Воскресный день – Воскресный день в жизни христианина

Содержание

Воскресный день в жизни христианина

(13 голосов: 4.7 из 5)

 

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ

Четвертая заповедь закона Божия — Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20:8) полагает для каждого человека важнейшее и богоустановленное основа­ние для отделения одного дня в неделю с целью сугубого прославления Бога, слу­жения Ему. Этот день заповедано помнить для освящения его, что на практике реа­лизуется в делах молитвы, чтения, богомыслия, посещения храма и т. д. Это дает возможность отойти от суеты житейских дел и посвятить часть своего времени Богу. Так человек вступает в живую связь с Бо­гом, получает от Него освящение и благо­словение на житейские дела.

Открыв книгу Бытия, мы читаем первые страницы этой простой и великой книги, в которой зиждется свет, неведомый древне­му миру, свет, освещающий глубокую тьму наших судеб. В библейском повествова­нии, где все имеет свое значение, мы нахо­дим и то, что Бог, совершив к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, почил в день седьмой от всех дел Своих, и бла­гословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые творил и созидал (см. Быт. 2: 2—3).

И как очевидно, что Бог не нуждался в покое, то что же из этого следует, как не то, что это постановление имело в виду чело­века, т. е., что суббота, как это возвещает Иисус Христос, дана для человека, кото­рый с самых древних времен и праздно­вал ее гораздо ранее, чем в форме закона празднование субботнего покоя было уза­конено на Синае. Вот первоначальная основа установления дня покоя.

Итак, перед нами Божественное поста­новление: суббота для человека, — для че­ловека всех времен и мест. Мы прибавим: для человека до падения его. Если она была необходима для него в состоянии невинно­сти его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший; человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходи­мости труда, наконец, греху, который по­стоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческо­го назначения?

В книге Исход (16: 23—30) в первый раз упоминается о субботе, и это упоминание лишь предшествовало еврейскому закону. Сам способ, с каким Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам по по­воду сбора манны накануне этого дня, по­казывает, что он отнюдь не дает им новой заповеди, но восстановляет старую, осла­бленную и, быть может, забытую среди тяж­ких работ в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, можно и должно было ее восстано­вить. Почему и самое выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний, чтобы святить его, показы­вает, что помнят лишь то, что уже знают, как и берегут лишь то, что имеют. Поэтому, нельзя приписывать синайскому законодательству того постановления, которое оно само пере­носит за 25 веков назад и заимствует из пер­вых преданий человечества. Очевидно, что еще раньше синайскаго закона учреждение и соблюдение дня покоя было известно и применяемо даже за пределами еврейского народа, всюду являясь постановлением все­мирным и вечным. Века его не уничтожили; оно остается таким же необходимым и свя­щенным для нас и в нашей деловой жизни, и в шумной цивилизации, каким было у первых верующих, вносивших с собою под шатер пустыни веру в Бога, первоначальные предания мира и будущность человечества.

Самая строгость его указывает нам, на­сколько Бог считал необходимым это по­становление для религиозного воспитания избранного Им народа. Но, узнав от свя­того апостола Павла, что мы не под зако­ном, а под благодатью (см. Рим. 6: 15), не будем относиться легкомысленно к этому древнему постановлению. Здесь наиболее достойно замечания то, что учреждение субботы нашло себе место в Десятословии вместо того, чтобы смешаться со множе­ством различных мелких предписаний Мо­исеева закона. Десятословие в краткой, но чудной форме излагает весь нравственный закон, и все требования, заключающиеся в нем, имеют прямое отношение к религи­озной жизни каждого человека, который пожелал бы в какую угодно эпоху слу­жить Господу Богу. Таким образом, видя, что соблюдение дня покоя занимает такое видное место и предписывается в такой настойчивой и точной форме, мы заклю­чаем, что оно зиждется на самых коренных условиях религиозно-нравственной жизни человека и должно иметь значение вечное.

Фарисеи же прибавили свои мелочные предписания к закону; с точностью опре­делили, какие дела должно дозволить в этот день, рассчитали даже число шагов, которое можно было сделать, и решили, что вместо забот о больном, лучше оста­вить его умирать, прославляя Бога своим полным бездействием.

Иисус Христос Своим учением ос­вободил нас от подобного фарисейства. Он разрушил сборники их наставлений и предписаний. Искупленные благодатью, мы не находимся более под игом закона и его обрядовых предписаний. Но если Ии­сус Христос снял с еврейской субботы ее подзаконный обрядовый и чисто внеш­ний характер следует ли из этого, что Он осудил самое установление субботы? Нет. Напротив, Он ему возвращает его вечное значение сими достопамятными словами: «суббота для человека». Он лишь возводит нас этим выражением к первоначально­му установлению этого дня. В различных случаях Он указывает нам, в каком духе этот день должен праздноваться. Допу­ская Своих учеников срывать колосья для пропитания, Он тем разрешает крайне не­обходимое дело житейской потребности; исцеляя больных, Он благословляет этим дела милосердия; не запрещает вытаски­вать овец, или осла, или вола, упавших в яму или колодец (см. Мф. 12: 11; Лк. 14: 5), показывая, что Он Господин субботы, и что, если дело касается служения Богу, то мы можем быть призваны в этот день к са­мым тяжелым и трудным подвигам.

Новозаветная Церковь наследует дух своего Учителя: она отказывается от внеш­него соблюдения еврейской субботы и по­винуется предписаниям апостола, который ясно говорит тем сердцам, которые по­добная мысль могла устрашить: никто да не осуждает вас за… субботу (Кол. 2:16).

И как бы желая показать, что Церковь пользуется дарованной ей духовной сво­бодой, она изменяет день отдыха: день, посвященный Отцу, она смело посвяща­ет Сыну, празднуя память воскресения Иисуса Христа, Которым все обновилось. Сама Церковь еще во времена апостолов освятила первый день недели. Так, в книге Деяний апостольских мы ясно видим этот день установленным для преломления хле­ба (Деян. 20:7). Этот обычай немедленно вводится в церквях, основанных святым апостолом Павлом, и это ясно доказыва­ется тем обстоятельством, что, во время своего пребывания в Троаде, святой апо­стол Павел, несмотря на то, что спешил продолжать свой путь, остался дожидаться первого дня недели, когда ученики собра­лись для преломления хлеба, и беседовал с ними до полночи (см. Деян. 20: 7). Это яв­ляется, хотя косвенным, но, как нам кажет­ся, довольно ясным доказательством того, что этот день установили, т. е. перенесли празднование с субботы на воскресенье, первые христиане. В апостольских посла­ниях мы находим увещания, относящиеся к милосердию, особенно в этот день; на­конец, последняя книга Священного Пи­сания — Апокалипсис, — нам говорит в сво­их первых стихах, что в один из воскресных дней святой апостол и евангелист Иоанн, сосланный на Патмос, имел видение, о ко­тором он рассказывает, называя этот день прямо днем воскресным (см. Откр. 1: 10).

Вот учение Священного Писания от­носительно дня покоя. День этот, как мы видели, сохранялся во все времена у Богом избранного народа, и если в некоторые пе­риоды он принимал характер формальный, то, тем не менее, из той же еврейской фор­мы он возрождается в Новом Завете, как постановление Божественное, всемирное и вечное.

Воскресши в первый день недели, Спа­ситель, истинный Господин субботы, сое­динил с воскресным днем более важные для христиан воспоминания, нежели те, кото­рые соединялись с ветхозаветной субботой. Суббота напоминала о творении древнего мира, который, вследствие падения чело­века, подпал власти «князя мира сего» и оказался во зле; первый же день недели на­поминает об искуплении от власти греха и диавола, о воссоздании человечества.

Косвенное указание на покой, со­блюдаемый в воскресный день, мы встре­чаем уже у священномученика Игнатия Богоносца в Послании к Магнезийцам. Затем присутствование христиан первен­ствующей церкви в воскресные дни при богослужении и на вечерях любви показы­вает, что они прекращали свои житейские дела по крайней мере в первую половину дня. Но можно догадываться, что христиа­не, из уважения к воскресному дню, заме­нявшему субботу, не работали и весь день. О соблюдении покоя в воскресный день говорится в Постановлениях апостольских (кн. 7. гл. 33; кн. 8, гл. 33). Первое по вре­мени церковное правило, которым узаконяется обычай покоиться в воскресенье, есть 29-е правило Лаодикийского собо­ра, бывшего в конце IV века. «Не подоба­ет, — гласит это правило, христианам иудействовати и в субботу праздновать, но делать им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам». Здесь противоположение воскресенья, которое должно праздновать, субботе, в которую должно работать, по­казывает, что празднование воскресенья должно состоять в покое, а слова: «аще мо­гут», дают понять, что необходимые, важ­ные и неотложные дела могут быть испол­няемы и в воскресенье, без нарушения его святости, — что христиане не нуждаются в принудительных и мелочных предписа­ниях, которыми было обременено в позд­нейшее время иудейское празднование субботы, — что они должны действовать по совести и руководствоваться нравственной свободой.

Обычай соблюдать воскресный покой, кроме церковных правил, был утвержден и властью императоров. Святой Констан­тин Великий освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже было подтверж­дено законом византийского императора Юстиниана. Дозволялось торговать толь­ко необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой Константин Великий и многие последующие императоры запре­тили производить в воскресенье судебные дела, разве когда долг человеколюбия и со­хранение общественного порядка не допу­скали отсрочки.

Церковь запрещала производить в праздники именно житейские дела. А дела богопочтения, благочестия, как-то: по­сещение храма и присутствие при обще­ственном богослужении, домашнюю мо­литву, погребение мертвых, крестные ходы, бескорыстную помощь ближним, особенно несчастным, чтение религиозных книг, объ­яснение Писания и т. п., она не только не воспрещала, но, или прямо и настойчиво узаконяла, или, по крайней мере, одобряла, потому что таковыми делами главным обра­зом и освящается воскресный день.

Церковь всегда признавала воскре­сенье днем духовной радости. Это она выра­зила, прежде всего, в запрещении поститься в воскресенье (см. 64-е апостольское прави­ло; 18-е правило Гангрского собора).

Святой Петр Александрийский, жив­ший во 2-й половине III века и в начале IV века, в своем 15-м правиле, указав причину, почему должно поститься в среду и пятницу, продолжает: «воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный». Матвей Властарь все эти правила объясняет так, что неуместно в воскресе­нье предаваться печали и сетованию поста, а должно по преимуществу быть веселым и радостным, ради воскресения Господа и восстания нашей природы от греховного падения.

Взгляд Церкви на воскресенье, как на день радости, выражается ясно и в тех со­борных правилах и отеческих свидетель­ствах, которые воспрещают преклонять в воскресенье колени при молитве (см. 20-е правило I Вселенского собора; 90-е правило VI вселенского собора).

Само собою понятно, что по воззрению Церкви, воскресному дню прилична только духовная, священная, религиозная радость; такая радость не только не нарушает свято­сти этого дня, но даже есть одно из средств освящения его. Согласно такому взгляду на воскресенье, как день духовно-радостный и священный, Церковь, а за нею и граж­данское правительство, запрещали суетные и мирские увеселения и повелевали уп­ражняться в делах религиозных и нравствен­ных (см. 66-е правило VI Вселенского собо­ра, 32-е правило Карфагенского собора).

В воскресные и праздничные дни со­борными правилами запрещаются все во­обще общественные зрелища и присутствование на них, хотя бы сами по себе они не были безнравственны, частью по­тому, что они не согласуются со священ­ною важностью и святостью этих дней, ча­стью потому, что они отвлекают христиан от церковного богослужения.

Но воздержание от удовольствий, до­ставляемых общественными зрелищами, и закрытие этих последних в дни воскрес­ные и в великие праздники было только отрицательной стороной освящения или празднования этих дней; положительная сторона освящения их состояла в соверше­нии дел благочестия и христианской нрав­ственности.

Если бы мы пожелали проследить за че­ствованием воскресного дня в течение всех первых веков христианства, мы показали бы, каким уважением он был всегда окру­жен в Церкви, и могли бы представить не одно доказательство того удивления, кото­рое испытывали язычники, видя первых христиан, прекращавших всякую работу в этот день и посвящавших его всецело Богу. Но и этих данных достаточно для наше­го убеждения в том, что соблюдение вос­кресного дня не есть только роскошь или внешняя привилегия, как думают многие из христиан, но долг, основанный на Божественном законе, и что, произвольно нарушая этот долг, мы не только пренебре­гаем дарованным нам благом, но и прямо нарушаем Божественное постановление.

КАК ПРОВОДИТЬ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ ХРИСТИАНИНУ

Установив на незыблемых основаниях необходимость праздновать воскресный день, мы теперь скажем о том, как должно его праздновать.

Время праздника — время особенного служения Богу. А как Бог особенно пребы­вает в храме, то в праздничные дни надоб­но посещать храм Божий.

С каким же усердием должны мы ото­зваться на приглашение Царя Небесного, к Которому каждый праздник, каждое вос­кресенье с особенной силой и настойчиво­стью зовет нас святая Церковь в дом Бо­жий, где присутствует Своею благодатью Сам Царь Небесный! «Для тех людей, го­ворит митрополит Московский Филарет, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения во времена священные при­нуждены оставаться в домах, должно ска­зать: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещаю­щий высокую минуту бескровной жертвы, пусть пошлют в церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освя­тят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю; ангел храма встре­тит их и вдали причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Госпо­день память их».

Возвратясь из храма домой, христианин и здесь должен поддерживать в себе молит­венное настроение.

Если в будние дни, когда человек раз­влекается житейскими заботами и труда­ми, не всегда он может посвятить много времени на молитву, которая так необходи­ма для его души, то в воскресные и празд­ничные дни он должен отдать большую часть своего дня этому благочестивому и спасительному занятию.

Святитель Тихон, епископ Воро­нежский ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на кли­росе. Ночи проводил без сна и ложился на рассвете.

Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, молился утром, вечером и в полдень.

Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118:164).

Авва Дула, ученик преподобного Вис­сариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнад­цать дней».

Молитва, — это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.

Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чув­ствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожале­ние о худо проведенном прошлом — воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил гово­рить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего су­щества нашего.

Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлю­бленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (1Тим. 4:13), — пишет он ему. И святые отцы, сле­дуя апостолу, заповедуют всем чтение свя­тых книг, как одно из важных средств к ду­ховному совершенствованию.

Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Пи­сание с верою, — говорит святитель Василий Великий, — то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, — жи­вым ли голосом, или через писание кто гово­рит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».

Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить хри­стианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресе­нье — Прим. Ред.) каждый из вас пусть от­лагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (1Кор. 16: 1—2). Святитель Иоанн Златоуст, внушая эту заповедь кон­стантинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бед­ных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каж­дый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нару­шим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при прода­же, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все приобретающие праведно».

Древние христиане с любовью чти­ли праздничные дни обильными при­ношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приноше­ния эти, — говорит один древний христи­анский писатель, — служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пирше­ства, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по сла­бости уже не могут выходить из дома и за­ниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».

Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподоб­ной Марфы, рассказывая о том, как почи­тала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».

Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапе­зы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость неко­торых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так, известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздни­ков: создав странноприимницу и больни­цу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усерди­ем: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради».  Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Те­перь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные со­беседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.

Так должен проводить христианин вос­кресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?

Многие из христиан, недовольные сво­им постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.

Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но бога­тым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».

А тот, желая, чтобы сосед почаще вспо­минал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, — станем вместе ходить в церковь, — я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, — делить попо­лам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавший добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Впрочем, если я говорил, будто нахо­дил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». — Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.

Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, — стоят в цер­кви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.

Конечно, нет греха в невинных удо­вольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный Антоний Великий часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоян­но в напряжении, но ему необходим и от­дых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; — поэтому лучшей радостью христиа­нина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не за­прещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, — посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятель­но рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и преда­ваться излишествам всякого рода. Святи­тель Иоанн Златоуст говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умно­жать грехи свои, но чтобы очистить и те, ка­кие есть у нас».

Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственно­сти: праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:14). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьян­ству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13:13), но будем про­водить праздники в чистоте и праведности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В христианстве самый первый день был днем светлой радости для учеников Хри­стовых. С тех пор день воскресения Госпо­да всегда был днем радости для христиан.

Поэтому и слово «праздник» ассоцииру­ется с духовной радостью. Сюда не отно­сятся многообразные мирские развлече­ния, которые, пусть даже и возвышенные по своей форме, никак не могут освящать святого дня.

Празднование воскресного дня есть не­посредственное служение Богу, состоящее преимущественно в воспоминании о Вос­кресении Христовом. Покой от мирских дел — необходимое условие празднования, а радость — естественный его результат.

Общение с Богом, составляющее сущ­ность празднования, удобнее достигает­ся в обществе людей, ибо Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Празднование прежде всего должно совершаться в хра­ме — этом месте особенного благодатного присутствия Божьего. Здесь совершается Таинство Евхаристии, здесь поучают сло­ву Божию священнослужители, Самим Богом поставленные пасти стадо Его и получившие для того особенные благо­датные средства. Здесь все верующие еди­ными устами и единым сердцем возносят свои моления, прошения и благодарения Богу. Здесь члены Тела Христова вступают в теснейшее духовное общение со своей главой Христом и между собой. Торжест­венная тишина и благоговение возвышают сердца к Богу. Общение всех верующих, взаимный пример возбуждают и усили­вают благоговение и молитву каждого в отдельности. Совершение в воскресный день святых и духовных дел удовлетворяет самые существенные потребности челове­ческой души. Это и само по себе есть бла­го, и вместе с тем — главнейшее средство достигнуть рая, единения с Богом и вечно­го блаженства.

Православные христиане! Будем стро­го и неуклонно праздновать день воскрес­ный и все прочие праздничные дни, уста­новленные святой Церковью к нашему земному счастью и спасению вечному.

azbyka.ru

Воскресный день: что в нем особенного?

Нет, я имею в виду не работников сферы обслуживания, больниц и прочих предприятий, где заведен сменный график. Сегодня воскресенье все чаще становится шестым или седьмым рабочим днем даже для обычных офисных сотрудников, которые, имея удаленный доступ к корпоративной почте или стопку распечатанных документов, по собственной воле предпочитают в спокойной домашней обстановке доделать то, что не успели завершить в трудовые будни. Кто-то подрабатывает или берет сверхурочные, а кто-то только в воскресенье может найти время для обдумывания серьезного нового проекта. Даже воскресное общение в социальных сетях как-то незаметно переходит в «работу в социальных сетях», и тут уж будни окончательно сливаются с выходными.

Словом, многовековая христианская традиция посвящать день седьмой отдыху и духовным практикам, прерванная у нас в 20–40-е годы ХХ века, а потом возвращенная в виде семидневной рабочей недели с выходным в воскресенье, как-то постепенно расшатывается.

читайте такжеСтресс: разжать тиски

Конечно, Россия никогда не походила ни на викторианскую Англию, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни зайти в ресторан, ни на другие европейские страны, где магазины в «день солнца» стабильно закрывают на замок. Но и для россиян всех сословий, и для советских граждан выходной был днем, наполненным особым смыслом.

«Относимся мы к верующим или нет, этот день все равно не похож на остальные, – утверждает Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet), этнолог и автор исследования на эту тему*. – Он занимает особенное место в европейском самосознании и культуре. Он помогает регулировать нашу общественную жизнь, но также и жизнь нашей души. Лишение себя еженедельного дня отдыха и покоя может вызвать сильный внутренний дисбаланс».

«Когда в семье возникают проблемы, мы знаем, что зачастую это связано с недостатком общения и времени, которое дети и родители проводят вместе. И мы сами спешим это время сократить? – удивляется психоаналитик Светлана Федорова. – Вспомните, этимология слова «воскресенье» предполагает, что в этот день нам дается возможность воскреснуть, вернуться к себе, обратиться к своей душе, понять и сделать то, что нам действительно хочется. Превращение воскресенья в еще один рабочий день – это шаг на пути культурного и социального регресса!»

Давайте же попытаемся вернуть воскресенью утраченный смысл и вновь научимся им наслаждаться.

Культивировать символы

«Воскресенье, в отличие от смены дней и времен года, – не природная данность, а достижение культуры», – объясняет Жослин Бонне. Изобретенная вавилонянами семидневная неделя имела вначале религиозные основания. Религия учит нас, что Бог создал небо, землю и море за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Так случилось, что евреи отвели для служения Богу и духовных забот субботу, в то время как мусульмане выбрали пятницу, а христиане – воскресенье. «Мифология воскресного отдыха – важная отличительная черта культуры всей христианской Европы», – отмечает этнолог. Этот день отдыха, в начале своей истории бывший одной из составляющих религии, а в эпоху промышленной революции ставший социальным завоеванием, мифологичен постольку, поскольку он – часть культурного наследия. И самосознания: «Работать пять-шесть дней означает быть человеком, – продолжает Жослин Бонне. – Работать семь дней – рабом. Нам стоило бы снова возродить культ воскресенья как дня несуетного, наполненного душеполезными делами, не отягощенного ни работой (насколько это возможно), ни потребительством!»

читайте также5 коктейлей против стресса

Воссоздать ритуалы

«Когда-то воскресенье было отмечено совершенно особенными общественными ритуалами: церковная служба, семейный обед, воскресная прогулка…» – напоминает социолог Жан-Клод Кауфман (Jean-Claude Kaufmann). «Даже для тела были свои ритуалы, – рассказывает Жослин Бонне. – Каждый приводил себя в порядок, надевал лучшие одежды, «воскресные». «Сегодня мы наблюдаем не исчезновение ритуалов, но, скорее, их специализацию, – добавляет Жан-Клод Кауфман. – Каждый из нас заводит свои порядки, и воскресенье одних не похоже на воскресенье других». Некоторые традиции сохраняются, как, например, воскресная прогулка: выбраться куда-нибудь на природу, за город, в лес или даже просто побродить по улицам… Другие меняются: воскресный обед стремится превратиться в пятничный или субботний ужин, церковную службу дополняют или заменяют поездки на выставку, в кино или театр. Наконец, некоторые воскресные ритуалы появились лишь недавно, как, например, бранч или воскресная пробежка. Или как поход в торговый центр – отметят ехидно настроенные читатели…

Так или иначе, есть нечто главное, что призвано выделить этот день среди шести остальных, а именно: воскресные занятия должны отличаться от всего того, что мы делаем в другие дни. Неважно, мастерим мы стулья, готовим что-то необычное или садимся за руль – в любом случае мы без стеснения предаемся занятиям, которые на это короткое и блаженное время вырывают нас из обыденной повседневности.

Освободить воскресенье

Вообще-то очень удачно сложилось, что воскресенье – это лишь часть уик-энда. Который начинается довольно бодро в субботу с выполнения неприятных накопившихся дел, продолжается более расслабленным воскресеньем и завершается грустью воскресного вечера. Поэтому, чтобы насладиться воскресеньем в полной мере, нужно освободить себя от покупок, уборки, френдленты и детских уроков – словом, от всего того, что не получилось сделать за неделю. Постарайтесь заполнить этими делами конец пятницы и субботу и максимально разгрузите свой выходной день. Иначе грусть воскресного вечера грозит посетить вас гораздо раньше…

Не требовать слишком многого

Воскресенье – день, когда вся семья собирается вместе, но это еще и время, когда каждый может себе позволить расслабиться и… выплеснуть на близких все, что накопилось – усталость, агрессию, тревогу. Среди тысячи причин, способных вызвать раздражение, может оказаться и давление стереотипа о счастливом воскресенье, поддержанное глянцевыми рекламными картинками. Вот как это объясняет Жан-Клод Кауфман: «Чем труднее была неделя, тем больше мы ожидаем, что воскресенье поможет восстановить силы. Мы пытаемся реализовать амбициозную и при этом противоречивую программу, сделав как можно больше для своего спутника жизни, как можно больше для семьи и как можно больше для себя».

На самом же деле при том, что нам обычно удается немного позаниматься спортом с утра и прогуляться с детьми после обеда, отношениям в паре чаще всего уделяется недостаточно времени. «Ведь больше всего мы мечтаем в конце дня расслабиться, валяясь, например, перед телевизором, – замечает социолог. – А это мало совместимо с усилиями, которые порой необходимо предпринять партнерам в семейной паре, чтобы обрести второе дыхание». В результате воскресенье, в принципе предназначенное для совместных удовольствий, приносит разочарование, которое тем сильнее, чем меньше мы были к нему готовы. Между тем рецепт счастья выходного дня прост: пересмотрите свои задачи и умерьте амбиции, мы ведь не можем объять необъятное. И в то же время придумайте план, которому будет рада вся семья, – один-единственный, но придерживайтесь его неукоснительно!

Об этом

Книга этнолога Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet) «Воскресенье в Европе» («Dimanche en Europe», Éditions du Signe, 2003). Панорама и эволюция социальных традиций по всей Европе, от Португалии до Польши. Забавная прогулка по рынкам и балам, отличающим этот непохожий на другие день.

читайте такжеРегресс на диване

www.psychologies.ru

Воскресенье: день Господа — Православный журнал «Фома»

Воскресенье обычно воспринимают лишь как день отдыха, долгожданный выходной после рабочей недели. В этом смысле он выглядит просто –  как свободное от забот время: хочешь – иди в гости, хочешь – лежи дома на диване. Словом, «сделал дело – гуляй смело».

Однако, важность этого дня нам должно подсказать уже одно его русское название. Ведь в русском языке воскресенье так называется в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. Столь же значимо это слово на языке Нового Завета. По-древнегречески воскресенье называется Κυριακ ἡμέρα (kuriakē hēmera), и переводится как Господний день или день Господа.

Таким образом, воскресенье для христиан является самым главным и ответственным днем недели, поскольку оно должно принадлежать Господу Богу.

Об огромной важности воскресенья и о том, что это не праздник безделья и досуга, говорит Четвертая заповедь закона Моисея: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему; …ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-12).

Воскресенье и является в христианстве этой Субботой, то есть днем Покоя, который освящен Богом. В этот день христианин не должен делать никаких мирских дел, но, как говорит заповедь, обязан посвятить его Богу. Нужно отрешиться от будничных забот – зарабатывания денег, домашних работ и прочего, потому что «не хлебом единым жив человек». Ведь все заботы и их успешность зависят в последнем счете не от наших усилий (хотя и от них, конечно, тоже). Воскресенье – это Божественная пауза, воспоминание о Вечности. Четвертая заповедь говорит о радости покоя, который по большому счету можно обрести только в Боге. Ведь рано или поздно умный человек (если ему, впрочем, повезет) придет к горькой мудрости Екклесиаста относительно любых земных дел, конец которым кладет смерть: «Все это суета и томление духа».

Поэтому христианин призван посвятить каждое воскресенье Богу и Божиим делам: посещению храма, духовному чтению и молитве, а также делам милосердия – посещению больных, заключенных в тюрьме и т.д.

Кстати, неслучайно в Церкви воскресенье называют неделей. Это не-деля, потому что в этот день не положено заниматься житейскими делами, а следует обратиться к Тому, Кто выше обычных забот и Один только и способен оправдать их и освятить.

На заставке фрагмент фото JFXie

foma.ru

Воскресный день — это… Что такое Воскресный день?


Воскресный день
– день воспоминания о воскресении и воскресшем Спасителе. Начало празднования В. восходит еще к апостолам, к которым Христос явился в этот день. Первое Свое явление Спаситель ознаменовал «преломлением хлеба». Таким образом, первый день недели стал для последователей Христа днем радости, светлого торжества, тесного общения с Богом. Все это и послужило основанием и достаточным поводом для его выделения и празднования. От 57 и 58 г. сохранились 2 указания, свидетельствующие об обычае празднования В. дня богослужебными собраниями в Галатии, Коринфе и Троаде. В период деятельности Иоанна Богослова В. день имеет уже свой особый термин и называется «днем Господним», «днем солнца» «царица дней». Свидетельства о праздновании христианами «установленного дня» встречаются не только у христианских писателей, но и у других, начиная с конца I и начала II века. При апостолах В. было днем общественного богослужения – совершения таинства евхаристии, и таким оно оставалось во все время существования церкви. С IV в. в В. день начинают совершать не одну только литургию, но и всенощное бдение, и вечернее богослужение. Совершение и посещение воскресного богослужения считалось в древности делом настолько важным, что оно не отменялось даже в период гонений. Собор Сардикийский 347 г. грозит отлучением тому, кто, пребывая в городе в продолжение 3-х В. дней, не придет в церковное собрание, и другие соборы не раз подтверждали это особыми канонами. Необходимой принадлежностью В. богослужения было поучение, произносимое как на литургии, так и на вечерней службе. Трулльский собор вменил в обязанность всем предстоятелям церкви произнесение поучения в В. дни. Празднование В. дня, начинаясь в храме, не ограничивалось его стенами и находило место в обыденной, домашней жизни. Она освящалась богослужебными действиями уже с первых веков христианства. В сочинениях учителей церкви имеются наставления, как проводить В. день, советуется посвящать его на размышления, благие дела и поучения, превращать свои дома в церковь посредством псалмопения и молитвы, устремления ума к Богу. Запрещались мирские дела и занятия, могущие помешать созданию благочестивого настроения, и эти постановления церкви поддерживались гражданской властью путем издания особых законов. Первые из них принадлежать Константину Великому. Он освободил от занятий судей и всех военных. Преемники его продолжали начатое им дело, разъясняя и дополняя изданные им законы. Они запретили взыскивать в В. долги, ведение тяжб, производство торговли и заключение договоров; за неисполнение судились, как за святотатство. Импер. Лев Философ запретил заниматься в В. полевыми работами, запретил всякого рода увеселения, зрелища театральные, цирковые и прочие. В 469 г. импер. Лев Армянин подтвердил запрещение зрелищ в В. день, угрожая лишением должностей и конфискацией отцовского наследства. Способ выражения радости, приличный для верующего в В. день, церковь рекомендовала в виде разнообразных дел милосердия и благотворительности. Имп. Гонорий приказал в 409 г. судьям посещать узников и справляться, не угнетают ли их тюремщики; в 549 г. Орлеанский собор предписал епископам посещать лично или посылать диаконов к узникам и облегчать участь их увещаниями и вспоможениями. В В. радость, вызванная воспоминанием о воскресении Спасителя, выражалась прекращением поста. Карфагенский и Трулльский соборы запрещают считать постящихся в В. православными и предают подобных лиц анафеме. Кроме прекращения поста, другим выражением радости являлась замена повседневных одежд более ценными и светлыми. В русской церкви В. д., известный под именем недели, а с XVI в. – «воскресенье», имел почти тот же характер, что и на востоке, и считался днем совершения богослужения, которое содержало кроме обычных служб еще и крестный ход. Позднее крестные ходы установлены были Стоглавым собором в Москве с недели всех святых и до Воздвижения. Вследствие же того, что В. считалось днем праздничным, установлен был обычай, бывший в употреблении до XVII в., не класть в этот день земных поклонов. В обыденной жизни В. посвящалось чтению Св. Писания, произнесению молитв, чтению других свящ. книг, делам любви и милосердия, которые выражались в пожертвованиях на украшение храмов, на содержание монастырей и клира и на благотворение и раздачу милостыни нищим, убогим и больным; также сохранялось полнейшее воздержание от каких бы то ни было занятий; последнее, впрочем, не всегда удавалось, вследствие различного толкования правил о запрещении участвовать в идольских играх, а крестьяне, которые шесть дней работают на барщине, должны были устраивать свои дела только в воскресенье, ссылаясь на то, что В. соблюдают одни бояре и князья. Последние, однако, иногда нарушали В. день, на В. дни падали приемы и отправление послов, царские поездки, приурочивались ярмарки и торги. Светская власть до начала XVII в. совершенно не вмешивалась, предоставляя только духовной следить за В. покоем. С Михаила Феодоровича и светская власть начинает запрещать сходиться на игрища в В. под страхом наказания кнутом, при Алексее Михайловиче запрещен целый ряд суеверных обычаев и увеселений, приказано всем приходить в В. в церковь, запрещена продажа вина в В. и мн. др. Все эти статьи вошли в «Уложение» 1649 г. и подтверждены Московским собором 1666 г. С Петра I начинается новый период; время от 1690 до 1705 г. характеризуется падением древнего благочиния и, в частности, почитания В. дней. В. дни, по примеру самого царя, являются преимущественно перед другими, днями мирских увеселений и развлечений, приказано также открыть кабаки в В., хотя, правда, по окончании литургии. Под конец своего царствования Петр взялся, однако, за восстановление святости праздничных дней. В 1718 г. он издал указ, по которому приказывалось всем людям ходить в В. в церковь, запрещалось торговать, но работы и особенно увеселения не были запрещены. В царствование Анны Иоанновны, при господстве немцев, прежние указы перестали исполняться, и только Елизавета Петровна снова начала заботиться об охранении святости В. дня. При Екатерине, под влиянием энциклопедистов, отношение к В дню снова изменилось. С воцарением Павла кончился период упадка празднования В. дня, начавшийся при Петре. Павел запретил театральные зрелища во все субботы, питейную продажу в В. во время литургии и крестного хода. В Зап. Европе празднование В. дня также имеет свою историю; теперь же В. день чтится повсюду; в некоторых же странах, как, напр., в Англии, В. чтится в особенности строго. В. день должно проводить в молитве и делах благочестия, посвятив его духовным размышлениям, на которые у нас не хватает времени в течение шести дней недели, занятых мирскими делами. Тело отдыхает от тяжелого труда, ум должен насыщаться здоровой духовною пищей.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. — Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.

  • Воскресные беседы
  • Воспитание

Смотреть что такое «Воскресный день» в других словарях:

  • Воскресный день —    день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон …   Православие. Словарь-справочник

  • «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» — издавался в 1887 1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье». В первый год выходил 2 раза в месяц, с 1888 г. еженедельно (в 1888 1913 по 52 номера, в 1914 1917 по 50). Бессменным редактором… …   Православная энциклопедия

  • Воскресный День — еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье издается в Москве с 1887 года; издатель редактор священник С. Я. Уваров. В приложение к нему выходят Воскресные Листки , содержащие историю и объяснение церковных праздников,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ — «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ», СССР, Литовская киностудия, 1987, цв., 98 мин. Притча, экзистенциальная драма. Последние дни второй мировой войны. Русский Моряк и литовский Учитель совершают побег из гитлеровского концлагеря. Вскоре герои оказываются на …   Энциклопедия кино

  • Воскресный день не нам, а господам. — Воскресный день не нам, а господам. См. ПРАЗДНИК …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Воскресный день на острове Гранд-Жатт — …   Википедия

  • Знают и без попа, что воскресный день свят. — Знают и без попа, что воскресный день свят. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Воскресенье воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Воскресенье, воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОСКРЕСНЫЙ — ВОСКРЕСНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


theological_encyclopedia.academic.ru

день воскресный — это… Что такое день воскресный?


день воскресный
день воскр’есный (Отк.1:10 ) — в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели — Мат.28:1 ), который с возникновением христианства стал считаться главным, праздничным днем недели. Следует отметить, что только в русском языке этот день называется «воскресеньем», то есть словом, постоянно напоминающим о самом значительном событии на земле (в других языках он называется «неделя», «солнечный день», «звездный день» и т.п.). По указу императора Константина этот день после 313 г. сделался официально днем отдыха и является теперь таковым во всех странах на земле. (см. воскресение, неделя)

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.

  • день
  • день Господень

Смотреть что такое «день воскресный» в других словарях:

  • день\ воскресный — день воскр’есный (Отк.1:10 ) в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели Мат.28:1 ), который с возникновением христианства стал считаться главным, праздничным днем недели. Следует отметить, что только в русском языке этот день… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • День воскресный — (Отк.1:10 ) празднуется со времени Воскресения Христова. В кн. Деян., упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или воскресный для преломления хлеба, т.е. для совершения таинства Евхаристии… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • День воскресный —    отмечается христианами со дня Воскресения Спасителя. В книге Деяний апостолов есть упоминания о собрании учеников Иисуса в первый день недели «для преломления хлеба». Под последним выражением следует понимать совершение таинства евхаристии… …   Православная энциклопедия

  • день — Сутки, число. День воскресный, праздничный, работный, табельный; будень, праздник, табель. (Дни: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота). Я день деньской (с утра до ночи) работал. Пять раз на день.. Ср. . См. погода,… …   Словарь синонимов

  • день — дня, м. 1. Часть суток от восхода до захода солнца, от утра до вечера. Солнечный день. □ День незаметно клонился к вечеру, и вот уже сияло золотисто светлое предзакатное небо на западе. Бунин, Далекое. Незаметная, но хлопотливая и суетная жизнь… …   Малый академический словарь

  • Воскресный день —    день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон …   Православие. Словарь-справочник

  • ВОСКРЕСНЫЙ — ВОСКРЕСНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • воскресный — ВОСКРЕСЕНЬЕ, я, род. мн. ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ — «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ», СССР, Литовская киностудия, 1987, цв., 98 мин. Притча, экзистенциальная драма. Последние дни второй мировой войны. Русский Моряк и литовский Учитель совершают побег из гитлеровского концлагеря. Вскоре герои оказываются на …   Энциклопедия кино

  • Воскресный день не нам, а господам. — Воскресный день не нам, а господам. См. ПРАЗДНИК …   В.И. Даль. Пословицы русского народа


dic.academic.ru

День рождения воскресного дня — Православный журнал «Фома»

Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?

 

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3). Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.

 

На заставке фрагмент фото Giuseppe Milo (www.pixael.com)

 

foma.ru

Воскресный день — это… Что такое Воскресный день?


Воскресный день

   день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон.

Православие. Словарь-справочник . 2014.

  • Воскресение мертвых
  • Восприемники

Смотреть что такое «Воскресный день» в других словарях:

  • «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» — издавался в 1887 1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье». В первый год выходил 2 раза в месяц, с 1888 г. еженедельно (в 1888 1913 по 52 номера, в 1914 1917 по 50). Бессменным редактором… …   Православная энциклопедия

  • Воскресный день — – день воспоминания о воскресении и воскресшем Спасителе. Начало празднования В. восходит еще к апостолам, к которым Христос явился в этот день. Первое Свое явление Спаситель ознаменовал преломлением хлеба . Таким образом, первый день недели …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Воскресный День — еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье издается в Москве с 1887 года; издатель редактор священник С. Я. Уваров. В приложение к нему выходят Воскресные Листки , содержащие историю и объяснение церковных праздников,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ — «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ», СССР, Литовская киностудия, 1987, цв., 98 мин. Притча, экзистенциальная драма. Последние дни второй мировой войны. Русский Моряк и литовский Учитель совершают побег из гитлеровского концлагеря. Вскоре герои оказываются на …   Энциклопедия кино

  • Воскресный день не нам, а господам. — Воскресный день не нам, а господам. См. ПРАЗДНИК …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Воскресный день на острове Гранд-Жатт — …   Википедия

  • Знают и без попа, что воскресный день свят. — Знают и без попа, что воскресный день свят. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Воскресенье воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Воскресенье, воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОСКРЕСНЫЙ — ВОСКРЕСНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


orthodoxy.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *