Политическая сфера общественной жизни
Общество нуждается в управлении. Совокупность институтов управления, взятая вместе с их функционированием, и составляет то, что принято называть политической сферой общества. Политика – это область социальной реальности, связанная с организацией, регулированием и контролем общественной жизни.
Исследуя вопрос о сущности политической сферы, В. С. Барулин и Г. Г. Филиппов пришли к выводу, что главным признаком этой сферы является организация людей. «Именно организация общественных процессов, институтов и деятельности формирует ту реальную социальную силу, которая становится собственной, подлинной основой политической власти», – пишет Г. Г. Филиппов[1]. В. С. Барулин определяет организацию как «сознательно и целенаправленно создаваемый людьми институт для координирования, направления, руководства и т. д. какими-то общими делами, общими интересами»[2].
Политика неразрывно связана с властными отношениями, властью над людьми. Такая связь вполне объяснима: даже для того, чтобы организовать жизнь небольшого коллектива, руководитель должен обладать возможностью воздействовать на людей, которыми ему поручено руководить. Когда граждане определенного государства не хотят, чтобы ими руководили таким образом, политические отношения в нем могут приобрести антагонистический характер. Такие периоды в обществе называют
Таким образом, наличие в чьих-то действиях стремления к власти делает эти действия политическими. Например, действия какой-то социальной группы, направленные на проведение досрочных выборов президента страны, являются явно политическими в отличие, скажем, от демонстрации в защиту домашних животных, организованной той же группой. Однако политика и власть не идентичны. Политика шире власти, политические отношения не сводятся только к властным отношениям. Например, нынешние отношения между Россией и Бразилией можно называть политическими, хотя эти отношения не характеризуются через понятия «господство» и «подчинение».
Политическая жизнь общества – сложный феномен, включающий в себя множество составляющих. Из них, если исходить из их важности для понимания особенностей этой сферы жизни, можно выделить пять: субъект политики, политическая структура, объекты политики, орудия политики, политическое сознание. Рассмотрим их более подробно.
Субъекты политики – это носители политической деятельности. Можно выделить два взаимосвязанных субъекта политики: политические институты и политические деятели. К политическим институтам относятся организации и учреждения, связанные с регулированием общественной жизни. Важнейшим среди них является
Другим важным политическим институтом является политическая партия. По своему происхождению это наиболее активная и организованная часть класса либо другой социальной общности, выражающая и защищающая его интересы. Однако в 1980-х годах стали появляться партии, не имеющие ясно очерченной классовой основы. Они стали возникать на базе каких-либо социальных движений и по своей структуре отличаются от партий классического типа. Например, партия «зеленых» в ФРГ возникла на базе экологического движения. Она не имеет постоянного партийного лидера, общей программы, нет в ней и оформленного постоянного членства. С учетом существования подобных объединений политическая партия может быть определена как «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении»[4]. Правящая политическая партия играет значительную роль в разработке экономического и политического курса страны, в формировании правительства, законодательных, исполнительных и судебных органов.
Наряду с государством и политическими партиями существуют и такие политические институты, для которых вопросы, связанные с завоеванием или укреплением власти, не являются первостепенными. Эти вопросы они решают обычно лишь в контексте тех проблем, которые объявляются приоритетными в их программах и уставах. К таким институтам относятся профсоюзы, пацифистские движения, экономические союзы и т. п. Задачи, решаемые ими, прямо или косвенно затрагивают интересы государства, политических партий или отдельных руководителей, но не связаны явно с намерением захватить власть или укрепить ее. Например, действия профсоюзов, направленные на увеличение заработной платы и пенсий, в условиях экономического кризиса могут привести к отставке правительства.
Другим субъектом политики являютсяполитические деятели. Среди них следует выделить политических лидеров. В политологии принято говорить о трех типах лидеров, различающихся по характеру и масштабам деятельности: а) лидеров малых групп; б) лидеров общественных движений (организаций, партий и т. п.), не занимающих ключевых позиций в государстве; в) лидеров государственного уровня власти (короли, президенты, спикеры и т. п.). Следует оговориться, что одно и то же лицо может выполнять роль и лидера малой группы, и лидера государственного уровня. Например, президент страны может быть членом небольшой группы единомышленников, с которыми он в неформальной обстановке обсуждает важнейшие проблемы, влияющие на судьбу страны. К особому типу лидеров относятся вожди. Свойственный патриархально-родовым и раннефеодальным обществам, этот тип лидерства находит место и в современном мире. Как правило, он возникает в авторитарных обществах и государствах с тоталитарным режимом.
К политическим деятелям, видимо, следует относить и ведущих политических обозревателей, руководителей идеологических служб, крупных политологических и социологических центров, играющих заметную роль в формировании общественного мнения и распространении политических идей.
Политические институты и политические деятели являются основными элементами политической системы общества. Термин «политическая система» в литературе употребляется в разных смыслах. В отечественных источниках обычно в содержание этого понятия включают лишь политические институты – государство, политические партии и такие «полуполитические» организации, как профсоюзы, комсомол и т. п. Любой человек, знакомый с понятием «система», скажет, что это однобокое понимание этого термина. Действительно, система есть единство элементов и структуры. Элементы сами по себе еще не есть система. Тридцать солдат не являются взводом, если отсутствует соответствующая взводу их организация в единое войсковое подразделение. Для того, чтобы создать из элементов систему, нужна структура. Под структурой в теории систем принято понимать способ организации элементов. Таким образом, под
Субъект политики предполагает наличие объекта политики. Объектами политики являются те фрагменты реальности, на которые направлена деятельность субъектов политики. Чаще всего в качестве объекта политики выступают те или иные элементы социальной реальности (этносы, религиозные объединения, социальные группы, рынки сбыта, отдельные личности и т. п.). Но объектом политики могут быть и природные феномены – нефть, земля, участки водной поверхности, охотничьи угодья и т. п.
Для повышения эффекта воздействия на объект субъект политики нередко использует орудия политики. К ним относятся средства, используемые для реализации политического решения. Чаще всего в качестве орудий политики выступают армия, специальные службы, дипломатический корпус, средства массовой информации, религиозные и этнические организации, политические партии и движения, отдельные личности.
Наконец, анализ политической жизни общества был бы неполным, если бы мы не рассмотрели такой важный ее компонент, как политическое сознание. Оно включает в себя знания и чувства граждан, имеющие отношение к деятельности тех институтов и людей, которые ответственны за организацию жизни в обществе. Для определения уровня развития политического сознания, его качественного своеобразия применяют термин «
Политическая жизнь общества тесно связана с его материально-производственной сферой. Характер политической структуры, тип государства, отношения между классами и другими социальными общностями во многом определяются экономикой. Политика в основном детерминирована экономическими интересами ее субъектов. Экономика выступает по отношению к политике ее материальной основой. Бедное государство вынуждено принимать иные политические решения, чем богатое. Партии, обладающие большими материальными возможностями, имеют больше шансов победить на выборах, чем те, кто не имеет денег даже на рекламу.
[1] Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985. С. 54.
[2] Барулин В. С. Социальная философия. М., 1993. С. 133.
[3] Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. С. 646.
[4] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 245.
magref.ru
Политическая сфера, ее задачи и характеристики
Что такое общественные сферы жизни общества? Это определенная категория стабильных взаимоотношений между самыми разнообразными и всеобъемлющими социальными объединениями, группировками и субъектами. Каждая такая сфера является обширной, относительно самостоятельной, устойчивой подсистемой деятельности человека. Всякая подсистема (или сфера) включает в свой состав деятельность во всех ее видах, социальные институты, отношения между общностями или индивидуумами.
Политологи и философы выделяют четыре главных сферы жизни:
• Социальная, состоящая из разных групп и их отношений (нации, возрастные группы, классы и пр.).
• Экономическая, включающая производительные силы и производственные отношения.
• Духовная – группы людей и их отношения, позволяющие создавать предметы культуры, духовные памятники, ценности и т.п.
• Политическая сфера – это единство политических движений, партий, государства как такового.
Первоначальное значение слова «политика» – искусство управления.
Политическая сфера общества зародилась вместе с разделением труда, возникновением, появлением и развитием частной (индивидуальной) собственности. Она охватывает весь спектр взаимоотношений между любыми социальными группами или общностями (например, классами, конфессиями). Центр этого взаимодействия – отношение к государственной власти, а цель – завоевание, сохранение и использование в собственных интересах этой власти. Политическая сфера – это еще и институты власти, системы организаций, призванных так регулировать общественные отношения, чтобы они соответствовали интересам общества или правящего класса. Это само государство, его органы управления, всевозможные политические партии, разнообразные движения (политические и общественные), формальные и неформальные организации.
Некоторые современные философы и политологи считают, что, кроме всего вышеперечисленного, политическая сфера включает политическое сознание. Сюда же входят подобного рода отношения и действия.
Почему же возникла политическая сфера общества?
Потому, что коллективная деятельность по производству материальных благ не могла развиваться стихийно. В какой-то момент она потребовала координации усилий всех участников трудового процесса, развития управленческих начал. Также возникла необходимость регулировать отношения между множественными социальными объединениями (общностями), чтобы соблюсти их интересы, защитить целостность, наладить контакты с другими группами и создать необходимые институты.
Из всего вышесказанного следует, что политическая сфера отвечает за интеграцию всех составных частей общества, а так же непосредственно за существование, движение, функционирование единого общества как нераздельного организма.
Что характерно для политической сферы?
Прежде всего, наличие государства как первой, единственной организации, выступающей в разных формах, но имеющей место быть в разные исторические периоды.
Во-вторых, политическая сфера требует обязательного наличия партий как ячеек, отражающих интересы и мировоззрения определенных групп населения (классов). Они призваны регулировать общение с прочими классами, общностями.
В-третьих, любая политическая сфера имеет политические институты, движения, организации. Они так же, как политические партии, отражают взгляды конкретной части общества, но, в отличие от политиков, не стремятся проникнуть во власть. Тем не менее, именно такие объединения (движения) поднимают самые «наболевшие» вопросы, а также помогают контролировать государственные решения. По мнению некоторых политологов, именно общественные группы и движения служат не просто важной частью политической жизни, но главным механизмом развития государства.
Политическая сфера неразрывно связана с остальными подсистемами общества, во многом зависит от них, в свою очередь, влияя на изменение духовной, социальной, экономической областей.
fb.ru
1 Воздействие политической системы на общество называется
1.Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий
4) использует логические умозаключения
2.Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
1) теоретического анализа
2) социального эксперимента
3) непосредственного наблюдения
4) обобщения повседневного опыта
3.Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4.Культура, в широком смысле слова, – это
1) сложные формы поведения человека и животных
2) все, что относится к деятельности в сфере искусства
3) степень воспитанности определенного человека
4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
5.Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
1) современная наука стремится к познанию истины
2) последствия научных исследований становятся все более неоднозначными
3) активизировалась борьба на рынке высоких технологий
4) все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований
6.Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7.Понятие – это форма мысли, которая
1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3) формирует наглядный образ предмета
4) фиксирует различные комбинации ощущений человека
8.Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает 1) экономика 2) социология 3) культурология 4) политология
9.Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на ниx.
1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.
10.Все, что создано человеком, в своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусством 4) наукой
11.Выберите верное утверждение об образовании в РФ.
1) Среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа.
2) В РФ предусмотрена возможность завершения средней общеобразовательной школы в системе экстерната.
3) Среднее полное (общее) образование является в РФ обязательным.
4) Ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения.
12.Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.
13.Укажите форму рационального познания.
1) восприятие 2) понятие 3) представление 4) память
14.Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает
1) экономика 2) социология 3) политология 4) философия
15.Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) наука Б) искусство
1) образность 2) логическая доказательность 3) эстетическое освоение мира
4) воздействие на эмоции человека 5) комплексное описание объекта
17.Верны ли следующие суждения, характеризующие массовую культуру? Массовой культуре
А. свойственно приносить прибыль.
Б. свойственна ориентация на узкий круг ценителей
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18.И чувственное, и рациональное познание
1) формирует знания и представления о предмете
2) использует логические умозаключения
3) начинается с ощущения
4) дает наглядный образ предмета
19.И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они
1) носят объективный характер
2) предполагают доказательства
3) могут передаваться из поколения в поколение
4) необходимы человеку для рациональной деятельности
20.Верны ли следующие суждения о развитии науки?
А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21.Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать
1) культурой 2) экономикой 3) мировоззрением 4) историей
22.Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством
23.Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
24. Познавательная деятельность в отличие от трудовой
1) предполагает наличие цели 2) направлена на постижение истины
3) требует специальной подготовки 4) носит полезный характер
25.Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, – это
1) общение 2) понимание 3) творчество 4) познание
26. Самопознание направлено на
1) познание общественных норм и ценностей
2) отражение объективной действительности
3) осознание своих возможностей
4) познание законов прекрасного
27. Верны ли следующие суждения об истинном знании? Истинным является всякое знание,
А. разделяемое большинством людей.
Б. подтвержденное практикой.
1) верно только А 2) верно только Б ) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
28. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач
1) элитарной культуры 2) поп-культуры 3) массовой культуры 4) духовной культуры
29. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе
1) искусства 2) науки 3) производства 4) образования
30. Верны ли следующие суждения о цели науки? Цель науки –
А. описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.
Б. отражение действительности в форме теоретических знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
31. Какая пара слов пропущена в следующей фразе?
Мораль – это представления о том, что такое … в поступках людей и человеческом обществе.
1) добро и зло 2) сила и разум 3) закон и порядок 4) борьба и уступки
32.Среди перечисленных наук изучением социальной структуры современного общества занимается
1) психология 2) география 3) история 4) социология
33.Для постижения культурных ценностей наименее существенным является(-ются) 1) способность сопереживать 2) знание наследия мировой и отечественной культуры
3) самостоятельные духовные усилия 4) устойчивое материальное положение
34.Результат художественного творчества может быть причислен к ценностям элитарной культуры, только если он
1) доступен и понятен всем людям, независимо от уровня образования
2) получил признание современников
3) направлен на получение коммерческой выгоды
4) требует от потребителя высокого уровня образования и развитого художественного вкуса
35.Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) наука Б) искусство
1) стремление к достоверности 2) обоснованность предположений
3) субъективность 4) образное отражение реальности
textarchive.ru