Воспитание дошкольников
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- дети в семье
- семейные отношения
В дошкольном периоде закладываются основы многих важнейших способностей и качеств человека. Это и стремление к познанию окружающего мира (основы будущей обучаемости), и навыки общения со сверстниками, и самооценка, и творческое мышление. Именно поэтому дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии ребенка.
Принято считать, что этот период продолжается от 3-х до 6-7 лет, то есть до поступления в школу. Иногда его условно делят на две стадии – младший дошкольник (3-5 лет) и старший дошкольник (5-7 лет). Но некоторые специалисты выделяют и средний дошкольный возраст (4-5 лет). В чем же конкретно состоит значимость этих 3-4 лет жизни человека?
Игра
Главное занятие ребенка этого возраста – игра.
С помощью свободной игры развивается фантазия, воображение, творческое мышление.
Обучать дошкольника можно только игровыми методами. Принуждение к заучиванию цифр или букв только оттолкнет малыша от новых знаний. Задача родителей – сформировать позитивные ассоциации с процессом обучения. Это одна из важных составляющих будущей готовности ребенка к школе.
Ролевые игры знакомят ребенка с миром профессий и социальных ролей, с общественными нормами и правилами поведения. Их как раз можно успешно использовать для обучения малыша: например, играть в школу или в поход за покупками, где можно потренироваться в счете.
Дошкольник учится соблюдать правила игры, что способствует развитию волевой сферы, так как ему необходимо помнить эти правила и в соответствии с ними сознательно выстраивать свое поведение. Но в игре тренировка воли происходит с удовольствием, с радостью, а значит, и более успешно.
-
Наблюдая за игрой ребенка, родители могут лучше понять его. Дети в большинстве своем проигрывают те ситуации, которые происходят с ними ежедневно. Если характер игры резко меняется, это может стать для родителей сигналом о том, что в жизни их чада произошло что-то значимое. Чтобы вовремя заметить его жизненные трудности, необходимо быть внимательным к его игре, а иногда и участвовать в ней.
В игре можно прожить какую-то непростую ситуацию. И дети часто используют игру как естественный способ снижения своего напряжения, переживания конфликтов или сильных негативных эмоций. Данную эффективную психотерапевтическую технику используют в своей работе психологи.
Общение
Большинство детей дошкольного возраста, посещая детский сад, начинают активно общаться со сверстниками. Малыш без мамы попадает в среду сверстников и отрабатывает сценарии знакомства, дружбы, решения конфликтов. Однако сами сценарии малыш берет из семьи, чаще всего подражая поведению собственных родителей. Поэтому важно обучать его правилам общения, вежливости и уважению к окружающим, демонстрируя эти принципы на личном примере.
В данный период ребенок начинает осознавать и выражать собственное мнение. Отстаивание малышом своей точки зрения часто воспринимается как строптивость и непослушание, а между тем это очень ценный навык во взрослой жизни. Если родители не будут прислушиваться к мнению ребенка, а только требовать послушания и жестко пресекать попытки выразить свою волю – в будущем он будет не уверен в себе и безынициативен. При встрече с самоуверенным оппонентом он не сможет выразить и отстоять свою точку зрения, будет зависеть от мнения окружающих, а в потенциально опасных ситуациях не сможет сказать нет.
Эмоциональный интеллект
Одним из обязательных условий успешности человека является высокое развитие эмоционального интеллекта. Оно подразумевает осознание и принятие своих эмоций, в том числе и негативных. Когда человек может понять и признаться себе в том, что он чувствует, он может понять и другого человека, сочувствовать ему. А это уже делает общение более близким и доверительным.
Понимание собственных эмоций помогает выработать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В дошкольном возрасте родитель часто выступает «противником» ребенка. И это нормально, ведь «потренировавшись» с мамой или папой, ребенок научится разрешать реальные конфликты во взрослой жизни. Важно, чтобы родители при этом действительно помогали малышу научиться конструктивным вариантам поведения, исключая агрессию и насилие. Последнее происходит, когда в конфликте ребенок (или взрослый) идет на поводу у своих негативных эмоций, не может их осознать или справиться с ними.
Проговаривание эмоций помогает отделить негативные чувства, на которые ребенок вполне имеет право, от его негативных поступков. Например, когда он подрался с другом, мы можем сказать, что понимаем его чувства («Тебе стало обидно, когда друг обозвал тебя»), но его поведение считаем неприемлемым («…Но бить других нельзя»). Когда мама говорит капризничающему ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас расстроился и разозлился, потому что я не купила тебе эту игрушку», это показывает малышу, что его чувства важны для нее. Даже если мама продолжает настаивать на своем и все-таки не покупает желаемую игрушку, ребенок успокоится быстрее. Ведь он почувствовал себя услышанным: мама его поняла и признала его право испытывать обиду и злость.
Важно, чтобы родители показывали детям пример принятия собственных эмоций. Конечно, это непросто, ведь многих из нас этому не учили в детстве, так же как и наших родителей. Однако у нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы освоить и передать данный навык нашим детям.
Роль родителей
Несмотря на резко возрастающую физическую самостоятельность, дошкольник все еще очень сильно зависит от родителей на эмоциональном уровне. Задачей этого возраста становится накопление опыта, знаний и умений для следующего скачка в развитии – поступления в школу и начала самостоятельного обучения.
Перед родителями стоит непростая задача. Они должны занимать доминирующую позицию, но не авторитарную.
С одной стороны, необходимо поощрять развитие способностей, сильных сторон своего ребенка, направлять поведение и формировать моральные принципы будущего взрослого.
С другой стороны, важно замечать его стремления и интересы и не мешать их естественному проявлению. Например, родителям лучше участвовать в играх ребенка, потому что так они могут реализовать свою доминирующую роль. Они устанавливают правила игры, обучают в процессе игры, ставят более сложные задачи, которые требуют от ребенка усилий и обретения новых навыков. В то же время в какой-то момент важно отойти и предоставить ему время для свободной игры, в которой происходит развитие творческого мышления и самостоятельности.
Для того чтобы найти эту золотую середину, прежде всего необходимо быть рядом с малышом. При этом важно не количество проведенного вместе времени, а его качество. Если вы будете сидеть в одной комнате, но заниматься своими делами, смотреть в телефон или компьютер, это будет равнозначно вашему отсутствию. И ребенок будет все больше и больше требовать вашего внимания. Однако если вы весело поиграете с ним, поговорите хотя бы 15 минут, но именно о его делах, о том, что его волнует, этого может оказаться достаточно, чтобы малыш был счастлив и спокоен весь оставшийся вечер.
Для него жизненно важно ваше присутствие, внимание, полная включенность в его мир. И конечно, ваша безусловная любовь к нему, которая станет основой для гармоничного развития вашего ребенка.
Анастасия Вялых
Готов ли ваш ребенок к школе?
Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тестВоспитание детей дошкольного возраста | Дефектология Проф
В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к воспитательному воздействию. Взрослый для них выступает авторитетным лицом, и малыши всячески стремятся заслужить его одобрение и доверие. Именно поэтому воспитание ребенка в дошкольном возрасте играет важную роль в дальнейшем формировании его личности. Однако следует понимать, что воспитательный процесс должно строится с учетом психологических особенностей ребенка.
Психологические особенности детей дошкольного возрастаПосле кризиса трех лет и вступления в дошкольное детство у ребенка начинается стабильный, относительно спокойный период развития. Ребенок уже может самостоятельно выбрать себе занятие, освободив внимание взрослого. Инициативы и предложения взрослого уже не вызывают у ребенка бурю протеста. И, как и прежде, ребенок нуждается в поддержке, поощрении своих усилий и уважении к своим потребностям. В своем поведении ребенок дошкольного возраста уже более сдержан, появляется способность действовать обдуманно, а не идя на поводу у своих сиюминутных желаний, как это было ранее.
Наряду с тем, что ребенок еще достаточно зависим от взрослого, все же уровень его самостоятельности постоянно возрастает. Нужно поддерживать его стремления, демонстрировать уважение к его мнению, его интересам. Именно таким образом в воспитании ребенка дошкольного возраста создаются условия для формирования таких личностных качеств как самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Развитие и воспитание дошкольников должно осуществляться также с учетом особенностей познавательной сферы детей этого возраста.
Объем материала, который может запомнить ребенок, увеличивается, но его память еще в большей мере непроизвольная. То есть запоминается то, что интересно ребенку, то, что вызывает у него эмоциональный отклик.
Восприятие дошкольника становится более осмысленным. Новую информацию об окружающей действительности ребенок соотносит с прошлым опытом. Это позволяет ему перейти от наглядно-действенных форм мышления к наглядно-образным. Развитие мышления у ребенка дошкольного возраста направлено на формирование умения анализировать, сравнивать объекты, устанавливать между ними связь. Таким образом, создаются предпосылки для развития умения делать выводы, обобщать полученный опыт.
Основные направления дошкольного воспитания детейВступление в дошкольный возраст означает, что приходит время постепенно готовить ребенка к школе. Поэтому первая задача развития и воспитания дошкольников заключается в совершенствовании психических функций (память, внимание, мышление, усидчивость) и формировании у ребенка той базы знаний, умений и навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к обучению в школе.
В целом весь воспитательный процесс направлен на:
- развитие интеллектуальных способностей ребенка;
- совершенствование физических качеств и укрепление физического здоровья;
- формирование навыков бытового поведения;
- развитие культурно-гигиенических навыков;
- трудовое и творческое воспитание дошкольника;
- закрепление нравственных и социальных норм поведения.
Воспитание дошкольников должно учитывать, что круг общения ребенка в этом возрасте значительно расширяется. Он учится взаимодействовать со сверстниками, играя на детской площадке, посещая дошкольное учреждение.
Возможно, ему придется столкнуться с первыми недоразумениями и потребностью отстоять свое мнение. Так как ребенок только учится, взрослый должен ему показывать, каким может быть поведение в тех или иных ситуациях. Лучше всего это делается в играх. Дети, как правило, с удовольствием включаются в ролевую игру с заданным взрослым сюжетом.
В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляют ему окружающие люди: сверстники, воспитатели сада и родители. Ребенок активно общается и обменивается информацией, в результате чего достигается, так называемая, социальная компетентность
Социальная адаптация занимает важное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста. В социуме дети учатся жить по определенным правилам и учитывать определенные нормы поведения. Социально неадаптированным детям будет очень сложно входить в контакт со взрослыми или своими сверстниками, а это может привести к асоциальному поведению в будущем. Не усвоение культурных навыков и необходимых социальных качеств затрудняет адаптацию детей в младших классах, и чаще всего приводит к школьной дезадаптации.
Интеллектуальное развитие дошкольниковРазвитие детей дошкольного возраста предполагает создание оптимальных условий для освоения ребенком новых форм мышления, совершенствования памяти, стимулирования воображения, формирование устойчивости внимания.
Развиваем воображение. Вовлечение детей в сюжетно-ролевую игру помогает развивать их воображение. Принимая на себя роль, используя игровые атрибуты, ребенок учится создавать воображаемую ситуацию.
Учимся мыслить. Чтобы помочь ребенку научиться мыслить, нужно предлагать ему такие задания, в которых от него требуется проявить наблюдательность и выбрать самый удобный способ их решения. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют с конструктором, мозаикой, которые помогают создавать объекты по образцу и по представлению. Развитию умения сравнивать предметы помогают задания на поиск лишнего предмета или такого, который бы соответствовал по определенному признаку (цвету, форме).
Развиваем речь. В дошкольном возрасте активно развивается речь. Ребенок обретает умение правильно излагать свои мысли, поддерживать диалог. Его активное стремление больше узнавать об окружающем мире помогает накапливать словарный запас. Задача взрослого в воспитании дошкольника — не оставлять без внимания вопросы ребенка, обсуждать с ним прочитанную книгу, просмотренный мультфильм да и просто события дня.
Также развитие и воспитание детей дошкольного возраста может предполагать реализацию задач, направленных на изучение букв, формирование математических представлений. Такие задания должны быть интересными для ребенка, даваться ему легко, чтобы обучение вызывало у ребенка положительные эмоции.
Речьевой аппарат дошкольника уже практический сформирован, поэтому ребенок уже способен к произношению всех букв. Логопедическая коррекция в этом возрасте принесет большой успех в случае, если у ребенка проявляются какие-то дефекты речи или наблюдается неправильное произношение некоторых букв.
Физическое воспитание детей дошкольного возрастаАктивность ребенка в повседневной жизни создает условия для развития его физических навыков, ведь так или иначе ему приходится в процессе игр бегать, прыгать, лазить, бросать и ловить мячик. В детском саду направление по физическому воспитанию дошкольников реализуется на специальных занятиях, в комплексе утренней гимнастики, проводимых в помещении и на свежем воздухе подвижных играх. Важность вовлечения ребенка в эти занятия заключается в том, что таким образом не только развиваются физические качества (ловкость, сила, быстрота), но и укрепляется здоровье.
Родители, которые занимаются воспитанием детей дома, должны помнить, что смена видов деятельности помогает избежать переутомления у ребенка. Поэтому воспитание в дошкольном возрасте должно организовываться таким образом, чтобы после занятий, требующих усидчивости, непременно должна следовать подвижная игра.
Высокая активность ребенка в дошкольном возрасте иногда сказывается на качестве его сна. Если ребенок плохо засыпает, то рекомендуется создавать спокойную расслабляющую атмосферу перед сном. Это может быть ритуал, заключающийся в ежедневном воспроизведении определенных занятий перед тем, как ребенок отправиться спать. Успокаивающий эффект может иметь:
- сочинение сказок;
- чтение книг;
- купание;
- массаж.
Таким образом, удовлетворяя природную любознательность ребенка, предлагая ему различные обучающие игры и задания, не стоит забывать, что в силу возрастных особенностей он быстро устает и нуждается в полноценном отдыхе.
Нравственное воспитание дошкольниковРебенок дошкольного возраста имеет возможность общаться с большим количеством людей. Становится и более разнообразным его опыт взаимодействия с окружающими в различных ситуациях. И именно в дошкольном возрасте приходит понимание того, что существуют общие для всех правила поведения, некие нормы нравственности. Играя, общаясь со сверстниками, дошкольник учится понимать чувства других людей, правильно на них реагировать, оценивать свои поступки.
Для ребенка становятся понятными такие переживания как сочувствие, обида, вина, чувство гордости и другие. Он ясно может понимать — что такое хорошо, а что такое плохо.
Воспитание в дошкольном возрасте должно помочь ребенку, анализируя чужой и собственный опыт, понять, каким должен быть образец нравственного поведения. Стоит напомнить, что лучший образец поведения — это родители ребенка. Поэтому родители дошкольника должны стараться быть достойным примером для своего чада.
Трудовое воспитание детей дошкольного возрастаТрудовое воспитание дошкольника — это неотъемлемая часть воспитания гармоничной личности ребенка.
Прививать любовь к труду можно и с более раннего возраста, но именно в дошкольном возрасте ребенок делает любую работу более осознанно, приобретая трудовые навыки на всю жизнь. Приобщать детей к трудовой деятельности нужно как дома, так и в дошкольных учреждениях. В первую очередь родителям следует научить ребенка аккуратно складывать свою одежду и убирать на места игрушки. Далеко не лишним будет научить ребенка заправлять свою постель. Данный навык, как утверждают психологи, очень дисциплинирует ребенка как в раннем, так и в более старшем возрасте. Приучите ребенка выполнять какие-то постоянные обязанности, например, вынести мусор, купить хлеб, помыть за собой посуду (даже если в доме имеется посудомоечная машина).
В детском саду трудовое воспитание детей реализуется с помощью таких методов как:
- обучение навыкам личной гигиены, самостоятельное одеванию, раздевание;
- привлечение детей к поддержанию порядка в групповой комнате;
- выполнение поручений;
- занятия по ручному труду.
Дети с радостью вовлекаются в выполнение посильных трудовых задач, если чувствуют, что их усилия ценятся взрослым. Поэтому дошкольное воспитание детей должно удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном поощрении его деятельности.
Кроме этого, в трудовом воспитании создаются условия для поддержания стремления ребенка к самостоятельности. Достигая успеха, дошкольник получает удовольствие от чувства гордости за себя, активно стремится включиться в выполнение новых задач, чтобы заслужить одобрение. В случае возникновения трудностей важно помочь ребенку, показать способы их преодоления, чтобы не подорвать его веру в себя.
Успешная реализация задач трудового воспитания детей дошкольного возраста невозможна без использования игровых форм работы. Ведь особенность дошкольника – это его желание узнавать мир играя. Правильно мотивируя ребенка на выполнение задания, взрослый создает условия, чтобы он мог максимально себя проявить. И даже выполнение бытовых поручений может содержать игровые элементы, соревновательные моменты, что помогает вызвать у ребенка интерес к заданию.
Авторские методики дошкольного воспитанияВсегда остается актуальным вопрос поиска эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день самыми популярными являются следующие методики:
1 Методика Никитиных, которая предусматривает развитие детей дошкольного возраста в максимально естественных условиях, при этом акцент делается на стимулирование творчества, вовлечении родителей в воспитательный процесс и обеспечение достаточного уровня физической активности ребенка.
- Методика Марии Монтессори, которая предполагает создание для ребенка такой среды, которая поможет ему самостоятельно изучать мир, получать разнообразные сведения об окружающих предметах и явлениях, важное значение придается сенсорному развитию, обучению чтению, формированию математических знаний, стимулированию речевого развития.
- Методика Глена Домана основанная на утверждении, что ребенок должен узнавать мир, знакомясь с фактами.
Любая методика, направленная на развитие детей дошкольного возраста, при правильном подходе может приносить результаты. Однако их применение не должно идти вразрез с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями.
Формирование готовности к школьному обучениюПсихологическая готовность ребенка к школьному процессу — это один из важнейших итогов развития дошкольного возраста. С началом посещения школы жизнь ребенка значительно меняется: изменяется режим, возрастает уровень умственной нагрузки, возникают условия, требующие умения проявлять волевые усилия, самоконтроль. Успешность адаптации к новым условиям в значительной степени определяется готовностью ребенка к таким изменениям.
О том, что ребенок готов стать школьником, могут свидетельствовать положительные ответы на следующие вопросы:
- Хочется ли ему получать новые знания?
- Интересно ли ему общаться с новыми детками?
- С хорошим ли настроением он играет роль школьника?
Дошкольное воспитание детей предполагает создание у ребенка позитивного отношения к роли ученика, потому что все начинается именно с желания учиться.
Успешно подготовить ребенка к школе — это значит:
- воспитать у него позитивное отношение к учебной и общественной деятельности;
- заставить его осознать важность и необходимость обучения в школе;
- вызвать у него интерес и желание стать школьником;
- развить стремление научиться читать.
Хорошим мотиватором для ребенка станет пример старших сестер, братьев или друзей, которые уже учатся в школе. Также преодолеть трудности в подготовке ребенка к школьному обучению помогут игры в школу со сменой ролей «ученик», «учитель», чтение и обсуждение книг, контакты с другими детьми и сверстниками, приучение к самостоятельности.
Чему стоит уделить внимание в воспитании дошкольниковВзрослые, становясь проводниками ребенка в мир знаний, должны помочь ему развивать свои способности, учить наблюдать, делать самостоятельные умозаключения, стремясь к независимости, принимать помощь взрослых. От первоклассников требуется умение подчиняться требованиям взрослого, устремлять свою активность на усвоение новых знаний и умений. Предпосылки для этого создаются в период дошкольного воспитания. Играя, дошкольники учатся подчиняться правилам, самостоятельно размышлять над возникающими задачами. Таким образом, ненавязчиво дети приобретают те привычки, которые помогут им успешно приступить к школьному обучению.
Грамотное воспитание детей дошкольного возраста заключается в создании условий для раскрытия потенциала ребенка с учетом его потребностей, интересов и индивидуальных личностных особенностей.
Глоссарий:
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Тематические темы дошкольного образования
Тематические темы дошкольного образования |
|
|
(C) Copyright 1997-2019 by Preschool Education
Дошкольное образование Искусство и ремесла
Дошкольное образование Искусство и ремесла |
|
|