Вышел новый номер журнала «Вопросы психолингвистики»: №4 (30), 2016
Доступен новый номер журнала «Вопросы психолингвистики» — №4 (30) за 2016 год.
Свежий выпуск журнала можно скачать по этой ссылке (PDF)
Содержание
Наши юбиляры
- 85 лет Ревекке Марковне Фрумкиной
- 75 лет Александру Петровичу Василевичу
- Василевич А.П. (Москва, Россия) Опыт анализа самоотчетов в эксперименте по свободной классификации (на материале слов, описывающих «радость»)
Collegium
- Балясникова О.В. (Москва, Россия) «Отчуждение» в конфликтной коммуникации
- Белякова Л.И., Филатова Ю.О. (Москва, Россия) Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка
- Вашунина И.В. (Москва, Россия) Особенности восприятия креолизованных текстов
- Дырхеева Г.А. (Улан-Удэ, Россия) О ядре языкового сознания бурят-билингвов
- Ерофеева Е.В., Низгулов Т.С. (Пермь, Россия) Гибридизация специальных и обыденных понятий (на примере понимания юридических терминов)
- Зарипов Р.И. (Москва, Россия) Способы создания стереотипов о России на основе политических метафор
- Ковшова М.Л. (Москва, Россия) Культурно-национальная специфика фразеологизмов и вопросы экспликации их культурных смыслов
- Комалова Л.Р. (Москва, Россия) Вербальная реализация агрессии как продукт социально-когнитивной депривации
- Крейдлин Г.Е., Хесед Л.А. (Москва, Россия) Взаимодействие физических признаков телесных объектов и социальных характеристик их обладателей
- Маховиков Д.В., Степанова А.А. (Москва, Россия) Идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика
- Найденова Н.С. (Москва, Россия) Механизмы речевого воздействия в экономическом дискурсе: на примере текстов выступлений глав ФРС США
- Новикова В.П. (Челябинск, Россия) Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с художественным текстом
- Радина Н.К., Александрова Н.С. (Нижний Новгород, Россия) Семиотика мультимедийного текста: креолизованные тексты в профессиональной онлайн-коммуникация (на материале официального сайта НИУ ВШЭ)
- Пильгун М.А., Дзялошинский И.М. (Москва, Россия) Интерпретация событий октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента
- Раренко М.Б. (Москва, Россия) Проблемы взаимодействия языков на территории современной Шотландии
- Степанова А.А. (Москва, Россия) Этническая идентичность и языковое сознание носителей бурятского языка: социо- и психолингвистические исследования
- Ильина В.А., Маховиков Д.В., Нистратов А.А., Синячкина Н.Л., Тарасов Е.Ф. (Москва, Россия) Проблемы конструирования инокультурного ценностного сознания
- Трошина Н.Н. (Москва, Россия) Кто такие «немецкие турки»? О языковом аспекте проблемы
- Ханова А.Ф (Набережные Челны, Россия), Станкевич Е.А. (Елабуга, Россия) Автостереотипы и гетеростереотипы русских и татар в Республике Татарстан
- Хекало Т.В. (Хабаровск, Россия) Изучение личностных смыслов физико-химических объектов методом семантического дифференциала
- Чулкина Н.Л. (Москва, Россия) Морально-этические регулятивы «совесть», «стыд», «хорошо»/ «плохо», «нельзя» в русском и татарском обыденном языковом сознании (по материалам «русского ассоциативного словаря» (рас -1) и пилотажного эксперимента в Татарстане)
Трибуна молодых ученых
- Воронцов К.А. (Москва, Россия) Уровневая организация внутреннего лексикона
- Кормазина О.П. (Владивосток, Россия) Воспоминания о детстве: особенности жанра в аспекте возрастных различий рассказчиков
- Полянская А.Г. (Москва, Россия) Лингвистические особенности текстов «посадочных» страниц
- Янь Кай (КНР) Художественный текст, культура, сознание: психолингвокультурологический подход
Научная жизнь
- XVIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: практики и эксперимент». Москва, 24-26 мая 2016 г. (А.Д. Козлова)
- Круглый стол «Актуальные проблемы проведения и интерпретации результатов психолингвистических экспериментов» (А.В. Рудакова, И.А. Стернин)
iling-ran.ru
Вопросы психолингвистики
Информация о журнале
Журнал зарегистрирован в ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-38423 от 14.12.2009)ISSN 2077-5911В 2009 году журнал был включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.Журнал включен в российский индекс научного цитирования и Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science.Электронная версия журнала размещена на платформе Научной электронной библиотеки.Журнал «Вопросы психолингвистики» был учрежден Институтом языкознания РАН в 2003 году как печатный орган российского психолингвистического сообщества. Журнал пришел на смену регулярным сборникам научных статей, которые с 1970 года издавались сектором психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР, а затем – отделом психолингвистики Института языкознания РАН.Первую редколлегию журнала возглавил доктор психологических и филологических наук, профессор, академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.С 2006 года главным редактором журнала является доктор филологических наук, профессор Евгений Федорович Тарасов.В 2009 году у журнала появился второй учредитель – Московский институт лингвистики, переименованный в 2016 г. в Московскую международную академиюЗа 10 лет своего существования, по данным РИНЦ, журнал занял прочное место в числе наиболее цитируемых лингвистических журналов России.В журнале «Вопросы психолингвистики» публикуются научные статьи, в которых представлены результаты современных теоретических и экспериментальных исследований по различным проблемам психолингвистики и проблематике смежных дисциплин, научные обзоры и рецензии, информация о научной жизни. В журнале также публикуются статьи молодых исследователей.С электронными версиями всех выпусков журнала можно ознакомиться на сайте Института языкознания РАН.С 2014 года журнал «Вопросы психолингвистики» выходит четыре раза в год в новом формате.Оформить подписку на журнал можно в любом отделении Роспечати. Подписной индекс 37152.Вопросы психолингвистики
About journal
Журнал зарегистрирован в ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-38423 от 14.12.2009)ISSN 2077-5911В 2009 году журнал был включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.Журнал включен в российский индекс научного цитирования и Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science.Электронная версия журнала размещена на платформе Научной электронной библиотеки.Журнал «Вопросы психолингвистики» был учрежден Институтом языкознания РАН в 2003 году как печатный орган российского психолингвистического сообщества. Журнал пришел на смену регулярным сборникам научных статей, которые с 1970 года издавались сектором психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР, а затем – отделом психолингвистики Института языкознания РАН.Первую редколлегию журнала возглавил доктор психологических и филологических наук, профессор, академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.С 2006 года главным редактором журнала является доктор филологических наук, профессор Евгений Федорович Тарасов.В 2009 году у журнала появился второй учредитель – Московский институт лингвистики, переименованный в 2016 г. в Московскую международную академиюЗа 10 лет своего существования, по данным РИНЦ, журнал занял прочное место в числе наиболее цитируемых лингвистических журналов России.В журнале «Вопросы психолингвистики» публикуются научные статьи, в которых представлены результаты современных теоретических и экспериментальных исследований по различным проблемам психолингвистики и проблематике смежных дисциплин, научные обзоры и рецензии, информация о научной жизни. В журнале также публикуются статьи молодых исследователей.С электронными версиями всех выпусков журнала можно ознакомиться на сайте Института языкознания РАН.С 2014 года журнал «Вопросы психолингвистики» выходит четыре раза в год в новом формате.Оформить подписку на журнал можно в любом отделении Роспечати. Подписной индекс 37152.Вопросы психолингвистики — Документ — стр. 1
ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ | |
Международный выпуск посвящается 70-летию Юрия Александровича Сорокина | |
3 · 2006 | |
Москва | |
Ψλ |
УЧРЕДИТЕЛЬ – Институт языкознания Российской академии наук,
Москва
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Е.Ф. Тарасов — главный редактор
О.В. Балясникова — ответственный секретарь
А.А.Залевская
В.И. Карасик
И.Ю. Марковина
Е.Ю. Мягкова
И.Г. Овчинникова
Ю.А. Сорокин
И.А. Стернин
Н.В. Уфимцева
В.И. Шаховский
Л.А. Шкатова
Редактор-составитель выпуска – И.Ю. Марковина
В подготовке выпуска к печати принимала участие Ю.В. Стыврина
Научный журнал теоретических и прикладных исследований Выходит 1 раз в полугодие Перепечатка материалов из журнала допускается только по согласованию с редакцией | © Институт языкознания РАН, 2006 |
Подписано в печать 25.09.2005.
Формат 60х84/8. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 35. Тираж 500 экз. Зак № 24.
Отпечатано АП «Полиграфия», г. Калуга, ул. Тульская 13а.
Лиц. ПЛД № 42-29 от 23.12.99
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ | 5 |
ЮРИЙ СОРОКИН: ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ | 7 |
Ю.А. Сорокин. Культурология и психолингвистика: цели и методы | 8 |
ТЕОРИЯ ЛАКУН В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ | 12 |
И.Ю. Марковина.(Россия)Элиминирование лакун как действие социально-психологических механизмов «притяжения» и «отталкивания» | 12 |
Ewa Feresztyn. (ФРГ) The influence of cultural consciousness on intercultural communication problem resolution | 34 |
Jens Olaf Jolowicz.(ФРГ)Lacuna theory in intercultural communication: Focus on axiological lacunae | 58 |
ТЕОРИЯ ЛАКУН И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ | 78 |
В.И.Жельвис. (Россия) Стрекоза и муравей как предмет культурологического анализа | 78 |
Erika M. Grodzki. (США)The Lacuna Model and Its Application Potential for Advertising Research | 95 |
О.С. Костинская.(Россия) Концепт времени в японской картине мира | 103 |
Н.С. Федосюткина.(Россия) Психолингвистический подход к изучению ценностных представлений | 114 |
В.А.Тихомирова.(Росия) Интеркультурная лакуна: басенный вариант | 127 |
Д.В. Тернопол.(Россия) Славянская демонология: Кто в доме хозяин, или An Englishman’s home is his castle | 137 |
Н.Ю. Шакирова. (Россия) Язык тоталитарного общества как механизм политического подавления личности | 144 |
Annika Lux. (ФРГ) Analysing different attitudes towards “feminism, abortion and the role of women” among German and Polish university students: Association Experiment | 153 |
ЛАКУНЫ В ДИСКУРСЕ | 168 |
В.Н. Бабаян. (Россия) Лакуны в триаде (диалог с молчащим наблюдателем) | 168 |
Н.Б. Корнилова. (Россия) Молчание влюбленных (краткий анализ смысловых лакун) | 182 |
ТЕОРИЯ ЛАКУН И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА | 187 |
Igor Panasiuk. (ФРГ) Lakunen-Theorie und Äquivalenzproblematik | 187 |
Й. Прочек.(Польша) Роль компенсаторной составляющей в структуре переводческой компетенции | 215 |
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ЭССЕ | 223 |
К.В. Балеевских. (Россия)Писатель-билингв Андрей Макин: русский характер во французской литературе (по материалам интервью от 15.04.02) | 223 |
Hannah Sard. (США) Examples of Lacunae Tension in the American Perception of Russian Culture (Through Analysis of Art Film) | 226 |
НОВЫЕ КНИГИ: РЕЦЕНЗИИ И РЕФЕРАТЫ | 230 |
Язык. Сознание. Культура. Сборник статей/ под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. – М.-Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство «Эйдос»), 2005.- 400 с. | 230 |
«Злая лая матерная». Сборник статей. | |
Москва: Ладомир, 2005. – 643 с. | 234 |
Н.А. Лемяскина. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника (монография). Воронеж, Воронежский государственный университет, 2004. – 330 с. | 249 |
Библиография по теории лакун и этнопсихолингвистике | |
(составитель: др. Игорь Панасюк, Европейский университет Виадрина, Франкфурт-на-Одере, ФРГ) | 255 |
АННОТАЦИИ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ / ABSTRACTSOFARTICLES | 274 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Третий выпуск журнала «Вопросы психолингвистики» за 2006 год — монотематический – он целиком посвящен теории лакун. Прошло около тридцати лет с тех пор, как в отечественной психолингвистике стал изучаться феномен лакун и появились первые публикации по этой проблеме. Сегодня представляется возможным подвести некоторые итоги и представить данное научное направление в контексте теорий, разрабатываемых в рамках психолингвистики в целом и этнопсихолингвистики в частности.
Исследуя специфику языкового сознания носителей различных культур, этнопсихолингвистика использует межкультурное общение как объект и как средство научного анализа. Межкультурное общение рассматривается как условие для выявления участков неконгруэнтности образов мира коммуникантов. Именно в этом исследовательском поле применяется теория лакун в качестве инструмента изучения (1) степени и характера несовпадения образов сознания участников (межкультурного) общения, (2) степени и характера непонимания фрагментов неавтохтонного вербального и невербального опыта и (3) стратегий совмещения образов «своего» и «чужого» сознания при выборе тактик достижения понимания «чужой» культуры.
При подготовке настоящего выпуска журнала мы ставили две цели. Во-первых, представить широкий спектр аспектов этнокультурной специфики и межкультурного общения, в исследовании которых применяется теория лакун. Во-вторых, представить широкий круг авторов, чей научно-исследо-вательский опыт варьирует в значительных пределах: от стоявших у истоков создания теории Ю.А. Сорокина, В.И. Жельвиса и их учеников и последователей, чьи имена уже прочно связаны с лакунологией – И.Ю. Марковиной, Игоря Панасюка, Erika Grodzki, до сравнительно недавно защитивших или работающих над кандидатскими диссертациями, где используются подходы с позиции теории лакун – В.Н. Бабаяна, Д.П. Тернопол, В.А. Тихомировой, О.С. Костинской, Ewa Feresztyn и др., и заканчивая совсем молодыми исследователями — выпускниками Европейского университета Виадрина (ФРГ) и слушателями других спецкурсов по этнопсихолингвистике, прочитанных в последние годы сотрудниками сектора психолингвистики в России и за рубежом, попытавшимися продемонстрировать научный потенциал модели лакун в изучении проблем межкультурного общения, этнокультурной специфики — Jens Olaf Jolowicz, Annika Lux, Hannah Sard, Й. Прочек.
И.Ю. Марковина,
Редактор-составитель
Дорогой Юрий Александрович!
Вы – единственный! Ваш вклад в отечественную науку неоценим, а оригинальность мысли неповторима. Вперед! Мы с Вами!
Коллеги, соратники, друзья, ученики, последователи
ЮРИЙ СОРОКИН: ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Писать о Юрии Александровиче Сорокине и легко и трудно. Легко, потому что его многочисленные достоинства снимают проблему выбора аргументов. Трудно, потому что даже многоцветная палитра этих достоинств не способна вместить все значение этого удивительного человека.
Крупный ученый, многочисленные труды которого читаются во всем мире, он всегда окружен учениками, многие из которых уже давно сами стали вполне самостоятельными специалистами. Научный диапазон его широк, разнолик, поразителен: психолингвистика, этнолингвистика, библиопсихология, социолингвистика, культурология, теория коммуникации, конфликтология, философия, китаистика
Язык его научных работ нередко сложен, но ход мыслей всегда увлекает, заставляя читателя распутывать и разгадывать обсуждаемые проблемы, и все это – на фоне восхищения энциклопедической эрудицией автора и глубиной им сказанного. В то же время, Ю.А.Сорокин не раз доказывал, что в своих популярных книгах, очерках, заметках и интервью он умеет быть простым и доходчивым.
Работающие с Юрием Александровичем дружно отмечают: заслужить его уважение нелегко, но когда оно получено, перед вами надежный коллега и верный друг, всегда готовый помочь, а если надо, то и защитить от несправедливостей нашего, не всегда справедливого, мира. Результат: целая школа, созданная Юрием Александровичем Сорокиным из учеников и единомышленников. Теперь, по прошествии многих лет работы московской группы психолингвистики и теории коммуникации, где Юрий Александрович играет одну из ведущих ролей, подобные группы и школы появились по всей России и во многих сопредельных странах и бывших республиках СССР. Психолингвисты – «сии птенцы гнезда Сорокина» успешно работают в обеих российских столицах, в Волгограде, Пензе, Воронеже, Ярославле, Саратове, Киеве и Франкфурте-на-Одере. География же его аспирантов и аспирантов его учеников – это, по существу, просто карта мира, где можно увидеть все, от Вьетнама до Южной Африки. Благодаря Ю.А. Сорокину и его коллегам из сектора психолингвистики и теории коммуникации РАН сегодня можно говорить о существовании международной этнопсихолингвистической школы.
Неутомимая педагогическая деятельность Юрия Александровича Сорокина воплощает собой основополагающий принцип преемственности поколений. Вслед за своим наставником — Алексеем Алексеевичем Леонтьевым, который обозначил научными маяками путь психолингвистики, — ту же благородную задачу продолжения и укрепления научной традиции взял на себя и Юрий Александрович Сорокин, юбилею которого мы посвящаем этот номер журнала.
Ю.А. Сорокин
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛИНГВИСТИКА:
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
Постулат первый. Отношения между культурологией и психолингвистикой являются взаимодополнительными, что, конечно, не отменяет необходимости рассмотрения сути взаимодополнительности и того субстрата, который лежит в ее основе.
И культурология, и психолингвистика ориентируются на изучение вербального (психоментального) и невербального (кинезикопроксемического и орудийного) поведения, характерного для того или иного этноса (той или иной лингвокультурной общности). Поведения, являющегося персистентным (архетипическим) ине поддающегося тиражированию и унификации в отличие от поведения, существующего в цивилизационных средах. Но если в культурологии в качестве предмета изучения выступает некоторое «расплывчатое множество» феноменов (начиная, например, с пищевого символизма и кончая обрядами избегания), то в психолингвистике предметом изучения выступает, прежде всего, речевая (и совмещенная с ней неречевая) деятельность.
Постулат второй. Несмотря на различие в предмете изучения целесообразно не считать эти дисциплины разнопорядковыми, так как именно язык/речь являются тем субстратом, который лежит в основе большинства вторичных моделирующих систем (эти системы стремятся уподобиться естественному языку). Иными словами, психолингвистика является первичной (базовой), а культурология небазовой (вторичной) дисциплиной, хотя целью обеих и является изучение этнического (обыденного) поведения и сознания.
Постулат третий. Эта общая цель позволяет считать допустимым существование новой «стыковой» (креолизированной) дисциплины — этнопсихолингвистики, ориентированной на изучение вербальных и невербальных словарей и грамматик этнического поведения, а также на контрастивное сопоставление «текстов», обслуживающих тот или иной этнос (лингво-культурные сценарии и матрицы).
Постулат четвертый. Исследования, ведущиеся в рамках этнопсихолингвистики, обладают двойной эвристической силой: они дают возможность судить о составляющих этнических «картин мира» и выявлять в них элементы универсальные и локальные и, кроме того, позволяют накапливать материал для пересмотра существующих моделей порождения речи. Например, становится очевидным, что в этих моделях должны быть предусмотрены блоки контроля и слежения за адекватностью (узуальностью /натурализированностью) развертывания речевых планов в культурологическом, эмотивном/эмоциональном и фоносемантическом отношениях.
По-видимому, лишь в рамках этнопсихолингвистики могут быть построены удовлетворительные с теоретической и прагматической точки зрения модели восприятия речи и вторичных знаковых систем, позволяющие судить о характере понимания и оценки автохтонных и неавтохтонных коммуникатов, циркулирующих в тех или иных этносистемах (и в частности, момографических или инвективных коммуникатов, анализ которых позволяет выявлять существенные сходства и различия в отношениях к своей и чужой табуированной лексике, к своему и чужому юмору/смеху).
Постулат пятый. Лишь взаимодополнительное использование в исследованиях этих двух видов моделей — моделей порождения и восприятия речи и вторичных знаковых систем — позволит с достаточной степенью полноты и точности описать структуру того или иного этнического вербального и невербального поведения, меру подобия и/или квазиподобия фрагментов этого поведения, а также процессы (лингво) культурологической витрификации (де-витрификации), интраэтнические и интерэтнические конфликты.
Постулат шестой. Этническую конфликтологию следует рассматривать в качестве одного из подразделов этнопсихолингвистики. В рамках конфликтологии следует, по-видимому, изучать механизмы защиты этносов против (лингво) культурологической витрификации, социальные, социально-психологические и психологические факторы и условия, способствующие или препятствующие мене или метисации вербального и невербального поведения, возможных на стыках каких-либо (по крайней мере, двух) этнических ниш.
Примечание: Операционально-интерпретативными единицами конфликтологии следует, очевидно, считать конфликтемы и гармонемы.
Постулат седьмой. В сферу внимания этнической конфликтологии не входит изучение национальных (межнациональных) отношений в силу того, что они являются формационно-институциональны ми отношениями, изучающимися историей и политологией. Конечно, эти связи не могут не учитываться при исследовании процессов интра- и интерэтнического общения, но они являются вторичными, как и все цивилизационные, а не культурологические связи.
Примечание: Различение национальных (цивилизационных) и этнических (культурологических) связей и характеристика национальных в качестве вторичных, а этнических — в качестве первичных связей обусловлены пониманием культуры как суммы персистентной/резистентной, а цивилизации как суммы развивающейся/тиражируемой технологии.
Постулат восьмой. Для этнопсихолингвистического изучения этнических — вербальных и невербальных — процессов общения целесообразно использовать следующий понятийный аппарат: 1) идиоглосса — некоторый локус, характеризующийся специфическим языковым/речевым состоянием, 2) идиокультура и изокультура — два слоя в одной эндокультуре, противопоставленные друг другу как вариантное и инвариантное (эти же два слоя следует рассматривать в качестве единиц сопоставления, если одна эндокультура сравнивается с другой, выступающей в этом случае как экзокультура), 3) идиоэтнос и изоэтнос — две популяции, первая из которых негомогенна, а вторая гомогенна в психотипическом отношении, 4) идио- и изосознание — две формы рефлексии, опредмечивающиеся в психотипически негомогенных или гомогенных формах вербальной и/или невербальной деятельности, в идиокультуре или изокультуре как адаптивно-адаптирующих механизмах этносов, 5) интерэтническая (суперэтническая) дистанция — ментальная и нементальная дистанция между двумя (и более) этническими организациями; интраэтническая (субэтническая) дистанция — ментальная и нементальная дистанция внутри одного этнического организма; 6) недооценка и переоценка моделей поведения: центробежная этническая недооценка и центростремительная этническая переоценка, экзогенная недооценка и эндогенная переоценка, 7) этнические и субэтнические «швы» — точки взаимодействия, в которых возникает «размывание» автохтонных моде-лей поведения и создаются предпосылки для образования креализированных (койнезированных) консорций и конвиксий, 8) однородность или диффузность (креолизированность) сознания: однородность указывает на аксиологическую моноориентированность, а диффузность — на аксиологическую полиориентированность этнического сознания, 9) поле этнического напряжения — слабое, сигнализирующее о моноориентированном, и сильное, сигнализирующее о полиориентированном типе сознания, 10) вязкость и вес конфликтов.
Постулат девятый. Связь между этими теоретическими понятиями и экспериментальными (а также неэкспериментальными) исследованиями процессов интра- и интерэтнического взаимодействия вполне очевидна: теоретический аппарат влияет на выработку методов исследований, на их корректировку в соответствии с получаемыми результатами (конгруэнтность теории и эксперимента), но и методы, в свою очередь, заставляют пересматривать список теоретических понятий и изменять их толкование.
textarchive.ru
Журнал Вопросы психолингвистики 2013 г. № 2
3.Раскройте значение научных трудов В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Л.В. Щербы для становления психолингвистики.
4.Дайте понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности.
5.Назовите специфические особенности процесса «думания» как вида речемыслительной деятельности.
6.Раскройте сущность когнитивных моделей речепорождения.
7.Охарактеризуйте виды и формы речи.
8.В чем заключаются специфические особенности внутренней речи по Л.С. Выготскому.
9.Раскройте особенности структуры и семантики внутренней речи.
10.Опишите кодовые единицы внутренней речи.
11.В чем заключается сущность теории Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи.
12.Назовите единицы процесса порождения и восприятия высказываний.
13.Раскройте специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.
14.Дайте краткую характеристику основных разделов психолингвистики
(отечественной и зарубежной).
15.Раскройте сущность мозговой организации речевой деятельности человека.
16.Дайте характеристику высказыванию как продукту деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.
17.Каковы особенности общего строения речевой деятельности. Покажите роль «механизма обратной связи» в осуществлении основных видов речевой деятельности.
18.Перечислите функции речи и знаков языка в речевой деятельности. Как они реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека.
19.Раскройте основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.
20.Раскройте понятие семантического значения слова.
21.Объясните, что означают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка.
22.Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух составляющих его семантики.
23.Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.
24.Раскройте с точки зрения психолингвистики проблему соотношения языка и сознания; проблему взаимосвязи в развитии мышления и речи.
6.3.Вопросы для подготовки к зачету
1.Психолингвистические аспекты взаимосвязи языка и мышления.
2.Этнопсихолингвистика и лингвокультурология.
3.Взаимосвязь языка и общества.
4.Языковая личность и процессы социализации.
5.Лингвистика детской речи.
6.Проблемы изучения речевого онтогенеза
7.Текст как способ передачи информации в речевой деятельности.
8.Язык как общественное явление.
9.Текст, затекст, подтекст, свойства текста.
10.Проблема понимания текста и его информативность.
11.Психолингвистические свойства и особенности изучения текста.
12.Предмет, объект, цель этнопсихолингвистики.
13.Предмет, объект, цель лингвокультурологии.
14.Национально-культурная специфика слова (лакуны, безэквивалентная лексика).
15.Интеркультурные контакты и аккультурация.
16.Фазы аккультурации и проблема культурного шока.
17.Психолингвистические проблемы билингвизма.
18.Культурный компонент в языковой семантике.
19.Национально-культурные особенности внутренней формы слова.
20.Проблемы онтогенеза речи с точки зрения психологии и теории эволюции человека.
21.Процесс языкового развития ребенка (дословесный период развития речи).
22.Детская фонетика и грамматика.
23.Семантика словообразования в детской речи.
24.Основные этапы развития детской речи.
25.Овладение произношением, морфологией, синтаксисом в онтогенезе.
26.Психолингвистика как междисциплинарная наука.
27.Тенденции развития и течения в психолингвистике.
28.Языковой механизм человека и подходы к его описанию.
29.Проблема языковой способности человека.
30.Моделирование процессов порождения речи.
31.Внутренняя речь и ее место в процессе производства речи.
32.Лингвистика текста и психолингвистика в аспекте изучения текста (цели, задачи, различие).
33.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.
34.Психолингвистические свойства текста, понятие пресуппозиции и прецедентность текста.
35.Психолингвистические методы исследования семантики.
36.Формирование и понимание речевого высказывания.
37.Речевая деятельность и языковая способность.
38.Виды афазии, связанные с зонами Вернике и Брока.
39.Нарушения и дефекты речи.
40.НВКК в коммуникативном акте.
41.Онтология, объект и предмет теории речевой деятельности.
42.Взаимоотношение психолингвистики с другими науками.
43.Уровни языковой способности.
44.Зарубежная и отечественная психолингвистика, сходство и отличие.
45.Роль НВКК в общении.
46.Основные виды афазии.
47.УПК Н. И. Жинкина.
48.Патология речи и ее исследование в психолингвистике.
49.Психофизиологические механизмы речи,
50.Дефекты речи.
51.Ассоциативный эксперимент как метод исследования лексикона.
52.Психолингвистика и искусственный интеллект.
53.Психолингвистика и смежные отрасли знания (биолингвистика, паралингвистика, нейролингвистика).
54.Проблемы прикладной лингвистики (искусственный интеллект, машинный перевод и др.).
55.Прогнозирование в речевой деятельности Психофизиологическая организация речи и патология речи.
56.Психолингвистические единицы и уровни языковой способности.
57.58. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации.
59.Проблемы билингвизма в психолингвистике.
60.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная:
Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 2001. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2004.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М, 1956. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.
Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2007. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.-СПб., 2003.
Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – Минск, 2005.
Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Ч 1 – 2. – М., 2005. Пищальникова В.А. Содержание базовых терминов в современной отечественной психолингвистике / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе. – 2011. – № 7. – С.60-66. Этнопсихолингвистика. – М., 2007.
Психолингвистика / Под ред. Ушаковой Т.Н. – М., 2006. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М., 2004. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2007.
Дополнительная:
Виды и функции речевой деятельности. М., 1977. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л., 1982.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М., 1984.
Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. — 1964. № 6 Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2001.
Зимняя И. А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. М., 2002. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. – М., 1968; М., 2005.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., Наука, 1984.
Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981. Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.: Наука, 1994 Пинкер С. Язык как инстинкт. Пер. с англ. М., 2004. Проблемы психолингвистики. М., 1975.
Сахарный В.Т. Введение в психолингвистику. – М., 1990 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1977. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1989. Ушакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. – М., 2004. Хомский Н. Язык и мышление. М., 2000.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 2000.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.psyberia.ru http://www.superlinguist.com http://mexus.ru/osnovy-psiholingvist.html http://www.philol.msu.ru http://www.incampus.ru http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup
http://skola.ogreland.lv/rusjaz/psihol/_private/006.htm http://www.csa.ru/DistanceLearning/course3/ch30/ch30_3_1.html http://www.pedlib.ru/Books/1/0417/1_0417-1.shtml http://www.old.reslib.com/book/Psiholingvistika_Uchebnik. html
Журналы, рекомендуемые в качестве дополнительной литературы:
Вопросы психолингвистики, Вопросы психологии,
Международный психолингвистический журнал (International Journal of Psycholinquistics),
Психологическая диагностика, Психологическая наука и образование, Психологический журнал, Психология обучения, Социологические исследования, Экспериментальная психология.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение данной дисциплины предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм с применением аудио- и видеоматериалов и проведение занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Материально-техническое обеспечения дисциплины «Основы психолингвистики» определяется материально-технической базе, имеющейся в институте филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.
Материально-техническая база института позволяет использовать следующие технические средства:
лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными и компьютерными средствами, позволяющих демонстрироват компьютерные презентации в программе Power Point, с выходом в Интернет и электронную систему УМКА ВолГУ, интерактивными досками;
компьютерные классы для интерактивных занятий с возможностями проведения электронного тестирования, онлайн опросов и самостоятельных занятий;
библиотеку и читальный зал, располагающие необходимым количеством учебной и учебно-методической литературы, электронными каталогами и базами.
Ссылка на ПТК «УМКа». http://umka.volsu.ru/newumka2/
studfiles.net
Журнал Вопросы психолингвистики 2013 г. № 2
языка и средства осуществления речевой коммуникации.
3.Раскройте значение научных трудов В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Л.В. Щербы для становления психолингвистики.
4.Дайте понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности.
5.Назовите специфические особенности процесса «думания» как вида речемыслительной деятельности.
6.Раскройте сущность когнитивных моделей речепорождения.
7.Охарактеризуйте виды и формы речи.
8.В чем заключаются специфические особенности внутренней речи по Л.С. Выготскому.
9.Раскройте особенности структуры и семантики внутренней речи.
10.Опишите кодовые единицы внутренней речи.
11.В чем заключается сущность теории Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи.
12.Назовите единицы процесса порождения и восприятия высказываний.
13.Раскройте специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.
14.Дайте краткую характеристику основных разделов психолингвистики
(отечественной и зарубежной).
15.Раскройте сущность мозговой организации речевой деятельности человека.
16.Дайте характеристику высказыванию как продукту деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.
17.Каковы особенности общего строения речевой деятельности. Покажите роль «механизма обратной связи» в осуществлении основных видов речевой деятельности.
18.Перечислите функции речи и знаков языка в речевой деятельности. Как они реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека.
19.Раскройте основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.
20.Раскройте понятие семантического значения слова.
21.Объясните, что означают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка.
22.Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух составляющих его семантики.
23.Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.
24.Раскройте с точки зрения психолингвистики проблему соотношения языка и сознания; проблему взаимосвязи в развитии мышления и речи.
6.3.Вопросы для подготовки к зачету
1.Психолингвистические аспекты взаимосвязи языка и мышления.
2.Этнопсихолингвистика и лингвокультурология.
3.Взаимосвязь языка и общества.
4.Языковая личность и процессы социализации.
5.Лингвистика детской речи.
6.Проблемы изучения речевого онтогенеза
7.Текст как способ передачи информации в речевой деятельности.
8.Язык как общественное явление.
9.Текст, затекст, подтекст, свойства текста.
10.Проблема понимания текста и его информативность.
11.Психолингвистические свойства и особенности изучения текста.
12.Предмет, объект, цель этнопсихолингвистики.
13.Предмет, объект, цель лингвокультурологии.
14.Национально-культурная специфика слова (лакуны, безэквивалентная лексика).
15.Интеркультурные контакты и аккультурация.
16.Фазы аккультурации и проблема культурного шока.
17.Психолингвистические проблемы билингвизма.
18.Культурный компонент в языковой семантике.
19.Национально-культурные особенности внутренней формы слова.
20.Проблемы онтогенеза речи с точки зрения психологии и теории эволюции человека.
21.Процесс языкового развития ребенка (дословесный период развития речи).
22.Детская фонетика и грамматика.
23.Семантика словообразования в детской речи.
24.Основные этапы развития детской речи.
25.Овладение произношением, морфологией, синтаксисом в онтогенезе.
26.Психолингвистика как междисциплинарная наука.
27.Тенденции развития и течения в психолингвистике.
28.Языковой механизм человека и подходы к его описанию.
29.Проблема языковой способности человека.
30.Моделирование процессов порождения речи.
31.Внутренняя речь и ее место в процессе производства речи.
32.Лингвистика текста и психолингвистика в аспекте изучения текста (цели, задачи, различие).
33.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.
34.Психолингвистические свойства текста, понятие пресуппозиции и прецедентность текста.
35.Психолингвистические методы исследования семантики.
36.Формирование и понимание речевого высказывания.
37.Речевая деятельность и языковая способность.
38.Виды афазии, связанные с зонами Вернике и Брока.
39.Нарушения и дефекты речи.
40.НВКК в коммуникативном акте.
41.Онтология, объект и предмет теории речевой деятельности.
42.Взаимоотношение психолингвистики с другими науками.
43.Уровни языковой способности.
44.Зарубежная и отечественная психолингвистика, сходство и отличие.
45.Роль НВКК в общении.
46.Основные виды афазии.
47.УПК Н. И. Жинкина.
48.Патология речи и ее исследование в психолингвистике.
49.Психофизиологические механизмы речи,
50.Дефекты речи.
51.Ассоциативный эксперимент как метод исследования лексикона.
52.Психолингвистика и искусственный интеллект.
53.Психолингвистика и смежные отрасли знания (биолингвистика, паралингвистика, нейролингвистика).
54.Проблемы прикладной лингвистики (искусственный интеллект, машинный перевод и др.).
55.Прогнозирование в речевой деятельности Психофизиологическая организация речи и патология речи.
56.Психолингвистические единицы и уровни языковой способности.
57.58. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации.
59.Проблемы билингвизма в психолингвистике.
60.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная:
Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 2001. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2004.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М, 1956. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.
Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2007. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.-СПб., 2003.
Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – Минск, 2005.
Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Ч 1 – 2. – М., 2005. Пищальникова В.А. Содержание базовых терминов в современной отечественной психолингвистике / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе. – 2011. – № 7. – С.60-66. Этнопсихолингвистика. – М., 2007.
Психолингвистика / Под ред. Ушаковой Т.Н. – М., 2006. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М., 2004. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2007.
Дополнительная:
Виды и функции речевой деятельности. М., 1977. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л., 1982.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М., 1984.
Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. — 1964. № 6 Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2001.
Зимняя И. А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. М., 2002. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. – М., 1968; М., 2005.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., Наука, 1984.
Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981. Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.: Наука, 1994 Пинкер С. Язык как инстинкт. Пер. с англ. М., 2004. Проблемы психолингвистики. М., 1975.
Сахарный В.Т. Введение в психолингвистику. – М., 1990 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1977. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1989. Ушакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. – М., 2004. Хомский Н. Язык и мышление. М., 2000.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 2000.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.psyberia.ru http://www.superlinguist.com http://mexus.ru/osnovy-psiholingvist.html http://www.philol.msu.ru http://www.incampus.ru http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup
http://skola.ogreland.lv/rusjaz/psihol/_private/006.htm http://www.csa.ru/DistanceLearning/course3/ch30/ch30_3_1.html http://www.pedlib.ru/Books/1/0417/1_0417-1.shtml http://www.old.reslib.com/book/Psiholingvistika_Uchebnik. html
Журналы, рекомендуемые в качестве дополнительной литературы:
Вопросы психолингвистики, Вопросы психологии,
Международный психолингвистический журнал (International Journal of Psycholinquistics),
Психологическая диагностика, Психологическая наука и образование, Психологический журнал, Психология обучения, Социологические исследования, Экспериментальная психология.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение данной дисциплины предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм с применением аудио- и видеоматериалов и проведение занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Материально-техническое обеспечения дисциплины «Основы психолингвистики» определяется материально-технической базе, имеющейся в институте филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.
Материально-техническая база института позволяет использовать следующие технические средства:
лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными и компьютерными средствами, позволяющих демонстрироват компьютерные презентации в программе Power Point, с выходом в Интернет и электронную систему УМКА ВолГУ, интерактивными досками;
компьютерные классы для интерактивных занятий с возможностями проведения электронного тестирования, онлайн опросов и самостоятельных занятий;
библиотеку и читальный зал, располагающие необходимым количеством учебной и учебно-методической литературы, электронными каталогами и базами.
Ссылка на ПТК «УМКа». http://umka.volsu.ru/newumka2/
studfiles.net