Волюнтаризм что это простыми: что это простыми словами, примеры проявления

Что такое волюнтаризм — определение в философии, области, история становления термина

Некоторые понятия, которые рассматриваются в философии, могут иметь сразу по нескольку определений, в которой порой довольно трудно разобраться. Философия — наука, изучающая природу, общество, мышление. Столь обширная научная область, в которой трудилось очень много самых разных философов, которые формировали новые движения, учения, идеи. Многие философские термины нашли своё отражение в культуре, но далеко не каждый знает о том, что они означают.

  • Что такое волюнтаризм — определение
  • Определение волюнтаризма в философии
  • История возникновения волюнтаризма

В знаменитом фильме «Кавказская пленница» один из героев фильма, роль которого исполнил Юрий Никулин, в одной сцене произносит слово «волюнтаризм», чем вызывает шок у присутствующих в помещении. Над этой сценой смеялись все зрители, но в то же время не каждый находящийся у экрана полностью осознавал, что именно означает это слово.

В данной статье будет рассказано о том, что означает этот термин, будут раскрыты его основные определения, а также будет указано в каких областях может использоваться данное понятие.

Что такое волюнтаризм — определение

Следует сразу указать, что данная идеология имеет сразу несколько определений, каждое из которых относится к отдельной научной области. Именно поэтому определения понятия отличаются друг от друга.

Слово «волюнтаризм» в переводе с немецкого языка имеет следующее значение: «произвольные решения». О том, как было введено это понятие и кем, будет рассказано дальше в статье. Происхождение слова связано с латинскими словами «voluntas» и «vella» — «воля» и «желать, хотеть».

Далее будут рассмотрены разные определения волюнтаризма, которые используются в разных областях:

  • Если рассматриваться идеалистическое направление в философии, именуемое волюнтаризмом, то его значение связано с признанием воли в качестве первоосновы всего сущего;
  • Волюнтаристская идеология используется также и в психологии и означает первичность воли во всех происходящих психических процессах и явлениях;
  • Теория и практика социально-политической деятельности использует этот термин для обозначения стремления индивида реализовать имеющиеся у него цели без учёта обусловленности всех последствий и общественных процессов определённым причинами;
  • В экономике волюнтаризм обозначает пренебрежение всех существующих законов развития общества и природы для реализации своих определённых целей, подразумевающих постройку станция для вызова ненатуральных природных аномалий, изменение русел рек и так далее.

Далее будет рассмотрено определение волюнтаризма, относящееся к философии.

Определение волюнтаризма в философии

Отдельно следует рассмотреть определение волюнтаризма, используемое в философии. В данной области термин служит обозначением определённого направления в философии, которое приписывает основную роль в развитии природы и общества именно воле. Тут следует отметить, что воля может быть как человеческой, так и божественной. Принадлежность воли зависит от рассматриваемого автора.

Волюнтаристское направление в философии означает выдвижение на первый план духовного бытия воли. Это означает противопоставление волюнтаризма рационализму — идеалистической философской совокупности систем, провозглашающей основой именно разум, или интеллект.

Также может рассматриваться и аллегорический смысл волюнтаризма, выражающийся в определении этого термина, как борьбы личности против имеющихся обстоятельств.

История возникновения волюнтаризма

Можно отметить и историческое развитие волюнтаристских идей, который появился довольно рано, хоть и не являлся

сформированным философским направлением, да и сам термин появился гораздо позже. Но предпосылки зарождения данного движения весьма важны.

Важными этапами в становлении волюнтаризма в философии стали следующие этапы:

  • Аврелий Августин ещё в четвёртом-пятом веках изложил волюнтаристские идеи, провозгласив значимость божественной воли во всём происходящем. В его трудах были изложены соображения, подобные фаталистским. В его случае явлением, определяющим поступки была не судьба, а божественное предопределение, то есть божественная воля;
  • К девятнадцатому веку волюнтаристские идеи уже смогли обрести свою собственную форму. Термин появился, благодаря немецкому социологу Фердинанду Теннису. Но ещё до 1883 идеи волюнтаризма были изложены в работах известного философа Артура Шопенгауэра;
  • Артур Шопенгауэр был своеобразным новатором среди европейских философов. Этот гигант мысли впервые изложил идеи, согласно которым воля доминировала над разумом. Воля в этой ситуации называлась «вещью в себе», то есть некой силой изнутри, определявшей поступки;
  • Фридрих Ницше нашёл в трудах Шопенгауэра нечто, что оказалось ему близко. Речь идёт о волюнтаристских идеях, которые Ницше развил в довольно абстрактную идею, заключавшуюся в биологическом волюнтаризме. Центральной идеей философии Ницше была проблема о трансформации «воли к жизни» в «волю к власти», а также были созданы положения о «сверхчеловеке».

что это такое, значение слова

Волюнтаризм – это философская позиция, разработанная как абстрактная философия еще в древности. Волюнтаризм родился не из ниоткуда, он предполагает очень старое представление об активной воле, когда субъект имеет волю к самобытию, к морализму, к рациональности, к прагматизму. Тем самым индивиду необходимо обладать волевыми проявлениями, дабы быть собой и хозяином жизни.

Позиция о такой воле зародилась еще на базе религии, она прослеживается в посланиях родоначальника христианской философии апостола Павла. Если разобрать эти послания философски и вспомнить рассуждения апостола о разнице физического обрезания и духовного, о необходимости именно духовного обрезания, то мы увидим, что духовное обрезание есть волевое самопринуждение и очень ясная целевая ориентация: «я вижу цель и заставляю себя ей соответствовать». То, что рекомендовал апостол Павел адресовано к христианству: «человеку надо заставлять себя быть христианином». Так со сменой эпох принцип оставался неизменен: человеку надо заставить себя быть европейцем, служить государству, собственной корпорации, себе самому, заставить себя быть прагматичным субъектом и действовать. Тем самым волюнтаризм предстает некой борьбой индивидуума с различными обстоятельствами.

Что это такое

Понятие волюнтаризм происходит от латинского voluntas – воля, и обозначает философское направление, уделяющее божественной, человеческой либо природной воле главенствующую роль в развитии мира, а также всех его составляющих.

Само понятие волюнтаризм возникло сравнительно недавно, хотя его принципы имеют древнейшие корни, а развитие этого понимания о воле как базовом компоненте мира получило еще в трудах Шопенгауэра и Ницше.

Волюнтаризм, что это такое? Волюнтаризм простыми словами означает то понимание, что воля – это есть главная сила движения в жизни. Надо заявить о своей позиции и эту позицию неукоснительно соблюдать, заставить себя быть свободным, а это бывает иногда страшно, особенно в странах, что только недавно начали выходить из тоталитарных условий. А став свободным, индивидуум должен защищать личную свободу и предъявлять требования другим, чтобы они соблюдали заявленные ими обязательства и предоставляли возможность другим быть собой. Тем самым, волюнтаризм простыми словами – это воля человека как главная составляющая жизни, постоянная борьба за свои устремления.

Волюнтаризм, как направление в психологии и философии, противостоит рационализму как еще одной философской идеалистической системе, оспаривая первичную значимость разума.

Волюнтаризм, раскрывшийся в работах Шопенгауэра, ставит волю выше всех остальных явлений в психической жизни человека, главной мотивационной компонентой его деятельности, делает волю надприродной силой.

Значение слова волюнтаризм определяет не только лишь человеческое качество, как сегодня принято в психологии, но и общемировой принцип. При этом волюнтаризм как особое видение о воле просочился и в психологическую науку, с этой позиции волю изучали многие психологи 19-х и 20-х веков. Однако многие ученые и не соглашались с таким подходом, утверждая необходимость причинных связей в волевых проявлениях человека. Спиноза, например, рассматривал обязательные причины в мотивации человека, а также относил волевые проявления человека только к душевным проявлениям, но не к телесным. Кант утверждал, что воля в одинаковой степени может быть свободна и несвободна. Лейбниц говорил о свободе в воле только через связь с разумными, рассудочными действиями, противопоставляя их поступкам на основе страстей. По Гегелю свобода и воля есть тождественные понятия и понятие волюнтаризм простыми словами означает «свободу». Но первейшее значение для развития волюнтаризма как философского направления имели труды Шопенгауэра.

Волюнтаризм Шопенгауэра

Во времена Шопенгауэра господствующее значение согласно Гегелю придавали разуму, познание считалось базовой категорией в мироустройстве.

Однако немецкий философ усомнился в таком видении и выдвинул идею о значении волевых проявлений человека, как самой значимой силе в жизни не лишь человека, но и животных, а также растений. Мир иррационален, не столь предсказуем, как кажется человеку, а познание – интуитивно, и именно волевые проявления человека движут всем. Воля знакома всем на основе опыта, как предельно простое явление, волевые проявления человека не требуют мыслительных конструкций.

Шопенгауэр рассматривал волевые проявления человека как силу, бесцельное движение без начала, без конца. У воли есть отдельные проявления, они могут конфликтовать между собой. Противодействия вовне и внутри человека есть выражения этой борьбы между отдельными волевыми объективизациями. Немецкий философ уверен, что мы действуем часто не как рассудочные существа, а под влиянием аффектов, страстей, темных импульсов, которые не можем вывести на уровень сознания.

И лишь вторую ступень в мироустройстве занимает познание, которое свойственно человеку.

Познание мира доступно в его отдельных актах схватывания реальности, и его выражение возможно через только искусство. Интеллект Шопенгауэр рассматривает только как инструмент воли, он служит конкретным практическим целям. Интеллект способен охватить только связи между объектами, не имеет способности познать их вглубь, утверждает немецкий философ. Разум не имеет регулятивную и мотивационную функции.

Главная задача, которую ставит себе Шопенгауэр – это понять живого человека. В противовес подходу рационалистов, человеку Шопенгауэра свойственна вся гамма чувств. В его понимании человек – это боящийся страданий, болезней, смерти, вечно жаждущий чего-то, недовольный собой. Немецкий философ считал, что именно человек придает миру осмысленность. Шопенгауэр не выделяет мир отдельно от взятого человека. Мир по Шопенгауэру — это мир человека.

В работе о мировой воле немецкий философ пробует показать, что многие претензии человека, его взгляды отдают манией величия. Симптомы мании величия по Шопенгауэру проявлены в трех сферах: космологической, биологической, психологической.

Космологический симптом мании величия находится в том, что индивидуум мнит себя господином вселенной, единственным высшим существом в космосе. Немецкий философ представляет Землю как крохотный шарик на окраинах космоса.

Биологический симптом немецкий философ рассматривает, как видение человека о себе подобных, как о венце творения, что тоже оспаривает, аргументируя тем, что отдельный человек не сможет встроиться в природную систему, использовать целиком, что дано ему природой.

Психологический симптом он описывает через то, что личность считает свое сознание, «я» – хозяином в жизни. Немецкий философ уверен, что истинным управителем мира и человека есть некое базовое, неуправляемое, бессознательное и часто темное начало, являющееся в воле.

Мировая воля в понятии немецкого философа является абсолютным злом. Ее два ключевых свойства – желание быть и желание продолжить свой род проявляются в любых существах. Желание быть – есть инстинкт самосохранения, свойственный как живой, так и неживой природе. У человека этот инстинкт выражается особенно ярко через страх смерти, борьбу за жизнь. Немецкий философ придает важное значение желанию продолжить род, как возможности победить мировую волю через создание потомства, которое будет жить, даже тогда, когда сам человек прекратит существование.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Волюнтаризм | Encyclopedia.com

От латинского voluntas, означающего волю, «волюнтаризм» используется в двух смыслах в философии и теологии. Для схоластов этот термин применяется к любой теории, в которой предпочтение отдается воле, а не интеллекту; тогда как среди современных мыслителей этот термин обозначает любую теорию, которая объясняет вселенную как происходящую в конечном счете из самой Воли. В первом смысле философии св. Августина, св. Ансельма Кентерберийского, Уильяма Оккама и Джона Дунса Скота можно назвать волюнтаристскими. Среди современников основными волюнтаристами являются Блез Паскаль, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр.

Святоотеческий и средневековый волюнтаризм. Христианских мыслителей святоотеческого и средневекового периода обычно относят к волюнтаристам не потому, что они отдают исключительное первенство воле, поскольку Бог также есть Истина, а потому, что они приближаются к экзистенциальной истине через субъективную вовлеченность, через выбор, основанный на любви.

Августинская теория. Философия св. Августина, например, характеризуется пламенным поиском беатилизирующего Добра. Для него дух может покоиться в насыщающей радости только тогда, когда он свободен от всяких сомнений и неуверенности. Признавая, что ум постигает неизменные и необходимые истины, св. Августин вопрошает, как бы он воспринял эти истины, если бы не был озарен Богом. Он считает, что в порядке средств знание кажется первым, но его функция лишь опосредующая; в порядке конца или совершенства любовь изначальна. Человек не должен пассивно признавать истину; такая истина не беатифицирует; его нужно желать, желать и любить. Бог больше, чем идея, Он есть присутствие; Он больше, чем навязчивая потребность, Он привлекает и возвышает любовь. «Бог есть милосердие».

Однако нигде Августин не подчиняет интеллект воле. Неоплатонизм, лежащий в основе всей его философской спекуляции, делает такую ​​позицию невозможной. Хотя его учение о благодати и провидении предполагает определенную и характерную психологию воли, в метафизическом порядке Августин всегда понимает Бога как по существу разум. Бог есть «Отец истины». На этом основано доказательство существования Бога, которое несколько раз встречается в его произведениях и имеет характерно августинский тон (9).0003 Отд. дам. 53.2 [ Patrologia Latina, ed.J. P. Migne, 271 т., указатели 4 т. (Париж 1878–90) 40:35]; Либ. арб. 2.7–33 [ Patrologia Latina 32:1243–63]). Бог есть «солнце души», Сам выполняющий функции, которые схоласты приписывали intellectus agens ( Gen. ad litt. 12.31.59 [ Patrologia Latina 34:479]). Вера также и у св. Августина, как и у св. Ансельма, предполагает разум. Для обоих принцип Intelligo UT Credam не менее верен, чем принцип Credo UT Intellight ( в Псалме. 118,18,3 [ Patrologia Latina 37: 1552]; Serm. 43.7.9 [ Patrogia Latina 38: 258]).

Волюнтаризм Скота. Философия Иоанна Дунса Скота носит более выраженный волюнтаристский характер. О свободе воли он говорит особенно ясно и решительно. Он настаивает на том, что сама воля и ничего, кроме воли, есть тотальная причина его воления. Оно не определяется другим, но определяет себя contingenter, не inevitabililiter, к одному из вариантов, которые перед ним ( В 2 отправлено. 25). Это свобода, атрибут, существенный для всех высших форм воли и, следовательно, не приостанавливаемый и не аннулируемый в блаженном видении ( В 4 послан. 49.4). Так как воля господствует над всеми другими способностями, а также потому, что ей принадлежит милосердие, являющееся величайшей из добродетелей, воля является более благородным свойством человека, чем разум. Уилл предполагает интеллект, но первому posterior Generatione, и поэтому более совершенный ( В 4 послан. 49.4).

Современные теории воли. Среди современных философов, для которых волюнтаризм является основным, общая попытка состоит в том, чтобы подойти к бытию не через мысль и необходимость, а через волю и свободу.

Волюнтаризм Паскаля. В XVII веке волюнтаристское христианство Блеза Паскаля противостояло рационалистическому гуманизму Рене Декарта. Согласно Паскалю, математический метод — не единственный метод, позволяющий достичь истины; поэтому он проводит резкое различие между духом геометрии и духом утонченности. У сердца есть причины, которых разум не знает; сердце, а не разум, переживает Бога.

Для Паскаля, если человек хочет обрести веру в Бога, он должен пробудить свое желание, устранить препятствия и вырваться из оцепенения. Желание счастья преследует и беспокоит сердце человека. Бог чрезвычайно желанен и бесконечно привлекателен; трагично не искать Его.

Теория Канта. Волюнтаризм Иммануила Канта возникает из-за того, что он воспринимает только структурный элемент интеллектуального знания, без его экзистенциального аспекта. Он объясняет знание детерминизмом данного и форм чувствительности, категорий духа и чистой апперцепции, термином которой является чисто идеальный Абсолют. Из своего анализа знания он заключает, что, поскольку понимание не имеет присущей ему интуиции, метафизика лишена онтологического значения.

Но от истины легче отказаться, чем от добра. Несмотря на свой агностицизм, Кант стремится любой ценой сохранить абсолютную ценность нравственного акта. С этой целью он отделяет это действие от Бога, так как разум не может с уверенностью знать Его существование, а также от интереса и чувства, которые сделали бы эту ценность относительной. Нравственная заповедь категорична и универсальна (см. категорический императив). Человек должен выполнять свой долг не потому, что это приятно или интересно, или потому, что он стремится достичь Бога, а только потому, что это долг. Поскольку закон обязывает абсолютно и никто не обязан выполнять невозможное, Кант заключает, что человеческая свобода аподиктически надежна.

Этический формализм кантовской морали проистекает из дуализма, отделяющего волю от инстинктов, добро от истины и человека от Бога. Это несуществующий формализм, поскольку, если воля должна учитывать всеобщие предписания, она должна быть также и конкретной, под угрозой причудливости и нереальности. Это идолопоклоннический формализм, так как этому закону нужно поклоняться, хотя он исходит из человеческой субъективности и не беатифицирует. Морализм Канта звонит в колокол морали.

Шопенгауэровский квиетизм. Артур Шопенгауэр, ученик Канта, принял кантианский агностицизм и сделал на нем акцент. Тем не менее, хотя Кант считал ноумены непознаваемыми, он не хотел их устранять. Как можно объяснить присутствие ноуменов в сознании иначе, чем способностью, связанной с абсолютом? По Шопенгауэру, эта способность абсолютного, составляющая субстанцию ​​бытия, есть воля. Воля — единственная субстанция, конечная реальность, единственный нерушимый производитель существования. Между тем в человеке воля, единая, бесконечная и неизменная сама по себе, индивидуализирована и ограничена своим отношением к телу и введена в заблуждение знанием, которое обманывает ее пустыми заблуждениями. Вследствие этого воля человека к жизни, временная, иллюзорна, бессильна и навеки обречена на несчастье. Как человек может освободиться от несчастья? Философ или мудрец интуитивно понимает бесполезность воли к жизни; он исцеляется от иллюзии; освобожденный от желания и страха, нужды и сожаления. Отвергая принцип индивидуации, он отождествляет себя с той безличной и космической волей, которая составляет Бытие. квиетизм, радикальная воля, изгоняющая мир и уничтожающая себя, есть высшая мудрость. Это любопытная метафизика, поскольку, возвысив волю и обособив знание, она утверждает, что воля в основе своей бессильна, и принуждает ее больше не желать и претерпевать безличную Судьбу.

Ницше и воля. Шопенгауэр говорил, что воля есть субстанция бытия; чтобы быть, он отказался от существования. Согласно Ницше, следует отказаться от озорной фантасмагории ноуменов; существуют только явления, свободные акты воли. Акт воли абсолютен сам по себе, не направлен к чему-то за его пределами, идет ли речь о ценностях, на которые претендуют моралисты, о рае христиан, нирване буддистов или о счастье, о котором мечтал Шопенгауэр. Нужно забыть действовать «ради», «ради» или «потому что». Эти выражения кощунственны, так как они лишают воли того, что ей принадлежит, и делают ее зависимой, между тем как она абсолютно хороша сама по себе. Века логики, морали и религии испортили волю, которая сама по себе свободна и суверенна. Есть те, кто говорил о необходимых истинах, необходимых законах, абсолютной уверенности и религиозных обязанностях. Человек подчинился этим лжеучителям и развратился. Он должен освободиться от этого подчинения. Мораль — костыль для калек, религия — приют для больных. Сверхчеловек освобождает себя актом бунта, он ищет смерти Бога. Будучи совершенно свободным, он чувствует радость в этом акте полного освобождения. Это, однако, чисто формальная, фиктивная и несуществующая свобода, поскольку у Ницше, как и у Шопенгауэра, воля, лишенная всякой силы осуществления, остается бессильной и заключенной в непреложный круговорот вечного возвращения.

Прагматизм и философия ценностей. Хотя другие современные философии, такие как прагматизм и многие философии ценности, являются волюнтаристскими, они не столь негативны. Уильям Джеймс, в основном эмпирик, выступает против позитивного сциентизма. Человек думает не для удовольствия думать, а для того, чтобы жить. Будь то научная или философская, каждая мысль возникает из потребности и соответствует интересу. Таким образом, каждое суждение есть акт веры. Истинное суждение специфицируется и определяется не природой объекта, а целесообразностью субъекта. Следовательно, его критерий субъективен. Тем самым Иаков оправдывает веру в свободу, гарантируя более чем одну ценность действиям человека, и веру в Бога при условии, что Бог оказывает ему помощь и тем самым укрепляет его.

Исходным пунктом кантианской морали является категорический и всеобщий императив, являющийся источником одинакового характера моральных обязанностей, возложенных на всех людей. Исходным пунктом современной морали является не априорная реальность, а именно право, а субъект, который желает, желает, проектирует, находится в такой-то среде и в такое-то время, пользуется таким-то ресурсом или страдает такой-то слабостью. . Необходимо определить долг каждого человека и проследить идеальную линию его продвижения с точки зрения данной конкретной ситуации. Долг определяется не только нравственным законом, но еще более призванием, то есть единичным зовом, звучащим в каждой совести и одновременно учитывающим его действующую действительность и всеобщие ценности, побуждающие этот зов.

Для Канта целью воли является закон; для прагматика воля завершается ценностями. Ценность — это то, что желательно, то, что делает вещь хорошей, принцип экзистенциальности. Ценностей, безусловно, много: экономические и духовные ценности, эстетические и нравственные ценности, мирские и религиозные ценности. Возможна ли субординация между ними? Одни располагают их в иерархическом порядке, поскольку одни значения относительны, другие абсолютны; одни гипотетические, другие безусловные. Существует априорный порядок сердца и априорный порядок разума. На вершине всех этих ценностей стоит Ценность par excellence, живой Бог, который актуализирует и бесконечно продлевает человеческую деятельность. Очень часто этот Бог уже не Бог философов, а Бог христиан.

Критика. В противоположность детерминизму философов-интеллектуалистов современные волюнтаристы придают слишком большое значение факту свободы и анализируют его как нечто внутренне конституирующее бытие. На том основании, что поведение человека не предопределено, как поведение животного, они доходят до крайности, считая, что человек должен заставить себя существовать, что для того, чтобы существовать и чтобы существовал мир, человек должен признать навязанные самому себе субъективные установки. Ловушки интеллектуализма и волюнтаризма, кажется, присутствуют на протяжении всей истории человеческой мысли. Как два крайних философских подхода, они представляют собой чрезмерно упрощенные попытки прийти к истине, а также чрезмерно упрощенные средства борьбы с явной ошибкой.

См. также: экзистенциализм; интеллектуализм; иррационализм; воля.

Библиография: ч. Дж. Марроу и А. м. la bonnardiÈre, S. Augustin et l’Augustinisme (Париж, 1955). Дж. laporte, Le Coeur et la raison d’après Pascal (Париж, 1950). е. boutroux, La Philosophie de Kant (Париж, 1926). Дж. wahl, Études Kierkegaardiennes (Париж, 1938). ф. Коплстон, Артур Шопенгауэр (Лондон 1946). ж. а. Кауфманн, Ницше (Принстон, 1950). Дж. royce, William James and Other Essays (Нью-Йорк, 1911). п. ortegat, Religion et Intuition, 2 v. (Gembloux 1948). р. eisler, Wörterbuch der philosophischen Begriffe, 3 v. (4-е изд., Берлин, 1927–30) 3: 429–435. а. Коломбо, Философская энциклопедия, 4 т. (Венеция-Рим, 1957) 4: 1691–94. а. Мишель, Словник католической теологии, изд. . а. vacant et al., 15 т. (Париж, 1903–50; общие таблицы 1951–) 15.2:3301–22.

[стр. ортегат/

л. Дж. ходок]

Волюнтаризм — по ветвям / доктринам

Введение | Метафизический волюнтаризм | Эпистемологический волюнтаризм
 
Введение Наверх

Волюнтаризм есть метафизический и эпистемологический взгляд, который рассматривает волю как превосходящую интеллект и эмоция , и эта воля является основным фактором как во вселенной , так и в человеческом поведении . Термин был введен немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855–1936), а его этимология происходит от латинского «voluntas» (означающего волю или желание).

Обычно противопоставляют интеллектуализму как в его метафизической, так и в эпистемологической формах. Он отличается от концепции

волюнтаризма (доктрины в Философия Жизни что объединение людей должно происходить только по взаимному согласию , и что все агрессивное и принудительное , включая правительство, является злом и должно быть оставлено).

Метафизический волюнтаризм Наверх

В метафизике волюнтаризм — это теория, согласно которой Бог или окончательная природа реальности должны пониматься как некоторые форма завещания .

В своей самой ранней формулировке средневекового шотландского философа Джона Дунса Скота волюнтаризм — это философский акцент на божественной воле и человеческой свободе во всех философских вопросах.

Согласно Скоту, именно воля определяет какие объекты хороши , а сама воля неопределенна (не определяется ничем другим). Средневековый волюнтаризм также отстаивал еврейский философ Avicebron (1021 — 1058) и Уильям Оккам.

Волюнтаризм XIX века берет свое начало у Иммануила Канта, особенно в его учении о «примате практического над чистым разумом ». Он утверждает, что интеллектуально люди неспособны познать конечную реальность, но это не должно (и, как утверждает Кант, не должно) мешать выполнению обязанности действовать так, как если бы духовный характер этой реальности был определенным .

Вслед за Кантом пошли две отдельные линии волюнтаризма:

  • Рациональный волюнтаризм был создан Готлибом Фихте, который утверждал, что мир и вся его деятельность должны быть поняты только как материал для деятельности практического разума , который является средством, посредством которого воля достигает полной свободы и полной моральной реализации .
  • Иррациональный волюнтаризм был разработан Артуром Шопенгауэром, считавшим, что воля есть иррациональное, бессознательное побуждение, по отношению к которому интеллект представляет вторичное явление. Он утверждал, что всякая деятельность является слепой по отношению к индивидуальному деятелю, хотя сила и существование воли постоянно утверждаются .
Эпистемологический волюнтаризм Наверх

В эпистемологии волюнтаризм представляет собой точку зрения, согласно которой убеждение является вопросом воли , а не просто регистрацией своего когнитивного отношения или степени психологической уверенности в отношении сформулированного предложения. Таким образом, можно одновременно чувствовать себя очень уверенным в отношении конкретного предложения, и все же приписывать ему очень низкую субъективную вероятность .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *