Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности
Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности
Возраст — это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:
- Биологический возраст – степень развития организма;
- Социальный возраст – степень развития социальных ролей и функций;
- Психологический возраст – особенности психологии и поведения;
- Физический возраст – количественный показатель развития человека (дни, недели, месяцы, годы).
Разделение жизненного пути человека существует для того, чтобы было возможным лучшее понимание закономерностей развития и специфики разных возрастных этапов. Попыток периодизации за всю историю психологии развития было сделано множество. Но проблема объективной возрастной периодизации остаётся актуальной и по сей день, т.
- Младенчество (от рождения и до 1 года)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст, игровой (от 3 до 6 лет)
- Школьный возраст (от 6 до 12 лет)
- Юность (от 12 до 20 лет)
- Молодость (от 20 до 25 лет)
- Взрослость (от 25 до 60 лет)
- Старость (от 60 лет)
Каждая возрастная группа, помимо всего прочего, характеризуется своими психологическими особенностями. И психологические периоды не совпадают с указанными выше физическими периодами. Итак, если рассматривать возрастные группы по психологическому признаку, то картина будет выглядеть следующим образом:
До 1 года
Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался – это поддерживать его жизнедеятельность, кормить, заботиться и т. п. Именно в этот период ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательными и обращать внимание абсолютно на всё, что касается ребёнка.
От 1 года до 3 лет
В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности. Так, например, вы можете дать малышу маркер и посмотреть, что он будет с ним делать: начнёт грызть, бросать или рисовать. Старайтесь больше наблюдать за ним – это поможет выявить какие-то склонности или, наоборот, отклонения.
3 года
Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы и т. п. Это именно тот период, когда вам нужно научиться находить точки соприкосновения с вашим ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, изучайте больше специализированной литературы, применяйте знания на практике. Возможно, стоит посетить несколько семинаров по воспитанию маленьких детей. Ну и, конечно же, продолжайте наблюдать за ребёнком и используйте в общении и воспитании разные подходы. Методом экспериментов, проб и ошибок вы найдёте лучший вариант.
4 года
Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к вашему ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги вы ему читаете, о чём вы с ним разговариваете. Лучше всего, если вы будете снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнёте учить читать и выводить буквы. Читайте ему хорошие сказки и рассказы, старайтесь, чтобы он не смотрел по телевизору сцены насилия, бессмысленные телепередачи и бестолковые мультфильмы. В общем, доводите до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.
5 лет
Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары. На данном этапе вы должны акцентировать своё внимание именно на проявлении таких моментов. Интересуйтесь тем, что беспокоит вашего ребёнка, что заставляет его волноваться и переживать. Наблюдайте за тем, как он выражает свои беспокойства. Это могут быть рисунки, странные надписи, непривычное поведение. Обращайте внимание на то, как вы сами ведёте себя в процессе обычной жизни, общении с ним и другими людьми. В этом периоде возможен переход восприятия вашего ребёнка от его прежнего восприятия разных явлений к более осмысленному.
6 лет
На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.
7-11 лет
В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства. В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни. На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к своему ребёнку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет очень важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самого себя.
12-16 лет
Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания.
Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ваш ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если вы замечаете у своего ребёнка агрессивность по отношению к вам, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т.п., то следует применять особые методы общения. А именно: строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения.16 лет — 22 года
В этом возрасте подростки всё больше стремятся показать и доказать свою готовность к взрослой жизни, самостоятельности. Наибольшую трудность здесь представляет то, что подросток уже является и самостоятельным человеком и человеком, которому всё ещё нужны помощь и забота. Это время юношеского максимализма, а также фатализма, в котором прослеживается потеря надежды на светлое будущее, тщетность бытия, стремлений и самой жизни. В этот период нужно оказывать своему ребёнку ещё большую поддержку, хотя все обстоятельства говорят об обратном. Нельзя идти на поводу у подростка и прогибаться под его давление. Важно выбрать специфическую манеру поведения, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым и не был задет и, в то же время, вы могли сделать так, чтобы он мог адекватно воспринимать поддержку и советы с вашей стороны.
23 года — 28 лет
Для этого периода развития человека характерны поиски самого себя, осознание своей индивидуальности, становление себя, как взрослого человека со своими правами, возможностями, обязанностями, обязательствами. Особое место занимают мысли о том, какое место человек должен занять в жизни, к чему стремится, куда идти, в каком направлении развиваться. Здесь важно и нужно быть наставником, направлять, поддерживать, советовать, вести правильные беседы и т.п. Если не оказать должного влияния, то на развитие могут повлиять факторы, играющие важную роль в предшествующей возрастной группе.
29 лет — 32 года
Данный период можно охарактеризовать переходным, т.к. многие представления, установки и убеждения, сформированные ранее, зачастую представляются неверными, а сама жизнь уже не кажется такой радужной и простой, как казалось до этого. На данном этапе возникают вопросы о смысле жизни, правильности избранного пути, деятельности, которой занимается человек, его убеждений и мировоззрения. Нередко люди в таком возрасте разрушают основы своего прошлого, меняют образ жизни, осознают новые истины, ставят перед собой новые цели и стремятся к ним. Самая плодотворная работа в этот период – это работа человека над собой, своим самосознанием, мировосприятием, осознание истинных ценностей.
33 года — 39 лет
На этом этапе жизни человек испытывает удовольствие от той деятельности, которой занимается, стремится к карьерному росту, достижению успеха и всяческих связанных с этим благ. Главным здесь является то, что человек должен быть на 100% уверен в правильности выбранного им направления и не должен испытывать никаких сомнений в выборе своего жизненного пути. В противном случае, человека может одолеть депрессия и психологический кризис, устранить который может либо тщательная и скрупулёзная работа над собой, либо помощь квалифицированного специалиста.
40 лет — 42 года
Время критического периода. То, чего достиг человек, кажется ему незначительным и недостаточным, часто возникает ощущение, что жизнь проходит зря, ни в чём нет никакого смысла, здоровье и силы идут на спад, молодость прошла и т. п. Как и в предшествующем периоде, дальнейшее психологическое развитие зависит от самоощущения человека, его картины мира и представления своего места в нём.
43 года — 49 лет
Новый период равновесия, который характеризуется стабильностью психики, убеждений, мировоззрения. Человек с новыми силами готов трудиться, особенно, если это какая-то новая деятельность, творческие люди испытывают приливы вдохновения. Всё способствует тому, чтобы жить гармонично и целенаправленно. Очень хорошо, если человек в этом возрасте ощущает поддержку со стороны близких и друзей, чувствует свою нужность, участие других людей в своей жизни.
После 50 лет
После 50 лет люди, как правило, приходят к более гармоничной жизни. Они в ладу с самими собой, имеют богатый жизненный опыт и могут дать адекватную оценку своему жизненному пути, прошлому, настоящему. Человек уже хорошо знает самого себя. Нередко проявляется стремление к познанию вещей высшего порядка, смысла бытия, причин всего происходящего. Но делается это не с позиции жертвы бессмысленного существования, а с позиции сформировавшейся личности, зрелого человека. Человек, которому за 50, также может испытывать потребность в общении с людьми. Часто налаживаются и поддерживаются старые связи и появляются новые. Лучшие условия для нормальной жизни в этот период – это комфорт, спокойствие, благополучная атмосфера, уверенность в завтрашнем дне, знание того, что рядом есть близкие, которые всегда смогут помочь и поддержать.
Как можно заметить, у каждой возрастной группы есть свои особенности и свойства. Психические различия на каждом этапе развития человека сказываются на его поведении, восприятии, деятельности, социальной активности и других важных свойствах его личности. Знания о возрастных группах и их особенностях имеют важное практическое значение, т.к. их можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих родных и близких, просто находящихся вокруг людей и самих себя. С помощью этих знаний всегда можно найти наилучший подход к человеку любого возраста и сделать общение с ним более продуктивным, а жизнь спокойной и гармоничной.
Помимо того, что есть разные возрастные группы, обладающие своим свойствами, есть ещё одна важная тема, о которой стоит знать, чтобы иметь возможность составить объективное представление о психологии развития человека. Это факторы, влияющие на развитие.
Возрастные этапы развития личности — Психологос
01 октября 2022 г., 21:53
В процессе роста и развития, с возрастом личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему.
Этапы развития личности по Эриксону
Смотри Этапы развития личности по Эрику Эриксону
Этапы развития личности по Н.И.Козлову
Смотри Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности — разные вещи. Смотри Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности
Психологический и педагогический подход к развитию личности и периодизации возрастных этапов
Собственно психологический подход к развитию личности ориентирован на то, чтобы реально обнаружить психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Педагогический подход определяет, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество. См.→
- Развитие личности как процесс
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову
Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Этапы развития личности по Эрику Эриксону
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
5Подробнее
31 дек. 2012 г.
Психологический и педагогический подход к развитию личности и периодизации возрастных этапов
Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности — разные вещи. Развиваясь, с возрастом личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Описание этих этапов — что должно быть на каждом из этих этапов, в каком возрасте человек должен пройти этот этап, что происходит если человек запаздывает или вовсе застревает, — все это описывается как Возрастные этапы развития личности.
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- «Зима и котик», стихотворение
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
Популярные статьи:
- Свои недостатки ставим себе на службу
- Лидер
- Эти глаза напротив…
- Вопросник Основы семейного договора
- Спокойное присутствие
Хиты недели:
- Бизнес-компетенции и упражнения Дистанции
- Эти глаза напротив…
- Вопросник Основы семейного договора
- Конфликтогены — занозы нашего общения
- Лидер
Область развития – общая психология
Перейти к содержанию
Психологические основы
Цели обучения
- Описать основные интересы и приложения психологии развития
— это научное исследование развития на протяжении всей жизни. Психологи развития интересуются процессами, связанными с физическим взрослением. Однако их внимание не ограничивается физическими изменениями, связанными со старением, поскольку они также сосредоточены на изменениях в когнитивных навыках, моральных рассуждениях, социальном поведении и других психологических характеристиках. Психологи раннего развития сосредоточили свое внимание прежде всего на изменениях, которые произошли во взрослом возрасте, что дало огромное представление о различиях в физических, когнитивных и социальных способностях, которые существуют между очень маленькими детьми и взрослыми. Например, исследование Жана Пиаже показало, что очень маленькие дети не демонстрируют постоянство объекта. Постоянство объекта относится к пониманию того, что физические вещи продолжают существовать, даже если они скрыты от нас.
Рисунок 2 . Пиаже наиболее известен своей теорией стадий когнитивного развития.Если бы вы показали игрушку взрослому, а затем спрятали ее за занавеской, взрослый знал бы, что игрушка все еще существует. Однако очень маленькие младенцы ведут себя так, как будто спрятанного предмета больше не существует. Возраст, в котором достигается постоянство объекта, является несколько спорным (Munakata, McClelland, Johnson, and Siegler, 1997).
В то время как Пиаже был сосредоточен на когнитивных изменениях в младенчестве и детстве по мере того, как мы переходим во взрослую жизнь, растет интерес к расширению исследований изменений, которые происходят намного позже в жизни. Это может отражать изменение демографии населения развитых стран в целом. По мере увеличения продолжительности жизни все больше и больше людей будут продолжать увеличивать число людей пожилого возраста. Действительно, по оценкам, в 2010 году в Соединенных Штатах проживало чуть более 40 миллионов человек в возрасте 65 лет и старше. Однако ожидается, что к 2020 году это число увеличится примерно до 55 миллионов. По оценкам, к 2050 году почти 90 миллионов человек в этой стране будут в возрасте 65 лет и старше (Department of Health and Human Services, n.d.).Поведенческая психология
Еще одной важной областью исследования в области разработки является обучение и бихевиоризм, о которых вы уже читали. Основные разработки в области обучения и кондиционирования произошли благодаря работам Ивана Павлова, Джона Б. Уотсона, Эдварда Ли Торндайка и Б. Ф. Скиннера. Современные бихевиористы применяют методы обучения в форме модификации поведения для решения различных психических проблем. Обучение рассматривается как изменение поведения, сформированное опытом; это достигается в основном посредством классического или оперантного обусловливания.
Попробуйте
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)Контент с лицензией CC, оригинал
- Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Современная психология. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-3-contemporary-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
- Содержание бихевиоризма. Предоставлено : Безгранично. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/introduction-to-psychology-1/theoretical-perspectives-in-modern-psychology-23/behavioral-psychology-113. -12650/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Периоды человеческого развития – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие
Перейти к содержимому
Лаура Оверстрит и Люмен Обучение
- Охарактеризуйте основные периоды развития человека
Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы считаете основными периодами развития. Сколько периодов или этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию часто разбивают продолжительность жизни на восемь этапов:
- Пренатальное развитие
- Младенчество и юность
- Раннее детство
- Среднее детство
- Подростковый возраст
- Раннее взросление
- Средняя взрослость
- Поздняя взрослость
Кроме того, к теме «Смерти и умирания» обычно обращаются после позднего взросления, поскольку в целом вероятность смерти увеличивается в более позднем возрасте (хотя существуют индивидуальные и групповые вариации). Смерть и умирание будут темой нашего последнего модуля, хотя это не обязательно этап развития, происходящий в определенном возрасте.
Список периодов развития отражает уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут исследованы в этой книге, включая физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, когнитивные навыки и социальные отношения. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.
Пренатальное развитие Рисунок 1 . Эмбрион на 8 неделе развития. (Источник изображения: Jacopo Werther, CC BY 2.0) Происходит зачатие и начинается развитие. Существует три стадии внутриутробного развития: зародышевый, эмбриональный и плодный периоды. Формируются все основные структуры тела (рис. 1), и здоровье матери имеет первостепенное значение. Существуют различные подходы к родам, родам и родам с потенциальными осложнениями беременности и родов, а также риски и осложнения у новорожденных, а также достижения в тестах, технологиях и медицине. Влияние природы (например, генетики) и воспитания (например, питания и тератогенов, которые являются факторами окружающей среды во время беременности и могут привести к врожденным дефектам). Эволюционная психология, наряду с изучением близнецов и усыновлений, помогает нам понять взаимодействие факторов и относительное влияние природы и воспитания на человеческое развитие.
Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с множеством непроизвольных рефлексов и острым слухом, но плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего и говорящего малыша (рис. 2). Воспитатели аналогичным образом превращают свои роли из тех, кто управляет расписанием кормления и сна, в постоянно меняющихся гидов и инспекторов по безопасности для мобильных, энергичных детей. Развитие мозга происходит с удивительной скоростью, как и физический рост и развитие речи. Младенцы имеют свои собственные темпераменты и подходы к игре. Взаимодействие с основными опекунами (и другими) претерпевает изменения под влиянием возможной тревоги разлуки и развития стилей привязанности. Социальные и культурные проблемы сосредоточены вокруг грудного вскармливания или искусственного вскармливания, сна в кроватках или в постели с родителями, приучения к туалету и необходимости делать прививки.
Раннее детство Рисунок 3 . Раннее детство или дошкольные годы в возрасте от 2 до 6 лет наполнены невероятным ростом и изменениями. (Источник изображения: Pixabay, CC0)Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению, примерно в возрасте от 2 до 5 или 6 лет (рис. 3). В дошкольном возрасте ребенок занят изучением языка (с поразительным ростом словарного запаса), обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников могут первоначально быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, например, демонстрация того, сколько времени что-то займет, вытянув два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.
Среднее детство
Рисунок 4. Среднее детство охватывает большую часть того, что традиционно считается начальной школой, или возраст от 6 до 11 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)Возраст от 6 до 11 лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы (рис. 4). Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы участвуют в этом процессе, сравнивая учеников и публикуя эти сравнения через командные виды спорта, результаты тестов и другие формы признания. Мозг достигает своего взрослого размера к семи годам, но продолжает развиваться. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. Дети также начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками; однополая дружба особенно заметна в этот период.
Подростковый возраст
Рисунок 5. Подростковый возраст, или возраст примерно от 12 до 18 лет, характеризуется половым созреванием и половым созреванием, что сопровождается серьезными социально-эмоциональными изменениями. (Источник изображения: Alexis Brown на Unsplash) Подростковый возраст — это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание; время может варьироваться в зависимости от пола, когорты и культуры. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода (рис. 5). По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь. Исследования развития мозга помогают нам понять склонность подростков к риску и импульсивное поведение. Основная задача развития в подростковом возрасте связана с установлением собственной идентичности. Подростки обычно изо всех сил пытаются стать более независимыми от своих родителей. Сверстники становятся более важными, поскольку подростки стремятся к чувству принадлежности и принятия; смешанные группы сверстников становятся все более распространенными. Изучаются новые роли и обязанности, которые могут включать свидания, вождение автомобиля, подработку и планирование будущей учебы.
Раннее взросление
Рисунок 6. Ранняя взрослость, примерно в возрасте от 20 до 40 лет, может быть разделена на еще одну категорию «зарождающейся взрослости», поскольку между более молодыми людьми и теми, кому за тридцать, часто существуют глубокие различия. (Источник изображения: WOCinTech, CC BY 4.0)Поздние подростки, двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением (студентам, которым за тридцать или больше тридцати, может быть приятно услышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других (рис. 6). Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни. В последние десятилетия было отмечено (в США и других развитых странах), что молодым людям требуется больше времени, чтобы «взрослеть». Они дольше ждут, чтобы покинуть родительские дома, закончить формальное образование, начать работу/карьеру, выйти замуж и завести детей. Один психолог, Джеффри Арнетт, предположил, что существует новая стадия развития после подросткового возраста и до начала взрослой жизни, называемая «начинающейся взрослостью», от 18 до 25 (или даже 29 лет).), когда люди все еще исследуют свою идентичность и еще не совсем чувствуют себя взрослыми. Когорта, культура, время в истории, экономика и социально-экономический статус могут быть ключевыми факторами, когда молодежь берет на себя роли взрослых.
Средняя взрослость
Рисунок 7. Средняя взрослость охватывает период от 40 до 65 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)Возраст от 30 лет (или 40 лет) до середины 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда начавшееся ранее физиологическое старение становится более заметным, период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично смотреть на возможности в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно (рис. 7). Называемые поколением сэндвичей, взрослые среднего возраста могут заботиться о своих детях, а также заботиться о своих стареющих родителях. Заботясь о других и о будущем, люди среднего возраста могут также сомневаться в собственной смертности, целях и обязательствах, хотя и не обязательно переживают «кризис среднего возраста».
Смотри: серия UP
В 1964 году исследователи и кинематографисты начали снимать увлекательный и знаковый документальный сериал, известный как серия UP. Британская команда «Мир в действии» из Гранады, вдохновленная иезуитским принципом «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится семь, и я дам вам мужчину», провела интервью с разнообразной группой семилетних детей со всей Англии. В первом фильме под названием «Семеро вверх!» они расспрашивали семилетних детей об их жизни, мечтах и страхах перед будущим. Майкл Аптед, исследователь оригинального фильма, возвращался, чтобы взять интервью у этих людей каждые семь лет с тех пор, в возрасте 14, 21, 28, 35, 42, 49 лет., 56 лет, а сейчас 63 года.
Это видео дает хороший обзор сериала (через призму анализа фильма, что делает его таким успешным и привлекательным). Сериал Up можно посмотреть на YouTube.
Вы можете просмотреть расшифровку «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).
Поздняя взрослость Рисунок 8. Поздняя взрослость обычно рассматривается как возраст 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образа жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которым может быть далеко за 100 лет. (Источник изображения: PXhere, CC 0) Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с большим количеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые-старые» (65-74 года), «старые-старые» (75-84 года). и «самый старый» (85+ лет; рис. 8). Молодые и старые похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и трудности в повседневной жизни; самые старые-старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Однако здесь задействовано множество факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей — это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушение старения (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .
Смерть и умирание
Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, подходят к ней и справляются с ней, зависит от многих факторов. Фото предоставлено Робертом Полом Янгом,. Исследование смерти и умирания редко получает то внимание, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, и они могут иметь общие стадии реакции на утрату (рис. 9).). Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими. Споры вокруг эвтаназии (помощь человеку исполнить свое желание умереть) — активного и пассивного типов, а также самоубийства с помощью врача, и законность в Соединенных Штатах различается.
Попробуйте
Подумайте о собственном развитии.