Вопросы психолингвистики – Журнал «Вопросы психолингвистики» | Институт языкознания РАН

Содержание

Вышел новый номер журнала «Вопросы психолингвистики»: №4 (30), 2016

Доступен новый номер журнала «Вопросы психолингвистики» — №4 (30) за 2016 год.

Свежий выпуск журнала можно скачать по этой ссылке (PDF)

Содержание

Наши юбиляры
  • 85 лет Ревекке Марковне Фрумкиной
  • 75 лет Александру Петровичу Василевичу
  • Василевич А.П. (Москва, Россия) Опыт анализа самоотчетов в эксперименте по свободной классификации (на материале слов, описывающих «радость»)
Collegium
  • Балясникова О.В. (Москва, Россия) «Отчуждение» в конфликтной коммуникации
  • Белякова Л.И., Филатова Ю.О. (Москва, Россия) Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка
  • Вашунина И.В. (Москва, Россия) Особенности восприятия креолизованных текстов
  • Дырхеева Г.А. (Улан-Удэ, Россия) О ядре языкового сознания бурят-билингвов
  • Ерофеева Е.В., Низгулов Т.С. (Пермь, Россия) Гибридизация специальных и обыденных понятий (на примере понимания юридических терминов)
  • Зарипов Р.И. (Москва, Россия) Способы создания стереотипов о России на основе политических метафор
  • Ковшова М.Л. (Москва, Россия) Культурно-национальная специфика фразеологизмов и вопросы экспликации их культурных смыслов
  • Комалова Л.Р. (Москва, Россия) Вербальная реализация агрессии как продукт социально-когнитивной депривации
  • Крейдлин Г.Е., Хесед Л.А. (Москва, Россия) Взаимодействие физических признаков телесных объектов и социальных характеристик их обладателей
  • Маховиков Д.В., Степанова А.А. (Москва, Россия) Идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика
  • Найденова Н.С. (Москва, Россия) Механизмы речевого воздействия в экономическом дискурсе: на примере текстов выступлений глав ФРС США
  • Новикова В.П. (Челябинск, Россия) Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с художественным текстом
  • Радина Н.К., Александрова Н.С. (Нижний Новгород, Россия) Семиотика мультимедийного текста: креолизованные тексты в профессиональной онлайн-коммуникация (на материале официального сайта НИУ ВШЭ)
  • Пильгун М.А., Дзялошинский И.М. (Москва, Россия) Интерпретация событий октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента
  • Раренко М.Б. (Москва, Россия) Проблемы взаимодействия языков на территории современной Шотландии
  • Степанова А.А. (Москва, Россия) Этническая идентичность и языковое сознание носителей бурятского языка: социо- и психолингвистические исследования
  • Ильина В.А., Маховиков Д.В., Нистратов А.А., Синячкина Н.Л., Тарасов Е.Ф. (Москва, Россия) Проблемы конструирования инокультурного ценностного сознания
  • Трошина Н.Н. (Москва, Россия) Кто такие «немецкие турки»? О языковом аспекте проблемы
  • Ханова А.Ф (Набережные Челны, Россия), Станкевич Е.А. (Елабуга, Россия) Автостереотипы и гетеростереотипы русских и татар в Республике Татарстан
  • Хекало Т.В. (Хабаровск, Россия) Изучение личностных смыслов физико-химических объектов методом семантического дифференциала
  • Чулкина Н.Л. (Москва, Россия) Морально-этические регулятивы «совесть», «стыд», «хорошо»/ «плохо», «нельзя» в русском и татарском обыденном языковом сознании (по материалам «русского ассоциативного словаря» (рас -1) и пилотажного эксперимента в Татарстане)
Трибуна молодых ученых
  • Воронцов К.А. (Москва, Россия) Уровневая организация внутреннего лексикона
  • Кормазина О.П. (Владивосток, Россия) Воспоминания о детстве: особенности жанра в аспекте возрастных различий рассказчиков
  • Полянская А.Г. (Москва, Россия) Лингвистические особенности текстов «посадочных» страниц
  • Янь Кай (КНР) Художественный текст, культура, сознание: психолингвокультурологический подход
Научная жизнь
  • XVIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: практики и эксперимент». Москва, 24-26 мая 2016 г. (А.Д. Козлова)
  • Круглый стол «Актуальные проблемы проведения и интерпретации результатов психолингвистических экспериментов» (А.В. Рудакова, И.А. Стернин)

iling-ran.ru

Вопросы психолингвистики

Информация о журнале

Журнал зарегистрирован в ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-38423 от 14.12.2009)ISSN 2077-5911В 2009 году журнал был включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.Журнал включен в российский индекс научного цитирования и Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science.Электронная версия журнала размещена на платформе Научной электронной библиотеки.Журнал «Вопросы психолингвистики» был учрежден Институтом языкознания РАН в 2003 году как печатный орган российского психолингвистического сообщества. Журнал пришел на смену регулярным сборникам научных статей, которые с 1970 года издавались сектором психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР, а затем – отделом психолингвистики Института языкознания РАН.Первую редколлегию журнала возглавил доктор психологических и филологических наук, профессор, академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.С 2006 года главным редактором журнала является доктор филологических наук, профессор Евгений Федорович Тарасов.В 2009 году у журнала появился второй учредитель – Московский институт лингвистики, переименованный в 2016 г. в Московскую международную академиюЗа 10 лет своего существования, по данным РИНЦ, журнал занял прочное место в числе наиболее цитируемых лингвистических журналов России.В журнале «Вопросы психолингвистики» публикуются научные статьи, в которых представлены результаты современных теоретических и экспериментальных исследований по различным проблемам психолингвистики и проблематике смежных дисциплин, научные обзоры и рецензии, информация о научной жизни. В журнале также публикуются статьи молодых исследователей.С электронными версиями всех выпусков журнала можно ознакомиться на сайте Института языкознания РАН.С 2014 года журнал «Вопросы психолингвистики» выходит четыре раза в год в новом формате.Оформить подписку на журнал можно в любом отделении Роспечати. Подписной индекс 37152.

ores.su

Вопросы психолингвистики

About journal

Журнал зарегистрирован в ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-38423 от 14.12.2009)ISSN 2077-5911В 2009 году журнал был включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.Журнал включен в российский индекс научного цитирования и Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science.Электронная версия журнала размещена на платформе Научной электронной библиотеки.Журнал «Вопросы психолингвистики» был учрежден Институтом языкознания РАН в 2003 году как печатный орган российского психолингвистического сообщества. Журнал пришел на смену регулярным сборникам научных статей, которые с 1970 года издавались сектором психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР, а затем – отделом психолингвистики Института языкознания РАН.Первую редколлегию журнала возглавил доктор психологических и филологических наук, профессор, академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.С 2006 года главным редактором журнала является доктор филологических наук, профессор Евгений Федорович Тарасов.В 2009 году у журнала появился второй учредитель – Московский институт лингвистики, переименованный в 2016 г. в Московскую международную академиюЗа 10 лет своего существования, по данным РИНЦ, журнал занял прочное место в числе наиболее цитируемых лингвистических журналов России.В журнале «Вопросы психолингвистики» публикуются научные статьи, в которых представлены результаты современных теоретических и экспериментальных исследований по различным проблемам психолингвистики и проблематике смежных дисциплин, научные обзоры и рецензии, информация о научной жизни. В журнале также публикуются статьи молодых исследователей.С электронными версиями всех выпусков журнала можно ознакомиться на сайте Института языкознания РАН.С 2014 года журнал «Вопросы психолингвистики» выходит четыре раза в год в новом формате.Оформить подписку на журнал можно в любом отделении Роспечати. Подписной индекс 37152.

ores.su

Вопросы психолингвистики — Документ — стр. 1

ВОПРОСЫ

ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Международный выпуск

посвящается 70-летию

Юрия Александровича

Сорокина

3 · 2006

Москва

Ψλ

УЧРЕДИТЕЛЬ – Институт языкознания Российской академии наук,

Москва

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Е.Ф. Тарасов — главный редактор

О.В. Балясникова — ответственный секретарь

А.А.Залевская

В.И. Карасик

И.Ю. Марковина

Е.Ю. Мягкова

И.Г. Овчинникова

Ю.А. Сорокин

И.А. Стернин

Н.В. Уфимцева

В.И. Шаховский

Л.А. Шкатова

Редактор-составитель выпуска – И.Ю. Марковина

В подготовке выпуска к печати принимала участие Ю.В. Стыврина

Научный журнал теоретических и прикладных исследований

Выходит 1 раз в полугодие

Перепечатка материалов из журнала допускается только по согласованию с редакцией

© Институт языкознания РАН, 2006

Подписано в печать 25.09.2005.

Формат 60х84/8. Бумага офсетная. Печать трафаретная.

Усл. печ. л. 35. Тираж 500 экз. Зак № 24.

Отпечатано АП «Полиграфия», г. Калуга, ул. Тульская 13а.

Лиц. ПЛД № 42-29 от 23.12.99

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

5

ЮРИЙ СОРОКИН: ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

7

Ю.А. Сорокин. Культурология и психолингвистика: цели и методы

8

ТЕОРИЯ ЛАКУН В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

12

И.Ю. Марковина.(Россия)Элиминирование лакун как действие социально-психологических механизмов «притяжения» и «отталкивания»

12

Ewa Feresztyn. (ФРГ) The influence of cultural consciousness on intercultural communication problem resolution

34

Jens Olaf Jolowicz.(ФРГ)Lacuna theory in intercultural communication: Focus on axiological lacunae

58

ТЕОРИЯ ЛАКУН И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ

78

В.И.Жельвис. (Россия) Стрекоза и муравей как предмет культурологического анализа

78

Erika M. Grodzki. (США)The Lacuna Model and Its Application Potential for Advertising Research

95

О.С. Костинская.(Россия) Концепт времени в японской картине мира

103

Н.С. Федосюткина.(Россия) Психолингвистический подход к изучению ценностных представлений

114

В.А.Тихомирова.(Росия) Интеркультурная лакуна: басенный вариант

127

Д.В. Тернопол.(Россия) Славянская демонология: Кто в доме хозяин, или An Englishman’s home is his castle

137

Н.Ю. Шакирова. (Россия) Язык тоталитарного общества как механизм политического подавления личности

144

Annika Lux. (ФРГ) Analysing different attitudes towards “feminism, abortion and the role of women” among German and Polish university students: Association Experiment

153

ЛАКУНЫ В ДИСКУРСЕ

168

В.Н. Бабаян. (Россия) Лакуны в триаде (диалог с молчащим наблюдателем)

168

Н.Б. Корнилова. (Россия) Молчание влюбленных (краткий анализ смысловых лакун)

182

ТЕОРИЯ ЛАКУН И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА

187

Igor Panasiuk. (ФРГ) Lakunen-Theorie und Äquivalenzproblematik

187

Й. Прочек.(Польша) Роль компенсаторной составляющей в структуре переводческой компетенции

215

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ЭССЕ

223

К.В. Балеевских. (Россия)Писатель-билингв Андрей Макин: русский характер во французской литературе (по материалам интервью от 15.04.02)

223

Hannah Sard. (США) Examples of Lacunae Tension in the American Perception of Russian Culture (Through Analysis of Art Film)

226

НОВЫЕ КНИГИ: РЕЦЕНЗИИ И РЕФЕРАТЫ

230

Язык. Сознание. Культура. Сборник статей/ под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. – М.-Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство «Эйдос»), 2005.- 400 с.

230

«Злая лая матерная». Сборник статей.

Москва: Ладомир, 2005. – 643 с.

234

Н.А. Лемяскина. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника (монография). Воронеж, Воронежский государственный университет, 2004. – 330 с.

249

Библиография по теории лакун и этнопсихолингвистике

(составитель: др. Игорь Панасюк, Европейский университет Виадрина, Франкфурт-на-Одере, ФРГ)

255

АННОТАЦИИ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ / ABSTRACTSOFARTICLES

274

ПРЕДИСЛОВИЕ

Третий выпуск журнала «Вопросы психолингвистики» за 2006 год — монотематический – он целиком посвящен теории лакун. Прошло около тридцати лет с тех пор, как в отечественной психолингвистике стал изучаться феномен лакун и появились первые публикации по этой проблеме. Сегодня представляется возможным подвести некоторые итоги и представить данное научное направление в контексте теорий, разрабатываемых в рамках психолингвистики в целом и этнопсихолингвистики в частности.

Исследуя специфику языкового сознания носителей различных культур, этнопсихолингвистика использует межкультурное общение как объект и как средство научного анализа. Межкультурное общение рассматривается как условие для выявления участков неконгруэнтности образов мира коммуникантов. Именно в этом исследовательском поле применяется теория лакун в качестве инструмента изучения (1) степени и характера несовпадения образов сознания участников (межкультурного) общения, (2) степени и характера непонимания фрагментов неавтохтонного вербального и невербального опыта и (3) стратегий совмещения образов «своего» и «чужого» сознания при выборе тактик достижения понимания «чужой» культуры.

При подготовке настоящего выпуска журнала мы ставили две цели. Во-первых, представить широкий спектр аспектов этнокультурной специфики и межкультурного общения, в исследовании которых применяется теория лакун. Во-вторых, представить широкий круг авторов, чей научно-исследо-вательский опыт варьирует в значительных пределах: от стоявших у истоков создания теории Ю.А. Сорокина, В.И. Жельвиса и их учеников и последователей, чьи имена уже прочно связаны с лакунологией – И.Ю. Марковиной, Игоря Панасюка, Erika Grodzki, до сравнительно недавно защитивших или работающих над кандидатскими диссертациями, где используются подходы с позиции теории лакун – В.Н. Бабаяна, Д.П. Тернопол, В.А. Тихомировой, О.С. Костинской, Ewa Feresztyn и др., и заканчивая совсем молодыми исследователями — выпускниками Европейского университета Виадрина (ФРГ) и слушателями других спецкурсов по этнопсихолингвистике, прочитанных в последние годы сотрудниками сектора психолингвистики в России и за рубежом, попытавшимися продемонстрировать научный потенциал модели лакун в изучении проблем межкультурного общения, этнокультурной специфики — Jens Olaf Jolowicz, Annika Lux, Hannah Sard, Й. Прочек.

И.Ю. Марковина,

Редактор-составитель

Дорогой Юрий Александрович!

Вы – единственный! Ваш вклад в отечественную науку неоценим, а оригинальность мысли неповторима. Вперед! Мы с Вами!

Коллеги, соратники, друзья, ученики, последователи

ЮРИЙ СОРОКИН: ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Пи­сать о Юрии Алек­сан­д­ро­ви­че Со­ро­ки­не и лег­ко и труд­но. Лег­ко, по­то­му что его мно­го­чис­лен­ные дос­то­ин­ст­ва сни­ма­ют про­бле­му вы­бо­ра ар­гу­мен­тов. Труд­но, по­то­му что да­же мно­го­цвет­ная па­лит­ра этих дос­то­инств не спо­соб­на вме­стить все зна­че­ние это­го уди­ви­тель­но­го че­ло­ве­ка.

Круп­ный уче­ный, мно­го­чис­лен­ные тру­ды ко­то­ро­го чи­та­ют­ся во всем ми­ре, он все­гда ок­ру­жен уче­ни­ка­ми, мно­гие из ко­то­рых уже дав­но са­ми ста­ли впол­не са­мо­стоя­тель­ны­ми спе­циа­ли­ста­ми. На­уч­ный диа­па­зон его ши­рок, раз­но­лик, по­ра­зи­те­лен: пси­хо­лин­гви­сти­ка, эт­но­лин­гви­сти­ка, биб­ли­оп­си­хо­ло­гия, со­цио­лин­гви­сти­ка, куль­ту­ро­ло­гия, тео­рия ком­му­ни­ка­ции, кон­флик­то­ло­гия, фи­ло­со­фия, ки­таи­сти­ка

Язык его на­уч­ных ра­бот не­ред­ко сло­жен, но ход мыс­лей все­гда ув­ле­ка­ет, за­став­ляя чи­та­те­ля рас­пу­ты­вать и раз­га­ды­вать об­су­ж­дае­мые про­бле­мы, и все это – на фо­не вос­хи­ще­ния эн­цик­ло­пе­ди­че­ской эру­ди­ци­ей ав­то­ра и глу­би­ной им ска­зан­но­го. В то же вре­мя, Ю.А.Со­ро­кин не раз до­ка­зы­вал, что в сво­их по­пу­ляр­ных кни­гах, очер­ках, за­мет­ках и ин­тер­вью он уме­ет быть про­стым и до­ход­чи­вым.

Ра­бо­таю­щие с Юри­ем Алек­сан­д­ро­ви­чем друж­но от­ме­ча­ют: за­слу­жить его ува­же­ние не­лег­ко, но ко­гда оно по­лу­че­но, пе­ред ва­ми на­деж­ный кол­ле­га и вер­ный друг, все­гда го­то­вый по­мочь, а ес­ли на­до, то и за­щи­тить от не­спра­вед­ли­во­стей на­ше­го, не все­гда спра­вед­ли­во­го, ми­ра. Ре­зуль­тат: це­лая шко­ла, соз­дан­ная Юри­ем Алек­сан­д­ро­ви­чем Со­ро­ки­ным из уче­ни­ков и еди­но­мыш­лен­ни­ков. Те­перь, по про­ше­ст­вии мно­гих лет ра­бо­ты мо­с­ков­ской груп­пы пси­хо­лин­гви­сти­ки и тео­рии ком­му­ни­ка­ции, где Юрий Алек­сан­д­ро­вич иг­ра­ет од­ну из ве­ду­щих ро­лей, по­доб­ные груп­пы и шко­лы поя­ви­лись по всей Рос­сии и во мно­гих со­пре­дель­ных стра­нах и быв­ших рес­пуб­ли­ках СССР. Пси­хо­лин­гви­сты – «сии птен­цы гнез­да Со­ро­ки­на» ус­пеш­но ра­бо­та­ют в обе­их рос­сий­ских сто­ли­цах, в Вол­го­гра­де, Пен­зе, Во­ро­не­же, Яро­слав­ле, Са­ра­то­ве, Кие­ве и Франк­фур­те-на-Оде­ре. Гео­гра­фия же его ас­пи­ран­тов и ас­пи­ран­тов его уче­ни­ков – это, по су­ще­ст­ву, про­сто кар­та ми­ра, где мож­но уви­деть все, от Вьет­на­ма до Юж­ной Аф­ри­ки. Бла­го­да­ря Ю.А. Со­ро­ки­ну и его кол­ле­гам из сек­то­ра пси­хо­лин­гви­сти­ки и тео­рии ком­му­ни­ка­ции РАН се­го­дня можно говорить о су­ще­ст­вовании ме­ж­ду­на­род­ной эт­ноп­си­хо­лин­гви­сти­че­ской шко­лы.

Не­уто­ми­мая пе­да­го­ги­че­ская дея­тель­ность Юрия Алек­сан­д­ро­ви­ча Со­ро­ки­на во­пло­ща­ет со­бой ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип пре­ем­ст­вен­но­сти по­ко­ле­ний. Вслед за сво­им на­став­ни­ком — Алек­се­ем Алек­сее­ви­чем Ле­он­ть­е­вым, ко­то­рый обо­зна­чил на­уч­ны­ми мая­ка­ми путь пси­хо­лин­гви­сти­ки, — ту же бла­го­род­ную за­да­чу про­дол­же­ния и ук­ре­п­ле­ния на­уч­ной тра­ди­ции взял на се­бя и Юрий Алек­сан­д­ро­вич Со­ро­кин, юбилею которого мы посвящаем этот номер журнала.

Ю.А. Сорокин

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛИНГВИСТИКА:

ЦЕЛИ И МЕТОДЫ

По­сту­лат пер­вый. От­но­ше­ния ме­ж­ду куль­ту­ро­ло­ги­ей и пси­хо­лин­гви­сти­кой яв­ля­ют­ся взаи­мо­до­пол­ни­тель­ны­ми, что, ко­неч­но, не от­ме­ня­ет не­об­хо­ди­мо­сти рас­смот­ре­ния су­ти взаи­мо­до­пол­ни­тель­но­сти и то­го суб­стра­та, ко­то­рый ле­жит в ее ос­но­ве.

И куль­ту­ро­ло­гия, и пси­хо­лин­гви­сти­ка ори­ен­ти­ру­ют­ся на изу­че­ние вер­баль­но­го (пси­хо­мен­таль­но­го) и не­вер­баль­но­го (ки­не­зи­ко­прок­се­ми­че­ско­го и ору­дий­но­го) по­ве­де­ния, ха­рак­тер­но­го для то­го или ино­го эт­но­са (той или иной лин­гво­куль­тур­ной общ­но­сти). По­ве­де­ния, яв­ляю­ще­го­ся пер­си­стент­ным (ар­хе­ти­пи­че­ским) ине под­даю­ще­го­ся ти­ра­жи­ро­ва­нию и уни­фи­ка­ции в от­ли­чие от по­ве­де­ния, су­ще­ст­вую­ще­го в ци­ви­ли­за­ци­он­ных сре­дах. Но ес­ли в куль­ту­ро­ло­гии в ка­че­ст­ве пред­ме­та изу­че­ния вы­сту­па­ет не­ко­то­рое «рас­плыв­ча­тое мно­же­ст­во» фе­но­ме­нов (на­чи­ная, на­при­мер, с пи­ще­во­го сим­во­лиз­ма и кон­чая об­ря­да­ми из­бе­га­ния), то в пси­хо­лин­гви­сти­ке пред­ме­том изу­че­ния вы­сту­па­ет, пре­ж­де все­го, ре­че­вая (и со­вме­щен­ная с ней не­ре­че­вая) дея­тель­ность.

По­сту­лат вто­рой. Не­смот­ря на раз­ли­чие в пред­ме­те изу­че­ния це­ле­со­об­раз­но не счи­тать эти дис­ци­п­ли­ны раз­но­по­ряд­ко­вы­ми, так как имен­но язык/речь яв­ля­ют­ся тем суб­стра­том, ко­то­рый ле­жит в ос­но­ве боль­шин­ст­ва вто­рич­ных мо­де­ли­рую­щих сис­тем (эти сис­те­мы стре­мят­ся упо­до­бить­ся ес­те­ст­вен­но­му язы­ку). Ины­ми сло­ва­ми, пси­хо­лин­гви­сти­ка яв­ля­ет­ся пер­вич­ной (ба­зо­вой), а куль­ту­ро­ло­гия не­ба­зо­вой (вто­рич­ной) дис­ци­п­ли­ной, хо­тя це­лью обе­их и яв­ля­ет­ся изу­че­ние эт­ни­че­ско­го (обы­ден­но­го) по­ве­де­ния и соз­на­ния.

По­сту­лат тре­тий. Эта об­щая цель по­зво­ля­ет счи­тать до­пус­ти­мым су­ще­ст­во­ва­ние но­вой «сты­ко­вой» (кре­о­ли­зи­ро­ван­ной) дис­ци­п­ли­ны — эт­ноп­си­хо­лин­гви­сти­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ной на изу­че­ние вер­баль­ных и не­вер­баль­ных сло­ва­рей и грам­ма­тик эт­ни­че­ско­го по­ве­де­ния, а так­же на кон­тра­стив­ное со­пос­тав­ле­ние «тек­стов», об­слу­жи­ваю­щих тот или иной эт­нос (лин­гво-куль­тур­ные сце­на­рии и мат­ри­цы).

По­сту­лат чет­вер­тый. Ис­сле­до­ва­ния, ве­ду­щие­ся в рам­ках эт­ноп­си­хо­лин­гви­сти­ки, об­ла­да­ют двой­ной эв­ри­сти­че­ской си­лой: они да­ют воз­мож­ность су­дить о со­став­ляю­щих эт­ни­че­ских «кар­тин ми­ра» и вы­яв­лять в них эле­мен­ты уни­вер­саль­ные и ло­каль­ные и, кро­ме то­го, по­зво­ля­ют на­ка­п­ли­вать ма­те­ри­ал для пе­ре­смот­ра су­ще­ст­вую­щих мо­де­лей по­ро­ж­де­ния ре­чи. На­при­мер, ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что в этих мо­де­лях долж­ны быть пре­ду­смот­ре­ны бло­ки кон­тро­ля и сле­же­ния за аде­к­ват­но­стью (узу­аль­но­стью /на­ту­ра­ли­зи­ро­ван­но­стью) раз­вер­ты­ва­ния ре­че­вых пла­нов в куль­ту­ро­ло­ги­че­ском, эмо­тив­ном/эмо­цио­наль­ном и фо­но­се­ман­ти­че­ском от­но­ше­ни­ях.

По-ви­ди­мо­му, лишь в рам­ках эт­ноп­си­хо­лин­гви­сти­ки мо­гут быть по­строе­ны удов­ле­тво­ри­тель­ные с тео­ре­ти­че­ской и праг­ма­ти­че­ской точ­ки зре­ния мо­де­ли вос­при­ятия ре­чи и вто­рич­ных зна­ко­вых сис­тем, по­зво­ляю­щие су­дить о ха­рак­те­ре по­ни­ма­ния и оцен­ки ав­то­хтон­ных и не­ав­то­хтон­ных ком­му­ни­ка­тов, цир­ку­ли­рую­щих в тех или иных эт­но­си­сте­мах (и в ча­ст­но­сти, мо­мо­гра­фи­че­ских или ин­век­тив­ных ком­му­ни­ка­тов, ана­лиз ко­то­рых по­зво­ля­ет вы­яв­лять су­ще­ст­вен­ные сход­ст­ва и раз­ли­чия в от­но­ше­ни­ях к сво­ей и чу­жой та­буи­ро­ван­ной лек­си­ке, к сво­ему и чу­жо­му юмо­ру/сме­ху).

По­сту­лат пя­тый. Лишь взаи­мо­до­пол­ни­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние в ис­сле­до­ва­ни­ях этих двух ви­дов мо­де­лей — мо­де­лей по­ро­ж­де­ния и вос­при­ятия ре­чи и вто­рич­ных зна­ко­вых сис­тем — по­зво­лит с дос­та­точ­ной сте­пе­нью пол­но­ты и точ­но­сти опи­сать струк­ту­ру то­го или ино­го эт­ни­че­ско­го вер­баль­но­го и не­вер­баль­но­го по­ве­де­ния, ме­ру по­до­бия и/или ква­зи­по­до­бия фраг­мен­тов это­го по­ве­де­ния, а так­же про­цес­сы (лин­гво) куль­ту­ро­ло­ги­че­ской вит­ри­фи­ка­ции (де-вит­ри­фи­ка­ции), ин­тра­эт­ни­че­ские и ин­те­рэт­ни­че­ские кон­флик­ты.

По­сту­лат шес­той. Эт­ни­че­скую кон­флик­то­ло­гию сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в ка­че­ст­ве од­но­го из под­раз­де­лов эт­ноп­си­хо­лин­гви­сти­ки. В рам­ках кон­флик­то­ло­гии сле­ду­ет, по-ви­ди­мо­му, изу­чать ме­ха­низ­мы за­щи­ты эт­но­сов про­тив (лин­гво) куль­ту­ро­ло­ги­че­ской вит­ри­фи­ка­ции, со­ци­аль­ные, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры и ус­ло­вия, спо­соб­ст­вую­щие или пре­пят­ст­вую­щие ме­не или ме­ти­са­ции вер­баль­но­го и не­вер­баль­но­го по­ве­де­ния, воз­мож­ных на сты­ках ка­ких-ли­бо (по край­ней ме­ре, двух) эт­ни­че­ских ниш.

При­ме­ча­ние: Опе­ра­цио­наль­но-ин­тер­пре­та­тив­ны­ми еди­ни­ца­ми кон­флик­то­ло­гии сле­ду­ет, оче­вид­но, счи­тать кон­флик­те­мы и гар­мо­не­мы.

По­сту­лат седь­мой. В сфе­ру вни­ма­ния эт­ни­че­ской кон­флик­то­ло­гии не вхо­дит изу­че­ние на­цио­наль­ных (меж­на­цио­наль­ных) от­но­ше­ний в си­лу то­го, что они яв­ля­ют­ся фор­ма­ци­он­но-ин­сти­ту­цио­наль­ны ми ­ от­но­ше­ния­ми, изу­чаю­щи­ми­ся ис­то­ри­ей и по­ли­то­ло­ги­ей. Ко­неч­но, эти свя­зи не мо­гут не учи­ты­вать­ся при ис­сле­до­ва­нии про­цес­сов ин­тра- и ин­те­рэт­ни­че­ско­го об­ще­ния, но они яв­ля­ют­ся вто­рич­ны­ми, как и все ци­ви­ли­за­ци­он­ные, а не куль­ту­ро­ло­ги­че­ские свя­зи.

При­ме­ча­ние: Раз­ли­че­ние на­цио­наль­ных (ци­ви­ли­за­ци­он­ных) и эт­ни­че­ских (куль­ту­ро­ло­ги­че­ских) свя­зей и ха­рак­те­ри­сти­ка на­цио­наль­ных в ка­че­ст­ве вто­рич­ных, а эт­ни­че­ских — в ка­че­ст­ве пер­вич­ных свя­зей обу­слов­ле­ны по­ни­ма­ни­ем куль­ту­ры как сум­мы пер­си­стент­ной/ре­зи­стент­ной, а ци­ви­ли­за­ции как сум­мы раз­ви­ваю­щей­ся/ти­ра­жи­руе­мой тех­но­ло­гии.

По­сту­лат вось­мой. Для эт­ноп­си­хо­лин­гви­сти­че­ско­го изу­че­ния эт­ни­че­ских — вер­баль­ных и не­вер­баль­ных — про­цес­сов об­ще­ния це­ле­со­об­раз­но ис­поль­зо­вать сле­дую­щий по­ня­тий­ный ап­па­рат: 1) иди­ог­лос­са — не­ко­то­рый ло­кус, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся спе­ци­фи­че­ским язы­ко­вым/ре­че­вым со­стоя­ни­ем, 2) идио­куль­ту­ра и изо­куль­ту­ра — два слоя в од­ной эн­до­куль­ту­ре, про­ти­во­пос­тав­лен­ные друг дру­гу как ва­ри­ант­ное и ин­ва­ри­ант­ное (эти же два слоя сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в ка­че­ст­ве еди­ниц со­пос­тав­ле­ния, ес­ли од­на эн­до­куль­ту­ра срав­ни­ва­ет­ся с дру­гой, вы­сту­паю­щей в этом слу­чае как эк­зо­куль­ту­ра), 3) идио­эт­нос и изо­эт­нос — две по­пу­ля­ции, пер­вая из ко­то­рых не­го­мо­ген­на, а вто­рая го­мо­ген­на в пси­хо­ти­пи­че­ском от­но­ше­нии, 4) идио- и изо­соз­на­ние — две фор­мы реф­лек­сии, оп­ред­ме­чи­ваю­щие­ся в пси­хо­ти­пи­че­ски не­го­мо­ген­ных или го­мо­ген­ных фор­мах вер­баль­ной и/или не­вер­баль­ной дея­тель­но­сти, в идио­куль­ту­ре или изо­куль­ту­ре как адап­тив­но-адап­ти­рую­щих ме­ха­низ­мах эт­но­сов, 5) ин­те­рэт­ни­че­ская (су­пер­эт­ни­че­ская) дис­тан­ция — мен­таль­ная и не­мен­таль­ная дис­тан­ция ме­ж­ду дву­мя (и бо­лее) эт­ни­че­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми; ин­тра­эт­ни­че­ская (су­бэт­ни­че­ская) дис­тан­ция — мен­таль­ная и не­мен­таль­ная дис­тан­ция внут­ри од­но­го эт­ни­че­ско­го ор­га­низ­ма; 6) не­до­оцен­ка и пе­ре­оцен­ка мо­де­лей по­ве­де­ния: цен­тро­беж­ная эт­ни­че­ская не­до­оцен­ка и цен­тро­ст­ре­ми­тель­ная эт­ни­че­ская пе­ре­оцен­ка, эк­зо­ген­ная не­до­оцен­ка и эн­до­ген­ная пе­ре­оцен­ка, 7) эт­ни­че­ские и су­бэт­ни­че­ские «швы» — точ­ки взаи­мо­дей­ст­вия, в ко­то­рых воз­ни­ка­ет «раз­мы­ва­ние» ав­то­хтон­ных мо­де-лей по­ве­де­ния и соз­да­ют­ся пред­по­сыл­ки для об­ра­зо­ва­ния креа­ли­зи­ро­ван­ных (кой­не­зи­ро­ван­ных) кон­сор­ций и кон­вик­сий, 8) од­но­род­ность или диф­фуз­ность (кре­о­ли­зи­ро­ван­ность) соз­на­ния: од­но­род­ность ука­зы­ва­ет на ак­сио­ло­ги­че­скую мо­но­ори­ен­ти­ро­ван­ность, а диф­фуз­ность — на ак­сио­ло­ги­че­скую по­лио­ри­ен­ти­ро­ван­ность эт­ни­че­ско­го соз­на­ния, 9) по­ле эт­ни­че­ско­го на­пря­же­ния — сла­бое, сиг­на­ли­зи­рую­щее о мо­но­ори­ен­ти­ро­ван­ном, и силь­ное, сиг­на­ли­зи­рую­щее о по­лио­ри­ен­ти­ро­ван­ном ти­пе соз­на­ния, 10) вяз­кость и вес кон­флик­тов.

По­сту­лат де­вя­тый. Связь ме­ж­ду эти­ми тео­ре­ти­че­ски­ми по­ня­тия­ми и экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми (а так­же не­экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми) ис­сле­до­ва­ния­ми про­цес­сов ин­тра- и ин­те­рэт­ни­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия впол­не оче­вид­на: тео­ре­ти­че­ский ап­па­рат влия­ет на вы­ра­бот­ку ме­то­дов ис­сле­до­ва­ний, на их кор­рек­ти­ров­ку в со­от­вет­ст­вии с по­лу­чае­мы­ми ре­зуль­та­та­ми (кон­гру­энт­ность тео­рии и экс­пе­ри­мен­та), но и ме­то­ды, в свою оче­редь, за­став­ля­ют пе­ре­смат­ри­вать спи­сок тео­ре­ти­че­ских по­ня­тий и из­ме­нять их тол­ко­ва­ние.

textarchive.ru

Журнал Вопросы психолингвистики 2013 г. № 2

языка и средства осуществления речевой коммуникации.

3.Раскройте значение научных трудов В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Л.В. Щербы для становления психолингвистики.

4.Дайте понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности.

5.Назовите специфические особенности процесса «думания» как вида речемыслительной деятельности.

6.Раскройте сущность когнитивных моделей речепорождения.

7.Охарактеризуйте виды и формы речи.

8.В чем заключаются специфические особенности внутренней речи по Л.С. Выготскому.

9.Раскройте особенности структуры и семантики внутренней речи.

10.Опишите кодовые единицы внутренней речи.

11.В чем заключается сущность теории Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи.

12.Назовите единицы процесса порождения и восприятия высказываний.

13.Раскройте специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.

14.Дайте краткую характеристику основных разделов психолингвистики

(отечественной и зарубежной).

15.Раскройте сущность мозговой организации речевой деятельности человека.

16.Дайте характеристику высказыванию как продукту деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.

17.Каковы особенности общего строения речевой деятельности. Покажите роль «механизма обратной связи» в осуществлении основных видов речевой деятельности.

18.Перечислите функции речи и знаков языка в речевой деятельности. Как они реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека.

19.Раскройте основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

20.Раскройте понятие семантического значения слова.

21.Объясните, что означают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка.

22.Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух составляющих его семантики.

23.Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.

24.Раскройте с точки зрения психолингвистики проблему соотношения языка и сознания; проблему взаимосвязи в развитии мышления и речи.

6.3.Вопросы для подготовки к зачету

1.Психолингвистические аспекты взаимосвязи языка и мышления.

2.Этнопсихолингвистика и лингвокультурология.

3.Взаимосвязь языка и общества.

4.Языковая личность и процессы социализации.

5.Лингвистика детской речи.

6.Проблемы изучения речевого онтогенеза

7.Текст как способ передачи информации в речевой деятельности.

8.Язык как общественное явление.

9.Текст, затекст, подтекст, свойства текста.

10.Проблема понимания текста и его информативность.

11.Психолингвистические свойства и особенности изучения текста.

12.Предмет, объект, цель этнопсихолингвистики.

13.Предмет, объект, цель лингвокультурологии.

14.Национально-культурная специфика слова (лакуны, безэквивалентная лексика).

15.Интеркультурные контакты и аккультурация.

16.Фазы аккультурации и проблема культурного шока.

17.Психолингвистические проблемы билингвизма.

18.Культурный компонент в языковой семантике.

19.Национально-культурные особенности внутренней формы слова.

20.Проблемы онтогенеза речи с точки зрения психологии и теории эволюции человека.

21.Процесс языкового развития ребенка (дословесный период развития речи).

22.Детская фонетика и грамматика.

23.Семантика словообразования в детской речи.

24.Основные этапы развития детской речи.

25.Овладение произношением, морфологией, синтаксисом в онтогенезе.

26.Психолингвистика как междисциплинарная наука.

27.Тенденции развития и течения в психолингвистике.

28.Языковой механизм человека и подходы к его описанию.

29.Проблема языковой способности человека.

30.Моделирование процессов порождения речи.

31.Внутренняя речь и ее место в процессе производства речи.

32.Лингвистика текста и психолингвистика в аспекте изучения текста (цели, задачи, различие).

33.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

34.Психолингвистические свойства текста, понятие пресуппозиции и прецедентность текста.

35.Психолингвистические методы исследования семантики.

36.Формирование и понимание речевого высказывания.

37.Речевая деятельность и языковая способность.

38.Виды афазии, связанные с зонами Вернике и Брока.

39.Нарушения и дефекты речи.

40.НВКК в коммуникативном акте.

41.Онтология, объект и предмет теории речевой деятельности.

42.Взаимоотношение психолингвистики с другими науками.

43.Уровни языковой способности.

44.Зарубежная и отечественная психолингвистика, сходство и отличие.

45.Роль НВКК в общении.

46.Основные виды афазии.

47.УПК Н. И. Жинкина.

48.Патология речи и ее исследование в психолингвистике.

49.Психофизиологические механизмы речи,

50.Дефекты речи.

51.Ассоциативный эксперимент как метод исследования лексикона.

52.Психолингвистика и искусственный интеллект.

53.Психолингвистика и смежные отрасли знания (биолингвистика, паралингвистика, нейролингвистика).

54.Проблемы прикладной лингвистики (искусственный интеллект, машинный перевод и др.).

55.Прогнозирование в речевой деятельности Психофизиологическая организация речи и патология речи.

56.Психолингвистические единицы и уровни языковой способности.

57.58. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации.

59.Проблемы билингвизма в психолингвистике.

60.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная:

Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 2001. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2004.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М, 1956. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2007. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.-СПб., 2003.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – Минск, 2005.

Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Ч 1 – 2. – М., 2005. Пищальникова В.А. Содержание базовых терминов в современной отечественной психолингвистике / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе. – 2011. – № 7. – С.60-66. Этнопсихолингвистика. – М., 2007.

Психолингвистика / Под ред. Ушаковой Т.Н. – М., 2006. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М., 2004. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2007.

Дополнительная:

Виды и функции речевой деятельности. М., 1977. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л., 1982.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М., 1984.

Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. — 1964. № 6 Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2001.

Зимняя И. А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.

Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. М., 2002. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. – М., 1968; М., 2005.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., Наука, 1984.

Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981. Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.: Наука, 1994 Пинкер С. Язык как инстинкт. Пер. с англ. М., 2004. Проблемы психолингвистики. М., 1975.

Сахарный В.Т. Введение в психолингвистику. – М., 1990 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1977. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1989. Ушакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. – М., 2004. Хомский Н. Язык и мышление. М., 2000.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 2000.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.psyberia.ru http://www.superlinguist.com http://mexus.ru/osnovy-psiholingvist.html http://www.philol.msu.ru http://www.incampus.ru http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup

http://skola.ogreland.lv/rusjaz/psihol/_private/006.htm http://www.csa.ru/DistanceLearning/course3/ch30/ch30_3_1.html http://www.pedlib.ru/Books/1/0417/1_0417-1.shtml http://www.old.reslib.com/book/Psiholingvistika_Uchebnik. html

Журналы, рекомендуемые в качестве дополнительной литературы:

Вопросы психолингвистики, Вопросы психологии,

Международный психолингвистический журнал (International Journal of Psycholinquistics),

Психологическая диагностика, Психологическая наука и образование, Психологический журнал, Психология обучения, Социологические исследования, Экспериментальная психология.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Изучение данной дисциплины предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм с применением аудио- и видеоматериалов и проведение занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Материально-техническое обеспечения дисциплины «Основы психолингвистики» определяется материально-технической базе, имеющейся в институте филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.

Материально-техническая база института позволяет использовать следующие технические средства:

лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными и компьютерными средствами, позволяющих демонстрироват компьютерные презентации в программе Power Point, с выходом в Интернет и электронную систему УМКА ВолГУ, интерактивными досками;

компьютерные классы для интерактивных занятий с возможностями проведения электронного тестирования, онлайн опросов и самостоятельных занятий;

библиотеку и читальный зал, располагающие необходимым количеством учебной и учебно-методической литературы, электронными каталогами и базами.

Ссылка на ПТК «УМКа». http://umka.volsu.ru/newumka2/

studfiles.net

Журнал Вопросы психолингвистики 2013 г. № 2

языка и средства осуществления речевой коммуникации.

3.Раскройте значение научных трудов В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Л.В. Щербы для становления психолингвистики.

4.Дайте понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности.

5.Назовите специфические особенности процесса «думания» как вида речемыслительной деятельности.

6.Раскройте сущность когнитивных моделей речепорождения.

7.Охарактеризуйте виды и формы речи.

8.В чем заключаются специфические особенности внутренней речи по Л.С. Выготскому.

9.Раскройте особенности структуры и семантики внутренней речи.

10.Опишите кодовые единицы внутренней речи.

11.В чем заключается сущность теории Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи.

12.Назовите единицы процесса порождения и восприятия высказываний.

13.Раскройте специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.

14.Дайте краткую характеристику основных разделов психолингвистики

(отечественной и зарубежной).

15.Раскройте сущность мозговой организации речевой деятельности человека.

16.Дайте характеристику высказыванию как продукту деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.

17.Каковы особенности общего строения речевой деятельности. Покажите роль «механизма обратной связи» в осуществлении основных видов речевой деятельности.

18.Перечислите функции речи и знаков языка в речевой деятельности. Как они реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека.

19.Раскройте основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

20.Раскройте понятие семантического значения слова.

21.Объясните, что означают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка.

22.Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух составляющих его семантики.

23.Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.

24.Раскройте с точки зрения психолингвистики проблему соотношения языка и сознания; проблему взаимосвязи в развитии мышления и речи.

6.3.Вопросы для подготовки к зачету

1.Психолингвистические аспекты взаимосвязи языка и мышления.

2.Этнопсихолингвистика и лингвокультурология.

3.Взаимосвязь языка и общества.

4.Языковая личность и процессы социализации.

5.Лингвистика детской речи.

6.Проблемы изучения речевого онтогенеза

7.Текст как способ передачи информации в речевой деятельности.

8.Язык как общественное явление.

9.Текст, затекст, подтекст, свойства текста.

10.Проблема понимания текста и его информативность.

11.Психолингвистические свойства и особенности изучения текста.

12.Предмет, объект, цель этнопсихолингвистики.

13.Предмет, объект, цель лингвокультурологии.

14.Национально-культурная специфика слова (лакуны, безэквивалентная лексика).

15.Интеркультурные контакты и аккультурация.

16.Фазы аккультурации и проблема культурного шока.

17.Психолингвистические проблемы билингвизма.

18.Культурный компонент в языковой семантике.

19.Национально-культурные особенности внутренней формы слова.

20.Проблемы онтогенеза речи с точки зрения психологии и теории эволюции человека.

21.Процесс языкового развития ребенка (дословесный период развития речи).

22.Детская фонетика и грамматика.

23.Семантика словообразования в детской речи.

24.Основные этапы развития детской речи.

25.Овладение произношением, морфологией, синтаксисом в онтогенезе.

26.Психолингвистика как междисциплинарная наука.

27.Тенденции развития и течения в психолингвистике.

28.Языковой механизм человека и подходы к его описанию.

29.Проблема языковой способности человека.

30.Моделирование процессов порождения речи.

31.Внутренняя речь и ее место в процессе производства речи.

32.Лингвистика текста и психолингвистика в аспекте изучения текста (цели, задачи, различие).

33.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

34.Психолингвистические свойства текста, понятие пресуппозиции и прецедентность текста.

35.Психолингвистические методы исследования семантики.

36.Формирование и понимание речевого высказывания.

37.Речевая деятельность и языковая способность.

38.Виды афазии, связанные с зонами Вернике и Брока.

39.Нарушения и дефекты речи.

40.НВКК в коммуникативном акте.

41.Онтология, объект и предмет теории речевой деятельности.

42.Взаимоотношение психолингвистики с другими науками.

43.Уровни языковой способности.

44.Зарубежная и отечественная психолингвистика, сходство и отличие.

45.Роль НВКК в общении.

46.Основные виды афазии.

47.УПК Н. И. Жинкина.

48.Патология речи и ее исследование в психолингвистике.

49.Психофизиологические механизмы речи,

50.Дефекты речи.

51.Ассоциативный эксперимент как метод исследования лексикона.

52.Психолингвистика и искусственный интеллект.

53.Психолингвистика и смежные отрасли знания (биолингвистика, паралингвистика, нейролингвистика).

54.Проблемы прикладной лингвистики (искусственный интеллект, машинный перевод и др.).

55.Прогнозирование в речевой деятельности Психофизиологическая организация речи и патология речи.

56.Психолингвистические единицы и уровни языковой способности.

57.58. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации.

59.Проблемы билингвизма в психолингвистике.

60.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная:

Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 2001. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2004.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М, 1956. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2007. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.-СПб., 2003.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – Минск, 2005.

Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Ч 1 – 2. – М., 2005. Пищальникова В.А. Содержание базовых терминов в современной отечественной психолингвистике / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе. – 2011. – № 7. – С.60-66. Этнопсихолингвистика. – М., 2007.

Психолингвистика / Под ред. Ушаковой Т.Н. – М., 2006. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М., 2004. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2007.

Дополнительная:

Виды и функции речевой деятельности. М., 1977. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л., 1982.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М., 1984.

Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. — 1964. № 6 Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2001.

Зимняя И. А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.

Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. М., 2002. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. – М., 1968; М., 2005.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., Наука, 1984.

Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981. Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.: Наука, 1994 Пинкер С. Язык как инстинкт. Пер. с англ. М., 2004. Проблемы психолингвистики. М., 1975.

Сахарный В.Т. Введение в психолингвистику. – М., 1990 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1977. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1989. Ушакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. – М., 2004. Хомский Н. Язык и мышление. М., 2000.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 2000.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.psyberia.ru http://www.superlinguist.com http://mexus.ru/osnovy-psiholingvist.html http://www.philol.msu.ru http://www.incampus.ru http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup

http://skola.ogreland.lv/rusjaz/psihol/_private/006.htm http://www.csa.ru/DistanceLearning/course3/ch30/ch30_3_1.html http://www.pedlib.ru/Books/1/0417/1_0417-1.shtml http://www.old.reslib.com/book/Psiholingvistika_Uchebnik. html

Журналы, рекомендуемые в качестве дополнительной литературы:

Вопросы психолингвистики, Вопросы психологии,

Международный психолингвистический журнал (International Journal of Psycholinquistics),

Психологическая диагностика, Психологическая наука и образование, Психологический журнал, Психология обучения, Социологические исследования, Экспериментальная психология.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Изучение данной дисциплины предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм с применением аудио- и видеоматериалов и проведение занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Материально-техническое обеспечения дисциплины «Основы психолингвистики» определяется материально-технической базе, имеющейся в институте филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.

Материально-техническая база института позволяет использовать следующие технические средства:

лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными и компьютерными средствами, позволяющих демонстрироват компьютерные презентации в программе Power Point, с выходом в Интернет и электронную систему УМКА ВолГУ, интерактивными досками;

компьютерные классы для интерактивных занятий с возможностями проведения электронного тестирования, онлайн опросов и самостоятельных занятий;

библиотеку и читальный зал, располагающие необходимым количеством учебной и учебно-методической литературы, электронными каталогами и базами.

Ссылка на ПТК «УМКа». http://umka.volsu.ru/newumka2/

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *