Восприятие в психологии виды: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

основные свойства с примерами, определение кратко

Содержание:

  • Что такое восприятие
  • Признаки восприятия
  • Уровни восприятия
  • Виды восприятия у людей
  • По модальности
  • В зависимости от ведущего анализатора
  • По способу актуализации
  • Основные свойства восприятия с примерами
  • Ошибки в восприятии
  • Восприятие человека человеком
  • Развитие восприятия у детей
  • Видео

Наше восприятие – это основной канал получения информации об окружающем мире и отражение этого мира. На основе восприятия человек формирует представления о предметах и явлениях действительности, имеет возможность познавать мир.

Это восприятие

Что такое восприятие

В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.

Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой.

Уровни восприятия

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.

Формирование образа предмета

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.

Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ.
    Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.

Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Видео

Автор:

Ивaн Сидoрoв

Восприятие в психологии и его виды

Восприятие в психологии — это необычайно важное и значимое понятие, изучению которого посвящено огромное количество разнообразных трудов. Прежде всего, следует понимать, что же это такое. В качестве восприятия в психологии понимают то, как отражены явления, ситуации или же предметы окружающего мира.

«Восприятие является результатом воздействия разнообразных внешних раздражителей на все человеческие органы чувств».

При этом в определённом аспекте человеческое восприятие изучается как некоторая ступень, которая является следующей в эволюции человеческой психики после этапа простого ощущения.

Какие же выделяют виды восприятия

В психологии выделяют две основные классификации типов восприятия. Первая система классификации исходит из постулата, что восприятие как результат отражения любых предметов или же явлений в человеческом сознании является результатом совместной деятельности нескольких анализаторов. Впрочем, обычно подразумевается, что один определённый анализатор имеет приоритетное значение и, соответственно, получает и перерабатывает гораздо больший объём информации, чем другие. Результатом такого приоритетного значения отдельных анализаторов в восприятии могут быть разные виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • вкусовое;
  • обонятельное;
  • осязательное (кинестетическое).

Зрительное восприятие как психический процесс являет собой создание видимого образа определенных предметов, действий, событий с помощью глаз и зрительной системы человека. Было определено, что во время изучения и рассмотрения определённых предметов человеческие глаза совершают обычно скачкообразные движения.

При этом в мозгу происходит обработка информации касательно наблюдаемых предметов и объектов. Человек наблюдает и изучает целостную картину, которая отражается в его сознании и анализируется. Вся картинка не равнозначна, а разделяется на основные и фоновые объекты. Основной объект (называемый фигурой) располагается впереди фона и воспринимается как замкнутое целое. Фон же воспринимается в качестве непрерывного пространства, находящегося позади фигуры. Данный закон разрабатывался в направлении гештальтпсихологии.

Слуховое восприятие является формой восприятия, ориентирующегося на прием и анализ разнообразных звуковых сигналов. Отличительной чертой слухового восприятия является то, что оно характеризуется продолжительностью и последовательностью во времени, что связано с определённой длительностью по времени любого звукового сигнала.

Полученный звуковой образ обычно комплексный, он состоит из самого воспринятого звука и образа объекта, который является источником звука. Отличительной чертой для естественных и искусственных звуковых сигналов в этом случае является совпадение (естественные звуки) и различие (искусственные) объекта и источника звука. Также отличием звукового восприятия является то, что оно может происходить в трёх плоскостях: горизонтальное, вертикальное, по глубине (ближе-дальше). Также для незнакомых звуков человек как правило ищет знакомые аналоги (опредмечивает их).

Осязание обычно изучается в качестве сложной формы чувствительности, основанной на множественной информации, источниками которой являются большое количество разнообразных анализаторов, где тактильные идут в первую очередь. Несмотря на то, что способности к осязанию у человека есть по всей коже, отдельные её части имеют гораздо более высокую чувствительность. Такими частями являются тыльная часть ладони, кончики пальцев, язык.

Осязательный образ, воспринимаемый человеком, формируется через кожный анализатор, состоящий из двигательного и тактильного. Специалистами выделяются разнообразные типы осязательного восприятия. Это пассивное, активное, бимануальное и мономануальное, непосредственное и инструментальное. Соединение и создание окончательного тактильного образа происходит за счёт разных движений руки человека, которая захватывает и ощупывает предмет.

Комбинированное восприятие

Следует понимать, что наиболее часто виды восприятия встречаются в комбинированном виде, за счёт чего достигается более сложное отражение действительности в человеческом сознании.

Другая классификация типов человеческого восприятия основана на различных формах существования материи. Таким образом выделяют восприятие и анализ времени, движение и пространство. Другим крайне важным типом восприятия является изучение социальной перцепции, или же восприятие одним индивидом другого.

Восприятие в психологии времени трактуется как отражение в сознании человека продолжительности и последовательности разных явлений или событий. Такое восприятие индивидуально для каждого человека и зависит от многих факторов. Под восприятием пространства понимают распознавание формы, величины и расположения объектов в трёхмерном пространстве. При этом задействованы зрительный, осязательный и кинестетический аппараты человеческого восприятия.

Видео: Восприятие

Источник http://fb.xuniverse.ru

Восприятие в психологии — PsychicMotivator

Психолог Никита 0 Комментарии внимание, психическое здоровье, осознание психического здоровья, психообразование, психология

Процесс, посредством которого мы распознаем, интерпретируем или придаем значение информации, поступающей от органов чувств, называется процессом восприятия/перцепции. Интерпретируя стимулы/события, люди часто конструируют их по-своему. Это не просто интерпретация объектов и событий внешнего/внутреннего мира, как они существуют; это построение этих объектов и событий с точки зрения индивидуума.

Процесс осмысления включает в себя определенный подпроцесс

ПОДХОД К ОБРАБОТКЕ ВОСПРИЯТИЯ

Представление о том, что распознавание начинается с общего узнавания чего-либо, называется восходящей обработкой. Концепция нисходящей обработки основана на представлении о том, что процесс распознавания начинается с целого и в конечном итоге идентифицирует его различные компоненты.  Подход «снизу вверх» делает акцент на воспринимающем и рассматривает восприятие как распознавание/идентификацию стимулов.  В исследованиях было показано, что восприятие опирается на оба процесса, чтобы дать нам понимание реальности.

 Воспринимающий: человеческая раса творческая и пытается понять внешний мир своими уникальными способами.  Мотивация и ожидания человека, культурные знания, прошлый опыт и воспоминания, а также ценности, убеждения и отношения — все это играет важную роль в определении того, как воспринимается внешний мир. 

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ:
  • Мотивация: Потребности и желания воспринимающего сильно влияют на его восприятие. Различные средства используются людьми для удовлетворения своих потребностей и желаний. Эффективный способ добиться этого — увидеть объекты на картинке как нечто, что удовлетворит их потребности. Исследователи изучили, как голод влияет на восприятие. Человек, вызванный чувством голода, воспринимает неоднозначные картинки скорее как пищевые объекты, чем сытый (не голодный) человек.
  • Ожидания/наборы восприятия: На восприятие также могут влиять наши ожидания относительно того, что мы можем увидеть в конкретной ситуации. Этот феномен воспринимаемого знакомства или воспринимаемого обобщения вызван нашей тенденцией воспринимать то, что мы ожидаем увидеть, независимо от того, происходит ли это на самом деле. Например: если наш молочник приходит каждое утро в 6:00, чтобы доставить молоко, любой стук в дверь в это время, вероятно, будет интерпретирован как молочник.
  • Когнитивные наборы: Это в основном последовательный способ взаимодействия с окружающей средой. Он играет огромную роль в том, как мы воспринимаем окружающий мир. Люди воспринимают окружающую среду по-разному, в зависимости от их когнитивных стилей. В исследованиях наиболее широко используется когнитивный стиль «полезависимый и поленезависимый». Полезависимые люди воспринимают внешний мир целостно, в глобальном масштабе. Поленезависимые люди воспринимают внешнюю среду через разделение ее на более мелкие составляющие. CEFT (сколько треугольников).
  • Культурный фон и опыт: Различные культурные условия по-разному влияют на знания и восприятие человека. Те, кто вырос в среде без картинок, не распознают изображения. Исследование Хадсона выявило несколько трудностей, с которыми африканцы сталкивались при идентификации объектов на картинках. Существуют различные типы снега, которые эскимосы могут различать так, как мы не можем. В сибирском регионе было обнаружено, что коренные народы различают десятки разных цветов кожи, чего мы не смогли бы сделать. Эти исследования заключают, что воспринимающий имеет решающее значение для восприятия. Каждый человек обрабатывает и интерпретирует стимулы по-разному, в зависимости от личных, социальных и культурных обстоятельств. Эти факторы влияют не только на наше восприятие, но и на то, как мы их воспринимаем.

Несколько ученых пытались ответить на такие вопросы, как организация различных частей объектов в осмысленное целое или существуют ли определенные факторы, которые облегчают или препятствуют процессу организации, но наиболее общепринятый ответ был дан группой исследователей, называемых гештальт-психологами. Среди них выделялись Вольф Куанг Колер, Курт Коффка и Макс Вертхаймер.

Гештальт-психологи считают, что мы воспринимаем стимулы не как отдельные элементы, а как организованные целые, имеющие определенную форму. Гештальт-психологи также указывают, что наши мозговые процессы всегда ориентированы на восприятие хорошей фигуры / Прагнанц. Вот почему мы воспринимаем все в организованной форме. Самая примитивная организация включает сегрегацию фигуры и фона. Например: когда мы видим птиц, летящих в небе, остаемся позади в качестве фона, поскольку птицы воспринимаются как фигуры.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ :

Социокультурные факторы играют важную роль в нашем восприятии, вызывая различия в знакомстве со стимулами и их заметности, что, в свою очередь, создает определенные привычки перцептивных выводов между людьми. Несколько исследований показывают, что интерпретация картин людьми сильно зависит от их культурного происхождения. Обычно узнавание знакомых предметов на картинках не представляет проблемы для людей, но те, кто менее знаком с ними, испытывают трудности с интерпретацией того, что изображено.

ПОСТОЯНСТВА ВОСПРИЯТИЯ :

Стабильность восприятия окружающей среды называется константностью восприятия. Постоянство: наша склонность воспринимать физические объекты как неизменные, даже когда ощущения, которые они вызывают, меняются. Мы обычно наблюдаем три типа постоянства восприятия в нашей зрительной области:  

  1. Постоянство размера: Размер изображения на сетчатке изменяется по мере изменения расстояния объекта от глаза. По мере увеличения расстояния изображение становится меньше. Постоянство размера относится к тому факту, что мы склонны воспринимать объект примерно одинакового размера независимо от размера его представления на сетчатке, когда он находится близко или далеко. Согласно нескольким исследованиям, перцептивное постоянство размера возникает, когда объект и его фон не меняются вместе, тем самым сохраняя свои отношения. Постоянство размеров — основа многих зрительных иллюзий.
  2. Постоянство формы: Когда мы воспринимаем знакомые объекты, эти формы остаются неизменными независимо от изображений на сетчатке, которые меняются в результате их ориентации.
  3. Постоянство яркости: Зрительные объекты кажутся постоянными не только по форме и размеру, но и по степени белизны, серости или черноты, даже если количество отраженной от них физической энергии сильно варьируется. Таким образом, несмотря на изменения в количестве света, отражаемого в наши глаза, наше восприятие яркости не меняется. Свойство сохранения кажущейся яркости при изменении освещенности называется постоянством яркости.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА, ГЛУБИНЫ/РАССТОЯНИЯ :
  • Пространство : Поле зрения/поверхность, в которой существуют, перемещаются/могут располагаться объекты. Среда, в которой мы живем, трехмерна. Мы воспринимаем как пространственные атрибуты объектов (такие как их размер, форма, направление), так и расстояние между ними. Несмотря на то, что наша сетчатка проецирует изображения в двух измерениях (левое, правое, верхнее, нижнее), мы по-прежнему воспринимаем пространство как трехмерное. Это происходит, когда мы преобразуем 2D-изображение сетчатки в 3D-изображение.
  • Восприятие расстояния/глубины: Процесс видения слов в 3D. Глубокое восприятие необходимо для каждого аспекта нашей жизни. Например, мы используем глубину во время вождения, чтобы измерить расстояние до приближающегося автомобиля. Восприятие глубины зависит от двух источников информации, а именно от сигналов .
    • Бинокулярные сигналы : Некоторые важные сигналы для восприятия глубины в трехмерном пространстве обеспечиваются обоими глазами. Три из них оказались особенно интересными:
      1. Ретинальное/бинокулярное несоответствие:  Это происходит из-за того, что два глаза находятся в разных положениях в нашей голове. Расстояние по горизонтали между ними около 6,5 см. Именно благодаря этому расстоянию сетчатка каждого глаза формирует немного отличающееся изображение одного и того же объекта. Это называется диспаратностью сетчатки. Мозг интерпретирует большое несоответствие сетчатки как удаленный объект, потому что для удаленных объектов несоответствие меньше, а для близких — больше.
      2. Схождение: Всякий раз, когда мы видим близлежащий объект, наши глаза сходятся вовнутрь, перенося изображение в центральную ямку каждого глаза. Мышцы передают в мозг информацию о том, насколько внутрь повернуты глаза, и мозг интерпретирует эти сигналы как подсказки к восприятию глубины. Когда наблюдатель удаляется от объектов, степень конвергенции уменьшается. Если вы держите палец перед носом и медленно приближаете его к носу, вы почувствуете конвергенцию. Вы воспринимаете объект в пространстве как более близкий, если ваши глаза сведены или обращены внутрь.
      3. Аккомодация: Это относится к процессу, посредством которого цилиарная мышца фокусирует изображение на сетчатке. Изменяет толщину хрусталика глаза. Мышца расслабляется, если предмет удаляется (более чем на 2 метра). Повышенная близость заставляет мышцы сокращаться, а толщина хрусталика увеличивается. Сигналы, посылаемые мышцами, передаются в мозг, который использует эту информацию для расчета расстояний.
    • Монокулярные сигналы (психологические сигналы/изобразительные сигналы): Позвольте нам воспринимать глубину одним глазом .A нет. сигналов используются для преобразования 2-мерного изображения в 3D-восприятие. Они эффективны, когда объекты просматриваются только одним глазом. Эти реплики часто используются художниками, чтобы вызвать глубину в двухмерной живописи художников (живописные реплики). Некоторые монокулярные сигналы:
      1. Относительное постоянство размера: Склонность воспринимать физические объекты как имеющие постоянный размер, даже когда размер изображения, которое они создают на сетчатке, изменяется. Размер изображения на сетчатке позволяет нам судить о расстоянии на основе нашего прошлого и настоящего опыта с подобными объектами. По мере удаления объектов изображение на сетчатке становится все меньше и меньше. Когда мы склонны воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
      2. Интерпозиция/перекрытие: это происходит, когда один объект закрывает нам вид на другой. Когда один объект полностью виден, а другой частично закрыт им, первый объект воспринимается как более близкий. Эти сигналы возникают, когда часть объекта закрыта другим объектом. Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, который его закрывает, кажется более близким.
      3. Линейная перспектива: Расстояния, разделяющие изображения удаленных объектов, кажутся меньшими. Это отражает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкие объекты. Враг, например: параллельные линии, такие как железнодорожные пути, кажутся сходящимися с увеличением расстояния с точкой схода на горизонте. Чем больше сходятся линии, тем дальше они кажутся.
      4. Вид с воздуха: воздух содержит микроскопические частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется воздушной перспективой. Например: далекие горы кажутся синими из-за рассеяния синего света в атмосфере, тогда как те же горы воспринимаются ближе, когда атмосфера чистая.
      5. Свет и тень: на свету некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые становятся темнее. Блики и тени предоставляют нам информацию о расстоянии до объекта.
      6. Относительная высота: более крупные объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а более мелкие — как более удаленные. Когда мы ожидаем, что два объекта будут одинакового размера, а это не так, больший из двух будет казаться ближе, а меньший — дальше.
      7. Градиент текстуры: Градиент — это непрерывное изменение чего-либо — изменение без резких переходов. В некоторых ситуациях мы можем использовать непрерывную градацию текстуры в поле зрения как ключ к глубине. Области, расположенные ближе к наблюдателю, имеют грубую текстуру и много деталей; по мере увеличения расстояния текстура становится все тоньше и тоньше. Эта непрерывная градация текстуры дает глазу и мозгу информацию, которую можно использовать для создания опыта или восприятия глубины.
      8. Параллакс движения/движение: это кинетический монокулярный сигнал, поэтому он не считается изобразительным сигналом. Это происходит, когда объекты, находящиеся на разных расстояниях, движутся с разной относительной скоростью. Далекий объект кажется движущимся медленнее, чем близкий объект. Скорость движения объекта соответствует расстоянию до него. Например: когда мы едем в автобусе, более близкие объекты движутся «против» направления автобуса, тогда как более дальние объекты движутся «с» направлением автобуса.

ИЛЛЮЗИИ :

Восприятие не всегда точно. Иногда нам не удается правильно интерпретировать сенсорную информацию. Это вызывает несоответствие между физическими раздражителями и их восприятием. Неверные представления, возникающие в результате неверной интерпретации информации, поступающей от наших органов чувств, называются иллюзиями.  Люди испытывают их в результате внешних раздражителей, что приводит к одинаковым переживаниям. Таким образом, иллюзию также называют «примитивной организацией». Несмотря на то, что иллюзии можно испытать в любом чувственном режиме, психологи чаще изучали их в визуальном, чем в других видах чувств.

Некоторые иллюзии восприятия универсальны и встречаются у всех людей (железнодорожные пути). Эти иллюзии называются универсальными иллюзиями/постоянными иллюзиями, поскольку они не меняются с опытом или практикой. Некоторые другие иллюзии, кажется, варьируются от человека к человеку, поэтому они называются личными иллюзиями.

  • Геометрическая иллюзия: В иллюзии Мюллера Лайера все мы воспринимаем линию А как более короткую, чем В, хотя обе линии равны.

                         _______________     A       

                    B   _______________

Эту иллюзию испытывают даже дети. Есть некоторые исследования, которые предполагают, что даже животные испытывают эту иллюзию более или менее так же, как мы. Иллюзии вертикальных и горизонтальных линий. Хотя обе линии равны, мы воспринимаем вертикальную линию как более длинную, чем горизонтальную.

  • Иллюзия видимого движения:  Иллюзия возникает, когда неподвижные изображения проецируются с соответствующей скоростью одно за другим. Эта иллюзия известна как «фи-феномен». В кино на нас воздействует такая иллюзия, когда мы видим движущиеся изображения. Люди не всегда осознают мир таким, какой он есть на самом деле; скорее, они строят его на основе опыта, полученного в конкретной среде.

Поделитесь с другими

Что такое восприятие?

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Восприятие, по словам Иоланды Уильямс, профессора психологии; можно определить как наш способ распознавать и интерпретировать информацию, которую мы собрали с помощью наших органов чувств. Это также включает в себя то, как мы реагируем на определенную ситуацию с данной информацией (Уильямс). Психология изучает поведение и психические процессы (Милнс). Восприятие связано с психологией, потому что, как обсуждалось в примечаниях, психология — это изучение поведения и психических процессов, а восприятие — это то, как мы реагируем на ситуации. Другими словами, наше поведение по отношению к этой ситуации.

Другое слово, которое часто ассоциируется с восприятием, — ощущение. Однако они часто используются взаимозаменяемо; ощущение — это процесс переоценки информации из мира в мозг (AlleyDog). Мы используем наши чувства, чтобы обнаруживать и распознавать что-то, что затем позволяет нам обрабатывать информацию и обнаруживать эмоции и реагировать на ситуацию, которую мы видим, что является восприятием.

Существует два типа теорий восприятия : теория самовосприятия и теория когнитивного диссонанса. Существует множество теорий о различных субъектах восприятия. Существуют также расстройства, связанные с восприятием, даже если вы можете думать, что восприятие — это просто точка зрения человека.

Во-первых, теория самовосприятия , вдохновленная анализом Б. Ф. Скиннера, заключается в том, что люди начинают «узнавать» или лучше понимать свои собственные отношения, эмоции и другие личные состояния, в основном путем заключения о них на основе наблюдения за собственным поведением и/ или ситуации, в которых происходит это поведение. Одним из примеров может быть человек, который описывает «бабочек в животе». Мы все идентифицировали это чувство для себя, для себя (Бем).

Получить помощь с вашим эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Теория когнитивного диссонанса — это наличие у человека двух противоречащих друг другу мыслей. Например, человек, который думает, что есть сахар вредно для вас, но затем продолжает есть сахар, потому что считает, что отказ от сахара ничего не изменит, поэтому ничто не изменит текущее состояние здоровья человека. Эти мысли противоречивы, почти лицемерны. По словам Леона Фестингера, наличие диссонанса вызывает у человека психологический дискомфорт, что затем позволяет ему пытаться оставаться постоянным в своих мыслях. Кроме того, в то время как человек хочет стать последовательным, он будет стараться избегать ситуаций, включающих этот предмет, вызывающий диссонанс (Фестингер).

Как и другие вещи в психологии, за восприятием стоит много научных исследований. Одна вещь связана со светом и нашими глазами. Когда вы смотрите в зеркало, свет отражается от вашего лица, затем от зеркала, а затем попадает в ваши глаза. Затем ваши глаза поглощают всю эту энергию и преобразуют ее в нейронные сообщения, которые ваш мозг обрабатывает и организует в то, что вы на самом деле видите. Как люди, мы видим только небольшую часть полного спектра электромагнитного излучения, который варьируется от гамма до радиоволн (Дженкинс, Ощущение и восприятие).

Наши глаза воспринимают то, что мы видим, исходя из длины и амплитуды волн. Длина волны и частота определяют их оттенок, например, короткие волны и высокие частоты пропускают голубоватые цвета, тогда как длинные волны и низкие частоты пропускают красноватые цвета. Амплитуда определяет интенсивность или яркость. Большие амплитуды — это яркие цвета, а малые амплитуды — тусклые цвета (Дженкинс, Ощущение и восприятие).

Пройдя через зрачок и роговицу, свет попадает на прозрачный диск за зрачком, называемый хрусталиком. Это фокусирует световые лучи в определенные изображения, которые проецируются на сетчатку. Сетчатка — это внутренняя поверхность глазного яблока, содержащая все рецепторные клетки, которые начинают воспринимать эту визуальную информацию. Достигнув ганглиозных клеток, хвосты аксонов образуют нитевидный зрительный нерв через таламус к зрительной коре головного мозга, расположенной в затылочной доле (Дженкинс, «Воспринимать значит верить»). Это позволяет нам видеть вещи в мире.

Примером нашего восприятия вещей, на которые мы смотрим, и того, как оно может различаться в зависимости от человека, может служить Платье. Платье, которое за одну ночь стало интернет-феноменом, потому что люди не могли договориться о том, какого оно цвета. Некоторые люди клялись, что видели белое платье с золотым кружевом, а другие видели синее платье с черным кружевом. Ученые изучили платье и пришли к выводу, что разное восприятие цвета связано с ожиданием того, что платье будет выглядеть одинаково при разном освещении, что объясняет постоянство цвета. Люди, которые видели платье бело-золотым, вероятно, видели, что платье освещено солнечным светом, из-за чего их мозг игнорировал более короткие и синие волны. Люди, которые видели платье сине-черным, видели его освещенным ложным светом; заставляя их мозг игнорировать более длинные и красные волны (Льюис).

Оливер Сакс, известный врач, профессор и автор необычных тематических исследований, считается выдающимся человеком благодаря своей работе; однако не может выполнить простую задачу, например, узнать себя в зеркале. У него форма прозопагнозии, неврологического расстройства, которое ухудшает способность человека воспринимать или распознавать лица. Это также известно как лицевая слепота. Он может воспринимать другую информацию, например собственный почерк или книгу на полке, но не в состоянии распознать близкого друга в толпе. Его веретенообразная извилина, которая, как считается, играет решающую роль в восприятии лица, работает со сбоями. Многие исследования показывают, что другие части мозга, такие как затылочная доля и миндалевидное тело, также играют ключевую роль в развитии этого расстройства (Jenkins, Sensation & Perception).

Другим расстройством, связанным с восприятием, является стойкое галлюциногенное расстройство восприятия. Согласно DSM 5, это психическое расстройство, которое сильно отличается от палинопсии, которая является медицинским расстройством. Палинопсия заставляет людей видеть повторяющиеся изображения даже после того, как стимул ушел. При постоянном восприятии галлюциногена человек видит более интенсивные отвлекающие факторы или помехи, чем человек с нормальным зрением. Это нормально смотреть на что-то яркое и видеть световые частицы, называемые плавающими помутнениями. Человек с галлюциногеном испытывает более высокие частоты, и это мешает его повседневной жизни. Примером человека с этим расстройством может быть то, что ему может быть трудно назвать цвета или определить разницу между ними. Еще одна проблема, с которой они могут столкнуться, заключается в том, что во время чтения слова и буквы могут перемещаться по странице (Джозеф).

На восприятие часто влияют или даже искажают наши ожидания, опыт, настроение и иногда культурные нормы. Здесь в дело вступает разум, а не только мозг. Мы даже можем обмануть самих себя из-за наших ожиданий. Наши глаза играют роль в восприятии информации нашим мозгом, но на самом деле наш разум обладает наибольшей силой. Наш набор восприятия — это психологические факторы, которые определяют, как мы воспринимаем окружающую среду. Например, на наше восприятие может влиять наше настроение. Люди часто говорят, что холм круче, когда слушаешь депрессивную музыку и идешь в одиночестве, однако он будет казаться менее крутым, если ты слушаешь поп-музыку или веселую мелодию и гуляешь с другом (Дженкинс, Воспринимать значит верить).

Отношение фигуры к земле — это организация поля зрения на объекты, которые выделяются из своего окружения. Например, очень распространенное черно-белое изображение то ли вазы, то ли двух лиц. Это может быть белая ваза на черном фоне или два лица на белом фоне. Если вы будете смотреть достаточно долго, ваше восприятие будет переключаться между ними, в результате чего фигура и фон также будут меняться. Иногда ваза — это фигура, а черный — фон, тогда как лица — это фигура, а белый — фон. Другой пример, если вы находитесь в толпе людей и пытаетесь слушать определенного человека через всю комнату. Вы слышите только то, что говорит этот человек, что делает человека фигурой. В то время как все вокруг вас, кто говорит, — это земля (Дженкинс, «Воспринимать — это верить»). Другой частью восприятия является близость. Это пример того, что нам нравится группировать близлежащие вещи вместе. Вместо того, чтобы видеть кучу случайных людей на вечеринке, мы склонны мысленно связывать людей, стоящих рядом друг с другом. Например, спортсмены в одном месте, правительственная команда в другом и т. д. (Дженкинс, Воспринимать значит верить).

Что-то еще важное для восприятия — восприятие глубины. Это способность видеть объекты в трех измерениях, хотя изображения, попадающие на сетчатку, двумерны. Восприятие глубины также помогает нам воспринимать расстояние и полную форму объектов. Мы используем бинокулярные сигналы, несоответствие сетчатки, которое зависит от использования двух глаз. Несоответствие сетчатки используется для восприятия глубины. Например, если вы держите указательные пальцы перед лицом и продолжаете смотреть за их пределы, у вас теперь четыре пальца вместо двух. Монокулярные сигналы, такие как интерпозиция и линейная перспектива, доступны только для любого глаза. Это помогает нам определить масштаб и расстояние до объекта, такие как относительная высота и размер, линейная перспектива, градиент текстуры и интерпозиция (Дженкинс, «Восприятие — это вера»).

Восприятие движения используется для определения скорости и направления движущегося объекта. Ваш мозг воспринимает движение в основном на основе представления о том, что уменьшающиеся объекты удаляются или отступают, а увеличивающиеся объекты идут четвертыми или приближаются. Однако ваш мозг легко может быть введен в заблуждение, когда дело доходит до движения. Например, кажется, что большие объекты движутся медленнее, чем маленькие, движущиеся с той же скоростью. Кроме того, организуя вещи по форме, глубине и движению, наше восприятие мира требует последовательности, что возвращает нас к теории когнитивного диссонанса. Перцептивное постоянство — это то, что позволяет нам постоянно распознавать объект независимо от его расстояния, угла зрения или движения. Даже если он может менять цвет, размер и форму в зависимости от условий. Например, мы все знаем, как выглядит чихуахуа, поэтому, если мы видим зеленую чихуахуа, мы все равно знаем, что это чихуахуа. Человек с противоречивыми убеждениями может попытаться сказать, что это не чихуахуа, потому что у него другой окрас, хотя он по-прежнему явно похож на чихуахуа (Дженкинс, «Воспринимать значит верить»).

Наш разум отвечает за большинство способов восприятия вещей. Наши глаза и наш мозг занимаются наукой, а наш разум решает, как мы будем воспринимать ощущения или собранные данные. Наш разум решает сохранить информацию из ощущений, которые мы испытываем, и оценивать их с точки зрения различных личных точек зрения.

Ссылки 

AlleyDog. Ощущение и восприятие . 1998-2016 гг. Заметки о классе.

Бем, Дэрил Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *