Воспитанность определение – ВОСПИТАННОСТЬ — это… Что такое ВОСПИТАННОСТЬ?

Содержание

Что такое воспитанность

Автор:
Владимир Мананников

Воспитанность – это качество личности, одна из множества характеристик человека.

Обществу она видится обязательной, недаром ее пытаются взрастить еще в детстве – родители, педагоги и прочие старшие товарищи. Трудно поспорить: социуму выгодно иметь дело с воспитанными людьми, свято чтущими его законы.

Воспитанность подразумевает вежливость, тактичность, уважение, соблюдение правил этикета и общепринятых норм поведения, но это далеко не все.

В воспитанном поведении проявляется внутренняя культура человека, его хорошие привычки и самые лучшие свойства характера.

С чего начинается воспитанность?

Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.

Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.

С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.

Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.

Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!

Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.

Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!

Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?

Критерии воспитанности: такая разная черта

В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.

Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.

Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность

.

Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.

В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.

Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам. Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!

Воспитанный человек или нет – как понять?

Воспитанного человека видно по его действиям: все его поведение расценивается окружающими одобрительно, как положительное, уважительное и адекватное.

Не доставлять другим дискомфорта, не мешать чужой деятельности, не нарушать свободу – важные навыки такой личности.

К примеру, выйти голым на улицу – невоспитанно и неэтично, противоречит нравственным законам, общественным догмам и нарушает права других людей.

Если в действиях персоны социум усмотрит неуважительное отношение, негативный подтекст, оскорбительные намерения, чрезмерный эгоизм и показушность, неуемное желание пренебрегать границами и общественными правилами, то поскорее постарается изгнать из круга этого «нарушителя спокойствия».

Воспитанность – это и умение держать себя в руках в моменты сильных эмоций, и способ спокойно и без лишнего эгоцентризма и эпатажа преподносить себя обществу, и талант читать по лицам других и искренне увлекаться общением с ними.

Кроме того, воспитанный человек обязателен (делает, что обещал), ответственен, доброжелателен и не имеет привычки опаздывать. Именно в этом проявляется его уважение к собеседникам или коллегам.

Он отвечает с достоинством, не опускается до грубости и оскорблений, с честью принимает бой и обладает недюжинной выдержкой. Он приветлив и заботлив, легок в общении и приятен со всех сторон!

dobro.pw

ВОСПИТАННОСТЬ это что такое ВОСПИТАННОСТЬ: определение — Педагогика.НЭС

Воспитанность

качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Воспитанность

обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека.

Оцените определение:

Источник: Словарь социального педагога

Воспитанность

это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанность в православной педагогике приравнивается прежде всего к духовно-нравственным качествам личности и заключает в себе благовоспитанность в любви к Богу, к людям, к миру.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАННОСТЬ

уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

ВОСПИТАННОСТЬ

умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

Оцените определение:

didacts.ru

Слово ВОСПИТАННОСТЬ — Что такое ВОСПИТАННОСТЬ?

Слово состоит из 13 букв: первая в, вторая о, третья с, четвёртая п, пятая и, шестая т, седьмая а, восьмая н, девятая н, десятая о, одиннадцатая с, двенадцатая т, последняя ь,

Слово воспитанность английскими буквами(транслитом) — vospitannost

Значения слова воспитанность. Что такое воспитанность?

Воспитанность

Воспитанность это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Воспитанность — качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенствои этичность поведения.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВОСПИТАННОСТЬ — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью…

Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

ВОСПИТАННОСТЬ уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — 2003

МАНЕРЫ, ВОСПИТАННОСТЬ, ЭТИКЕТ

МАНЕРЫ, ВОСПИТАННОСТЬ, ЭТИКЕТ МАНЕРЫ, ВОСПИТАННОСТЬ, ЭТИКЕТ Чтобы добиться успеха в этом мире, одной глупости недостаточно — к ней еще нужны хорошие манеры.

Сводная энциклопедия афоризмов

Воспитание

ВОСПИТАНИЕ — сложное философско-педагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова В. — процесс и результат развития личности. При этом оно может пониматься двояко…»Воспитанность» («невоспитанность») выступает как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности. Она характеризует как взрослого, так и ребенка в различных типологических…

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

ВОСПИТАНИЕ — участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей. Термин В. указывает на искусственную составляющую в этих процессах, на функцию, которая, в одном случае, является неотъемлемой для взрослых (родители)…»Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях…

Социология: Энциклопедия. — 2003

Воспитание — общественное явление, передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание — одно из сложных философско-педагогических понятий. В широком смысле слова воспитание — процесс и результат развития личности.Отсюда в процессе воспитания акцентируется задача выработки индивидом системы личных смыслов в процессах самореализации. “Воспитанность” выступает как один из атрибутов человеческой…

www.terme.ru

Русский язык

Воспи́танность, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Воспи́т/а/нн/ость/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Уровень воспитанности

Уровень воспитанности степень сформированности системы личностных качеств в соответствии со сформированным в обществе представлением об идеальной личности и по отношению к ним.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

  1. воспитанницей
  2. воспитанниц
  3. воспитанной
  4. воспитанность
  5. воспитанную
  6. воспитанные
  7. воспитанный

wordhelp.ru

Воспитанность — Психологос

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Личная жизнь: радость близких отношений. Фрагмент тренинга, декабрь-2012.»

Фильм «Неприкасаемые»

Один справился с пятью, потому что они воспитанные, а он от этого — свободен.
скачать видео

Фильм «Отпетые мошенники»

Воспитанности приходится обучать не только детей, но и взрослых.
скачать видео

​​​​​​​Под воспитанностью в повседневной жизни обычно понимаются хорошие манеры, умение адекватно вести себя в обществе и уважение к другим людям.

Что касается хороших манер, то конкретный их список варьируется в разных культурах, в связи с чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать правилам поведения, принятым в референтной группе.

Если вы взяли за образец манеры английской королевы, не очевидно, что на Востоке вы произведете соответствующее впечатление. Вас могут счесть не очень воспитанным человеком, если во время еды вы не рыгаете (это принято на Востоке как знак пищевого удовлетворения) и наливаете гостям полную чашку чая, при том что на Востоке воспитанные люди наливают дорогим гостям чай понемногу, чтобы показать готовность поухаживать за ними еще раз…

Однако один спившийся бомж среди других спившихся бомжей никогда не будет признаваться воспитанным человеком ровно потому, что такие бомжи правила поведения, хорошие манеры и воспитанность не признают в принципе.

Можно сказать, что воспитанность — это вставленное в человека уважение к окружающим людям. Если вас как следует учили, как себя вести, учили воспитанности, и вы это как следует усвоили — вы воспитанный человек. Если вас не воспитывали или вы это воспитание не впитали — вы не вполне воспитанный. Впрочем, если человек занимается самовоспитанием, то результаты иногда получаются не хуже.

Как и любой навык, воспитанность бывает глубоко усвоенная, ставшей чертой личности — и наносная, легко слетающая в проблемных ситуациях, либо спадающая с человека с течением времени, если исчез контроль со стороны.

Элементарная воспитанность отличает человека хоть как-то воспитанного от невоспитанного вовсе. Если ребенок не кричит чуть что, как резаный, и не тащит еду из чужой тарелки, он уже получил элементарное воспитание. Элементарное воспитание говорит о том, ЧТО нужно делать, но в малой степени говорит о том — КАК, не говорит о стиле. Настоящая, или высокая воспитанность — это в большей степени КАК, это стиль, это красота движений и очарование интонаций. Высокая воспитанность — не только формальное и бездумное поведение, но и понимание смысла этого поведения, внутренняя приверженность воспитанности↑.

Детям приходится воспитанность прививать, потому что на первый взгляд воспитанность невыгодна: воспитанному человеку приходится себя во многом ограничивать, а в столкновении с невоспитанным человеком воспитанный практически всегда проигрывает: он не может себе позволить то, что легко позволит себе человек, от воспитанности свободный. Чем раньше ребенка начали учить воспитанности, тем больше шансов, что она будет у него «в крови», однако привитие воспитанности на фоне изначального внутреннего протеста ребенка дает очень спорные результаты.

Воспитанность в человеке (или невоспитанность) для внимательного глаза видна издалека и является для людей с развитым самоуважением важным маркером. Воспитанность похожа на касту. Воспитанные люди образуют некий круг, куда допускают не всех, а только избранных, подобных себе — людей воспитанных. Воспитанный человек не выразит без необходимости неуважение к невоспитанному человеку, но никогда не будет вести с ним дружбу или всерьез иметь с ним дела.

Воспитанность, как совокупность правил человеческого общежития, во многих случаях достаточно успешно заменяет эмпатию и рекомендации психологов. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте не потому, что знаком с рекомендациями психологов, а просто потому, что он так воспитан. Во многих случаях практическая психология нужна лишь постольку, поскольку человек в свое время не получил должного воспитания.

К сожалению, факты говорят о том, что в России воспитанность ниже, чем в других странах. Именно к русским туристам более всего нареканий по поводу их поведений за рубежом, а создатель анонимной соцсети Secret Дэвид Биттов с огорчением констатировал, что «Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента». Людям с российским менталитетом приходится специально объяснять, что анонимность нужна не только для того, чтобы говорить про грязный секс и чужие отношения.

Настоящая воспитанность проявляется у себя дома, в своей семье, в отношениях с родными

Мнение Дмитрия Сергеевича Лихачёва, литературоведа и историка культуры, академика АН СССР

Если мужчина на улице пропускает вперёд незнакомую женщину, открывает ей дверь, а дома не помогает жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с родными из-за любой мелочи раздражается, — он невоспитанный человек. Если он не считается с привычками, желаниями, предпочтениями своих близких, — он невоспитанный человек. А если же он любит шутить над женой и детьми, иногда даже унижая их, особенно при посторонних людях, — этот мужчина просто глуп. В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим.

www.psychologos.ru

это что? Определение уровня воспитанности. Роль семьи в воспитании ребенка

Психология воспитания является той областью, которая занимает центральное место как в психологии, так и в педагогике. Такие выдающиеся личности, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский и другие, сделали много для оформления теории педагогики в 19-20 веках.

Что такое воспитанность?

На сегодняшний день воспитание и воспитанность – это феномены, имеющие большую значимость. Конечно, современное общество требует новых взглядов и идей. Не следует утверждать, что принципы, на которых зиждется психология воспитания, устарели. Они просто требуют изменения и трансформации в связи с общественным развитием. Эта проблема становится все более актуальной в научном мире и требует переосмысления.

Исследование такого вопроса, как воспитанность человека, обосновано методами и подходами педагогической науки, которые характеризуются надежностью и валидностью. Несмотря на то что педагогика – самостоятельная наука, она использует методы смежных наук – философии, политологии, психологии, этики, социологии и истории и других.

Воспитанность – это один из самых важных аксиологических компонентов, который входит в состав общественной структуры личности. Но на этом определение не заканчивается. Также воспитанность – это система общественных понятий, которые определяют жизнь человека (например, отношения, желания, ценности, поступки).

Выражение воспитанности

Воспитание личности сочетает в себе общий и индивидуальный аспекты, которые имеют выражение в потребностях, ценностях, желаниях, мотивах и ориентациях. Они имеют поведенческую форму, проявляющуюся в следующем:

  • Отношениях человека с внешним миром и своей жизнью.
  • Отношении к достижениям цивилизации и культурным ценностям.
  • Стремлении к реализации своих целей и потенциальных возможностей.
  • Чувстве общности с окружающими людьми.
  • Уважении прав и свобод ближнего.
  • Активной жизненной и социальной позиции.
  • Отношении к себе как к носителю индивидуальности.

Определение уровня воспитанности должно касаться не только отдельно взятого человека, но и целых групп людей и народов. Чтобы достичь этой черты характера, используют системную деятельность государственных и общественных институтов, отличающуюся целенаправленностью, для создания специальных условий, культивирующих воспитанность. Этот процесс называется воспитанием.

Воспитанность – это та характеристика, которая дает человеку больше возможностей сделать много хорошего для других людей, для себя. Социализация индивида включает в себя процесс воспитания, и ему отводится немаловажное значение.

Определение уровня воспитанности

Совокупность методов и методик, направленных на изучение уровня воспитанности, сформированности тех черт и личностных свойств человека, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми, называется диагностикой воспитанности. Рассмотрим более детально это понятие.

Диагностировать уровень воспитанности учащегося довольно сложно, ведь на саму процедуру могут воздействовать различные факторы внешней и внутренней среды. Например, отсутствие или ненадежность методик исследования, окружение и многое другое.

Чтобы можно было определить уровень воспитанности учащегося или взрослого человека, проводится сравнение данных, полученных в результате диагностики, с установленными нормами. Разница между исходным и финальным показателем говорит нам об эффективности воспитательного процесса.

Классификация критериев воспитанности

Как уже упоминалось выше, эталонными характеристиками являются критерии воспитанности, которые на данный момент делятся на разные подвиды. Наиболее популярные типы будут представлены в этой статье.

Первая классификация подразделяет критерии на 2 группы:

1. Те, которые имеют связь с явлениями, не заметными для воспитателя, – планы, мотивационная сфера и убеждения человека.

2. Те, которые связаны с выяснением внешней формы продуктов воспитания – суждения, оценки и поступки.

Вторая классификация делит критерии на следующие:

  • Содержательные. Они определяют то, насколько была усвоена содержательная сторона воспитания (знания, общественное поведение, положительные черты характера и полезные привычки).
  • Оценочные. Они направлены на четкую диагностику отдельного качества, то есть определяется уровень его сформированности.

Третья классификация выделяет такие критерии воспитанности:

  1. Частные. Они применяются для получения промежуточных результатов в процессе воспитания.
  2. Общие. Они выражают уровень воспитанности, которого достиг коллектив или личность.

Технология диагностики воспитанности

В процессе исследования такого качества, как воспитанность, ученые советуют соблюдать технологию, которая включает в себя ряд этапов.

Во-первых, экспериментатор организовывает классное собрание, на котором можно обсудить каждого школьника, или собрание коллектива. Только высказывания должны иметь вежливую форму и не нести большого негатива.

Во-вторых, испытуемым предлагается дать самостоятельную оценку и характеристику себя по всей шкале.

В-третьих, организовывается собрание учителей, где они обсуждают результаты исследования и сравнивают их с исходниками и критериями воспитанности.

В-четвертых, каждый ученик получает общую оценку по шкале воспитанности.

В-пятых, полученные результаты оформляются в таблицах и диаграммах.

Школа и учителя имеют немаловажное значение в формировании воспитанности ученика, но роль семьи в воспитании ребенка еще больше.

Как исследуется воспитанность?

Рассмотрим некоторые диагностические методы:

  • Наблюдение. Этот метод позволяет получить информацию о свойствах личности благодаря поведенческим проявлениям в разных жизненных ситуациях.
  • Беседа. В процессе диагностической беседы экспериментатор уже может определить относительный уровень воспитанности учащегося.
  • Анкетирование. Ученные разработали специальный тест под названием «Анкета воспитанности». Испытуемый заполняет бланк с вопросами, а экспериментатор анализирует содержание ответов.
  • Метод анализа и статистические методы обработки данных.

И еще некоторые методы диагностики

Изучая рассматриваемый феномен, нельзя забывать о том, что, определяя уровень воспитанности, экспериментатор также диагностирует нравственную сущность человека. В связи с этим фактом отдельные выводы по поводу воспитанности могут включать данные, отражающие все особенности личности, ведь эти качества тесно взаимосвязаны.

Диагностика воспитанности также включает биографический метод, анализ продуктов деятельности и т.д. Стоит отметить, что ни один прием не обладает полной универсальностью, ведь существуют некоторые требования к их применению. Поэтому если экспериментатор хочет получить объемные достоверные данные, он должен использовать ряд методов и весь комплекс диагностического инструментария.

Использование нескольких методов предоставляет следующие возможности:

  1. Четкий и полный анализ качеств личности.
  2. Снижение субъективности в оценке воспитанности, ведь полученные факты получены от различных методов диагностики.
  3. Определение минусов и недостатков в воспитательном процессе учащихся.

Подводные камни

Благодаря компьютеризации диагностической технологии получать и обрабатывать информацию по уровням воспитанности стало намного проще, и общие выводы говорят о достоверности и надежности имеющихся данных. Но любая педагогическая технология, в том числе и диагностическая, имеет как преимущества, так и недостатки.

Во-первых, диагностика воспитанности – сфера недостаточно изученная, и поэтому ее методологическая база разработана недостаточно. Педагог, планирующий диагностику, столкнется с ненадежностью тех или иных методик, и результаты, которые он получит, будут недостаточно точными и надежными.

Во-вторых, множество методов, используемых в диагностике, характеризуются трудоемкостью и требуют достаточно большого количества времени. Например, точность результатов наблюдения будет зависеть от его длительности.

В-третьих, определенные средства, такие как анкетирование и беседа, вряд ли дадут точные и достоверные данные.

Использование различных методов и методик диагностирования воспитанности позволяет педагогу целостно рассмотреть это явление. Конечно, есть некоторые недостатки и погрешности в представленной технологии, но ее успешно применяют специалисты в своей практической деятельности.

Влияние семьи

Наверное, не следует еще раз напоминать, что роль семьи в воспитании ребенка просто огромна, и то, что заложено в детстве, имеет сильное воздействие на личность и жизнь человека в будущем. В дошкольном возрасте главным авторитетом являются родители, и именно они формируют многие качества личности. В школьном возрасте проявляются заложенные отцом и матерью задатки.

Если в семье ребенок получает достаточное количество любви, заботы, внимания и позитивных эмоций, то он будет расти воспитанным. Негативная атмосфера, конфликты и ссоры отражаются даже на самом маленьком человечке. Роль семьи в воспитании ребенка не преувеличена, ведь в таких условиях формируется жизненная позиция малыша.

Также стоит отметить, что сами родители являются образцом для подражания. Если воспитанность является чертой матери и отца, то она будет и у ребенка. Например, тревожность мамы легко передается ребенку по невидимым эмоциональным нитям, как и остальные аспекты. Хорошие манеры и вежливость в общении дети впитают как губка из семейной среды. Агрессивное и несдержанное поведение отца выразится в том, что ребенок будет драться с другими ребятами.

Важность родительского авторитета

Мать и отец не должны упускать из вида разные аспекты воспитания. Нужно все объяснять малышу на понятном ему языке. Повзрослев, дитя уже не будет нуждаться в родительских нравоучениях и станет протестовать. Не оставляйте малыша наедине с проблемой, будьте рядом, помогите, но не делайте все за него, ведь ребенок должен приобретать свой собственный опыт.

Семья – это безопасная территория, где можно научить и подготовить маленького человека к разным ситуациям, сформировать разные модели поведения. Родители показывают малышу, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а чего нельзя. Помните, что вы – идеал, пример для вашего ребенка. Если вы учите ребенка, что лгать плохо, то не обманывайте его сами.

Вместо заключения

Бывает, что родители не могут найти общее решение по поводу воспитания, и возникают конфликты. Ребенку совсем не обязательно этого видеть и слышать. Помните, что это новая личность со своими возможностями, ресурсами, желаниями, а не только родительское продолжение, которое может реализовать ваши несбывшиеся надежды. Воспитание личности – непростой процесс, но зато очень интересный!

fb.ru

Педагогический словарь — воспитанность

Воспитанность

воспитанность

уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

См. в других словарях

1.

  качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. …

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

2.

  обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека. …

Словарь социального педагога

3.

  — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др. …

Хрестоматия — педагогический словарь бибилотекаря

4.

  это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанность в православной педагогике приравнивается прежде всего к духовно-нравственным качествам личности и заключает в себе благовоспитанность в любви к Богу, к людям, к миру. …

Основы духовной культуры

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Воспитание — это… Что такое Воспитание?

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

  • Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Общие механизмы научения и воспитания

Воспитание в общем у животных — процесс реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски и членистоногие. Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества.

Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества.

Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

Млекопитающие

Телёнка тоже наставляют на истинный путь

У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае).

Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

Отсутствие надлежащего воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до исчезновения вида.

Человек

Воспитание обычно строится «на трёх китах»:

Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:

Ребёнок познаёт мир[1]
  • вторая сигнальная система (речь)
  • поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
  • деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).

Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

Дети джунглей

Каспер Хаузер и его анонимный убийца

Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в сложных условиях дикой природы при поддержке диких зверей. Такие дети, даже будучи перенесенными в человеческое общество, практически не поддаются полноценной адаптации.

Известен также случай Каспара Хаузера, который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира.

Определения

Воспитатель и воспитуемые

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» [2], поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [3]. По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» [4]. Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [5]. В то же время в современной педагогике даётся и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.) [6]. В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [7] .

Виды воспитания человека

Религиозное воспитание Авторитарное воспитание в немецкой школе (политическая карикатура)

Выделяются следующие виды воспитания человека:

  • По содержанию воспитания:
    • умственное
    • трудовое
    • физическое
    • нравственное
    • эстетическое
    • правовое
    • половое и полоролевое
    • экономическое
    • экологическое (автор концепции — Е.К. Янакиева)
    • и т. д.
  • По институциональному признаку:
    • семейное
    • религиозное
    • социальное (в узком смысле)
    • дизсоциальное (асоциальное)
    • коррекционное
  • По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
    • авторитарное
    • свободное
    • демократическое
  • В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
    • социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений[8].

Дефекты воспитания

Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определённые адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для её окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

  • расстройства здоровья индивида (особи)
  • особенности среды, в том числе социальной
  • наследование дефектов воспитания
  • дефицит ресурсов
  • издержки технологии и методологии воспитания

и т. д.. Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определённых патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.

Примечания

См. также

Литература

  • Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
  • Павлов И. П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. М., изд. МПСИ, 2004. ISBN 5-89502-621-4
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1-2, М., 1868-69.
  • Януш Корчак. Ребёнок в семье [1], Интернат [2] (два раздела из книги «Как любить ребёнка»).
  • Ромашина Е.Ю. Педагогика. Тула, 2003.
  • Сигнальная наследственность// Исследования по генетике. Сб.1. Под ред. М. Е. Лобашева. Л., изд. Ленингр. ун-та, 1961.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  • Ерёмин В.А. Воспитание в испытаниях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 176 c. с илл. ISBN 978-5-91657-212-4
  • Степанов А.М.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГОМЕОСТАТИКИ. М., 1993.
  • Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  • Педагогический словарь. Под редакцией Кождаспировой Г. М., М., «Академия» — 2005. ISBN 5-7695-0445-5
  • Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М., «Алетейя», 2002.
  • Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во «Республика», 1998 г.
  • Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Эгвес, 2010.
  • Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6.
  • Мишель Борба Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ними бороться = No More Misbehavin’: 38 Difficult Behaviors and How to Stop Them. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 320. — ISBN 0-7879-6617-7
  • Сандра Хардин Гукин, Дэн Гукин Воспитание детей для «чайников» = PARENTING FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика», 2004. — С. 384. — ISBN 0-7645-5418-2
  • Юркевич Памфил Данилович Сокральная педагогика сердца. — Луганск: ЛГПУ, 2000. — С. 70.
  • Юркевич Памфил Данилович О христианстве и воспитании. — Луганск: ЛГПУ, 2005. — С. 100.

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *