о бессознательном действии поведенческих целей. Журнал личности и социальной психологии . 89 (2). 129-142. Получено с http://goallab.nl/publications/documents/Custers,%20Aarts%20(2005)%20-%20positive%20affect%20as%20implicit%20motivator.pdf.
  5. Кюн, С. и Брасс, М. (2009). Ретроспективное построение суждения о свободном выборе. Сознание и познание . 18 (1). 12-21.
  6. Хомский, Н. (1959). Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера. Язык . 35 (1). 26-58. Получено с https://chomsky.info/1967____/.
  7. Шопенгауэр, А. Золлер, Г. и Пейн Э.Ф.Дж. (1999). Премия Эссе о свободе воли. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *