что это такое и можно ли от них избавиться?
Воспоминания – связующая нить между прошлым и настоящим. Какие-то едва возможно вспомнить, а некоторые поражают своей детализацией. Так чем же они являются, и как работает этот механизм? Почему воспоминания бывают ложными? Как избавиться от неприятных и чем полезны приятные?
Что такое воспоминания?
Воспоминания — это способность мозга восстанавливать образы и ситуации, прожитые в прошлом. Лучше всего запоминаются моменты жизни, которые вызывают большее количество эмоций. Их гораздо проще вспомнить даже в мельчайших подробностях. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными.
- Произвольными называют те, которые мы пытаемся вызвать собственными силами. Например, имена, даты, адреса, номера телефонов и т.д.
- Непроизвольные являются спонтанными и появляются в момент, когда мы сталкиваемся с образами или запахами, которые наблюдали в прошлом. Непроизвольные связаны с эмоциями и поэтому дольше сохраняются в сознании.
Главное отличие произвольных заключается в том, что они составляют сознательную память, а непроизвольные – бессознательную, неумышленную.
Воспоминания бывают:- ностальгические;
- приятные;
- тягостные;
- радостные;
- обрывочные;
- печальные;
- кошмарные;
- романтические и т.д.
Формируясь в нашем подсознании, они обязательно проходят сквозь осведомленные эмоции, а значит, несут в себе их отпечаток.
Пройти тест на тип личности
Как формируются воспоминания, и для чего они нужны?
Формируются воспоминания посредством восприятия и запоминания информации из прошлого, но процессы их появления зависят от индивидуальных особенностей психики, эмоционального состояния, возможностей памяти.
Они появляются, когда мы готовы их воспринять и меняют отношение к прошлой жизни.
Такие моменты можно сравнить с аудиозаписями. Проигрывая их каждый раз снова и снова, происходит переосмысление с обретением новых деталей и эпизодов.
Воспоминания в психологии.
В психологии обращаются к термину «реминисценция», что обозначает воспроизведение информации, сохраненной в памяти.
Реминисценция — это отсроченное воспоминание воспринятого или заученного материала. Такое явления бывает частым и возникает в любых возрастах.
Отличить реминисценцию от других явлений трудно, ведь речь идет о способности мозга воспроизводить информацию. Но реминисценция является самым точным и подробным явлением.
Психология приделает много внимания детским воспоминаниям. Процесс запоминания у малышей задействует образную память. В начальные годы своей жизни ребенок запоминает те образы, которые его окружают, но держатся они в сознании достаточно мало.
В период от трех лет воспоминания обретают сильный эмоциональный окрас, крепнут и запоминаются на длительный срок.
В процессе взросления позитивный результат приносят наводящие вопросы родителей, при попытке ребенка что-то вспомнить. Это развивает внимание, общий уровень интеллекта.
В дошкольном и школьном возрастах дети подключают работу воображения, переходят к заучиванию информации. В этот период воспоминания становиться последовательными, непрерывными и напрямую зависят от эмоционального восприятия ребенка.
Польза приятных воспоминаний.
После исследования, проведенного в университете Сан-Франциско, было определено, что качество воспоминаний отображают уровень удовлетворенности жизнью.
Со временем даже негативные воспоминания воспринимаются как опыт и могут стать нейтральными или даже положительными.
Вывод:
- Нужно меньше сосредотачиваться на негативе и воспринимать все как полученный не зря опыт.
- События из прошлого, вызывающие улыбку – это работа мозга, а значит элемент, улучшающий память.
- Приятные воспоминания – это хорошая мотивация. Результаты прошлого толкают на достижения будущие, а негативные уроки всегда подскажут, как делать не стоит.
В ходе некоторых исследований было установлено, что экстраверты склонны больше концентрироваться на положительных моментах из прошлого, в то время как интроверты оставляют в своей памяти более трогательные и печальные события.
Пройти тест: интроверт или экстраверт?
Как избавиться от неприятных воспоминаний?
Любые воспоминания являются определением нашей индивидуальности, а также составляют часть нашей жизни. Если с положительными воспоминаниями все понятно, то негативные вызывают отрицательные эмоции или вводят в депрессию.
Справится с «приступами» внезапно нахлынувшей волны негатива удается не всем. Что делать, если начинается приступ?
1. Найти противовес.
Перебить негативные воспоминания, какими бы они не были, всегда помогут положительные и приятные. Что если припомнить, какие красивые розы растут у бабушки в деревне или как вкусно пахнет на кухне, когда готовит мама. Такие отголоски могут быть незначительными, однако обеспечат хороший эмоциональный настрой.
2. Переосмыслить.
Если отрицательные эмоции сопровождаются навязчивыми неприятными мыслями, стоит твердо разграничить прошлое и настоящее. Воспринимая негативные ситуации как прожитый опыт, гораздо проще их принять, отпустить, забыть.
3. Принять случившееся.
К слову об опыте: воспоминания беспокоят, когда подсознание указывает на наши ошибки. Чувства вины, стыда, обиды, неловкости или страха провоцируют неприятное всплывать в голове снова. Что делать в этом случае? Принять подсказки нашего мозга: сделать определенные выводы, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Понять, что время не вернуть, зачем тогда мучать себя?
4. Убрать раздражители.
Еще один хороший способ истребить воспоминания, которые докучают – избавиться от всего, что с ними связанно (фотографии, одежду, мебель). Очистить пространство вокруг себя – значит очистить свой разум от вредных воспоминаний.
Что такое ложные воспоминания, почему они существуют?
Исследования говорят, что воспоминанием не всегда можно доверять. Ведь процессы запоминания могут не отображать реальную действительность, а искривлять ее.
Влияние эмоций на память иногда настолько сильное, что может видоизменить или запомнившуюся информацию. Фантазии становятся частью реальности, воспринимается как абсолютная действительность.
К сожалению, не существует метода, помогающего в точности отличить правдивые воспоминания от ложных, а значит ложные занимают свое место на ряду со всеми воспоминаниями.
Конфабуляция.
В психологии явление ложных воспоминаний иногда проявляется в виде конфабуляции. Конфабуляция – видоизмененные воспоминания, факты, которые отличаются от реальности либо переносятся в другой период времени, сопутствуя несуществующим событиям.
В психиатрии такое явление принято относить к расстройствам. Лечение таких нарушений происходит посредством приема необходимых для правильной работы памяти витаминов, либо когнитивными способами.
Воспоминания – зеркало нашей индивидуальности. Они бывают приятными и появляются, чтобы мотивировать, вселять надежду. Они бывают неприятными, чтобы напомнить о прошлом опыте или предостеречь от глупых ошибок. Но все же воспоминания – это индивидуальная пластинка души, которую можно и стоит иногда проиграть.
Пройти тест: Шкала самоуважения
Воспоминание. Основы общей психологии
Воспоминание. Основы общей психологииВикиЧтение
Основы общей психологииРубинштейн Сергей Леонидович
Содержание
Воспоминание
Частным видом воспроизведения является процесс вспоминания; частным видом представления — воспоминание в собственном смысле слова.
Представление как продукт воспроизведения — это воспроизведенный образ, всплывающий из прошлого; воспоминание — образ, отнесенный к прошлому. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.
Воспоминание — это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни.
Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфическая человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминание о своем прошлом. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти и притом именно этого «исторического» ее аспекта: известные периоды жизни выпадают из памяти, утрачиваются для личного сознания.
Локализация наших воспоминаний, располагающая события нашего прошлого в определенном месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления. Попытка считать наши воспоминания продуктом реконструкции прошлого, совершающейся посредством одних лишь умозаключений, по существу совершенно тожественной с реконструкцией хода исторических событий, свидетелем которых мы не были (М.Хальбвакс), явно несостоятельна. Но бесспорно, что процесс локализации наших воспоминаний включает в себя умозаключения и является опосредованным процессом. Целый ряд воспоминаний мы локализуем через заключения об объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними. Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были бы сколько-нибудь однозначно определимы.
Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь. Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего ближайшего окружения. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни.
Эти события датированы независимо от наших личных воспоминаний. Но, исходя из них, мы можем локализовать наши воспоминания, поскольку события нашей жизни постоянно сплетались с событиями коллективной жизни и по мере их переживания включались в рамки социальной жизни. Внутри этих социальных рамок мы и осуществляем локализацию наших воспоминаний. <…>
В нашей «исторической» памяти, воспроизводящей наше прошлое, особенно отчетливо выявляется значение для формирования памяти требований, предъявляемых к человеку социальными отношениями, в которые он вступает. Необходимость действовать в дальнейшем в соответствии с характером обязательств перед другими людьми влечет за собой необходимость сохранять воспоминание о прошлом. Участие в общественной жизни требует сохранения и уточнения воспоминаний, и оно же дает для этого опорные точки. Мы должны помнить наше прошлое, поскольку оно связано с другими людьми, и именно это участие в коллективной жизни связывает события нашей индивидуальной жизни с событиями коллективного опыта; это дает возможность восстановить первые, исходя из вторых. И на памяти человека, следовательно, сказывается то, что он — общественное существо, включенное в общественную жизнь.
Значение социальной жизни для восстановления воспоминаний, освещающих историю нашей жизни, специально отметили представители французской социологической школы.
М.Хальбвакс посвятил специальное исследование 104 обоснованию того положения, что процесс воспоминания совершается на основе «социальных рамок», в которых протекает наша жизнь. Хальбвакс исходил из идеалистической концепции Э.Дюркгейма, признающего реальное существование коллективного духа социальной группы. Утверждение о социальной природе памяти у человека превращается у Хальбвакса в отожествление ее с памятью общесоциальной группы.
Психология памяти, развитая Хальбваксом, представляет собой не что иное, как частную реализацию в учении о памяти характерного для французской социологической школы сведения психологии и идеологии и растворения идеологии в психологии. С этой общей позицией связано и то, что Хальбвакс отожествлял воспоминание личного прошлого с процессом восстановления исторического прошлого, свидетелем которого мы не были.
Более осторожен в своих выводах Э.Бартлетт, который тоже подчеркивает социальный характер человеческой памяти, но ограничивает этот тезис признанием социальной обусловленности памяти индивида.В СССР вопрос о памяти в социально-историческом плане ставился Л.С.Выготским, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьевым. Выготский и Лурия (вслед за французским психологом П.Жане) особенно подчеркивали связь памяти в ее историческом развитии с письменностью.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ
ТЕХНИКА 3.
Раннее воспоминаниеТЕХНИКА 3. Раннее воспоминание Ранние воспоминания используются для изучения специфики различных состояний и синдромов, например депрессивного синдрома в разных возрастных группах или ПТСР у участников боевых действий. Приводим инструкцию получения раннего
ВЕРА КАК ВОСПОМИНАНИЕ
ВЕРА КАК ВОСПОМИНАНИЕ Как я утверждал ранее, мы реагируем и воздействуем не на мир (реальность) сам по себе, а на мир, основанный на ряде наших внутренних систем веры. На одну и ту же реальную ситуацию может быть, и часто бывает, множество реакций. Два человека приходят
Мимолетное воспоминание
Мимолетное воспоминание Она положила телефонную трубку и откинулась в кресле. Ее тонко вибрирующая кисть поигрывала сигареткой. Было около трех часов дня и блестящее, хотя уже и не яркое солнце сентября настойчиво просачивалось сквозь шторы. Она любила это время,
Вера как воспоминание.
Вера как воспоминание. Как я утверждал ранее, мы реагируем и воздействуем не на мир (реальность) сам по себе, а на мир, основанный на ряде наших внутренних систем веры. На одну и ту же реальную ситуацию может быть, и часто бывает, множество реакций. Два человека приходят
«Я — хозяин?» Воспоминание о будущем…
«Я — хозяин?» Воспоминание о будущем… Случаются прелюбопытные ситуации! К примеру, вы знаете, что объективно на этой территории (у себя дома, у себя в отделе) хозяин — вы, но кто-то рядом этого не знает, а точнее, знать не хочет.• И, что характерно, вот уже много лет…Что делать?
ВОСПОМИНАНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА
ВОСПОМИНАНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА Мне кажется нелишним постоянно повторять учащимся о тех глубоких изменениях, которые психоаналитическая техника испытала со времен первых попыток в этой области. Во-первых, это фаза катарсиса Брейера, непосредственная
Глава 21 Воспоминание
Глава 21 Воспоминание Эшли действительно постарался максимально загрузить день, чтобы не сильно вспоминать о том, что случилось этой ночью. Вспоминать, конечно, можно, но лишь самое главное – то, что он был на высоте и совсем не безнадежен, как представлялось несколько
ВОСПОМИНАНИЕ: КАК Я БЫЛ ПАНТАГРЮЭЛЕМ(02.88 — 2)
ВОСПОМИНАНИЕ: КАК Я БЫЛ ПАНТАГРЮЭЛЕМ(02.88 — 2) Каждый новорожденный — уникум.Уникум не в том смысле, что не похож на остальных (хотя и в этом тоже), уникальны его возможности. Например, он поглощает за сутки такое количество молока, которое равно четверти массы его тела.
Воспоминание о ДʼАламбере
Воспоминание о Д?Аламбере Несколько лет назад я написал повесть «Ахилл и черепаха». Рассказывалось в ней не о герое любимого детьми античного мифа, а о сегодняшней жизни. При чем же тут Ахилл? Ахилл — это ум. Черепаха — сердце. В повести «Ахилл и черепаха» речь шла о том,
2. Зрительно-образное воспоминание.
2. Зрительно-образное воспоминание. Я просил испытуемых получить в своем сознании какой-нибудь образ. На это давалось 2 минуты. После этого я просил их написать (во избежание всяких воздействий, возможных при устном вопросе), какой образ они представили и насколько он был
Напоследок: тотальное воспоминание о будущем
Напоследок: тотальное воспоминание о будущем Способность нашего сознания конструировать сценарии будущего действительно примечательна. Насколько мы знаем, животные, включая наших ближайших родственников, приматов, реагируют на события постфактум, уже тогда, когда они
Воспоминание на заданную тему
Воспоминание на заданную тему Выхолащивание тайного в человеке происходит не только путем повсеместной установки видеокамер. К «прозрачности» приучают и многочисленные тесты типа «Познай себя», и анкетирование на улицах, и участие в передачах, где предлагают
8.4 Способы улучшения памяти – Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Распознавать и применять стратегии улучшения памяти
- Знать и применять эффективные методы обучения
Большинство из нас страдает от провалов в памяти того или иного рода, и большинство из нас хотели бы улучшить свою память, чтобы не забывать, куда мы кладем ключи от машины или, что более важно, материал, который нам нужно знать для экзамен. В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы, которые помогут вам лучше запоминать, и некоторые стратегии более эффективного обучения.
Стратегии улучшения памяти
Какими повседневными способами мы можем улучшить нашу память, в том числе память? Чтобы убедиться, что информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, вы можете использовать стратегии улучшения памяти. Одной из стратегий является репетиция или сознательное повторение информации для запоминания (Craik & Watkins, 1973). Вспомните, как вы учили таблицу умножения в детстве. Вы можете вспомнить, что 6 х 6 = 36, 6 х 7 = 42 и 6 х 8 = 48. Запоминание этих фактов — это репетиция.
Еще одна стратегия — разбиение на фрагменты: вы организуете информацию в управляемые биты или порции (Bodie, Powers, & Fitch-Hauser, 2006). Фрагментирование полезно при попытке запомнить такую информацию, как даты и номера телефонов. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить 5205550467, вы запоминаете число как 520-555-0467. Итак, если вы встретили на вечеринке интересного человека и захотели запомнить его номер телефона, вы, естественно, разбивали его на части и могли повторять номер снова и снова, что является репетиционной стратегией.
Вы также можете улучшить память, используя повторение: метод, при котором вы думаете о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти (Tigner, 1999). Уточняющая репетиция включает в себя как связывание информации с уже сохраненными знаниями, так и повторение информации. Например, в этом случае вы могли бы вспомнить, что 520 — это код города Аризоны, а человек, которого вы встретили, из Аризоны. Это поможет вам лучше запомнить префикс 520. Если информация сохраняется, она переходит в долговременную память.
Мнемонические приемы — это средства запоминания, которые помогают нам организовать информацию для кодирования (рис. 8.18). Они особенно полезны, когда мы хотим вспомнить большие объемы информации, такие как шаги, этапы, фазы и части системы (Bellezza, 1981). Брайану нужно выучить порядок расположения планет в Солнечной системе, но он с трудом запоминает правильный порядок. Его друг Келли предлагает мнемоническое устройство, которое может помочь ему вспомнить. Келли говорит Брайану просто запомнить имя мистера ВЭМ Дж. САН, и он легко сможет вспомнить правильный порядок планет: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus и N ептун. Вы можете использовать мнемонический прием, чтобы запомнить чье-то имя, математическую формулу или порядок математических операций.
Рисунок 8.18 Это мнемоника, которая поможет вам запомнить количество дней в каждом месяце. Месяцы с 31 днем представлены выступающими костяшками, а более короткие месяцы выпадают в пятнах между костяшками. (кредит: модификация работы Кори Занкера)
Если вы когда-нибудь смотрели телешоу Modern Family , вы могли видеть, как Фил Данфи объясняет, как он запоминает имена:
На днях я встретил парня по имени Карл. Сейчас я могу забыть это имя, но на нем была футболка Grateful Dead. Какая группа похожа на Grateful Dead? Фиш. Где живут рыбы? Океан. Что еще живет в океане? Коралл. Здравствуйте, коллега. (Wrubel & Spiller, 2010)
Чем ярче или необычнее мнемоника, тем легче ее запомнить. Ключ к успешному использованию любой мнемоники — найти стратегию, которая работает для вас.
Некоторые другие стратегии, используемые для улучшения памяти, включают выразительное письмо и произнесение слов вслух. Выразительное письмо помогает улучшить вашу кратковременную память, особенно если вы пишете о травмирующем опыте в своей жизни. Масао Ёго и Сюдзи Фуджихара (2008) заставляли участников писать с 20-минутными интервалами несколько раз в месяц. Участникам было предложено написать о травмирующем опыте, о своем лучшем будущем «я» или о тривиальной теме. Исследователи обнаружили, что это простое задание на письмо увеличило объем кратковременной памяти через пять недель, но только у участников, которые писали о травматических переживаниях. Психологи не могут объяснить, почему это письменное задание работает, но оно работает.
Что делать, если вы хотите запомнить предметы, которые нужно забрать в магазине? Просто произнесите их вслух про себя. Серия исследований (MacLeod, Gopie, Hourihan, Neary, & Ozubko, 2010) показала, что произнесение слова вслух улучшает вашу память на слово, потому что это увеличивает его различимость. Чувствуете себя глупо, произнося случайные продукты вслух? Эта техника одинаково хорошо работает, если вы просто произносите слова вслух. Использование этих методов увеличило память участников на слова более чем на 10%. Эти методы также могут быть использованы, чтобы помочь вам учиться.
Как учиться эффективно
На основе информации, представленной в этой главе, ниже приведены некоторые стратегии и предложения, которые помогут вам отточить свои методы обучения (рис. 8.19). Ключ к любой из этих стратегий заключается в том, чтобы выяснить, что лучше всего работает для вас.
Рисунок 8.19 Методы запоминания могут быть полезны при подготовке к уроку. (кредит: Барри Поусман)
- Используйте повторение : В известной статье Фергус Крейк и Роберт Локхарт (1972) обсудили свою веру в то, что информация, которую мы обрабатываем, глубже уходит в долговременную память. Их теория называется уровнями обработки. Если мы хотим запомнить часть информации, мы должны подумать о ней более глубоко и связать ее с другой информацией и воспоминаниями, чтобы сделать ее более значимой. Например, если мы пытаемся вспомнить, что гиппокамп участвует в обработке памяти, мы можем представить бегемота с отличной памятью, и тогда мы сможем лучше запомнить гиппокамп.
- Примените эффект самореференции : По мере того, как вы проходите процесс повторения, было бы еще полезнее сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично. Другими словами, используйте эффект самореференции. Пишите заметки своими словами. Напишите определения из текста, а затем перепишите их своими словами. Свяжите материал с тем, что вы уже изучили для другого класса, или подумайте, как вы можете применить эти концепции в своей жизни. Когда вы делаете это, вы создаете сеть подсказок, которые помогут вам получить доступ к материалу, когда вы захотите его запомнить.
- Используйте распределенную практику : Изучайте во времени за короткие промежутки времени, а не пытайтесь втиснуть все сразу. Консолидация памяти требует времени, а изучение во времени дает время для консолидации воспоминаний. Кроме того, зубрежка может привести к тому, что связи между концепциями станут настолько активными, что вы застрянете в связи, и это не позволит вам получить доступ к остальной информации, которую вы узнали.
- Репетировать, репетировать, репетировать : Повторять материал с течением времени, на отдельных и организованных учебных занятиях. Организуйте и изучайте свои заметки, а также проходите практические тесты/экзамены. Свяжите новую информацию с другой информацией, которую вы уже хорошо знаете.
- Учиться эффективно : Учащиеся отлично выделяют, но выделение не очень эффективно, потому что ученики тратят слишком много времени на изучение того, что они уже выучили. Вместо выделения используйте каталожные карточки. Напишите вопрос с одной стороны и ответ с другой стороны. Когда вы изучаете, разделяйте свои карточки на те, которые вы угадали правильно, и те, у которых вы ошиблись. Изучите те, в которых вы ошиблись, и продолжайте сортировать. В конце концов, все ваши карты окажутся в стопке, на которую вы ответили правильно.
- Помните о помехах : Чтобы уменьшить вероятность помех, занимайтесь в спокойное время без помех и отвлекающих факторов (например, телевизор или музыка).
- Продолжайте двигаться : Конечно, вы уже знаете, что упражнения полезны для вашего тела, но знаете ли вы также, что они также полезны для вашего ума? Исследования показывают, что регулярные аэробные упражнения (все, что повышает частоту сердечных сокращений) полезны для памяти (van Praag, 2008). Аэробные упражнения способствуют нейрогенезу: росту новых клеток мозга в гиппокампе, области мозга, которая, как известно, играет роль в памяти и обучении.
- Выспитесь : Пока вы спите, ваш мозг продолжает работать. Во время сна мозг организует и консолидирует информацию для хранения в долговременной памяти (Abel & Bäuml, 2013).
- Используйте мнемонические устройства : Как вы узнали ранее в этой главе, мнемонические устройства часто помогают нам запоминать и вспоминать информацию. Существуют различные типы мнемонических устройств, таких как аббревиатура. Акроним — это слово, образованное первой буквой каждого слова, которое вы хотите запомнить. Например, даже если вы живете рядом с одним из них, вам может быть трудно вспомнить названия всех пяти Великих озер. Что, если я скажу вам подумать о слове «дома»? ДОМА — это аббревиатура, обозначающая Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор: пять Великих озер. Другой тип мнемонического приема — акростих: вы составляете фразу из всех первых букв слова. Например, если вы сдаете тест по математике и вам трудно вспомнить порядок операций , вспомните следующее предложение: «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли», потому что порядок математических операций следующий: Скобки, Показатель степени, Умножение, Деление, Сложение, Вычитание. Существуют также джинглы, представляющие собой рифмованные мелодии, содержащие ключевые слова, связанные с концепцией, например, i перед e, кроме c .
Метафоры памяти в когнитивной психологии
Андерсон, Дж. А. Теория распознавания элементов из коротких запоминаемых списков. Психологический обзор , 1973, 80 , 417–438.
Артикул Google Scholar
Андерсон, Дж. Р. Аргументы относительно репрезентации мысленных образов. Психологический обзор , 1978, 85 , 249–277.
Артикул Google Scholar
Андерсон, Дж. Р., и Бауэр, Г. Х. Процессы распознавания и поиска в свободном воспоминании. Психологический обзор , 1972, 79, 97–123.
Артикул Google Scholar
Андерсон, Дж. Р., и Бауэр, Г. Х. Ассоциативная память человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1973.
. Google Scholar
Андерсон, Р. К., Пичерт, Дж. В., Гетц, Э. Т., Шаллерт, Д. Л., Стивенс, К. В., и Троллип, С. Р. Конкретизация общих терминов. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1977, 15 , 667–680.
Артикул Google Scholar
Аткинсон, Р. К., Герман, Д. Дж., и Весткорт, К. Т. Поисковые процессы в памяти распознавания. В RL Solso (Ed.), Теории когнитивной психологии: Симпозиум Лойолы . Потомак, штат Мэриленд: Erlbaum, 1974.
Google Scholar
Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В KW Spence & JT Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 2). Нью-Йорк: Academic Press, 1968.
. Google Scholar
Bartlett, F.C. Воспоминание: исследование по экспериментальной и социальной психологии . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1932.
. Google Scholar
Бернбах, Х. А. Процессы принятия решений в памяти. Психологический обзор , 1967, 74 , 462–480.
Артикул пабмед Google Scholar
Бернбах, Х. А. Процессы репликации в человеческой памяти и обучении. В GH Bower & JT Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 3). Нью-Йорк: Academic Press, 1969.
. Google Scholar
Скучный Е. Г. История экспериментальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1950.
. Google Scholar
Бауэр, Г. Х. Многокомпонентная теория следа памяти. В KW Spence & JT Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 1). Нью-Йорк: Academic Press, 1967.
. Google Scholar
Бауэр, Г. Х. Теория выборки стимулов для кодирования изменчивости. пер.А. У. Мелтон и Э. Мартин (ред.), Процессы кодирования в памяти человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1972.
. Google Scholar
Брансфорд, Дж. Д., Маккаррелл, Н. С., Фрэнкс, Дж. Дж., и Нич К. Э. К необъяснимой памяти. В R. Shaw & JD Bransford (Eds.), Восприятие, действие и знание . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1977.
. Google Scholar
Бродбент, Д.Э. Решение и стресс . Нью-Йорк: Academic Press, 1971.
. Google Scholar
Браун, Р., и Макнил, Д. Феномен кончика языка. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1966, 5 , 325–337.
Артикул Google Scholar
Campbell, N. R. Физика, элементы . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 19.20.
Google Scholar
Кавано, Дж. П. Голографические и следовые модели репетиционных эффектов в задаче распознавания предметов. Память и познание , 1976, 4 , 186–199.
Google Scholar
Коллинз А. М. и Куиллиан М. Р. Облегчение извлечения из семантической памяти: эффект повторения части вывода. Acta Psychologica , 1970, 33, 304–314.
Артикул Google Scholar
Крейк, Ф. И. М. Два компонента свободного отзыва. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1968, 7 , 996–1004.
Артикул Google Scholar
Крейк, Ф.И.М., и Локхарт, Р.С. Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1972, 11 , 671–684.
Артикул Google Scholar
Craik, FIM, & Tulving, E. Глубина обработки и сохранение слов в эпизодической памяти. Journal of Experimental Psychology: General , 1975, 104 , 268–294.
Артикул Google Scholar
Duhem, P. Цель и структура физической теории . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 19.54. (Первоначально опубликовано как La theorie physique , Париж, 1914 г.)
Google Scholar
Эстес, В. К. Статистическая теория спонтанной регрессии и восстановления. Психологический обзор , 1955, 62 , 145–154.
Артикул пабмед Google Scholar
Эстес, В. К. Статистический подход к теории обучения. В С. Кох (ред.), Психология: Исследование науки (Том 2). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1959.
. Google Scholar
Фишер, Р. П., и Крейк, Ф. И. М. Взаимодействие между операциями кодирования и поиска при воспроизведении по сигналу. Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память , 1977, 3 , 701–711.
Артикул Google Scholar
Флекссер, А. Дж., и Талвинг, Э. Независимость поиска при распознавании и отзыве. Психологический обзор , 1978, 85 , 153–171.
Артикул Google Scholar
Фрейд, С. Общее введение в психоанализ . Нью-Йорк: Washington Square Press, 1952 г. (Первоначально опубликовано в 1924 г. ).
Google Scholar
Фрейд, С. Заметка о «мистическом блокноте». В J. Strachey (Ed.), Собрание статей Зигмунда Фрейда . Лондон: Hogarth Press, 1950. (Первоначально опубликовано в 1940 г.).
Google Scholar
Гарнер, В.Л., Хейк, Х.В., и Эриксен, К.В. Операционизм и концепция восприятия. Психологический обзор , 1956, 63 , 149–159.
Артикул пабмед Google Scholar
Glanzer, M. Механизмы хранения в отзыве. В GH Bower (Ed.), Психология обучения и мотивация (Том 5). Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Гланцер М. и Куниц А. Р. Два механизма хранения в свободном отзыве. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1966, 5 , 351–360.
Артикул Google Scholar
Гамильтон, Э. Платон: Сборник диалогов . Нью-Йорк: Фонд Боллингена, 1961.
. Google Scholar
Зав., Х. Исследования по неврологии (Том 2). Лондон: Hodder & Stoughton and Oxford University Press, 1920.
. Google Scholar
Хебб, Д. О. Организация поведения . Нью-Йорк: Wiley, 1949.
. Google Scholar
Hesse, M.B. Модели и аналогии в науке . Саут-Бенд, Индиана: University of Notre Dame Press, 1966.
. Google Scholar
Хинцман Д. Л. Психология и коровий живот. Дайджест бегущего за червями , 1974, 16 , 84–85.
Google Scholar
Халл, К. Л. Принципы поведения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 19.43.
Google Scholar
Хант Э. Л. Что за компьютер человек? Когнитивная психология , 1971, 2 , 57–98.
Артикул Google Scholar
Джейкоби, Л. Л., и Крайр, Ф. И. М. Эффекты разработки обработки при кодировании и поиске: отличительность трассировки и восстановление исходного контекста. В LS Cermak & FIM Craik (Eds.), Уровни обработки в памяти человека . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1979.
. Google Scholar
Джеймс В. Основы психологии . Нью-Йорк: Холт, 1890.
. Google Scholar
Javnes, J. Происхождение сознания при распаде двухкамерного мозга . Бостон: Хоутон-Миффлин, 1976.
. Google Scholar
Джон, Э. Р. Коммутатор против статистических теорий обучения и памяти. Наука , 1972, 177 , 849–864.
Артикул Google Scholar
Кантовиц Б. Х. Двойная стимуляция. В BH Kantowitz (Ed.), Обработка информации человеком: учебные пособия по производительности и познанию . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1974.
. Google Scholar
Канеман Д. Внимание и усилие . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.
Google Scholar
Каплан А. Проведение расследования . Сан-Франциско: Чендлер, 1964.
. Google Scholar
Кац, Дж. Дж., Фодор, Дж. А. Структура семантической теории. Язык , 1963, 39 , 170–210.
Артикул Google Scholar
Keele, S.W. Внимание и человеческая деятельность . Пасифик Палисейдс, Калифорния: Goodyear, 1973.
Google Scholar
Клацки, Р. Л. Человеческая память: структура и процессы . Сан-Франциско: Фримен, 1975.
. Google Scholar
Колерс, П. А., и Палеф, С. Р. Не зная. Память и познание , 1976, 4 , 553–558.
Google Scholar
Ландауэр, Т. К. Память без организации: свойства модели со случайным хранением и ненаправленным поиском. Когнитивная психология , 1975, 7 , 495–531.
Артикул Google Scholar
Локхарт, Р. С., Крейк, Ф. И. М., и Джейкоби, Л. Глубина обработки, распознавания и отзыва. В Дж. Брауне (ред.), Отзыв и признание . Нью-Йорк: Wiley, 1976.
. Google Scholar
Лофтус Э. Ф. Как поймать зебру в семантической памяти. В R. Shaw & J. Bransford (Eds.), 90–109 Восприятие, действие и знание 90–110. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1977.
. Google Scholar
Мэндлер, Дж. М., и Джонсон, Н. С. Воспоминание о разобранных вещах: структура рассказа и отзыв. Когнитивная психология , 1977, 9 , 111–151.
Артикул Google Scholar
Мандлер Г. Организация и память. В KW Spence & JT Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 1). Нью-Йорк: Academic Press, 1967.
. Google Scholar
Миллер Г. А. Человеческая память и хранение информации. IRE Transactions on Information Theory , 1956, IT-2 , 129–137.
Артикул Google Scholar
Миллер, Г. А. Комментарии к статье профессора Постмана. В CN Cofer & BS Musgrave (Eds.), Вербальное поведение и обучение . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1963.
. Google Scholar
Миллер Г. А., Галантер Э. и Прибрам К. Х. Планы и структура поведения . Нью-Йорк: Холт, 1960.
Книга. Google Scholar
Миллер, Н. Э. Либерализация основных концепций SR: расширение конфликтного поведения, мотивации и социального обучения. В С. Кох (ред.), Психология: исследование науки (Том 2). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1959.
. Google Scholar
Мердок, Б. Б. Человеческая память: теория и данные . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1974.
. Google Scholar
Мердок Б. Б. и Андерсон Р. Э. Кодирование, хранение и поиск информации об элементе. В RL Solso (Ed.), Обработка информации и познание: Симпозиум Лойолы . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1975.
. Google Scholar
Мердок Б. Б. и Дафти П. О. Теория силы и память распознавания. Журнал экспериментальной психологии , 1972, 94 , 284–290.
Артикул Google Scholar
Мердок Б., Хокли В. и Мутер П. Два теста модели конвейерной ленты для распознавания предметов. Canadian Journal of Psychology , 1977, 31 , 71–89.
Google Scholar
Neisser, U. Когнитивная психология . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 19.67.
Google Scholar
Норман, Д. А. К теории памяти и внимания. Психологический обзор , 1968, 75 , 522–536.
Артикул Google Scholar
Норман, Д. А. (ред.). Модели человеческой памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1970.
. Google Scholar
Оппенгеймер Р. Аналогия в науке. Американский психолог , 1956, 11 , 127–135.
Артикул Google Scholar
Пайвио, А. Ментальные образы в ассоциативном обучении и памяти. Психологический обзор , 1969, 76 , 241–263.
Артикул Google Scholar
Пайвио, А. Неоментализм. Канадский журнал психологии , 1975, 29 , 263–291.
Google Scholar
Груша, Т. Х. Вспоминая и забывая . Лондон: Метеун, 1922.
. Google Scholar
Познер, М.И., и Коник, А.Ф. О роли вмешательства в краткосрочное удержание. Журнал экспериментальной психологии , 1966, 72 , 221–231.
Артикул пабмед Google Scholar
Познер, М. И., и Уоррен, Р. Э. Следы, концепции и сознательные конструкции. В AW Melton & E. Martin (Eds.), Процессы кодирования в памяти человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1972.
. Google Scholar
Почтальон Л. Организация и вмешательство. Психологический обзор , 1971, 78 , 290–302.
Артикул Google Scholar
Постман Л. Прагматический взгляд на теорию организации. В E. Tulving & W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Постман Л. и Андервуд Б. Дж. Критические вопросы теории помех. Память и познание , 1973, 1 , 19–40.
Google Scholar
Pribram, KH Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1971.
Google Scholar
Рэтклифф, Р. Теория извлечения памяти. Психологический обзор , 1978, 85 , 59–108.
Артикул Google Scholar
Rumelhart, DE Примечания к схеме рассказов. В Д. Бобров и А. Коллинз (ред.), Представление и понимание: исследования в области когнитивистики . Нью-Йорк: Academic Press, 1975.
. Google Scholar
Rumelhart, D. E., Lindsay, P. H., & Norman, D. A. Модель процесса долговременной памяти. В E. Tulving & W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Шактер, Д. Л., Элдил, Дж. Э., и Талвинг, Э. Психология Ричарда Семона. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1978, 17 , 721–743.
Артикул Google Scholar
Семон Р. Мнема . Нью-Йорк: Аллен и Анвин, 1921.
. Google Scholar
Шиффрин, Р. М. Поиск в памяти. В Д. А. Норман (ред.), 90–109 Модели человеческой памяти 90–110. Нью-Йорк: Academic Press, 1970.
. Google Scholar
Шиффрин Р. М. и Аткинсон Р. К. Процессы хранения и поиска в долговременной памяти. Психологический обзор , 1969, 76 , 179–193.
Артикул Google Scholar
Саймон, Х. А., и Фейгенбаум, Э. А. Теория обработки информации некоторых эффектов сходства, ознакомления и осмысленности в вербальном обучении. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1964, 3 , 385–396.
Артикул Google Scholar
Скиннер Б. Ф. О бихевиоризме . Нью-Йорк: Винтаж, 1976.
Google Scholar
Скиннер Б.Ф. Размышления о бихевиоризме и обществе . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1978.
Google Scholar
Штернберг С. Высокоскоростное сканирование памяти человека. Наука , 1966, 153 , 652–654.
Артикул пабмед Google Scholar
Штернберг, С. Сканирование памяти: психические процессы, выявленные в экспериментах по времени реакции. Американский ученый , 1969, 57, 421–457.
ПабМед Google Scholar
Торндайк, Э. Л. Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных. Психологические монографии , 1898, 2 (№ 8).
Торндайк, П. Х. Когнитивные структуры в понимании и памяти повествовательного дискурса. Когнитивная психология , 1977, 9 , 77–110.
Артикул Google Scholar
Таунсенд, Дж. Т. Вопросы и модели, касающиеся обработки конечного числа входных данных. В BH Kantowitz (Ed.), Обработка информации человеком: учебные пособия по производительности и познанию . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1974.
. Google Scholar
Тулвинг, Э. Субъективная организация в свободном воспроизведении «несвязанных» слов. Психологический обзор , 1962, 69 , 344–354.
Артикул пабмед Google Scholar
Тульвинг Э. Эпизодическая и семантическая память. В E. Tulving & W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Тулвинг, Э. Исследование памяти: какой прогресс? В LG Nilsson (Ed.), 90–109 Перспективы исследования памяти 90–110. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум, 1979.
. Google Scholar
Тулвинг, Э., и Перлстоун, З. Наличие и доступность информации в памяти для слов. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1966, 5 , 381–391.
Артикул Google Scholar
Тулвинг Э. и Томсон Д. Специфичность кодирования и процессы поиска в эпизодической памяти. Психологический обзор , 1973, 80 , 352–373.
Артикул Google Scholar
Андервуд, Б. Дж. Не перегружаем ли мы память? В AW Melton & E. Martin (Eds.), .Процессы кодирования в памяти человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1972.
. Google Scholar
Во, Н. К., и Норман, Д. А. Первичная память. Психологический обзор , 1965, 72 , 89–104.
Артикул пабмед Google Scholar
Векслер Д. Б. Энграммы, хранение в памяти и мнемоническое кодирование. Американский психолог , 19 лет63, 18 , 149–153.
Артикул Google Scholar
Викельгрен, В.