«Воспитание мальчиков и девочек: в чем разница?»
Те, кто воспитывает мальчика, зачастую не понимают методов воспитания, которые применяют родители девочек, нередко встречается и обратная ситуация. Не менее сложно и тем, у кого разнополые дети, когда выясняется, что подход к их воспитанию нужно находить разный.
Какие различия существуют в воспитании мальчиков и девочек? Безусловно, потребности мальчиков и девочек различны. Тем, не менее, всем им нужно главное – любовь. Любовь может проявляться по-разному, но главные ее составляющие – доверие и забота. Забота – это заинтересованность в благополучии ребенка, готовность помочь ему, сострадание, желание сделать его счастливым. Доверие выражается в уверенности в силах ребенка, в его способности научиться чему-то на собственных ошибках. Доверие – это предоставление личного пространства, свободы, возможности действовать самостоятельно.
Есть возрастные особенности предоставления доверия и заботы. Скажем, примерно до 9 лет ребенку требуется больше заботы, нежели доверия. В девятилетнем возрасте ребенок может несколько отдалиться от родителей, и это сигнал, что пропорции пора изменить – дать ребенку больше доверия, нежели заботы. По мере взросления ребенка ему становится нужнее доверие родителей, его должно стать больше, но это не исключает наличие заботы, просто проявляется она менее выражено.
Пример: мальчик отказывается от помощи в одевании, для него важно сделать это самостоятельно, дать ему возможность самостоятельных действий — это проявление доверия. Девочка, которой мама или папа помогает одеться, воспринимает это, как проявление заботы и, следовательно, любви родителей. Если Вы – мама мальчика, нелишним будет помнить, что чрезмерная забота может трактоваться сыном, как выражение недоверия, отсутствие веры в его способность сделать что-то самостоятельно.
Обратная ситуация – когда родители предоставляют слишком много свободы девочке, она может считать, что ее отталкивают, не любят.
Те тенденции в поведении, которые демонстрируют взрослые женщины и мужчины закладываются и начинают проявляться еще в детстве. Самые маленькие дети, будь то мальчик или девочка, изначально доверяют миру одинаково. Если же ребенок встречает пренебрежение к своим нуждам, желаниям, то здесь уже начинаются половые различия. Мальчики, скорее всего, будут меньше заботиться о тех, кто их окружает, девочки же перестанут проявлять доверие к окружающим. Чтобы мальчик был способен заботиться об окружающих и сам желал этого, ему нужно доверие от них; чтобы девочка могла доверять другим, ей нужны забота и понимание.
Доверчивая девочка — та, которая чувствует, что она может доверять другим – это девочка счастливая и получившая достаточное количество заботы. Если девочка заботы не получила в том количестве, которое необходимо для установления доверия, это может напрямую влиять на ее характер.
Доверие, приятие, одобрение, которое Вы можете оказать сыну – это мотивация его к заботе об окружающих. Если Вы даете понять мальчику, что он способен доставить радость окружающим, что он уже радует их, это становится мотивацией к хорошему поведению. Отсутствие позитивной мотивации способно сделать мальчика слабым, а ее наличие лишь подтверждает его успех и увеличивает стремление продлить успешные действия.
Не стоит сообщать мальчику в случае неудачи, что Вы его предупреждали, что ничего не получится. Просто поверьте, что он сможет сделать правильные выводы, даже если сейчас что-то не удалось, дайте ему уверенность в его силах, поверьте в его самостоятельность и способность найти правильный путь. Но не отказывайте в помощи девочке, именно так Вы даете ей любовь, заботу и поддержку, в которых она нуждается.
Конечно, одобрение, доверие, приятие нужно демонстрировать не только сыновьям, но и дочерям, но именно для мальчика это станет лучшим побуждающим мотивом, именно его это приведет к успеху, способному стать самым действенным стимулом.
Джон Грей определил различия в воспитании мальчиков и девочек аллегорией: «Мальчики с Марса, девочки с Венеры». Есть несколько положений, которые помогут Вам найти правильный путь в воспитании маленьких «марсиан» и жительниц Венеры:
Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ободрение.
Мальчик, равно как и мужчина, способен стать счастливым, если в нем нуждаются и, если он способен оказать какую-либо поддержку. Если мальчик чувствует свою ненужность, не востребованность, это способно вогнать его в уныние. Девочка, равно как и женщина, становится счастливой тогда, когда она может получить поддержку, если поддержку получить неоткуда и необходимо действовать только самой в сложной ситуации, девочка может почувствовать себя несчастной.
Заботу о других, активные действия мальчик может демонстрировать в том случае, когда он чувствует доверие, одобрение своих действий, приятие их. Девочка может доверять близким и быть уверенной в себе только в том случае, когда она видит заботу, уважение и понимание по отношению к себе.
Воспитание девочки и мальчика: общее и отличное
Родители разнополых детей не всегда четко представляют, какой подход в воспитании выбрать. Хочется вырастить мальчика настоящим мужчиной — храбрым, ответственным, надежным и трудолюбивым, а девочку — истинной леди: нежной, заботливой, любящей. Чтобы этого достичь, важно понимать разницу между мужчинами и женщинами, образом их мышления и мотивами поведения. Ведь все эти различия прослеживаются уже с раннего детства.
Что нужно учитывать при воспитании детей разного пола
В руках родителей среди всего многообразия только два рычага воспитания. Самые сильные – пример и объяснение. Практически в 98% случаев малыш будет вести себя как родитель его пола, переймет линию поведения и манеру общения, взгляды на окружение. Если слова родителей расходятся с их действиями, ребенок теряет доверие к наказам взрослых. Поэтому устные советы рекомендуется подкреплять соответствующими поступками. Чтобы вырастить достойного человека, важно самому быть таким.
Факторы, влияющие на воспитание ребенка
Выбирая тактику воспитания, важно учитывать факторы, которые непосредственно влияют на процесс формирования личности ребенка.
Среда
Воздействие окружения и семьи на кроху велико, поэтому кроме занятий с ним, часто нужно работать над собой и окружающими. Например, стремиться не использовать нецензурную лексику, не показывать пример асоциального поведения. Чтобы вы не говорили ребенку, если окружающие его люди делают запрещенное или порицаемое вами, малыш будет воспринимать это как норму.
Эмоциональное окружение
Не менее влиятельным в гармоничном развитии малыша, выработке у него устойчивой психики и взглядов является соблюдение баланса взаимоотношений в семье. Стремление оградить его от негативных ситуаций в бытовой среде позволит стимулировать его развитие, предупредить нежелательные последствия при формировании психики.
Особенности пола
Часто родители забывают о необходимости вести работу по обучению и воспитанию, опираясь на особенности развития детей разного пола. Не учитываются физиологические, психические и другие факторы, которые влияют на усвоение материала, понимания причин вашего недовольства.
Разница в развитии мальчиков и девочек
Мальчики и девочки различаются с момента своего рождения. Отличия присутствуют не только в физическом плане, они явно проявляются в скорости развития, привычках, склонностях к выбору игр и развлечений, способах познания мира. Используя знания об этих важных чертах, легко выстроить правильную линию поведения, уже с пеленок начать растить «настоящего» мужчину или женщину. Но, если для вашего ребенка нормы поведения неоднозначны, не спешите расстраиваться.
В мире очень много людей, которые преуспели в сферах, несвойственных их полу. Много ярких примеров можно встретить в моде, технических науках и искусстве. Для таких деток важно ваше понимание и стремление помочь найти себя. Рекомендуют применять советы психологов по воспитанию черт характерных для пола ребенка, чтобы помочь адаптироваться в мире, который разделен на женскую и мужскую часть.
Природой заложено, что уже с рождения родители на подсознательном уровне начинают по-разному относиться к ребенку. Мальчик или девочка, их любят, но уже с первых недель голосом и жестами начинают формировать отношения, закладывать некоторые привычки. С малышками больше говорят, поют, проявляют нежность и ласку, к будущим мужчинам, на подсознательном уровне меньше сентиментальности, стараются воспитывать в строгости. Это невозможно исправить или как-то изменить, любовь к детям в зависимости от пола проявляется по-разному и основана на генетически заложенном опыте предков. Это вполне оправдано и нормально. Чем старше становятся дети, тем заметнее разница в проявлении чувств со стороны родителей. Можно заметить, мальчиков чаще воспитывают жёстче, говорят им о необходимости быть мужественными, смелыми. С девочками проявляют внимание к деталям, внешнему виду, останавливают от рискованных поступков, остерегают от излишней подвижности и проявления агрессии.
Правильно ли это? Давайте посмотрим на отличия между детьми разного пола, и как это сказывается на их поведении. Исходя из этих различий, можно понять, почему природа заставляет людей относиться к малышам не одинаково.
Физиологические особенности
- Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.
- Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.
- До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.
- Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.
- Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.
- Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
- Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.
- Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.
Что нужно дать мальчику, чтобы вырастить «настоящего» мужчину
- Доверие. Каким бы маленьким ни был ваш мальчик, доверяйте ему, не подвергайте его предложения критике, не обсудив. Для представителей мужского пола уже с самых ранних лет через доверие происходит осознание уважения, любви родителей. Если для девочек важно говорить о любви и проявлять заботу, то мальчики требуют большей самостоятельности, вашего восхищения его поступками и уважение к нему, как личности и его идеям;
- Пример отца. Общение с отцом или мужчиной, который выполняет эту роль, важно для формирования полноценного мироощущения у мальчика. Ряд работ психологов описывает проблемы в самоидентификации, сложности и ненужные ощущения обездоленности у мужчин, которые росли без папы. Даже если отец не принимает активного участия в воспитании, он показывает сыну пример. Ориентируясь на него, мальчик черпает пример для поведения, формирует образ, которому будет следовать, перенимает умения выполнять мужскую работу;
- Мотивация. Мальчикам необходимо чувствовать ваше поощрение на поступки, свершения. Для них главным стимулом является поддержка со стороны родителей. Если мама в детстве заложит твердую уверенность, что у сына всегда есть за спиной любящий человек, который им восхищается и ждет его достижений, то мальчик будет стремиться оправдать эти надежды;
- Дисциплина и режим. Чувство ответственности у мальчиков формируется при соблюдении простых правил режима, четко установленных норм поведения. Мужчины − исследователи от рождения, им важно понимать, насколько далеко они могут зайти в своих изысканиях, поэтому формирование ограничений и установка четких временных рамок для представителей мужского пола играет большую роль;
- Свобода эмоций. Многие родители совершают ошибку, с ранних лет запрещая или осуждая проявление эмоций у мальчиков. Ругают за слезы, потому что мужчины не плачут, громкий смех – мешает и не дает отдохнуть. Чтобы кроха вырос гармоничным, открытым миру и наполненным радостью свершений не нужно загонять его внутренний мир в рамки;
- В дошкольном возрасте дайте ему вволю выражать свои эмоции. В период гендерной идентификации (4–7 лет) он начнет перенимать поведение мужчины, которого возьмет в пример, снизит активность проявления эмоций. Не ломайте его мироощущение, дайте самостоятельно прийти к установленным стандартам. Еще лучше научить выражать собственные эмоции при помощи слов. Когда мальчик плачет или ведет себя слишком шумно, выводите его из этого состояния разговором. Попросите пояснить, что вызвало слезы или смех, почему его реакция настолько бурная. Подбирая слова, он снизит градус эмоций и научится понимать себя;
- Тактильный контакт. Мальчики в большей степени, чем девочки нуждаются в прикосновениях, объятьях и других проявлениях тактильного контакта. Такое отношение улучшает их самооценку, уравновешивает эмоциональный дисбаланс, дает ощущение покоя. Если девочки воспринимают любовь через слово, то мальчики − через ощущения;
- Навыки самообслуживания. Отдельно следует уделять внимание научению навыкам самообслуживания, которые будут ему необходимы не только в школьной жизни, но и дальнейшей взрослой;
- Мелкая моторика. В отличие от девочек, мелкая моторика у представителей сильной половины человечества развивается медленнее, рекомендуется уделять внимание этому навыку. Давая возможность заниматься конструированием, сбором пазлов, вы поможете ему не только развить свою речь и головной мозг, но и научиться вести внутренний диалог. Мальчиков стоит учить сохранять спокойствие, контролировать собственные движения и эмоции, тренировать усидчивость.
Разница в подходах к воспитанию мальчиков и девочек очевидна, но нужно помнить, что для формирования свободной, успешной и счастливой личности необходимо не только стремиться обучать детей, но и расти рядом с ними.
Правила для родителей:
- Помогайте, но не делайте за ребенка. И девочкам, и мальчикам важно самостоятельно получать опыт во всех сферах. Не стоит решать за них все возникающие вопросы. Будьте советчиком, а не исполнителем;
- Не критикуйте, а дайте возможность разрешить ситуацию. Для формирования ответственного отношения к делу, создания комфортной обстановки и приучения к самостоятельности, рекомендуют не использовать критику, а дать возможность исправить ситуацию. Расскажите, что было сделано не так, покажите, как исправить ситуацию. Не стоит эмоционально давить, чтобы не снизить любознательность крохи;
- Давайте возможность получать негативный опыт. Большую роль в формировании правильного мировоззрения играет возможность совершить ошибку;
- Будьте терпеливы и помните, что рост невозможен без падения. Жизнь каждого человека состоит из успехов и неудач. Постарайтесь спокойно относиться к провалам ребенка, покажите ему, что неудача – стимул к дальнейшему росту;
- Позвольте быть самостоятельным. Многим родителям сложно признать, что дети постепенно становятся независимыми от помощи и опеки родителей. Это естественный процесс, которому не нужно мешать. Когда малыш захочет стать самостоятельным, дайте ему эту возможность;
- Внимательно относитесь к вопросам малыша, не оставляйте их без ответа. Участие и желание помочь даст ребенку необходимую опору, понимание, что все в этой жизни имеет ответ, сложный или легкий, главное, его искать.
- Родители учат словом, делом, примером и от того, насколько эти части сочетаются зависит будущее крохи. Нужно учитывать пол вашего ребенка, чтобы дать все необходимое, сохранить психологический комфорт, воспитать нужные качества.
Подготовила
педагог-психолог Чистякова Н.В.
Ваше имя *
Ваш электронный адрес *
Возраст вашего ребенка
Список выбора * Выберите специалистаПедагог-психологУчитель-дефектологУчитель-логопедВоспитательИнструктор по ФК
Список выбора времени * Выберите время оказания услуг9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:30
Список выбора формата * Выберите формат предоставления услугиОчно (в Службе)Очно (выездная консультация)Дистанционно
Список выбора тематики Выберите тематику обращенияВозрастные и индивидуальные особенности развития ребенкаорганизация образовательного процессавопросы межличностной коммуникациисопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностьювопросы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройства детей в семьи приемных родителей, опекунов, усыновителейвопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением (в т. ч. вопросы получения пособий)вопросы определения и развития способностей и мышления ребенкавопросы компьютерной зависимости, оптимального времени взаимодействия ребенка с гаджетом и социальными сетямииное (указать в комментарии)
Ваш вопрос
Нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Поразительная разница между воспитанием мальчиков и девочек
Определять себя по своему полу стало несколько табу. Некоторые предпочитают выйти за пределы своего гендерного ярлыка, некоторые меняют его, и мир все больше движется к тому, чтобы рассматривать людей как людей, а не как определенный пол. Но независимо от того, хотите ли вы, чтобы вас определял ваш пол или нет, дебаты перешли к тому, как мы воспитываем наших детей.
Эксперты сходятся во мнении, что лучшие методы воспитания сочетают в себе природу и воспитание, воспитывая их в равной заботливой среде. Мальчикам и девочкам нужно показывать одни и те же ценности, эмпатию, уважение, доверие, сострадание, независимость. Последствия физической агрессии должны быть одинаковыми для обоих полов, и как для девочек, так и для мальчиков следует делать акцент на новых способах решения проблем. В этом мы все можем согласиться.
Гендерный разрыв
Но мальчики и девочки, естественно, отличаются по нескольким параметрам. Вопрос в том, является ли это врожденным или следствием того, как мы относимся к ним по мере их роста?
Автор Стив Биддалф написал две отдельные книги о воспитании детей: одну о воспитании мальчиков, а другую о воспитании девочек. Оба разошлись тиражом более миллиона копий. В каждом из них Биддульф описывает, почему и когда мы должны воспитывать их по-разному в зависимости от пола.
«Дети есть младенцы. Мальчик это или девочка, их не волнует, да и нас это не должно волновать. Младенцы любят, когда их обнимают, играют, когда их щекочут и хихикают, исследуют и кружатся вокруг них».
Но, объясняет он, некоторые гендерные различия начинают проявляться рано. «Младенцы-мальчики меньше осознают лица. Девочки имеют гораздо лучшее чувство осязания. Сетчатки в задней части глаз мальчика устроены по-другому, поэтому они видят больше движения и меньше цвета и текстуры. Мальчики растут быстрее и сильнее, но их больше беспокоит разлука с матерью.
«В дошкольном возрасте мальчики склонны игнорировать нового ребенка, который появляется в группе, в то время как девочки подружатся с ним или с ней. И, к сожалению, взрослые, как правило, более сурово обращаются с мальчиками: исследования показали, что родители гораздо чаще обнимают и тискают девочек, даже новорожденных. Они, как правило, меньше разговаривают с мальчиками».
Физические различия неоспоримы: у мальчиков более высокий уровень тестостерона, чем у девочек, и более низкий уровень серотонина, из-за чего они легче поддаются стрессу и труднее успокаиваются. Младенческие девочки, с другой стороны, проявляют большую склонность успокаивать себя, посасывая большой палец. Более высокий уровень тестостерона также отвечает за обычно более «агрессивное» или «гипер» поведение мальчиков.
Используя функциональную магнитно-резонансную томографию, исследователи наблюдали, как различные части мозга активизируются, когда девочки и мальчики говорят, решают головоломки или отвлекаются.
То же самое, но другое
Итак, вы игнорируете это и равнодушно относитесь к воспитанию детей или принимаете во внимание эти различия в том, как мы воспитываем? Адаптация того, как мы относимся к нашим детям, несомненно, вызывала проблемы в прошлом, но, возможно, с помощью более информированной техники мы сможем преодолеть стереотипы, которым позволили гноиться.
Д-р Венди Могель рассказала о своих стратегиях, которые учитывают различия между мальчиками и девочками, избегая при этом гендерных ловушек, в которые раньше попадались родители. «Мы знаем, что у девочек языковые навыки развиваются раньше, чем у мальчиков.
Это связано с тем, что мозолистое тело, нервная ткань, соединяющая два полушария мозга, у девочек толще, что облегчает общение. Но не путайте впечатляющую словесную изощренность вашей дочери с эмоциональной зрелостью. По мере того, как они становятся старше, на самом деле стратегически лучше оставить ей последнее слово в обсуждении, чтобы предотвратить эскалацию и позволить ей сохранить лицо».
Поскольку мозг мальчиков выделяет меньше серотонина, чем девочек, это заставляет их действовать импульсивно. Доктор Могель предлагает рассматривать ваши разговоры как стрельбу по мячу. «Ты говоришь что-то маленькое, потом еще что-нибудь, а иногда это проходит, и ты получаешь корзину».
Изменение наших ответов в зависимости от пола может принести детям реальную пользу.
Воспитание
У меня две девочки и мальчик. Я вижу, как я воспитываю их по-другому — мне нужно.
На самом деле, я воспитываю их всех по-разному, в зависимости от их личности. Я отмечаю их различия и соответствующим образом корректирую свои реакции.
Смешивание всего вместе иногда может создать видимость равенства, но бывают случаи, когда не следует углубляться в то, что делает людей такими, какие они есть, будь то отражение их пола, ценностей или физиологии. легко увольняется.
Изображение с Unsplash.com
Эта статья была впервые опубликована в декабре 2021 года. Мы все больше и больше обнаруживаем, что живем в обществе, где определенные элементы культуры хотят утверждать, что гендерные различия являются нереальными «культурными конструкциями». Многие люди хотят утверждать, что различия между «мужским» и «женским» на самом деле не имеют значения. Они утверждают, что это просто два варианта из множество различных проявлений человеческой сексуальности. Согласно этой точке зрения, мы можем реструктурировать и перестроить эти разнообразные проявления сексуальности на основе личных предпочтений и выбора.
Возможно, вы слышали новость о канадской паре, которая полна решимости воспитать «бесполого» ребенка, или о шведских родителях, которые вызвали споры, отказавшись сообщить, есть ли у их двух с половиной -год — это девочка или мальчик. Заявление ваших друзей — еще одна вариация на ту же тему: «На самом деле наш сын должен был быть девочкой, и — это , за исключением мужских гениталий». Это все равно, что сказать: «На самом деле небо должно быть желтым, а — это , за исключением того факта, что оно синее».
Вы не удивитесь, узнав, что мы не согласны с этой точкой зрения здесь, в фокусе на семье. Мы понимаем, что в сломленном и падшем мире есть место для путаницы в отношении сексуальной идентичности некоторых людей. Нам также известно о существовании некоторых редких заболеваний, таких как синдром Тернера (X), синдром Клайнфельтера (XXY), синдром Каллмана, синдром нечувствительности к андрогенам или врожденная гиперплазия надпочечников (примечание: эта группа включает чрезвычайно небольшую часть населения – около 0,018%). Поскольку в вашем вопросе не упоминались какие-либо очевидные физические симптомы, мы предполагаем, что мальчик, о котором идет речь, не попадает в эту категорию.
Несмотря на такие отклонения, мы по-прежнему убеждены, что мальчик — это мальчик, а девочка — это девочка. Мы верим, что Бог намеренно создал человечество мужчинами и женщинами. Именно наше -гендерное -е человечество отражает Его образ во всей полноте (Бытие 1:26, 27). Мы придерживаемся основанного на Библии мнения о том, что пол человека определяется Творцом, что это жизненно важная часть того, кем он или она является , физически, психологически, эмоционально и духовно. Мы верим, что на родителей возложена божественная обязанность уважать этот замысел и воспитывать своих мальчиков и девочек, чтобы они стали здоровыми мужчинами и женщинами как внутри, так и снаружи. Для более пристального изучения этого предмета мы не можем дать лучшую рекомендацию, чем книга Гленна Т. Стэнтона 9.0043 Защищенные дочери, уверенные в себе сыновья: как родители воспитывают в своих детях настоящую мужественность и женственность .
Если вы считаете, что было бы полезно более подробно обсудить ваши вопросы с членом нашей команды, позвоните нам. Наши консультанты по персоналу сочтут за честь поговорить с вами по телефону. Позвоните в наш консультационный отдел и получите бесплатную консультацию.