определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения:
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
Образное представление действительности;
Регулирование эмоциональных состояний;
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюс окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
определение, виды, функции. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Роль игры в развитии воображения.
Воображение и творчество.Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс – процесс создания новых психических образов – и получил название воображения. Воображение– это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольнойработы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Произвольноевоображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения появляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или задуманных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделитьвоссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец,пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Воображение и творчество. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка. Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
воображение | Значение воображения в Longman Dictionary of Contemporary English
Семейство слов (существительное) воображение (прилагательное) вообразимый ≠ невообразимый воображаемый воображаемый ≠ невообразимый невообразимый (глагол) представлять себе (наречие) невообразимо образно
Из Longman Dictionary of Contemporary Englishimaginationi‧ma‧gi‧na‧tion /ɪˌmædʒəˈneɪʃən/ ●●● S3 W3 существительное 1 [исчисляемое, неисчисляемое] ПРЕДСТАВЬТЕ себе способность формировать в уме картинки или идеи рассказчик с невероятным воображением Не нужно большого воображения, чтобы понять их горе. Проявив немного воображения, вы можете найти отличные недорогие подарки.2 → быть (плодом) чьего-то воображения3 → в чьем-то воображении4 → захватить/поймать чье-то воображение5 → оставить что-то для чьего-то воображения 6 → оставить мало/ничего для воображения7 → использовать свое воображение → ни в коей мере не напрягает воображениеПОЛОКАЦИИПрилагательныехорошее воображениеОна живой ребенок, с хорошим воображением.большое воображениеЕго картины демонстрируют большое воображение.яркое/богатое воображение (=способность думать о многих идеях и вещах, которые могут произойти)Она обладал богатым воображением и прекрасным чувством юмора. С вашим живым воображением вы должны написать книгу. Сверхактивное/воспаленное воображение (=ум, который воображает странные вещи, которые не являются реальными) Эти истории являются продуктом сверхактивного воображения. общественное воображениеЭта история захватила общественное воображение.творческое воображениеУ меня нет творческого воображения, чтобы быть писателем. глагол побрить (а) воображениеЕе стихи показывают, что у нее много воображения.используй свое воображениеМузыканты должны использовать свое воображение, а также их технические навыки. показать / продемонстрировать воображение. Его последние картины демонстрируют яркое воображение. отсутствие воображения. Кажется, многим современной поп-музыке не хватает воображения. зажечь / стимулировать чье-то воображение (= заставить кого-то использовать свое воображение). Цель выставки — стимулировать воображение людей. фразыбыть полными воображенияЕе истории полны воображения.отсутствие воображенияИх политика свидетельствует об отсутствии воображения.дайте волю своему воображению (также дайте волю своему воображению в британском английском) (=позвольте себе представить много странных или замечательных вещей)Он использует рисование как способ дать волю своему воображению. Примеры из корпусного воображения. Каждый из этих взглядов является частью или порождает связную систему, но эти системы питаются воображением. • У Шекспира самое богатое воображение из всех поэтов. • У Дебби очень хорошее воображение. • Это был бы хороший урок для нее, как использовать свое воображение немного больше. • Эти вещи принадлежали прошлым моментам, когда он впервые представил их себе, образы на фотографиях, которые он сделал в своем воображении. воображение. • Одетый в твид и постоянно курящий трубку, его воображение часто убегало вместе с ним. • Гимнастика Лолита не совсем плод мужского воображения. • То, что это может быть не так в некоторых случаях, не требует большого воображения, чтобы понять. • В моем воображении и кошмарах я провел время в железном легком. • Может быть, это было только мое воображение, но он казался действительно враждебным. • Чтение — хороший способ развить воображение ребенка в раннем возрасте. • Живое воображение Джека часто давало ему дурные сны. • Никто не стучит в дверь — должно быть, это было ваше воображение. • У меня нет с собой фотографии, так что вам придется использовать свое воображение.
Определение из словаря KJV
вообразимый
IMAG’INABLE, a. Это можно вообразить или представить. Это положение доказано со всей мыслимой ясностью.
воображаемый
ИМАГИНАНТ, а. Воображение; зачатие. Не используется.
воображение
ВООБРАЖЕНИЕ, н. Л. воображаемый. Сила или способность ума, с помощью которой он постигает и формирует идеи о вещах, сообщаемых ему органами чувств.
Воображение Я понимаю представление индивидуальной мысли.
Наше простое восприятие телесных объектов, если оно присутствует, есть чувство; если отсутствует, то это воображение зачатие.
Воображение в собственном смысле означает живое представление о предметах зрения. Оно отличается от зачатия, как часть от целого.
Задача зачатия состоит в том, чтобы предоставить нам точную запись того, что мы чувствовали или воспринимали. Но у нас также есть способность видоизменять наши концепции, комбинируя части разных, чтобы образовать новые целостности нашего собственного творения. Я буду использовать слово воображение, чтобы выразить эту силу. Я понимаю, что это истинный смысл этого слова, если воображение есть сила, порождающая произведения поэта и художника.
Мы бы определили воображение как волю, воздействующую на материалы памяти; не довольствуясь порядком, предписанным природой или предложенным случайно, она выбирает части различных понятий или объектов памяти, чтобы составить целое более приятное, более ужасное или более ужасное, чем когда-либо представлялось в обычном курс природы.
Два последних определения дают истинный смысл слова, как его теперь понимают.
1. Зачатие; образ в уме; идея.
Иногда отчаяние омрачает все ее воображение.
Его воображение часто было таким же смелым и сильным.
2. Устройство; схема формируется в уме; устройство.
Ты видел всю их месть и все их замыслы против меня. Лам.3.
3. Самонадеянность; неосновательное или фантастическое мнение.
Мы склонны думать, что пространство само по себе на самом деле безгранично; к какому воображению нас приводит идея пространства самого по себе.
4. Первое движение или цель ума. Ген.6.
воображаемый
воображаемый, a. Это формирует воображение.
1. Полный воображения; фантастика.
воображай
IMAG’INE, v.t. L. imaginor, от имаго, изображение.
1. Формировать в уме понятие или идею; воображать. Мы можем представить себе фигуру лошадиной головы, соединенной с человеческим телом.
В этом смысле более подходящим словом является «фантазия».
2. Формировать идеи или представления в уме, изменяя и комбинируя наши концепции.
3. Изобретать с целью; схема; разработать.
До каких пор ты будешь воображать зло против человека? Пс.62.
IMAG’INE, v.i. зачать; иметь понятие или идею. Я не могу представить, как это должно было произойти.
воображаемый
ВООБРАЖАЕМЫЙ, стр. Сформированный в уме; воображаемый; надуманный.
воображающий
IMAG’INER, n. Тот, кто формирует идеи; тот, кто изобретает.
воображение
ВООБРАЖЕНИЕ, стр.