Воспитание и образование детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.
Подготовка к школе — главная задачи дошкольного возрастаКакой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен
Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.
До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.
Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.
В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:
- основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
- формируется фундамент социально-нравственного развития личности.
Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:
- главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
- значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
- дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.
Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.
К дошкольникам нужен особый педагогический подходВажная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.
Основные направления дошкольного воспитания
Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:
- первая – это процесс подготовки к школе,
- вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.
С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.
Особенности воспитания дошкольника в семье
В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.
Воспитание в семье — главное в дошкольном возрастеВоспитание своих детей основывается на личном примере – об этом ни в коем случае нельзя забывать. Ссоры в семье, грубость, невнимание близких людей друг к другу, неопрятность, дурные привычки, — ребенок впитает в себя весь этот негатив и отобразит, как в зеркале.
Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.
Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними — ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.
Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.
Позитивное настроение — важное условие гармоничного развитияС детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.
Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.
Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье.
Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин. Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.
Надо воспитывать ответственность у детейНеобходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.
Самое главное – надо любить своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. В конечном итоге эксперименты могут детскую расстроить психику.
Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника
Что нужно принять к сведению родителям, чтобы воспитание было разумным? Существуют разные программы помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Родителям будет совершенно не лишним почитать специальную литературу.
Какие качества следует воспитывать в ребенке?
- дети должны вырабатывать усидчивость – это важно для дальнейшего обучения в школе;
- у детей нужно стимулировать процесс познания, поощрять его любопытство и помогать в решении разных заданий. Школьные программы довольно серьезны, не имею интереса к познанию, учиться ребенку будет трудно;
- логическое мышление, умение делать заключения и выводы – эти качества так же очень важны, старайтесь приучить ребенка не только логически мыслить, но и уметь делать выводы.
Есть замечательное высказывание: чем будешь удобрять, то и прорастет. Возможно, оно несколько грубовато, но суть его верна в корне. В ребенка надо вкладывать любовь, заботу и внимание, тогда в ответ родители получат то же самое.
Образование и воспитание детей в детских учреждениях
Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.
Занятия в детских учреждениях проводятся согласно методических плановКаждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:
- Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
- Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
- Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
- Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.
Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное. Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.
Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста
Имеется много различных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста. Популярны такие программы, как, «Детство», «Радуга». Каждое детское дошкольное образовательное учреждение вправе выбирать программы, которые будут основными. Все эти программы соответствую государственным стандартам дошкольного обучения. Обычно, детские сады выбранные программы используют пять лет. Это период, когда малыши поступают в детсад и до выпуска. Администрация и педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями. Они рассказывают папам и мамам, что это за программы, какой результат поучают и насколько они эффективны.
Патриотическое воспитание с младшего возраста — важный этапИтак, в плане формирования умений и навыков, воспитания и обучения малышей-дошкольников, большая роль отводится детским садам и школам или группам раннего развития.
Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.
Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.
Занятия с психологом в детском садуРодители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.
Важно знать, что никакие программы не заменят живое общение. Родители должны уделять своим малышам как можно больше внимания, играть с ними, гулять, беседовать, больше проводить времени на отдыхе.
Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.
detki.guru
Дошкольное воспитание детей. Методы, способы и средства подготовки ребенка
Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.
Узнать подробнее…
Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.
Подробнее о занятиях…
Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?
С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.
Способы и средства воспитания детей
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.
Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.
Развитие ребенка 1 – 5 лет
Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.
Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.
Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.
Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.
В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.
Физическое воспитание
Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.
Что можно делать в это время:
Умственное воспитание
Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.
Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:
- Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
- Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
- Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
- Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
- Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.
Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.
Что могут сделать родители?
- Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
- Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
- Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.
Нравственное и духовное воспитание
Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.
Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.
Что могут сделать родители?
- Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
- Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
- Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
- Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.
К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.
Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.
Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.
www.kp.ru
Дошкольное воспитание. Воспитание детей — методы, программы :: SYL.ru
Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.
Суть процесса
Дошкольное воспитание – что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши — они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых – создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.
Временные рамки
Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе – обеспечить всестороннее развитие малыша.
Особенности
Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).
ФГОС
На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты – вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Основные направления
Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:
1. Подготовка чада к школе – обучение, всестороннее развитие.
2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.
Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.
Основные методы
Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:
1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае – слово. Очень важен также личный пример родителей.
2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.
3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.
4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.
С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.
Умственное развитие
Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них – умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка – результаты будут просто поражающими.
Физическое воспитание
Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо – это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.
Эстетическое воспитание
Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание детей – не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).
О мелкой моторике
Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой – вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:
1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.
2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.
3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.
4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.
Популярные направления
Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:
1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.
2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.
3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.
4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению – при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике – не привычное всем слово, а слог – пары гласных и согласных.
5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить – все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.
6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.
7. Методика Занкова. Малышу рекомендуется уделять как можно больше внимания. Применяется чаще всего в том случае, если надо работать с детьми, у которых есть проблемы с усвоением материала.
Табу
Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:
1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа – вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.
2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».
3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.
4. В качестве наказания не рекомендуется заставлять кроху стоять или сидеть неподвижно.
Особенности психологии малышей
Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.
1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.
2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.
3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться – вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.
www.syl.ru
Воспитание дошкольников
В дошкольном периоде закладываются основы многих важнейших способностей и качеств человека. Это и стремление к познанию окружающего мира (основы будущей обучаемости), и навыки общения со сверстниками, и самооценка, и творческое мышление. Именно поэтому дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии ребенка.
Принято считать, что этот период продолжается от 3-х до 6-7 лет, то есть до поступления в школу. Иногда его условно делят на две стадии – младший дошкольник (3-5 лет) и старший дошкольник (5-7 лет). Но некоторые специалисты выделяют и средний дошкольный возраст (4-5 лет). В чем же конкретно состоит значимость этих 3-4 лет жизни человека?
Игра
Главное занятие ребенка этого возраста – игра.
С помощью свободной игры развивается фантазия, воображение, творческое мышление.
Обучать дошкольника можно только игровыми методами. Принуждение к заучиванию цифр или букв только оттолкнет малыша от новых знаний. Задача родителей – сформировать позитивные ассоциации с процессом обучения. Это одна из важных составляющих будущей готовности ребенка к школе.
Ролевые игры знакомят ребенка с миром профессий и социальных ролей, с общественными нормами и правилами поведения. Их как раз можно успешно использовать для обучения малыша: например, играть в школу или в поход за покупками, где можно потренироваться в счете.
Дошкольник учится соблюдать правила игры, что способствует развитию волевой сферы, так как ему необходимо помнить эти правила и в соответствии с ними сознательно выстраивать свое поведение. Но в игре тренировка воли происходит с удовольствием, с радостью, а значит, и более успешно.
Наблюдая за игрой ребенка, родители могут лучше понять его. Дети в большинстве своем проигрывают те ситуации, которые происходят с ними ежедневно. Если характер игры резко меняется, это может стать для родителей сигналом о том, что в жизни их чада произошло что-то значимое. Чтобы вовремя заметить его жизненные трудности, необходимо быть внимательным к его игре, а иногда и участвовать в ней.
В игре можно прожить какую-то непростую ситуацию. И дети часто используют игру как естественный способ снижения своего напряжения, переживания конфликтов или сильных негативных эмоций. Данную эффективную психотерапевтическую технику используют в своей работе психологи.
Общение
Большинство детей дошкольного возраста, посещая детский сад, начинают активно общаться со сверстниками. Малыш без мамы попадает в среду сверстников и отрабатывает сценарии знакомства, дружбы, решения конфликтов. Однако сами сценарии малыш берет из семьи, чаще всего подражая поведению собственных родителей. Поэтому важно обучать его правилам общения, вежливости и уважению к окружающим, демонстрируя эти принципы на личном примере.
В данный период ребенок начинает осознавать и выражать собственное мнение. Отстаивание малышом своей точки зрения часто воспринимается как строптивость и непослушание, а между тем это очень ценный навык во взрослой жизни. Если родители не будут прислушиваться к мнению ребенка, а только требовать послушания и жестко пресекать попытки выразить свою волю – в будущем он будет не уверен в себе и безынициативен. При встрече с самоуверенным оппонентом он не сможет выразить и отстоять свою точку зрения, будет зависеть от мнения окружающих, а в потенциально опасных ситуациях не сможет сказать нет.
Эмоциональный интеллект
Одним из обязательных условий успешности человека является высокое развитие эмоционального интеллекта. Оно подразумевает осознание и принятие своих эмоций, в том числе и негативных. Когда человек может понять и признаться себе в том, что он чувствует, он может понять и другого человека, сочувствовать ему. А это уже делает общение более близким и доверительным.
Понимание собственных эмоций помогает выработать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В дошкольном возрасте родитель часто выступает «противником» ребенка. И это нормально, ведь «потренировавшись» с мамой или папой, ребенок научится разрешать реальные конфликты во взрослой жизни. Важно, чтобы родители при этом действительно помогали малышу научиться конструктивным вариантам поведения, исключая агрессию и насилие. Последнее происходит, когда в конфликте ребенок (или взрослый) идет на поводу у своих негативных эмоций, не может их осознать или справиться с ними.
Проговаривание эмоций помогает отделить негативные чувства, на которые ребенок вполне имеет право, от его негативных поступков. Например, когда он подрался с другом, мы можем сказать, что понимаем его чувства («Тебе стало обидно, когда друг обозвал тебя»), но его поведение считаем неприемлемым («…Но бить других нельзя»). Когда мама говорит капризничающему ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас расстроился и разозлился, потому что я не купила тебе эту игрушку», это показывает малышу, что его чувства важны для нее. Даже если мама продолжает настаивать на своем и все-таки не покупает желаемую игрушку, ребенок успокоится быстрее. Ведь он почувствовал себя услышанным: мама его поняла и признала его право испытывать обиду и злость.
Важно, чтобы родители показывали детям пример принятия собственных эмоций. Конечно, это непросто, ведь многих из нас этому не учили в детстве, так же как и наших родителей. Однако у нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы освоить и передать данный навык нашим детям.
Роль родителей
Несмотря на резко возрастающую физическую самостоятельность, дошкольник все еще очень сильно зависит от родителей на эмоциональном уровне. Задачей этого возраста становится накопление опыта, знаний и умений для следующего скачка в развитии – поступления в школу и начала самостоятельного обучения.
Перед родителями стоит непростая задача. Они должны занимать доминирующую позицию, но не авторитарную.
С одной стороны, необходимо поощрять развитие способностей, сильных сторон своего ребенка, направлять поведение и формировать моральные принципы будущего взрослого.
С другой стороны, важно замечать его стремления и интересы и не мешать их естественному проявлению. Например, родителям лучше участвовать в играх ребенка, потому что так они могут реализовать свою доминирующую роль. Они устанавливают правила игры, обучают в процессе игры, ставят более сложные задачи, которые требуют от ребенка усилий и обретения новых навыков. В то же время в какой-то момент важно отойти и предоставить ему время для свободной игры, в которой происходит развитие творческого мышления и самостоятельности.
Для того чтобы найти эту золотую середину, прежде всего необходимо быть рядом с малышом. При этом важно не количество проведенного вместе времени, а его качество. Если вы будете сидеть в одной комнате, но заниматься своими делами, смотреть в телефон или компьютер, это будет равнозначно вашему отсутствию. И ребенок будет все больше и больше требовать вашего внимания. Однако если вы весело поиграете с ним, поговорите хотя бы 15 минут, но именно о его делах, о том, что его волнует, этого может оказаться достаточно, чтобы малыш был счастлив и спокоен весь оставшийся вечер.
Для него жизненно важно ваше присутствие, внимание, полная включенность в его мир. И конечно, ваша безусловная любовь к нему, которая станет основой для гармоничного развития вашего ребенка.
Анастасия Вялых
Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тестwww.ya-roditel.ru
Современные средства и методы воспитания дошкольников
Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.
Дети дошкольного возраста — самые восприимчивые к воспитаниюОсобенности дошкольного возраста
Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.
Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:
- Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
- Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
- Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.
Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.
Ключевые новообразования дошкольного возрастаСовет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.
Методы для воспитания дошкольника
Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.
Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:
- формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
- организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
- самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
- мотивация и побуждение к деятельности.
Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания. Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.
Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.
Поощрение
Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.
Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.
Поощрение для малышей — очень важное средствоФормы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.
Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.
Поощрение детей помогает им полноценно развиватьсяСовет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.
Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.
Наказание
Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:
- нельзя наказывать за давние проступки;
- не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
- наказание не должно вызывать панического страха;
- недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;
Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.
Физические наказания недопустимыСовет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.
Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.
Убеждение
Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.
Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:
- объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
- беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
- убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
- разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
- словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
- при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.
Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.
Упражнение
Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.
Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:
- сочетать повторение с примерами правильного поведения;
- вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
- закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
- давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
- поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.
Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.
Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.
Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.
Средства и методы умственного воспитания
Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.
Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.
Умственное развитие — главная задача родителейДошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:
- точно повторять движения и копировать узоры;
- разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
- рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
- различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
- знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
- разбираться во временах года и времени суток.
В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:
- развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
- общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.
Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.
Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.
Средства и методы физического воспитания дошкольника
Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.
Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:
- оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
- приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
- формирование выносливости, быстроты и ловкости.
Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:
- совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
- приобретение спортивного снаряжения — турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
- определения ребенка в специальные спортивные секции.
Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:
- положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
- базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
- волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.
Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.
Занятия физкультурой — важный элемент развитияВоспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.
detki.guru
Конкурсы издательства «Воспитание дошкольника»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Вопросы времени», посвященный 85-летию журнала «Дошкольное воспитание»
Организатор: Журнал «Дошкольное воспитание»
Завершен
Всероссийский конкурс «Вопросы времени» посвящен 85-летнему юбилею журнала «Дошкольное воспитание». Значит, он будет особым. Конкурс, как и весь юбилейный год журнала, проходит под лозунгом «Связь прошлого и настоящего». Связующая нить времен будет протянута между 1968 и 2013 годами. В 1968 году журналу исполнилось 40 лет. В этом году был объявлен конкурс педагогических знаний. В течение года (с №1 по №11) люди разных профессий (педагоги, научные работники, представители общественности, родители) выступали на страницах журнала с вопросами, на которые участники конкурса присылали ответы. Всего было задано 60 вопросов, связанных с историей педагогики, теорией и практикой воспитания, жизнью ребенка в семье и пр. Всем участникам конкурса было предложено задать свои три вопроса и некоторые из них тоже были заданы читателям в процессе конкурса. Первые шесть вопросов были заданы Оксаной Семеновной Ушаковой, которая в 1968 году была воспитатель детского сада № 1021 Краснопресненского района Москвы. Сейчас О.С. Ушакова – доктор педагогических наук, автор многих публикаций, программ, методик. Первый вопрос О.С. Ушаковой в 1968 году звучал так: Какое высказывание, какой афоризм вы бы предложили в качестве девиза для этого конкурса? Многие читатели журнала и конкурсанты единодушно предложили сделать девизом конкурса слова Е.А. Аркина. Девиз был определен по результатам проведенного конкурса. Сохраняя связь времен, мы в 2013 году принимаем эстафету конкурса 1968 года и выдвинули тот же девиз для юбилейного конкурса. Задания конкурса 2013 года – ответы на десять вопросов, которые в основном взяты из конкурса 45-летней давности. Проходят годы, десятилетия. А вопросы остаются! Что это? Неумение, нежелание их решать? Конечно, нет. Просто каждое время дает свои ответы на вечные педагогические вопросы и проблемы. В чем-то ответы будут совпадать, а в чем-то, обязательно, отличаться.
dovosp.ru
Дошкольное воспитание и образование
Дошкольный возраст — период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр, прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.
Методика воспитания детей дошкольного возраста
Обучение детей в детском саду — это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.
От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений. Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков. Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.
Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.
Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя. Так, физические упражнения с мячом закрепляют сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним. Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.
В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы. Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников — это их тяга к знаниям и науке. Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы малыша приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.
Кроме окружающего мира детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это определяется как самопознание. Процесс самопознания проходит следующие этапы:
- отделение себя от окружающего мира,
- осознание своего имени,
- формирование самооценки,
- осознание своего пола и соответствующее поведение,
- осознание своих прав и обязанностей.
Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе. К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.
Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание — это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Художественная деятельность — это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольников. Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.
Методика дошкольного воспитания — это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания — личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации.
Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детишкам во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих. Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей. В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять малыша за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у него будут развиваться эти положительные качества.
Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.
Занятия в детском саду
Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с воспитанниками в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:
- Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
- Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
- Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения дошкольников.
Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:
- Словесные методы — это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
- Наглядные методы — это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников.
- Практические методы — это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
- Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций.
Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования. Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач. Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.
Работа с родителями
Семья для дошкольника — источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.
Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.
Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы — это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.
Наглядно-информационные методы — это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.
Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями.
Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах. Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы. Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа.
Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
nashidetki.net