Воздействие на аудиторию пропаганда и агитация – Составляющие пропаганды и агитации

Содержание

Составляющие пропаганды и агитации

Агитация и пропаганда часто приравнивает к рекламе, способу получения информации о чем-либо. Но пропаганда и агитация не столько информируют, сколько манипулируют людьми.

Суть и составляющие пропаганды и агитации

Пропаганда – распространение информации. Целью пропаганды является информирование, привлекающее сторонников того или иного движения. Распространяемые пропагандой идеи не всегда правдивы, часто приукрашены или вовсе противоречат истине.

Для пропаганды чего-либо необходимо:

  • идея/идеи, подлежащие распространению,
  • целевая аудитория,
  • средства распространения.

Агитация – деятельность, влияющая на сознание и бессознательное людей с целью внушить им тот или иной формат мышления и побудить к активной деятельности. Агитацию проводят в устной, письменной и наглядной форме.

И пропаганда, и агитация созданы для приобщения и побуждения личности к деятельности в пропагандируемой сфере.

Самый распространенный вид пропаганды и агитации – политическая. В политике они имеют огромное значение. Основным способом распространения выступают средства массовой информации, позволяющие максимально расширить целевую аудиторию.

Выделяют три составляющие успешной пропаганды и агитации:

  1. Тезис – короткое и емкое определение главной идеи/идей.
  2. Понятная и приемлемая для информируемых людей форма распространения.
  3. Защищенность от критики, затрудненность критической оценки.

Хорошую пропаганду бывает сложно выявить в контексте другой информации. Она не ограничена по времени как реклама. Преподносится пропаганда таким образом, что, в первую очередь, оказывает влияние на чувства, эмоции, бессознательные инстинкты людей. Чем больший отклик пропагандируемая информация находит в душе у человека, тем скорее он согласится с пропагандируемыми идеями.

Виды и типы пропаганды

Выделяют два вида пропаганды в зависимости от позитивности намерений пропагандистов:

  1. Конструктивная или позитивная пропаганда осуществляется с целью предоставить полезную для аудитории информацию. Она учитывает интересы аудитории и призвана помочь как можно большему количеству людей. Может носить познавательный, воспитательный, социальный характер. Например, пропаганда здорового образа жизни.
  2. Деструктивная или негативная пропаганда агрессивна, навязчива, призвана разжигать вражду в обществе. В ней используются грубые техники манипуляции сознанием людей, воздействие на бессознательные инстинкты. Негативная пропаганда служит узкому кругу лиц, и вредит обществу в целом. Она не гнушается лжи и искажает, переворачивает настоящее положение вещей с ног на голову.

Даже самый критично настроенный и здравомыслящий человек слепо верит ей, не желая проверять истинность увиденного/услышанного/прочиненного самостоятельно. Такая пропаганда чрезвычайно опасна и вредна. Ее используют для разжигания социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, вплоть до военных конфликтов.

Более распространена и известна в обществе классификация пропаганды по типам:

  1. Белая пропаганда. Такая пропаганда заслуживает наибольшего уважения. Информация преподносится точно, правдиво, с указанием официальных источников ее получения. В таком случае человек имеет возможность осмыслить полученную информацию и сделать собственные выводы.
  2. Серая пропаганда. Это смешанный тип пропаганды. Достоверность предоставляемой информации проверить сложно, она может содержать часть правды, скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.
  3. Черная пропаганда. Такая пропаганда полностью основана на обмане аудитории. Нет возможности проверить ее подлинность, она преподносится как единственно возможная и верная.

Противостоять пропаганде бывает чрезвычайно сложно, но каждому человеку следует критично воспринимать любую, поступающую извне информацию, особенно носящую негативный характер.

Каково Ваше отношение к агитации и пропаганде?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Правила пропаганды — психология

Составляющие пропаганды и агитации

Агитация и пропаганда часто приравнивает к рекламе, способу получения информации о чем-либо. Но пропаганда и агитация не столько информируют, сколько манипулируют людьми.

Суть и составляющие пропаганды и агитации

Пропаганда – распространение информации. Целью пропаганды является информирование, привлекающее сторонников того или иного движения. Распространяемые пропагандой идеи не всегда правдивы, часто приукрашены или вовсе противоречат истине.

Для пропаганды чего-либо необходимо:

  • идея/идеи, подлежащие распространению,
  • целевая аудитория,
  • средства распространения.

Агитация – деятельность, влияющая на сознание и бессознательное людей с целью внушить им тот или иной формат мышления и побудить к активной деятельности. Агитацию проводят в устной, письменной и наглядной форме.

И пропаганда, и агитация созданы для приобщения и побуждения личности к деятельности в пропагандируемой сфере.

Самый распространенный вид пропаганды и агитации – политическая. В политике они имеют огромное значение. Основным способом распространения выступают средства массовой информации, позволяющие максимально расширить целевую аудиторию.

Выделяют три составляющие успешной пропаганды и агитации:

  1. Тезис – короткое и емкое определение главной идеи/идей.
  2. Понятная и приемлемая для информируемых людей форма распространения.
  3. Защищенность от критики, затрудненность критической оценки.

Хорошую пропаганду бывает сложно выявить в контексте другой информации.

Она не ограничена по времени как реклама. Преподносится пропаганда таким образом, что, в первую очередь, оказывает влияние на чувства, эмоции, бессознательные инстинкты людей.

Чем больший отклик пропагандируемая информация находит в душе у человека, тем скорее он согласится с пропагандируемыми идеями.

Виды и типы пропаганды

Выделяют два вида пропаганды в зависимости от позитивности намерений пропагандистов:

  1. Конструктивная или позитивная пропаганда осуществляется с целью предоставить полезную для аудитории информацию. Она учитывает интересы аудитории и призвана помочь как можно большему количеству людей. Может носить познавательный, воспитательный, социальный характер. Например, пропаганда здорового образа жизни.
  2. Деструктивная или негативная пропаганда агрессивна, навязчива, призвана разжигать вражду в обществе. В ней используются грубые техники манипуляции сознанием людей, воздействие на бессознательные инстинкты. Негативная пропаганда служит узкому кругу лиц, и вредит обществу в целом. Она не гнушается лжи и искажает, переворачивает настоящее положение вещей с ног на голову.

Даже самый критично настроенный и здравомыслящий человек слепо верит ей, не желая проверять истинность увиденного/услышанного/прочиненного самостоятельно. Такая пропаганда чрезвычайно опасна и вредна. Ее используют для разжигания социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, вплоть до военных конфликтов.

Более распространена и известна в обществе классификация пропаганды по типам:

  1. Белая пропаганда. Такая пропаганда заслуживает наибольшего уважения. Информация преподносится точно, правдиво, с указанием официальных источников ее получения. В таком случае человек имеет возможность осмыслить полученную информацию и сделать собственные выводы.
  2. Серая пропаганда. Это смешанный тип пропаганды. Достоверность предоставляемой информации проверить сложно, она может содержать часть правды, скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.
  3. Черная пропаганда. Такая пропаганда полностью основана на обмане аудитории. Нет возможности проверить ее подлинность, она преподносится как единственно возможная и верная.

Противостоять пропаганде бывает чрезвычайно сложно, но каждому человеку следует критично воспринимать любую, поступающую извне информацию, особенно носящую негативный характер.

Каково Ваше отношение к агитации и пропаганде?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/agitaciya-i-propaganda

Первое правило пропаганды

Главное правило пропаганды — посыл должен быть простым. Если хочешь, чтобы твоя вера распространялась, нужно упаковать ее в короткое и броское сообщение — мем. Чем он проще и тупее, тем ему легче распространяться. Если мем в рифму — еще лучше.

Мем дожен быть безапелляционным, без деталей, однозначным и не вызывающим сомнений. В идеале — чтобы он касался каких-то человеческих грехов — например, гордыни, алчности или гнева. Это сейчас самые социально одобряемые грехи.

Восемь лет назад мы с Артёмом сформулировали правило, что из текста нужно удалять бессмысленные слова. Мы назвали их стоп-словами и стали продвигать:

Этот мем основан на гордыне: «Я владею тайным знанием, какие слова удалять, а вы кругом дураки и не лечитесь. Поэтому я пишу классно, а все остальные — плохо».

Это но очень однобокая мысль, во многом неверная. Удаление стоп-слов — это один процент редактуры. Если редактировать только с помощью этой мысли, то получатся страшные уродцы.

Но у этого мема дьявольская сила. Это идеальное оружие пропаганды: он простой, бойкий, короткий и им хочется поделиться, чтобы показать свою крутость. Спроси любого, что такое инфостиль — он скажет «стоп-слова».

Если бы я пытался распространять знания о том, что действительно важно в редактуре, я бы так и бубнил себе под нос, никто бы ничего не понял:

Это касается только пропаганды

Задача пропаганды — чтобы как можно больше людей приняли и передали твое послание. Чем оно проще и привлекательнее, тем лучше оно распространяется, тем эффективнее пропаганда.

Пропаганда — это не всё общение. Когда человек увидел твое первое послание, он захочет познакомиться с деталями. Тогда уже нужно рассказывать ему о тонкостях, доказывать тезисы, говорить об ограничениях.

Вероятно, именно эти нюансы превратят случайного прохожего в вашего яростного сторонника. Но все эти моменты остаются между вами, когда человек уже «в теме».

Затянуть его в тему нюансами сложно — они не распространяются.

Это везде

Пропаганда повсюду. Каждый человек, который хочет обратить вас в свою веру, создает собственный мем.

Сами по себе мемы и пропаганда — это не хорошо и не плохо, это просто способ доставки информации. Мы живем в мире конкурирующих идей, и побеждают те из нас, у кого более мощные мемы. Поддерживая и распространяя какой-то мем, вы делаете его сильнее. Конструируя собственные мемы, вы включаетесь в конкуренцию.

А так миру наплевать на наши мемы. Мы — тонкий пушок плесени на корочке синего камушка на краю одной из миллиарда галактик, несущихся к своей неминуемой гибели в бесконечном космосе.

Как использовать

Редакторы школы! Если у вас есть задание вроде «помочь читателю в чем-то убедиться», не делайте заход с нюансов. Сформулируйте мощный мем, который вы будете продвигать, и уже потом, прицепом, углубляйтесь в подробности.

НюансыМемы
При определенных условиях кофе полезенПейте 3 чашки кофе в день, чтобы жить дольше
Не все химические добавки и спортивное питание могут быть полезнымиХимия — зло. Так говорит наука
Некоторые прилагательные следует удалить, если они отражают необъективную оценкуОценки — удалить!
Некоторым котикам нравится, чтобы их гладили. Поэтому оцените, насколько котик расположен к поглаживанию, и по возможности погладьте егоВидишь котика — гладишь котика

Второе правило пропаганды

А второе правило пропаганды — не используй мемы противника. Но об этом как-нибудь отдельно.

Источник: http://maximilyahov.ru/blog/all/propaganda-2/

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог). Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога.

Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.

Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.

Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:
– решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; – защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; – сохранение доверия между психологом и клиентом;

– укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента. 2.

Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. 3.

Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. 4.

Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами.

Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста[1]).

7.

Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. 2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. 3.

Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. 4.

Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. 5.

Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. 6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7.

При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности. 2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса.

Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии. 3.

Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы.

Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов. 2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел.

Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a1448.html

Информационные войны и пропаганда: правила и примеры | Алена Попова

Я выпускница факультета журналистики МГУ.

В советское время фактически он должен был быть факультетом агитации и пропаганды. То есть, в условиях информационной блокады на протяжении почти 50 лет журналистов учили выигрывать информационные войны.

Во время мой учебы подход был иной: согласно 29 Статье Конституции РФ каждый имеет право свободно получать и распространять информацию. На факультете мы подробно изучали информационные войны и конфликты, реакцию на клевету и освещение негатива-контрпозитва в прессе. Сейчас Россия ведет информационную врйну.

Я не сверхспециалист, ибо по профессии давно не работаю. Но хотела бы обсудить.

Почему? Потому что во-первых, мне странно, что при наличии специалистов и информационных стратегов мы эти войны ведем топорно и проигрываем, во-вторых, результат такой информационной политики отражается не на чиновниках и функционерах, а на на простых гражданах и предпринимателях.

Мы и так слышали, что живем в кошмарной стране (за эти суждения мне всегда было обидно), а сейчас просто в аду. Таким образом, чтобы найти общий язык с гражданами других стран (общаешься ли ты с ними просто или по бизнесу) приходится или ругать свою страну ( в итоге ругаешь страну, даже лидера, а получается, что себя, и всех, кто выступает за более разумное управление задачами внутри страны), или молчишь (потому что не хвалить же за ошибки)

Я считаю, стоит не законы об изъятии активов у иностранных кампаний принимать и не сажать всех, кто выступает против решений власти, а научиться реагировать информационно неущербно. Более того нужно иметь стратегию информационного имиджа страны на 10-15 лет. Создавать сильных игроков, логичных, умеющих не топорно, а виртуозно выигрывать информационные войны, а не разрушать самое технологичное новостное агентство в стране и платить Кетчуму за банальный пиар.

Западные СМИ активно проработывают российский вопрос еще со времен Холодной войны. И в сознании американцев, например, образ выходца из России внушает исключительно страх и недоверие. Я против, чтобы на нас воспринимали так и дальше.

Информационная война между Западом и Россией очень последовательно ведется только с одной стороны: ни один десяток лет американцев воспитывают на мысли о том, что любая российская иницатива носит антидемократический характер. Западная информационная политика включает в себя основные правила пропаганды, описанные Норманом Дэвисом, которым нас учили на журфаке:

— Правило упрощения: все факты сводить к простому противопоставлению Хорошего и Плохого, Друга и Врага. (В информационном поле о ситуации на Украине представлены только одна точка, мейнстрим, Россия — агрессор, Запад — защитник)

— Правило искажения: дискредитировать оппонента клеветой и пародией.

Из последнего можно вспомнить многочисленные фотографии оторванных ручек в гостиницах Сочи и двойных унитазов, которые, как выяснялось, были сделаны даже не в России и не в этот год.

Здесь же можно привести ответ США “Разъяснение по ситуации в Украине” на пресс-конференцию Путина, где опровергнуты все ключевые тезисы президента РФ

— Правило смешения: манипулировать принятыми ценностями аудитории ради достижения собственных целей.

Демократические ценности — против военной интервенции режима Путина в Украину:

«Ни одна страна не имеет право неспровоцированно направить войска в другую страну», говорит президент США Барак Обама, которое, конечно, ни разу не влезало в политику других стран.

Только за последние 20 лет список стран, испытавших на себе влияние миротворческих операций США, включает: Гаити, Югославия, Афганистан, Венесуэла, Ирак, Ливия, Сирия, Мексика, Пакистан.

Но при этом система пропаганды в Америке работает так гибко, что любой конфликт, как бы против него не выступало население, в конечном итоге воспринимается как должное и внутри страны, и на международной арене.

— Правило единодушия: представлять собственные воззрения как общее мнение всех правильно мыслящих людей; привлекать на свою сторону сомневающихся участием «звезд», общественным давлением и «психологическим заражением».

Яркий пример тому высказывания Мадонны, Шер и Элтона Джона против анти-гейского закона Путина.

— Правило инструментовки: повторять без конца одно и то же, но в разных вариациях и комбинациях.

Обратите внимание на обложки Time периода Олимпиады-80 и Bloomberg News 2014

Не правда ли похожи?

Другой пример из военного конфликта с Грузией:

По информации издания The Exile (выходило на английском языке в Москве), лидеры Грузии обзвонили чуть ли не каждого влиятельного человека с Уолл-стрит, убеждая их в том, что Грузия — жертва российской агрессии еще в с того самого времени, когда грузинская армия занималась обстрелом Цхинвали.

Это было до того, как российская армия вступила в конфликт. После этого президент Грузии Михаил Саакашивили был круглосуточно доступным для интервью каналам BBC и CNN. Он повторял в интервью одни и те же простые строчки на превосходном английском языке и всегда на фоне флага ЕС.

Основная мысль: Россия — агрессор.

Сейчас 95% того, что представлено на информационном поле об украинском конфликте — это эмоции представителей двух мейнстримов: западной точки зрения и пророссийской. В первом случае это информация изданий, призанных во всем мире эталоном журналистики. Считается, что они врать не могут.

Тем более как могут врать все? Но правила информационной войны диктуют свою правду: факты может и не врут, но их эмоциональная упаковка делает свое дело. Вы уверены, что информация BBC о событиях в Украине более объективна, чем того же RT? Я вижу полное отсутствии точной информации.

Где материалы наблюдателей в Восточной Украине с представлением разных точек зрения? Пока выгодно сохранять информационный хаос их не будет.

В пророссийском случае применяется та же эмоциональная подача, только уровня киселевщины. Советская махровая пропаганда, опыт которой до сих пор используется, не работает в открытой государственной системе. Она подчиняла своей идеологии все сферы жизнедеятельности. А это работает только в закрытой системе с четко встроенной идеологией.

Сейчас мы выехали за границу, мы пользуемся благами западной цивилизации, мы хотим получать визы и пользоваться смартфонами. Построить информационную политику на образе Запада, как врага народа, возможности нет. И “Бриллиантовая рука” по Первому каналу во время ожидания сообщений о начале войны тоже. Еще живы воспоминания о “Лебедином озере”.

Я вижу участие России в этой информационной войне в передаче информации без каких-либо оценок и перекосов. Этим можно победить и западную пропаганду, и внутреннее противостояние.

Закручивание гаек в виде законопроектов об уголовной ответственности за антироссийские статьи дает возможность говорить о нарушении Всеобщей декларации о правах человека, где сказано, что каждый имеет право на получение и распространение информации, на свободу убеждений.

Второй момент — это вещание за рубежом. Один телеканал RT, который себя уже дискридетировал, не может справиться с задачей. После увольнения сотрудников RT имидж канала у западной аудитории окончательно сформировался, как отрицательно пропагандистский.

Вспомните ситуацию с Al Jazeera во время арабской весны. Журналисты увольнялись из-за несогласия с позицией канала. Медийного скандала не произошло, так как Al Jazeera выражал типичную мейнстримовскую позицию западных СМИ. В случае с RT информацию использовали — она была необходима. Скандал перекрыл сообщения о переговорах Эштон и Паэт.

В-тертьих, российское вещание за рубежом должно быть исключительно информационным и честным. Любые факты можно проверить — информация открыта. Играть на эмоциях не получиться: в этой войне мы проиграли еще в 90-е, когда выяснилось, что все западное априори лучше российского.

Тот же рецепт и для внутреннего вещания: либеральные медиа, как и пророссийские, грешат необъективностью.

В информационном поле должно быть побольше сравнений: левые европейские страны, которые не поддерживают политику США, иностранцы, которым комфортно жить и вести бизнес в России (недавно я публиковала в блоге интервью на эту тему), альтернативный взгляд на происходящее. На любой аргумент всегда есть контраргумент. США это грамотно использовало в “Разъяснение по ситуации в Украине”

Я называю вещи своими именами: я говорю не о медийных правилах качественной журналистики, а о правилах войны двух пропаганд. И главное в ней — это информационное реагирование. Три армии, которые участвуют в войне третьего поколения — военно-воздушная, дипломатическая и медийная — завязаны на подаче информации. Без решения этой задачи мы снова останемся в изоляции.

Поэтому я хочу узнать ваше мнение. Как Россия должна вести информационную войну?
Жду ваших решений — они нам сейчас нужны, как никогда.

[polldaddy poll=7855461]

Источник: http://AlenaPopova.ru/66-52/informacionnye-vojny-i-propaganda-pravila-i-primery.html

1.1 Сущность и характерные черты пропаганды

Под пропагандой в широком смысле понимается деятельность по распространению каких-либо знаний, оценочных суждений, убеждений с целью их внедрения в сознание людей.

В этом плане можно говорить о пропаганде правовых, экологических, культурных знаний.

Однако пропаганда в узком и наиболее часто употребляемом смысле — это распространение и внедрение в сознание различных слоев населения, прежде всего идеологических, политических знаний и убеждений для формирования определенной идеологии.

Помимо навязывания и информационного давления, она включает формирование общественного мнения на основе осознания пользы предлагаемой политики для общества.

Пропаганда, прежде всего, направляет свое воздействие на человеческие ценности и установки и выступает средством распространения идеологических конструкций в массовом сознании.

Нужно учитывать и тот факт, что в период до, во время и после военных действий разного масштаба широкое распространение получает именно пропаганда, а не иные виды социально-политической коммуникации.

Само понятие «пропаганда» за период своего существования претерпело существенные трансформации.

Первоначально это слово использовалось для обозначения миссионерского учреждения (Congregatio de Propaganda Fide), основанного в XVII столетии в Риме для распространения католичества среди язычников и борьбы с ересями.

И только в годы Великой французской революции этот термин приобрел политическое звучание, что было связано с возникновением тайных политических обществ, носивших название «пропаганда» и стремившихся распространять свои идеи через эмиссаров в других странах.

Таким образом, изначально слово «пропаганда» было связано с организацией, которая направляет свои усилия на распространение какой-либо идеологической доктрины, и лишь позднее — на само учение и техники по его распространению.

Основоположник политического психоанализа Г. Лассуэлл понимал пропаганду как менеджмент коллективных отношений с помощью манипуляции общественными символами.

В целом, в ряду подходов к определению пропаганды, существующих в настоящее время, можно выделить три основных. Первое их них основывается на том, что выводы или обобщения строятся на сомнительных и односторонних доводах, а некоторые аргументы или замалчиваются или откровенно дискредитируются.

Во втором определении «пропаганда» рассматривается как способ распространения намеренно ошибочных идей. И, наконец, третье — общекультурное определение — содержит обширную область общественных отношений, включая образование и развлечения, политику, журналистику и искусство.

В пользу последней позиции говорит то, что пропаганда выступает не только инструментом идеологии, но и является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы, особенно в условиях советской «идеократии».

Воздействие на общественное мнение происходит двумя путями: прямым и непосредственным влиянием политической информации на общественное мнение и опосредованным воздействием на те явления и факты сознания, которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена (потребности, интересы, установки и ценностные ориентации).

Психология пропаганды, с одной стороны, выявляет определенные психологические и социально-психологические закономерности информационно-пропагандистской деятельности и тем самым обогащает теорию социальной психологии, с другой — на основе выявляемых закономерностей разрабатывает практические рекомендации, направленные на повышение эффективности пропаганды.

Пропаганда оказывает воздействие как на разум, так и на эмоции людей. В связи с этим пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится в доходчивой форме довести до потребителя те или иные убеждения. Целью позитивной пропаганды является содействие социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в рамках общепринятых ценностей и норм. Данный вид пропаганды выполняет воспитательную и информационную функции в обществе.

Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц, и не преследует манипулятивных целей, чем и отличается от негативной пропаганды, но, тем не менее, в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.

Негативная (деструктивная) пропаганда представляет собой навязывание людям тех или иных убеждений по принципу «цель оправдывает средства». Ее основная задача — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, содействие обострениям противоречий в обществе и пробуждению низменных инстинктов у людей.

Она позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов.

Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.

Рассмотрим характерные черты современной пропаганды.

Во-первых, пропаганда основана на научном анализе психологии и социологии.

Шаг за шагом пропагандист выстраивает свою технику, опираясь на знания о человеке, его склонностях, желаниях, потребностях, его физических механизмах, его состоянии, а также на социальную и глубинную психологию. Он выстраивает свои процедуры на базе знаний о группах и законах их образования и распада, о влиянии на массы.

Во-вторых, пропаганда является научной в том, что она пытается установить некоторые правила, точные, четкие и проверенные, которые не являются рецептом, а налагают обязательства на каждого пропагандиста, который не волен распоряжаться своими порывами.

В-третьих, то, что сегодня требуется — это точный анализ внешней среды и индивида, что может быть предметом пропаганды. Человек больше не ограничивает метод, подход и предмет науки.

Таким образом, один вид пропаганды является подходящим для одной ситуации и совсем не применимым к другой.

Чтобы предпринять активные действия по пропаганде, необходимо сначала провести научный социологический и психологический анализ, а затем применить те ветви науки, которые наиболее известны.

Наконец, последней чертой, обнаруженной в характере пропаганды, являются учащающиеся попытки контролирования ее результатов, определения ее влияния.

Это дается чрезвычайно трудно, но пропагандист больше не довольствуется получением или верой в то, что он получит конкретный результат; он занимается поиском определенной очевидности. Даже удачные политические результаты полностью не удовлетворяют его.

Он хочет понять «что» и «как», измерить их существующий эффект. На это его побуждает дух экспериментаторства и желание тщательно обдумывать результаты.

Пропаганда должна быть доведена до реципиента в некоторой законченной и попятной форме. Такую форму часто называют пропагандистским сообщением, понимаемым как единичное пропагандистское действие (лекция, доклад, листовка, плакат, лозунг, газетная статья, выступление и т.

п.). Пропагандистским сообщением называется соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды.

С понятием пропагандистского сообщения неразрывно связано понятие пропагандистской коммуникации, определяемое как способ распространения пропагандистского сообщения.

С помощью коммуникации пропагандистское сообщение поступает к реципиенту, а его содержание становится сообщением именно тогда, когда оно воспринимается реципиентом. Пропагандистская коммуникация может осуществляться непосредственно или опосредованно.

Непосредственная коммуникация имеет место тогда, когда коммуникатор встречается «лицом к лицу» с реципиентом.

Средством такой коммуникации главным образом выступает живое слово, эффективность которого зависит от многих способностей оратора, на помощь которым приходят различные дидактические средства (картины, схемы, иллюстрации и пр.).

Опосредованная коммуникация проводится с помощью средств массовой информации и пропаганды, то есть реализуется через прессу, радио, кино и телевидение. Оба способа распространения пропагандистского сообщения могут выступать совместно и дополнять друг друга.

Пропагандистское сообщение и коммуникация должны готовиться с учетом общих методологических принципов, эмпирически проверяемых правил, благодаря которым можно вызывать изменения или укрепление взглядов людей в соответствии с поставленными целями, такие принципы и правила называют пропагандистской техникой. К пропагандистской технике относят внушение, убеждение, замедление темпа изложения, использование эпитетов и т. п.

Выбор пропагандистских приемов обусловлен не только целями конкретного пропагандистского воздействия, но, прежде всего, определяется системой пропаганды.

Приемам пропаганды уделяется особенно большое внимание в американской литературе, которая насыщена различными практическими рекомендациями. Американские психологи Д. Лукас и С.

Бритт, занимающиеся в основном проблемами рекламы, предпочитают приемы повышения интереса и апелляции к чувствам. Р. Тэрпер и Л. Киллиан в свою очередь предлагают более сложные приемы, основанные на принципе внушения.

В теоретических разработках большинство авторов не предлагают классификации средств пропагандистской коммуникации, ограничиваясь их обычным перечислением. Так М.

Шульчевский предпочитает делить средства пропаганды на две основные группы: непериодические публикации (для чтения, прослушивания и просмотра) и средства массовой информации и пропаганды (пресса, радио, телевидение, кино), что сильно сужает множество классифицируемых средств пропаганды.

Приведем пример деления средств пропагандистской коммуникации, обобщенных Леславом Войтасик.

Он разделил средства пропаганды на две группы: средства, которые могут автономно и непосредственно использоваться в пропагандистской работе, и технические средства, которые выполняют лишь функцию переноса содержания пропагандистского характера, но не входят в качестве составляющих элементов в пропагандистскую деятельность.

Обе группы средств пропаганды могут подлежать дальнейшему разделению. В первой группе, принимая в качестве критерия введение соответствующих рецепторов, можно выделить зрительные (наглядные) и слуховые (устные) средства.

Во второй группе, принимая за основу технические возможности, можно различать средства информации с небольшим радиусом действия и средства массовой информации и пропаганды.

Основные виды пропаганды включают политическую, экономическую, военную, дипломатическую, дидактическую, идеологическую, избегающую пропаганду и др.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/100

obu4ayka.ru

Влияние пропаганды и агитации на общественное мнение Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

2. Концепция внешней политики России. (Утверждена Указом Президента России от 30.11.2016 № 640)

3. Глущенко В. В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В. В., 2008.

4. А. М. Цуладзе — Политические манипуляции или покорение толпы. — М.: 1999

© Субботин В В., Замолоцких И.О., 2017

УДК 32.019.51

В.В.Субботин

студент 4 курса электромеханического факультета ЮРГПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация И.О.Замолоцких студент 2 курса электромеханического факультета ЮР1 ПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Пропаганда — в современном политическом дискурсе понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе намеренно искаженных и вводящих в заблуждение, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами. Благодаря пропаганде государство манипулирует сознанием населения. Пропаганда проявляется в двух видах: позитивном и негативном. В первом случае она считается полезной. Положительная пропаганда пытается доводить до человека в понятной форме убеждения, которые идут ему на пользу. Таким образом позитивная пропаганда влияет на тех людей, которым она адресована, а не в интересах определенного круга лиц. Такая пропаганда не является средством манипуляции. Негативная пропаганда ставит перед собой диаметрально противоположные цели. Манипуляция сознанием, оправдывание агрессии, разжигание межнациональной и религиозной розни — всё это негативные стороны пропаганды. При использовании такого вида пропаганды изменяются эмоции, настрой и сам разум людей. Примеров такой пропаганды бесчисленное количество. «Гитлеровская» пропаганда, пропаганда неонацизма на Украине, пропаганда ИГИЛ в Ираке, Иране, Сирии и других странах ближнего востока и Африки. Всё это негативно влияет на общество и его мнение.

Информационная пропаганда может иметь ссылку на официальные источники, являясь подтвержденной фактами и не пытающейся скрыть своих истинных намерений, а может быть ложной, голословной, пытающейся ввести в заблуждение и скрыть истинные намерения. К примеру: в России существует радикальное движение за здоровый образ жизни — Лев Против. С одной стороны они пытаются помочь обществу избавиться от таких вредных зависимостей, таких как распитие спиртных напитков и табакокурение. С другой стороны их призывы к отказу от употребления спиртных напитков понимаются некоторыми радикально настроенными индивидуумами, как экстремистский лозунг: Русский — значит трезвый, а это, в свою очередь, уже походит на призыв к ксенофобии, так как используется неонацистами.

Существует еще одна разновидность воздействия на общественное мнение — агитация. Агитация — это устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям. Самой распространенной в мире агитацией является реклама, которая вкладывает в умы людей мысли о покупке того или иного вида товаров или услуг. Методов агитации, в настоящее время, огромное количество. Все они довольно хорошо работают и каждый имеет свои преимущества.

Предвыборная агитация является отдельной темой. Она подчиняется четким правилам и в каждой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

стране регулируется рядом законов. Данный вид воздействия на общественное мнение используется для завлечения наибольшего числа людей на выборы, дабы увеличить явку. Так же каждый кандидат или партия используют агитацию для привлечения на свою сторону большего количества избирателей.

Агитационные и пропагандистские приемы широко использовались и используются по сей день для изменения общественного мнения в ту или иную сторону. В иных случаях неясно, когда ты находишься под воздействием, так как методы пропаганды и агитации достигли небывалых высот с развитием информационных и других технологий. Все эти методы находятся в основе ведения информационных войн в современном мире.

Список используемой литературы:

1. Кара-Мурза С. Г. — Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во «Эксмо», 2000.

2. А. М. Цуладзе — Политические манипуляции или покорение толпы. — М.: 1999

3. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д.: Феникс. — 2000.

© Субботин В В., Замолоцких И.О., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 391.7

А.Б. Ондар

Старший преподаватель кафедры технологии и

предпринимательства А. Ш. Бадыргы студент 4 курса 613 группы Тувинский государственный университет г.Кызыл, Республика Тыва

СУВЕНИРЫ ИЗ КОНСКИХ ВОЛОС Аннотация

В статье описывается сувенирные изделия из конских волос

Ключевые слова Сувенир, украшения, ручная работа, шерсть, конский волос.

Изучение традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. Работа с конским волосом — один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Изделия из конского волоса долговечны — им не страшны солнечный свет, влага и мороз.

Сувенир — это художественное изделие, вещь на память. Он не должен иметь практическое назначение, так как сувенир является предметом чисто художественного порядка, предназначенным для украшения и отражающим культуру, историю и быт народа [1].

Народный сувенир ручной работы, выполненный по традиционным канонам, постепенно вытесняется «бизнес-сувениром», изготавливаемый при помощи современных технологий, что дешевле, проще, быстрее, и, как правило, это дешевые сувениры из Китая, не имеющие ничего общего с нашей культурой. Штампованные вещи диктуют свои условия, вытесняя дорогие, высокохудожественные изделия. Получается, что не художники правят балом, а перекупщики. Изделия декоративно-прикладного искусства и традиционные сувениры высоко оцениваются со знатоками искусства, но о насыщении рынка разнообразной художественной продукцией никто не думает, ни бизнес, ни государство нашу работу не поддерживает. Даже этот краткий обзор проблемы на рынке сувенирной продукции показывает актуальность выбранной мной темы. Я считаю, тема моего доклада перспективна и имеет практическое значение.

Особый интерес в качестве сувенирной продукции вызывают гобелены из конского волоса и яка, сувенирные изделия из войлока, кожи и меха. Плетение из конского волоса — это уникальное явление, которому нет аналога в мире. Чтобы сплести гобелен, нужно обладать терпением, художественным вкусом и умением создавать композиции и цветовую гамму. В каждом изделии — особое настроение, неповторимая фантазия и любовь, плотно умения и мастерства.

Волос гривы и хвоста лошадей старшее поколение в старину использовали для изготовления различных веревок, причем волосы хвоста ценились выше, чем волосы гривы. Из конских волос плели вожжи, подпруги, ошейники для телят, веревки, путы для лошадей, поводья для уст, душки для ведер и сети для ловли рыбы.

Шерсть с древних времен находила широкое примечание в быту. Из шерсти изготавливали чулки, войлок, голенища к унтам, войлочные юрты. Вся работа по стрижке овец, приготовлению пряжи, вязанию являлось женским занятием.

Тувинские мастерицы выделывали войлочные ковры «олбукширтек» и ковры с валяным узором «узел счастья», «большая медведица». Выделка войлочного ковра с валяным узором состоит из трех основных

cyberleninka.ru

Пропаганда, агитация, реклама и иные способы манипуляции общественным сознанием.

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.»

Карл Маркс. Тезисы о Фейербахе
 



   Война это особый вид человеческой деятельности по изменению мира. Одним из значений слова «мир» в русском языке является народ, общество, община с обыгрыванием этой неоднозначности  и связано название всемирно известного романа  знаменитого русского писателя. В общеупотребительной практике русского языка, под словом мир, чаще понимается некоторое состояние общества, противоположное войне и состоянию войны.
        Человечество на протяжении всей своей истории изменяло мир. Люди придумывали всё более и более совершенные средства и инструменты для облегчения своих усилий и, в какой-то момент, технологический прогресс вышел на такую с крутую стадию своего бурного развития, что появилась необходимость его тормозить. Вектор  воздействия на изменяемый мир был перенаправлен     с физических предметов и процессов, на человеческое сознание, как части окружающего нас мира.
         Не будет большой ошибкой утверждать, что мир это и определенное состояние общества и само общество русских людей. Мир это такое состояние общества, при котором отсутствует вооружённое, антагонистическое  противоборство с другим миром и с другим обществом,  отделённым по тем или иным критериям.
        Мир  это  всё равно наличие противоречий и конфликтов внутри общества- мира, разрешаемых тем или иным образом, в рамках обычаев, моральных норм и, при необходимости, законов, с присущими им мерами государственного принуждения, но это всё равно стабильное, длящееся, регулярное состояние общества и упорядоченной, спокойной жизни людей, вне антагонистического, вооружённого противоборства,  всё то, что связывают с цивилизацией и всё то, что противостоит дикости, варварству и  преступлению.
       Для того, чтобы вывести общество- мир из этого привычного, естественного, мирного состояния необходимо предпринимать усилия, направленные на массовое формирование  общественного мнения и, как следствие, некоторых поведенческих стереотипов.
   Этот процесс  связан с изменением общественного сознания посредством массовых коммуникаций и СМИ. Пропаганда, агитация и реклама как раз и направлены на достижение этой цели, но в разных аспектах,  и масштабах.
         Под пропагандой понимается длящееся массовое навязывание  и насаждение государством  обществу тех или иных ценностей, мифов, мировоззрений, в интересах проводимой государственной политики. Пропаганда это целая система норм, средств и методов, пронизанная понятием идеология, тот информационный и ценностный продукт, который на постоянной основе вкладывается в мозги подвластной аудитории в течение некоторого долгого времени.
      Пропаганда выросла из речи оратора, и долгое время жила в форме  религиозной проповеди.
      Пропаганда полезных для аудитории навыков и знаний  и в её интересах,  связанная с мотивационным воздействием и обратной связью, вполне может рассматриваться как обучение, в то время, как вредные для аудитории знания, навыки, ценности и стереотипы поведения, навязываемые вопреки  интересам, но при этом, полезные для пропагандистов, как правило, называют манипуляцией, побуждение людей к действию против их воли, интересов, но по злой воле и в интересах манипулятора.
      В тех случаях, когда интересы манипулятора выражены в виде выгоды, имущественных прав, вещей и денег, которых лишается объект манипуляции, такие действия   в российском правопорядке имеют исчерпывающие признаки состава преступления и  называется мошенничеством, за совершение которого уголовным законом накладывается ответственность, предусмотренная ст. 159 УК РФ.
       Если обучение, как полезная пропаганда,  всегда оперирует проверенной,  научно обоснованной и подтверждённой информацией фактического свойства, то вредная пропаганда, манипуляция всегда основана на домыслах, суевериях, эмоциональных суждениях, искажении фактов, подмене понятий и иных известных средствах влияния на массовое сознание аудитории.
        Пропаганда наиболее эффективна  в виде символов и образов, главное качество пропаганды, её простота, исчерпывающая ясность, краткость, доходчивость, и массовость.
        Классические примеры выдающихся пропагандистов: Ленин, Троцкий, Маяковский, Геббельс, Ленни Рифеншталь.
Из современных российских пропагандистов  можно выделить Невзорова и Доренко.
        Пропаганда, как средство воздействие на общественное сознание, также является и средством противоборства, информационным оружием, призванным обмануть врага, вселить в него, неуверенность в правоте своего дела, страх, стыд и иные деморализующие душевные состояния, или наоборот, при необходимости приободрить, при этом, воодушевить своих солдат, вселить в них благородные чувства и состояния.
        Пропагандируют фундаментальные  нематериальные категории: ценности, образ жизни, стереотипы правомерного поведения. Важнейшим этапом подготовки к войне является пропагада образа врага, его расчеловечивание, и образа героя — его обожествление.
        Агитация может рассматриваться как частный, локальный случай пропаганды, её завершающий этап.  Агитация направлена на побуждение аудитории к  совершению конкретного значимого, как правило, разового действия: «Все на выборы, субботник, на Донбасс, майдан, манежку, болотную. Это круто,  и это правильно. «
        «Немецкий солдат! Ты ведёшь несправедливую, агрессивную войну вдали от родного дома и семьи. Тебя и твоих товарищей  обманул твой фюрер, ты совершаешь военные преступления, запрещённые Женевской конвенцией. Красная Армия заняла сердце германии, Восточную Пруссию,  война проиграна. За совершённые  злодеяния  твоих товарищей  ждёт неминуемая расплата. Одумайся солдат, ещё не поздно!» — это пропаганда.

«Немецкий солдат, сдавайся! В случае  добровольной сдачи в плен Советское командование гарантирует тебе жизнь, хорошее обращение, медицинскую помощь. В плену тебя ждёт баня, чистая постель и сытный ужин »  — это агитация.

Каждый немецкий солдат, который перед боем чистил сапоги гуталином  «Чистый Ганс» оставался целым  невредимым. Пользуйтесь гуталином  «Чистый Ганс» — это реклама.

«ДНР защитит русских, православных жителей Донбасса от бандеро-фашистской оккупации киевской хунты. Все на защиту ДНР»
А это манипуляция.

Другие материалы по теме:
Метод «гнилой селедки». Метод «перевернутой пирамиды». Метод «большой лжи». Принцип «40 на 60». Метод «абсолютной очевидности».

Манипуляция  сознанием         

oldgoro.livejournal.com

Пропаганда и агитация — это часть одного процесса. Сходство и различия явлений :: BusinessMan.ru

Ежегодно в нашей стране проводятся выборы в федеральные структуры, краевые, районные и муниципальные органы самоуправления. Кандидаты в депутаты организовывают встречи с избирателями, обещают лучшую жизнь, указывая на недочёты существующего режима. Каждый из них рекламирует себя, собственные идеи, своё политическое течение. В публикации, представленной ниже, мы поговорим о том, что же такое предвыборная агитация.

Политическая реклама

Люди, которые выдвигают свою кандидатуру в органы самоуправления, заинтересованы в конечном успехе. Для того чтобы быть избранным, необходимо заявить о себе во всеуслышание. Именно поэтому выдвиженцам не обойтись без политической рекламы. Но как мы знаем из курса экономики, реклама всегда субъективна. Она не является истиной в последней инстанции и чаще всего преувеличивает достижения политика, выставляя его перед избирателями в идеальном, положительном свете. Однако информацию о себе можно обнародовать не только посредством политической рекламы. Наиболее точно определяет действие выдвиженца агитация и пропаганда. В чём разница между этими понятиями?

Агитация

Агитационно-пропагандистская деятельность является частью рекламной кампании. Агитация – это воздействие на массы с помощью информации. Его целью является попытка изменения поведения избирателей. Кандидат или его доверенные лица агитируют население прийти на избирательный участок и отдать свои голоса конкретному человеку. Однако современный электорат в России слишком пассивен. Для того чтобы побудить людей прийти на выборы, необходимо приложить максимум усилий, ведя эффективную предвыборную кампанию.

Агитация – это системный процесс. Кандидат не сможет охватить и заинтересовать весь электорат одновременно. Ему необходимо выезжать на территориальные избирательные участки и вести там целенаправленную работу. Именно поэтому в предвыборной кампании выдвиженцу помогает целая группа специально обученных людей. И предвыборный штаб, и выдвиженец работают для достижения одной определённой цели.

Идеология

Как мы уже говорили, агитация кандидата направлена часто на изменение поведения электората. Его целью является привлечение на свою сторону как можно большего количества избирателей для того, чтобы набрать необходимое количество голосов на выборах. Наиболее эффективным инструментом в достижении цели является идеология. По идейным соображениям, выдвиженец отбирает в свой штаб команду. Идеология может выступать в качестве методической основы для агитации или пропаганды. На идеологической почве люди сплачиваются, ищут сторонников и последователей. Политологи утверждают, что и в агитации, и в пропаганде идеология является ведущим звеном, своеобразной надстройкой. Это явление опирается на духовность и сознание электората.

Пропаганда

Итак, мы выяснили, что агитация – это целенаправленное воздействие на избирателей с целью изменения их поведенческих норм. В отличие от неё пропаганда преследует более глубокую цель: она направлена на изменение сознания электората. Если агитация происходит непосредственно перед выборами, исключая так называемый день тишины – последние сутки накануне голосования, то пропаганда носит более широкую направленность. Попытка изменения сознания масс, привлечение к тому или иному политическому течению направлены на долгосрочную перспективу. Таким образом, на любых последующих выборах представители политического объединения могут получить новых сторонников.

Распространение пропаганды

Если предвыборная агитация проводится при личных встречах с избирателями, посредством раздачи листовок, рекламных буклетов, вывешивания растяжек на улицах, то пропаганда, как правило, целенаправленно охватывает все существующие СМИ. Телевидение, печатные издания, а также интернет-порталы пестрят информацией, которая способна внедриться в сознание масс.

Люди, ведущие пропагандистскую работу в предвыборном штабе, связаны с кандидатом схожими идеологическими интересами. Однако они должны правильно разбираться в поведении масс, пытаться предугадывать некоторые шаги электората, уметь анализировать информацию, обрабатывать и осмысливать полученные данные, грамотно внедрить в сознание людей те или иные политические настроения. Как видим, человеку с улицы такая работа не под силу. Этим занимаются специально обученные люди.

Пропаганда, так же как и агитация – это системная работа. Стоит отметить, что процесс действует намного более эффективно, если будет централизованным и систематизированным. Системность может проявляться на разных уровнях, но наиболее эффективной принято считать пропаганду, которая сумела затронуть не только интеллект людей, а также их волю и чувства. Иными словами, должны быть затронуты все сферы человеческого сознания.

Заключение

Оба описанных нами процесса направлены на достижение конкретных политических целей, оба они движимы идеологией. И пропаганда, и агитация являются системными, они выступают в качестве теоретической и методической базы настроения масс. Они соединяют в себе духовную и практическую составляющие и являются звеньями одного процесса (политической рекламы). Этот процесс ориентирован на изменение поведения (агитация) и сознания (пропаганда) электората.

businessman.ru

Агитация, пропаганда, реклама, PR. Кто куда, а я вперед! Стратегия успеха в бизнесе и в жизни

Агитация, пропаганда, реклама, PR

Выступая публично, мы обращаемся к зрителям, решая какую-то задачу коммуникации.

Межгрупповая коммуникация, как и массовая, обладает одним феноменальным свойством. С точки зрения ее модели, отправителем и/или получателем являются группы людей, организации, партии и т. п.

Но реально ведь сообщение передает конкретный человек, автор текста. Такого не бывает, к примеру, чтобы обращение политической партии к президенту произносили все члены партии хором одновременно. Текст составляют и его доставку обеспечивают вполне конкретные люди, берущие на себя право говорить от имени группы.

И воспринимается любое сообщение тоже индивидуально, хоть оно и адресовано целой группе. Новогоднее обращение президента России, к примеру, адресовано всему народу. Но у народа нет ушей, они есть у каждого конкретного человека.

Вспомните смс от мэра Москвы Собянина: «Уважаемый Иван Иванович! Приходите на выборы …», и т. д. Или его же персональные открытки, присылаемые по почте пенсионерам к 60-летию. Эффект колоссальный. Пенсионеру приятно, что мэр позаботился и проявил внимание. Это создает лояльность к главе города, хотя всем понятно, что готовил открытку не он, а его персонал.

Такой коммуникативный фокус скрывает большие возможности как для формирования лояльности, так и для управления людьми и даже манипуляций. Когда конкретный человек получает сообщение, адресованное вроде бы ему, а вообще-то всем, кто в рассылке, это придает коммуникации особый характер, позволяющий камуфлировать истинные цели послания.

Агитация, видимо, – один из древнейших способов убеждения. Она является, по сути, формой приказа, повеления. Агитация прямо и непосредственно побуждает к действию, и в этом ее суть. Она всегда содержит призыв что-либо сделать, например проголосовать. Именно такое свойство роднит ее с прямым приказом. Призыв, убеждение, побуждение, – верные признаки агитации.

Это как бы более доброжелательная форма приказа. «Голосуй сердцем!», «Все на выборы!». Простой и незамысловатый прием убеждения.

Пропаганда является более сложным способом воздействия. Впервые это слово в его нынешнем значении было использовано в посланиях папы римского в XVI веке и означало буквально «подлежащее распространению»; речь шла о распространении идей христианства. Конечной целью пропаганды, как и агитации, является целесообразное изменение поведения индивида. Но если агитация прямо и незатейливо действует на поведение человека, то пропаганда взывает к его убеждениям, пытается их изменить, а уж ввиду этого потом должно измениться и поведение. Это, конечно, более сложная технология, чем агитация.

Понятно, что человек, лояльно воспринявший пропагандистский заряд, не бросится сразу действовать в соответствии с обретенными представлениями. Прямой эффект пропаганды не столь ярко выражен, как в случае с агитацией. Более того, большинству людей свойственно критически относиться к навязываемым установкам. Вероятность того, что идеи пропагандиста для разумной личности сразу станут руководством к действию, очень невелика.

Этот «недостаток» пропаганды с лихвой компенсируется тем, что, будучи хоть как-то усвоенными, ее идеи могут сами управлять поведением человека. Грубо говоря, агитация как призыв к действию нужна каждый раз, когда его надо совершить. В случае же с пропагандой человек, подпавший под ее влияние, потом может действовать на основании воспринятых идей вполне автономно.

Разновидностью межгрупповой коммуникации, в том числе в политике, следует признать и рекламу. Реклама продвигает потребительские и репутационные свойства товара. Самое простое определение ее функции – реклама продает товар. Задача – убедить получателя сообщения в том, что рекламируемый товар (политик) – хорошего качества и стоит денег (политической поддержки).

Самой сложной технологией по привлечению сторонников являются связи с общественностью, или PR (сокращение от английского public relations). Технология эта, даже судя по ее названию, универсальна и применяется не только в политике, но и в бизнесе.

За более чем 70 лет теория PR наработала уже чуть ли не академические традиции.

Как написано в Википедии, «паблик рилейшнз – это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации».

PR-технологии позволяют управлять общественными интересами, причем у управляемого и управляющего они должны быть согласованы. Естественно, это более изощренные социальные механизмы, чем реклама и пропаганда, – технологии сложно устроенного общества. В них заложена идея учета общественного мнения, то есть обратная связь. Стало быть, модель коммуникации реализуется во всей полноте.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Пропаганда как средство политической коммуникации

Содержание

Введение

Глава 1. Пропаганда как средство политической коммуникации

1.1. Понятие политической коммуникации

1.2. Пропаганда и паблик-рилейшенз, структура пропаганды

Глава 2. Пропаганда, как коммуникативный акт

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Данная творческая работа представляет собой исследование пропаганды как коммуникации.

Актуальность данной работы определяется значимой ролью пропаганды в обществе. Эта коммуникация может быть, как негативной, так и позитивной и способна нести как пользу, так и деградацию. В последние годы популярным инструментом становится пропаганда здорового образа жизни, гуманного отношения к животным и прочие. Поэтому взоры ученых различных дисциплин все чаще исследуют структуру, элементы и закономерности пропаганды.

Объектом исследования выступает пропаганда, как коммуникация, средство коммуникации и составляющая часть социальной реальности.

Предмет исследования – модели коммуникативного акта пропаганды как коммуникации.

Цель работы: выяснить специфику пропаганды, как коммуникации и средства коммуникации, ее особенности и коммуникативные модели.

В ходе выполнения работы переда автором работы (фамилия) стоят следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятие политической коммуникации, к разряду которой принадлежит и пропаганда.

2. Описать пропаганду как средство политической коммуникации, сравнить ее с агитацией и паблик-рилейшенз.

3. Рассмотреть пропаганду с точки зрения существующих моделей коммуникативных актов.

В работе используются различные отечественные и зарубежные источники, как в переводе, так и в оригинале. Также использовались материалы одного виртуального ресурса. Использованная литература относится к научным изданиям, исследующим основы политической коммуникации и практику пропаганды, паблик рилейшенз, политической и социальной рекламы.

Исследование пропаганды с точки зрения теории коммуникации занимались, начиная с 20-х годов прошлого столетия, за рубежом — ученые Липпман У., Лассуэлл Г.Д., Аронсон Э., в отечественной науке — Конецкая В.П., Терин В.П., Назаров М.М., Соловьев А.И., Федотова Л.Н., Грушин Б.А., Дридзе Т.М., Войтасик Л. и многие другие. Их работы, как и работы других авторов, например, Почепцова Г.Г., Цуладзе А.М., являются теоретической основой данной творческой работы. Степень научной разработанности коммуникативного акта пропаганды является довольно высокой.

Перед началом выполнения работы автором формулируется гипотеза о том, что пропаганда может содержать в себе социальную опасность, поэтому она должна быть позитивной, демократичной, направленной на развитие социума. Достижение цели пропаганды возможно при изучении ее коммуникативного процесса и следования всем правилам коммуникации.

Методология исследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукции и аналогии.

Сопоставительный анализ дает возможность расчленить теоретические данные, почерпнутые из литературных источников на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа. Но, синтез в исследовании литературного произведения – не простое подведение итогов анализа. Он помогает логически связать основные элементы теории для выведения практических результатов.

Индуктивный метод, в свою очередь, помогает исследовать черты характера главных героев от частного к общему. Можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными чертами героев и условий, в которых они пребывают.

Глава 1. Пропаганда как средство политической коммуникации

1.1. Понятие политической коммуникации

Пропаганда относится к сфере политической коммуникации. Политическая коммуникация — это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин «политическая коммуникация» был использован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных и политических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким основополагающим факторам в этой сфере:[1]

— собственно коммуникативные аспекты;

— функционирование и роль средств массовой информации;

— избирательный процесс;

— коммуникация власти с общественностью.

Поскольку политические системы общества разделяют на демократическую (либеральную), авторитарную и тоталитарную, то соответствующую типологию имеют и системы политической коммуникации.

Большинство исследователей принципиально возражают абсолютную тождественность политической коммуникации с пропагандой, которая приобрела однозначно оттенок негативной конотации. Вместе с тем непредубежденный подход к этой проблеме свидетельствует, что как сам процесс убеждения, который лежит в основе политической коммуникации, так и инструментарий, который для этого применяют, имеет немало общего с методами пропаганды. Но в отличие от убеждения, пропаганда является односторонним коммуникативным процессом. Принципиальным отличием политической коммуникации от пропаганды являются ее функции, как распространение информации, обеспечение равного доступа к информации, побуждению граждан через информирование к участию в политической и общественной деятельности. Краеугольным камнем функционирования политической коммуникации является средств массовой информации — СМИ.[2] СМИ есть не только основным каналом распространения политической информации, ее интерпретатором, но и активным участником этого процесса, частью политической и общественной систем. Ограничение деятельности СМИ или сознательное ограничение информационного потока самыми СМИ приводит к деформации и сбоям в коммуникативном политическом и общественном процессе. Подобные проблемы влияют на функционирование всей политической и общественной системы, ведут к разрушению демократических основ общества, ограничивают права и свободы граждан.

1.2. Пропаганда и паблик рилейшенз, структура пропаганды

Пропаганда (от лат. propaganda — распространение) — положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории.

Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию и распространение идей в общественном сознании. Пропагандировать – распространяется устно, через радио, телевидение, печатные средства массовой информации или с помощью других средств, распространяется информация в виде идей, теоретических знаний, взглядов, убеждения и т.п. Этим определяется ее специфика. Пропаганда одно из главных средств политической коммуникации. Почепцов разделяет средства коммуникации по их основным инструментариям (таблица 1)

Таблица 1

Средства политической коммуникации[3]

Пропаганда одновременно и коммуникативная технология, основывающаяся на убеждении и цельный коммуникативный акт.

Убеждение – коммуникативный метод, предусматривающий обращение, прежде всего, к сознанию человека с опорой на его чувство и опыт с целью формирования у него сознательного отношения к чему-либо, новых установок. Другими словами — изменения взглядов, снятие преград для поступления новой информации. В основу убеждения положена логика убеждения, которая возбуждает критичность восприятия, предопределяет сознательное осмысление проблемы. Результат убеждения – взгляды на явления, идеи, вещи или людей, которые можно изменить в дальнейшем, если есть достаточная аргументация.

Целью пропаганды являются обеспечения общей ориентации, положительного или отрицательного отношения к определенному объекту.

Главная цель пропаганды — довести главные идеи и теоретические знания к широким слоям населения и превратить в личные убеждения.

Пропаганда — процесс закрепления в сознании определенных ценностей.

Агитация – вид пропаганды (от лат. agіtatіo — побуждение к действию) – пропагандистское влияние для мобилизации политической активности населения, как отдельных групп, так и широких слоев населения.

Агитация — это влияние на сознание людей путем распространени

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *