Воображение продуктивное – . . . —

Предложения со словосочетанием ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Так, в толковании продуктивных воображений появляются некоторые противоречия. Всю эту гигантскую машинерию — от перерабатываемого сырья до проективной синтетической деятельности — приводит в действие трансцендентальная сила продуктивного воображения. Принципами обучения являются интеграция учебных курсов (объединение материала по разным предметам в одном уроке), индивидуальный подход к учащимся, разноуровневость предлагаемых заданий по уровню сложности, развитие продуктивного воображения и мышления. Если результатом субъективной дедукции явилось взаимопроникновение синтезов восприятия, воспроизведения и рекогниции на основе синтеза продуктивного воображения, то результатом объективной дедукции явилось конкретное единство чувственности и рассудка, которое воплотилось опять-таки в трансцендентальном синтезе воображения. Рефлексия есть тогда не что иное, как трансцендентальное познание, воссоздающее связь чувственности и рассудка и выявляющее фундаментальную роль продуктивного воображения и времени в априорном познании.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: отогнать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Они формируют способность к самосозиданию, продуктивное воображение, рефлексивное мышление и при этом резко меняют подходы к содержанию, к конструкции учебной книги, любого дидактического пособия для школьника. Мы уже отмечали, что продуктивное воображение — это конструктивно-творческое создание нового наглядного образа, ситуации, потребного будущего. Продуктивное воображение присуще только человеку, и оно должно не только создавать новые образы (представления) в сознании, но и при благоприятных условиях вести к изображению, по крайней мере поддерживать, стимулировать поиск в таком направлении, хотя бы ассимилировать и реализовывать чужие проекты. Здесь, однако, существенно подчеркнуть другое: описание временных характеристик сознания, выделение ключевых функций времени в познавательной способности, сближение времени с продуктивным воображением не столько подкрепляет, сколько разрушает первично принятую схему разделения познавательной способности на чувственность и рассудок. Судя по этим словам, он не пытался эксплицировать продуктивное воображение, поэтому и свой творческий процесс он характеризует достаточно опосредованно. Холистическое мышление становится необходимым в связи с потребностями современного общества иметь креативных, творчески мыслящих и способных к продуктивному воображению людей. Однако именно в эмпирическом применении категорий выявляется вторая фундаментальная роль времени, поскольку основой эмпирического применения является продуктивное воображение. Таким образом рассматриваемое явление помещалось в оптическое поле, конституированное различными типами времени — не только социальным (измеряемым институциональными ритмами выполняемых функций или групповыми действиями), но и культурным (изменения ценностных и символических структур, проявляющиеся в реконфигурациях антропологических конфигураций), что придавало самому предмету необычайную «объёмность», возбуждая тем самым продуктивное воображение читателя, получающего возможность самостоятельно прослеживать цепочки смысловых следствий и связей. Знание о должном (однотипных человеческих мотивациях) возможно только в пространстве продуктивного воображения, следовательно, в сфере социального знания невозможно использовать методику естественно-научного эксперимента, здесь необходимо было изобрести нечто иное. Одним из понятий продуктивного воображения является интуиция. Фантазия отличается высокой степенью свободы от многих ограничений — семантических, лексических, логических и других норм, которые регулируют продуктивное воображение. Перцептивная модель, представление — образ раннее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный
продуктивным воображением
; форма чувствительного отражения в виде наглядно образного знания. Кудрявцев) исходят из единства продуктивного воображения и творческого мышления ребёнка как основы преемственности в его становлении. Это — высокая умственная активность, выражающаяся в познавательных интересах и особенно — склонности к самостоятельному решению новых познавательных задач, сообразительность и развитое продуктивное воображение, признаками которого служат разнообразие, оригинальность, богатство и реализуемость замыслов. Одной из основополагающих характеристик «человека культуры» является его способность к познавательной деятельности, то есть
продуктивному воображению
, творческому и свободному преобразованию реальности на основе своих культурных потребностей. Всё это говорит о том, что фантазия малыша ещё очень неустойчива и совершенно не подчиняется определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует творческое продуктивное воображение. Если вы видите, что ребёнок старшего дошкольного возраста часто бросает начатое, всё время меняет замысел в ходе деятельности, то нужно помочь ему, направить развитие его продуктивного воображения. Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. Канта, проектной, моделирующей деятельности нашего «продуктивного воображения» присутствуют неизменные инвариантные характеристики. Так создаётся целостный образ самого познания, запечатлённый в его произведении, которое имеет некую рекурсивную силу, является opera operans; познание порождает, производит в произведении
продуктивного воображения
, озарения, инсайта то, что непереводимо в точное знание, на волне такой непереводимости сознание и бессознательное неразличимы между собой. Соединение чувств и рассудка может быть произведено лишь в деятельности, а именно — в произвольной, субъективной деятельности продуктивного воображения. Процессы активности при создании новых идей, мыслей включают: избирательность восприятия, целенаправленность поиска абстрагирующей деятельности мысли, продуктивного воображения, включающего фантазии. Помимо такого мышления важную роль в развитии субъектности личности играет вторая сила — продуктивное воображение, моделирующее формы и образы в их бесконечном разнообразии и смысловом единстве. Без веры целеполагание является очевидным случаем «чистого», но отнюдь не продуктивного воображения. Воображение представляет собой форму духовной активности человека в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно-творческим созданием нового наглядного образа, ситуации, потребного будущего (
продуктивное воображение
).

Неточные совпадения

Действительно, воображение, чтобы быть продуктивным, должно работать с определённым материалом, выраженным в представлениях — как эмпирических, так и известных изобретателю теоретических результатах. Канта проблема творчества рассматривается с точки зрения продуктивной способности воображения, творческое мышление является источником возникновения знания, воображение содействует осуществлению «синтеза чувствительного рассудка». Другими словами, репродуктивное воображение — это наше сознание в данный момент времени, а продуктивное — это развитие нашего сознания (1, с. 297). Уникальные качества человека, выражающие тенденцию к изменению, возникают в синтезогенезе и проявляются в многообразных формах активности субъекта, таких, как творчество, воображение, самореализация личности, описываемых как продуктивные типы активности. Иначе говоря, если в субъективной дедукции воображение есть исходный пункт рефлексии (как репродуктивный синтез и как продуктивный синтез, лежащий в основе всех трёх синтезов), то в объективной дедукции воображение есть результат построения системы абстракций, смыкающих чувственность и рассудок. Механизмом этого знания является продуктивная способность воображения (его априорный синтез), которая создаёт всеобщие и необходимые формы (например, понятие) и накладывает их на эмпирическое многообразие чувствительности (см.: Хрестоматия по истории философии: Учеб. Не продуктивное, но репродуктивное воображение теряет свои функции при отказе от субъективной стороны дедукции. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение — всё это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врождённой предрасположенности полушарий к разделению обязанностей.

kartaslov.ru

Продуктивная сила воображения


⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 84Следующая ⇒

Процесс познания и творчества, требующий от человека мобилизации всех его духовных сил, невозможен без участия воображения. В самом деле, одной из отличительных особенностей творческой активности человеческого духа является способность преобразовывать непосредственно данное в конкретно-образной форме, создавая из обычных впечатлений необычные комбинации.

Воображение представляет собой специфическую форму духовной активности субъекта в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно-творческим созданием нового наглядного или наглядно-понятийного образа, ситуации, потребного будущего (продуктивное воображение). Оно во многом зависит от впечатлений, которые могут быть и сиюминутными, и пребывающими в памяти, а также и теми и другими одновременно. По своей природе оно тесно связано с мышлением, нередко как бы вплетаясь в самую ткань его, подчиняясь логике мысли. В иных случаях воображение может обретать относительную самостоятельность и протекать уже по своей особой «логике», выходя за пределы обычных норм мышления. Для истинно творческого воображения характерен «отлет» от реальности, выход за пределы непосредственно дан-

ного. В этой связи представляют интерес психологические исследования, согласно которым всякое глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности, отхода от ее видимой внешней стороны, большей свободы в оперировании ее составными частями. Именно в таком состоянии нередко могут происходить «сцепления» образов, дающие оригинальные идеи, результаты, которые мгновенно оцениваются и подхватываются разумом. Можно сказать, что воображение и мышление развиваются в единстве: самостоятельное развитие одного вне другого невозможно. Более того, те формы воображения, которые связаны с творческой активностью духа, являются совершенно необходимым, неотъемлемым моментом мышления — в этом случае грань между мышлением и воображением почти стирается.

Сила продуктивного воображения, его уровень и значимость для познания и творчества определяются прежде всего тем, насколько воображение «учитывает» меру, за пределами которой оно может утратить смысл и объективную значимость своей продуктивности, а также тем, насколько новым и по-настоящему оригинальным является результат этой его продуктивности. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, оно оборачивается творчески бесплодной фантазией.

 

Термин «фантазия», рассматриваемый о точки зрения признака «отлета от действительности», выступает в качестве синонима термина «воображение». Но в нем есть и специфический смысл, не позволяющий отождествлять его с воображением. Эта специфика заключается в том, что если воображение, как бы далеко ни «отлетало» оно от реальности, все-таки всегда связано с ней и ориентировано на нее, то есть на практически значимую действительность, и оперирует образами, то фантазия, как правило, оперирует не просто образами, а образами-символами, сознательно гипертрофирующими, а порой и «извращающими» действительность, повествуя о ней по принципу диаметрально противоположных оценок вроде добра и зла и т. д. Образы-символы фантазии, как правило, выступают и в персонифицированной форме.

 

Природа творческого воображения заключается в обобщении, но не в абстрагирующем, а в таком, которое приближается к преобразованному им конкретному и продолжает жить в нем. Известно, что живое созерцание и наглядное мышление образуют ступень, ведущую к понятийному мышлению. Однако имеется и такое наглядное мышление, которое уже опосредствовано обобщениями высоких ступеней абстракции и символизации, воплощенными в конкретных образах. Высшие формы воображения и являют собой наглядно-образное мышление, насыщенное глубоким понятийным и идейным содержанием. К примеру, высшим продуктом творческого художественного

воображения является образ, преобразованный изнутри идеей художника так, что при всей своей жизненной реальности он оказывается выражением определенного идейного содержания.

Самая общая роль воображения в науке заключается в том, что оно позволяет преобразовывать закрепленную научными традициями парадигму, приучившую видеть вещи определенным образом, и видеть их по-новому. Не менее рельефно, чем в искусстве, выступает воображение в науке. Задумывая постановку опыта, исследователь должен, исходя из своих гипотез и учитывая уже установленные законы данной области, мысленно, в воображении представить такую конкретную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить выдвинутую им гипотезу. Это мысленное создание конкретной ситуации эксперимента является актом творческого воображения в научном исследовании.

Итак, воображение тесно связано в познании с мышлением, усиливая его продуктивную мощь тем, что позволяет ему раздвигать рамки существующего и свободно парить в созданном им самим пространстве поиска.

Интуиция

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логически доказательном виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Порой в сокровенных глубинах души как бы наплывом возникают поражающие силой прозрения образы, которые намного обгоняют систематизированную мысль. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную.

 

В истории философии понятие интуиции имело разное содержание. То она понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Так, Платон понимал под интуицией созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира), которое есть вид непосредственного знания, приходящее как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Декарт утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…» 1. То она трактовалась как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция). «Безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «сосредоточена в чувственности» 2. Интуиция понималась также

1Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 86.

2Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2-х т., т. 1, с. 187.

и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцин творчества (3. Фрейд). В некоторых течениях зарубежной философии (интуитивизм и др.) интуиция трактуется и как божественное откровение, как всецело бессознательный феномен, несовместимый с логикой и жизненной практикой, опытом.

 

Различные толкования интуиции в домарксистских или немарксистских философских и психологических учениях подчеркивают в феномене интуиции общий момент непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного характера логического мышления.

Опыт научного познания различных форм творчества показывает, что они не всегда осуществляются в развернутом, логически и фактически доказательном виде. «Все, что мы называем изобретением или открытием в высшем смысле, есть из ряда вон выходящее проявление, осуществление оригинального чувства истины, которое, давно развившись в тиши, неожиданно, с быстротой молнии ведет к плодотворному познанию» 1. При этом сам процесс решения не осознается, а в сознании всплывает лишь его результат. Только задним числом, когда задача уже решена, ход ее решения может быть осознан и проанализирован.

Иногда научное творчество резко противопоставляют логике, считая, что мышление, подчиняющееся правилам логики, автоматически гарантирует успех в решении типовой, но не творческой задачи. Вопрос этот более сложный, чем кажется на первый взгляд. Заметим лишь, что оригинальности ума нельзя научить. Не умеющему творчески мыслить сама по себе логика также мало может помочь, как знание грамматических правил — научить сочинять истинно художественные стихи. И все же в реальном процессе мышления интуиция тесно связана с логическими процессами, хотя есть все основания думать, что ее механизмы существенно отличаются от принципов и процедур логики и характеризуются своеобразными способами переработки и оценки информации, которые пока еще изучены крайне слабо. Интуиция не автономный способ познания, но лишь его качественно особый вид, такой, когда отдельные звенья логической цепи остаются на уровне бессознательного. Это как бы свернутая логика мысли. Логика и интуиция играют каждая свою необходимую роль, и обе неизбежны. Логика, дающая достоверность, есть орудие доказательства, интуиция же — орудие изобретения.

Итак, идет ли речь об интуиции чувственной (предчувствие

1 Гёте. Избр. филос. произв., с. 326.

опасности, угадывание неискренности, благорасположения) или интеллектуальной (мгновенное решение практической, теоретической, художественной или политической задачи), об интуиции как предугадывающем прозрении, она всегда опирается на «осевший» в подсознании опыт: часто элементы опыта не осознаются, но активно функционируют в системе взаимоотношения субъекта и объективной реальности. В этом процессе имеет место подсознательное восприятие и запоминание: человек не может дать себе отчет, где и когда он по мельчайшим крупицам собрал тот опыт, который и послужил «стартовой площадкой» его интуиции, его творческого озарения. Важной особенностью интуиции как раз является способность подмечать закономерности, нечто существенное, наблюдая малозаметные формы их проявления. На качающуюся люстру Пизанского собора не один раз смотрели тысячи людей, но только Галилей вывел из этого закон колебания маятника.

В чем же заключена эвристическая сила бессознательного? Прежде всего в том, что оно свободно от стереотипов, в нем наличествует больше степеней свободы образования ассоциативных связей, тогда как логическое мышление (прежде всего формально-логическое, а в определенной мере и диалектическое) подчинено исторически сложившимся, устоявшимся нормам, проторенным ходам мысли, хотя, разумеется, и логическому мышлению в его поисках истины свойственна определенная мера свободы.

Особым психологическим состоянием, на фоне которого проявляется интуиция, является творческое вдохновение. Вдохновение — это трудно постижимое состояние «сознательной непосредственности», своего рода одержимость, интенсивное проявление чувств, волнение, интеллектуальный энтузиазм, способный предвосхищать итог мысленной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновенья, по словам В. А. Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта, как сказал А. С. Пушкин,

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Следует, однако, подчеркнуть, что, как бы ни была велика сила воображения и интуитивного озарения, они никак не противостоят сознательным и рациональным актам в познании и творчестве. Все эти сущностные духовные силы человека действуют в единстве, и лишь в каждом конкретном акте творчества

может преобладать то одно, то другое. Но понимание творческой активности человеческого духа было бы существенно неполным без рассмотрения проблемы творчества и личности.

Творчество и личность

Первый вопрос, который возникает в этой предметной области: творит ли человек по произволу или в силу необходимости? И что такое личность, рассматриваемая в аспекте творчества? Оба эти вопроса неизбежно порождают третий: свободен ли человек в своем творчестве, как понимать свободу личности в творчестве?

В силу своей включенности в процесс культурно-исторического развития различных областей человеческой деятельности человек подчинен логике этого развития и потому так или иначе действует под условием необходимости. Здесь действует, если можно так сказать, историческая необходимость творческой деятельности (но пока понимаемая еще в узком плане). В широком же плане она заключена, как это следует из общего понимания творчества, в необходимости реализации внутренних потенций человека как общественного развивающегося существа, унаследовавшего культурно исторический опыт предшествующих поколений: утвердить достигнутое прошлыми поколениями можно, только продвинув его дальше. Но эту необходимость человек реализует свободно, поскольку он обладает свободой выбора из ряда возможностей ее реализации. Именно в этой свободе только и может проявиться творческая сила личности.

Свобода личности в творчестве реализуется как умение ее поднимать свой интерес до уровня общественно значимого интереса. Это свойство есть первый необходимый признак истинно творческой личности, с акцентом на слове «личность». Здесь, конечно, уже нельзя не говорить о сугубо внутренних качествах человека как творческого существа и как личности. Для реализации творческих потенций личности существен ряд характерологических и интеллектуальных достоинств, которые в совокупности и взаимоопосредствовании и формируют определенный тип ученого, художника и т. д. Одним из существенных качеств в этом «наборе» должна быть критичность мысли (она тоже есть одно из проявлений свободы творчества). Однако критичность критичности рознь — есть деструктивная, а есть конструктивная критичность. В творческой деятельности ценной является последняя; она ведь очень тесно граничит и с самокритичностью — неотъемлемой характерологической чертой любой творческой личности. Но что такое критичность мысли, как не ее самостоятельность? Мышление именно как самостоятельный творческий процесс начинается с критики. Там, где все

приемлется и глотается в готовом виде, там еще нет даже проблесков духа самостоятельности, там царит лишь дух эпигонства, совершенно чуждого какому бы то ни было новаторству. Творчество плодотворно лишь в условиях, когда идеи могут свободно конкурировать друг с другом, как бы подхлестывая противоположную сторону и тем самым способствуя усилению напряженности мысли в ее поисковой деятельности, мобилизуя эмоциональную и мотивационную сферу сознания.

Эта конкуренция идей создает неповторимость творческой атмосферы, а именно той, о которой говорят: идеи носятся в воздухе. Кто будет тем счастливцем, которому выпадет честь того или иного открытия? Вряд ли на этот вопрос можно дать однозначный ответ — здесь легко угодить пальцем в небо, — но в силу вечной человеческой потребности всегда что-то прогнозировать можно, наверное, сказать, что немало будет зависеть от типа ученого, определяемого, как уже сказано, совокупностью его индивидуальных характерологических данных (степени одаренности, нравственных и волевых качеств, профессиональной подготовленности и др.). Однако надо иметь в виду, что творческая деятельность не только предполагает уже готовую, сформировавшуюся личность, но и, напротив, личность становится, складывается окончательно лишь в творческой деятельности. Одно без другого невозможно. Творчество и личность — это едино-нераздельная цельность.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Сущность и виды воображения.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7Следующая ⇒

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени [2].

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображениеэто способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях [2].

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов [2].

1. Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3. Творческое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

4. Репродуктивное воображение при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С процессом воображения в практической деятельности людей, прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины девятнадцатого века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности [12].

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

Поэтому с творческим воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе [13].

Нам на практике пришлось столкнуться с активным воображением на занятиях по начертательной геометрии. Так очень хорошо развивается мысленное пространственное воображение.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Для репродуктивного (воссоздающего) и продуктивного (творческого) воображений существует более подробно деление, характеризующее способы создания образов воображения [14].

Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно можно выяснять его последствия[12]. .

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения.

Формированию этой предпосылки помогают занятия по технологии, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от школьников создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения.

Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность, не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. В творчество как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет.

Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности школьника, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способную его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх и т.д.

Есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты, упоминаемые выше. Сновиденияможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим [1].

Мечтаот грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности [15].

Воображение и творчество.

Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представляются сначала в воображении творца и только потом становятся реальностью. Прежде, чем создать проект, изготовить поделку, школьник в своем воображении строит ее замысел.

Во-вторых, первоначальный замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.

В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения.

Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для изображения того, что он видит, но он и видит по иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения – показать другим, что и как видит художник.

Не менее необходимо более или менее развитое воображение в других видах деятельности, например в научном творчестве (в принципе, любой вид деятельности можно считать творчеством). Еще великий английский химик Дж. Пристли, в восемнадцатом столетии открывший кислород, утверждал, что действительно велики открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и В.И. Ленин. Он писал: «...нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает он в другом месте, - что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...» [14].

Творческое (продуктивное) воображение – это процесс создания новых образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Бывает так, что человек, создавая что-либо, не знает, что оно (или нечто подобное) уже создано кем-то другим. Тем не менее, по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения.

Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностейв науке, изобретение новых машин, отысканиеспособоввыведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы и т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-тообуславливаетвозникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового.

Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.

Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.

Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, Бакминстер Фуллер, Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта. Кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности [1].

Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории [16].

Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса[1].

1. Подготовка – формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация – отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление – интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка – испытание и (или) реализация решения.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта.

Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи. Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно.

Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести – все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка – это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Что же побуждает человека к свершению перемен? Наверное, каждому человеку, особенно человеку творческому, присущи свои индивидуальные побудительные мотивы, но вместе с тем должны же быть и общие. Общие, потому что все мы люди и ничто человеческое всем нам не чуждо, а свои, потому что все, что не чуждо, проявляется для каждого сугубо конкретно. Что же это общее, но конкретное, которое не чуждо? Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции – в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) – вторичны. Поэтому можно сказать, что творческий человек – это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет, и притом хочет многого.

Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать – это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть [17].

Вывод из этого простой: большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры), связанные со специфическими социальными факторами (страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д.). Также могут применяться и индивидуальные психологические приемы (аутотренинг).

Разумеется, оценку перспектив развития объектов, ситуаций, явлений, событий и отношений следует производить не на любой произвольной (случайной) основе, а на базе экстраполяции внутренних закономерностей процесса, лежащего в основе деятельности прогнозируемого объекта. Для этого можно воспользоваться методической схемой, положенной в основу принципа управления проявлением творческих качеств личности. То есть нужно выделить движущие силы, идеальное состояние и регуляторы (тормоза и ускорители) процесса. Идеальных состояний может быть несколько, если существует несколько активных участников действия.

Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей.

С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять (хотя бы отчасти) проявлениями своей биологической природы, т.е. рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту.

Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности [12].

Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса, и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством. Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и, познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума.

Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное правило. Смысл его в том, что любую разработку – научно-исследовательскую, конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом уровне – следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного [12].

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Функции воображения

Окружающая действительность, к сожалению, не всегда дружелюбна, поэтому человеку свойственно мечтать, ограждая себя от чрезмерных переживаний. Но это только частный случай, на самом деле видов воображения и его функций намного больше. Поэтому и явление это более распространено, чем может показаться вначале.

Виды воображения

Интересно, что воображение, являясь особой формой психики, располагается между мышлением и восприятием, оставаясь при этом совершенно отдельной от остальных процессов. Надо заметить, что воображение абсолютно необходимое явление, мало того, что все культурные достижения являются результатом именно этого процесса, так он ещё и очень тесно взаимосвязан с мышлением и познанием. Последнего без воображения вообще бы быть не могло (без создания мысленных образов ничего изучить не выйдет), а особенно интересно выглядит связь с логическим мышлением. В то время, когда логика бессильна, у человека включается воображение, которое помогает достраивать недостающие детали. Существуют эти вымышленные элементы до обнаружения истинных связей, таким образом, воображение является стимулом логического мышления. Но, прежде чем продолжить разговор о роли этого процесса, необходимо разобраться с видами воображения, а потом можно и к объяснению его основных функций приступать.

Принято выделять 6 основных видов этого явления.

  1. Активное воображение характеризуется сознательным формированием мысленных образов.
  2. Пассивное воображение – здесь воля человека не играет решающей роли в создании образов, они появляются спонтанно, что называется без предупреждения.
  3. Репродуктивное воображение. По названию понятно, что этот процесс является воссоздающим, а если точнее, создающим образ по какому-либо описанию. К примеру, так мы создаём в уме портреты литературных героев. Такое воображение очень тесно связано с памятью и восприятием, но мало напоминает творчество.
  4. Продуктивное воображение, напротив, исключительно творческое. Здесь человек совершенно осмысленно конструирует оригинальные образы, причём новизна может быть личной (только для себя) или абсолютной (для всех).
  5. Конкретное – образы предельно конкретные со множеством деталей, но массовыми такие идеи быть не могут. Различают вкусовые, зрительные, обонятельные, осязательные, двигательные и слуховые.
  6. Абстрактное воображение – создаются крупные схемы, масштабные идеи, но детали здесь не прорисовываются.

Основные функции воображения в психологии

Как уже говорилось выше, процесс создания мысленных образов является чрезвычайно важным в жизни человека, а более подробно это могут объяснить функции воображения, которых насчитывается 5.

  1. Способность мысленно представлять реальность для решения вполне конкретных задач.
  2. Регулирование эмоциональных состояний. Мы все пользуемся этой функцией, когда надо успокоиться (или прийти к возбуждённому состоянию), представляя соответствующие картинки.
  3. Произвольная регуляция процессов познания. Каждый способен управлять воспоминаниями, при должной тренировке и физиологическими состояниями.
  4. Способность мысленной манипуляции созданными образами, производя краткосрочный план действий.
  5. Долгосрочное планирование своей жизни, с подробным программированием деятельности, а также последующая оценка правильности своих действий.

Познакомившись с функциями и видами воображения, становится ясно, что его развитие требуется не только людям творческих профессий, следователям и учёным без этого качества пришлось бы очень непросто.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *