Воскресный день в жизни христианина
(13 голосов: 4.7 из 5)
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ
Четвертая заповедь закона Божия — Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20:8) полагает для каждого человека важнейшее и богоустановленное основание для отделения одного дня в неделю с целью сугубого прославления Бога, служения Ему. Этот день заповедано помнить для освящения его, что на практике реализуется в делах молитвы, чтения, богомыслия, посещения храма и т. д. Это дает возможность отойти от суеты житейских дел и посвятить часть своего времени Богу. Так человек вступает в живую связь с Богом, получает от Него освящение и благословение на житейские дела.
Открыв книгу Бытия, мы читаем первые страницы этой простой и великой книги, в которой зиждется свет, неведомый древнему миру, свет, освещающий глубокую тьму наших судеб. В библейском повествовании, где все имеет свое значение, мы находим и то, что Бог, совершив к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые творил и созидал (см. Быт. 2: 2—3).
И как очевидно, что Бог не нуждался в покое, то что же из этого следует, как не то, что это постановление имело в виду человека, т. е., что суббота, как это возвещает Иисус Христос, дана для человека, который с самых древних времен и праздновал ее гораздо ранее, чем в форме закона празднование субботнего покоя было узаконено на Синае. Вот первоначальная основа установления дня покоя.
Итак, перед нами Божественное постановление: суббота для человека, — для человека всех времен и мест. Мы прибавим: для человека до падения его. Если она была необходима для него в состоянии невинности его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший; человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходимости труда, наконец, греху, который постоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческого назначения?
В книге Исход (16: 23—30) в первый раз упоминается о субботе, и это упоминание лишь предшествовало еврейскому закону. Сам способ, с каким Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам по поводу сбора манны накануне этого дня, показывает, что он отнюдь не дает им новой заповеди, но восстановляет старую, ослабленную и, быть может, забытую среди тяжких работ в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, можно и должно было ее восстановить. Почему и самое выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний, чтобы святить его, показывает, что помнят лишь то, что уже знают, как и берегут лишь то, что имеют. Поэтому, нельзя приписывать синайскому законодательству того постановления, которое оно само переносит за 25 веков назад и заимствует из первых преданий человечества. Очевидно, что еще раньше синайскаго закона учреждение и соблюдение дня покоя было известно и применяемо даже за пределами еврейского народа, всюду являясь постановлением всемирным и вечным. Века его не уничтожили; оно остается таким же необходимым и священным для нас и в нашей деловой жизни, и в шумной цивилизации, каким было у первых верующих, вносивших с собою под шатер пустыни веру в Бога, первоначальные предания мира и будущность человечества.
Самая строгость его указывает нам, насколько Бог считал необходимым это постановление для религиозного воспитания избранного Им народа. Но, узнав от святого апостола Павла, что мы не под законом, а под благодатью (см. Рим. 6: 15), не будем относиться легкомысленно к этому древнему постановлению. Здесь наиболее достойно замечания то, что учреждение субботы нашло себе место в Десятословии вместо того, чтобы смешаться со множеством различных мелких предписаний Моисеева закона. Десятословие в краткой, но чудной форме излагает весь нравственный закон, и все требования, заключающиеся в нем, имеют прямое отношение к религиозной жизни каждого человека, который пожелал бы в какую угодно эпоху служить Господу Богу. Таким образом, видя, что соблюдение дня покоя занимает такое видное место и предписывается в такой настойчивой и точной форме, мы заключаем, что оно зиждется на самых коренных условиях религиозно-нравственной жизни человека и должно иметь значение вечное.
Фарисеи же прибавили свои мелочные предписания к закону; с точностью определили, какие дела должно дозволить в этот день, рассчитали даже число шагов, которое можно было сделать, и решили, что вместо забот о больном, лучше оставить его умирать, прославляя Бога своим полным бездействием.
Иисус Христос Своим учением освободил нас от подобного фарисейства. Он разрушил сборники их наставлений и предписаний. Искупленные благодатью, мы не находимся более под игом закона и его обрядовых предписаний. Но если Иисус Христос снял с еврейской субботы ее подзаконный обрядовый и чисто внешний характер следует ли из этого, что Он осудил самое установление субботы? Нет. Напротив, Он ему возвращает его вечное значение сими достопамятными словами: «суббота для человека». Он лишь возводит нас этим выражением к первоначальному установлению этого дня. В различных случаях Он указывает нам, в каком духе этот день должен праздноваться. Допуская Своих учеников срывать колосья для пропитания, Он тем разрешает крайне необходимое дело житейской потребности; исцеляя больных, Он благословляет этим дела милосердия; не запрещает вытаскивать овец, или осла, или вола, упавших в яму или колодец (см. Мф. 12: 11; Лк. 14: 5), показывая, что Он Господин субботы, и что, если дело касается служения Богу, то мы можем быть призваны в этот день к самым тяжелым и трудным подвигам.
Новозаветная Церковь наследует дух своего Учителя: она отказывается от внешнего соблюдения еврейской субботы и повинуется предписаниям апостола, который ясно говорит тем сердцам, которые подобная мысль могла устрашить: никто да не осуждает вас за… субботу (Кол. 2:16).
И как бы желая показать, что Церковь пользуется дарованной ей духовной свободой, она изменяет день отдыха: день, посвященный Отцу, она смело посвящает Сыну, празднуя память воскресения Иисуса Христа, Которым все обновилось. Сама Церковь еще во времена апостолов освятила первый день недели. Так, в книге Деяний апостольских мы ясно видим этот день установленным для преломления хлеба (Деян. 20:7). Этот обычай немедленно вводится в церквях, основанных святым апостолом Павлом, и это ясно доказывается тем обстоятельством, что, во время своего пребывания в Троаде, святой апостол Павел, несмотря на то, что спешил продолжать свой путь, остался дожидаться первого дня недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, и беседовал с ними до полночи (см. Деян. 20: 7). Это является, хотя косвенным, но, как нам кажется, довольно ясным доказательством того, что этот день установили, т. е. перенесли празднование с субботы на воскресенье, первые христиане. В апостольских посланиях мы находим увещания, относящиеся к милосердию, особенно в этот день; наконец, последняя книга Священного Писания — Апокалипсис, — нам говорит в своих первых стихах, что в один из воскресных дней святой апостол и евангелист Иоанн, сосланный на Патмос, имел видение, о котором он рассказывает, называя этот день прямо днем воскресным (см. Откр. 1: 10).
Вот учение Священного Писания относительно дня покоя. День этот, как мы видели, сохранялся во все времена у Богом избранного народа, и если в некоторые периоды он принимал характер формальный, то, тем не менее, из той же еврейской формы он возрождается в Новом Завете, как постановление Божественное, всемирное и вечное.
Воскресши в первый день недели, Спаситель, истинный Господин субботы, соединил с воскресным днем более важные для христиан воспоминания, нежели те, которые соединялись с ветхозаветной субботой. Суббота напоминала о творении древнего мира, который, вследствие падения человека, подпал власти «князя мира сего» и оказался во зле; первый же день недели напоминает об искуплении от власти греха и диавола, о воссоздании человечества.
Косвенное указание на покой, соблюдаемый в воскресный день, мы встречаем уже у священномученика Игнатия Богоносца в Послании к Магнезийцам. Затем присутствование христиан первенствующей церкви в воскресные дни при богослужении и на вечерях любви показывает, что они прекращали свои житейские дела по крайней мере в первую половину дня. Но можно догадываться, что христиане, из уважения к воскресному дню, заменявшему субботу, не работали и весь день. О соблюдении покоя в воскресный день говорится в Постановлениях апостольских (кн. 7. гл. 33; кн. 8, гл. 33). Первое по времени церковное правило, которым узаконяется обычай покоиться в воскресенье, есть 29-е правило Лаодикийского собора, бывшего в конце IV века. «Не подобает, — гласит это правило, христианам иудействовати и в субботу праздновать, но делать им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам». Здесь противоположение воскресенья, которое должно праздновать, субботе, в которую должно работать, показывает, что празднование воскресенья должно состоять в покое, а слова: «аще могут», дают понять, что необходимые, важные и неотложные дела могут быть исполняемы и в воскресенье, без нарушения его святости, — что христиане не нуждаются в принудительных и мелочных предписаниях, которыми было обременено в позднейшее время иудейское празднование субботы, — что они должны действовать по совести и руководствоваться нравственной свободой.
Обычай соблюдать воскресный покой, кроме церковных правил, был утвержден и властью императоров. Святой Константин Великий освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже было подтверждено законом византийского императора Юстиниана. Дозволялось торговать только необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой Константин Великий и многие последующие императоры запретили производить в воскресенье судебные дела, разве когда долг человеколюбия и сохранение общественного порядка не допускали отсрочки.
Церковь запрещала производить в праздники именно житейские дела. А дела богопочтения, благочестия, как-то: посещение храма и присутствие при общественном богослужении, домашнюю молитву, погребение мертвых, крестные ходы, бескорыстную помощь ближним, особенно несчастным, чтение религиозных книг, объяснение Писания и т. п., она не только не воспрещала, но, или прямо и настойчиво узаконяла, или, по крайней мере, одобряла, потому что таковыми делами главным образом и освящается воскресный день.
Церковь всегда признавала воскресенье днем духовной радости. Это она выразила, прежде всего, в запрещении поститься в воскресенье (см. 64-е апостольское правило; 18-е правило Гангрского собора).
Святой Петр Александрийский, живший во 2-й половине III века и в начале IV века, в своем 15-м правиле, указав причину, почему должно поститься в среду и пятницу, продолжает: «воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный». Матвей Властарь все эти правила объясняет так, что неуместно в воскресенье предаваться печали и сетованию поста, а должно по преимуществу быть веселым и радостным, ради воскресения Господа и восстания нашей природы от греховного падения.
Взгляд Церкви на воскресенье, как на день радости, выражается ясно и в тех соборных правилах и отеческих свидетельствах, которые воспрещают преклонять в воскресенье колени при молитве (см. 20-е правило I Вселенского собора; 90-е правило VI вселенского собора).
Само собою понятно, что по воззрению Церкви, воскресному дню прилична только духовная, священная, религиозная радость; такая радость не только не нарушает святости этого дня, но даже есть одно из средств освящения его. Согласно такому взгляду на воскресенье, как день духовно-радостный и священный, Церковь, а за нею и гражданское правительство, запрещали суетные и мирские увеселения и повелевали упражняться в делах религиозных и нравственных (см. 66-е правило VI Вселенского собора, 32-е правило Карфагенского собора).
В воскресные и праздничные дни соборными правилами запрещаются все вообще общественные зрелища и присутствование на них, хотя бы сами по себе они не были безнравственны, частью потому, что они не согласуются со священною важностью и святостью этих дней, частью потому, что они отвлекают христиан от церковного богослужения.
Но воздержание от удовольствий, доставляемых общественными зрелищами, и закрытие этих последних в дни воскресные и в великие праздники было только отрицательной стороной освящения или празднования этих дней; положительная сторона освящения их состояла в совершении дел благочестия и христианской нравственности.
Если бы мы пожелали проследить за чествованием воскресного дня в течение всех первых веков христианства, мы показали бы, каким уважением он был всегда окружен в Церкви, и могли бы представить не одно доказательство того удивления, которое испытывали язычники, видя первых христиан, прекращавших всякую работу в этот день и посвящавших его всецело Богу. Но и этих данных достаточно для нашего убеждения в том, что соблюдение воскресного дня не есть только роскошь или внешняя привилегия, как думают многие из христиан, но долг, основанный на Божественном законе, и что, произвольно нарушая этот долг, мы не только пренебрегаем дарованным нам благом, но и прямо нарушаем Божественное постановление.
КАК ПРОВОДИТЬ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ ХРИСТИАНИНУ
Установив на незыблемых основаниях необходимость праздновать воскресный день, мы теперь скажем о том, как должно его праздновать.
Время праздника — время особенного служения Богу. А как Бог особенно пребывает в храме, то в праздничные дни надобно посещать храм Божий.
С каким же усердием должны мы отозваться на приглашение Царя Небесного, к Которому каждый праздник, каждое воскресенье с особенной силой и настойчивостью зовет нас святая Церковь в дом Божий, где присутствует Своею благодатью Сам Царь Небесный! «Для тех людей, говорит митрополит Московский Филарет, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения во времена священные принуждены оставаться в домах, должно сказать: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту бескровной жертвы, пусть пошлют в церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освятят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю; ангел храма встретит их и вдали причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Господень память их».
Возвратясь из храма домой, христианин и здесь должен поддерживать в себе молитвенное настроение.
Если в будние дни, когда человек развлекается житейскими заботами и трудами, не всегда он может посвятить много времени на молитву, которая так необходима для его души, то в воскресные и праздничные дни он должен отдать большую часть своего дня этому благочестивому и спасительному занятию.
Святитель Тихон, епископ Воронежский ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на клиросе. Ночи проводил без сна и ложился на рассвете.
Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, молился утром, вечером и в полдень.
Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118:164).
Авва Дула, ученик преподобного Виссариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней».
Молитва, — это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.
Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чувствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожаление о худо проведенном прошлом — воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.
О, если бы каждый из нас любил говорить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего существа нашего.
Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлюбленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (1Тим. 4:13), — пишет он ему. И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем чтение святых книг, как одно из важных средств к духовному совершенствованию.
Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Писание с верою, — говорит святитель Василий Великий, — то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, — живым ли голосом, или через писание кто говорит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».
Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить христианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресенье — Прим. Ред.) каждый из вас пусть отлагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (1Кор. 16: 1—2). Святитель Иоанн Златоуст, внушая эту заповедь константинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нарушим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все приобретающие праведно».
Древние христиане с любовью чтили праздничные дни обильными приношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приношения эти, — говорит один древний христианский писатель, — служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по слабости уже не могут выходить из дома и заниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».
Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподобной Марфы, рассказывая о том, как почитала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».
Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапезы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость некоторых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так, известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздников: создав странноприимницу и больницу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усердием: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради». Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Теперь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные собеседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.
Так должен проводить христианин воскресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?
Многие из христиан, недовольные своим постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.
Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но богатым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».
А тот, желая, чтобы сосед почаще вспоминал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, — станем вместе ходить в церковь, — я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, — делить пополам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавший добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Впрочем, если я говорил, будто находил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». — Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.
Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, — стоят в церкви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.
Конечно, нет греха в невинных удовольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный Антоний Великий часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоянно в напряжении, но ему необходим и отдых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; — поэтому лучшей радостью христианина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не запрещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, — посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятельно рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и предаваться излишествам всякого рода. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас».
Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности: праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:14). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13:13), но будем проводить праздники в чистоте и праведности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В христианстве самый первый день был днем светлой радости для учеников Христовых. С тех пор день воскресения Господа всегда был днем радости для христиан.
Поэтому и слово «праздник» ассоциируется с духовной радостью. Сюда не относятся многообразные мирские развлечения, которые, пусть даже и возвышенные по своей форме, никак не могут освящать святого дня.
Празднование воскресного дня есть непосредственное служение Богу, состоящее преимущественно в воспоминании о Воскресении Христовом. Покой от мирских дел — необходимое условие празднования, а радость — естественный его результат.
Общение с Богом, составляющее сущность празднования, удобнее достигается в обществе людей, ибо Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Празднование прежде всего должно совершаться в храме — этом месте особенного благодатного присутствия Божьего. Здесь совершается Таинство Евхаристии, здесь поучают слову Божию священнослужители, Самим Богом поставленные пасти стадо Его и получившие для того особенные благодатные средства. Здесь все верующие едиными устами и единым сердцем возносят свои моления, прошения и благодарения Богу. Здесь члены Тела Христова вступают в теснейшее духовное общение со своей главой Христом и между собой. Торжественная тишина и благоговение возвышают сердца к Богу. Общение всех верующих, взаимный пример возбуждают и усиливают благоговение и молитву каждого в отдельности. Совершение в воскресный день святых и духовных дел удовлетворяет самые существенные потребности человеческой души. Это и само по себе есть благо, и вместе с тем — главнейшее средство достигнуть рая, единения с Богом и вечного блаженства.
Православные христиане! Будем строго и неуклонно праздновать день воскресный и все прочие праздничные дни, установленные святой Церковью к нашему земному счастью и спасению вечному.
azbyka.ru
Воскресный день: что в нем особенного?
Нет, я имею в виду не работников сферы обслуживания, больниц и прочих предприятий, где заведен сменный график. Сегодня воскресенье все чаще становится шестым или седьмым рабочим днем даже для обычных офисных сотрудников, которые, имея удаленный доступ к корпоративной почте или стопку распечатанных документов, по собственной воле предпочитают в спокойной домашней обстановке доделать то, что не успели завершить в трудовые будни. Кто-то подрабатывает или берет сверхурочные, а кто-то только в воскресенье может найти время для обдумывания серьезного нового проекта. Даже воскресное общение в социальных сетях как-то незаметно переходит в «работу в социальных сетях», и тут уж будни окончательно сливаются с выходными.
Словом, многовековая христианская традиция посвящать день седьмой отдыху и духовным практикам, прерванная у нас в 20–40-е годы ХХ века, а потом возвращенная в виде семидневной рабочей недели с выходным в воскресенье, как-то постепенно расшатывается.
читайте такжеСтресс: разжать тискиКонечно, Россия никогда не походила ни на викторианскую Англию, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни зайти в ресторан, ни на другие европейские страны, где магазины в «день солнца» стабильно закрывают на замок. Но и для россиян всех сословий, и для советских граждан выходной был днем, наполненным особым смыслом.
«Относимся мы к верующим или нет, этот день все равно не похож на остальные, – утверждает Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet), этнолог и автор исследования на эту тему*. – Он занимает особенное место в европейском самосознании и культуре. Он помогает регулировать нашу общественную жизнь, но также и жизнь нашей души. Лишение себя еженедельного дня отдыха и покоя может вызвать сильный внутренний дисбаланс».
«Когда в семье возникают проблемы, мы знаем, что зачастую это связано с недостатком общения и времени, которое дети и родители проводят вместе. И мы сами спешим это время сократить? – удивляется психоаналитик Светлана Федорова. – Вспомните, этимология слова «воскресенье» предполагает, что в этот день нам дается возможность воскреснуть, вернуться к себе, обратиться к своей душе, понять и сделать то, что нам действительно хочется. Превращение воскресенья в еще один рабочий день – это шаг на пути культурного и социального регресса!»
Давайте же попытаемся вернуть воскресенью утраченный смысл и вновь научимся им наслаждаться.
Культивировать символы
«Воскресенье, в отличие от смены дней и времен года, – не природная данность, а достижение культуры», – объясняет Жослин Бонне. Изобретенная вавилонянами семидневная неделя имела вначале религиозные основания. Религия учит нас, что Бог создал небо, землю и море за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Так случилось, что евреи отвели для служения Богу и духовных забот субботу, в то время как мусульмане выбрали пятницу, а христиане – воскресенье. «Мифология воскресного отдыха – важная отличительная черта культуры всей христианской Европы», – отмечает этнолог. Этот день отдыха, в начале своей истории бывший одной из составляющих религии, а в эпоху промышленной революции ставший социальным завоеванием, мифологичен постольку, поскольку он – часть культурного наследия. И самосознания: «Работать пять-шесть дней означает быть человеком, – продолжает Жослин Бонне. – Работать семь дней – рабом. Нам стоило бы снова возродить культ воскресенья как дня несуетного, наполненного душеполезными делами, не отягощенного ни работой (насколько это возможно), ни потребительством!»
читайте также5 коктейлей против стрессаВоссоздать ритуалы
«Когда-то воскресенье было отмечено совершенно особенными общественными ритуалами: церковная служба, семейный обед, воскресная прогулка…» – напоминает социолог Жан-Клод Кауфман (Jean-Claude Kaufmann). «Даже для тела были свои ритуалы, – рассказывает Жослин Бонне. – Каждый приводил себя в порядок, надевал лучшие одежды, «воскресные». «Сегодня мы наблюдаем не исчезновение ритуалов, но, скорее, их специализацию, – добавляет Жан-Клод Кауфман. – Каждый из нас заводит свои порядки, и воскресенье одних не похоже на воскресенье других». Некоторые традиции сохраняются, как, например, воскресная прогулка: выбраться куда-нибудь на природу, за город, в лес или даже просто побродить по улицам… Другие меняются: воскресный обед стремится превратиться в пятничный или субботний ужин, церковную службу дополняют или заменяют поездки на выставку, в кино или театр. Наконец, некоторые воскресные ритуалы появились лишь недавно, как, например, бранч или воскресная пробежка. Или как поход в торговый центр – отметят ехидно настроенные читатели…
Так или иначе, есть нечто главное, что призвано выделить этот день среди шести остальных, а именно: воскресные занятия должны отличаться от всего того, что мы делаем в другие дни. Неважно, мастерим мы стулья, готовим что-то необычное или садимся за руль – в любом случае мы без стеснения предаемся занятиям, которые на это короткое и блаженное время вырывают нас из обыденной повседневности.
Освободить воскресенье
Вообще-то очень удачно сложилось, что воскресенье – это лишь часть уик-энда. Который начинается довольно бодро в субботу с выполнения неприятных накопившихся дел, продолжается более расслабленным воскресеньем и завершается грустью воскресного вечера. Поэтому, чтобы насладиться воскресеньем в полной мере, нужно освободить себя от покупок, уборки, френдленты и детских уроков – словом, от всего того, что не получилось сделать за неделю. Постарайтесь заполнить этими делами конец пятницы и субботу и максимально разгрузите свой выходной день. Иначе грусть воскресного вечера грозит посетить вас гораздо раньше…
Не требовать слишком многого
Воскресенье – день, когда вся семья собирается вместе, но это еще и время, когда каждый может себе позволить расслабиться и… выплеснуть на близких все, что накопилось – усталость, агрессию, тревогу. Среди тысячи причин, способных вызвать раздражение, может оказаться и давление стереотипа о счастливом воскресенье, поддержанное глянцевыми рекламными картинками. Вот как это объясняет Жан-Клод Кауфман: «Чем труднее была неделя, тем больше мы ожидаем, что воскресенье поможет восстановить силы. Мы пытаемся реализовать амбициозную и при этом противоречивую программу, сделав как можно больше для своего спутника жизни, как можно больше для семьи и как можно больше для себя».
На самом же деле при том, что нам обычно удается немного позаниматься спортом с утра и прогуляться с детьми после обеда, отношениям в паре чаще всего уделяется недостаточно времени. «Ведь больше всего мы мечтаем в конце дня расслабиться, валяясь, например, перед телевизором, – замечает социолог. – А это мало совместимо с усилиями, которые порой необходимо предпринять партнерам в семейной паре, чтобы обрести второе дыхание». В результате воскресенье, в принципе предназначенное для совместных удовольствий, приносит разочарование, которое тем сильнее, чем меньше мы были к нему готовы. Между тем рецепт счастья выходного дня прост: пересмотрите свои задачи и умерьте амбиции, мы ведь не можем объять необъятное. И в то же время придумайте план, которому будет рада вся семья, – один-единственный, но придерживайтесь его неукоснительно!
Об этом
Книга этнолога Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet) «Воскресенье в Европе» («Dimanche en Europe», Éditions du Signe, 2003). Панорама и эволюция социальных традиций по всей Европе, от Португалии до Польши. Забавная прогулка по рынкам и балам, отличающим этот непохожий на другие день.
читайте такжеРегресс на диванеwww.psychologies.ru
Воскресенье: день Господа — Православный журнал «Фома»
Воскресенье обычно воспринимают лишь как день отдыха, долгожданный выходной после рабочей недели. В этом смысле он выглядит просто – как свободное от забот время: хочешь – иди в гости, хочешь – лежи дома на диване. Словом, «сделал дело – гуляй смело».
Однако, важность этого дня нам должно подсказать уже одно его русское название. Ведь в русском языке воскресенье так называется в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. Столь же значимо это слово на языке Нового Завета. По-древнегречески воскресенье называется Ἡ Κυριακὴ ἡμέρα (kuriakē hēmera), и переводится как Господний день или день Господа.
Таким образом, воскресенье для христиан является самым главным и ответственным днем недели, поскольку оно должно принадлежать Господу Богу.
Об огромной важности воскресенья и о том, что это не праздник безделья и досуга, говорит Четвертая заповедь закона Моисея: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему; …ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-12).
Воскресенье и является в христианстве этой Субботой, то есть днем Покоя, который освящен Богом. В этот день христианин не должен делать никаких мирских дел, но, как говорит заповедь, обязан посвятить его Богу. Нужно отрешиться от будничных забот – зарабатывания денег, домашних работ и прочего, потому что «не хлебом единым жив человек». Ведь все заботы и их успешность зависят в последнем счете не от наших усилий (хотя и от них, конечно, тоже). Воскресенье – это Божественная пауза, воспоминание о Вечности. Четвертая заповедь говорит о радости покоя, который по большому счету можно обрести только в Боге. Ведь рано или поздно умный человек (если ему, впрочем, повезет) придет к горькой мудрости Екклесиаста относительно любых земных дел, конец которым кладет смерть: «Все это суета и томление духа».
Поэтому христианин призван посвятить каждое воскресенье Богу и Божиим делам: посещению храма, духовному чтению и молитве, а также делам милосердия – посещению больных, заключенных в тюрьме и т.д.
Кстати, неслучайно в Церкви воскресенье называют неделей. Это не-деля, потому что в этот день не положено заниматься житейскими делами, а следует обратиться к Тому, Кто выше обычных забот и Один только и способен оправдать их и освятить.
На заставке фрагмент фото JFXie
foma.ru
Воскресный день — это… Что такое Воскресный день?
- Воскресный день
- день воспоминания о воскресении и воскресшем Спасителе. Начало празднования В. восходит еще к апостолам, к которым Христос явился в этот день. Первое Свое явление Спаситель ознаменовал «преломлением хлеба». Таким образом, первый день недели стал для последователей Христа днем радости, светлого торжества, тесного общения с Богом. Все это и послужило основанием и достаточным поводом для его выделения и празднования. От 57 и 58 г. сохранились 2 указания, свидетельствующие об обычае празднования В. дня богослужебными собраниями в Галатии, Коринфе и Троаде. В период деятельности Иоанна Богослова В. день имеет уже свой особый термин и называется «днем Господним», «днем солнца» «царица дней». Свидетельства о праздновании христианами «установленного дня» встречаются не только у христианских писателей, но и у других, начиная с конца I и начала II века. При апостолах В. было днем общественного богослужения совершения таинства евхаристии, и таким оно оставалось во все время существования церкви. С IV в. в В. день начинают совершать не одну только литургию, но и всенощное бдение, и вечернее богослужение. Совершение и посещение воскресного богослужения считалось в древности делом настолько важным, что оно не отменялось даже в период гонений. Собор Сардикийский 347 г. грозит отлучением тому, кто, пребывая в городе в продолжение 3-х В. дней, не придет в церковное собрание, и другие соборы не раз подтверждали это особыми канонами. Необходимой принадлежностью В. богослужения было поучение, произносимое как на литургии, так и на вечерней службе. Трулльский собор вменил в обязанность всем предстоятелям церкви произнесение поучения в В. дни. Празднование В. дня, начинаясь в храме, не ограничивалось его стенами и находило место в обыденной, домашней жизни. Она освящалась богослужебными действиями уже с первых веков христианства. В сочинениях учителей церкви имеются наставления, как проводить В. день, советуется посвящать его на размышления, благие дела и поучения, превращать свои дома в церковь посредством псалмопения и молитвы, устремления ума к Богу. Запрещались мирские дела и занятия, могущие помешать созданию благочестивого настроения, и эти постановления церкви поддерживались гражданской властью путем издания особых законов. Первые из них принадлежать Константину Великому. Он освободил от занятий судей и всех военных. Преемники его продолжали начатое им дело, разъясняя и дополняя изданные им законы. Они запретили взыскивать в В. долги, ведение тяжб, производство торговли и заключение договоров; за неисполнение судились, как за святотатство. Импер. Лев Философ запретил заниматься в В. полевыми работами, запретил всякого рода увеселения, зрелища театральные, цирковые и прочие. В 469 г. импер. Лев Армянин подтвердил запрещение зрелищ в В. день, угрожая лишением должностей и конфискацией отцовского наследства. Способ выражения радости, приличный для верующего в В. день, церковь рекомендовала в виде разнообразных дел милосердия и благотворительности. Имп. Гонорий приказал в 409 г. судьям посещать узников и справляться, не угнетают ли их тюремщики; в 549 г. Орлеанский собор предписал епископам посещать лично или посылать диаконов к узникам и облегчать участь их увещаниями и вспоможениями. В В. радость, вызванная воспоминанием о воскресении Спасителя, выражалась прекращением поста. Карфагенский и Трулльский соборы запрещают считать постящихся в В. православными и предают подобных лиц анафеме. Кроме прекращения поста, другим выражением радости являлась замена повседневных одежд более ценными и светлыми. В русской церкви В. д., известный под именем недели, а с XVI в. «воскресенье», имел почти тот же характер, что и на востоке, и считался днем совершения богослужения, которое содержало кроме обычных служб еще и крестный ход. Позднее крестные ходы установлены были Стоглавым собором в Москве с недели всех святых и до Воздвижения. Вследствие же того, что В. считалось днем праздничным, установлен был обычай, бывший в употреблении до XVII в., не класть в этот день земных поклонов. В обыденной жизни В. посвящалось чтению Св. Писания, произнесению молитв, чтению других свящ. книг, делам любви и милосердия, которые выражались в пожертвованиях на украшение храмов, на содержание монастырей и клира и на благотворение и раздачу милостыни нищим, убогим и больным; также сохранялось полнейшее воздержание от каких бы то ни было занятий; последнее, впрочем, не всегда удавалось, вследствие различного толкования правил о запрещении участвовать в идольских играх, а крестьяне, которые шесть дней работают на барщине, должны были устраивать свои дела только в воскресенье, ссылаясь на то, что В. соблюдают одни бояре и князья. Последние, однако, иногда нарушали В. день, на В. дни падали приемы и отправление послов, царские поездки, приурочивались ярмарки и торги. Светская власть до начала XVII в. совершенно не вмешивалась, предоставляя только духовной следить за В. покоем. С Михаила Феодоровича и светская власть начинает запрещать сходиться на игрища в В. под страхом наказания кнутом, при Алексее Михайловиче запрещен целый ряд суеверных обычаев и увеселений, приказано всем приходить в В. в церковь, запрещена продажа вина в В. и мн. др. Все эти статьи вошли в «Уложение» 1649 г. и подтверждены Московским собором 1666 г. С Петра I начинается новый период; время от 1690 до 1705 г. характеризуется падением древнего благочиния и, в частности, почитания В. дней. В. дни, по примеру самого царя, являются преимущественно перед другими, днями мирских увеселений и развлечений, приказано также открыть кабаки в В., хотя, правда, по окончании литургии. Под конец своего царствования Петр взялся, однако, за восстановление святости праздничных дней. В 1718 г. он издал указ, по которому приказывалось всем людям ходить в В. в церковь, запрещалось торговать, но работы и особенно увеселения не были запрещены. В царствование Анны Иоанновны, при господстве немцев, прежние указы перестали исполняться, и только Елизавета Петровна снова начала заботиться об охранении святости В. дня. При Екатерине, под влиянием энциклопедистов, отношение к В дню снова изменилось. С воцарением Павла кончился период упадка празднования В. дня, начавшийся при Петре. Павел запретил театральные зрелища во все субботы, питейную продажу в В. во время литургии и крестного хода. В Зап. Европе празднование В. дня также имеет свою историю; теперь же В. день чтится повсюду; в некоторых же странах, как, напр., в Англии, В. чтится в особенности строго. В. день должно проводить в молитве и делах благочестия, посвятив его духовным размышлениям, на которые у нас не хватает времени в течение шести дней недели, занятых мирскими делами. Тело отдыхает от тяжелого труда, ум должен насыщаться здоровой духовною пищей.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. — Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.
- Воскресные беседы
- Воспитание
Смотреть что такое «Воскресный день» в других словарях:
Воскресный день — день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон … Православие. Словарь-справочник
«ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» — издавался в 1887 1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье». В первый год выходил 2 раза в месяц, с 1888 г. еженедельно (в 1888 1913 по 52 номера, в 1914 1917 по 50). Бессменным редактором… … Православная энциклопедия
Воскресный День — еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье издается в Москве с 1887 года; издатель редактор священник С. Я. Уваров. В приложение к нему выходят Воскресные Листки , содержащие историю и объяснение церковных праздников,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ — «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ», СССР, Литовская киностудия, 1987, цв., 98 мин. Притча, экзистенциальная драма. Последние дни второй мировой войны. Русский Моряк и литовский Учитель совершают побег из гитлеровского концлагеря. Вскоре герои оказываются на … Энциклопедия кино
Воскресный день не нам, а господам. — Воскресный день не нам, а господам. См. ПРАЗДНИК … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Воскресный день на острове Гранд-Жатт — … Википедия
Знают и без попа, что воскресный день свят. — Знают и без попа, что воскресный день свят. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Воскресенье воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воскресенье, воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВОСКРЕСНЫЙ — ВОСКРЕСНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
theological_encyclopedia.academic.ru
день воскресный — это… Что такое день воскресный?
- день воскресный
- день воскр’есный (Отк.1:10 ) — в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели — Мат.28:1 ), который с возникновением христианства стал считаться главным, праздничным днем недели. Следует отметить, что только в русском языке этот день называется «воскресеньем», то есть словом, постоянно напоминающим о самом значительном событии на земле (в других языках он называется «неделя», «солнечный день», «звездный день» и т.п.). По указу императора Константина этот день после 313 г. сделался официально днем отдыха и является теперь таковым во всех странах на земле. (см. воскресение, неделя)
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.
- день
- день Господень
Смотреть что такое «день воскресный» в других словарях:
день\ воскресный — день воскр’есный (Отк.1:10 ) в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели Мат.28:1 ), который с возникновением христианства стал считаться главным, праздничным днем недели. Следует отметить, что только в русском языке этот день… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
День воскресный — (Отк.1:10 ) празднуется со времени Воскресения Христова. В кн. Деян., упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или воскресный для преломления хлеба, т.е. для совершения таинства Евхаристии… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
День воскресный — отмечается христианами со дня Воскресения Спасителя. В книге Деяний апостолов есть упоминания о собрании учеников Иисуса в первый день недели «для преломления хлеба». Под последним выражением следует понимать совершение таинства евхаристии… … Православная энциклопедия
день — Сутки, число. День воскресный, праздничный, работный, табельный; будень, праздник, табель. (Дни: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота). Я день деньской (с утра до ночи) работал. Пять раз на день.. Ср. . См. погода,… … Словарь синонимов
день — дня, м. 1. Часть суток от восхода до захода солнца, от утра до вечера. Солнечный день. □ День незаметно клонился к вечеру, и вот уже сияло золотисто светлое предзакатное небо на западе. Бунин, Далекое. Незаметная, но хлопотливая и суетная жизнь… … Малый академический словарь
Воскресный день — день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон … Православие. Словарь-справочник
ВОСКРЕСНЫЙ — ВОСКРЕСНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
воскресный — ВОСКРЕСЕНЬЕ, я, род. мн. ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ — «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ», СССР, Литовская киностудия, 1987, цв., 98 мин. Притча, экзистенциальная драма. Последние дни второй мировой войны. Русский Моряк и литовский Учитель совершают побег из гитлеровского концлагеря. Вскоре герои оказываются на … Энциклопедия кино
Воскресный день не нам, а господам. — Воскресный день не нам, а господам. См. ПРАЗДНИК … В.И. Даль. Пословицы русского народа
dic.academic.ru
День рождения воскресного дня — Православный журнал «Фома»
Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?
Воскресенье – день субботний?
У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.
Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3). Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).
Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).
Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).
В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.
День рождения воскресенья как выходного дня
Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.
В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.
7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.
Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.
Кто как называет воскресенье?
День Солнца
В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».
В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.
В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».
В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».
В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.
День Господа
В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».
Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».
В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.
День «неделя»
В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.
Место воскресенья в календаре
В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.
Воскресенье – малая Пасха
Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.
Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.
Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.
Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.
На заставке фрагмент фото Giuseppe Milo (www.pixael.com)
foma.ru
Воскресный день — это… Что такое Воскресный день?
- Воскресный день
день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон.
Православие. Словарь-справочник . 2014.
- Воскресение мертвых
- Восприемники
Смотреть что такое «Воскресный день» в других словарях:
«ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» — издавался в 1887 1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье». В первый год выходил 2 раза в месяц, с 1888 г. еженедельно (в 1888 1913 по 52 номера, в 1914 1917 по 50). Бессменным редактором… … Православная энциклопедия
Воскресный день — день воспоминания о воскресении и воскресшем Спасителе. Начало празднования В. восходит еще к апостолам, к которым Христос явился в этот день. Первое Свое явление Спаситель ознаменовал преломлением хлеба . Таким образом, первый день недели … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Воскресный День — еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье издается в Москве с 1887 года; издатель редактор священник С. Я. Уваров. В приложение к нему выходят Воскресные Листки , содержащие историю и объяснение церковных праздников,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ — «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ», СССР, Литовская киностудия, 1987, цв., 98 мин. Притча, экзистенциальная драма. Последние дни второй мировой войны. Русский Моряк и литовский Учитель совершают побег из гитлеровского концлагеря. Вскоре герои оказываются на … Энциклопедия кино
Воскресный день не нам, а господам. — Воскресный день не нам, а господам. См. ПРАЗДНИК … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Воскресный день на острове Гранд-Жатт — … Википедия
Знают и без попа, что воскресный день свят. — Знают и без попа, что воскресный день свят. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Воскресенье воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воскресенье, воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВОСКРЕСНЫЙ — ВОСКРЕСНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
orthodoxy.academic.ru