Воспоминание в психологии это – в психологии, значение слова, детские воспоминания

Содержание

в психологии, значение слова, детские воспоминания

Воспоминание — это восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями. Воспоминание бывает произвольным, с помощью приложенных усилий воли, а также непроизвольным, при спонтанном возникновении образов в сознании личности. В момент произвольного воспоминания прошлых событий возникает личностное отношение индивида к прошлому, имеющее некую эмоциональную окраску.

Воспоминание – процесс памяти, при котором извлекаются образы далекого прошлого, это умственное восстановление жизненных событий, с его помощью создается непрерывная связь между ранним детством и старостью личности.

Воспоминание прошедшего опыта редко бывает детализированным. Уровень такого несовпадения между воспоминанием и событиями связан со степенью личностного развития. Качество воспоминания прямо зависит от умственных возможностей индивида, от условий запоминания событий и его личностной значимости для индивидуума.

Что такое воспоминание

Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов памяти прошлого опыта.

Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.

Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.

Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение амнезии – обратного от воспоминания процесса.

Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня интеллекта, что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.

Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлечённость личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.

Воспоминание в психологии

Достаточно сложным феноменом является проблема детских воспоминаний. Заключается это в понимании развития процесса памяти у малышей, а именно в запоминании образов. В начале жизненного пути (первый год) ребенок запоминает исключительно то, с чем чаще всего вступает в зрительный контакт. В основном это близкие родственники. Но поскольку период восстановления в памяти этих образов слишком краток, то их воспроизведение в памяти очень шаткое и, соответственно, механизм воспоминания практически невозможен. В дальнейшем количество запоминаемых образов увеличивается и растет период сохранения этих образов в памяти. Происходит это примерно на втором году жизни малыша.

В три года процесс запоминания имеет довольно сильную эмоциональную окраску и уже закрепляется на достаточно длительный период времени – до года. При этом запоминаются даже единичные ситуации, особенно если они сопровождаются сильными эмоциональными впечатлениями.

Детские воспоминания, полученные в детском возрасте, начинают закрепляться в памяти, когда они составляют подкрепляющие сами себя цепочку образов. Данный факт можно наблюдать у крох уже в период от года до двух. Но пока это еще только непроизвольные воспоминания. Формирование такой стороны работы детской памяти, как произвольность осуществляется с помощью взрослых, которые задают провоцирующие вопросы. Поиск ответов на них стимулируют малышей вспоминать. В памяти крох всплывают ассоциативные ряды, связанные с ответом на вопрос. Сюда относят необходимость вспомнить, как именно нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить желаемый результат. Так происходит закрепление воспоминаний. В данном возрасте очень эффективным средством для расширения круга детских воспоминаний является процесс игры. Путем повторения определенных слов и действий ребенок пополняет количество запоминаемых образов. А поскольку это еще и связано с позитивными эмоциями, то вероятность лучшего развития памяти у крохи растет.

Только приближаясь к дошкольному возрасту, малыш начинает использовать произвольность в воспроизведении образов. Это связывают с увеличением требований со стороны взрослых – родители, воспитатель детского сада. За счет незначительного уменьшения новизны эмоциональной реакции на появляющиеся в жизни ситуации кроха переходит к следующему этапу закрепления воспоминаний – заучиванию. С этого момента детские воспоминания начинают приобретать непрерывный последовательный характер. В дальнейшем развитие механизма запоминания усложняется и может зависеть от разного рода раздражителей: воспоминания способны быть связаны с запахами, цветами, людьми, ситуациями, ощущениями, искусством и т. д.

Новое звучание значение слова воспоминание приобретает, когда вспоминаем о воображении памяти. Феномен, открывающий новые грани в процессах памяти. Как уже известно, большинство происходящих в жизни индивида событий сопровождается разнообразными эмоциями. Отдельные из этих переживаний настолько сильны при воздействии на восприятие человека, что могут видоизменять качество запоминаемой информации. Например, относительно известным фактом является история актера одного из театров, у которого по окончании сцены в пьесе, где он по сценарию участвует в драке, после снятия грима обнаружили гематому на лице. А обнаружили ее на том месте, куда ему якобы нанесли удар. Такому явлению больше подвержены высокочувствительные личности.

Воображение памяти состоит в том, что под влиянием аффективных переживаний в случае какого – либо происшествия человек может запомнить его в абсолютно противоположных от реальности деталях. Может возникать в ситуации довольно стрессовой для человека, к которой он не был подготовлен. Впечатление от события настолько сильное, что видоизмененные в памяти факты кажутся для личности абсолютно реальными. Воспоминание в психологии до конца не изучено и выступает спорным вопросом среди ученых.

Роль воспоминаний в жизни индивида становится наиболее весомой в период взросления и самоопределения в социуме. Например, когда личность проходит сквозь общую массу жизненного опыта и пытается соотнести себя к одному или другому коллективному статусу, составляется общая субъективная картина личности. В этом случае память о предыдущих событиях может, как поддержать рост личности, так и приостановить его. Когда, представим, будучи ребенком, индивид был свидетелем или же участником психотравмирующих ситуаций, воспоминания об этом в достаточно осознанном возрасте зачастую блокируются на уровне подсознания. Подобного рода защита срабатывает для предупреждения повторной травматизации личности. Вместе с тем защитная реакция психики не позволяет этой же личности развиваться дальше, поскольку личностный рост предполагает проработку неудачного жизненного опыта. Это часто сплетено с переживаниями, а в случае травматизации существует вероятность, что они могут быть опасными. Поэтому психика их блокирует, с целью сохранения баланса.

psihomed.com

что это такое, как сохранять и избавляться от них

Воспоминания – связующая нить между прошлым и настоящим. Какие-то едва возможно вспомнить, а некоторые поражают своей детализацией. Так чем же они являются, и как работает этот механизм? Почему воспоминания бывают ложными? Как избавиться от неприятных и чем полезны приятные?

Что такое воспоминания

Воспоминания — это способность мозга восстанавливать образы и ситуации, прожитые в прошлом. Лучше всего запоминаются моменты жизни, которые вызывают большее количество эмоций. Их гораздо проще вспомнить даже в мельчайших подробностях. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными.

  • Произвольными называют те, которые мы пытаемся вызвать собственными силами. Например, имена, даты, адреса, номера телефонов и т.д.
  • Непроизвольные являются спонтанными и появляются в момент, когда мы сталкиваемся с образами или запахами, которые наблюдали в прошлом. Непроизвольные связаны с эмоциями и поэтому дольше сохраняются в сознании.

Главное отличие произвольных заключается в том, что они составляют сознательную память, а непроизвольные – бессознательную, неумышленную.

Воспоминания бывают:

  • ностальгические;
  • приятные;
  • тягостные;
  • радостные;
  • обрывочные;
  • печальные;
  • кошмарные;
  • романтические и т.д.

Формируясь в нашем подсознании, они обязательно проходят сквозь осведомленные эмоции, а значит, несут в себе их отпечаток.

Как формируются воспоминания, и для чего они нужны

Формируются воспоминания посредством восприятия и запоминания информации из прошлого, но процессы их появления зависят от индивидуальных особенностей психики, эмоционального состояния, возможностей памяти.

Они появляются, когда мы готовы их воспринять и меняют отношение к прошлой жизни.

Такие моменты можно сравнить с аудиозаписями. Проигрывая их каждый раз снова и снова, происходит переосмысление с обретением новых деталей и эпизодов.

Воспоминания в психологии

В психологии обращаются к термину «реминисценция», что обозначает воспроизведение информации, сохраненной в памяти.

Реминисценция — это отсроченное воспоминание воспринятого или заученного материала. Такое явления бывает частым и возникает в любых возрастах.

Отличить реминисценцию от других явлений трудно, ведь речь идет о способности мозга воспроизводить информацию. Но реминисценция является самым точным и подробным явлением.

Психология приделает много внимания детским воспоминаниям. Процесс запоминания у малышей задействует образную память. В начальные годы своей жизни ребенок запоминает те образы, которые его окружают, но держатся они в сознании достаточно мало.

В период от трех лет воспоминания обретают сильный эмоциональный окрас, крепнут и запоминаются на длительный срок.

В процессе взросления позитивный результат приносят наводящие вопросы родителей, при попытке ребенка что-то вспомнить. Это развивает внимание, общий уровень интеллекта.

В дошкольном и школьном возрастах дети подключают работу воображения, переходят к заучиванию информации. В этот период воспоминания становиться последовательными, непрерывными и напрямую зависят от эмоционального восприятия ребенка.

Приятные воспоминания полезны

После исследования, проведенного в университете Сан-Франциско, было определено, что качество воспоминаний отображают уровень удовлетворенности жизнью.

Со временем даже негативные воспоминания воспринимаются как опыт и могут стать нейтральными или даже положительными.

Вывод:

  • Нужно меньше сосредотачиваться на негативе и воспринимать все как полученный не зря опыт.
  • События из прошлого, вызывающие улыбку – это работа мозга, а значит элемент, улучшающий память.
  • Приятные воспоминания – это хорошая мотивация. Результаты прошлого толкают на достижения будущие, а негативные уроки всегда подскажут, как делать не стоит.

В ходе некоторых исследований было установлено, что экстраверты склонны больше концентрироваться на положительных моментах из прошлого, в то время как интроверты оставляют в своей памяти более трогательные и печальные события.

Как избавиться от неприятных воспоминаний

Любые воспоминания являются определением нашей индивидуальности, а также составляют часть нашей жизни. Если с положительными воспоминаниями все понятно, то негативные вызывают отрицательные эмоции или вводят в депрессию.

Справится с «приступами» внезапно нахлынувшей волны негатива удается не всем. Что делать, если начинается приступ?

Найти противовес

Перебить негативные воспоминания, какими бы они не были, всегда помогут положительные и приятные. Что если припомнить, какие красивые розы растут у бабушки в деревне или как вкусно пахнет на кухне, когда готовит мама. Такие отголоски могут быть незначительными, однако обеспечат хороший эмоциональный настрой.

Переосмыслить

Если отрицательные эмоции сопровождаются навязчивыми неприятными мыслями, стоит твердо разграничить прошлое и настоящее. Воспринимая негативные ситуации как прожитый опыт, гораздо проще их принять, отпустить, забыть.

Принять случившееся

К слову об опыте: воспоминания беспокоят, когда подсознание указывает на наши ошибки. Чувства вины, стыда, обиды, неловкости или страха провоцируют неприятное всплывать в голове снова. Что делать в этом случае? Принять подсказки нашего мозга: сделать определенные выводы, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Понять, что время не вернуть, зачем тогда мучать себя?

Убрать раздражители

Еще один хороший способ истребить воспоминания, которые докучают – избавиться от всего, что с ними связанно (фотографии, одежду, мебель). Очистить пространство вокруг себя – значит очистить свой разум от вредных воспоминаний.

Что такое ложные воспоминания, почему они существуют

Исследования говорят, что воспоминанием не всегда можно доверять. Ведь процессы запоминания могут не отображать реальную действительность, а искривлять ее.

Влияние эмоций на память иногда настолько сильное, что может видоизменить или запомнившуюся информацию. Фантазии становятся частью реальности, воспринимается как абсолютная действительность.

К сожалению, не существует метода, помогающего в точности отличить правдивые воспоминания от ложных, а значит ложные занимают свое место на ряду со всеми воспоминаниями.

Конфабуляция

В психологии явление ложных воспоминаний иногда проявляется в виде конфабуляции. Конфабуляция – видоизмененные воспоминания, факты, которые отличаются от реальности либо переносятся в другой период времени, сопутствуя несуществующим событиям.

В психиатрии такое явление принято относить к расстройствам. Лечение таких нарушений происходит посредством приема необходимых для правильной работы памяти витаминов, либо когнитивными способами.

Воспоминания – зеркало нашей индивидуальности. Они бывают приятными и появляются, чтобы мотивировать, вселять надежду. Они бывают неприятными, чтобы напомнить о прошлом опыте или предостеречь от глупых ошибок. Но все же воспоминания – это индивидуальная пластинка души, которую можно и стоит иногда проиграть.

wikigrowth.ru

Воспоминание – понятие, в психологии, детские воспоминания

У какого человека нет воспоминаний? Абсолютно у каждого человека есть прошлое, которое с ним случилось, запечатлилось в памяти, и теперь он может его воспроизводить. Одни воспоминания человек может восстановить в памяти, а другие уходят глубоко в подсознание, порой влияя на решения и взгляды человека. Нередко этими «подсознательными» воспоминаниями являются детские образы. О понятии воспоминаний и об их значении в психологии расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Воспоминаниями принято называть образные представления о том, что с человеком произошло. То, что человек видел в прошлом, он может восстановить в своей памяти. Однако нередко воспоминаниями являются еще и чувственные ощущения: запахи, вкусы, звуки, которые человек ощущал в определенный промежуток времени.

Следует понимать, что воспоминания человека не всегда являются подлинными, истинными. Человеческая память обладает защитными функциями, которая может приукрашивать или видоизменять события или отношение человеку к произошедшему с целью снижения уровня психического напряжения. Другими словами, человек может неправильно вспоминать определенные события, поскольку его психическая защита их немного видоизменила либо исказила, чтобы он не слишком страдал или боялся.

  • Воспоминания могут быть выборочными: человек не все помнит и помнит лишь, то было ему важно и ценно, на что он обратил свое внимание.
  • Воспоминания нередко формируются на основе того, как человек интерпретирует произошедшие события. Другими словами, человек вспоминает зачастую не картинки окружающего мира, а собственное отношение, внутренние переживания, эмоциональные ощущения и интерпретацию конкретной ситуации, которая с ним произошла. Если, к примеру, попросить двух человек описать одно и то же событие, в котором они принимали участие, то они опишут его разными словами. Может создаться такое ощущение, будто они говорят о разных событиях.

Прошлое есть у каждого человека. Если вы живы, продолжаете жить и уже достигли достаточно зрелого возраста, значит, за вашими плечами остались истории, о которых вы сожалеете, которым радуетесь и некоторые из них даже хотели бы вернуть. У всех есть свое прошлое. Способность иногда возвращаться мыслями в прошлое – естественное явление. Если вы не страдаете амнезией, тогда вы помните то, что с вами происходило.

Но вот вопрос: а что дают вам воспоминания о прошлом? Возвращаясь в те события, которые с вами уже произошли, насколько полезным является такое ваше времяпрепровождение?

Все люди вспоминают о прошлом. Но есть и те, которые большую часть времени посвящают тому, чтобы погрузиться в собственные воспоминания. А когда они живут? Как они строят свое будущее? Логично будет сказать, что, чем больше вы вспоминаете о прошлом, тем меньше времени вы уделяете своей настоящей жизни и созданию будущего. Соответственно, время проходит мимо вас, а ваше будущее становится похожим на настоящее, где вы только вспоминаете и вспоминаете.

В прошлом нет ничего плохого, кроме двух вещей:

  1. Оно уже прошло, то есть вы уделяете время тому, что уже не имеет смысла.
  2. Оно может быть как хорошим, так и плохим.

Мало того, что вы тратите свое время на то, что не вернуть и не имеет смысла, так вы еще можете вспоминать не о хороших событиях, а о плохих. Человек часто портит сам себе настроение только потому, что вспоминает о своем негативном опыте из прошлого. Зачем он это делает? Этот вопрос нужно задать каждому, кто возвращается воспоминания в прошлое.

Вспоминая о том, что уже с вами произошло, о чем конкретно вы вспоминаете? Хороший ли это опыт или плохой? Что полезного вам дает занятие, когда вы вспоминаете о прошлом?

Человек занимается бесполезным занятием, если ничего хорошего для себя не берет из своего прошлого опыта. Можно вспоминать о плохом, но делать выводы и видеть свои ошибки. А можно вспоминать о неприятном, при этом страдать и горевать. В каком случае возвращение к прошлому дает человеку пользу, а в каком – вред?

Если вы вспоминаете о прошлом, то пусть это будет идти вам на пользу. Если вам нечего вспомнить или вы страдаете от своих воспоминаний, то не следует заниматься тем, что только время ваше отнимает.

Что такое воспоминание?

Понятие «воспоминание» подразумевает под собой мысленное образное воспроизведение определенной картины, которая ассоциируется с конкретным временным отрезком времени. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными:

  1. Произвольные воспоминания возникают тогда, когда человек по собственной воле мысленно воспроизводит определенные картины из прошлого.
  2. Непроизвольные воспоминания возникают в голове сами по себе, зачастую им предшествуют определенные условия окружающего настоящего, которые ассоциируются или напоминают о конкретном прошлом.

Воспоминаниями называются мыслительные операции, когда из памяти достаются определенные картины, которые с человеком произошли. Зачастую человек вспоминает прошлое так, как он его воспринял – вспоминается ситуация не объективно, а субъективно, нередко в такой цветовой гамме, которую сам человек накладывает на прошлое.

Воспоминания часто не совпадают с реальными событиями, которые происходили в прошлом, что связано с субъективным отношением человека к ситуации, с его оценкой ситуации, защитными психическими механизмами, точностью воспринятых обстоятельств, от которых индивид не укрывался, и готовностью воспринимать реальность любой, а не так, как лично хочется.

Воспоминания нередко влияют на человеческую жизнь в настоящем и даже в будущем. У каждого человека есть свое прошлое. Даже у всего человечества есть прошлое, которое и приводит к тому настоящему, которое имеется сейчас. Несомненно, прошлое влияет на то, какими люди становятся в настоящем и к какому будущему они устремляются. Но довольно часто прошлое не такое счастливое и успешное, чтобы оно подводило человека к чему-то хорошему и прекрасному в дальнейшем. Возникает вопрос: «Неужели смириться и жить, как живется?». Нет. Если вы хотите жить иначе, а не так, как может предречь вам прошлое, вы вольны взять под контроль свою жизнь и изменить ее течение.

Обычно люди живут «на автомате», то есть отключают свое сознание, отчего просто плывут по течению. Конечно же, в этом случае произойдет то, что должно произойти, если рассмотреть логическую цепочку всех причинно-следственных связей событий прошлого, настоящего и будущего. Человек как будто не принимает участия в формировании своей жизни, он лишь подчиняется ей. И тогда выходит то, что люди называют «судьбой», хотя ее можно изменить, если человек того захочет.

Давление прошлого не позволяет человеку жить счастливо в настоящем времени. Многочисленные шаблоны, правила и нормы поведения, стереотипы общества, а также собственные страхи, нереализованные желания, комплексы – все это просто уничтожает возможность счастливого существования. И если человек поддается своей «судьбе», тогда он действительно живет несчастливо, страдальчески, ничего не достигая.

Можно ли изменить прошлое? Нет, прошлое никак не изменишь. Но вот настоящее и будущее еще поддается изменению. Поэтому если вы хотите что-то изменить в своей жизни, то нужно менять не прошлое, а свое настоящее, перенаправляя течение жизни к другому будущему. Это словно вырыть новый ров, по которому потечет река уже в другом направлении, а не в том, по которому привыкла течь.

В чем заключаются изменения? Под переменами понимается то, что вы должны изменить самого себя. Вы должны проработать собственные страхи и комплексы, чтобы от них освободиться, понять, какие убеждения полезные, а какие только мешают вам жить, освободиться от стереотипности мышления, а также наметить цели, к которым вы будете идти. Все это происходит нелегко, поэтому готовьтесь к тому, что вам захочется все бросить и вернуться в прежнее «русло». Также вас подстерегают различные трудности и ошибки, которые вы будете совершать. Но вопрос будет заключаться не в том, сможете ли вы не делать ошибок, а в том, готовы ли вы преодолевать трудности и продолжать двигаться к своей цели, несмотря на неудачи.

Вам придется изменить себя, «переломить», стать другим. А это очень трудно. Но лишь ваше желание и упорство жить иначе не позволят прошлому давить на вас, позволят жить так, как вы того хотите. Поймите, что вы можете жить так, как вам хочется. И мир в любой момент предоставляет вам такую возможность. Но воспользуетесь ли вы своим шансом или нет – это уже решать вам.

Воспоминание – это то, что человек извлекает из своей памяти в виде образов, которые относятся к прошлому, произошедшие с ним в реальной жизни. Несмотря на то, что они могут неправильно воспроизводиться человеческим сознанием, они продолжают оставаться воспоминаниями.

перейти наверх

Детские воспоминания

Почему человек зачастую не помнит своего раннего детства? Это связано с особенностями памяти. На первом году жизни человек обычно ненадолго запоминает зрительные образы, с которыми постоянно контактирует. Однако пока они не задерживаются в сознании ребенка. Уже на втором году запоминание увеличивает свой промежуток. Ребенок на более длительный срок может все запоминать.

Начиная с 3 лет, ребенок запоминает единичные события на долгие годы, прочая информация запоминается приблизительно на один год. Запоминаются надолго обычно те ситуации, которые были эмоционально окрашены.

Воспоминания закрепляются в памяти с самого детства, только человек не имеет к ним доступа. Воспоминания становятся более длительными и доступными для воспроизведения, когда:

  1. Ребенок начинает задавать вопросы, на которые пытается найти ответы из своего прошлого опыта.
  2. Ребенок начинает создавать определенные цепочки между прошлыми событиями и настоящими ситуациями, явлениями, предметами.

Уже в дошкольном возрасте запоминание событий становится длительным, что связано с обучением, когда ребенок должен заучивать. При этом жизнь ребенка все менее становится новой, малыш уже сталкивается со знакомыми ситуациями. Повторение способствует тому, что малыш запоминает.

Прошлое человека – когда оно важно, а когда неважно? Вспомните все те рассуждения друзей и подруг, когда вы обсуждаете тему, нужно ли расспрашивать человека об его прошлом. Одни говорят, что не нужно, другие аргументируют нужность расспроса человека о прошлом, мол, «ты по крайней мере будешь знать, на что он способен». Так, когда прошлое человека важно знать, а когда не важно?

Прошлое человека становится неважным только тогда, когда то, что с ним происходило в прошлом, не происходит сейчас. Например, уже не имеет значения, какие оценки человек получал в школе, когда ему сейчас 30 лет. Знание об оценках в школе – лишь дополнительная информация, но она не важна, поскольку не играет никакой роли в настоящей жизни человека.

Прошлое человека становится важным только тогда, когда то, что с ним происходило ранее, может происходить и сейчас. К примеру, это касается привычек: человек бросил курить, но как только он попадет в стрессовую ситуацию, он снова закурит. То, что было в прошлом, происходит или может происходить и сейчас. А значит, это важно знать, поскольку данное знание будет не просто информацией, но и предупреждающим звоночком.

Одни говорят, что прошлое – это прошлое, о нем не нужно вспоминать. Другие говорят, что зная о прошлом, можно предсказать и будущее человека. Но верно только одно: прошлое важно лишь тогда, когда оно может проявиться в настоящем. Но если прошлое действительно не может быть повторено в настоящем, тогда оно не имеет никакого значения.

перейти наверх

Итог

У всех людей есть прошлое, которое они воспроизводят путем представления образных картинок из памяти. Это называется воспоминаниями, которые нередко бывают искаженными из-за неправильного отношения к ним, интерпретации события и даже нежелания о них вспоминать.

Однако нередко человек начинает ностальгировать по прошлому – когда он уже не видит ничего хорошего в своей настоящей жизни и скучает по прошлому бытию, которое с ним происходило.

psytheater.com

Воспоминание | Словарь психолога

ВОСПОМИНАНИЕ  — извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. С возрастом воспоминания все больше становятся составной частью духовной жизни личности. Может быть произвольным (‑> припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании (=> персеверация; гипермнезия). Реконструкция, или восстановление, прошлого опыта никогда не бывает буквальной. Степень несовпадения воспоминания и прошлого события зависит от динамики развития личности — ее установок, мотивов, целей, от давности припоминаемого события, а также от значимости его для субъекта. Продуктивность воспоминания зависит от мнемических средств (‑> мнемотехника), а также от условий, в коих запоминался эпизод.

ВОСПОМИНАНИЕ ПОКРЫВАЮЩЕЕ  — второстепенные детские воспоминания, кои при вспоминании выступают вместо первостепенных, создавая видимость меньшей значимости последних. Согласно З. Фрейду, воспоминания раннего детства — первых пяти‑шести лет жизни — обычно сохраняют второстепенные и безразличные детали, тогда как сильные переживания, связанные с аффектами, часто не вспоминаются вовсе. Воспоминания покрывающие образуются вследствие сдвига в репродукции и замещают влечение, вытесненное в бессознательное, с коим ассоциативно связаны и как бы его прикрывают.

ВОСПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ  — при воспоминании произвольном некоего события сознательно восстанавливается отношение к нему, что может сопровождаться сопутствующими этому эпизоду эмоциями.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ВОСПОМИНАНИЕ (англ. reminiscence) — воспроизведение локализованных во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической (эпизодической) памяти. Нередко В. связано со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причинной связи между ними. Кроме того, В. значимых для личности событий, предметов и лиц обычно сопровождается эмоциональными переживаниями. (Т. П. Зинченко.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

slovar.world-psychology.ru

Воспоминание. Основы общей психологии

Частным видом воспроизведения является процесс вспоминания; частным видом представления — воспоминание в собственном смысле слова.

Представление как продукт воспроизведения — это воспроизведенный образ, всплывающий из прошлого; воспоминание — образ, отнесенный к прошлому. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.

Воспоминание — это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни.

Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфическая человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминание о своем прошлом. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти и притом именно этого «исторического» ее аспекта: известные периоды жизни выпадают из памяти, утрачиваются для личного сознания.

Локализация наших воспоминаний, располагающая события нашего прошлого в определенном месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления. Попытка считать наши воспоминания продуктом реконструкции прошлого, совершающейся посредством одних лишь умозаключений, по существу совершенно тожественной с реконструкцией хода исторических событий, свидетелем которых мы не были (М.Хальбвакс), явно несостоятельна. Но бесспорно, что процесс локализации наших воспоминаний включает в себя умозаключения и является опосредованным процессом. Целый ряд воспоминаний мы локализуем через заключения об объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними. Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были бы сколько-нибудь однозначно определимы.

Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь. Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего ближайшего окружения. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни.

Эти события датированы независимо от наших личных воспоминаний. Но, исходя из них, мы можем локализовать наши воспоминания, поскольку события нашей жизни постоянно сплетались с событиями коллективной жизни и по мере их переживания включались в рамки социальной жизни. Внутри этих социальных рамок мы и осуществляем локализацию наших воспоминаний. <…>

В нашей «исторической» памяти, воспроизводящей наше прошлое, особенно отчетливо выявляется значение для формирования памяти требований, предъявляемых к человеку социальными отношениями, в которые он вступает. Необходимость действовать в дальнейшем в соответствии с характером обязательств перед другими людьми влечет за собой необходимость сохранять воспоминание о прошлом. Участие в общественной жизни требует сохранения и уточнения воспоминаний, и оно же дает для этого опорные точки. Мы должны помнить наше прошлое, поскольку оно связано с другими людьми, и именно это участие в коллективной жизни связывает события нашей индивидуальной жизни с событиями коллективного опыта; это дает возможность восстановить первые, исходя из вторых. И на памяти человека, следовательно, сказывается то, что он — общественное существо, включенное в общественную жизнь.

Значение социальной жизни для восстановления воспоминаний, освещающих историю нашей жизни, специально отметили представители французской социологической школы.

М.Хальбвакс посвятил специальное исследование 104 обоснованию того положения, что процесс воспоминания совершается на основе «социальных рамок», в которых протекает наша жизнь. Хальбвакс исходил из идеалистической концепции Э.Дюркгейма, признающего реальное существование коллективного духа социальной группы. Утверждение о социальной природе памяти у человека превращается у Хальбвакса в отожествление ее с памятью общесоциальной группы.

Психология памяти, развитая Хальбваксом, представляет собой не что иное, как частную реализацию в учении о памяти характерного для французской социологической школы сведения психологии и идеологии и растворения идеологии в психологии. С этой общей позицией связано и то, что Хальбвакс отожествлял воспоминание личного прошлого с процессом восстановления исторического прошлого, свидетелем которого мы не были. Более осторожен в своих выводах Э.Бартлетт, который тоже подчеркивает социальный характер человеческой памяти, но ограничивает этот тезис признанием социальной обусловленности памяти индивида.

В СССР вопрос о памяти в социально-историческом плане ставился Л.С.Выготским, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьевым. Выготский и Лурия (вслед за французским психологом П.Жане) особенно подчеркивали связь памяти в ее историческом развитии с письменностью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Воспоминания — Психологос

Фильм «Ребекка»

К ярким и светлым воспоминаниям хочется возвращаться снова и снова.
скачать видео

​​​​​​​Воспоминания — образы и сюжеты прошлого, всплывающие в памяти.

Воспоминания — это не все прошлое. Это в первую очередь его чувственная часть: образы, чувства и впечатления. Разумную часть прошлого опыта, мысли и оценки происшедшего к воспоминаниям обычно не относят.

Воспоминания в человеческой жизни

Воспоминания бывают сладкими и горькими, яркими и бледнеющими. Светлые воспоминания согревают и поддерживают, темные и тяжелые — гнетут. Глупо возрвщаться к больным воспоминаниям, приятно погрузиться в воспоминания сладкие, но для человека деятельного неправильно воспоминаниями жить.

Воспоминания — как конфеты: дети их любят, но взрослые люди выбирают питаться чем-то другим.

Взрослые и деятельные люди живут не воспоминаниями о прошлом, а тем, что происходит сегодня и своими планами↑, чтобы завтра сделать богатым и радостным. Память важна, но из всех видов памяти для здорового человека важнее всего память будущего.

Воспоминания в практической психологии

Работа с воспоминаниями — большая и интересная часть психологической работы. Полезно актуализировать позитивные, ресурсные воспоминания, бывает необходимо больные воспоминания стереть.

Насколько это в принципе возможно, см.→

Детские воспоминания

У кого-то впечаталось огромное синее небо, доброе теплое солнце и много-много желтых подсолнухов вокруг. У кого-то были запечатлены менее оптимистичные образы. Работа с детскими воспоминаниями — эффективная техника личностной работы. См.→

www.psychologos.ru

ВОСПОМИНАНИЕ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Оглавление раздела память:

Частным видом воспроизведения является процесс воспоминания; частным видом представления — воспоминание в собственном смысле слова.

Представление как продукт воспроизведения — это воспроизведённый образ, всплывающий из прошлого; воспоминание — образ, отнесённый к прошлому. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознаёт его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведённого образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.

Воспоминание — это представление, отнесённое к более или менее точно определённому моменту в истории нашей жизни.

Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчуждёнными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфически человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминание о своём прошлом. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс её развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до её распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти и притом именно этого «исторического» её аспекта: известные периоды жизни выпадают из памяти, утрачиваются для личного сознания.

Локализация наших воспоминаний, располагающая события нашего прошлого в определённом месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления. Попытка считать наши воспоминания продуктом реконструкции прошлого, совершающейся посредством одних лишь умозаключений, по существу совершенно тожественной с реконструкцией хода исторических событий, свидетелем которых мы не были (М. Гальбвакс), явно несостоятельна. Но бесспорно, что процесс локализации наших воспоминаний включает в себя умозаключения и является опосредованным процессом. Целый ряд воспоминаний мы локализуем посредством заключений об объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними. Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были бы сколько-нибудь однозначно определимы.

Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь. Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего ближайшего окружения. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни.

Эти события датированы независимо от наших личных воспоминаний. Но, исходя из них, мы можем локализовать наши воспоминания благодаря тому, что события нашей личной жизни постоянно сплетались с событиями коллективной жизни и по мере их переживания включались в рамки социальной жизни. Внутри этих социальных рамок мы и осуществляем локализацию наших воспоминаний, пользуясь некоторыми особенно памятными моментами для восстановления наших воспоминаний. Чем более наша жизнь включена в общественную, тем более благоприятны условия для восстановления наших воспоминаний и их локализации посредством косвенных умозаключений.

В нашей «исторической» памяти, воспроизводящей наше прошлое, особенно отчётливо выявляется значение для формирования памяти требований, предъявляемых к человеку социальными отношениями, в которые он вступает. Необходимость действовать в дальнейшем в соответствии с характером обязательств к другим людям влечёт за собой необходимость сохранять воспоминание о прошлом. Участие в общественной жизни требует сохранения и уточнения воспоминаний, и оно же даёт для этого опорные точки. Мы должны помнить наше прошлое, поскольку оно связано с другими людьми, и именно это участие в коллективной жизни связывает события нашей индивидуальной жизни с событиями коллективного опыта; это даёт возможность восстановить первые, исходя из вторых. И на памяти человека, следовательно, сказывается то, что он — общественное существо, включённое в общественную жизнь.

Значение социальной жизни для восстановления воспоминаний, освещающих историю нашей жизни, особенно отметили представители французской социологической школы Э. Дюркгейма.

М. Гальбвакс посвятил специальное исследование (см. M. Halbwachs, Les cadres sociaux de la mémoire. Paris, 1925) обоснованию того положения, что процесс воспоминания совершается на основе «социальных рамок», в которых протекает наша жизнь. Гальбвакс исходит из идеалистической концепции Э. Дюркгейма, признающего реальное существование коллективного духа социальной группы. Основной порок работ Гальбвакса заключается в том, что, говоря о социальной природе памяти, он предполагает существование памяти у социальной группы; утверждение о социальной природе памяти у человека превращается у него в отожествление её с памятью общественной группы.

Психология памяти, развитая М. Гальбваксом, представляет собой не что иное, как частную реализацию в учении о памяти характерного для французской социологической школы Э. Дюркгейма сведЕния психологии к идеологии и растворения идеологии в психологии. С этой общей позицией Гальбвакса связано и то, что он отожествляет воспоминание личного прошлого с процессом восстановления исторического прошлого, свидетелем которого мы не были (см. выше). Более осторожен в этом отношении в своих выводах Э. Бартлетт, который тоже подчёркивает социальный характер человеческой памяти, но ограничивает этот тезис признанием социальной обусловленности памяти индивида, воздерживаясь от признания «коллективной» памяти в духе Гальбвакса.

У нас в СССР вопрос о памяти в социально-историческом плане ставился Л. С. Выготским, А. Р. Лурией и А. Н. Леонтьевым. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия (как и П. Жане) особенно подчеркнули связь памяти в её историческом развитии с письменностью.

wiki.1vc0.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *