Воображение и мышление в психологии – § 5. Мышление и воображение

основные функции, виды и формы.

Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

При наглядно-образноммышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На уровне словесно-логическогомышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление.

Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое — на разработку средств реального преобразования окружающего мира.

По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическоемышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ— мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез — мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение— мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция— мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.

Обобщение— мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие— форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении, выраженная словом или группой слов.Суждение— форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями.Умозаключение— форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают два основных вида умозаключений:индуктивные и дедуктивные.Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Воображение(фантазия) — познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным и активным, а активное, в свою очередь разделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное воображение).

Пассивноевоображение характеризуется непроизвольностью возникновения, что проявляется в сновидениях и грезах.

Активноевоображение характеризуется произвольностью, и человек при этом по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, оно более ориентировано на практическую деятельность.

При воссоздающем, репродуктивном воображении образ предмета или явления создается по его словесному описанию. Это необходимо человеку при чтении книг, изучении различных схем и карт. Репродуктивное воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

При творческом, продуктивном воображении предполагается самостоятельное создание совершенно новых образов без опоры на готовое описание. Оно требует отбора из запасов памяти соответствующих представлений и их реконструкции в соответствии с замыслом.

При творческом воображении различают объективную и субъективнуюновизну его результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, что имеется уже в опыте других людей, то это объективное новое для данного человека и для всех других. Если образы воображения новы только для самого создателя (он не знал о существовании аналогичных результатов), то их следует относить к субъективному новому.

Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии (в широком смысле термины «воображение» и «фантазия» часто отождествляются). Понятие «мечта» наиболее применимо к содержанию образов воображения, моделирующих ситуации и события, особенно желательные и значимые для человека.

studfiles.net

60. Взаимосвязь воображения и мышления.

Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания.

В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Воображение, как и мышление, принадлежит числу высших познавательных процессов, где ясно обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Воображение достаточно часто «подменяет» мышление, помогая субъекту познавать и понимать.

Самые тесные связи существуют между воображением и мышле­нием:

-воображение осуществляет мыслительный отход за пределы не­посредственно воспринимаемого;

-способствует предвосхищению будущего;

-«оживляет» то, что было ранее.

61.Понятие о воображении, его основные отличия от процессов восприятия и памяти.

Психический процесс, занимающийся созданием новых образов (представлений) путем переработки информации восприятий и пред­ставлений, полученных в предшествующем опыте, называется вооб­ражением. Воображение присуще только человеку.

Воображение может быть:

  1.  Активным — по средствам воли, человек вызывает у себя со­ответствующие образы.

  2.  Пассивным — когда образы возникают спонтанно.

  3.  Продуктивным — действительность сознательно конструиру­ется человеком, т.е. творчески преобразуется.

  4.  Репродуктивным — ставится задача воспроизвести реальность, как она есть, связано с восприятием и памятью.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение опирается на прошлый опыт, образы воображения всегда вторичны, т. е. связаны с ранее пережитым, воспринятым, прочувствованным. В отличие от процессов памяти в воображении не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации, имеющийся опыт преобразуется, обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает новую эмоциональную окраску. Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса.

62.Виды активного воображения.

Активное, или произвольное воображение — это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Именно оно является тем инструментом, который позволяет человеку разумному сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. К этому виду воображения относятся:

Мечта- особый вид воображения. В отличие от непроизвольных грез, мечта представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.

Воссоздающее воображение подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Творческое воображение также относится к активному виду. Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения.

studfiles.net

Мышление и воображение » Саморазвитие и самосовершенствование эзотерика, личностный рост психология отношений читать


 
          Мышление – познавательный процесс, который характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
 
          Мышление – это всегда получение нового знания. Установление внутренних и внешних связей между предметами и явлениями.
 
          Мышление всегда порождается проблемной ситуацией.
 
          Виды мышления:

1. Наглядно-действительное (появляется у ребенка первым).

2. Наглядно-образное (установление непривычных сочетаний предметов и их свойств).

3. Теоретическое образное мышление – оперирует образами, которые он конструирует сам (фантастические произведения).

4. Теоретическое понятийное мышление (словесно – логическое), оперирует понятиями (у некоторых людей его нет).
 
          Логические операции относятся к четвертому виду мышления – словесно – логическому.
 
           Виды:

— сравнение – сходство и различия между предметами;

— анализ – разделение предмета на отдельные его элементы;

— синтез – противоположное анализу – построение целого из отдельных частей;

— абстракция – выделение наблюдений существующей стороны конкретного предмета или явления;

— обобщение – соединение существующих деталей и связывание этих существующих деталей с конкретным классом предметов или явлений;

— конкретизация – противоположная обобщению – выделение из общего класса предметов конкретного предмета.
 
         Процессы мышления:

1. Суждение – высказывание, которое содержит определенную мысль.

2. Умозаключение – серия суждений из которых выводятся новые знания.

3. Определение – система суждений о каком-либо классе предметов, с выделением наиболее общих признаков.

4. Индукция – процесс вывода частного из общего.

5. Дедукция – вывод общего из частного.
 


 
Мышление и здоровье
 
          Реалистическое мышление – правильное отражение окружающего мира, с помощью мышления, которое помогает сделать поведение человека разумным.
 
           Творческое мышление – связано с открытием чего-либо нового.
   
           Признаки:

— оригинальность – нахождение человеком собственное решение в данной проблемной ситуации;

— семантическая гибкость – возможность расширить применения какого-либо предмета на практике;

— образная адаптивная гибкость – умение видеть скрытые стороны предмета;

— синоптическая спонтанная гибкость – разнообразие идей в неопределенной ситуации;

— самостоятельность мышления – сам придумывает.
 
           Препятствия к творческому мышлению:

1. Конформизм – желание быть как все, не выделяться.

2. Боязнь быть «Белой вороной».

3. Боязнь критиковать других (честность и откровенность).

4. Боязнь возмездия со стороны окружающих.

5. Высокая тревожность.

6. Завышенная самооценка.

7. Неуравновешенность творческого и критического мышления.
 


 
  Воображение

           Воображение – познавательный процесс, в котором опосредованно отображается действительность.

          Воображение – процесс трансформации приобретенного опыта, сложный психический процесс, который невозможно рассмотреть автономно, не соотнося к другим процессам.

 
           Воображение – продуцирование живых образов.

           Воображение – способность к изобретательности, совмещать несовместимое.

 
           Воображение – необычный способ связи вещей.
 
           Виды:

1. Разделение по органам чувств:

— зрительное;

— слуховое;

— обоняние;

— вкусовое;

— осязательное.

2. Активное – вызывает образы с помощью воли.

3. Пассивное – сами собой появляются образы.

4. Продуктивное — в образах присутствует много нового (элементы фантазии).

5. Репродуктивное – воспроизведение уже известных образов.
 
          Функции:

1. Представлять окруженный мир.

2. Регулировать эмоциональные состояния.

3. Регуляция познавательных процессов.

4. Формирование внутреннего плана действий – совершать действия в уме.

5. Планирование и программирование действий.

6. Регулирование физиологических функций (представлять что-либо; зайти в ледяную воду, представляя, что она теплая).
 
          Воображение и творчество можно развивать, но нужна сильная воля.
 

yaunikum.ru

Мышление и воображение

Связь познавательных процессов воображения и мышления

В процессе манипуляции образами, которые хранятся в памяти человека человек способен мысленно разделять их на составные части, изменять их, перемещать во времени и пространстве заменять существующие элементы другими, более подходящими для конкретной ситуации. Данная способность к мыслительному преобразованию чувственных образов памяти и является воображением и данный процесс напрямую доказывает имеющуюся теснейшую связь между процессами воображения и мышления.

Таким образом в процессе осуществления воображения сливаются в единое целое чувственный и отвлеченный характер отражения окружающей человека действительности. Именно подобный характер отражения позволяет человеку овладеть способностью к созданию новых чувственных образов, которые находятся во внутреннем, субъективном пространстве сознания человека.

Образы и представления, которые получены человеком в результате осуществления воображения, позволяют ему возможность представить в наглядной форме образ конечного результата к которому он стремится. Все действия человека будут направлены на достижение данного образа воображаемой действительности. Именно эта особенность является отличительной чертой продуктивной деятельности человека от рассудочного характера деятельности животных.

Полученные в результате воображения новые образы могут быть проанализированы человеком при помощи дискурсивного мышления. В результате подобного анализа в воображаемые образы и явления могут быть внесены соответствующие изменения, которые обоснованы мыслительным анализом сознания.

Основой развития творческой деятельности человека является активное продуктивное воображение. Таким образом можно сделать вывод о том, что успех любой деятельности человека тесно связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности, результате достижения поставленной цели.

Основные закономерности развития мышления человека

Одной из самых разработанных областей психологии является психология мышления. Определяется данный процесс как обобщенное и опосредованное отражение человеком окружающей действительности, которое теснейшим образом связано с особенностями чувственного познания мира в практической деятельности человека.

Замечание 1

Мышление является особой формой человеческой деятельности, которая осуществляется в практической деятельности человека с целью решения возникающих перед ним задач и опирается на систему имеющихся у него понятий.

Для успешного решения поставленной перед человеком задачи ему необходимо постоянно удерживать цель во внимании, при этом осуществлять намеченную программу операций и сопоставлять процесс выполнения действий с конечным результатом, который является желаемым.

Основные закономерности развития воображения человека

Воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, которое выражается в создании новых образов продуктов труда и обеспечивающее создание определенной программы поведения в тех случаях, когда у возникшей проблемной ситуации имеется неопределенный характер.

В зависимости от возникающих обстоятельств, характеризующих имеющуюся проблемную ситуацию, одну и ту же задачу человек может решать, как с помощью мышления, так и с помощью воображения. Таким образом можно сделать вывод о том, что воображение проявляется на тех этапах познания, когда весьма велика неопределенность разрешения ситуации. Именно воображение и фантазия позволяют миновать несколько этапов мышления и представить конечный результат действий.

Воображение в данном случае является необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленной формой постижения существующей сущности объекта и его чувственной составляющей. Чувственная и рациональная составляющие в процессе познания находятся в единстве.

Замечание 2

Процесс познания движется по направлению от чувственного к рациональному и абстрактному мышлению. Следует отметить, что при этом именно процесс чувственного познания рассматривается как исходная ступень, а мышление выступает как высший уровень знания.

Чувственное познание хотя и осуществляется на осмысленном уровне все-таки является ступенью познания, отличной от логического знания. Именно осмысление имеющегося у человека чувственного опыта является обязательным условием формирования новых знаний. Оказание влияния логических знаний на чувственное восприятие окружающей действительности зачастую имеет своим результатом запуск процесса воображения, выступающего в качестве деятельности созидающей понятия. Мышление же в данном ключе выступает как своеобразная программа, которая определяет особенность течения процессов воображения.

В отличие от структурного разделения логического мышления человека воображение характеризуется динамической структурой и способно к гибким изменениям в зависимости от особенностей развития ситуации и объекта.

В процессе образования понятий воображение способно сохранять специфику своего функционирования. Таким образом продукты созданные в результате работы воображения являются переработкой сознанием отраженных и реальных отношений человека с окружающим его миром и действительностью.

Одновременно с этим с помощью работы воображения создаются:

  • совершенно новый продукт,
  • новое единство,
  • новая связь.

Благодаря воображению у человека появляется возможность увидеть целостную картину желаемого будущего еще до того момента, как оно будет представлено в частностях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение обладает способностью видения целого ранее чем будет сформирована программа мыслительного анализа. Своеобразие данного процесса заключается еще и в том, что воображение является «экономным» процессом, в связи с тем, что его образы никогда не копируют объект в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные для него детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого.

spravochnick.ru

Мышление и воображение

Содержание

мышление воображение логика интеллектуальный

Введение

1. Характеристика психических процессов

2. Мышление и воображение как высшие психические процессы

2.1 Мышление

2.2 Воображение

2.3 Исследование уровня мышления и воображения

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Цель данной работы: Провести теоретический и практический анализ психологических интеллектуальных процессов мышления и воображения.

Задачи:

1. Дать краткую характеристику главных составляющих элементов психологического процесса

2. Подробно рассмотреть феномены мышления и воображения.

3. Проанализировать мышление и воображение на примере сотрудников Городской детской поликлиники №150 г.Москвы

1. Характеристика психических процессов

Восприятие мира. Внимание. Память

Восприятие представляет собой непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. [1 С.53]

Индивид в процессе своей жизнедеятельности постоянно познает окружающую действительность, непосредственно взаимодействует с ней и встречается с предметным миром. Каждый индивид воспринимает одну и ту же информацию в зависимости от целого комплекса внутренних факторов. Иными словами восприятие информации индивида зависит от своих интересов, способностей потребностей. Зависимость восприятия от психологических особенностей каждого человека носит название апперцепции. В психологии выделяют следующие свойства восприятия:

1. Целостность. Человек всегда воспринимает образ предмет целостно. Однако необходимо отметить то обстоятельство, что у индивида способность целостного зрительно восприятия формируется в процессе практики.

2. Константность. Как и целостность, константность восприятия приобретенное свойство. Благодаря этому свойству восприятия человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и т.п.

3. Избирательность восприятия. Все объекты, с которыми взаимодействует индивид неодинаковые по своему значению, поэтому одни объекты имеют преимущество перед другими объектами, тем самым проявляется свойство избирательности восприятии.

4. Осмысленность. Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, пониманием сущности предметов.

5. Структурность. Человек распознает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков

Восприятия сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д. [8 С.277] Иными словами индивид их запоминает Психологический энциклопедический словарь определяет память, как интегрированное психическое отражение взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. [1. С.303]

Память состоит из таких процессов как: запоминание и последующее узнавание. С точки зрения запоминания, у индивида в большей степени развитыми являются осязательная, слуховая, зрительная, память. Если рассматривать память с позиции временного отрезка, то можно выделить кратковременную, и долговременную память, сенсорную.

Внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Внимание — не содержание, а акт, выполняемый субъектом. При характеристике внимания можно выделить его главные функции. 1. Отбор 2. Игнорирование 3. Удержание 4. Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание бывает: непроизвольным (независимым от воли), произвольным (преднамеренное) и послепроизвольным (не требующее постоянных волевых усилий.) В психологии различают такие свойства внимания как: 1. объем, сосредоточенность, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Мышление. Воображение

Мышление представляет собой познавательный процесс, отражающий действительность. [9]

Под воображением в психологии понимается уникальная человеческая способность к созданию новых законченных образов действительности. Она создается посредством преобразования комплексного опыта конкретного индивида.

Эмоциональные процессы

Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида [1]

Самые простые эмоциональные процессы у индивида мы можем наблюдать во врожденных реакциях (движение, секреторные изменения). При дальнейшем развитии человека сама эмоция перестает существовать только как первородный инстинкт, она «эволюционирует», становится более сложной, тем самым формируя многообразные виды высших эмоциональных процессов. Иными словами высшие эмоции (интеллектуальные, эстетические, социальные) составляют основу его эмоциональной деятельности. В настоящее время к эмоциональным процессам относят аффекты, эмоции, чувства.

Механизмы психологической защиты

Психика человека – очень тонкий инструмент, который постоянно подвергается внешнему и внутреннему воздействиям. Для защиты психики, существуют специальные механизмы защиты. Они ограждают индивидуума от различных негативных эмоциональных воздействий и способствуют сохранению психологического равновесия, помогают разрешать внутриличностные конфликты и протекают как на бессознательном, так и на подсознательном психологических уровнях. Виды психологической защиты:

1. вытеснение,

2. подавление,

3. аскетизм,

4. нигилизм.

З. Фрейд впервые ввел дефиниции «психологическая защита», «защитные механизмы».

Известно, что в современной жизни человек пребывает в постоянном стрессе, ежедневно он испытывает целый комплекс эмоциональных переживаний, находится в разнообразных психологических ситуациях. Такие ситуации неизбежно приводят к нарушениям и изменениям личности, девиантному поведению, отрицательным аффектам. В критических ситуациях, когда человек не имеет возможность или способность реализовать свои потребности, то может возникнуть крайняя степень эмоционального напряжения: стресс и фрустрация.

Для того чтобы снять эмоциональное напряжение необходимо использовать целую систему защитного поведения. Примерами защитных типов поведения могут быть:

· агрессия;

· аутизм;

· репрессия;

· рационализация;

· сублимация;

· забывание;

· самопрощение

· проекция собственной вины на всех других.

Психология общения и психология групп.

Общение – это сложный многогранный процесс, выступающий как взаимодействие людей, социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются личностные отношения, установки на социальные нормы. Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика. Социально-психологическим механизмами общения являются: заражение, внушение, убеждение, подражание. В общении и через общение формируется социально-психологическая общность – МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей. Можно выделить следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, управления, инструментальная, синдикативная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации.

Человек в своей деятельности большую часть времени проводит в группах. Люди создают семьи, работают, учатся, при этом они взаимодействуют между собой. Только при наличии трех составляющих: единства места, времени и совместного действия совокупность индивидов может считаться группой в социально-психологическом смысле. Кроме того необходимо создать ощущение причастности человека к конкретной группе. Только такая идентификация каждого члена группы со своей группой приводит к формированию чувства «мы» в противоположность «им» — другим группам. Указанные признаки характеризуют малые группы. Малая группа — это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Кроме малых групп в психологии существуют большие группы, как совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов людей. К таким группам относятся: относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации и т.д. [3]

2. Мышление и воображение как высшие психические процессы

2.1 Мышление

В психологии мышление считается одним из самых сложных психических процессов. Существует множество определений мышления. В целом если характеризовать данный феномен, то можно отметить, что в первую очередь мышление является социально обусловленным процессом.

mirznanii.com

Мышление и воображение

МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Вопросы для изучения


  1. Понятие о мышлении. Обобщенность и опосредованность мышления

  2. Виды мышления

  3. Основные мыслительные операции

  4. Формы мышления

  5. Понятие о воображении. Связь мышления и воображения

  6. Виды воображения

  7. Психологические приемы воображения

1. Понятие о мышлении. Обобщенность и опосредованность мышления

Предметом исследования психологии является мышление конкретного человека в его реальной жиз­ни и деятельности. Первую информацию о мире дают ощущения и восприятия. Однако чувствен­ная картина мира недостаточна. Там, где оказывается уже недоста­точным или даже бессильным чувственное познание, начинается мышление. Оно выходит за пределы чув­ственно данного и тем самым расширяет границы нашего познания. Расширение познания достигается в силу специфической возможности мышления — от­ражать бытие в его связях и отношениях, в многооб­разных опосредованиях. Мышление — познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Обобщенность мышления означает, что мышление — это, прежде всего, осознание и понима­ние общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно, наглядно человеку в его опыте не даны. Они связаны с открытием нового знания, решением проблем на основе переработки полученной информации. Любое слово, понятие, которое мы употребляем в своей речи содержит уже обобщенные признаки предметов, имеющихся в опыте человека (стол, кошка, лето и др.). Опосредованность мышления связана с тем, что для возникновения процесса мышления человеку не обязательно непосредственно воспринимать предмет (ситуацию), он может представить его образ, вспомнить его и размышлять об этом предмете. Таким образом мышление опосредуется через знания человека об этом предмете, представления (образы) о нем.

Виды мышления

Классификация видов мышления производится по разным основаниям. По основанию развития мышле­ния в онтогенезе выделяют: 1) практически-действенное, 2) наглядно-образное и 3) словесно-логическое (понятийное) мышление.

На уровне наглядно-действенного мышления за­дачи решаются с помощью реального, физического действия с предметами. Эта форма мышле­ния появляется уже у детей 3-х лет. Ребенок анализирует познаваемые объекты, манипулируя ими, выполняя с ними различные действия..Любознатель­ные дети ломают свои игрушки именно с целью выяс­нить, «что там внутри». Ребенок еще не ставит перед собой цели и не планирует своих действий. Он мыс­лит, действуя. Движение руки на этом этапе опережа­ет мышление. Поэтому этот вид мышления еще назы­вают ручным.

Наглядно-образное мышление связано с опериро­ванием образами, в опоре на воспринимаемые, наблю­даемые образы. В простейшей форме это мышление проявляется у дошкольников в возрасте 5—7 лет. Что­бы мыслить об объекте, ребенку не обязательно тро­гать его руками, но ему необходимо его воспринимать. Именно наглядность является характерной особенно­стью мышления ребенка в этом возрасте. Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Обычно это случается, если нужно придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы глобус, карта земного шара, изображения атомного ядра, внутрен­него строения Земля и т. д.

Понятийное (словесно-логическое) мышление реализуется путем использования поня­тий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, скорость, честность, гордость и т. д.). Благодаря этому мышлению человек может устанавливать общие закономерности, прогнозировать развитие процессов в природе и обще­стве. Это мышление развивается у детей в школьном возрасте в процессе обучения.

Структурная единица практическ-действенного мышлениядействие; наглядно-образного — образ; словесно-логического — понятие.

В зависимости от глубины обобщенности различа­ют эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие от­ношения, его результат — построение тео­ретических моделей, создание теорий, обобщение опы­та, раскрытие закономерностей развития различных явлений.

Все виды мышления тесно связаны между собой. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты мышления и следует говорить об относи­тельном преобладании того или иного вида.
Основные мыслительные операции

Как познавательный процесс мышление состоит из ряда операций — мыслительных действий. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ — это мысленное деление целого на час­ти или мысленное выделение из целого любых его признаков. Анализ бывает практическим (если мыслительный процесс непосредственно вклю­чен в речевую деятельность) и теоретическим (ум­ственным).

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Результатом синте­за является новый образ, новое представление, новое знание. Анализ и синтез протекают всегда в единстве (в единой параллели), обеспечивая логический строй мышления. Процесс познания начинается с первично­го синтеза — восприятия нерасчлененного целого, далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

Сравнение — мыслительная операция сопоставле­ния предметов и явлений по их сходству и различию, (по сопоставимым признакам). Интересно, что в онтоге­незе первичным является сравнение по чертам разли­чия— оно легче. На основе срав­нения делаются обобщения.

Обобщение — центральная мыслительная опера­ция, состоящая в объединении предметов в одну группу на основе выделения существенных общих призна­ков. К примеру, существенным при­знаком класса птиц считается их пернатость. Объеди­нение по данному признаку есть обобщение.

Абстрагирование (от лат. отвлече­ние) — операция выделения отдельных признаков предметов и отвлечение от остальных признаков (например: «белизна»). Абстрагирование важно в научных ис­следованиях, как «очищение» изучаемого явления от побочных признаков, и в технических изобретениях, как заимствование признака или свойства и создание на его основе нового устройства.

Классификация — группировка объектов по различным признакам. Например различные цветы, собранные в букет можно классифицировать по таким признакам как цвет, время цветения, характер соцветия и т.д.

Логические формы мышления

Мышление в высших его проявлениях реализует­ся с помощью слова. Слово — та форма, в которую облачается мысль, в которой она материализуется. Любопытно, что все богатство и разнообразие мыслей человека выражается всего в трех формах. Это понятия, сужде­ния и умозаключения.

Понятие — форма выражения мысли с помощью слова или словосочетания (например: «Морозит», «Новый год» и др.). Каждое слово обобщает (кроме имен собственных). Оперируя понятием, мы представляем себе предмет вообще, лишенным индивидуальных признаков, и мыслим о нем, исключая все мешающее.

Суждение — мысль, выраженная с помощью связи нескольких понятий. Формирование суждения проис­ходит как формирование мысли. Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление — значит, уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Суждение — такое предложение, в котором утверж­дается взаимосвязь объекта и его свойства. Суждения бывают истинные или ложные. Например: «В июне всегда идет снег» (Л), «Зимой часто идет снег» (И).

Умозаключение — это вывод, сделанный на основе сопоставления и ана­лиза различных суждений. Вывод может быть сделан на основе анализа частных закономерных свойств или индуктивно. Индуктивное умозаключение отражает движение от частного к общему. Пример: «Студент Иванов увлекается психологией. Студент Петров увле­кается психологией. Студент Сидоров увлекается пси­хологией. Значит, все студенты увлекаются психоло­гией». Возможно, мы допустили поспешное обобщение без достаточных оснований. Это, кстати сказать, час­то встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Обратное движение — от общего закономерного к частному — дедуктивное умозаключение. Используем тот же пример: «Все студенты увлекаются психологи­ей. Иванов, Петров, Сидоров — студенты, значит, они увлекаются психологией».

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.
Понятие о воображении. Связь мышления и воображения

Воображение, как и мышление, принадлежит числу высших познавательных процессов, где ясно обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Воображение необходимо в любой дея­тельности— не представив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу.

Воображать — значит, преображать, В пси­хологии воображением (фантазией) называют познавательный психический процесс, основанный на комбинирующей способности мозга преобразовывать и создавать новые образы. Психология отводит воображению очень важ­ное место в жизни человека и всего человечества в целом. Несомненно, сохранение и воспроизведение прежнего опыта имеет для человека огромное значе­ние, но не будь творческой деятельности, человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и не умел бы обращаться к будущему.

Благодаря воображению люди преобразуют мир. Воображение позволяет человеку представить себе картину того, чего он в действительности никогда и не видел; и даже то, чего вообще не было (предвосхищая, пожег быть, будущее).

Восприятие действительности часто преобразу­ется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Сложная связь существует между продуктами фантазии и явлением действитель­ности. Не обязательно побывать в пустыне, чтобы иметь представление о ней и использовать ее образ в своей фантазии. Здесь помогает чужой или соци­альный опыт. В этом смысле воображение важно для личности, ведь оно помогает усваивать этот опыт. Во­ображение и опыт, таким образом, взаимозависимы.

Одной из наи­более значительных его функций является гностичес­кая, заключающаяся в том, что воображение активно способствует познанию. Как часто школьнику или сту­денту, чтобы понять неизвестное явление, приходится вообразить его. Созданный воображением образ облег­чает процесс усвоения, особенно если учащийся име­ет образное мышление. Таким образом, воображение достаточно часто «подменяет» мышление, помогая субъекту познавать и понимать. В этом смысле можно оценить шутливое определение А.Р. Лурии, назвавше­го воображение ВРИО (временно исполняющим обя­занности) мышления.

Виды воображения

В психологии выделяют пассивное и активное воображение. При пассивном воображении трансфор­мация образов может происходить произвольно и не­произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грезами — намеренно вызванными образа­ми фантазии, не связанными с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображени­ем, а не формируются им. Человек находится во вла­сти этих образов, не оперируя ими. На низших уров­нях сознания, в дремотных состояниях и сновидениях образами движут аффективные потребности, влечения (3. Фрейд). При активном воображении образы сознательно формируются в соответствии с поставленными целя­ми творческой деятельности. Этот вид можно подраз­делить на воссоздающее и творческое. Воссоздающим называется то воображение, которое воссоздает обра­зы по описанию, на основе текста, рассказа, на основе ранее воспринимавшихся образов. При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов. По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным. Конкретное оперирует единичными, вещными, с деталями образа­ми. Абстрактное оперирует образами в виде обобщен­ных схем, символов. Но эти два вида нельзя противо­поставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов.

Ценность человеческой личности во многом зави­сит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности.

Одним из высших видов творческого воображения является мечта. Мечта — образ желаемого будущего. В этой связи мечта человека — одна из его содержательных характерис­тик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности.

Психологические приемы воображения

Для создания об­разов человек пользуется достаточно огра­ниченным количеством приемов.

1. Комбинирование — сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяет­ся в науке, техническом изобретательстве, искус­стве, художественном творчестве. Частным слу­чаем комбинирования является агглютинация — «склеивание» различных деталей, свойств, не соеди­нимых в реальной жизни. Примерами агглютина­ции могут служить сказочные и фантастические образы — избушки на курьих ножках, ковра-само­лета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

2. Гиперболизация — преувеличение предмета; изме­нение количества частей предмета и их смещение — драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п.

3. Акцентуирование — выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателя­ми-сатириками, художниками при создании дру­жеских шаржей, выразительных образов.

4. Типизация — специфическое обобщение, для кото­рого характерно выделение существенного, повто­ряющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К приме­ру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современни­ков, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его соб­ственного идеала женщины.

Поделитесь с Вашими друзьями:

www.dogmon.org

24. Воображение и творческое мышление

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

1. воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

2. воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

1. опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

2. в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

25. Основные научные школы в зарубежной психологии.

Зарубежная психологическая наука исповедует различные подходы к пониманию психики и поэтому включает в себя несколько направлений: псшаоналитическое, бихевиористское, гешталътпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-R (а при необходимости она может быть, и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гешталътов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входя­щих. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Ис­следование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возни­кают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человеках нетрадиционных позиций.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *