Функции восприятия
Понятие восприятия
Человек в результате ощущения получает некоторые знания об отдельных свойствах и качествах предметов – горячее может обжечь, что-то ярое блестит впереди и пр. Но это отдельные свойства предметов, восприятие же выстраивает целостный образ явления или предмета. Им предполагается наличие разного рода ощущений, и протекает восприятие вместе с ощущениями, однако сведено к их сумме быть не может. На восприятие оказывают влияние некоторые отношения между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между свойствами и качествами, а также различными частями, которые входят в состав явления или предмета.
Определение 1
Восприятием называют психический процесс, заключающийся в формировании образа объекта, который оказывает непосредственное воздействие на органы чувств человека, то есть на анализаторы.
То есть, восприятие – это разновидность психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках.
Еще одним вариантом определения может быть:
Определение 2
Восприятие – это психическое отражение явлений действительности в виде целостного образа предмета.
Процесс целенаправленного восприятия включат следующие перцептивные действия:
- поиск объекта восприятия;
- выделение наиболее характерных для него признаков;
- опознание объекта, то есть отнесение его определенной категории вещей или явлений.
Кроме ощущений в процессе восприятия задействуется прошлый опыт индивида, а также процесс осмысления того, что он воспринимает и психические процессы более высокого уровня, такие как мышление и память. В процессе восприятия также задействуются двигательные компоненты: ощупывание предметов и движения глазных яблок; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр.
Восприятие направляется мотивацией и имеет некоторую аффективно-эмоциональную окраску.
Функции восприятия
В целом, можно сказать, что восприятие в человеческой жизнедеятельности выполняет следующие функции:
- общее ориентирование человека в познании, поведении, эстетике и пр;
- оценивание месторасположения релевантных объектов и их форм, величины, физических свойств и расположение их относительно друг друга, а также ситуативное значение, несущее поведенческое, символическое или эстетическое содержание;
- познавательная функция – предполагает возможность отображения новых предметов и явлений, демонстрацию их сущности и связей между ними и пр. ;
- контроль практической деятельности в процессе создания новых объектов;
- регулятивная функция – заключается в процессе регуляции поведения и деятельности при взаимодействии индивида с явлениями и предметами;
- реализм или статистическое восприятие реальности – подразумевает, что вся реальная действительность, окружающая человека, воспринимается им в качестве ощущений от органов чувств: осязания, вкуса, зрения, слуха и обоняния. Окружающая индивид действительность, воспринимается им четко, но статично. Как рисунок или фотография.
Особо выделяется функция синтеза или динамического восприятия окружающего мира, которая предполагает восприятие движущихся объектов и эволюции. Сюда включена память о прошедших событиях, а также возможность предугадывания грядущих событий. То есть, восприятие в формате предугадывания того, каким, в наиболее вероятном случае, будет развитие окружающей индивида реальности.
Замечание 1
Иными словами, подразумевается моделирование будущих событий. Это можно сравнить с прокручиванием кинофильма. Например, охотник перед тем, как выстрелить в цель и попасть в жертву, должен хотя бы на самый минимальный промежуток времени предугадать или рассчитать, то есть представить наперед, каким образом будут развиваться события, а именно – как полетит пуля, учитывая направление и силу ветра, а также скорость и траектория движения цели.
В соционике данную функцию принято называть интуицией. Однако, это не совсем правильно, так как интуиция, или предчувствие, то есть работа подсознания, развита в большей степени у людей со статическим восприятием окружающего. Человеку-реалисту интуиция может заменить плохую способность осознанного моделирования будущих событий далеко наперед. Но в соционических обозначениях принято под понятием интуиции подразумевать функцию синтеза и динамическое восприятие окружающей действительности.
Реалистом называют человека, у которого восприятие окружающего мира характеризуется максимальным реализмом. У такого человека значительно хуже развито динамическое восприятие.
Синтезатором, или интуинтом называют человека, который способен лучше воспринимать окружающий мир во всей его динамике и эволюции, то есть в движении и развитии, и значительно хуже воспринимает статическую реальность.
Выделяется четыре основных стратегии восприятия людей:
- аналитическая – каждый элемент внешности можно интерпретировать в качестве формы проявления личностных свойств, например, наличие очков говорит о том, что человек умный;
- эмоциональная стратегия – непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируют в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
- перцептивно-ассоциативная – приписывает свойства другого человека, похожего внешне;
- социально-ассоциативная – человеку приписывают свойства той социальной группы, к которой можно отнести этого человека.
4. Восприятие. Ощущение. Общая психология
4. Восприятие. Ощущение. Общая психологияВикиЧтение
Общая психология
Дмитриева Н Ю
Содержание
4. Восприятие. Ощущение
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.
Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.
Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.
Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.
Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.
Первая, периферическая часть – рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.
Вторая часть – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.
Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.
Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.
В анализаторах различают два типа рецепторов: эксте-рорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.
Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ощущение хозяина
Ощущение хозяина Из семейного обихода как-то незаметно вытравилось замечательное слово «хозяин». Нет, конечно, изредка его употребляют, но вот той былой мощи в нем уже нет. А жаль, даже в небольшой съемной квартирке крайне необходим настоящий, дельный и мастеровитыйОщущение вины
Ощущение вины Энеа-тип V (вместе с энеа-типом IV, в нижней части энеаграммы) характеризуется склонностью к ощущению вины — даже несмотря на то, что энеа-типом IV вина ощущается более интенсивно, «смягчаемая» обобщенной отстраненностью от чувств. Чувство вины проявляется в
Лекция № 2. Ощущение и восприятие
Лекция № 2. Ощущение и восприятие Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно
Глава 1 Ощущение
Глава 1 Ощущение 1.1. Ощущение как процессОщущения считаются простейшими психическими явлениями, исторически первой формой психического. В процессе взаимодействия органов чувств с внешней средой человек с помощью ощущений получает массу необходимой информации.Ощущение
Ощущение холода
Ощущение холода Еще одним физическим фактором, заставляющим людей обращаться к спиртному, является ощущение холода. Люди часто начинают пить после того, как обнаруживают, что выпивка является эффективным способом разогрева. Алкоголь известен своей способностью
2. Ощущение
2. Ощущение 1. Понятие об ощущении.2. Виды ощущений.3. Свойства ощущений.1. Знакомясь с окружающим миром, человек различает цвет, форму, размеры предметов и объектов, слышит звуки, чувствует запахи, пробует вкус и т. п., то есть активно взаимодействует с ними. Это и составляет
38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание,
Ощущение
Ощущение Ощущение, сенсорика всегда более или менее непосредственно связаны с моторикой, с действием, рецептор — с деятельностью эффекторов. Рецептор возникает как орган с пониженным порогом раздражения, приспособленный к тому, чтобы обеспечить ответное действие даже
Глава 9. Ощущение и восприятие
Глава 9. Ощущение и восприятие Тоньше и тоньше становятся чувства, Их уже не пять, а шесть, Но человек уже хочет иного – Лучше того, что есть.Знать о причинах, которые скрыты, Тайные ведать пути – Этому чувству шестому на смену, Чувство седьмое, расти! Л. МартыновПонятие об
Ощущение реальности
Ощущение реальности Все сущее есть реальность. Это значит, что Бог реален для того, кто его понимает и ощущает. Многие считают, что они-то ощущают, а сами лишь находятся в поиске дороги. Познание Всеединства является бесконечным процессом, направленным вглубь. Никому не
§ 1. Ощущение
§ 1. Ощущение Ощущение — психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека
Ощущение осмысленности
Ощущение осмысленности Ощущение смысла формируется оценочными механизмами лимбических участков – непрерывным и весьма оперативным процессом сортировки происходящего в «релевантное – нерелевантное», «хорошее – плохое», «приближайся или избегай». Это вместе с
Роль восприятия в когнитивной психологии
- Введение
- Роль восприятия в когнитивной психологии
- Заключение
- Список литературы
Введение
Когнитивная психология относится к процессу исследования рассуждать и понимать (Lu & Dosher, 2007). По существу, познание изучает процесс приобретения и применения информации или знаний. Восприятие составляет неотъемлемую часть познания. Восприятие исследует процесс построения субъективного анализа ближайшей информации в окружающей среде. Он использует отдельные чувства для выполнения задачи интерпретации. К ним относятся слуховые, соматосенсорные и зрительные чувства. Он также использует модули обработки, такие как движение и форма, для построения и интерпретации информации. Кроме того, восприятие требует использования подмодулей, которые представляют различные аспекты информации о стимулах. Необходимо отметить, что вышеперечисленные модули взаимодействуют для достижения роли восприятия в когнитивной психологии (Logan, 2004). Текущие исследования изучали взаимодействия между модулями и представлениями с целью установления того, как они интегрируются в связное восприятие. В этой статье исследуется роль восприятия в когнитивной психологии.
СКИДКА 15% на первый заказ
Мы доставим индивидуальную Когнитивную психологию бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой
Восприятие, как подобласть когнитивной психологии, выполняет задачу предоставления людям возможности испытать свое окружение. Это включает в себя видение знакомых предметов, обоняние аромата еды, ощущение прикосновения к предметам и прослушивание музыки в окружающей среде. В связи с этим можно заметить, что восприятие позволяет человеку взаимодействовать с его / ее окружением посредством сознательного опыта с объектами и людьми в этом окружении. По сути, восприятие выполняет роль, позволяющую человеку сознательно взаимодействовать с окружающей его средой. Другая роль восприятия заключается в установлении того, как раздражители из мира взаимодействуют с органами чувств. При этом формируются обонятельные, слуховые, тактильные, вкусовые и зрительные представления об окружающей среде. Восприятие также пытается исследовать функцию органов чувств, чтобы установить, как они обрабатывают сенсорную информацию. Кроме того, в нем исследуются методы, с помощью которых можно получить точную интерпретацию субъективного (Lu & Dosher, 2007).
Текущие исследования восприятия делают акцент на комбинировании различных подходов. К ним относятся нейронаучные, развивающие, вычислительные, поведенческие и когнитивные подходы. Фактически можно заметить, что восприятие играет роль интегратора различных подходов психологии. Восприятие играет роль предоставления информации об элементах и свойствах окружающей среды. Более того, у него есть роль, позволяющая действовать в этой среде. Можно заметить, что восприятие создает опыт взаимодействия с окружающей средой. Восприятие позволяет человеку осознавать раздражители в окружающей среде. В процессе это дает осмысленное представление стимулов в окружающей среде. В конце концов, он обеспечивает требуемую реакцию на раздражители в окружающей среде. Также необходимо отметить, что восприятие функционирует двумя основными способами. К ним относятся процессы «снизу вверх» и «сверху вниз». У последнего есть роль, позволяющая видеть каждый аспект объекта. Например, можно увидеть линии, соединяющие куб. Первый позволяет искать, а также извлекать сенсорную информацию на основе его / ее убеждений, целей, знаний и ожиданий. Следовательно, восприятие является центральной частью познания (Goldstein, 2008).
Заключение
Познание включает в себя несколько подобластей, а именно восприятие, обучение, запоминание, мышление, рассуждение и понимание. Он исследует способность приобретать и применять информацию и знания. Восприятие является очень важной подобластью познания. Это позволяет человеку активно взаимодействовать с окружающей его средой. Кроме того, он создает свою среду. Восприятие играет роль построения субъективного анализа своего окружения. Восприятие играет роль предоставления человеку возможности испытать свое окружение. Он позволяет видеть, осязать, слышать, ощущать вкус и обонять раздражители в окружающей среде. По сути, это дает человеку возможность осознанно взаимодействовать с окружающей его средой. Более того, он устанавливает взаимодействие между раздражителями и органами чувств. Эти роли разрешаются двумя основными методами, а именно восходящими и нисходящими процессами. В то время как первый играет роль соединения информации, последний играет роль поиска и извлечения сенсорной информации на основе целей, знаний, убеждений и ожиданий.
Ссылки
Гольдштейн, Б. (2008). Когнитивная психология: соединение разума, мозга и повседневного опыта (2 -е изд. ). Белмонт, Калифорния: Cengage.
Логан, Д. (2004). Кумулятивный прогресс в формальных теориях внимания. Ежегодный обзор психологии 55, 207-234.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Давайте начнем
322 специалисты онлайн
Лу, З. и Дошер, Б. (2007). Когнитивная психология. Scholarpedia , 2(8), 2769.
психология развития. Восприятие времени как функция возраста
Хотите улучшить этот пост? Добавьте цитаты из авторитетных источников, отредактировав пост. Сообщения с неисходным содержанием могут быть отредактированы или удалены.
Мне 33. Я совсем не чувствую, что время летит. У меня аспергер. С другой стороны, это было видео на YouTube 29-летнего парня, который сказал, что когда он был ребенком, он жил настоящим моментом, и теперь он чувствует, что это действительно торопится, и он беспокоится об этом. У меня есть склонность думать с нуля, что естественным образом закапывает мое прошлое в песок. Мое осознание идет другим путем. Я больше осведомлен о недавних вещах. Мое детство вроде ничем не выделяется. Однажды, когда я недавно впервые за последний год пошел на вечер игр в Преображенскую церковь, это вызвало еще один отказ от прежних моделей мышления и новое мышление с нуля. Используя медленное мышление, которое только что пришло ко мне, я вспомнил, что прошлое все-таки произошло, и сравнил свое нынешнее мышление с предыдущим, чтобы увидеть, что я отпустил его и начал снова. Итак, мой мозг создал ощущение, что прошло достаточно времени, чтобы я отпустил это и сделал это снова, и так прошли эоны времени. После того, как мы начали практиковать социальную изоляцию, я легко и легко к ней адаптировался, как маленький и неопытный ребенок, который интерпретирует происходящее прямо сейчас с нуля. Я как бы не думаю о том, когда это закончится. У меня нет усталости от изоляции.
Однажды, кажется, в прошлом году девочка лет шести на подъездной дорожке рисовала картину со своей матерью. Сначала я прошел мимо, потом вспомнил, что он сказал слово «спасибо», а потом увидел и заметил, что это может означать «спасибо за то, что посмотрел мою фотографию». Так что я вернулся и сказал им, что видел и заметил это, а затем мать была рада, что я увидел и заметил в этом кое-что интересное. Я действительно смог это сделать, потому что мозг не запрограммирован жестко, и вместо этого я мыслю с нуля и закапываю свое прошлое в песок.
Однажды месяца через 2 после блинного ужина мне приснился сон, что уже пора следующего, и он мне не понравился, потому что он показался не очень долгим. Затем, когда это действительно было время, я действительно чувствовал, что это было очень долго. Мой мозг достаточно изменился, так что у меня больше не было проблем. Сейчас это может быть что-то вроде 5 лет назад. Тем не менее, у меня сейчас нет проблем. Это почти как реинкарнация, и у меня нет проблем с ощущением того, что прошло меньше времени, потому что на самом деле прошло меньше времени, и вопрос не в том, сколько времени прошло, а в том, как далеко уходит ваше прошлое. Когда я узнал о событиях в нашей вселенной, произошедших миллиарды лет назад, я почувствовал, что это был мой собственный новый опыт. Я думаю, может быть, оглядываясь назад на погребенное в песке прошлое ничем не отличается.
Иногда во сне у меня были ложные воспоминания, в которых мое прошлое происходило совершенно иначе, чем было. Еще один недавний случай ложного воспоминания во сне был очень странным. В одном сне мне было 70. У меня было ложное воспоминание о том, что мое недавнее прошлое отличалось от того, что было на самом деле, и что то, что происходит сейчас, было так давно, что оно было очень зарыто в песок, и поэтому не было ощущения, что время истекло. прёт и так проблем не было.
Я думаю, это потому, что я уже думал раньше о том, что, хотя вы чувствуете, что настоящее коренным образом отличается от прошлого, то, что вы испытываете сейчас, на самом деле то же самое, что вы испытывали тогда, пока вы человек, чей мозг продолжает думать и закапывать прошлое в песок, и это потому, что вы думаете сами и, естественно, позволяете ему зарыться в песок.