Воспитание детей от 0: Воспитание детей 0-6 месяцев

Содержание

Воспитание детей 0-6 месяцев

                                                                                   

                                                     В мире есть лишь один

                                                     по-настоящему прелестный ребенок – 

                                                     и каждая мать его знает.

 

Проходит девять месяцев в ожидании чуда и чудо появляется на свет. Это действительно чудо, так как каждый ребенок неповторим и уникален! Только у вашего малыша такие глаза, только он так улыбается и так подзывает вас к себе. Индивидуальные особенности ребенка закладываются задолго до его появления на свет и зависят от наследственных факторов и от чувств и переживаний будущей мамы во время беременности. 

 

 Важно ваше самоощущение и самооценка

Конечно, за эти 9 месяцев, скорее всего, мама проштудировала множество книг, журналов и сайтов, посвященных уходу, развитию и воспитанию детей, выслушала огромное количество советов от родственников и подруг.

Возможно, что после всех многочисленных и порой противоречивых советов, будущей маме всё же удалось принять решение по поводу того, как часто она будет брать своего ребенка на руки, позволит ли ему спать вместе с собой в кровати, будет ли кормить по первому требованию или постарается придерживаться твердого режима…

Но на практике может оказаться, что ребенок «не желает» вписываться в те рамки, которые мама заранее нарисовала в своем воображении и вообще не поддается никакой «логике». Он плачет, когда, казалось бы, всё в порядке, а в 3 месяца не говорит «агу», невзирая на все «нормативы»  и мамины старания. 

 

Если ваш малыш – первенец в семье, вы можете придти в отчаяние, вам может показаться, что все ваши знания ничего не стоят, что у вас ничего не получается. Но не нужно отчаиваться! Дело в том, что у каждого ребенка свои особенности. И никто лучше вас не сможет познать особенности вашего ребенка. Так что главное — уверенность в своих силах и мудрое спокойствие.

Спокойная мама быстрее научится понимать потребности своего ребенка и даст ему чувство защищённости. У вас всё получится, как только вы забудете про сторонние советы и последуете своей материнской интуиции. Именно эта интуиция и помогает каждой матери «услышать» СВОЕГО ребенка и найти подход именно к нему. Не старайтесь быть идеальными родителями, во-первых, таковых не существует и быть не может, так как человек по своей природе несовершенен, а во-вторых, для этого ребенка – именно вы и есть идеальные родители, ведь он родился именно у вас, а не у кого-то другого.

Не теряйте драгоценное время на самобичевание, просто наслаждайтесь своим ребенком и любите его.

 

Что же тебе надо, малыш?

Представьте, что чувствовал и как жил младенец до рождения. Он постоянно испытывал присутствие мамы, слышал биение её сердца, прислушивался к её голосу, ощущал тепло околоплодных вод и пребывал в стесненном пространстве. Становится очевидным, что в первые месяцы нужно по возможности воссоздать похожую атмосферу: постоянную близость мамы, грудное молоко (похожее по вкусу на околоплодные воды), тепло и тесное пространство – мамины руки, уютная колыбелька, возможно, периодическое пеленание.   

Ведите себя с малышом в соответствии с его и вашими потребностями и желаниями: если вам хочется взять его на руки – возьмите, если вы не можете к нему сейчас подойти – поговорите с ним, если ваш малыш часто просыпается по ночам и плачет – попробуйте брать его к себе в кровать и т.д. В общем, не бойтесь искать и экспериментировать, прислушиваясь к своему ребенку и подыскивая «ключик» к его сердцу.

 

Новомодный экстрим

Только, конечно же, все это нужно делать с умом и в разумных границах. Некоторые родители, стараясь быть хорошими родителями, с самых первых дней усердно закаливают своего малыша, занимаются с ним бэби-йогой, «проныриванием». Они проделывают все эти процедуры, несмотря на отчаянные вопли своего младенца и ужас бабушек. Подумайте, насколько естественно для ребенка обливание холодной водой, ныряние в ванной или динамическая гимнастика? По этому поводу есть разные мнения, причем, довольно противоречивые. На наш взгляд, твердое правило будет такое: все, что Вы делаете, должно доставлять малышу удовольствие, или, по крайней мере, не приносить ему отрицательных эмоций и переживаний.  

 

Самые главные задачи первого полугодия – установить с ребенком тесный эмоциональный контакт и заложить доверие к миру.

А для этого с самого начала ребенку нужно внимательное отношение, эмоциональное общение и доброжелательная обстановка в семье.

Некоторые молодые родители, наслушавшись предупреждений о том, что если брать ребенка на руки, то он непременно избалуется, стараются делать это как можно реже и частенько предоставляют ребенку возможность «проплакаться». Однако, если в первом полугодии мама всегда быстро реагировала на плач своего малыша, стараясь успокоить и устранить причину дискомфорта, то в дальнейшем её ребенок будет более спокойным и радостным, и сможет некоторое время самостоятельно играть, так как будет знать, что стоит ему позвать – и мама придет. 

Те же родители, которые подолгу не реагировали на плач малыша, потом с гордостью рассказывают своим знакомым, что их ребенок не просыпается по ночам и почти никогда не плачет. К сожалению, они не понимают одной простой истины – их малыш отчаялся, он понял, что его никто не любит, он никому не нужен в этом мире и «ушёл» в себя. Да, он действительно больше никого не зовёт… и это очень печально…

Поэтому, никогда не оставляйте без внимания плачущего младенца, не забывайте, что в этом возрасте он еще не способен сам удовлетворить свои потребности и его плач не проявление капризности, а сигнал «sos». Если ваш кроха зовет вас, обязательно подойдите к нему, возьмите на руки, поцелуйте, проверьте, не мокрый ли он, предложите грудь или просто поговорите с ним. 

 

Ребенок этого возраста может плакать по многим причинам, самые распространенными являются:

• Скука – прижмите к себе, обнимите, скажите ласковые слова, пообщайтесь с ним, поиграйте.

• «Неприятность» (пописал или покакал) – подмойте, поменяйте пеленку или памперсы, переоденьте в чистую одежду.

• Голод – предложите поесть, невзирая на время последнего кормления.

• Болит животик – поносите «столбиком» (в вертикальном положении, прижав грудкой к себе), нежно похлопайте по спинке, помассируйте животик;

• Усталость и желание спать – возьмите на руки, поцелуйте, положите на кровать рядом с собой, предложите грудь, спойте колыбельную песенку. 

 

Чаще подходите к малышу и уделяйте ему внимание и тогда, когда он в спокойном и веселом настроении. Иначе позже, когда ребенок немного повзрослеет, он будет плакать всякий раз, когда ему что-то будет нужно от вас.

 

Малыш, воспринимающий себя глазами любящей и заботливой матери, знает, что он нужен, любим, он не один, мама всегда рядом и всегда поможет ему. Он любим. Он значим. Он защищен. А значит, мир вокруг прекрасен и ему можно доверять.

 

И напоследок, хочется привести отрывок из книги Зарян и Нины Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать». Там приводится такой замечательный пример терпения, безусловной любви, эмоциональной отзывчивости и сотрудничества воспитательницы-собаки по отношению к маленькому человечку:

 

«Мы стали поручать Боне (своей собаке) «посидеть» с малышом. Сын изучал мир младенчески синими глазами — пёс стоял рядом, помахивая белым хвостом. Лёня тянулся к погремушке — пёс задумчиво жевал другую. Лёня учился садиться — пёс с любопытством следил за его кувырками. Лёня с упрямым сопеньем пробовал вставать в кроватке — пёс подталкивал его мокрым носом. А вот пели они на два голоса. Лёнька — вдохновенно и басовито, Бонька — с протяжным жалобным подвывом. Соседи, правда, были не в восторге от дуэта.

Но только когда малыш научился ползать, мы по-настоящему оценили стоическое терпение нашего «дворянина». Сыну он позволял то, что запрещено было всем остальным: тащить за хвост, выкручивать уши, бодать, кусать, засовывать в зазевавшуюся пасть игрушки. Именно подвижный и неугомонный во всякое другое время Бонька преподавал нам, взрослым людям, уроки терпения и снисходительности.

Бонифаций учил Лёню ходить. Восьмимесячный малыш хватался за мощные лапы, с трудом, но дотягивался до собачьей холки и вцеплялся в нее мёртвой хваткой. Пёс осторожно делал первый шаг. С ним шагал и малыш, но, конечно, спотыкался и, конечно, повисал на лохматом приятеле. Шкура учителя оттягивалась так, словно дворняжка превращался в шарпея, но пёс терпеливо ждал, когда болтающийся Лёнька снова обретет точку опоры. И всё начиналось сначала.

Вряд ли такие развлечения приносили Бонифацию радость, скорее всего, мужественно терпел и только жмурил глаза и отводил острую морду в сторону, когда маленький ученик в очередной раз полз на уроки».

Подводя итог, скажем, что для младенца нехватка любви, ласки, внимания со стороны взрослого, может быть, даже опасней, чем умеренный недостаток питания.

Автор: Дарья Колдина

Воспитание детей от 0 до 3 лет методики воспитания и советы

Воспитание детей от 0 до 3 лет — целая наука. На основе базы, заложенной в этом возрасте, формируется вся дальнейшая жизнь ребенка. Возраст 0-3 года является для малыша самой главной вехой в жизни. Недаром японская система раннего развития основана на понимании принципа «после трех уже поздно». И воспитание ребенка 3 года гораздо сложнее, нежели воспитание ребенка до трех лет. Чтобы понимать, как воспитывать, родители сначала должны разобраться в видах воспитания.

Воспитание можно разделить на несколько видов:

  • физическое;
  • эстетическое;
  • ментальное;
  • социальное.

Содержание

  • 1 Физическое воспитание
  • 2 Эстетическое воспитание
  • 3 Ментальное воспитание
  • 4 Эмоциональное воспитание

Физическое воспитание

Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.

С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.

От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.

Сиделки СПб — цены и контакты на сайте.

От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.

От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.

От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.

Эстетическое воспитание

Это формирование у детей хорошего вкуса, чувства красоты, а также раскрытие творческих способностей. Нужно заниматься эстетическим воспитанием, даже если вы считаете, что у вас в семье нет творческих людей, и ребенку это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет вам вырастить великого художника или музыканта. Это всего лишь один из факторов воспитания счастливого полноценного гражданина.

Действие произведений искусства для детей этого возраста огромно. Они с первых месяцев любят слушать приятные мелодии.

Дети слышат и слушают музыку с самого рождения. Сначала они просто слушают, затем начинают подпевать, еще позднее добавляют движения и танцы. Для детей 3 лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с малышом стихи детских авторов (Барто, Маршак), потешки, загадки, читать сказки народов мира.

Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Через такие занятия дети учатся чувствовать и любить прекрасное. Занимаясь художественными поделками, ребенок выражает свое восприятие окружающего мира. Это важно для его развития.

Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, в 1,5 года — карандашами, фломастерами или восковыми мелками, лепить из пластилина. В два года добавляется третий способ познания мира — рисование красками, простая работа с цветной бумагой и подручными средствами для поделок.

Ментальное воспитание

Раннее развитие ребенка — это инвестиции в его будущее. Эти основные понятия, установленные в течение многолетних исследований выдающихся нейробиологов.

В первые несколько лет жизни 700 новых нервных связей формируются каждую секунду. Органы чувств начинают развиваться первыми, а на базе этого развиваются языковые и когнитивные функции.

Мозг является наиболее гибким в начале жизни, но, по мере созревания, мозг берет на себя все более сложные функции и уже не реагирует на изменения так оперативно. Постоянные стрессы в раннем детстве нарушают процесс развития мозга, приостанавливают его, что может привести к проблемам на протяжении всей жизни в процессе обучения, поведения и физического и психического здоровья.

В возрасте 3, а иногда только в четыре месяца малыш уже может гулить в ответ на разговоры с ним, поворачивает головку на звук колокольчика, погремушки или голоса.

В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш способен перекладывать игрушки из одной руки в другую.

В возрасте 6-12 месяцев малыши уже могут сконцентрироваться на занятии и даже немного посидеть, заинтересовавшись книжкой или игрушкой. Произносят самые простые слова «мама», «папа», «дай».

От 12 до 24 месяцев ребенок непрестанно совершенствует свои навыки, практически каждый день выучивает по новому слову. Ребенок учится лучше говорить, двигаться, взаимодействовать с окружающими.

От 24 до 36 маленький человек учится понимать чувства других, ставить себя на место других. Трехлетний ребенок знает, что такое любовь, дружба, боль и обида.

Эмоциональное воспитание

В возрасте 0-3 года малышу особенно нужны положительные эмоции. Он активно впитывает настроение окружающих и совсем скоро начнет копировать мимику и настроение взрослых. В этом возрасте ребенок должен видеть родителей в хорошем настроении, с улыбкой. Годовалому ребенку бесполезно пока выстраивать систему запретов. Воспитание ребенка от 1 до 2 лет лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от желаемой розетки или комода.

В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает осваивать речь. Малыш третьего года жизни уже вполне способен понимать ваши слова, оценивать эмоции и интонацию, запоминать запреты.

Около 3 лет начинается пресловутый «кризис трех лет», когда ребенок делает все наперекор:

  • нарушает запреты, установленные родителями;
  • постоянно проверяет рамки того, что можно и что нельзя;
  • хулиганит и наблюдает за реакцией взрослых;
  • хныкает, капризничает и истерит.

Поведение ребенка в этот момент просто ужасное. То, как проявят себя родители в этот период, сыграет большую роль в будущем в жизни ребенка. Нельзя ни уступать, ни идти на принцип и ломать характер ребенка.

Важно учитывать и темперамент ребенка при воспитании. Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. А его настроение быстро меняется от веселого к печальному. Таким детям обязательно нужен спорт и общение с другими детьми.

Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять! Не критиковать, не приказывать, а запрещать мягко.

Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни печаль от поражения. Поэтому взрослым важно ребенка наполнять эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.

Дети-сангвиники являются лидерами. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники — совсем неусидчивые. Иногда воспитатели жалуются на их эмоциональное поведение. Поэтому родители должны проявить упорство и выработать это качество у детей-сангвиников. Обучение усидчивости впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет такого психологического типа.

На самом деле все аспекты воспитания — что детей до 3 лет, что от 3 до 5 лет — тесно переплетены между собой, и нельзя выделить что-то одно, упустив другое.

Психология воспитания детей 3-4 лет в дальнейшем основана на принципах справедливой системы запретов и учета темперамента, то есть на тех же, что и воспитание ребенка 3 лет. А самое важное правило — это безусловная любовь родителей. Включите любовь и полное принятие малыша в воспитание ребенка 3-4 года, психология и советы окружающих в данном случае могут отойти на второй план. В пять лет начинается новый период развития.

Метки:Воспитание

Для семей — от НОЛЯ ДО ТРЕХ

Мы считаем, что родители являются настоящими экспертами в отношении своих детей и что не существует универсального подхода к воспитанию детей.

Избранное и функции

Наши ресурсы помогают родителям разрабатывать собственные способы содействия росту и развитию своих детей.

Просмотреть все

Новые вехи развития детей до 5 лет

Центры США по контролю и профилактике заболеваний и Американская академия педиатрии впервые за почти два десятилетия пересмотрели вехи развития детей до 5 лет. Что это значит для родителей? Наши эксперты по воспитанию весят:

Поиск по возрастам и стадиям

Просмотреть все ресурсы для родителей