8 опасностей, которые влияют на проявление детьми агрессии
Все мамы и папы рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением детей. Детская агрессия – явление неизбежное, ведь когда-то она нужна была ребенку для того, чтобы выжить. В ходе эволюции в арсенал средств выживания наших предков природа добавила разум и речь, с помощью которых можно решить множество проблем. Однако агрессия никуда не делась и продолжает «приходить на помощь» человеку в экстремальных ситуациях.
Ребенок может научиться контролировать свои эмоции и состояния с помощью взрослых, начиная с 3-4 лет, но полный доступ к контролю над аффектом он получит только к 18-20 годам. Только к этому возрасту окончательно созревает префронтальная кора – участок мозга, который отвечает за способность сохранять уравновешенное состояние и управлять эмоциями.
Запретить ребенку проявлять агрессию мы не можем – у него просто нет для этого возможностей.
Возможно, вам уже хочется спросить, почему мы собираемся обсуждать именно семейное воспитание и промахи родителей. А как же детский сад? А школа? Увы, от ошибок никто не застрахован, но с рождения ребенка и до начала подросткового возраста самыми важными, значимыми, ключевыми фигурами для ребенка являются именно родители.
Именно они как наиболее авторитетные для него люди своим примером могут дать гораздо больше возможностей для самоконтроля и управления эмоциями, чем все, кто занимается воспитанием вне семьи.Итак, что же мы, родители, делаем такого, что наши дети проявляют агрессию или испытывают на себе агрессию окружающих? Какие опасности могут возникать на нашем пути?
Опасность 1: ссориться при ребенке
Мы выясняем отношения между собой, с родными, друзьями, соседями, коллегами при детях. Для ребенка страшнее всего, конечно, когда ссорятся мама и папа. Последствия психологических травм, которые получают дети, ставшие свидетелями родительских разборок, могут быть ужасными. Если самые близкие и значимые люди кричат друг на друга или занимаются рукоприкладством, ребенок приходит к выводу: добиваться своих целей с помощью агрессии можно. Родительская манера поведения будет усвоена и использована им в детсадовской или школьной жизни. Многие дети, вырастая, обещают себе никогда так не делать в собственной семье, но становятся точными копиями родителей, заставляя уже своих детей проходить те же самые круги ада, которые прошли когда-то сами.
Что делать?
- Находить такое место и время для споров, чтобы ребенку не приходилось невольно в этом участвовать.
- Если малыш все же увидел ссору, спокойно поговорить с ним о событии: «Ты сегодня увидел нашу с мамой ссору, мы сожалеем об этом. Извини, что так получилось, ты в этом не виноват. Мы обязательно помиримся и будем решать наши проблемы мирным путем. Мы тебя очень любим, нам жаль, что мы расстроили тебя!»
Опасность 2: игнорировать любое поведение
Мы не оцениваем хорошие и плохие поступки ребенка, относимся к его делам и заботам холодно и безразлично. «Делай что хочешь», «Иди, займись чем-нибудь», «Отстань, мне некогда, играй сам», – такие фразы, увы, ведут не к самостоятельности, а к неврозу. Ориентиры, что хорошо, а что плохо, не возникнут у детей сами собой, но зато снизится самооценка, появится чувство ненужности, заброшенности и желание постоянно проверять, как отреагирует взрослый на этот раз. Если ребенок не усвоил, что за плохим поступком следует наказание или хотя бы анализ ситуации, такое поведение будет повторяться вновь и вновь, в том числе и акты агрессии.
Что делать?
- Интересоваться, как прошел день, что ребенок делал, что нового узнал, какие проблемы возникали.
- Если поиграть или пообщаться с ребенком некогда, то можно дать конкретную инструкцию, чем ему заняться: «К сожалению, мне нужно доделать отчет, и я не могу пока с тобой поиграть. Почитай книгу, которую мы с тобой читаем перед сном, и, когда я закончу работу, ты мне расскажешь, что же там было дальше, мне очень интересно». Постепенно ребенок начинает осознавать границы дозволенного и понимать, что ему делать, когда родители заняты. И у него отпадает желание тестировать терпение окружающих с помощью агрессии.
- Использовать позитивное подкрепление – похвалы, награды, подарки. Они сигнализируют ребенку, что такие поступки надо повторять. Применение одних только наказаний, без поощрений, приведет к тому, что ребенок станет лживым и мстительным. Когда же вы не замечаете хорошие поступки, вы тем самым обесцениваете их, и ребенок теряет к ним мотивацию.
- Хвалить и награждать за хорошие поступки, конструктивно критиковать и наказывать – за плохие. В качестве наказания можно использовать такие меры, как отказ в просмотре фильма или мультика, лишение гаджетов на день-два или прогулок, также можно попросить ребенка извиниться.
Как критиковать конструктивно? Обсуждать сам поступок, а не ребенка, намечать, как исправить ситуацию или не допустить ее в будущем. Например, так: «Я понимаю, что у тебя было много домашних заданий, но я просила тебя вынести мусор. Ты этого не сделал, прошу тебя сделать это завтра. Надеюсь, что завтра все будет в порядке, люблю тебя!»
Опасность 3: провоцировать тактильный голод
Наше тело активно реагирует на все испытываемые нами эмоции: мы трясемся от злости, сжимаемся в комок от страха, краснеем от стеснения.
Что делать?
- Обнимать, целовать, ласкать своих детей – то есть не допускать тактильного голода. Из-за него люди становятся замкнутыми, тревожными, готовыми к нападению, так как любая мелочь выводит их из состояния равновесия. Благодаря вашим прикосновениям дети учатся выражать свои эмоции, показывать свое отношение, учатся любить.
- Говорить ребенку о своей любви к нему. Бытовые заботы (накормить, одеть, уложить спать, помочь с гигиеническими процедурами) дети за проявление любви не считают! Без ласки детская душа ожесточается, ребенок может вырасти грубым и жестоким.
Опасность 4: нарушать режим дня
Ребенок растет, развивается – и это огромная работа, которую выполняет его организм. Следовательно, отдых и наличие свободного времени для игр и занятий по душе чрезвычайно важны. Мы же забываем про соблюдение детьми распорядка дня, берем их с собой на «взрослые» вечерние мероприятия или посиделки, чрезмерно загружаем занятиями в кружках и секциях.
На утро, после похода в гости с родителями или после дня, переполненного посещением репетиторов, спортивных секций, музыкальной школы, художественной студии, не выспавшийся школьник приходит в класс в состоянии стресса. Биологический ритм сбит, организм включает оборонительную реакцию на стресс – и организму не важно, чем именно этот стресс вызван. И вот уже в соседа по парте полетела скомканная бумажка, однокласснику поставлена подножка, на призыв учителя к порядку высказаны грубые слова. При этом ребенок и сам не понимает, чем вызвана его агрессия.
Что делать?
- Соблюдать режим дня: младшие школьники и дошколята должны спать 10 часов ночью, последние – еще и 1,5-2 часа днем, а подросткам обычно достаточно 8-9 часов ночного сна.
- Выбирать кружки и секции, исходя из интересов самого ребенка и предоставляя личное время для игр, общения с друзьями, прогулок. Безусловно, оставлять все время свободным тоже нельзя. Дополнительное образование – хорошее средство профилактики агрессии, но только в том случае, если ребенку в кружках и секциях нравится, и они не вытеснили из его жизни все остальное. Если не хотите получить протест в виде потасовок и прогулов в школе, пристрастия к табаку и алкоголю, дайте ребенку возможность заниматься тем, что ему по душе.
Опасность 5: допускать бесконтрольное использование гаджетов
Уставая на работе и закрутившись в череде бесчисленных домашних дел, мы перестаем контролировать, сколько времени наши дети проводят наедине с гаджетами, что именно они ищут и смотрят на просторах Всемирной паутины. А в паутине ребенок может увязнуть прочно. И здесь контента, провоцирующего агрессию, предостаточно: от мультгероев, крушащих все подряд на своем пути, для самых маленьких – до сект и групп смерти для подростков.
Проводя часы и дни в Интернете, ребенок постепенно перестает отличать реальный мир от виртуального, погружается в бесконечные компьютерные игры, где он видит только нарисованные мультяшные лица, общается исключительно с несуществующими персонажами. Все это препятствует процессу социализации, вхождению в общество, так как навыки общения и поведения среди людей, а также распознавания эмоций и правильного на них реагирования не только не развиваются, но и могут быть практически полностью утрачены.
Сцены насилия, призывы к самоубийству или к расправе над одноклассниками, предложения попробовать «расслабиться» с помощью запрещенных веществ – все это поджидает детей и подростков в Интернете. Иллюзия анонимности и безнаказанности тоже делает свое черное дело: ребенок перестает отличать добро от зла, теряет жизненные ориентиры, переселяется в мир «стрелялок» и «догонялок». Он может перенести сценарий игры или фильма в свою школьную и детсадовскую жизнь и в соответствии с этим сценарием вести себя как агрессор. А уж как устает детский организм от постоянного просиживания перед экраном!
Что делать?
- Ограничивать время общения с гаджетами: отводим на это не более, чем 1-1,5 часа дважды в неделю.
- Отслеживать контент, которым интересуется ваш ребенок.
- Поставьте на его планшет или ноутбук развивающие и обучающие игры, покажите, что они вам тоже интересны, поиграйте вместе хоть немного. Предлагайте книги, пазлы, конструкторы, наборы для рукоделия, настольные игры, кинетический песок, пластилин, игрушки – то есть то, что даст импульс к развитию и поможет приобрести полезные навыки, расширит и обогатит представления об окружающем мире.
- Если ребенок все же добрался до программ, содержащих сцены насилия и жестокости, обсудите с ним это. Он должен знать, что вы это осуждаете и не принимаете.
Опасность 6: лишать самостоятельности
Мы слишком много делаем за ребенка и вместо него. А ведь дать ребенку возможность научиться, получить полезные навыки, чтобы в случае необходимости он смог существовать автономно – вот истинное проявление родительской любви. В настоящее время многие дети приходят в первый класс, не умея одеваться, пользоваться столовыми приборами, приводить в порядок свое рабочее место. Ребенок, не овладевший к школе необходимыми навыками самообслуживания, рискует стать объектом насмешек для одноклассников, которые уже многое делают самостоятельно. И тогда придется либо терпеть унижения, либо защищаться с помощью ответной агрессии. Поэтому лучше не пытайтесь оградить дошкольника от всех проблем, а покажите, как можно с ними справляться.
Что делать?
- Прививать ребенку полезные умения и навыки, обучать его самообслуживанию и помощи по дому. Помнить, что домашний труд может быть не наказанием, а поощрением: «Если сделаешь вовремя уроки, я разрешу тебе помочь мне с приготовлением ужина».
- Больше доверяйте, поручайте, спрашивайте с ребенка. Не делайте его полностью зависимым от вас, дайте возможность нести ответственность за порученное дело, а значит взрослеть.
Опасность 7: быть слишком строгим или опекающим
К сожалению, мы не всегда соблюдаем баланс, «золотую середину» в методах воспитания. Чрезмерно строгое, жесткое воспитание также «взрывоопасно», как и попустительское, опекающее, балующее. В первом случае агрессия – это восстание ребенка против игнорирования его интересов. Он будет всеми силами стараться вырваться из-под жесткого прессинга, нарушить все установленные правила и запреты. Во втором – агрессия возникает из-за того, что ребенка не приучили учитывать мнение окружающих: он ориентируется только на удовлетворение собственных желаний и не привык, чтобы ему отказывали. Сам он в этом случае ничего не может – только отдавать указания, кому и что за него сделать. А те, кто не готов подчиниться по-хорошему, выполнят все после «боя».
Что делать?
Исходить из того, что наилучшая позиция в общении с ребенком – это позиция заботливой «альфы»:
- Давать полезные навыки, обучать всему, что пригодится во взрослой жизни;
- Быть готовым к сепарации ребенка (его обособлению от родителей), признавать и принимать его автономию;
- Обсуждать с детьми правила поведения и запреты, устанавливать и соблюдать семейные традиции;
- Интересоваться делами и мнением ребенка;
- Уважать его права, не посягать на личное время и пространство (например, стучаться, прежде чем войти в комнату сына или дочери).
Опасность 8: забывать о развитии эмоционального интеллекта
Мы обучаем ребенка чтению, письму, рисованию, но всегда ли мы учим его понимать и распознавать эмоции – свои и окружающих? Во время психологических консультаций нередко даже взрослые клиенты не могут назвать чувства, которые кипят в душе, выразить словами свои эмоции. Но как человек может контролировать свои эмоции, если он их не может даже назвать? Как мы можем работать над проживанием гнева, если обратившийся за консультацией к психологу даже не понимает, что именно сейчас испытывает?
Такие люди (их называют «алекситимиками») часто жалуются на чувство внутренней опустошенности, на серую, однообразную, скучную жизнь. Они не могут найти поводов для радости – ведь для этого сначала надо понять, что такое радость! И, конечно же, они не задумываются над тем, что причиняют окружающим, когда вдруг – по совершенно пустяковому поводу – могут накричать, накинуться с кулаками, зарыдать, убежать, хлопнув дверью. После прогорания конфликта алекситимики искренне не понимают, почему их реакция была такой бурной.
Что делать?
- Называть эмоции, которые испытывает ребенок: «Я понимаю, ты сейчас злишься…», «Я вижу, как ты рад…», «Мне жаль, что ты испытал страх от…»
- Обсуждать, как выглядят проявления эмоций, какие при этом бывают выражения лица, позы, жесты. Вечером можно вспомнить об эмоциях дня: «Что ты почувствовал, когда в спектакле на сцену выскочил волк?»
- Рисовать эмоции: «Нарисуй, что ты сейчас чувствуешь», «Помнишь, мы вчера ходили в зоопарк, и ты был очень рад увидеть жирафа? Как ты думаешь, какого цвета радость? Давай ее нарисуем».
- Помнить, что детям в силу незрелости их нервной системы сложно проговаривать свои эмоции в серьезной беседе, а в игре это делать намного легче.
Игра «Путеводитель по эмоциям» для всей семьи. Один участник игры называет ситуацию, а остальные показывают карточку с названием той эмоции, которая у них ассоциируется с данным событием. Например, папа говорит: «На дом задали выучить стихотворение», мама показывает карточку «радость», вспомнив, как получила приз на конкурсе чтецов, а сын показал карточку «злость». После того, как все показали свои карточки, необходимо обсудить, почему это событие вызвало такие эмоции. И тогда сын расскажет, что он не понял, как надо учить стихи, пытался сделать это самостоятельно, но не смог и злился.
Мы рассмотрели основные и самые часто встречающиеся сложности в семейном воспитании, наметили основные пути их преодоления. Надеюсь, статья оказалась для вас полезной. Пожелаем друг другу успехов в нашем нелегком, но таком интересном деле семейного воспитания!
Автор статьи: Берлянд Юлия Борисовна,
психолог-консультант, клинический психолог,
старший научный сотрудник
Института воспитания РАО
Файл: 
1.49 Мб
8 опасностей семейного воспитания. Памятка.pdf
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Родителей настораживает поведение их ребенка: злость, драчливость, всплески агрессии, постоянные замечания взрослых, дети которых контактируют с их сыном или дочерью, и ситуация с каждым днем осложняется.
Родители в недоумении: непонятна причина формирования такого характера, где взялась необузданность и агрессия, что в этих случаях делать?
ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.
Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью.
Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.
Выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:
1.Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
2.Неполное или неправильное воспитание.
3.Неуверенность в себе, вызванная постоянным страхом или стрессами.
4.Проявление агрессии в окружающей среде ребенка (семья, детский коллектив).
5.Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.
Отмечается проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны. Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.
Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.
ВИДЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
Психологи рекомендуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научиться предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная, к какому из видов относится данное проявление, проще анализировать и взять ситуацию под контроль. Существует пять основных видов проявления агрессии у детей, начиная с раннего возраста:
- Физическая агрессия. Прямая – когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно; косвенная – используется разрушение каких-либо материальных или духовных ценностей; символическая – неприличные жесты, мимика, словесные угрозы.
- Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
- Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
- Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним их раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.
Отмечается развитие еще одного вида детской агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.
ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА НА РАННЕЙ СТАДИИ
Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточенно что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда. Ошибка, причем весьма распространенная, заключается в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка.
Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале жизни сложно обмануть взрослых, он сам еще учится жить и для психолога определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда.
Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности ребенка. Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, бояться. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы.
Анализируя поведение ребенка, психолог даже на ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонения в психике.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК: ПОМОГАЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ГНЕВ
Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разбор полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы, очень существенно, но далеко не все.
Телевидение часто демонстрирует всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.
Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании.
Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.
Если ребенку правильно объяснить на примере других детей, что драться, кусаться, ругаться – это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепится агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.
Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.
Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: психологи предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
Лучшими родителями могут быть только подготовленные родители: специальные курсы, литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в общении с ребенком.
Главной из ошибок родителей, которые связывают гнев и раздражение ребенка, является конечно агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата.
От ребенка нельзя требовать выполнять все беспрекословно и в том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним.
Ребенок будет исполнителен, но это может вызвать в его психике бунт и способствовать развитию агрессии. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.
ЧТО РЕКОМЕНДУЮТ ПСИХОЛОГИ
Ребенок является продолжением нас и очень важно, чтоб он прошел свой путь без повторов ошибок родителей. Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действия в конечном результате сторицей вознаградятся.
- Должны исключаться из поведения агрессивность, наказания должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправиться.
- Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
- Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
- Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.
Если семья столкнулась с детской агрессией, то следует набраться терпения и попробовать что-то изменить, причем не только в самом ребенке, сколько в себе. Изменив свое отношение к малышу, можно изменить и его реакцию.
Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет — ресурсов
Управление гневом у детей и как справляться с гневом
Когда ребенок — даже маленький ребенок — тает и становится агрессивным, он может представлять серьезную опасность для себя и других, включая родителей, братьев и сестер.
Нередко дети, которым трудно совладать со своими эмоциями, теряют контроль и направляют свои переживания на воспитателя, кричат и ругаются, бросают опасные предметы, бьются и кусаются. Это может быть страшным, стрессовым опытом для вас и вашего ребенка. Дети часто жалеют себя после того, как вымотались и успокоились.
Что же делать?
Сначала полезно понять, что поведение — это общение. Ребенок, который настолько подавлен, что начинает ругаться, — это ребенок, страдающий от стресса. У них нет умения управлять своими чувствами и выражать их более зрелым способом. Им может не хватать языка, импульсивного контроля или способности решать проблемы.
Иногда родители считают такое взрывное поведение манипулятивным. Но дети, которые набрасываются, обычно не могут справиться с разочарованием или гневом более эффективным способом, например, говоря и выясняя, как добиться того, чего они хотят.
Тем не менее, от того, как вы реагируете, когда ребенок выходит из себя, зависит, будет ли он продолжать реагировать на дистресс таким же образом или научиться лучше справляться с чувствами, чтобы они не стали подавляющими. Некоторые указатели:
- Сохраняйте спокойствие. Столкнувшись с разъяренным ребенком, легко потерять контроль над собой и начать кричать на него. Но когда вы кричите, у вас меньше шансов до них достучаться. Вместо этого вы только сделаете их более агрессивными и вызывающими. Как бы тяжело это ни было, если вы сможете оставаться спокойным и контролировать свои эмоции, вы сможете стать образцом для своего ребенка и научить его делать то же самое.
- Не сдавайтесь. Не поощряйте их продолжать такое поведение, соглашаясь на то, что они хотят, чтобы это прекратилось.
- Похвалите за соответствующее поведение. Когда они успокоятся, похвалите их за то, что они взяли себя в руки. И когда они попытаются выразить свои чувства устно, спокойно или попытаются найти компромисс в области разногласий, похвалите их за эти усилия.
- Помогите им попрактиковаться в решении проблем. Когда ваш ребенок не расстроен, самое время помочь ему попробовать выразить свои чувства и найти решения конфликтам, прежде чем они перерастут в агрессивные вспышки. Вы можете спросить их, как они себя чувствуют и как, по их мнению, вы можете решить проблему.
- Система тайм-аутов и вознаграждений. Тайм-ауты для ненасильственного поведения могут хорошо работать с детьми младше 7 или 8 лет. Если ребенок слишком взрослый для тайм-аутов, вы можете перейти к системе положительного подкрепления за соответствующее поведение — баллы или жетоны за то, что он хочет.
- Избегайте триггеров. Васко Лопес, психотерапевт, клинический психолог, говорит, что большинство детей, у которых частые нервные срывы, делают это в очень предсказуемое время, например, во время выполнения домашних заданий, перед сном или когда пора прекращать играть, будь то LEGO или Xbox. Триггера обычно просят сделать что-то, что ему не нравится, или перестать делать то, что ему нравится . Предупреждения о времени («мы собираемся через 10 минут»), разбивка задач на одношаговые инструкции («сначала надень обувь») и подготовка ребенка к ситуациям («пожалуйста, попросите выйти из Бабушкин стол») могут помочь избежать нервного срыва.
Что за истерика?
То, как вы реагируете на истерику, также зависит от ее серьезности. Первое правило борьбы с ненасильственными истериками — игнорировать их как можно чаще, поскольку даже негативное внимание, например, призыв к ребенку прекратить, может быть воодушевляющим.
Но когда ребенок приступает к физическим нагрузкам, игнорировать его не рекомендуется, так как это может причинить вред другим людям, а также вашему ребенку. В этой ситуации доктор Лопес советует поместить ребенка в безопасную среду, которая не дает ему доступа к вам или любым другим потенциальным вознаграждениям.
Если ребенок маленький (обычно 7 лет или младше), попробуйте посадить его на стул для тайм-аута. Если он не хочет оставаться в кресле, отведите его в резервную зону, где он сможет успокоиться сам, без посторонних в комнате. Опять же, для того, чтобы этот подход сработал, в этом районе не должно быть никаких игрушек или игр, которые могли бы сделать его полезным.
Ваш ребенок должен оставаться в этой комнате в течение одной минуты и должен успокоиться, прежде чем его выпустят. Затем они должны вернуться к стулу на перерыв. «Это дает вашему ребенку немедленное и постоянное последствие за его агрессию и лишает его доступа к подкрепляющим вещам в его окружении», — объясняет доктор Лопес.
Если у вас есть ребенок старшего возраста, который ведет себя агрессивно, и вы не можете отнести его в изолированное место, чтобы успокоить, доктор Лопес советует удалиться от него. Это гарантирует, что они не получат от вас никакого внимания или подкрепления, и обеспечит вашу безопасность. В крайних случаях может потребоваться позвонить по номеру 911, чтобы обеспечить вашу безопасность и безопасность вашего ребенка.
Помощь в поведенческих техниках
Если ваш ребенок часто капризничает — настолько, что это часто пугает вас и мешает вашей семье — важно получить профессиональную помощь. Существуют хорошие методы поведенческой терапии, которые могут помочь вам и вашему ребенку преодолеть агрессию, снять стресс и улучшить ваши отношения. Вы можете научиться методам более эффективного управления их поведением, а они могут научиться обуздывать разрушительное поведение и наслаждаться гораздо более позитивными отношениями с вами.
- Терапия взаимодействия родителей и детей. Было показано, что PCIT очень полезен для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Родитель и ребенок вместе выполняют комплекс упражнений, в то время как терапевт тренирует родителей через наушники. Вы узнаете, как уделять больше внимания положительному поведению вашего ребенка, игнорировать незначительные проступки и предусматривать последовательные последствия для негативного и агрессивного поведения, сохраняя при этом спокойствие.
- Обучение родителей. PMT обучает тем же техникам, что и PCIT, хотя терапевт обычно работает с родителями, а не с ребенком.
- Совместные и проактивные решения. CPS — это программа, основанная на идее о том, что взрывное или разрушительное поведение является результатом отстающих навыков, а не, скажем, попыткой привлечь внимание или проверить пределы. Идея состоит в том, чтобы научить детей навыкам, которых им не хватает, чтобы реагировать на ситуацию более эффективно, чем закатывать истерику.
Выяснение взрывного поведения
Истерики и нервные срывы вызывают особую тревогу, когда они происходят чаще, интенсивнее или выходят за пределы возраста, в котором они ожидаются с точки зрения развития, — эти ужасные двойки в дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка агрессия становится все более опасной и для вас, и для ребенка. И это может стать для них большой проблемой в школе и с друзьями.
Если у вашего ребенка наблюдается склонность к агрессии, это может быть связано с основной проблемой, требующей лечения. Некоторые возможные причины агрессивного поведения включают в себя:
- СДВГ: Дети с СДВГ легко расстраиваются, особенно в определенных ситуациях, например, когда они должны делать домашнее задание или ложиться спать.
- Беспокойство : Тревожный ребенок может скрывать свои беспокойства, а затем вспылить, когда требования в школе или дома оказывают на него давление, с которым он не может справиться. Часто ребенок, который «держится вместе» в школе, теряет ее с одним или обоими родителями.
- Недиагностированная неспособность к обучению: Если ваш ребенок постоянно ведет себя в школе или во время выполнения домашних заданий, это может быть связано с тем, что работа для него очень тяжелая.
- Проблемы с сенсорной обработкой : У некоторых детей возникают проблемы с обработкой информации, которую они получают через органы чувств. Такие вещи, как слишком много шума, толпы людей и даже «колючая» одежда, могут вызвать у них беспокойство, дискомфорт или подавленность. Это может привести к действиям, которые оставят вас в недоумении, включая агрессию.
- Аутизм: Дети всех возрастных групп часто склонны к серьезным нервным срывам, когда они расстроены или сталкиваются с неожиданными переменами. У них также часто возникают сенсорные проблемы, которые вызывают у них тревогу и возбуждение.
Учитывая, что существует множество возможных причин эмоциональных вспышек и агрессии, точный диагноз является ключом к получению необходимой помощи. Можно начать с педиатра. Они могут исключить медицинские причины, а затем направить вас к специалисту. Обученный, опытный детский психолог или психиатр может помочь определить, какие основные проблемы присутствуют, если таковые имеются.
Когда поведенческих планов недостаточно
Профессионалы соглашаются, чем младше вы можете лечить ребенка, тем лучше. Но как насчет детей старшего возраста и даже детей младшего возраста, которые настолько опасны для себя и других, что поведенческих техник недостаточно, чтобы защитить их и окружающих?
- Лекарства. Лекарства от основных состояний, таких как СДВГ и тревога, могут сделать вашего ребенка более доступным и обучаемым. Детей с экстремальными проблемами поведения часто лечат антипсихотическими препаратами, такими как риспердал или абилифай. Но эти лекарства должны сочетаться с поведенческими методами.
- Задерживает. На самом деле обучение родителей может включать в себя обучение тому, как использовать безопасные приемы для вашего ребенка, чтобы вы могли уберечь и его, и себя от опасности.
- Жилые помещения. Детям с экстремальным поведением может потребоваться провести время в стационарном лечебном учреждении, иногда, но не всегда, в условиях больницы. Там они получают поведенческое и, скорее всего, медикаментозное лечение. Терапевтические школы-интернаты обеспечивают последовательность и структуру круглосуточно, семь дней в неделю. Цель состоит в том, чтобы ребенок усвоил самоконтроль, чтобы он мог вернуться домой с более подходящим поведением по отношению к вам и миру в целом.
- Дневной курс лечения. На дневном лечении ребенок с серьезными поведенческими проблемами живет дома, но посещает школу со строгим планом поведения. В таких школах должен быть обученный персонал, готовый безопасно справляться с кризисными ситуациями.
Взрывным детям нужны спокойные, уверенные в себе родители
Родителям может быть непросто научиться справляться с агрессивным ребенком с помощью поведенческих подходов, но для многих детей это может иметь большое значение. Родители, которые уверены в себе, спокойны и последовательны, могут очень успешно помочь детям развить навыки, необходимые им для регуляции собственного поведения.
Для этого может потребоваться больше терпения и готовности пробовать разные техники, чем при работе с обычно развивающимся ребенком, но когда результатом становятся лучшие отношения и более счастливый дом, усилия того стоят.
Часто задаваемые вопросы
Как справиться с детской злостью?Один из способов справиться с гневом ребенка — сохранять спокойствие, когда он выходит из себя. Контроль над своими эмоциями подает ребенку пример. Вы можете похвалить их, когда они спокойно выражают свои чувства и когда они успокаиваются после взрыва. Уверенные, спокойные и последовательные взрослые помогают детям развивать навыки регулирования своего поведения.
Как научить ребенка контролировать свой гнев?В терапии взаимодействия родителей и детей терапевт учит родителей тому, как уделять больше внимания позитивному поведению, игнорировать незначительные проступки и обеспечивать последовательные последствия негативного и агрессивного поведения, сохраняя при этом спокойствие. Другие формы терапии также сосредоточены на обучении родителей тому, как моделировать эмоциональную стабильность.
Видеоресурсы для детей
Обучайте своих детей навыкам психического здоровья с помощью видеоресурсов Healthy Minds, Thriving Kids.
Начать просмотр
6 способов помочь вашему ребенку справиться с гневом
Я никогда не видел чистой ярости вблизи, пока не стал родителем малышей. Мои дети, которые сейчас немного подросли, не были большими истериками. Но когда они пошли на это, они действительно пошли на это: крики, рыдания, тряска всем телом — работа.
К счастью, их соответствующие фазы расплавления были короткими. Я говорю «к счастью», потому что я мало что сделал, чтобы укротить их вспышки гнева. Я был сбит с толку их приступами гнева и иногда беспокоился о том, кого я воспитываю.
«Многих из нас учили, что гнев — это плохо, и что показывать, что мы злимся, и выражать свои чувства — это плохо», — говорит Джазмин Маккой, детский и семейный психолог и автор «Полного руководства по истерике».
Но гнев — это не плохо, сказал доктор Маккой, и его выражение не является опасным или неуважительным по своей сути. Обучение управлению гневом — это навык на всю жизнь, который позволяет детям функционировать дома, в школе и в мире, не теряя контроля. И это навык, который родители могут помочь своим детям развивать, даже начиная с младенцев и малышей, поощряя их развивать отдушины и самостоятельно моделировать сильные навыки преодоления трудностей.
Image Гнев — основная человеческая эмоция, но эксперты говорят, что ее можно неправильно понять. Кредит… Джесс Читам для The New York TimesКогда дело доходит до детей и гнева, полезно помнить несколько простых фактов: во-первых, гнев — это основная человеческая эмоция. А во-вторых, эмоции существуют для того, чтобы рассказать нам о нас самих и наших отношениях, объясняет Дейв Андерсон, клинический психолог и вице-президент школьных и общественных программ в некоммерческой организации Child Mind Institute, занимающейся психотерапией для детей и семей. Эмоции могут помочь нам ответить на основные вопросы: Чего мы хотели бы больше? Что бы мы хотели остановить?
Напоминание себе о том, что гнев — неотъемлемая часть человека, может помочь вам отреагировать на разбушевавшегося ребенка с сочувствием, а не с осуждением. Кричать на ребенка, который кричит на вас и на весь мир, скорее всего, только усугубит ситуацию.
«Некоторые эмоции, такие как страх или гнев, действительно вызывают стресс», — сказал доктор Андерсон. Он добавил, что родители должны стараться помочь своим детям справляться с этими эмоциями здоровым образом. «Ключ в том, что мы хотим быть в состоянии убедиться, что они могут делать то, что им нужно, в школе, с семьей и в социальных ситуациях, без того, чтобы их реакции на их эмоции действительно мешали или делали так, чтобы это им трудно формировать позитивные отношения».
Также может быть полезно помнить, что срывы или истерики (неклинические термины, описывающие те ужасные моменты, когда ваш ребенок полностью выходит из себя) могут быть обрядом развития, особенно для детей младше 3 лет, которые все еще учатся саморегуляции. .
У малышей и дошкольников нередко случается истерика несколько раз в неделю, говорит Денис Суходольский, директор отдела доказательной практики Детского исследовательского центра Йельской школы медицины. Он добавил, что средняя продолжительность детских истерик составляет около трех минут, но существует широкий диапазон того, как долго они могут продолжаться — от 1 до 20 минут.
«Истерики действительно служат цели развития», — сказал доктор Суходольский. «Дети учатся справляться с независимостью, переходами, изучают социальные правила и узнают о ситуациях, в которых требуется соблюдение».
«Назови, чтобы приручить» — фраза, придуманная психологом Дэном Сигелом, — часто повторяемая мантра среди специалистов по развитию детей, которые верят в важность обучения детей распознавать и обозначать свои чувства, чтобы они могли говорить о том, что они собой представляют. проходит.
Доктор Маккой рекомендует читать детям простые настольные книги с изображениями других детей, улыбающихся, смеющихся или хмурящихся, которые они находят «очаровательными». Данные показывают, что дети могут начать распознавать эмоции других к тому времени, когда им исполняется всего 6 месяцев.
Все эмоции, включая гнев, допустимы, а агрессия — нет. Кредит … Джесс Читам для The New York TimesКниги также могут быть эффективным инструментом для детей младшего школьного возраста. Посмотрите на картинки и спросите, что чувствуют персонажи, или поговорите об эмоциональных последствиях той или иной сюжетной линии, побуждая их объяснять, что вы видите. То же самое касается просмотра телевизора или фильмов вместе с подростками или подростками.
Для детей младшего возраста могут быть полезны наглядные пособия, такие как «измерители настроения» или «термометры чувств», которые побуждают детей описывать свои чувства и оценивать их интенсивность, независимо от того, чувствуют ли они себя спокойными и расслабленными или в ярости.
Какую бы стратегию вы ни выбрали, цель состоит в том, чтобы помочь детям развить язык, необходимый им для выражения своих чувств. Это навык, который развивается со временем и практикой, и может помочь им чувствовать себя услышанными и понятыми.
«Важно проверять детские эмоции, — сказал доктор Суходольский, — независимо от того, есть ли у вас дома двухлетний или 22-летний ребенок.
Родители иногда чувствуют, что им нужно оградить своих детей от их собственных эмоций, но откровенность в моменты ярости или разочарования может быть полезной. Опишите ребенку, как он себя чувствует физически. Ваш разум мчится? Ваше сердце бьется быстро?
«Действительно потратить некоторое время на то, чтобы замедлиться и обозначить, что происходит в вашем теле — и как вы узнаете, что чувствуете то, что чувствуете — это такой мощный опыт», — сказал доктор Маккой. «И это два в одном, потому что, делая это для своего ребенка, вы замедляете себя».
Обязательно сделайте решающий последний шаг, сказала она: покажите, как вы справляетесь.
Вы можете сказать что-то вроде: «‘Я собираюсь сделать несколько глубоких вдохов’ или ‘Я собираюсь присесть на минутку’ или ‘Я собираюсь попить воды'». — сказал доктор Маккой. «Все, что вам нужно в данный момент, скажите об этом вслух и помогите им понять, что происходит».
У малышей и дошкольников может быть несколько истерик в неделю. Кредит… Джесс Читам для The New York TimesДетям также необходимо найти свои собственные способы саморегуляции, и они могут отличаться от ваших. Чтобы помочь ребенку найти выход (или выходы) для своего гнева, может потребоваться эксперимент. По словам доктора Андерсона, некоторые дети реагируют на простые упражнения по глубокому дыханию.
Другим может потребоваться более интенсивное физическое высвобождение. На своем веб-сайте доктор Маккой предлагает детям растирать пластилин Play-Doh, рвать бумагу или строить башню из кубиков и сбивать ее. Им может быть полезно покричать, ударить подушку или побегать на улице.
В идеале вы научитесь определять признаки того, что ваш ребенок расстраивается, и направлять его к этим выходам, прежде чем он достигнет точки кипения. «Вы не ждете, пока ситуация взорвется, чтобы побудить ребенка использовать навык преодоления трудностей», — сказал доктор Андерсон. Эксперты говорят, что коррекция поведения практически невозможна, когда дети находятся на полпути.
«Вместо этого вы хотите найти те моменты, когда их разочарование просто начинает обостряться», — сказал он. Предложите им попробовать стратегии выживания, чтобы они научились справляться с сильными эмоциями, прежде чем они станут слишком сильными.
Дети должны усвоить различие: хотя все эмоции, включая гнев, допустимы, не всякое поведение допустимо, говорит доктор Маккой. Поэтому важны четкие, последовательные границы агрессивного или небезопасного поведения.
Если кажется, что ваш ребенок часто злится или с трудом регулирует свои реакции, обратитесь к педиатру или психиатру.
Родители малышей и дошкольников должны следить за продолжительностью и частотой истерик своих детей, говорит д-р Суходольский, а также за тем, происходят ли они в разных контекстах — не только дома, но и в школе, на игровой площадке или на игровые даты.
Родители подростков и подростков должны помнить о том, кажется ли их гнев действительно постоянным или сильным, говорит доктор Андерсон. Перепады настроения типичны для подростков, но гнев или раздражительность, длящиеся более нескольких недель, — нет.
«Когда взрослые говорят: «Боже мой, это мешает им заниматься в школе», или «Это мешает им заводить друзей», или «Нашей семье трудно ладить, «Мы ищем вещи, которые могут сигнализировать о необходимости лечения», — сказал доктор Андерсон.
Поведенческие расстройства, категория, которая включает синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства настроения, такие как депрессия, часто могут проявляться в виде раздражительности, добавил он. Если ваш ребенок не нейротипичен, проконсультируйтесь с педиатром или психотерапевтом об альтернативных способах справиться с его эмоциями.
Родители подростков должны следить за гневом, который кажется постоянным или взрывоопасным. Кредит… Джесс Читам для The New York Times Помогите детям найти выход, например, глубокое дыхание или крик в подушку.