Их примеры:
Сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.
Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.
2.Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Не все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия – и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия – и они описаны во втором подклассе.
Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и они выделены нами в третий подкласс.
Приведу примеры:
Вам, наверное, приходилось наблюдать, как человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Что это за движения? Можно ли отнести их к двигательным навыкам? Нет, потому что движения челюстями не реализуют действие; они также никак не подготавливают его, они лишь сопровождают его.
Другой пример. Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается «выправить» его движение вполне бесполезными движениями рук, корпуса или кия.
Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, например, нарисовать график, особенно если они в этом графике не очень уверены.
Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.
Итак, в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.
3.Третий класс неосознаваемых процессов образуют « надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда, пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.
5. Ощущение и восприятие как различные формы отражения действительности.
Под восприятием понимаются такие психические процессы, с помощью которых мы можем непосредственно осознавать явления, находящиеся вне нас, на основе деятельности наших органов чувств. Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Необходимо избегать представления о том, что восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и самовосприятие, оно является сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихологическая личность в данный момент развития (ближе к первичному «ощущению» стоит новорожденный, так как он не обладает сознательным опытом). Мы никогда «не ощущаем», «не чувствуем» красный, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.д. На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии, а не об ощущении. Предпосылкой для восприятия являются раздражители (импульсы), действующие на органы чувств. Из-за того, что одни органы чувств воспринимают раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим органы чувств и раздражители на контактные и дистанционные.
Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Ощущение — это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.
(Ощущение является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.)
6. Виды ощущений. Подходы к классификации ощущений.
Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.
Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.
Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.
Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая.
О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.
Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
7. Общая характеристика и виды восприятия
Восприятие — психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элемент
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.
Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категорированным.
4 основных барьера в коммуникациях
Содержание статьи
Часто возникают ситуации, когда людям сложно друг друга понять и договориться о чем-то. Как правило, в этом виноваты барьеры в общении, которые усложняют любой диалог. Одну и ту же фразу люди могут понимать по-разному. Например, если вы зададите вопрос повышенным голосом, то собеседник его воспримет негативно. Если спокойно произнесете этот же вопрос, то человек ответит положительно. В процессе коммуникации решающим становятся не сами слова, а то, какими эмоциями, мимикой и жестами человек их сопровождает. Давайте разберемся, какие еще барьеры в коммуникациях могут помешать наладить отношения с окружающими.
Барьер восприятия
Начало беседы с плохим настроением заведомо отрицательно скажется на результате общения. Безразличный и холодный тон, незаинтересованность в глазах вызывают у собеседника нежелание вести с вами разговор. Также это относится к ситуации, когда человек высказывает свое мнение без уважения или даже с неприязнью.
Как поступить в этой ситуации: постарайтесь вести себя дружелюбно, улыбайтесь, поддерживайте зрительный контакт и следите за своей жестикуляцией.
Барьер в отношениях
Плохое мнение собеседника о нас мешает объективно воспринимать информацию, которую мы хотели бы донести до него. Исходя из этого, человек может абстрагироваться от беседы или игнорировать все, что вы пытаетесь ему сказать, вести себя снисходительно по отношению к вам, отвечать напыщенным тоном.
Как поступить в этой ситуации: общайтесь с собеседником, как с равным. Не отвечайте ему грубо, даже если человек разговаривает с вами с неприязнью. Постарайтесь увидеть в нем что-то хорошее и похвалите его за это. Не забывайте смотреть в глаза и улыбаться.
Барьер в профессиональной компетенции
В процессе разговора с собеседником обязательно нужно учитывать, насколько он разбирается в теме и все ли профессиональные термины ему известны. Если вы будете объяснять молодому специалисту тонкости работы сложным языком, то вряд ли он сможет понять все, что вы хотели донести, и выполнить работу хорошо.
Как поступить в этой ситуации: оцените уровень знаний собеседника и постарайтесь упростить свой язык, не проявляя при этом высокомерия.
Эмоциональный барьер
Когда день не задался, у вас плохое настроение и нет желания с кем-либо общаться, такое состояние может непроизвольно отразиться на беседе с человеком. Собеседник в свою очередь может воспринять ваши эмоции, как негативное отношение к нему. Ситуация повторится, даже если вы, наоборот, будете находиться в слишком хорошем настроении. Например, начнете весело рассказывать о своих задачах на совещании, руководство оценит такое поведение как неуместное.
Как поступить в этой ситуации: научитесь контролировать свои эмоции, управлять ими во время разговора с собеседником, даже если вы чем-то сильно огорчены, старайтесь вести себя нейтрально.
Это была только часть барьеров в коммуникациях, которые часто встречаются во взаимодействиях людей. Если вы хотите узнать о стратегиях поведения в общении с собеседником, глубоком и осмысленном понимании информации или устной речи, о деловом стиле общения, то посмотрите бесплатный онлайн-курс «Устная и письменная коммуникация». Регистрация на сайте займет 2 минуты, продолжительность обучения — 50 минут.
Перцептивное мышление (определение + примеры)
Что сложнее? Читаете научно-популярную книгу или собираете головоломку из 1000 деталей? В зависимости от ваших способностей и опыта, у вас может быть другой ответ, чем у человека рядом с вами или вашей второй половинки. Вы используете различные навыки для выполнения каждой задачи. И, к сожалению, один набор навыков часто ценится выше, чем другой, когда вы сдаете тесты в школе или получаете определенную работу. Например, люди с высокими способностями к перцептивному мышлению могут в любой день решить головоломку над научно-популярной книгой. И хотя их способность быстро решать головоломки может быть не единственным навыком, который поможет им поступить в колледж, перцептивное мышление имеет решающее значение для решения многих повседневных проблем.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о перцептивном мышлении: что это такое, что вызывает дефицит и как поощрять детей с высокими или низкими способностями к перцептивному мышлению. Эти навыки требуют всего одного типа интеллекта . Вот так! Существует много типов интеллекта, и не все из них измеряются современными стандартизированными тестами. Возможно, вы обнаружите, что если вам трудно получить в школе пятерки, вы все равно можете найти сильные стороны, изучая другие навыки, такие как перцептивное мышление.
Что такое перцептивное мышление?
Перцептивное мышление — это способность воспринимать визуальную информацию, организовывать ее, интерпретировать и использовать для решения задач. Устное общение не требуется. Если вы решаете проблему, которая требует от вас визуализации решения в голове, вы используете перцептивное мышление.
Способность к перцептивному мышлению может значительно облегчить жизнь. Вы можете смотреть на карту на другом языке, но с высокими способностями к перцептивному мышлению вы сможете добраться из точки А в точку Б.
Люди с высокими способностями к перцептивному мышлению могут предпочесть «учиться на практике» или учиться с помощью наглядных пособий. Вместо того, чтобы слушать указания, обычно легче их увидеть.
Задачи и проблемы, требующие способностей к перцептивному мышлению
У вас могут быть высокие способности к перцептивному мышлению, если вы можете:
- Разобрать компьютер и снова собрать его
- Читать карту или ориентироваться в окрестностях без посторонней помощи
- Легко оценивать расстояние между двумя объектами
- Быстро собирать мебель
- Хорошо рисовать или рисовать
Что вызывает дефицит перцептивного мышления?
Перцептивное мышление состоит из двух процессов: восприятия визуальной информации и применения этой информации. Если вы заметили у своего ребенка дефицит перцептивных рассуждений, возможно, у него отставание в развитии теменной доли, затылочной доли и их нейронных сетей. У них также могут быть проблемы со зрением. Семь из десяти учащихся, у которых есть трудности с обучением чтению, имеют нарушения зрения. Нарушения зрения просто не редкость, и их способность мешать перцептивным рассуждениям и другим навыкам также не редкость. Каждый четвертый ребенок имеет нарушения зрения, которые сдерживают его, если его не контролировать.
Признаки того, что у вашего ребенка дефицит перцептивного мышления, включают:
- Закрытие одного глаза при чтении
- Частое ломание карандашей или попытки правильно держать посуду
- Неряшливый почерк или плохо выровненные слова на странице склеивание бумаги
- Неспособность следовать навигационным указаниям
Некоторым учащимся поход к окулисту быстро улучшит их навыки перцептивного мышления. Другим родителям, возможно, придется отвести своих детей к педиатру, чтобы более внимательно изучить их задержки в развитии.
Как улучшить навыки перцептивного мышления
У детей также могут отсутствовать навыки перцептивного мышления просто потому, что они недостаточно их тренировали. Нередко школы отдают приоритет таким видам деятельности, как чтение и математика, а не логике и перцептивным рассуждениям. Родителям следует рассмотреть возможность добавления занятий в распорядок дня своего ребенка, чтобы наблюдать за его навыками перцептивного мышления (и дать им возможность практиковаться).
Хотите улучшить свои (или вашего ребенка) навыки перцептивного мышления? Испытайте их! Используйте и развивайте свои навыки перцептивного мышления:
- Игра с головоломками (включая 3D-головоломки!)
- Изучение оригами
- Игра в шахматы с другом (или компьютером)
- Сборка модели самолета карта для передвижения по новому городу
- Общение с другом без слов
- Проба нового вида спорта или физических упражнений
Различные типы интеллекта
Вас можно считать умным, если вы можете собрать мебель без минимальной помощи. Вас также могут считать умным, если вы можете прочитать книгу и составить отчет по этой книге. И хотя образовательные стандарты могут сказать вам, что один из этих навыков важнее, оба они по-прежнему являются действительными типами интеллекта.
Несколько психологов-педагогов создали теории, основанные на идее множественного интеллекта. В 1938 году Луи Тернстоун писал, что интеллект возникает не только из одной общей способности. Он перечислил семь «основных умственных способностей», включая вербальное понимание, скорость восприятия и пространственную визуализацию. Говард Гарденер представил более современную теорию множественного интеллекта. Гарденер перечислил набор из восьми видов интеллекта, включая зрительно-пространственный интеллект и вербально-лингвистический интеллект.
Работа этих и других психологов повлияла на то, как мы измеряем интеллект и квалифицируем человека как продвинутого или слабого в некоторых областях.
WAIS-IV
Хотите знать, где вы падаете, когда дело доходит до перцептивных рассуждений? К счастью, существуют тесты, измеряющие эти навыки у взрослых и детей. Используйте WAIS-IV, чтобы оценить свои навыки или навыки вашего ребенка и посмотреть, где вы могли бы поддержать их в школе и в жизни.
Шкала индекса перцептивного мышления — это один из четырех субтестов текущей Шкалы интеллекта взрослых Векслера (WAIS). WAIS — это тест IQ, который проводится взрослыми для измерения их интеллекта и когнитивных способностей.
WAIS-IV, текущая версия теста, является первой версией, включающей шкалу «перцептивных рассуждений». В более ранних версиях WAIS «перцептивное рассуждение» называлось «перцептивной организацией».
Для измерения перцептивных рассуждений участникам дается от трех до пяти заданий:
- Блочный дизайн: участникам дается модель в книге, составленная из красных и белых блоков. Участник должен воссоздать модель, используя блоки в условиях временных ограничений.
- Матрица Обоснование: Участникам дается набор картинок, одна из которых отсутствует. Затем им дается набор из пяти дополнительных картинок. Из этих пяти картинок участник должен выбрать недостающую картинку.
- Визуальные головоломки: участники рассматривают головоломку в книге. Затем им дается набор отдельных частей. Они выбирают, какие из этих частей подходят для головоломки.
- Завершение изображения: Как и в задаче «Визуальные головоломки», участники должны выбрать изображение, которое завершает изображение.
- Вес фигурок: Участникам показывают изображение весов с набором фигур или изображений на одной стороне весов. Они выбирают из набора изображений или фигур, чтобы «сбалансировать» масштаб.
Тесты на перцептивное мышление, а также тесты на рабочую память, вербальное понимание и скорость обработки информации определяют общий индекс способностей участника и его полную шкалу IQ.
Интерпретация результатов WAIS-IV
У детей с низкими баллами по всем этим параметрам могут быть диагностированы такие состояния, как СДВГ или синдром Аспбергера. Интересно, что дети с высокофункциональными формами этих состояний часто показывают очень высокие результаты в тестах на перцептивное мышление.
Перцептивное мышление и другие формы интеллекта
Несмотря на то, что вы можете найти блоки в тесте на IQ, вы можете не увидеть их в классе после дошкольного возраста. Члены приемной комиссии колледжей не требуют, чтобы студенты собирали пазлы, чтобы быть принятыми.
Наша современная система образования ценит вербальные рассуждения, а не перцептивные. В тестах вас просят прочитать и написать, прежде чем собрать фотографию или найти недостающую часть головоломки. Но, по словам Говарда Гарднера, вербально-лингвистический интеллект — это всего лишь одна из форм интеллекта. По словам Луиса Тёрстона, понимание слов и беглость слов — это всего лишь два навыка, которые способствуют общему интеллекту.
Согласно сегодняшнему тестированию, учащийся с высокими навыками понимания речи может считаться очень умным, даже если у него небольшие способности к перцептивному мышлению. И наоборот, учащийся с визуальным и пространственным интеллектом может не получить такой же похвалы или признания, если у него будут проблемы с вербальными и лингвистическими тестами.
Но, как вы читали ранее на этой странице, эти навыки имеют решающее значение для решения определенных проблем и достижения успеха в определенных областях. Вам не всегда будут давать устные указания. Есть много проблем, которые вам нужно будет решить, «делая».
Так что не позволяйте стандартному тесту, основанному на одном типе интеллекта, сказать вам, что вы не умны. Не позволяйте стандартному тесту, основанному на одном типе интеллекта, сказать вам, что вы умнее кого-то другого. У всех разные способности и разные типы интеллекта. Используйте такой тест, как WAIS-IV, чтобы получить более полную картину своего интеллекта. Когда вы обнаружите, в чем заключаются ваши сильные стороны, вы сможете найти лучшие способы учиться и решать проблемы своим уникальным способом.
Как поддержать ребенка с высокими навыками перцептивного мышления
Если сильные стороны ребенка не оцениваются в школе, вы должны проверить их дома. Вы можете заметить, что у вашего ребенка проблемы с математикой, но он может построить небоскреб с минимальными трудностями. Они сидят на заднем сиденье, но они всегда правы, когда дело доходит до направления! Может быть, их оценки не отражают того, насколько они умны, как вы знаете. Продолжайте поддерживать своего ребенка и развивать его навыки. Однажды они обнаружат, что их сильные стороны могут помочь им построить успешную карьеру!
Составьте схему рутинной работы на основе организационных задач: Люди с навыками перцептивного мышления обычно знают, как сделать так, чтобы пространство выглядело красиво. У них есть чутье на организацию и даже эффективность. Когда вы создаете график работы вашего ребенка, используйте его сильные стороны. Они могут помочь вам убрать продукты? Навести порядок на счетчиках? Устроить кукольную и игрушечную комнату? Вы можете обнаружить, что вашему ребенку больше нравятся эти задания , а он более мотивирован на их выполнение.
Пусть они наслаждаются играми и выбирают лагеря, которые соответствуют их сильным сторонам: Такие игры, как тетрис и головоломки, позволяют ребенку еще больше развить свои навыки перцептивного мышления. Позвольте вашему ребенку играть в эти игры или исследовать другие виды игр. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок особенно хорош в головоломках, которые вы даже не можете решить! Отправка вашего ребенка в художественный лагерь может быть не так полезна для среднего балла вашего ребенка, как летняя школа, но она может помочь ему изучить навыки и хобби, в которых они преуспевают!
Убедите их в их интеллекте : Ребенок с высокими навыками перцептивного мышления может не чувствовать себя таким «умным», как другие дети. Почему? Их оценки говорят им, что это не так. Поговорите со своим ребенком о различных формах интеллекта и сообщите ему, что помимо вербального существуют и другие формы интеллекта.
Профессии, требующие высоких навыков перцептивного мышления
- Инженер
- Архитектор
- Модельер
- Пилот
- Авиадиспетчер
- Графический дизайнер
- Хирург
Миру нужны люди, которые могут составить карту того, что находится перед ними, и увидеть то, что другие люди не могут. Перцептивное мышление — важный навык! Поощряйте своего ребенка и помните, что не все тесты интеллекта измеряют все типы интеллекта.
Набор восприятия: определение, примеры и определитель
То, как мы видим мир, не так просто, как наш мозг обрабатывает все, что мы видим. Когда мы что-то видим, мы, как правило, улавливаем некоторые детали, но упускаем некоторые; это потому, что мозгу нужно обработать слишком много информации. Перцептивный набор будет обсуждаться, чтобы узнать больше об этом.
- Мы начнем с изучения того, как определить набор восприятия в психологии, а также рассмотрим некоторые примеры набора восприятия.
- Продолжаем изучать детерминанты наборов восприятия.
- В завершение мы рассмотрим несколько экспериментов с набором перцепций.
Мозг имеет предвзятую природу, поскольку он избирательно обрабатывает информацию, чтобы предотвратить перегрузку, freepik.com
Как определить установку восприятия в психологии?
Набор восприятия относится к тенденции воспринимать одни аспекты того, что мы видим, игнорируя при этом другие. Теория перцептивных множеств подчеркивает, что восприятие избирательно, мы делаем выводы и интерпретируем то, что видим, на основе наших схем . Наши предыдущие знания и контекст заставляют нас преувеличивать некоторые аспекты того, что мы видим, и игнорировать другие.
Схемы — это структуры, которые организуют наши предыдущие знания и помогают нам понимать и интерпретировать новую информацию на их основе. Примерами схем являются стереотипы, ожидания того, как люди обычно ведут себя в различных социальных ролях, или воспоминания о первом свидании.
Примеры набора восприятия
Набор восприятия является примером обработки сверху вниз. Исследователи предложили два подхода, объясняющих, как мозг обрабатывает информацию. Теория обработки снизу-вниз предполагает, что мы получаем сенсорную информацию из окружающей среды, и определяющим фактором восприятия является то, как мы интерпретируем полученную информацию. Принимая во внимание, что нисходящая обработка включает в себя обработку и интерпретацию мозгом поступающей сенсорной информации с использованием наших прошлых знаний, мыслей и ожиданий.
Ваше прежнее знание английского языка и представления о том, что означает это предложение, позволяют вам читать его, даже если в нем нет гласных.
M*RY H*D * L*TTL* L*MB
Наборы восприятия являются примером нисходящей обработки, и обе эти когнитивные способности имеют предвзятую природу, которая является результатом предыдущего знания, которое мы узнали .
Детерминант набора восприятия
Схемы определяют набор восприятия и влияют на него, который формируется рядом контекстуальных факторов, таких как культура, мотивация, эмоции и ожидания.
Культура
Схемы часто определяются культурой. Мы склонны адаптировать убеждения в соответствии с нашим культурным контекстом. То, что мы слышим от окружающих нас людей и средств массовой информации, формирует наш взгляд на мир.
Культура влияет на наше восприятие информации, StudySmarter Originals, Alicja Blaszkiewicz
Если вы выросли в культуре, которая уважает и восхищается пожилыми людьми, вы с большей вероятностью будете воспринимать пожилых людей, с которыми вы сталкиваетесь, как более знающих, заслуживающих доверия или даже авторитетных .
Мотивация
Мотивация, наши цели и задачи влияют на то, как мы воспринимаем объекты.
Если ваша цель — бросить в кого-то предмет, вы воспримете апельсин как потенциальную ракету. Если ваша цель состоит в том, чтобы вас считали первоклассным человеком с высоким социальным статусом, вы можете счесть брендовую одежду с завышенными ценами более ценной, чем в противном случае.
Эмоции
Мы воспринимаем мир через призму наших текущих эмоций. Наши эмоции меняют то, как мы воспринимаем затраты и выгоды различных действий. Поэтому, когда мы в плохом настроении, действия, требующие усилий, могут восприниматься как большее бремя, чем в хорошем настроении.
Песня может показаться печальнее, если мы будем слушать ее в грустном состоянии. Или, если вы уже нервничаете, небольшая проблема, такая как невозможность найти важный документ, может оказаться огромной проблемой. Но если вы столкнулись с той же проблемой в лучшем настроении, вы можете воспринять ее как нечто, что вы можете легко преодолеть.
ОжиданиеЛюди видят то, что хотят видеть. Ожидания создаются прошлым опытом, а также влияют на то, на что мы обращаем внимание, и на аспекты поля зрения, которые мы выбираем для восприятия.
Если вы переходите улицу, вы знаете по своему прошлому опыту, что нужно сосредоточиться на смене уличных фонарей и высматривании автомобилей, и вы можете пропустить знакомое лицо, проходящее мимо.
Мы часто отфильтровываем то, что не ожидаем увидеть.
Если мы ожидаем провала при выступлении с важной презентацией, мы будем уделять больше внимания любым признакам, подтверждающим это, например, видеть, как кто-то в аудитории зевает, чувствуя, как наши ладони ругаются, но мы также можем упустить все доказательства, доказывающие обратное — люди в аудитории, которая обращает внимание и кажется заинтересованным.
Эксперименты с набором перцепций
Давайте взглянем на некоторые примеры наборов восприятия, которые были исследованы в лабораторных условиях!
Культура
Хадсон (1960) исследовал кросс-культурные различия в восприятии признаков глубины на изображениях. В ходе исследования исследователи показывали участникам фотографию охотника, нападающего на стоящую рядом с ним антилопу, на картинке также был изображен слон, стоящий на холме далеко позади охотника. Хотя слон был далеко, он оказался между охотником и антилопой.
Исследование показало, что белые люди и коренные чернокожие жители Южной Африки по-разному воспринимали изображение. Белые люди более склонны воспринимать глубину, результаты показывают, что культурные различия влияют на восприятие.
Мотивация
Гилкрист и Несберг (1952) исследовали, как сильная мотивация к еде влияет на восприятие участниками изображений еды. Исследователи показывали участникам, которые не ели в течение 20 часов, и участникам, которые ели, фотографии еды. Та же картинка была показана снова, но с уменьшенной яркостью. Затем участников попросили отрегулировать яркость изображения, чтобы оно соответствовало исходному изображению, которое им показывали.
Голодные участники переоценили яркость изначального изображения, из-за чего исследователи пришли к выводу, что когда мы голодны, изображения еды кажутся ярче.
Голод является примером мотиватора.
Эмоции
Ринер и др. (2011) исследовали, как настроение влияет на восприятие. Исследователи вызвали у участников грустное настроение, попросив их описать печальное событие из жизни, которое они пережили, или послушать грустную песню. Участникам показывали изображение холма и просили оценить, насколько он крутой.
Участники в грустном настроении считали холм значительно круче, чем счастливые участники. Исследователи пришли к выводу, что участники, которые были в худшем настроении, воспринимали восхождение на холм как большую ношу и поэтому считали его более крутым.
Ожидание
Брунер и Минтурн (1955) исследовали влияние ожиданий на наше восприятие. В ходе исследования участников попросили записать, какие буквы или цифры высвечивались на экране. Стимулы демонстрировались только в течение короткого периода времени (сначала 30 миллисекунд, а затем продолжительность увеличивалась с каждым испытанием). На протяжении испытаний показывалась неоднозначная цифра. Неоднозначные цифры можно было легко интерпретировать как «В» или «13». Участники были разделены на две группы:
- Группе 1 были показаны цифры перед неоднозначной цифрой, предполагая, что 13 будет восприниматься как число
- Группе 2 были показаны буквы перед неоднозначной цифрой, что предполагает, что 13 будет восприниматься как буква B.
Ожидая увидеть буквой неоднозначная цифра распознавалась как буква Б. И при ожидании числа участники интерпретировали неоднозначную цифру как число 13.
Иллюстрация стимулов по Брунеру и Минтурну (1955), StudySmarter Originals, Alicja Blaszkiewicz
Набор восприятия – основные выводы
- Набор восприятия относится к тенденции воспринимать одни аспекты того, что мы видим, игнорируя при этом другие.
- Теория перцептивных множеств подчеркивает, что восприятие избирательно, мы делаем выводы и интерпретируем то, что видим, на основе наших схем.