«Знаете ли вы своего ребенка?»
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
- обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;
- обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: классный руководитель, психолог, родители 5 класса.
Подготовительная работа:
- Детям незадолго до собрания предлагается
выполнить следующее задание: выпишите в один
столбик все свои недостатки, какие ты считаешь,
есть у тебя. В другой столбик выпиши все свои
достоинства, т. е. хорошие черты характера. В
таблице отметить, какие фразы родители часто
повторяют детям.
- Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
- Приготовить анкеты, тесты.
- Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
- Изготовить буклет — конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.
Ход собрания
Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать содовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский
1. Вступительное слово классного руководителя.
Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.
Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.
2. Выступления школьного психолога «Психологические особенности детей подросткового периода».
3. Размышления родителей на тему: «Что надо знать о своем ребенке?»
Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей.)
Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.
Знать, чем он живет, кого и за что любит.
Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.
С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:
- состояние его здоровья,
- темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),
- эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),
- замкнутость (повадки интроверта),
- общительность,
- направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).
4. Мини-лекция на тему «Что надо знать о своем ребенке?»
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.
Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг — помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.
Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив «пусть мойребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.
Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.
Многочисленные исследования детей из трех типов семей — неполной, полной конфликтной и полной благополучной — обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.
Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.Каковы же они, главные законы детства?
Что необходимо ребенку для полноценного развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности — вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
5. Педагогический практикум
Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.
Сочинение «Мой ребенок».
«Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная женщина,.. когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу… но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума».
Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?
Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):
Таблица на экране.
Достоинства моего ребенка | Недостатки моего ребенка | Каким бы я хотела видеть моего ребенка |
Красивый | Неразвитый | Развитым |
Несообразительный | Сообразительным | |
Ленивый | Трудолюбивым | |
Злой | Добрым | |
Драчливый | Послушным | |
Плохо себя ведет | Хорошим учеником | |
Плохо учится | Правдивым | |
Лживый | Общительным | |
Конфликтный | Честным | |
Нечестный |
Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках, опишите достоинства и недостатки своих детей.
Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.
6. Тест №1 «Какой вы родитель».
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:
Фразы. | Баллы | |
1 | Сколько раз тебе повторять. | 2 |
2 | Не знаю, чтобы я без тебя делала. | 1 |
3 | И в кого ты только уродился! | 2 |
4 | Какие у тебя замечательные друзья. | 1 |
5 | Ну, на кого ты похож! | 2 |
6 | Я в твоё время! | 2 |
7 | Ты моя опора и помощник (ца)! | 1 |
8 | Ну что за друзья у тебя! | 2 |
9 | О чем ты только думаешь! | 2 |
10 | Какая ты у меня умница! | 1 |
11 | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
12 | У всех дети как дети, а ты! | 2 |
13 | Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
14 | Посоветуй мне пожалуйста. | 1 |
Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.
Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.
Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?
Я вам предлагаю ответы ваших детей. Как они сами оценили свои недостатки и достоинства, и какие фразы вы чаще всего им говорите. Изучите мнение ребенка.
(Пока родители читают, звучит тихая музыка.)
Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?
(Идет обсуждение.)
Психологи рекомендуют не употреблять в общении с детьми выражения:
Я тысячу раз говорила тебе:
Сколько раз надо повторять:
Я в твоё время:
О чем ты только думаешь:
Неужели трудно запомнить:
Ты становишься:
У всех дети как дети, а ты:
Отстань, некогда мне:
Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты — нет:
И употреблять чаще:
Ты у меня самый умный :
Как хорошо, что у меня есть ты :
Ты у меня молодец:
Я тебя очень люблю:
Спасибо тебе:
Без тебя я бы не справилась:
Ты моя опора и помощник (ца)!
Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
7. Тест №2 «Хорошо ли я знаю своего ребенк».
Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавились в этом учебном году?
а) 4
б) 3
в) 2
Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?
а) знаю всех
б) знаю половину
в) знаю лишь некоторых
Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?
а) постоянно
б) 1-2 раза в четверть
в) ни разу
Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?
а) Обращусь за помощью к учителям
б) пойду к завучу
в) заставлю ребенка более серьёзно учить предмет.
Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?
а) да, знаю
б) частично
в) догадываюсь, но не точно.
Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?
а) да
б) иногда
в) нет, но догадываюсь.
Подсчитайте отдельно количество высказываний а, б, в.
Если лидирует ответ а. Вы знаете своего ребенка, знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.
Если лидирует ответ б. Вас волнует не ребенок, а проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребенка.
Если лидирует ответ в. Вы не интересуетесь делами ребенка, Вы и другие членам семьи должны помочь ребенку.
8. Подведение итогов собрания
Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители — пример тому.
Себастьян Брант.
Авторитетные родители — инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.
Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.
Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы?
Что полезного вы узнали на собрании?
В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки и буклет с советами и рекомендациями.
(Раздаются буклеты всем родителям)
Обратная связь.
Уважаемые родители! Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, я прошу вас ответить на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут мне лучше увидеть положительные моменты и отрицательные стороны проведения родительских собраний. Мне очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
Благодарю Вас за помощь!
Приложение 1 (презентация).
Приложение 2 (буклет).
Тесты для родителей
Тесты для родителейТесты для родителей
«Какие вы родители?»
Отвечать «да», «нет», «иногда».
- Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли дети Вашей работой?
- Знаете ли Вы друзей своих детей?
- Участвуют ли Ваши дети в хозяйственных делах?
- Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
- Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними?
- Бываете ли Вы вместе с детьми на выставках, концертах, в театре?
- Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
- Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
- Есть ли у Вас общие занятия, увлечения?
- Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
- Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Обработка результатов:
За каждый положительный ответ – 2 балла.
За ответ «иногда» — 1 балл.
За отрицательный ответ – 0 баллов.
20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми. Так держать!
10-19 баллов – отношения удовлетворительные, но односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы, уделите этим вопросам внимание.
9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен. Уделяйте ребёнку больше своего времени, налаживайте отношения и не отдаляйтесь от него.
Хороший ли Вы отец?
Вопросы: | ДА | ИНОГДА | НЕТ | |
1 | Отвечаете ли Вы на вопрос ребёнка словами вроде: «Я тебе это объясню, когда ты подрастешь». | 0 | 2 | 5 |
2 | Стараетесь ли Вы объяснить ребёнку, почему Вы запрещаете ему что-либо? | 4 | 2 | 0 |
3 | Позволяете ли Вы маленькому ребёнку помогать по дому, даже, если эта помощь даёт немного или вообще ничего не даёт? | 4 | 3 | 0 |
4 | Считаете ли Вы, что невинная ложь ребёнка допустима? | 0 | 2 | 4 |
5 | Используете ли время общения с Вашим ребёнком для развития его наблюдательности? | 5 | 1 | 0 |
6 | Используете ли Вы саркастические замечания в отношении собственного ребёнка? | 0 | 0 | 5 |
7 | Считаете ли Вы, что хорошая трёпка ещё пока никому не вредила? | 0 | 2 | 5 |
8 | Считаете ли Вы, что раннее посвящение ребёнка во взрослую жизнь вредно? | 0 | 3 | 4 |
9 | Читаете ли Вы книги о воспитании? | 4 | 2 | 0 |
10 | Считаете ли Вы, что у детей могут быть свои секреты? | 3 | 2 | 0 |
11 | Браните ли Вы ребёнка, если он оставляет еду на тарелке? | 0 | 1 | 4 |
12 | Радуетесь ли Вы успехам своего ребёнка? | 3 | 2 | 0 |
13 | Предоставляете ли Вы ребёнку самостоятельность в новом для него деле? | 5 | 1 | 0 |
14 | Доставляет ли Вам удовольствие проведение времени с ребёнком? | 5 | 1 | 0 |
15 | Осуждаете ли Вы суровость и строгость в воспитании детей? | 5 | 0 | 0 |
16 | Можете ли сохранить спокойствие, когда Вас злит ребёнок? | 5 | 1 | 0 |
17 | Можете ли приказать так решительно, что оно будет немедленно выполнено? | 5 | 0 | 0 |
18 | Легко ли Вы устанавливаете дружеские отношения с друзьями Вашего ребёнка? | 4 | 2 | 0 |
19 | Считаете ли Вы достаточной причиной для осуждения чего-либо у Вашего сына (дочери) то обстоятельство, что, когда сами были в его возрасте, вы этого не делали и этим не интересовались. ? | 0 | 2 | 5 |
20 | Решаете ли Вы за своего ребёнка жизненно важные вопросы со словами: «Я знаю лучше, что ему нужно»? | 0 | 2 | 5 |
21 | Считаете ли Вы, что Ваши сын или дочь не могут иметь от вас и не в праве чувствовать себя обиженными, если Вы , например, вскроете письмо, которое они получили? | 0 | 2 | 5 |
22 | Могут ли сын или дочь в споре переубедить Вас? | 5 | 3 | 0 |
23 | Случается ли, что Вы смягчаете своё первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или несправедливо? | 5 | 3 | 0 |
24 | Извиняетесь ли Вы перед ребёнком, если Вы его несправедливо наказали или лишили удовольствия? | 0 | 2 | 5 |
25 | Забываете ли Вы о своих обещаниях ребёнку, особенно таких, которые для него являются наградой за что-нибудь трудное. | 5 | 2 | 0 |
26 | Можете ли Вы оторваться от работы или интересной передачи, если Вас ребёнок просит у Вас совета или помощи в чём-либо для него действительно важном? | 5 | 2 | 0 |
27 | Считаете ли Вы, что ребёнку на карманные расходы следует давать не определённую заранее сумму, а столько, сколько он просит? | 0 | 2 | 5 |
Результаты теста: необходимо сложить все баллы.
Если сумма 130 баллов, Вы замечательный отец и у Вас благоприятные отношения с Вашим ребёнком. 100-129 баллов Вы в достаточной мере осознаёте важность своих обязанностей.
80 — 99 баллов — Вы неплохой отец, но часто склонны допускать ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.
60 — 79 баллов — к сожалению, во многих вопросах Вы недостаточно компетентный отец и Вашим детям некомфортно с вами.
59 баллов и менее — Вы непоследовательны в своих делах и поступках, часто делаете «иногда», то, что должны делать постоянно. Дети не знают,
когда и в чём они могут на Вас рассчитывать.
Ниже 30 баллов — Вы, вообще, не чувствуете себя отцом.
Методика диагностики родительского отношения
(А. Я. Варга, В. В. Столин)
Тест — опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура вопросника
Опросник состоит из 5 шкал.
- «Принятие — отвержение». Шкала отражает интегральное
эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы:
родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает
индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится
проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На
другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется
успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных
наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость,
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. - «Кооперация» — социально желательный образ родительского
отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель
заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь
ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и
творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он
поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним
на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку
зрения в спорных вопросах.
- «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в
общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать,
что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя
с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности
ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель
постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и
беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает
автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не
предоставляет ребенку самостоятельности никогда. - «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и
направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой
шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо
просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку
во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За
проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально
следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными
особенностями, привычками, мыслями, чувствами. - «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и
понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в
родительском отношении данного родителя имеются стремления
инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную
несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с
реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка
кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется
неприспособленным к жизни, открытым для дурных влияний. Родитель не
доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В
связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и
строго контролировать его действия.
Текст вопросника
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к вопроснику
- «Принятие — отвержение»: 3,4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27,29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. (90)
- «Образ социальной желательности поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35,36. (8)
- «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. (7)
- «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57,59. (7)
- «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. (8)
Хостинг от uCoz
Что родители хотят, чтобы мы спросили их об их ребенке – Пернилле Рипп
работа учителем, первая неделя, новый год, родители
Когда она пошла в школу, я написал ей письмо, в котором рассказал о надеждах, страхах и мечтах, которые у нас были для нее, когда она приступила к следующему этапу своего пути. Мы крепко обняли ее, обняли и отправили восвояси.
В течение последних восьми лет мы были родителями ее и еще трех братьев и сестер, у каждого из которых был свой извилистый путь. Мы с трепетом наблюдали, как росли их личности, как формировалась их воля. По мере того, как их знания о жизни, о том, кто они есть, о том, где они подходят, расширялись и сужались в зависимости от того, что происходило в любой момент времени. И мы видели не очень хорошие, истерики, кривые шутки, которые представляют вам все дети, и мы затаили дыхание временами, когда были на публике, и то, что происходит прямо перед нами, что кажется появились из ниоткуда, заставляет нас обоих хотеть просто умереть от смущения.
Ты для нас самое дорогое. Вы то, чем мы гордимся больше всего. Но вы также то, о чем мы беспокоимся больше всего. Итак, с тремя детьми, собирающимися пойти в школу, я надеюсь, у нас будет шанс рассказать вашим учителям, кто вы. Не для того, чтобы мы могли притворяться, что вы совершенны, а для того, чтобы мы могли представить вас во всем, что вы есть. Своевольные и сильные, творческие и взбалмошные, забавные и иногда сумасшедшие, но всегда вы, и всегда ребенок, который исследует, кто они и что может предложить жизнь.
Сегодня, когда я готовил наш собственный домашний опрос (испанская версия здесь), который мы рассылаем всем нашим прибывающим родителям, я спросил свой злотый, какой вопрос они хотели бы, как родители, задать им о своих детях. Ответы были слишком хороши, чтобы не поделиться ими, поэтому спасибо всем, кто откликнулся. Спасибо, что поделились своими надеждами, чтобы мы все могли стать лучшими учителями. Чтобы мы могли начать год с самой лучшей стороны, узнав, кто ваш ребенок, от людей, которые знают его лучше всего.
Что родители/опекуны хотят, чтобы мы спросили их об их ребенке?
Когда вы думаете о своем ребенке, чем вы гордитесь?
Чем они увлечены?
О чем плачут дома?
Как я могу помочь сделать этот год замечательным для вашего сына/дочери?
Как сделать так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности и был готов пробовать что-то новое?
Есть ли у вас какие-либо предложения о том, как лучше всего общаться с вашим ребенком?
Что вызывает интерес у вашего ребенка?
Что вызывает разочарование или отказ?
Какие две вещи я должен делать и две вещи, которых я должен избегать?
Каковы ваши надежды и мечты на учебный год?
Что помогает мотивировать вашего ребенка делать все возможное?
Что еще? Что бы вы добавили в список? Как бы вы хотели поделиться с этими новыми учителями историей о том, кто ваш ребенок?
Если вам нравится то, что вы здесь читаете, подумайте о том, чтобы прочитать мою новейшую книгу «Увлеченные читатели – искусство охвата и вовлечения каждого ребенка», вышедшую в августе 2017 года. опыт чтения, даже в рамках 45-минутного английского блока. Если вы ищете решения и идеи о том, как повторно вовлечь всех своих учеников, подумайте о том, чтобы прочитать мою самую первую книгу Увлеченные учащиеся: как вовлечь и расширить возможности своих учеников. Кроме того, если вам интересно, где я буду в наступающем году, или вы хотите, чтобы я выступил, посетите эту страницу.
Нравится:
Нравится Загрузка…
23 вопроса о маме или папе, которые нужно задать ребенку
Ваш браузер не может воспроизвести это видео.
РЕБЕНОК
Последнее изменение: вторник, 15 декабря 2020 г.
Хотите посмеяться? Используйте эту «викторину», вдохновленную социальными сетями, чтобы задать 23 вопроса, которые им нужно знать о маме или папе, и запишите их ответы на память. Что скажут ваши?
Эта страница содержит партнерские ссылки, что означает, что мы можем заработать небольшую сумму денег, если читатель перейдет по ссылке и совершит покупку. Все наши статьи и обзоры написаны независимой редакцией Netmums.
Мы не могли не присоединиться. Вот что сказали наши дети:
1 Что мама или папа всегда говорят тебе?
‘Я буду через минуту’
‘Иди спать’
2 Что делает маму или папу счастливыми?
‘Когда она выпьет чашку чая’.
‘Она любит, когда солнечно.’
3 Что огорчает маму или папу?
‘Когда мы ссоримся.’
‘Когда я ударил Джеймса по голове жирафом.’
4 Как ваши мама или папа заставляют вас смеяться?
‘Она пытается укусить меня за пальцы ног и за задницу’.
‘Иногда она забавно танцует в супермаркете.’
5 Какими были ваши мама или папа в детстве?
‘Я думаю, что она немного похожа на меня.’
‘Однажды она гонялась за всеми в детской с марионеткой, пытаясь укусить их, и ее отругали’.
6 Сколько лет твоей маме или папе?
‘Очень старый. Я думаю, ей может быть 57». (Ей 36)
’21.’ (ей 42 — хороший ответ!)
7 Какой рост у твоей мамы или папы?
‘Намного выше меня, но не так высока, как все остальные мумии. ‘
‘Иногда она носит очень высокие туфли, которые делают ее выше.’
8 Что они больше всего любят делать?
«Играю».
‘Разговор’.
9 Что делают твои мама или папа, когда тебя нет рядом?
‘Я думаю, что она пьет кофе и играет в телефоне.’
‘Скучает по нам.’
10 Если ваши мама или папа станут известными, то для чего?
«Победа в британском конкурсе талантов в качестве певца».
‘Мытье посуды’.
11 В чем действительно хороши ваши мама или папа?
‘Работает на своем компьютере.’
‘Обнимать и целовать нас.’
12 В чем твои мама или папа не очень хороши?
«Прятки».
‘Прыгаем на батуте.’
13 Кем работают ваши мама или папа?
‘Она печатает на компьютере.’
‘Она много пользуется Facebook.’
14 Какая любимая еда у твоей мамы или папы?
«Шоколад и шоколадный торт».
«Чай».
15 Чем вы гордитесь своей мамой или папой?
‘Она самая красивая мамочка на детской площадке’.
‘Она всегда добра ко мне.’
16 Если бы твои мама или папа были персонажем, кем бы она была?
«Мумия свинки».
«Олаф».
17 Что вы делаете вместе с мамой или папой?
‘Идем уточек кормить’.
‘Мы играем в принцесс, и я всегда буду принцессой.’
18 Чем вы похожи с мамой или папой?
‘Мы оба знаем все слова «Отпусти».’
‘Не знаю; мы просто есть.
19 Чем вы отличаетесь от мамы или папы?
‘У нее морщинистый нос, а у меня совсем крошечный.’
‘Она любит говорить с другими взрослыми о скучных вещах.’
20 Откуда вы знаете, что ваши мама или папа любят вас?
‘Она все время говорит мне.’
‘Я просто делаю.’
21 Что твоей маме больше всего нравится в твоем отце (или наоборот)?
‘Когда он сделает ей чашку чая’.
‘Что он большой и сильный.’
22 Куда любит ходить твоя мама или папа?
‘Бабушкин дом’.
‘Кровать.’
23 Сколько лет было вашей маме или папе, когда вы родились?
‘Я думаю, что она была взрослой.