Развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Особенности восприятия у детей с нарушением зренияЗнания об окружающем мире человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета – о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения, при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Как известно, большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что нарушения зрения обусловлены значительным ограничением чувственного познания. Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём, общение с окружающим и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности. В рамках данной работы, следует особое внимание уделить особенностям восприятия детей с нарушениями зрения. Так как при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия. Итак, по определению восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предметов и др.Предметность — это отражение в формирующихся образах признаков и функций объектов внешнего мира; она характеризуется отнесением сведений, полученных об объекте, к этому объекту. Предметность — фундаментальное качество восприятия, производными от которого являются все другие качества. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении определенных объектов и явлений среди их многообразия. Избирательность связана с направленностью личности, зависит от мотивации, установок, интересов, эмоционально-волевой сферы и внимания ребенка. Предметность и избирательность зависят от качества отражения внешних воздействий. У детей со снижением зрения вследствие нарушений механизмов сенсорного отражения предметность восприятия может быть обеднена, что приводит к схематизму зрительных образов. Целостность восприятия — формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств. Это качество восприятия связано с механизмами памяти и мышления (операции анализа-синтеза, конкретизации). Целостность трактуется, как нерасчлененный образ, в котором не вычленяются элементы и взаимоотношения между ними. При нормальном зрении целостность восприятия формируется эмпирически. У детей с нарушением зрения механизм целостности определяет фрагментарность восприятия, неполное и неточное отражение в сознании внешнего мира. Кроме того, существенно изменяется структурность и детальность восприятия, что обусловлено нарушением механизмов различения сенсорных признаков. Персептивная константность — это качество восприятия, определяющее способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентации, местоположения, движения и других переменных факторов. В основе перцептивной константности лежит относительно константное восприятие формы, величины, цвета и других признаков объектов при изменении условий их предъявления. У детей с нарушением зрения диапазон константного восприятия в разной степени сужается. Апперцепция — опосредованность восприятия прошлым опытом ребенка, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому и т.п. Накопленный зрительный опыт, хранящиеся в памяти образы-эталоны оказывают влияние на восприятие. Это качество реализуется в результате извлечения материала из памяти, сопоставления его с событиями текущего момента. У детей с нарушением зрения сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Обобщенность восприятия — это абстрагирование от случайных признаков, элементов, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории (классу объектов). Абстрагирование от случайных и выделение существенных признаков и функций объекта зависит от точности и полноты сенсорного отражения. При нарушении зрения ребенок испытывает затруднения в вычленении в объекте существенных признаков, фиксирует внимание на случайных элементах, которые может различить. Все это приводит к снижению уровня обобщенности восприятия. В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, вкусовые восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятии, причем доминирование зрения, возникающее как в филогенезе, так и в онтогенезе настолько прочно; что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частично-зрячих не влекут за собой изменения типа восприятия. Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения от 0.03 — 0.02 и ниже, а так же тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально: доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы лежащие в основе осязательного восприятия. Способность человека воспринимать информацию зрением характеризуется чувствительностью, полем зрения обоих глаз, остротой зрения, аккомодацией, адаптацией, конвергенцией, цветовым восприятием и стереоскопичностью. Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако для детей с нарушением зрения накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослого идёт бессмысленно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребёнок думает, что «облако – это вата», а «звёзды – электрические лампочки». Задача взрослого состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих его предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах. Итак, проанализировав выше сказанное можно сделать следующие вывод: У детей с нарушением зрения зрение остаётся ведущим анализатором, однако зрительное восприятие у них сохранено лишь частично и не является полноценным. Учитель – дефектолог Е.А.Корсакова Каталог: konsultatsii Скачать 49. 35 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
|
|
|
22 простых упражнения на слуховое восприятие для детей
- Поделиться
- Электронная почта
Слуховое восприятие является важной частью здорового интеллектуального развития ребенка.
Что это такое и как родители и учителя могут развить этот навык у своих детей с помощью простых игр и занятий?
В этой статье я расскажу о некоторых забавных упражнениях на слуховое восприятие для детей дошкольного и детского сада.
Что такое слуховое восприятие?Слуховое восприятие (или навыки слухового восприятия) — это способность мозга интерпретировать звук , слышимый ушами. Это примерно , придающее значение звуку.
Почему слуховое восприятие важно для ребенка?Слуховое восприятие важно и необходимо для языкового развития детей, которое является частью их общего когнитивного развития .
Развитие слухового восприятия и чтениеЧтобы дети успешно научились читать, у них должны быть хорошо развиты слуховые навыки восприятия, а также навыки визуального восприятия .
Научиться читать не так просто, как выучить буквы алфавита и произнести их. Это включает в себя способность манипулировать звуком и придавать ему правильное значение.
Чтение объединяет несколько типов навыков слухового восприятия, таких как слуховая память, различение, понимание, анализ и синтез. Все это объясняется ниже.
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
Аспекты слухового восприятияНавыки слухового восприятия можно разделить на следующие типы или аспекты, как описано Марти Питерс в ее книге «Язык и готовность к школе».
Слуховая дискриминацияЭто относится к способности ребенка различать разные звуки и слышать сходства и различия (например, слышать разницу между стулом и долей или стойкой и граблями ).
Звук может отличаться по интенсивности, высоте, продолжительности и интервалу.
Слуховая памятьСлуховая память — это способность хранить и запоминать услышанное независимо от того, связаны ли звуки или нет.
Слуховая последовательная память — это способность запоминать эти звуки в порядке их предъявления.
Запоминание последовательности звуков в слове и слов в предложении имеет жизненно важное значение для развития речи и напрямую влияет на способность ребенка читать и писать по буквам.
Слуховой анализ и синтезЭто способность ребенка разбивать звуки, а также соединять их . Это очень важно для обучения чтению и правописанию.
Анализ — это способность разбивать предложение на слова, слово на слоги или слово на звуки — необходима для обучения правописанию.
Синтез – это способность соединять звуки или слова (например, c-a-t ) – необходима для обучения чтению.
Слуховое различение переднего и заднего плана0021 сосредоточить внимание на определенных звуках , даже если на фоне есть другие звуки.
Ребенок с этой способностью может сосредоточиться на голосе матери в шумном месте или слушать, что говорит учитель, даже если позади него шепчутся дети или шум за окном, рядом с которым он сидит.
Как развивать и улучшать слуховое восприятиеСлуховое восприятие развивается с рождения через игру .
По мере того, как младенцев стимулируют различные звуки — во время разговора, пения, игрушек, чтения им, прослушивания окружающих звуков и т. д., — они учатся различать их и придавать значение звукам.
Развитие слухового восприятия в дошкольных учрежденияхДошкольные годы — это время основного обучения и ключевое время для развития навыков слухового восприятия. Это связано с тем, что чем лучше будут развиты эти навыки, тем легче будет научиться читать в школе.
Они также важны для развития языка и речи ребенка.
Восприятие детей естественным образом развивается в процессе игры. Как родитель или учитель, лучший способ развить и улучшить слуховое восприятие ваших детей — это играть в игры и выполнять слуховые действия.
22 Задания на слуховое восприятие для дошкольниковВот несколько примеров простых упражнений на слуховое восприятие, которые вы можете выполнять со своими дошкольниками всего за 5–10 минут в день, чтобы отточить их слух!
Некоторые из них являются общими действиями, которые следует выполнять регулярно, например, чтение, а другие представляют собой идеи игр, в которые можно играть.
1. ЧитайтеЧитайте своим детям каждый день, если это возможно. Используйте разные тона, голоса и скорость во время чтения.
Не забывайте о бессмысленных рифмах и книгах, посвященных рифмовке. Каждый ребенок должен расти, слушая такие книги, как книги доктора Сьюза, чтобы тренировать свои уши, чтобы слышать разные звуки.
2. РазговорГоворите со своими детьми при каждой возможности, задавая им открытые вопросы и побуждая их отвечать.
3. Детские стишкиПой детские стишки, стишки действия и стишки для пальцев . Стихи — это не только развлечение, но и необходимая деятельность перед чтением, потому что они развивают фонологическую осведомленность у маленьких детей.
4. МузыкаПознакомьте детей с разнообразными музыка – детские песни, театр, современная популярная музыка, мюзиклы и т. д.
5. ИнструментыРасскажите своим детям о различных инструментах и часто играйте с ними.
Импровизируйте, делая тарелки с крышками от горшков, барабаны с коробками, шейкеры с рулонами туалетной бумаги и рисом и т. д. Или, если хотите, купите хороший набор инструментов.
6. Музыкальные статуэткиИгра «Музыкальные статуэтки» — еще одна забавная игра, помогающая развивать слуховое восприятие.
Время от времени воспроизводите музыку и ставьте ее на паузу. Дети танцуют под музыку и замирают, как статуи, каждый раз, когда музыка останавливается.
Вариант – музыкальные стулья – когда музыка останавливается, дети должны быстро пробежать и сесть на стул.
7. ЗвукиНаучите своих детей звукам, которые издают животные и предметы (например, птицы, млекопитающие, пылесос, машина и т. д.)
Затем сыграйте в игру, в которой вы по очереди вытаскиваете картинку животного или предмета из сумки. Не показывая картинку, издайте звук, а другой должен угадать, что это за предмет или животное.
Играйте в эту игру и с реальными предметами. Попросите детей закрыть глаза и слушать, как вы издаете звуки, например, закрываете дверь, включаете блендер, рисуете на доске и т. д. , детская площадка, парк или окрестности.
Определите все звуки, которые вы слышите, будь то естественные или искусственные звуки, такие как ветер, хруст листьев, щебетание автомобилей на автомагистрали, самолета и т. д.
9. Записанные звукиЗаписывайте звуки дома или в школе. Ищите звуки природы или даже звуки животных, если сможете вовремя поймать своих питомцев.
Воспроизведите запись и посмотрите, сколько звуков могут распознать ваши дети.
Это легко сделать сейчас, когда большинство мобильных телефонов имеют функцию записи.
10. Стеклянные банкиНаполните стеклянные банки разным количеством воды. Постучите по ним ложкой и расположите их от самого низкого звука к самому высокому.
11. ГолосаИграйте в эту игру с друзьями или членами семьи. Все закрывают глаза, потом кто-то говорит, и они должны угадать, чей это голос.
12. Звуки телаПодумайте, как издавать звуки своим телом, например, хлопать в ладоши, щелкать, постукивать или зевать.
По очереди закройте глаза и угадайте, какой звук издает другой.
13. Звуковые банкиНайдите не менее 6 банок или банок, которые вы не видите внутри, и заполните соответствующие пары одинаковыми материалами (например, 2 фасолью, 2 чечевицей, 2 макаронами).
Попросите детей встряхнуть банки и сложить соответствующие пары вместе.
14. Слушайте словоЧитая рассказ, выберите слово и попросите детей хлопать каждый раз, когда они слышат слово (например, они должны хлопать каждый раз, когда слышат слово волк , слушая Красная Шапочка ).
15. Рифмы телаНаучите рифмовать, указывая на часть тела и произнося слово, которое рифмуется с ней, вместо правильного слова.
Спросите у детей правильное рифмующееся слово. (например, укажите на свой глаз и скажите небо , укажите на свое ухо и скажите дорогой , укажите на свою руку и скажите земля и т. д.).
16. Одинаково ли они звучат?Произнесите пары слов с одинаковым или одинаковым звучанием и спросите у детей, одинаковы они или разные (например, скажите медведь и пиво , стул и доля , погладить и pat , поставить и pit и т. д.).
17. Рифмуются ли они?Назовите пары слов и спросите, рифмуются ли они (например, дом и мышь , погладить и кошка , колени и губы 901 20 и т. д.)
18. Цепочка рифмующихся словСоставьте с детьми цепочку слов, выбрав простое слово, такое как кот , и по очереди добавляя слово, которое рифмуется с ним (например, кот, сидел, погладил, мат, жир и т. д.)
Посмотрите, сколько слов вы можете добавить в список, затем выберите новое слово и снова играйте в игру.
19. Я шпионю своим маленьким глазомСыграйте в эту популярную игру, выбрав объект в комнате и сказав: « Я шпионю своим маленьким глазом что-то, что начинается с b ».
Начните с простых согласных и позже переходите к гласным. Сначала используйте звук, а не название буквы (например, скажите « ssss », а не « буква s »).
20. Строка словПроизнесите цепочку слов и попросите детей повторить их вам по порядку. С маленькими детьми начните всего с трех слов, затем переходите к четырем, пяти и шести по мере того, как они лучше запоминают их по порядку.
Также начните с родственных слов, чтобы их легче было запомнить ( пицца, ветчина, грибы ), а затем переключитесь на несвязанные слова ( стакан, книга, песня ).
21. Хлопайте в ладошиУчите произносить слоги, хлопая в ладоши свое имя и имя своего ребенка (например, Мэри-энн, Су-зи ).
Слог – это часть слова, содержащая только один гласный звук и произносимая как единое целое. Слово может состоять из одного или нескольких слогов. «Кровать» и «дождь» — примеры слов с одним слогом, а «спальня» и «радуга» — с двумя.
Хлопайте вместе на каждый слог. Назовите их beats , чтобы упростить понимание слогов.
Затем введите общеупотребительные слова и хлопните в ладоши по слогам. Начните с одного слога ( кровать , дверь ), затем два ( чайник , обезьяна ), вплоть до 5 ( поздравления , рефрижератор ).
22. Что это за слово?Научите своих детей складывать звуки с помощью этой игры.
Разбейте слова, разделив их на начальный и конечный звуки. Скажем, например, « Начинается с b и заканчивается ed . Сложите это вместе, и это говорит ….? ”
Начните с простых слов и постепенно усложняйте их.
Затем переключите и отделите конечный звук – « Начинается с trai и заканчивается на n . Соедините это, и это говорит…? »
Примеры некоторых из этих занятий приведены Джоан Хендрик в ее книге «Общее обучение: развивающая учебная программа для маленьких детей».
Нарушение слуховой обработкиНекоторые родители могут обнаружить, что у их детей есть проблемы со слуховым восприятием. Вот некоторые распространенные проявления детей, которые испытывают трудности со слуховой обработкой, согласно этой статье на APD: ситуация
Возможно, вы слышали о термине «нарушение слуховой обработки». Ребенок с APD может слышать, но с трудом обрабатывает информацию, полученную от ушей [источник].
Вот видео об APD, объясняющее симптомы, на которые следует обратить внимание.
APD должен диагностироваться профессионалом. Ниже приведены некоторые советы, предложенные в этой статье на APD.
Эти советы не должны заменять собой терапевтическую помощь, поскольку они облегчат ребенку задачу, но не решат основную проблему.
- Говорите с ребенком медленно
- Используйте визуальные подсказки так же, как и словесные, когда даете инструкции
- Убедитесь, что ребенок сфокусирован на вас, прежде чем говорить
- Разрешить ребенку сидеть перед классом, вдали от отвлекающих факторов
Обязательно сначала проверьте слух вашего ребенка, чтобы убедиться в отсутствии проблем со слухом. Вот некоторые распространенные признаки проблем со слухом:
- Непонимание простых инструкций
- Не отвечает на звонки
- Слишком большая громкость телевизора при просмотре
- Громко говорить
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!
Зарегистрируйтесь, и вы получите загружаемый набор из распечатываемые головоломки, игры и рассказы , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .
- Поделиться
- Электронная почта
Восприятие глубины — Academic Kids
From Academic Kids
Восприятие глубины — это визуальная способность воспринимать мир в трех измерениях. Это черта, присущая многим высшим животным. Восприятие глубины позволяет смотрящему точно измерить расстояние до объекта.
Восприятие глубины сочетает в себе несколько типов подсказок глубины. Их можно разделить на две категории: монокулярные подсказки (подсказки, доступные только для одного глаза) и бинокулярные подсказки (подсказки, которые требуют ввода от обоих глаз).
Содержимое |
1 Монокулярные подсказки 2 бинокулярные подсказки 3 Интеграция информации о глубине 4 Восприятие глубины в искусстве 5 Каталожные номера 6 Внешние ссылки 7 См. также 8 Примечания |
Монокулярные подсказки
- Параллакс движения — Видимое относительное движение нескольких неподвижных объектов на фоне, когда наблюдатель движется, дает подсказки об их относительном расстоянии. Этот эффект отчетливо виден при вождении автомобиля: близлежащие предметы проносятся быстро, а дальние объекты кажутся неподвижными. Некоторые животные, у которых отсутствует бинокулярное зрение из-за широкого расположения глаз, используют параллакс для определения глубины (например, некоторые виды птиц, которые качают головой для достижения параллакса движения, и белки, которые движутся по линиям, ортогональным интересующему объекту, чтобы выполнить такой же). 1
- Цветовое зрение. Правильная интерпретация цвета и особенно световых сигналов позволяет наблюдателю определять форму объектов.
- Перспектива. Свойство параллельных линий, сходящихся на бесконечность, позволяет восстановить относительное расстояние между двумя частями объекта или элементами ландшафта.
- Относительный размер — Автомобиль, который находится близко к нам, кажется больше, чем тот, который находится далеко; наша зрительная система использует относительный размер похожих (или знакомых) объектов для оценки расстояния.
- Дистанционный туман — Из-за рассеяния света предметы, находящиеся на большом расстоянии, кажутся более туманными для глаз; зрительная система настроена на этот эффект.
- Глубина резкости. Хрусталик глаза может изменять свою форму, чтобы сфокусировать объекты, находящиеся на разном расстоянии. Знание того, на каком расстоянии фокусируется линза при просмотре объекта, означает знание приблизительного расстояния до этого объекта.
- Окклюзия — Закрытие (закрытие обзора) объектов другими объектами является подсказкой, хотя и слабой, для оценки относительного расстояния. Это только позволяет наблюдателю создать «рейтинг» близости и не дает никакого представления о реальных расстояниях. При отсутствии цветового зрения (как ночью) или бинокулярного зрения (как у одноглазых существ — проверьте!) окклюзия часто служит последним средством обеспечения рудиментарного восприятия глубины.
Бинокулярные подсказки
- Стереопсис. Используя два изображения одной и той же сцены, снятые под немного разными углами, можно триангулировать расстояние до объекта с высокой степенью точности. Это основной механизм восприятия глубины. Это используется, чтобы обмануть людей, заставив их думать, что они воспринимают глубину при просмотре «Волшебных глаз», автостереограмм, 3D-фильмов и стереоскопических фотографий.
- Конвергенция. Угол конвергенции больше, когда взгляд фиксируется на удаленных объектах.
Интеграция информации о глубине
Из вышеперечисленного только конвергенция, фокус и знакомый размер предоставляют информацию об абсолютном расстоянии. Все остальные подсказки относительны (т. е. их можно использовать только для того, чтобы сказать, какие объекты ближе по отношению к другим). Интеграция осуществляется автоматически зрительной корой; однако это в значительной степени процесс умозаключений (догадок) мозга, поэтому наблюдатель может стать жертвой оптических иллюзий, которые приводят к ошибкам в восприятии глубины. Однако, как Дж.Дж. Гибсон стремился указать, что часто имеется достаточно информации о глубине, чтобы добиться достоверного восприятия (точного восприятия расстояния).
Восприятие глубины в искусстве
Хорошим примером является картина, в которой используется перспектива. иллюзии глубины: вы воспринимаете глубину, которой на самом деле нет (картина плоская).
Профессиональные художники хорошо осведомлены о вышеупомянутых методах восприятия глубины (цветовое зрение, туман вдали, перспектива и относительные размеры). Они часто пользуются ими, чтобы их работы казались реальными.
Ссылки
- Palmer, S.E. (1999) Наука о зрении: от фотонов к феноменологии . Кембридж, Массачусетс: Bradford Books/MIT Press.
- Пинкер, С. (1997). Глаз разума. В Как работает разум (стр. 211–233) ISBN 0393318486
Внешние ссылки
- Увлекательный эксперимент по восприятию глубины ( http://www.grand-illusions.